День их мученичества настал в местечке Урсиан: префект Виатор издал приговор, чтобы палачи отрубили головы Серванду и Герману. Их привели к холму, к возвышенному месту у всех на виду посреди близлежащих полей; и там, преклонив колени, молча молясь Богу, они приняли на священные шеи меч, принося себя как чистую жертву. Они претерпели мученичество за истинную веру в десятый день ноябрьских календ, славной смертью последовав в вечную жизнь.  O сколь блаженна Гадитанская земля, которая приняла в свое лоно кровь блаженнейших мучеников, где побеждены были смерть с дьяволом, где храбрейшие воины Христовы в великом триумфе перешли к бессмертию, приняв смерть. Но и большие города Гиспалис и Эмерита были причастны к благодати их страдания: плодородная Эмеританская земля приняла тело Германа, которое рядом с Евлалией и другими мучениками было с почестями предано погребению на кладбище; а тело Серванда покоится, с почестями захороненное на кладбище Гиспалиса между блаженнейшими мученицами Иустой и Руфиной.  Правит над всеми Господь наш Иисус Христос, Который живет с Богом Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Мученики Викентий, Сабина и Кристета Нет никаких древних источников, подтверждающих почитание этих святых до IX в. Гарсиа Родригес полагал, что культ был местным. 326 Сохранился гимн мученикам «Huc vos gratifice», написанный до арабского завоевания. 327 После нашествия арабов мощи святых оказались на севере Испании, затем в кафедральном соборе Бургоса, в начале XXI в. они были перенесены в базилику св. Викентия в Авиле, где и пребывают теперь. 328 Согласно мосарабским календарям, память мучеников – 27 или 28 октября. 329 Житие Викентия, Сабины и Кристеты Житие святых мучеников Викентия, Сабины и Кристеты, которые приняли мученичество в городе Авила в правление Дациана, в пятый день перед ноябрьскими календами. Благодарение Богу! Во дни после того, как Спаситель пришел во плоти, и пролил кровь Свою ради нашего спасения, спустился в ад, воскрес из мертвых, вознесся на небеса, евангельское знание мало-помалу распространилось по всей земле благодаря учению апостолов, и наконец достигло пределов Испании. Вера стала известна немногим, и малочисленность христиан делала ее еще более великой. А в языческих святилищах повсеместно дымилась кровь жертвенных быков и козлов. He было ни одного города, укрепленного места, деревни или крепости, где не было бы святилищ и изображений чудищ, отлитых из золота, серебра и других металлов, в обличье которых поклонялись демонам, и вера Христова трепетала, шествуя среди языческого буйства. Собрания во имя Христова происходили в самых тайных и сокровенных местах, и приходили туда немногие совершенные, и чем больше возрастала слава имени Христова, тем ниже падало проклятое нечестие. И вышло так, что уже не в одном городе разгоралось пламя истинной веры, и уже не прячась в тайниках, а открыто умножалось количество священников и других клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом месте послания помещен символ, уже посланный Константу, с прибавлением нескольких анафематизмов 367 . Оставшись таким образом одни, Западные продолжали пересмотр прежних процессов против Афанасия, Асклипы и Маркелла. По отношению к Афанасию они не сочли нужным производить новое расследование, – достаточно было тирского: оно явно говорило против следователей и оправдывало александрийского епископа. Асклипа предъявил протоколы по своему делу, составленные в Антиохии в присутствии его обвинителей и Евсевия кесарийского : из них явствовало, что и Асклипа был тоже невиновен. Что касается Маркелла, то прочтена была его пресловутая книга. С излишней снисходительностью признано было, что подвергавшиеся нареканиям места представляли скорее предположения, чем положительные утверждения, и что, по существу, его вероучение было правильно 368 . Что касается Восточных, то их поведение подверглось суровому осуждению. Собор пришел к убеждению, что если они уклонились от участия в нем, то потому, что мало верили в правильность своих прежних решений и боялись подвергнуться в свою очередь суду, что и на самом деле случилось бы, потому что на них было принесено много жалоб. Жертвы их явились на собор в очень большом числе, со свидетелями, протоколами и даже вещественными доказательствами, – орудиями перенесенных пыток. Все эти жалобы были рассмотрены, и собор, поскольку от него зависело, принял меры к восстановлению попранных прав. Он произнес, – заочно, как и Восточные, – несколько приговоров о низложении и отлучении. Они прежде всего касались трех лиц, незаконно поставленных на место оправданных епископов: Григория александрийского, Василия анкирского и Квинтиана газского, и затем, главарей партии в данное время – епископа антиохийского Стефана, Акакия, епископа Кесарии Палестинской, Минофана ефесского, Наркисса неронианского, Феодора праклийского, Урзакия сингидунского, Валента мурсийского; последние трое принимали участие в пресловутом мареотском следствии. Валент к тому же только что отличился тем, что разжег народное волнение, чтобы добиться избрания во епископа аквилейского, причем произошли кровопролитные сцены, и некий епископ Виатор был так избит, что умер через три дня. К списку подвергшихся каре собор прибавил еще Георгия, епископа в Лаодикии сирийской: он хотя не прибыл на собор с другими Восточными, но против него говорило то обстоятельство, что, будучи пресвитером в Александрии, он был лишен сана еп. Александром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   С небольших дорог Италии: Проватий, Виатор, Факундин, Иосиф, Нумидий, Спирантий, Севир, Ираклиан, Фавстин, Антонин, Ираклий, Виталий, Феликс, Криспин, Павлиан.    С Кипра: Авксивий, Фотий, Гирасий, Афродисий, Ириник, Нунехий, Афанасий, Македоний, Трифиллий, Спиридон, Норван, Сосикрат.    Из Палестины: Максим, Аэтий, Арий, Феодосий, Герман, Силуан, Павел, Клавдий, Патрикий, Елпидий, Герман, Евсевий, Зиновий, Павел, Петр.    Все эти подписались к определениям Собора, весьма же многие другие еще до Собора сего писали за нас из Азии, Фригии, Исаврии; и имена их, числом около 63, заключаются в особенных посланиях; всех вообще имен триста сорок четыре.    51) Узнав об этом, боголюбивейший Царь Констанций позвал нас к себе, своеручно написал к брату своему, блаженной памяти Констансу, а ко мне в первый, второй и третий раз писал следующее: ПОСЛАНИЕ 3-е Констанций, победитель, Август Афанасию.    Человеколюбие нашей снисходительности не надолго оставило тебя обуреваться и влаяться свирепыми волнами моря; неутомимое наше благочестие не оставило без внимания, что ты обнажен был от отеческого крова, лишен своего места и скитался в диких непроходимых пустынях. Правда, очень долго медлил я исполнением своего намерения — писать к тебе, в ожидании, что добровольно придешь к нам и будешь просить уврачевания от понесенных тобою страданий. Но, может быть, страх препятствовал тебе решиться на это. Посему-то посылаем к твердости твоей это преисполненное благоволения писание, чтобы, отложив страх, постарался ты о скорейшем своем прибытии пред наши взоры, и за это, удовлетворив своим желаниям, изведав наше человеколюбие, возвращен был на свое место. На сей конец просил я за тебя и Государя, брата моего, победителя, Августа Констанса, чтобы доставил тебе возможность отправиться, и по общему нашему мановению, имея сей залог нашей милости, возвращен был ты в отечество. ПОСЛАНИЕ 1-е    И в первом письме особенно выразили мы ту мысль, чтобы ты без опасения прибыл к нашему Двору, так как нам всего более желательно возвратить тебя на свое место. И теперь посылаем к твердости твоей это письмо, убеждая им без всякого недоверия и страха воспользоваться общественными повозками и спешить к нам, чтобы можно было тебе получить удовлетворение во всем, чего желаешь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: «Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением». Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: «Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную». Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390, а его ученик последовал за ним месяцем позже. Жители Лиона, узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев, которая была в ту пору городским собором. Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидуан Аполлинэр, который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что Храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию. 80 По коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) переводится как большая пространная равнина. Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.) Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви КАЛУТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики КАНДИД (Канидий), мч. Трапезундский (пам. 21 янв.) - см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила, мученики Трапезундские КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти КАНОНИКА (VI в.), прп. (пам. груз. 5 нояб.), дева, дочь к-польского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАССИАН Босой (1438 или 1439 - 1532), Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КАССИАН Грек (1432 (?) - 1509 или 1504), Учемский, Угличский, прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КАССИОДОР мч. (пам. визант. 15 июля, 10 и 14 сент.) - см. в ст. Сенатор, Виатор, Кассиодор и Домината, мученики КАТЕРИЙ (Картерий), мч. (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские

http://pravenc.ru/rubrics/122308_67.html

Христианские авторы иногда подчеркивали изначальное совершенство человечества в Раю: Адам при сотворении был наделен всей возможной полнотой святости и знания. Сегодня нам крайне трудно сохранить за этой идеей сколько-нибудь приемлемый смысл. Но подобный взгляд на состояние людей до грехопадения – не единственный в раннехристианской традиции. Другой взгляд, разделяемый такими авторами второго века, как Феофил Антиохийский и Ириней, гораздо лучше соответствует указанному динамическому различению между образом и подобием. Согласно этому взгляду, человек при творении был подобен ребенку – совершенным не столько актуально, сколько потенциально. Он не был наделен актуальной мудростью и праведностью, но находился в состоянии простоты и невинности. «Человек был мал, ибо он был дитя, – утверждает Ириней, – и для него поэтому необходимо было возрастая достигать совершенства». 5 Бог-Творец направил Адама по верному пути, но ему предстояло далекое путешествие, прежде чем он достиг бы своей цели. «Гомо виатор» должен двигаться не по кругу, а по пути, ведущему ввысь. Эта мысль раскрывается при надлежащем осознании смысла Христова Воплощения. Усвоив Себе нашу человеческую природу в Воплощении и обожив ее в Преображении, Воскресении и Вознесении, Логос ввел во Вселенную некое новое измерение, изначально отсутствовавшее в ней. Он не просто восстановил образ, но предоставил широчайшие возможности для осуществления подобия. Конец более, чем начало, эсхатология – не просто археология. Но и это еще не все. По св. Григорию Нисскому (ок. 330 – ок. 395) в его «Жизни Моисея», внешний прогресс и непрерывное возрастание человека (Григорий использует термин epektasis, означающий протяжение по направлению к тому, что находится впереди – см. Фил. 3:13 ) продолжается не только в этой жизни, но и в грядущей, в вечности. Не только на земле, но не в меньшей мере и на небе возрастание – неотъемлемая черта человеческой личности. Бог бесконечен, и поэтому Григорий верит, что искупленное человечество никогда не прекратит все более полно приобщаться к Божией безграничной славе и любви. Наше познавание Бога, хотя и будет постоянно расти, никогда не закончится. Природа совершенства парадоксальным образом заключается в том, что мы никогда не станем полностью совершенными, но всегда будем двигаться «от славы в славу» ( 2Кор. 3:18 ). По словам Жана Даниэлю, «любой конец – не более чем начало, любое прибытие – не более чем новое отправление». 6 Любая граница, по мысли св. Григория, подразумевает то, что находится за ней; любое ограничение указывает на свое превосхождение. 7 Как и история, вечность – не замкнутый круг, но путь, ведущий ввысь; не геометрическая точка, но вечно восходящая спираль.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

Не пытаясь искать оправдания, ссылаясь на свою добросовестность и на свои добрые намерения, он рассматривал себя, как ответственного за гибель этого человека. Он не обвинил ни народ, ни судью, но объявил себя самого недостойным епископского сана, и возвратился в свой родной дом в Турноне. Все друзья, посещавшие его там, не сумели отговорить его от этого решения. Ночью, он тайно уехал из своего жилища, сопровождаемый молодым чтецом из своей церкви по имени Виатор. Он направился к Арлю, затем к Марселю, где сел на судно, плывущее в Египта. Тотчас по прибытии он ушел в Скитскую пустыню 80 , в общество святых монахов, которые населяли тогда эти уединенные места. Он не обнаружил ни своего имени, ни своего достоинства. В обществе святого Виатора, своего компаньона, он жил в пустыне как простой монах, оставленный всеми. Так он жил в течение некоторых лет в глубокой скромности и в совершенном повиновении. Между тем Бог , который не хотел оставить под спудом такую святость, Тот, который возвышает тех, кто унижается, попустил, чтобы некий лионский паломник стал монахом в монастыре, где жил наш Святой. Узнав его, паломник поклонился ему и спросил у него благословения. Монахи, будучи удивлены, спросили его об основании такого жеста. Он им ответил, что этот скромный монах, который жил посреди них уже несколько лет, был ни кем иным, как великим епископом Иустом, митрополитом Лиона. В то время как Иуст огорчался тем, что его узнали, все сообщество, сконфуженное тем, что не почитало его по его достоинству, извинилось перед ним за то малое уважение, которое оно ему свидетельствовало до этого дня, и за игнорирование его достоинства. Но он их молил оставить его в их обществе, как и прежде, не взирая на его ранг, что и было ими принято. Таким образом, он продолжил жить как простой монах с тем же совершенством и с той же скромностью, довольствуясь непрестанной молитвой за свое стадо, которая всегда присутствовала всегда в своем разуме. С тех пор прошло несколько лет, и Антиох, который должен был стать третьим преемником Иуста на епископстве Лиона, подталкиваемый Святым Духом, возымел желание снова увидеть святого прелата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Виатор, диакон или чтец из Лиона († около 390, память 21 октября) Святой Виатор (Viator) был чтецом в Лионе, в храме, где служил св. Иуст. Вместе со св. Иустом он отправился в пустыню Скитскую, где и пребывал вплоть до блаженной кончины св. владыки. Св. Иуст отошёл ко Господу приблизительно в 390 году, и св. Виатор пережил его лишь на несколько недель. Их тела были перенесены в Лион 2 сентября и погребены там в церкви Маккавеевой. Упоминается в Римском мартирологе под 21 октября. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМОР И ВИАТОР († нач. IV в. ?), мученики (пам. зап. 9 авг., 22 сент.). Почитались в Бургундии (ист. обл. Франш-Конте, Вост. Франция). Согласно позднему легендарному житию (не ранее VIII в.), были воинами Фиваидского легиона рим. армии, как и мч. Маврикий . Оба они отсутствовали в Акауне во время страданий св. Маврикия и дружины; приведенные к имп. Максимиану , А. и Виатор отказались принести жертвы идолам, за что были приговорены к смерти; видя твердость их веры, палачи также обратились в христианство и были казнены вместе с ними. В VI в. мощи мучеников были перенесены франк. кор. Гонтрамном, правившим в Бургундии, в посвященный им храм в местечке, получившем позже название Сент-Амур (ист. обл. Франш-Конте). Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 914; aug. T. 2. P. 401. Лит.: Fournier P. Amour (1)//DHGE. T. 2. Col. 1336. А . И . Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/114562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАТОР [лат. Viator; франц. Viâtre] (VI в.), св. (пам. зап. 16 окт. в Бревиарии XV в. из Сен-Мема, 5 авг. в еп-ствах Блуа и Бурж), подвижник из Тремуливика (Трамблеви, совр. Сен-Виатр). Первое упоминание о В. относится к X в. Летальд из Миси в «Книге чудес св. Максимина» (PL. 137. Col. 798) сообщает, что В. был учеником св. Максимина, первого аббата Миси. Житие В. также датируется X в. Согласно этому памятнику, В. род. на земле битуригов в Аквитании (ист. обл. Берри). В возрасте 12 лет покинул дом и поступил в мон-рь, где настоятелем был некий Тригезий. В этом мон-ре В. прожил 15 лет и был рукоположен во диакона, однако, привлеченный славой св. Максимина, покинул обитель и перешел в Миси, где исполнял служение привратника. В Миси В. стал другом прп. Авита , второго аббата Миси, с к-рым позднее он покинул аббатство ради отшельнической жизни. Узнав чудесным образом день своей смерти, В. срубил огромное дерево и изготовил себе гроб. Когда аббату Тригезию сообщили, где обитает В., он с братией поспешил к нему и нашел его готовящимся к смерти. Скончался В. в воскресный день и был погребен братией. Почитание В. в Тремуливике фиксируется с X в., здесь же хранились его мощи. В 1597 г. капитул Орлеана произвел каноническую рекогницию мощей В., после чего они были помещены в особый реликварий. Новая рекогниция была совершена в 1655 г. Во время Великой французской революции реликварий был конфискован, однако мощи сохранились. Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 82; BHL, N 8551. Лит.: Villepelet J. Les saints berrichons. Burges, 1963. P. 130-133; Rouillard Ph. Viatore eremita a Tremblevif//BiblSS. Vol. 12. Col. 1071-1072. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158362.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010