Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ [Лат. Palladius] (V в.), св. (пам. зап. 6 июля), епископ-миссионер в Ирландии. Основной источник сведений о П.- сочинения Проспера Аквитанского. В «Хронике» под 429 г. он пишет, что папа Римский св. Келестин I (Целестин) направил в Британию для борьбы с пелагианами свт. Германа Автиссиодурского «по совету» (ad insinuationem) диак. П. ( Prosper. Chron. 1301//MGH. SS. AA. T. 9. P. 472). Под 431 г. помещена запись о том, что П. был рукоположен Келестином I как 1-й епископ для «скоттов, верящих в Христа» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Ibid. 1307//MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). По-видимому, в этих известиях речь идет об одном и том же человеке. Предполагают, что миссии в Британию и Ирландию были связаны между собой и задуманы в контексте борьбы против пелагианства. Согласно эдикту имп. Гонория (30 апр. 418), все, кто открыто проповедовали учение Пелагия, осуждались на изгнание из Римской империи. Однако в Британии к тому времени (примерно с 410) уже не было ни рим. войск, ни гражданских властей, поэтому, вероятно, мн. сторонники пелагианства уехали именно туда. Их прибытие стало следствием обращения брит. противников пелагиан к галльским епископам или в Рим, в ответ на к-рое и была направлена миссия во главе с епископами Германом и св. Лупом , епископом г. Трикассы (ныне Труа). Согласно Житию св. Германа, написанному Констанцием Лугдунским (CPL, N 2105), на созванном святителем Соборе пелагиане тоже были осуждены на изгнание из Британии (Vita Germani [I]/Ed. W. Levison//MGH. SS. Scr. Mer. T. 7. P. 270-271). Вполне вероятно, что многие из них отправились в Ирландию, на к-рую не распространялась власть Рима ( Charles-Edwards. 2000. P. 202-214). Очевидно, назначение П. состоялось по просьбе ирландских христиан (возможно, переданной Герману во время его пребывания в Британии): как отмечал Келестин в одном из писем ( Coelestini.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

[лат. Eleutherius, Eleutherus; греч. Ελευθριος] († 185 или 193), свт. (пам. зап. 26 мая), еп. (папа) Римский (со 171 или 177). Согласно Liber Pontificalis , Е.- грек из г. Никополь (не уточняется из какого, вероятно из Никополя в Эпире); его отца звали Авундий (Абендий). По сообщению Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, Е. был диаконом при папе Аникете , на Римской кафедре стал преемником папы Сотера и занимал кафедру 13 лет ( Euseb. Hist. eccl. IV 22). Принял в Риме сщмч. Иринея Лугдунского (Лионского) с посланием Лугдунских исповедников (Ibid. V 4. 1-2). Согласно Liber Pontificalis, епископское служение Е. длилось 15 лет 3 месяца и 2 дня (в Liber Pontificalis начальный и конечный годы епископата Е. считаются за полные, тогда как Евсевий Кесарийский их не учитывает). Также в Liber Pontificalis уточняется, что Е. занимал кафедру при рим. императорах Марке Аврелии (161-180) и Коммоде (180-192) от консульства Вера и Геренниана до консульства Патерна и Брадвы. Для начальной даты понтификата Е. неправильно указано имя одного из консулов; вероятно, вместо Вер следует читать Север: Тит Статилий Север был консулом в 171 г. вместе с Луцием Альфидием Гереннианом. Для конечной даты понтификата Е. имя 1-го консула также дано неверно. Вероятно, речь идет о Тиберии Клавдии Матерне, к-рый был консулом вместе с Марком Аппием Атилием Брадвой Региллом Аттиком в 185 г., что соответствует правлению имп. Коммода. Эта информация содержится в каталоге папы Либерия (сер. IV в.), где, хотя и отсутствует точное указание о длительности епископского служения Е. на Римской кафедре, верно указаны имена консулов и императоров, с правлением к-рых совпадает понтификат Е. В Liber Pontificalis сообщается, что Е. умер 26 мая и погребен на Ватиканском холме рядом со св. ап. Петром. Однако эти сведения противоречат как общему исчислению длительности епископского служения, так и указанию в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где дата памяти Е. помещена под 6 сент. и названо место - в катакомбах на Соляной дороге. Болландист Д. Папеброх предположил, что при редактировании Liber Pontificalis дата смерти Е. была перепутана с датой перенесения его мощей с Соляной дороги на Ватиканский холм (составитель жизнеописания мог легко ошибиться, поскольку по рим. хронологической системе 6 сент. является 8-м днем до сентябрьских ид, в то время как 26 мая - 8-м днем до июньских календ). О захоронении Е. на Ватиканском холме упоминается в каталоге папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus, после 530), но в Мартирологе блж. Иеронима об этом не говорится. По преданию, впосл. мощи Е. покоились в ц. св. Иоанна (Сан-Джованни делла Пинья). В 1591 г. они были перенесены в ц. св. Сусанны на Квиринале; ныне находятся в капелле св. Лаврентия.

http://pravenc.ru/text/189695.html

Глава XXXIV. Ради незаконной клятвы обвинять всю церковь в еретичестве, а тем более отделяться от церкви – нельзя I. Папа «Виктор видя иных всех церквей великое согласие, а единых Асийских епископов упорных, клятве предаде их, и от соединения и общения церкви святыя отсече. Сей клятве мнози противусташа, якоже Ириней святый Лугдунский епископ, и зело поношаху Виктору о сем, яко толь многих епископов дерзнул от церкви отлучити, ихже, прежде его бывшии папы, неотлучахуся ради онаго стерпимаго разнствия, мира и любве общия неразрываху» (Баротий, лето 198, ч. 2–3). б) «Бе в церквах восточных немалый непокой о дни празднества пасхи, аще и древнее, но не отверженное сомнение. Ибо в Киликии, в Сирии и Месопотамии, со иудеями праздноваху, нерадяще о древнем Виктора папы уставлении» (Лето 324-е, ч. 22-е). в) «В Малой Азии весьма многие издревле совершали правдник Пасхи в четырнадцатый день, не обращая внимания, был ли то день субботний, – и, поступая таким образом, никогда не отделялись от христиан, совершавших этот праздник иначе, пока римский епископ Виктор, по неумеренной ревности, не послал отлучения всем христианам Азии, праздновавшим пасху в четырнадцатый день. За это однакож епископ Гальского города Лугдуна (Лиона), Ириней, сильно порицал Виктора в своем послании» (Ц. История Сократа, 426 стр.).. г) «Отлучал от церкви Виктор, папа Римский, епископы Асиятския... Но они на то его отлучение, яко безумное, небрегоша... Дерзновение Поликратово Божий Иероним хвалит, а дерзость Викторову Божий Ириней хулит» (кн. о Вере л. 199 и об.). Примечание. Но никто Виктора не считал еретиком, тем паче не отделялся от церкви, а все пребывали в мире и любви в православ. церкви. II. Благочестивый папа Лев, с клятвой, воспретил православным обращаться на восток с молитвой: «А понеже древний обычай церковный бе и есть на восток солнца молитися. В то время, ради сих манихеев, возбрани Лев на восток солнца обращатися молящимся, бояся дабы прикладом оных мерзостных идолопоклонства коего-либо не творили» (Бароний, лето 458-е; числа 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ириней, епископ Лионский Краткая биографическая справка: Ириней, епископ Лионский (Лугдунский), или Ириней Смирнский (ок.130–ок.200) [греч] – святой, отец Церкви. Родился в Малой Азии; родным языком И.Л. был язык греческий. В отрочестве он слушал поучения Поликарпа Смирнского, который рассказывал о своем общении с Иоанном Богословом, – эти слова И.Л., по его собственному признанию, " записывал не на бумаге, а в сердце " (см. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн.  V, 20, 4, 7).  Большой заслугой И.Л. признается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Прибыв в Галлию, принял там священство, выучил кельтский язык, но писал по гречески. Его антигностическое сочинение " Обличение и опровержение лжеименного знания " , на греческом языке сохранилось во фрагментах, однако существует полный древний латинский перевод под названием “Против ересей”. В этом произведении И.Л., исходя из полемических задач,  тем не менее впервые изложил христианское учение в плане догматическом. Его называют нередко основателем богословия. Еще один труд И.Л. – апологетический – " Изложение апостольского учения " , в начале ХХ века обнаружен в армянском переводе. Остальные сочинения И.Л. не дошли до наших дней.  Библиография работ о персоне: Страдания святаго священномученика  Иринея, епископа Лионского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.12. – Месяц август. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 35).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Григорий Турский. История франков. – М.: Наука, 1987. (Кн. I. Гл. 29).

http://bogoslov.ru/person/2929290

«Это нельзя публиковать – повредит репутации владыки» Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? 4 ноября, 2015 Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? Сегодня исполняется 12 лет со дня смерти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима – одного из наиболее влиятельных иерархов Русской Церкви. К годовщине смерти владыки интервью с Татьяной Александровой, одним из составителей книги его воспоминаний. Питирим (Нечаев) (8.01.1926–04.11.2003) – митрополит Волоколамский и Юрьевский , с 1963 по 1994 годы возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, с 1989 по 2003 годы – настоятель Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; один из наиболее влиятельных иерархов РПЦ. В 2004 году была опубликована книга с записями его воспоминаний – «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима», составленная Татьяной Александровой и Татьяной Суздальцевой. Татьяна Александрова – кандидат филологических наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, переводчик с древнегреческого и латинского. Автор исторических романов «День рождения Лукана» (М., 2013), «Перед жертвенником лугдунским», «Сад заповедный» (два последних романа вошли в книгу «Вечный град», М., 2014). – Татьяна Львовна, вы – составитель книги «Русь уходящая». В подзаголовке написано – «Рассказы митрополита Питирима». Но в предисловии вы указываете, что это обработанный устный материал. Кого в книге больше – митрополита Питирима или составителей? – Я один из двух составителей этой книги, совместно с Татьяной Владимировной Суздальцевой. Собирали материал мы вместе, компоновали тоже по согласию и проценты авторского участия никогда не высчитывали. С авторством здесь, надо сказать, сложно. В первом издании, которое выпустили мы (в красной обложке), книга имела подзаголовок просто «Рассказы митрополита». Мы не хотели возлагать на владыку ответственность за книгу, которой он не писал. Тем более, неизвестно было, как книгу примут.

http://pravmir.ru/eto-nelzya-publikovat-...

«Изложение в соответствии с Писанием» до наших дней не дошло, но, очевидно, оно было. «Еще тогда я жадно внимал этому, делал заметки, но не письменно, но в своем сердце и в памяти своей, и с тех пор взысканный милостью Божией не уставал размышлять об этих вещах». Он пишет увещавательное письмо Флорину, который стал уклоняться в ересь. Он говорит, что, если бы Поликарп был бы жив, он бы сказал: Господи, зачем ты допустил меня дожить до такого возраста, чтобы увидеть подобные вещи. т.е. куда склоняется Флорин, бывший ученик Поликарпа. Этот отрывок нам свидетельствует, что, благодаря Поликарпу, Ириней ощущал живую связь с традицией, восходившей к евангелисту Иоанну – к веку апостолов. Ириней покидает Малую Азию неизвестно в каком году и неизвестно по каким причинам, и переезжает в Галлию, г. Лион (Лугдунум) (поэтому иногда его называют «Ириней Лугдунскии»). В 177 или 178 году, будучи пресвитером Церкви Лиона, он был послан членами Церкви этого города к епископу Римскому Елевферию в качестве посредника при обсуждении вопроса о монтанизме. В этом письме, которое приводит Евсевий в 5-й книге, было следующее: «Мы поручили нашему брату Иринею передать тебе это письмо и просим оценить его по достоинству, ибо он усерден в заповедях Христовых. Поскольку нам известно, что сан сообщает праведность человеку, то, прежде всего, сообщаем, что он – пресвитер этой, Лугдунума, Церкви». Святой Ириней имеет переговоры с еп. Елевферием, обсуждает вопрос о монтанизме, в данном вопросе они, очевидно, были единомышленниками, и вскоре он возвращается в Лион. Здесь умирает еп. Пофин Лионский (190), – он становится мучеником. Кафедра оказалась вакантной, и св. Ириней наследует его кафедру, становится епископом Лионским. Пасхальные споры. Малаазийская, традиция празднования Пасхи 14 Нисана, а традиция других Церквей в т.ч. Римской, празднования Пасхи в воскресный день. Папа Виктор довольно сурово хотел поступить с епископами Азии, считал, что они должны быть отлучены от церковного общения. Здесь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апр.- Е., под 24 апр.- «страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела». По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с А., в действительности были 37 приближенными пресв. Александрийского сщмч. Феоны, память к-рого отмечена под тем же числом. Свт. Григорий Турский в соч. «О славе исповедников» (кон. VI в.) упоминает об обуви Е., почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика ( Greg. Turon. Glor. conf. 49). В соч. «О славе мучеников» он упоминает о сщмч. Иринее , погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Е. и А., от к-рых совершались исцеления ( Idem. Glor. mart. 49). В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апр. содержатся краткие сведения о смерти Е. и А., заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апр., а также сообщает, что «они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества». В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кард. Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с др. лугдунскими мучениками, сведения о к-рых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. В наст. время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится ц. св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. по Р. Х. Вероятно, в кон. V в., при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, к-рую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 г. по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 г. храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Е. и А. находились в ц. св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте ц. св. Иринея.

http://pravenc.ru/text/190031.html

во сне явился св. Амантий и упрекнул епископа за то, что он осмелился потревожить его прах. Святой предсказал, что К. придется покинуть город, но он не будет лишен епископского сана. Перенесение мощей св. Амантия могло быть одной из причин конфликта К. с горожанами, к-рые обвинили епископа в измене и намерении передать Рутены франкам. Вестготы решили убить К., но епископ узнал об этом и ночью с неск. слугами бежал из города. Он достиг франк. земель и укрылся в г. Арверн, где еп. Евфрасий (490-515) принял К. и даровал ему дома, поля и виноградники. Не названный по имени епископ Лугдунский (Лионский) выделил К. нек-рые владения своей кафедры, расположенные близ г. Арверн ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 36; Idem. Vit. Patr. 4. 1). В «Истории франков» о бегстве К. сообщается перед рассказом о победе Хлодвига над вестготами в 507 г.; такая подача информации должна была подкрепить утверждение Григория Турского, что жители Галлии сочувствовали франкам и стремились освободиться от власти вестготов-ариан. Однако, по мнению И. Вуда, К. пришлось бежать из королевства вестготов после смерти Хлодвига, когда франки потеряли Рутены, но сохранили за собой г. Арверн ( Wood. 1985. P. 256-257; Idem. 1994. P. 42, 46). После кончины еп. Евфрасия К., достигший преклонного возраста и пользовавшийся большим уважением, был избран на Арвернскую кафедру. Это вызвало недовольство потомков еп. Сидония Аполлинария (ок. 470 - ок. 490), сын к-рого, Аполлинарий-мл., претендовал на епископскую кафедру. По настоянию его сестры Альцимы и жены Плацидины К. отказался от кафедры, после чего избрание Аполлинария было утверждено кор. Теодорихом I (согласно Григорию Турскому, новый епископ поднес королю ценные подарки). Через 3 месяца Аполлинарий скончался, и Теодорих I, учитывая заслуги К. перед франками, назначил его на Арвернскую кафедру ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 2; Idem. Vit. Patr. 4. 1). К. было адресовано письмо св. Авита Вьеннского, но рукописная рубрикация не позволяет решить вопрос о том, относится ли заглавие «Епископ Авит епископу Квинциану» к посланию, в к-ром Авит приглашал епископа на Собор церковных иерархов Бургундского королевства в Эпаоне (517) ( Alcimi Aviti Ep.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

Святитель Григорий Турский в сочинении " О славе исповедников " (кон. VI в.) упоминает об обуви Епиподия, почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика . В сочинении " О славе мучеников " он упоминает о сщмч. Иринее , погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Епиподия и Александра, от которых совершались исцеления . Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апреля - Епиподия, под 24 апреля - " страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела " . По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с Александром, в действительности были 37 приближенными сщмч. Феоны, пресв. Александрийского , память которого отмечена под тем же числом. В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апреля содержатся краткие сведения о смерти Епиподия и Александра, заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апреля, а также сообщает, что " они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества " . В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кардинал Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с другими лугдунскими мучениками, сведения о которых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского . В настоящее время в Лионе , на месте погребения мучеников, находится церковь св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. н.э. Вероятно, в кон. V века, при свт. Патиенте , над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, которую упоминает Григорий Турский . Сохранившаяся крипта датируется IX-X вв. Возможно, она была возведена в 868 году по инициативе архиеп. Ремигия I . В 1562 году храм был разорен гугенотами , мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Епиподия и Александра находились в церкви св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В наст. время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте церкви св. Иринея.

http://drevo-info.ru/articles/13675974.h...

– После 177 года было множество других гонений в разных местах Римской империи, положение христиан совершенно изменилось только в начале IV века. Гонения прекратились, но христианская религия была признана римским государством только при императоре Константине в 313 году, а государственной религией она стала в 380 году при императоре Феодосии. К 430 году по инициативе святого Евхерия Лионского была построена церковь на месте часовни святого Пофина, где нашли приют мощи святых мучеников. Речь идет о базилике святых апостолов – несомненно, одной из старейших церквей Лиона. В 573 году она становится церковью святого Низье. Эта церковь в полной мере познала все тяготы бурной последующей истории. Она не раз подвергалась разграблению и разрушению; в частности, в 736 году – сарацинами, в 1253 году – еретиками вальденсами , в 1562 году – гугенотами во время религиозных войн и, наконец, еще раз в 1793 году – во время Великой Французской революции. К несчастью, во время этих различных грабежей святые мощи лионских мучеников бесследно исчезли. – Как вы думаете, почему это событие 177 года, уже довольно далекое от нас, так значимо для православных до сих пор? – Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю из лекций, которые читаются на Богословском факультете Лиона, что святой Ириней Лионский особенно почитается нашими православными братьями потому, что в свое время он был упорным защитником православной веры против ересей той эпохи, например против гностиков. В заключении я хочу сказать, что был очень рад встретить группу православных паломников в Лионе, чья горячая вера произвела сильное впечатление на меня, так что я, в свою очередь, остро прочувствовал эти события II века, случившиеся в Лионе и оставившие глубокий след в памяти нашей Церкви. Житие святого Низье (Никиты) см.: Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших//Сост. и пер. А.А. Бурова. Кн. Л–Н. М., 2010. Lugdnum (часто встречающееся название галльских городов, означающее, как полагают, «воронов холм») – город на холме при слиянии Арара (Соны) с Роданом (Роной), весьма процветавший торговый город, сделавшийся поэтому главным городом лугдунской Галлии, хотя он и лежал на краю этой провинции. С 43 г. до Р.Х. был римской колонией и получил еще другое название – Copia Claudia Augusta.

http://pravoslavie.ru/47722.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010