Свое реноме реставратора республиканского строя и основоположника «золотого века» принцепс поддерживал с помощью идеологии - от пропаганды посредством изобразительного искусства или лит-ры до восстановления древних культов и празднеств. Был организован культ императора: на Западе объектом религ. поклонения стал «божественный Юлий», а на Востоке - сам Август, к-рый официально был причислен к богам после смерти. В 17 г. в Риме было отпраздновано наступление «золотого века». Внешняя политика Августа состояла в обеспечении безопасности вост. границ империи и энергичной экспансии на севере и западе. В 20 г. с Парфией был заключен мирный договор; парфяне вернули пленных и знамена, захваченные у римлян ранее. Граница между державами прошла по Евфрату. В дальнейшем соперничество из-за влияния в Армении, в гос-вах Сев. Месопотамии, среди арабских племен продолжалось до VII в. В 27 г. покоренная Цезарем Галлия была поделена на 4 провинции: Нарбонскую и Лугдунскую Галлии, Белгику и Аквитанию. После покорения астуров и кантабров в 19 г. Пиренейский п-ов был разделен на 3 провинции: Тарраконскую Испанию, Лузитанию и Бетику. В 15 г. были основаны дунайские провинции Реция и Мёзия. Август предполагал сделать сев. границами империи реки Альбис и Данувий (ныне Эльба и Дунай). В ходе войны 14-9 гг. были покорены иллирийские и паннонские племена, образованы провинции Паннония (10 г.) и Далмация (6 г.). В 12-7 гг. была завоевана Сев. Германия до Эльбы: племена батавов, фризов, хаттов, свевов и др. Позднее были покорены гермундуры, херуски, лангобарды и семноны. На территории между Рейном и Эльбой в 5 г. по Р. Х. была образована пров. Германия. Однако в 6 г. по Р. Х. вспыхнуло восстание в Паннонии и Далмации, с трудом подавленное; в 9 г. по Р. Х. Арминий, вождь племени херусков, нанес римлянам поражение в Тевтобургском лесу. В результате рим. завоевания на правом берегу Рейна были потеряны. Римская империя в I - нач. III в. Политическая система принципата, сложившаяся при Августе, в дальнейшем почти не претерпела изменений до сер.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Те же, кто заставляет их давать свидетельство, противное Владычнему речению, присваивают им звание отцов только на словах, а на деле со всяческим тщанием изгоняют самих себя на место отцеубийц и супостатов. Мы же, поскольку обнаруживая и неких других из блаженных наших отцов и учителей во многом многократно отклонившимися от точности правых догматов, отклонений не принимаем, а людей приветствуем, так и если кому пришлось сказать, что Дух исходит от Отца, тех мы не отделяем от отеческого стада. Ведь и включая Дионисия Александрийского в сонм святых отцов, мы никоим образом не приемлем обращенные им к Савеллию Ливийцу арианские высказывания 10 , но совершенно отвергаем их. И иже в мучениках великого Мефодия, правившего архиерейским кормилом Патарского престола, а также и Иринея, епископа Лугдунского, и Папия Иерапольского , одного украсившегося мученическим венцом, а других – мужей апостольских и дивно блиставших образом жизни, не следуя им в тех вещах, где они небрегли истиной и уклонились в высказывания, противоречащие общему церковному учению, мы вовсе не отрешаем никого из них от отеческой чести и славы. Мне не хватит дня перечислять тех, кого мы украшаем отеческой честью, но кому не подражаем в том, в чем они отклонились от истины. Вот так и если окажется, что некоторые вопреки Владычнему речению, всех нас тайноводствующему, сказали, что Дух исходит от Сына, то мы отвращаемся от нововведения как подделывающего и искажающего Владычнее речение, отца же его, тем более что он молчит и не присутствует и не возражает, нисколько не осуждаем. Ведь если обвиняемый не присутствует ни лично, ни через тех, кому он поручил говорить за себя, никто в здравом уме не выступит обвинителем. А когда нет обвинения, нет и приговора за преступление, а если не вынесен осуждающий приговор, осмеливающийся оскорблять того, кто находится вне всех этих обстоятельств, навлекает порицание скорее на самого себя, чем на него. Но, говорят, отцы сказали, что Дух исходит от Сына. Но немногие числом, а большинство не потерпели сказать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

124-127). Основатели этих обителей получили опыт монашеской жизни в Луксовии (Филиберт) и Бобии (Вандрегизил). До возведения на епископскую кафедру Авдуин занимал должность референдария при дворе кор. Дагоберта I (629-639) и прославился благочестием; среди его единомышленников, также живших при королевском дворе, были св. Элигий , основатель мон-ря Солемниак (ныне Солиньяк), впосл. епископ Новиомага (ныне Нуайон), и св. Дезидерий , еп. Кадурка (Каора). При дворе кор. Австразии Теодеберта II вырос св. Ромарик; его отец был казнен Теодорихом II после поражения австразийцев, а Аридий Лугдунский, придворный епископ Теодориха и Брунхильды, подверг юношу издевательствам и вынудил скрываться. Когда Хлотарь II объединил франк. королевства, Ромарик получил возможность вернуться ко двору, но предпочел удалиться в мон-рь. Сначала он жил в Леринском мон-ре, затем Евстасий принял его в Луксовий, где Ромарик познакомился со св. Аматом. Вскоре Ромарик основал мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон), управление которым он поручил Амату. Во время споров об ирл. обычаях Амат принял сторону Агрестия, поэтому до кончины Евстасия отношения между настоятелями Луксовия и Хабенда оставались напряженными. При аббате Вальдеберте из Хабенда в Луксовий перешли братья св. Герман , впосл. построивший мон-рь Грандис Валлис (ныне Мутье-Гранваль), и Нумериан, ставший епископом г. Треверы (ныне Трир) и принявший участие в основании монастыря Галилея (ныне Сен-Дье-де-Вож) ( Fox. 2014. P. 90-99, 184-193; о еп. Нумериане см.: Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn, 1987. S. 149-155). Считается, что Ромарик, возглавивший Хабенд после кончины Амата, повлиял на обращение к аскезе св. Арнульфа , еп. Меттиса. Наследие К. оказало влияние на св. Аманда, еп. Моза-Траекта (ныне Маастрихт), основателя монастырей Баризиак (ныне Баризи-о-Буа) и Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О). Иона, автор Жития К., помогал св. Аманду в его миссионерской деятельности ( Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du nord de la France.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

О Л. упоминается в корреспонденции Сидония Аполлинария. Среди этих посланий есть ответы Сидония на письма Л. ( Sidon. Apol. Ep. VI 1, 9; IX 11) и деловые письма (просьба о помощи в розыске важного свидетеля - Ibid. VI 4). Сидоний называл Л. «первейшим из галльских епископов» (Ibid. VII 13. 1), «столпом добродетелей», «отцом отцов и епископом епископов», хвалил его за милосердие к слабым и обездоленным (Ibid. VI 1). В письме Арбогасту, комиту Треверов (ныне Трир), Сидоний рекомендовал Л. и еп. Авспиция Тулльского как опытных наставников, способных ответить на вопросы, связанные с толкованием Свящ. Писания (Ibid. IV 17). Он сравнивал св. Аниана, еп. Аврелианского (Орлеанского), с Л. и Германом Автиссиодурским, к-рых считал самыми авторитетными епископами Сев. Галлии (Ibid. VIII 15). О путешествии святых Германа и Л. в Британию повествуется в Житии Германа, написанном Констанцием Лугдунским скорее всего в 70-х гг. V в. Согласно Житию св. Геновефы (нач. VI в.), во время этого путешествия Герман и Л. встретили юную Геновефу, жившую с родителями в Неметодуре (ныне Нантер близ Парижа). Провидев, что девочка избрана Богом, Герман благословил ее и одобрил ее намерение стать девой Христовой (CPL, N 2104; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 215-217). Вероятно, в X в. было составлено 2-е, пространное Житие Л. В этом тексте сведения о Л., заимствованные из древнего Жития, дополнены вымышленными подробностями и данными из др. источников., напр. из Мученичества св. Мемория. Особое внимание уделено путешествию Германа и Л. в Британию, а также обстоятельствам избавления Трикасс от нашествия гуннов (BHL, N 5089; ActaSS. Iul. T. 7. P. 72-82). Житие Л. род. в Тулле (ныне Туль); происходил из знатного галльского семейства. Его отца звали Эпирихий (Эпархий?), брата - Винцентий (см. ст. Викентий Леринский ; о родстве Л. с Винцентием упом. Евхерий Лугдунский в соч. «Похвала пустыне» - Eucher. Lugd. De laud. heremi. 42). Л. рано остался сиротой, и его воспитывал дядя Листиций. Л. освоил ораторское искусство (rethoricis imbutus studiis) и стал известным ритором. Ок. 418 г. женился на Пимениоле, сестре св. Илария Арелатского и родственнице св. Гонората , основателя Леринского мон-ря (см. Лерен ). Через 7 лет Л. и Пимениола, «руководствуясь примером евангельского совершенства», по обоюдному согласию решили оставить мир и вести аскетический образ жизни. Примерно в 425-426 гг. Л. удалился в Леринский мон-рь и стал учеником св. Гонората. По словам Евхерия, вместе с «достопочтенным Лупом» там жили его брат Винцентий и св. Максим, впосл. еп. Рейский (Рьезский). Сидоний Аполлинарий называл еп. Антиола, некогда жившего на Лерине, «сокелейником Лупов и Максимов» (Luporum concellita Maximorumque - Sidon. Apol. Ep. VIII 14. 2; Idem. Carmina. 16. 111).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

Августин, Евхерий Лугдунский. Однако К. М. опирался не только на суждения авторитетных мыслителей, но и на рациональные аргументы (Ibid. II 7). В 3-й книге автор привлекает для опровержения доводов Фавста тексты Свящ. Писания, к-рые он подвергает аллегорической интерпретации. Обращаясь к притче о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31), души к-рых после смерти оказались в разных местах (это могло служить аргументом в пользу мнения Фавста о пространственной ограниченности души), К. М. объяснял понятие «место» как описание особого состояния души грешника и праведника. Описывая душу как субстанцию, не связанную с определенным местонахождением, автор использовал определение «безместный» (inlocalis) и существительное «безместность» (inlocalitas), родственные, но не синонимичные термину alocalis, который использовал Викторин Марий (у него этот термин означал сущность, находящуюся вне границ мира). Трактат «О состоянии души» представляет собой образец чистого спекулятивного богословия: затронутые в нем проблемы мало интересовали теологов и участников догматических споров V-VI вв. За исключением Сидония Аполлинария, который был знаком с К. М. и ценил его труды, современники не уделили внимания его богословским сочинениям. Возможно, на трактат К. М. опирался Кассиодор в соч. «О душе» (De anima), но параллели между 2 трудами свидетельствуют о том, что оба автора работали в русле традиции, восходившей к идеям блж. Августина. По мнению Х. Мадоса, трактат К. М. оказал влияние на творчество испан. писателей: Лициниана, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена) (2-я пол. VI в.), и Альвара Кордовского (IX в.). В XII в. на сочинение К. М. обратили внимание Петр Абеляр и Алан Лилльский , с трактатом «О состоянии души» были знакомы ученик Абеляра Беренгарий Схоластик (PL. 178. Col. 1896), Петр Достопочтенный (Ibid . 189 . Col. 1010) и Николай, секретарь католич. св. Бернарда Клервоского (Ibid. 202. Col. 499), к-рый называл К. М. 2-м Августином и причислял к святым. В XIII в., с усилением в схоластике аристотелизма, влияние платонизма К.

http://pravenc.ru/text/1841195.html

Санкт отказался назвать свое имя, место рождения и социальный статус, повторяя только, что он христианин. Палачи пытали его раскаленными медными пластинами, но ничего не добились. Изуродованного до неузнаваемости, его снова бросили в тюрьму и через неск. дней опять подвергли мучениям, рассчитывая, что он не выдержит боли и отречется от своей веры или умрет под пыткой. Однако Санкт оправился от ран и мужественно вытерпел страдания. Тех христиан, к-рые согласились отречься от веры, вопреки их ожиданиям не освободили, но бросили в тюрьму вместе с исповедниками по обвинению в убийствах и разврате, подвергали их пыткам. От одной из них, Библиды (Библис), потребовали подтвердить ложные обвинения против христиан, но вместо этого она исповедала Христа. Арестованных христиан содержали в невыносимых условиях: они страдали от отсутствия воздуха; нек-рым растягивали ноги на деревянной доске. В тюрьме умерли мн. христиане, среди которых был 90-летний Потин (Пофин, Фотин), еп. Лугдуна. Он добровольно явился к судье, исповедал Христа и выдержал побои, к-рым его подвергла разъяренная толпа, «мстившая за своих богов». Едва живого, его бросили в тюрьму, где он скончался через 2 дня. Пропустив часть текста, Евсевий приводит описание казней Л. м. Матур, Санкт, Бландина и Аттал были приговорены к растерзанию дикими животными во время публичного представления (damnatio ad bestias). В назначенный день Матура и Санкта после бичевания бросили зверям, затем подвергли различным мукам по требованию обезумевшей толпы, напр., посадили на железное кресло, под которым был разведен огонь. В конце представления христиан закололи. Бландину подвесили к столбу и попытались натравить на нее зверей, к-рые, однако, не тронули ее, поэтому мученицу вернули в тюрьму. По требованию толпы на казнь вывели Аттала, перед к-рым несли табличку с лат. надписью: «Аттал - христианин». Однако легату донесли, что он «римлянин», т. е. обладает правами римского гражданина (ciuitas Romana), поэтому его пришлось отвести обратно в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

89-90//MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 97-98). Арверн входил в состав Франкского королевства, но К. поддерживал отношения со старшим иерархом Бургундии - епископом Лугдунским, к-рый мог пригласить его на Эпаонский Собор (К. не принял в нем участия) (см.: Avitus of Vienne. Letters and Selected Prose/Transl. D. Shanzer, I. Wood. Liverpool, 2002. P. 54-55, 308). Григорий Турский описывает конфликты епископа с должностными лицами и представителями духовенства в г. Арверн. Так, пресв. Прокул, ранее служивший чиновником королевского фиска (ex aerario... ordinatus), самовольно установил контроль над церковным имуществом и выделял епископу скудное содержание. Сместить его К. удалось только после обращения к «более разумным горожанам» (a civibus... prudentioribus). Некий Литигий вопреки предупреждениям жены строил козни против епископа. Вскоре в Арверн прибыли посланцы короля, к-рые арестовали Литигия и увезли его из города вместе с семьей ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 13). Воспользовавшись ложными слухами о гибели кор. Теодориха I, сенатор Аркадий, сын Арвернского еп. Аполлинария-мл., передал город кор. Хильдеберту I (511-558). Узнав, что Теодорих жив, Аркадий бежал, а Хильдеберт вернулся в свои владения. Теодорих прибыл в Арвернию, подверг область разорению и подступил к городу (Ibid. III 9-10, 12). Вероятно, К. одобрил действия сенатора Аркадия, т. к. король намеревался отправить епископа в ссылку. Пока королевское войско стояло под стенами Арверна, К. постился и ночью обходил городские стены с пением псалмов. Теодорих, объятый внезапным ужасом, выбежал из шатра и, не понимая, что делает, бросился бежать. Приближенные привели короля в чувство, и дукс Хильпинг посоветовал ему не причинять зла епископу и горожанам, указывая на то, что Арверн находится под божественным покровительством ( Greg. Turon. Vit. Patr. 4. 2). Во время военных действий в крепости Ловолавтр (ныне Воллор-Виль) воинами Теодориха был убит пресв. Прокул, которого т. о. постигло наказание за нанесенные К. обиды ( Greg.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

Поэтому мы не погрешим против истины, если скажем, что многие аргументы и выводы были почерпнуты из этого замечательного труда. Однако некоторые вопросы ускользнули от внимания исследователя, а может, и намеренно не упомянуты из нежелания исказить выстроенный еще современниками Цезария образ этого, несомненно, выдающегося христианского деятеля. Нам же предоставляется возможность взглянуть на фигуру Цезария не так идеалистически, как хотели показать нам его биографы, а попытаться максимально полно описать его жизненный путь сквозь призму причинно-следственных связей, которые привели его к тому или иному шагу. Также в работе У. Клингшерна заметно поверхностное изложение политической истории этой бурной эпохи и абсолютное нежелание автора вникнуть в мотивы тех или иных действий варварских королей по отношению к самому Цезарию. В результате Цезарий в этом труде предстает перед нами абсолютно отдаленным от окружающих его политических событий. Мы же со своей стороны постарались более полно отразить перипетии борьбы между королевствами, что позволило нам попытаться понять роль Цезария в системе варварских королевств VI в. Жизнь и деятельность Цезария арелатского Юность Цезарий родился в промежутке между 469–470 гг. в области города Шалона-на-Соне, который, по словам Аммиана Марцеллина, был одним из тех городов, что украшают Первую Лугдунскую провинцию 860 . Как раз где-то в это время Шалон подпадает под власть бургундов, которые активно расширяли свой контроль на всю эту провинцию. Но это не повлекло за собой глобальных структурных перемен, и практически не затронуло интересы местной аристократии, которая сохранила свои привилегии, свое имущество и права 861 . Родители Цезария принадлежали к местной галло-римской аристократии, о чем не преминули упомянуть в его житии 862 , и жили, как и многие современные им аристократы, не в самом городе, а на загородной вилле, где и родился Цезарий. Авторы жития, по-видимому, мало знали о молодости и юношестве Цезария, поэтому об этом периоде его жизни известно только то, что он получил достаточно хорошее образование и мог уже в 17 лет поступить на службу к местному епископу Сильвестру в качестве чтеца 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обострение полемики при епископе Римском Викторе I (186/189 - 197/201) привело к изоляции Церквей Малой Азии, которые придерживались квартодециманской традиции и отмечали Пасху в 14-й день 1-го весеннего лунного месяца независимо от дня недели. В Риме и в других местах было принято праздновать Пасху в воскресный день, следующий за 16-м днем лунного месяца, в соответствии с хронологией синоптических Евангелий. Согласно традиционной точке зрения, разногласия при епископе Аникете и Сотере были связаны с конфликтами среди римских христиан: большинство верующих отвергали квартодециманскую Пасху, но выходцы из Малой Азии придерживались привычных им обычаев. В конце концов епископ Виктор I потребовал, чтобы малоазийские Церкви приняли воскресную Пасху . Следовательно, использованный Иринеем Лугдунским глагол " соблюдать " (τηρεν) относился к празднованию квартодециманской Пасхи . Но эта гипотеза не объясняет, какие именно новшества ввёл Сотер. Возможно, он впервые попытался установить единообразие среди римских христиан, хотя строгие меры против квартодециман принял только епископ Виктор I; также высказывалось мнение, что Сотер ввёл предпасхальный пост . Однако К. Холл и вслед за ним М. Ришар предложили другую интерпретацию, впоследствии поддержанную многими исследователями. Согласно этой гипотезе, первоначально Пасху (квартодециманскую) праздновали Церкви иудеохристианской традиции, которые ориентировались на пример Иерусалима, тогда как в других Церквах устраивались только еженедельные евхаристические собрания по воскресным дням. При этом в 160-х годах среди малоазийских христиан велись споры, вероятно, связанные с вычислением даты Пасхи. Во время посещения Рима епископ Поликарп Смирнский безуспешно уговаривал епископа Аникета ввести празднование Пасхи. Преемник Аникета, Сотер, ввёл этот обычай, но выбрал другую дату праздника: воскресенье после 16-го дня лунного месяца (это было " компромиссное " решение, которое учитывало римский обычай отмечать воскресные дни и приверженность синоптической хронологии).

http://drevo-info.ru/articles/13681962.h...

После службы в Африке Север командовал легионами. При Марке Аврелии он стал сенатором. Некоторое время после его смерти он вел част­ную жизнь, но в 187 г. был назначен легатом Лугдунской Галлии. Потеряв свою первую жену Пацию Маркиану, он женился на Юлии Домне, которая происходила из исключительно богатой семьи Бассианов, наследственных верховных жрецов солнечного бога Гелиогалабала, или, по местному произношению, Эгалабала в Емесе Сирийской (Хомсе). Жену он выбрал на основании астро­логических калькуляций. Этой дочери жреца гороскоп предска­зывал стать царской женою, и когда гороскоп исполнился, и Се­вер, женившись на ней, овладел верховной властью в Римской империи, он, по словам Е. Г. Рабинович, «в отношениях с женой проявлял не свойственную ему кротость, глядя сквозь пальцы на любовные и политические интриги Юлии, которая, без сомне­ния, была окружена для него своеобразным мистическим орео­лом «волшебной помощницы», добывающей своему избраннику царство» (Е. Г. Рабинович. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата. – Флавий Филострат, цит. изд., с. 220). При получении известия об убийстве Пертинакса Север нахо­дился в Верхней Паннонии, занимал должность легата этой про­винции и командующего Дунайской армией. Провозглашенный императором, он, по традиции, прибавил к своему имени име­на предшественников и стал Луцием Септимием Севером Пертинаксом Августом. В «Истории августов» начертан его словесный портрет: «У не­го была красивая высокая фигура, и он носил длинную бороду. Волосы его были светлыми и волнистыми, выражение лица вну­шало уважение, его произношение было приятным на слух, но с некоторым африканским акцентом» (Christ, cit. op. S. 619). Геродиан так охарактеризовал императора: «Север, родом ливиец, проявлявший силу и энергию в управлении, привыкший к суровой и грубой жизни, очень легко переносивший трудности, быстрый в своих замыслах и скорый в исполнении задуманного» (цит. по: Ковалев, цит. изд., с. 723). Прирожденный политик и настоящий пуниец, он, по словам того же историка, «больше, чем кто-либо другой из людей.., обладал особой способностью притворяться и внушать доверие к своей благожелательности, не скупился на клятвы, чтобы затем, если нужно было, нарушить их, прибегая ко лжи ради выгоды, и с языка его сходило то, чего не было на уме» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010