2. «Глосса на Послания апостола Павла» (Glossa in Epistolas beati Pauli; текст см.: PL. 191. Col. 1297-1696; 192. Col. 9-520; крит. изд. отсутствует), наиболее крупное и известное экзегетическое сочинение П. Л. Как доказал Бради, существует 2 редакции сочинения (см.: Brady. 1971. P. Представленная в неск. рукописях (по меньшей мере в 4) 1-я редакция содержит богословские экскурсы, впосл. перенесенные П. Л. в текст «Сентенций» (опубл.: Ibid. P. Idem. 1981. P. Во 2-й редакции, засвидетельствованной в многочисленных рукописях, нек-рые из этих экскурсов были удалены; П. Л. внес в текст небольшое число исправлений, а также добавил маргиналии с дополнительными цитатами из авторитетных источников. Поскольку в одном из богословских экскурсов обсуждается христология Гильберта Порретанского (см.: Idem. 1971. P. завершение работы над 1-й редакцией можно датировать кон. 40-х гг. XII в., тогда как 2-я редакция была создана после поездки П. Л. в Рим и завершения «Сентенций», т. е. во 2-й пол. 50-х гг. XII в. (см.: Ibid. P. Как и в «Глоссе на Псалмы», основным источником П. Л. является глосса Ланской школы (т. е. Parva glosatura). Он полностью переносит ее текст в собственное сочинение, дополняя его многочисленными поясняющими вставками, привлекая новые источники и предлагая собственные уточняющие замечания (анализ метода работы П. Л. на примере отрывка Рим 1. 17 см.: O " Hagan. 2018. P. 98-112). В число основных источников, из к-рых П. Л. заимствовал материал при работе над «Глоссой на Послания апостола Павла», входят: 1) сочинение Флора Лугдунского (IX в.) «Толкование на Послания блаженного Павла из трудов святого Августина» (Expositio in epistolas beati Pauli ex operibus S. Augustini), в к-ром были собраны и упорядочены в соответствии с последовательностью Посланий Павлова корпуса многочисленные цитаты из трудов блж. Августина; 2) «Комментарий на Послания апостола Павла» (Commentarius in XIII epistulas Paulinas; CPL, N 184), написанный неизвестным рим. автором 2-й пол. IV в., который традиционно обозначается как Амброзиастер ; 3) «Толкование на Послания апостола Павла» (Explanatio in Pauli apostoli epistulas) лат.

http://pravenc.ru/text/Петр ...

Позже, при Домициане, на территории, оккупированной этими легионами, было образо­вано две новых провинции: Верхняя и Нижняя Германия. Ниж­няя была выделена из состава Белгики, а Верхняя – из Белгики и Лугдунской провинции с включением в нее правобережья Рей­на – лимес был отодвинут от этой реки на запад, до Неккера, от­куда большую часть местных германцев либо принудительно пе­реселили на левый берег, либо они сами ушли вглубь свободной Германии. Граница между двумя провинциями проходила к югу от Колонии Агриппины (Кельна), в которой находилась штабквартира армии и провинциальная администрация. Центром Верхней Германии и штаб-квартирой расквартированных в ней легионов стал Могонтиак, или Майнц. В обоих провинциях жи­ли как кельты, так и германцы. Из-за военного значения обеих Германий в них присутствовал многочисленный латиноязычный элемент. Возле воинских лагерей вырастали канабы, многопле­менные жители которых по необходимости общались между со­бой на имперской латыни. Германцы, обитавшие на левом берегу Рейна, особенно в пре­делах Верхней Германии, подверглись культурному воздействию не только латинского, но и галльского элемента, а на правом бе­регу, в соседстве со свободными германцами, полнее сохраняли свое оригинальное германство, но массированное присутствие римских легионов создавало и за Рейном обстановку, способство­вавшую культурной романизации местных германцев. Административная организация германских провинций осно­вана была на племенных территориях. В соответствии с римской терминологией округа обозначались как civitates, но при этом но­сили названия племен, поселения которых не имели городского типа. За Рейном это были civitates usiporum, tubantum, nictrensium. Городами германских провинций были римские военные ла­геря (castellae) – Колония Агриппина (Кельн), Бонна, Могонтиак и выраставшие по соседству с ними канабы, а не поселения або­ригенов, в то время как центры галльских племен, и до римского завоевания представлявшие собой относительно крупные и укреп­ленные оппидумы, в эпоху римского господства вырастали в на­стоящие города.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Последних, как можно с вероятностью заключать, было несравненно больше, и они очевидно, во всех внешних отношениях должны были избегать всего того, что могло бы показать их отличие от их соседей – язычников. Вращаясь среди общества, в котором бесчисленные мелочи обыденной жизни находились в тесной связи с государственной религией, они по необходимости должны были по внешности сообразоваться с характером этой жизни и исполнять иногда такие обычаи, которые в строгом смысле отзывались признанием языческого культа 15 . И вот, если первыми были схвачены и отданы мщению народной ярости те, которые открыто признавали себя христианами, то на судебном разбирательстве под пыткой уличены были в принадлежности к христианству и многие из тех, которые дотоле неизвестны были за таковых, так как в обыденной жизни они ничем не отличались от своих соседей – язычников. В этом отношении между Тацитом и Плинием весьма большое сходство; но выводить отсюда, будто бы Тацит для изображения состояния вещей в царствование Нерона воспользовался красками, заимствованными у Плиния и изображающими положение вещей уже во II столетии, было бы совершенно несправедливо. Еще больше аналогии мы встречаем между образом действия Плиния и образом действия правителя Галлии Лугдунской в 177 г. Но это сходство зависело вовсе  не от заимствования, а от существенного сходства в самых обстоятельствах дела. Теперь возникает вопрос, какой же собственно характер носило Нероново гонение и какую оно имело продолжительность и распространенность. Если брать слова Тацита сами по себе, то в них нет ничего такого, что могло бы указывать на то, что гонение на христиан при Нероне продолжалось в течение нескольких лет; но с другой стороны в них нет ничего и несогласного с тем выводом, который вытекает из свидетельства Светония. Тацит, как мы видели, утверждает, что «огромное множество» христиан были осуждены вследствие их мнимой ненависти к человеческому роду или враждебности римскому обществу. Гонение продолжалось до тех пор, пока римскому населению не надоело это и оно начало чувствовать жалость к страдальцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/nerono...

P. 149-150). Эта запись почти без изменений воспроизведена в мартирологе Флора Лионского; Адон Вьеннский существенно расширил сказание и добавил к нему сведения о праздновании памяти Л. м. в Лионе. В большинстве календарей и мартирологов упоминаются 48 мучеников, но Вандальберт Прюмский и Адон ошибочно писали о св. Бландине и 48 др. мучениках, а в нек-рых календарях число мучеников достигает 50. Узуард сократил пространное сказание Адона и пропустил имена Л. м.; в таком виде поминовение еп. Потина, Бландины и 46 др. мучеников было включено в Римский мартиролог. В средние века в Лионе использовались дополненные версии каролингских «исторических» мартирологов, прежде всего мартиролога Флора. В печатных изданиях Лионского миссала поминовение Потина и др. мучеников указывалось под 2 июня (издания 1556, 1620 и 1688 гг.). Однако в миссале 1737 г. кроме памяти Потина и 47 Л. м. («двойной» праздник 2-го класса с октавой) указана также память Бландины (8 авг., «duplex minus»). В миссале 1771 г., перепечатанном в 1825 г., поминовение Потина и 46 др. мучеников помещено под 1-м воскресеньем июня. В приложении к этому изданию (1844) и в миссале 1846 г. указано, что память Потина и 47 мучеников совершалась в 4-е воскресенье после Пасхи («solemne-minus» с октавой), а память Бландины - 8 авг. («semiduplex maius»). Статус праздников изменен в Римско-Лионском миссале 1866 г.: память Потина и других мучеников - «двойной» праздник 2-го класса с октавой, память Бландины (перенесена на 9 авг.) - «двойное поминовение». Согласно календарю Лионского архиеп-ства 1982 г., память св. Потина, 1-го епископа и покровителя Лиона, и др. мучеников совершалась 2 июня, память св. Бландины - 9 авг. В наст. время поминовение святых Потина, Бландины и др. Л. м. совершается 2 июня в Лионском архиеп-стве (в календаре Римско-католической Церкви для Франции - факультативная память). Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 1-4; Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. G. Krüger, G. Ruhbach. Tüb., 19654. S. 18-28; The Acts of the Christian Martyrs/Ed.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Возвращаясь к дальнейшему рассмотрению Климентова послания, мы в заключение нашего обзора попытаемся вывести из него те недоуменные вопросы, которые возбуждаются некоторыми местами и выражениями этого послания и которые могут получить разрешение при дальнейшем изучении других сочинений древнехристианской литературы. Так в главе I Климентова послания говорится о том, что прежде коринфяне повиновались предводителям своим (praepositis vestris=γουμενοις) и воздавали должную честь старшим (seniores, πρεσβυτεροις), а в главе 21-й предлагается коринфской общине почитать своих представителей (prepositos=προηγουμενους) и уважать пресвитеров (seniores, πρεσβυτερους) и даже дается уже частный совет людям, положившим начало возмущения, покориться пресвитерам (presbyteris, πρεσβυτεροις). В главе же 61 упоминается об архонтах и игумнах исключительно в смысле светских правителей (римских). Если допустить, что слово старший (senior) обозначает тех же пресвитеров и предстоятелей (председателей), упоминаемых в гл. 1-й, 21, которым нужно воздавать, честь т. е. уважение и почитание, то в отношении предводителей (проигуменов) категорично требуется повиновение им... 14 Теперь спрашивается; кто же были эти предводители в общине, были-ли они людьми светскими или духовными, какова была их роль в общине и каковы были их обязанности? Оставляя этот вопрос пока открытым, мы тем не менее считаем уместным указать здесь на одно место из приведенного Евсевием в его Церковной Истории (кн. V, гл. 1) послания двух Галликанских церквей: Лугдуна (Лиона) и Виенны (Вьенн) церквам азийским и фригийским об испытанных мучениях, воздвигнутых во второй половине второго века. В этом трогательном послании Лугдунские и Вьенские братья («рабы Христовы, жители Виенны и Лугдуны в Галлии – братьям в Азии и Фригии, имеющим одинаковую веру и надежду искупления») между прочим пишут: «Мы не боялись угрожавших нам мучений, но взирая на конец, опасались, чтобы кто-либо не отпал. Достойных восполнить число прежних мучеников брали под стражу каждый день; так что из двух церквей собрали всех лучших мужей, которые преимущественно и управляли тамошними делами». Из этого отрывка несомненно явствует, что в Лугдунской и Виеннской церковных общинах (наиболее всех прославившихся во время воздвигнутых на них гонений своей стойкостью в вере и примерным православием ) в половине II века «лучшие уважаемые люди» (σπουδαους) управляли тамошними церковными делами (δι ν συνεστκει τ νθδε), но к сожалению и этот драгоценный источник, разрешая в положительном смысле об управлении церковными делами «лучшими людьми из мирян», не дает более подробных указаний об этих людях и о том, в чем и как состояло и выражалось это управление. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать вторую (Лк.16:19–31) Тертуллиан и святые: Ириней Лугдунский, и Амвросий Медиоланский , и Григорий Римлянин, называемый Диалог, и другие за историю почитали нынешнее Евангельское повествование; божественный же Златоуст, и иже во святых Кирилл Александрийский и Феофилакт Болгарский и другие притчею сие повествование называли 2 . И истинно, если посмотришь на видимую малость переношений и инознаменательностей, на образец исторического повествования, на лице именно Лазаря, – мало усомнишься, что повествование сие есть история. Если же паки разберешь, сколько находится переношений и инознаменательностей, и богатого введенного без имени так: «человек некий», еще же и сие, что прежде суда представляет Лазаря на лоне Авраамли, богатого же во аде: не усомнишься, что притчею говорил Богочеловек ныне чтенные слова. Но сомнение сие довольно решили отысканные древние Евангельские рукописания, в которых прежде сего: «человек некий бе богат», сии находятся слова: «рече же и другую притчу: человек некий бе богат», и проч. 3 Конец же сей притчи есть представление мщения любострастных и немилосердых богачей и славы тех, кои великодушно переносят убожество и болезнь. Кто с верою и со вниманием послушает сего небесного учения, если богат, будет воздержен и милостив; если же убог и немощен, будет мужествен и терпелив. Лк.16:19 .  «Рече Господь: человек некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло.» Украшали в древние времена краскою, из раковин растворенною, одеяние, и называли таковое порфирами, от багряного цвета; виссоном же называли индийские льняные одеяния. Было же в те времена таковое одеяние весьма в великой цене. Сей убо богатый, – который означает всякого любострастного и жестокосердого богача, – одевался одеянием багряным и виссонным, и веселился не некогда, но во всякий день светло, то есть, великолепно и довольно и богато, стол имея, многими и различными пищами и напитками исполненный, и музыку, и пения, и пляски, и игры и другое сему подобное, – что доныне видим во дворцах любострастных и тщеславных богачей, боготворящих чрево и работающих удовольствиям плоти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

«Вторым Житием» пользовался в сер. IX в. Эйрих Осерский для поэтического переложения Жития Г. в 6 книгах, а также осерские монахи Рейногала и Алаг, составлявшие во 2-й пол. IX в. по распоряжению еп. Валы «Деяния Автиссиодурских епископов». Поскольку во «Втором Житии» целиком сохранился текст Констанция, то во мн. средневек. рукописях оно фигурирует под его именем, что нашло отражение в ранних изданиях (Л. Сурия, Ж. Б. Дю Сольеа). Житие У Констанция Лугдунского лишь в общих фразах сообщается о жизни Г. до назначения его епископом. Он происходил из местной галло-рим. аристократии г. Автиссиодура; получил классическое образование сначала на родине, а затем в Риме, где нек-рое время занимался адвокатской практикой; впосл. служил при префекте Галлии. Был женат на некой знатной римлянке Евстахии (ее имя появляется только во «Втором Житии»), однако об их детях ничего не известно. По смерти еп. Автиссиодура св. Аматора Г. был по требованию народа провозглашен его преемником. К сожалению, повествование Констанция, последовательно излагая события, не дает точных хронологических ориентиров. «Деяния Автиссиодурских епископов» и автор «Второго Жития» определяют длительность епископства Г. 30 годами и 25 днями. Однако попытка составителей «Деяний» согласовать время его правления с временем правления императоров и понтификатов пап грешит неточностями. Наиболее надежно в данном вопросе свидетельство пресв. Стефана Африканца, составившего в кон. VI в. по просьбе Автиссиодурского еп. Авнахария Житие св. Аматора, предшественника Г. В этом сочинении указано, что Аматор скончался в среду 1 мая. Соответствие даты и дня недели имело место в 412, 418 и 429 гг.; в последнем Г. уже был епископом, а ранняя дата не соответствует 30-летнему сроку епископства, т. к. в 444 г. Г. был еще жив и присутствовал на Соборе в Везонционе (совр. Безансон). Т. о., епископское служение Г. следует датировать 418-448 гг. 1-я миссия в Британию Весь период между поставлением Г. на епископскую кафедру и его 1-й миссией в Британию (429-430) агиограф Констанций заполняет описанием добродетелей и чудес святого.

http://pravenc.ru/text/164693.html

Вскоре Л. вступил в конфликт с австразийскими советниками Хильдерика II, к-рые пытались лишить автономии Нейстрию и Бургундию. Поводом для столкновения, которое произошло на Пасху 675 г. в Августодуне, был спор между Гектором, патрицием Массилии (ныне Марсель), и св. Прейектом, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) (об этом сообщается также в Мученичестве Прейекта - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 212-248). Л. выступил на стороне Гектора, а король (и, вероятно, Вульфоальд) поддержал Прейекта. Во время празднования Пасхи противники Л. и Гектора убедили короля в существовании заговора. Осознав опасное положение, в к-ром они оказались, епископ и патриций перед рассветом бежали из города. Настигнувшие их воины убили Гектора на месте, а Л. привели к королю, к-рый по совету прелатов и знати сослал его в Луксовий. На Августодунскую кафедру был возведен Герменарий, аббат монастыря св. Симфориана (в древнейшем Мученичестве (версия А) говорится, что Герменарий убедил короля пощадить Л., хотя его ложно причисляли к врагам святого). В том же году Хильдерик был убит, а майордом Вульфоальд бежал в Австразию. По-видимому, тогда же в Луксовии Л. и Эброин заключили соглашение, благодаря которому епископу удалось вернуться в Августодун, а Эброину - собрать отряд сторонников. Согласно Мученичеству, Эброин намеревался расправиться с Л., но ему помешал еп. Генесий Лугдунский со своими воинами. Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Теодорих III, вновь ставший королем Нейстрии и Бургундии (675), назначил майордомом Леудезия, которого поддержали Л. и Гаэрин. Однако вернувшийся из ссылки Эброин провозгласил королем малолетнего Хлодвига III. Захватив Теодориха в плен, Эброин убил Леудезия и занял должность майордома при поддержке св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского). Чтобы укрепить свое положение, он объявил законным правителем Теодориха III, а не Хлодвига. Эброин стал преследовать политических противников, многие из них бежали в Юж.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

В источниках VIII-IX вв. К. М. обвиняли также в разграблении церковного имущества. Так, в «Деяниях Осерских епископов» утверждается, что при еп. Айдульфе К. М. отнял у Автиссиодурской кафедры значительную часть владений и распределил их между вассалами (Gesta pontificum Autissiodorensium. 32). По мнению И. Вуда, эти события относятся ко времени, когда К. М. приступил к покорению Бургундии. Согласно «Продолжению Хроники Фредегария», майордом рассеял мятежников и распределил земли Лугдунской Галлии между вассалами (Lugdono Gallia suis fidelibus tradidit - Chronicarum qui dicuntur Fredegarii continuationes. 14). Встретив в Бургундии сопротивление знати, майордом конфисковал значительную часть их владений, в т. ч. церковные земли ( Wood. 1994. P. 280). Др. способом отчуждения церковной собственности была передача в держание. В мон-ре Фонтанелла «дурной» настоятель Теутсинд передал почти 1/3 монастырских земель в качестве прекария родственникам и «людям короля» (regiis hominibus - Gesta abbatum Fontanellensium. 10). В «Деяниях Фонтенельских аббатов» подробно говорится о прекарии, который держал некий комит Ратхарий. Сначала комит выплачивал монахам ежегодный ценз в 60 солидов, но при аббате Витлаике (754-787) перестал это делать. Т. о., мон-рь фактически утратил эти земли (см.: Wood. 1995). Назначение К. М. на церковные должности своих сторонников и использование церковного имущества для гос. нужд осуждались авторами эпохи Каролингов. Однако лишь в послании св. Бонифация к Этельбальду, кор. Мерсии (716-757), майордома открыто обвиняли в нанесении ущерба Церкви. В письме говорится о мучительной смерти К. М., к-рый «разорил множество монастырей и присваивал церковное имущество для собственных нужд» (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 73). Но эта фраза содержится не во всех рукописях и, как полагают исследователи, скорее всего является поздней вставкой ( Wood. 1994. P. 280). Впосл. св. Бонифаций признавал, что майордом в интересах защиты гос-ва мог осуществлять контроль над церковной собственностью. Об этом говорилось в постановлениях Собора, проведенного Бонифацием и майордомом Карломаном в 743 или 744 г. в Лифтинах (ныне Эстин, Бельгия) (MGH. Capit. T. 1. P. 28).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

1402 Речь о том, каковы очищение и устроение небесных сил. Иначе. Заметь, что очищение небесных сил есть воссияние, сообщающее более совершенное ведение. Заметь и то, что они преуспевают в ведении и что о демонах не говорят, что те очищаются, – вопреки утверждающим, будто и они в выдуманном ими апокатастасисе спасутся со святыми. 1409 Это – о смерти грешников и о том, что думают о наступающем после смерти эллины, мнения которых он излагает. Ведь более бессмысленные из их числа – к ним принадлежит и Биант, не Приеней, но некий другой – допускают, что душа не бессмертна, но смертна и разрушается, как и тело, и идет в небытие. Другие же, как будто более из них разумные и философствовавшие о бессмертии души, как Платон и ему подобные, говорят, что после смерти тело не соединяется с душой, но вовеки уже не возвращается к тому, с чем имело связь. Это означает употребленное им выражение «раз навсегда», в смысле «никогда больше», – не составится, поскольку, говорят они, материальное недостойно быть совечным душе, и душа одна существует бессмертно. Это же по–разному говорят и еретики, основываясь на происходящих от Симона Мага, Менандра, Валентина, Маркиона и Манента, а теперь еще и от Оригена , баснях, а не на догматах. И смотрите, к кому хотят быть причисленными и какие нелепые мнения приписывают непорочной христианской вере еретики, ненавидимые Богом и людьми здравомыслящими. 1412 Некоторые еретики, вроде последователей Симона Мага и ему подобных, громко тогда кричали, что если и будет у душ тело, то только эфирное. Да будет известно, что и Ориген говорит то же самое в некоторых своих сочинениях, а в других это полностью отрицает, утверждая, что вся телесная природа уйдет в небытие. Читай Мефодия, святого мученика, и Олимпия, адрианопольского епископа, что в Ликии, – ими против него написанное о воскресении, – и Антипатра, епископа Бострского – и поймешь баснословность и ужасную вздорность его слов. 1413 Он говорит это, намекая, как я думаю, на Папия, ставшего тогда епископом Иераполя в Азии и процветавшего вместе с Евангелистом Иоанном. Этот ведь Папий в своей четвертой книге толкований «Господних словес» сказал о доставляемых пищей наслаждениях по воскресении, после чего Аполлинарий [, как явствует из его сочинения,] уверовал в это учение, называемое некоторыми «тысячелетием царствия Божия». Как же могут принадлежать, как говорят некоторые пустословы, Аполлинарию сокрушающие Аполлинария сочинения святого Дионисия? И Ириней Лугдунский в пятом слове книги «Против ересей» говорит то же самое и приводит в свидетели того, что он говорит, названного Папия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010