Известны 2 редакции Жития И., краткая (BHL, N 4599) и пространная (BHL, N 4600), датировка к-рых остается предметом дискуссии. По мнению Л. С. Тиймона , изучившего пространную редакцию, составителем Жития И. был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Л. Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие И. скорее всего восходит к сер. V в., но впосл. неоднократно перерабатывалось (Le diocèse de Lyon. 1983. P. 20). Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции сер. V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями св. Иоанна Кассиана Римлянина . С т. зр. Божар, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий , еп. Лугдунский (2-я четв. V в.) ( Beaujard. 2000. P. 105-106). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития И. является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в сер. IX в. Ее автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать ( Marilier. 1966. Col. 31). Мнение большинства исследователей о составлении Жития И. в кон. IV или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, к-рый некогда удалился с И. в егип. пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми И. подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены др. подробности (об участии И. в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имен Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой). Сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с т. зр. стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии скорее всего являются добавлениями, целью к-рых было поместить жизнь И. в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении И. в егип. пустыню и в описании его аскетических подвигов, к-рое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности И. как еп. Лугдунского позволяет полагать, что составитель Жития мало знал о святом.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

Церковь св. Иуста на плане Лиона. Ок. 1550 г. (Lyon. Archives municipales) Церковь св. Иуста на плане Лиона. Ок. 1550 г. (Lyon. Archives municipales) Согласно пространной редакции Жития, до возведения на епископскую кафедру И. был диаконом в г. Вьенна. Он управлял Лугдунским еп-ством много лет и прославился добродетелями. Это вызвало ненависть диавола, к-рый начал строить против святого козни. Один горожанин в припадке безумия вооружился и стал убивать людей. Когда поднялась паника, он скрылся в церкви и, угрожая поджечь храм, вынудил И. поклясться, что его заключат в темницу и сохранят ему жизнь. Однако по выходе из церкви убийца был немедленно растерзан толпой. И. счел себя виновным в этом и недостойным занимать епископскую кафедру. Спустя нек-рое время, возвращаясь из Италии, И. остановился близ Турнона (ныне Турнон-сюр-Рон, деп. Ардеш) и, решив не продолжать путь в Лугдун, созвал близких людей, попрощался с ними и поспешно отправился обратно. Прибыв на берег моря, между Арелатом (ныне Арль) и Массилией (ныне Марсель) он обнаружил судно, готовое отплыть в Египет. За И. последовал юный чтец Виатор, к-рый умолил святого взять его с собой. В егип. пустыне И. и Виатор поселились среди монахов, причем святой из смирения скрывал свой епископский сан. Через нек-рое время на собрании монахов некий паломник из Галлии узнал И. и открыл его тайну. Затем в Египет для встречи с И. приехал пресв. Антиох из Лугдуна (впосл. ставший епископом), чье прибытие святой предсказал заранее. Перед кончиной И. сообщил скорбевшему Виатору, что он также вскоре умрет. Усердием жителей Лугдуна останки святого были перенесены в Галлию. Изложенная в Житии легенда об удалении И. в егип. пустыню соответствует данным, приведенным в Иеронимовом Мартирологе. По мнению Дюшена, при составлении галльской редакции Мартиролога в кон. VI в. в Автиссиодуре был использован календарь Лугдунского еп-ства (MartHieron. P. XLI). В Мартирологе указаны 5 дней поминовения И., в т. ч. перенесение его тела из пустыни (4 авг.) и память св.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

В современном обществе, где все более возрастает холодность и одиночество, наше христианское призвание состоит в том, чтобы вновь и вновь утверждать ценность личного общения. Мы не должны позволить машинам властвовать над нами. Существует рассказ о человеке, который пришел на осмотр к психиатру. «Мне легче сосредоточиться, – сказал врач, – когда я не смотрю в лицо. Ложитесь на кушетку, а я сяду в углу за занавеской». Через некоторое время посетитель встревожился, так как в углу царила зловещая тишина. Он на цыпочках пересек комнату и заглянул за занавеску. Его худшие опасения оправдались. За занавеской стоял стул с магнитофоном, но не было психиатра. Однако посетителя это не очень смутило. Он много раз рассказывал свою историю психиатрам и носил с собой ее запись. Поэтому он просто вытащил из своей сумки магнитофон, поставил его на кушетку, включил и ушел. Выйдя на улицу, он зашел в бистро выпить кофе. Там он обнаружил своего психиатра за чашечкой кофе и подсел к нему за столик. «Однако, – запротестовал врач, – вы должны сейчас лежать на кушетке и рассказывать свою историю». «Все в порядке, – последовал ответ. – Мой магнитофон рассказывает вашему мою историю». Как христиане, мы должны утверждать высшую ценность прямого участия, непосредственной встречи – не машины с машиной, а личности с личностью, лицом к лицу. Рост Такова человеческая личность – свободная, евхаристическая, общинная, делающая себя, по примеру старца Зосимы у Достоевского, ответственной за всех и за всё. Но эти три характеристики следует восполнить четвертой – ростом, движением вовне, непрерывным прогрессом. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ). Животное по имени «человек» не статично или стационарно, но динамично. Человек – пилигрим, странник, «гомо виатор». Этот аспект человеческой личности иногда выражают, проводя различие между образом и подобием Божиим. Автор Книги Бытия, написав: «по образу, по подобию», вряд ли хотел подчеркнуть различие между этими терминами и скорее всего употребил их просто как синонимы. Но многие греческие Отцы (особенно св. Ириней, Ориген , св. Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин 4 ) видели здесь различие. По их толкованию, «образ» означает то, чем человек обладает с самого начала, то, что он, несмотря на падение, никогда полностью не утрачивает, тогда как «подобие» означает нашу конечную цель, полноту освящения и жизни в Боге, теозис, т.е. обожение. Образ дарован человеку при творении, а подобие достигается путем правильного употребления нашей свободы, всегда вспомоществуемой благодатью Божией. Образ относится к подобию как возможность к осуществлению или как начальный пункт движения к конечному. Образ знаменует не самодостаточность, но движение вперед, направленное к своему исполнению в подобии. Человек – странник, «гомо виатор», всю жизнь стремящийся от образа к подобию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

В этом месте послания помещен символ, уже посланный Константу, с прибавлением нескольких анафематизмов 367 . Оставшись таким образом одни, Западные продолжали пересмотр прежних процессов против Афанасия, Асклипы и Маркелла. По отношению к Афанасию они не сочли нужным производить новое расследование, – достаточно было тирского: оно явно говорило против следователей и оправдывало александрийского епископа. Асклипа предъявил протоколы по своему делу, составленные в Антиохии в присутствии его обвинителей и Евсевия кесарийского : из них явствовало, что и Асклипа был тоже невиновен. Что касается Маркелла, то прочтена была его пресловутая книга. С излишней снисходительностью признано было, что подвергавшиеся нареканиям места представляли скорее предположения, чем положительные утверждения, и что, по существу, его вероучение было правильно 368 . Что касается Восточных, то их поведение подверглось суровому осуждению. Собор пришел к убеждению, что если они уклонились от участия в нем, то потому, что мало верили в правильность своих прежних решений и боялись подвергнуться в свою очередь суду, что и на самом деле случилось бы, потому что на них было принесено много жалоб. Жертвы их явились на собор в очень большом числе, со свидетелями, протоколами и даже вещественными доказательствами, – орудиями перенесенных пыток. Все эти жалобы были рассмотрены, и собор, поскольку от него зависело, принял меры к восстановлению попранных прав. Он произнес, – заочно, как и Восточные, – несколько приговоров о низложении и отлучении. Они прежде всего касались трех лиц, незаконно поставленных на место оправданных епископов: Григория александрийского, Василия анкирского и Квинтиана газского, и затем, главарей партии в данное время – епископа антиохийского Стефана, Акакия, епископа Кесарии Палестинской, Минофана ефесского, Наркисса неронианского, Феодора праклийского, Урзакия сингидунского, Валента мурсийского; последние трое принимали участие в пресловутом мареотском следствии. Валент к тому же только что отличился тем, что разжег народное волнение, чтобы добиться избрания во епископа аквилейского, причем произошли кровопролитные сцены, и некий епископ Виатор был так избит, что умер через три дня. К списку подвергшихся каре собор прибавил еще Георгия, епископа в Лаодикии сирийской: он хотя не прибыл на собор с другими Восточными, но против него говорило то обстоятельство, что, будучи пресвитером в Александрии, он был лишен сана еп. Александром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не пытаясь искать оправдания, ссылаясь на свою добросовестность и на свои добрые намерения, он рассматривал себя, как ответственного за гибель этого человека. Он не обвинил ни народ, ни судью, но объявил себя самого недостойным епископского сана, и возвратился в свой родной дом в Турноне. Все друзья, посещавшие его там, не сумели отговорить его от этого решения. Ночью, он тайно уехал из своего жилища, сопровождаемый молодым чтецом из своей церкви по имени Виатор. Он направился к Арлю, затем к Марселю, где сел на судно, плывущее в Египта. Тотчас по прибытии он ушел в Скитскую пустыню 80 , в общество святых монахов, которые населяли тогда эти уединенные места. Он не обнаружил ни своего имени, ни своего достоинства. В обществе святого Виатора, своего компаньона, он жил в пустыне как простой монах, оставленный всеми. Так он жил в течение некоторых лет в глубокой скромности и в совершенном повиновении. Между тем Бог , который не хотел оставить под спудом такую святость, Тот, который возвышает тех, кто унижается, попустил, чтобы некий лионский паломник стал монахом в монастыре, где жил наш Святой. Узнав его, паломник поклонился ему и спросил у него благословения. Монахи, будучи удивлены, спросили его об основании такого жеста. Он им ответил, что этот скромный монах, который жил посреди них уже несколько лет, был ни кем иным, как великим епископом Иустом, митрополитом Лиона. В то время как Иуст огорчался тем, что его узнали, все сообщество, сконфуженное тем, что не почитало его по его достоинству, извинилось перед ним за то малое уважение, которое оно ему свидетельствовало до этого дня, и за игнорирование его достоинства. Но он их молил оставить его в их обществе, как и прежде, не взирая на его ранг, что и было ими принято. Таким образом, он продолжил жить как простой монах с тем же совершенством и с той же скромностью, довольствуясь непрестанной молитвой за свое стадо, которая всегда присутствовала всегда в своем разуме. С тех пор прошло несколько лет, и Антиох, который должен был стать третьим преемником Иуста на епископстве Лиона, подталкиваемый Святым Духом, возымел желание снова увидеть святого прелата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   С небольших дорог Италии: Проватий, Виатор, Факундин, Иосиф, Нумидий, Спирантий, Севир, Ираклиан, Фавстин, Антонин, Ираклий, Виталий, Феликс, Криспин, Павлиан.    С Кипра: Авксивий, Фотий, Гирасий, Афродисий, Ириник, Нунехий, Афанасий, Македоний, Трифиллий, Спиридон, Норван, Сосикрат.    Из Палестины: Максим, Аэтий, Арий, Феодосий, Герман, Силуан, Павел, Клавдий, Патрикий, Елпидий, Герман, Евсевий, Зиновий, Павел, Петр.    Все эти подписались к определениям Собора, весьма же многие другие еще до Собора сего писали за нас из Азии, Фригии, Исаврии; и имена их, числом около 63, заключаются в особенных посланиях; всех вообще имен триста сорок четыре.    51) Узнав об этом, боголюбивейший Царь Констанций позвал нас к себе, своеручно написал к брату своему, блаженной памяти Констансу, а ко мне в первый, второй и третий раз писал следующее: ПОСЛАНИЕ 3-е Констанций, победитель, Август Афанасию.    Человеколюбие нашей снисходительности не надолго оставило тебя обуреваться и влаяться свирепыми волнами моря; неутомимое наше благочестие не оставило без внимания, что ты обнажен был от отеческого крова, лишен своего места и скитался в диких непроходимых пустынях. Правда, очень долго медлил я исполнением своего намерения — писать к тебе, в ожидании, что добровольно придешь к нам и будешь просить уврачевания от понесенных тобою страданий. Но, может быть, страх препятствовал тебе решиться на это. Посему-то посылаем к твердости твоей это преисполненное благоволения писание, чтобы, отложив страх, постарался ты о скорейшем своем прибытии пред наши взоры, и за это, удовлетворив своим желаниям, изведав наше человеколюбие, возвращен был на свое место. На сей конец просил я за тебя и Государя, брата моего, победителя, Августа Констанса, чтобы доставил тебе возможность отправиться, и по общему нашему мановению, имея сей залог нашей милости, возвращен был ты в отечество. ПОСЛАНИЕ 1-е    И в первом письме особенно выразили мы ту мысль, чтобы ты без опасения прибыл к нашему Двору, так как нам всего более желательно возвратить тебя на свое место. И теперь посылаем к твердости твоей это письмо, убеждая им без всякого недоверия и страха воспользоваться общественными повозками и спешить к нам, чтобы можно было тебе получить удовлетворение во всем, чего желаешь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

 День их мученичества настал в местечке Урсиан: префект Виатор издал приговор, чтобы палачи отрубили головы Серванду и Герману. Их привели к холму, к возвышенному месту у всех на виду посреди близлежащих полей; и там, преклонив колени, молча молясь Богу, они приняли на священные шеи меч, принося себя как чистую жертву. Они претерпели мученичество за истинную веру в десятый день ноябрьских календ, славной смертью последовав в вечную жизнь.  O сколь блаженна Гадитанская земля, которая приняла в свое лоно кровь блаженнейших мучеников, где побеждены были смерть с дьяволом, где храбрейшие воины Христовы в великом триумфе перешли к бессмертию, приняв смерть. Но и большие города Гиспалис и Эмерита были причастны к благодати их страдания: плодородная Эмеританская земля приняла тело Германа, которое рядом с Евлалией и другими мучениками было с почестями предано погребению на кладбище; а тело Серванда покоится, с почестями захороненное на кладбище Гиспалиса между блаженнейшими мученицами Иустой и Руфиной.  Правит над всеми Господь наш Иисус Христос, Который живет с Богом Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Мученики Викентий, Сабина и Кристета Нет никаких древних источников, подтверждающих почитание этих святых до IX в. Гарсиа Родригес полагал, что культ был местным. 326 Сохранился гимн мученикам «Huc vos gratifice», написанный до арабского завоевания. 327 После нашествия арабов мощи святых оказались на севере Испании, затем в кафедральном соборе Бургоса, в начале XXI в. они были перенесены в базилику св. Викентия в Авиле, где и пребывают теперь. 328 Согласно мосарабским календарям, память мучеников – 27 или 28 октября. 329 Житие Викентия, Сабины и Кристеты Житие святых мучеников Викентия, Сабины и Кристеты, которые приняли мученичество в городе Авила в правление Дациана, в пятый день перед ноябрьскими календами. Благодарение Богу! Во дни после того, как Спаситель пришел во плоти, и пролил кровь Свою ради нашего спасения, спустился в ад, воскрес из мертвых, вознесся на небеса, евангельское знание мало-помалу распространилось по всей земле благодаря учению апостолов, и наконец достигло пределов Испании. Вера стала известна немногим, и малочисленность христиан делала ее еще более великой. А в языческих святилищах повсеместно дымилась кровь жертвенных быков и козлов. He было ни одного города, укрепленного места, деревни или крепости, где не было бы святилищ и изображений чудищ, отлитых из золота, серебра и других металлов, в обличье которых поклонялись демонам, и вера Христова трепетала, шествуя среди языческого буйства. Собрания во имя Христова происходили в самых тайных и сокровенных местах, и приходили туда немногие совершенные, и чем больше возрастала слава имени Христова, тем ниже падало проклятое нечестие. И вышло так, что уже не в одном городе разгоралось пламя истинной веры, и уже не прячась в тайниках, а открыто умножалось количество священников и других клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианские авторы иногда подчеркивали изначальное совершенство человечества в Раю: Адам при сотворении был наделен всей возможной полнотой святости и знания. Сегодня нам крайне трудно сохранить за этой идеей сколько-нибудь приемлемый смысл. Но подобный взгляд на состояние людей до грехопадения – не единственный в раннехристианской традиции. Другой взгляд, разделяемый такими авторами второго века, как Феофил Антиохийский и Ириней, гораздо лучше соответствует указанному динамическому различению между образом и подобием. Согласно этому взгляду, человек при творении был подобен ребенку – совершенным не столько актуально, сколько потенциально. Он не был наделен актуальной мудростью и праведностью, но находился в состоянии простоты и невинности. «Человек был мал, ибо он был дитя, – утверждает Ириней, – и для него поэтому необходимо было возрастая достигать совершенства». 5 Бог-Творец направил Адама по верному пути, но ему предстояло далекое путешествие, прежде чем он достиг бы своей цели. «Гомо виатор» должен двигаться не по кругу, а по пути, ведущему ввысь. Эта мысль раскрывается при надлежащем осознании смысла Христова Воплощения. Усвоив Себе нашу человеческую природу в Воплощении и обожив ее в Преображении, Воскресении и Вознесении, Логос ввел во Вселенную некое новое измерение, изначально отсутствовавшее в ней. Он не просто восстановил образ, но предоставил широчайшие возможности для осуществления подобия. Конец более, чем начало, эсхатология – не просто археология. Но и это еще не все. По св. Григорию Нисскому (ок. 330 – ок. 395) в его «Жизни Моисея», внешний прогресс и непрерывное возрастание человека (Григорий использует термин epektasis, означающий протяжение по направлению к тому, что находится впереди – см. Фил. 3:13 ) продолжается не только в этой жизни, но и в грядущей, в вечности. Не только на земле, но не в меньшей мере и на небе возрастание – неотъемлемая черта человеческой личности. Бог бесконечен, и поэтому Григорий верит, что искупленное человечество никогда не прекратит все более полно приобщаться к Божией безграничной славе и любви. Наше познавание Бога, хотя и будет постоянно расти, никогда не закончится. Природа совершенства парадоксальным образом заключается в том, что мы никогда не станем полностью совершенными, но всегда будем двигаться «от славы в славу» ( 2Кор. 3:18 ). По словам Жана Даниэлю, «любой конец – не более чем начало, любое прибытие – не более чем новое отправление». 6 Любая граница, по мысли св. Григория, подразумевает то, что находится за ней; любое ограничение указывает на свое превосхождение. 7 Как и история, вечность – не замкнутый круг, но путь, ведущий ввысь; не геометрическая точка, но вечно восходящая спираль.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

Таким образом, он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: «Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением». Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: «Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную». Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390, а его ученик последовал за ним месяцем позже. Жители Лиона, узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев, которая была в ту пору городским собором. Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидуан Аполлинэр, который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что Храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию. 80 По коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) переводится как большая пространная равнина. Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.) Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ложные мифы, опасные заблуждения, огромное количество духовно пустой литературы сочетаются вместе и вступают в союз с невежеством, выражающимся в незнании харизмы и значения любви. Настоящий краткий обзор был необходим, чтобы обрисовать основные контуры антропологии (учения о человеке), точнее охарактеризовать царственное священство верных и в свете монашества понять брак как супружеское священство. Только поднявшись до уровня мысли Бога о человеке, осознав неизмеримое достоинство новой твари, можно уловить сущность супружеского единства. Антропология Час свидетелей Бог царственно свободен, что выражено в словах: «Мистериум фасцинозум» (таинство, очаровывающее абсолютно и навсегда). «Что можно знать о Боге, явно для них...», но «люди подавляют истину неправдою» ( Рим.1:18 −19). А между тем «Дух Святой ничего не боится и никого не презирает», эти слова святого Симеона Нового Богослова означают, что Бог не господин, а человек не раб. Бог есть Свобода , а человек дитя этой Божественной свободы, и, по словам отцов, «игра Божия». Чем больше представляется нам святилище заброшенным и профанированным, тем большую силу обретает человеческое «да» святыне жизни, очищенное в огне царственно свободной веры. Воинствующие атеисты, сами того не подозревая, особым образом содействуют очищению образа Божьего в человеческом сознании. Их критика, задыхающаяся в безвоздушном пространстве, открывает новые просторы творческой мысли христианских богословов, побуждает их устремляться во внутренние расселины к последнему освобождению. Если в минувшие века человек имел тенденцию удаляться от искаженных форм господствующей религии, то в наше время, когда современный мир давит на человека всей тяжестью своей политики и техники, человек предчувствует, что человеческое достоинство и его свобода могут быть обретены лишь в единственном прибежище верующего меньшинства, потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 1Кор.3:17 ). Речь отнюдь не идет о реформах внутри Церкви; такая, как сейчас, она – чудо и святилище. Речь идет о «метанойи», об изменении существа каждого верующего. Именно поскольку он есть вместилище Пятидесятницы, он не может нигде обосноваться. «Хомо виатор», он чувствует у себя под ногами «три тысячи саженей воды», но ему известны места в мире сем, где тяжесть давит со всей своей силой, потому что в Боге только «да». Конец константиновской эпохи знаменует собой конец великих исторических организмов и начало радостной эры апостольской веры свидетелей. Монашество и царственное священство верных полагают начало христианскому синтезу последних времен. Божественное Человеколюбие

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

  001     002