Одна из провинций, Нарбоннская Галлия, присоединенная к владениям Рима при Гракхах, ко времени принципата глубо­ко романизированная, с ее ассимилированным латиноязычным населением, состояла в ведении сената. Поскольку это была пер­вая и в течение почти полутора столетий единственная провин­ция Галлии, обозначение ее административного статуса стало со временем топонимом – Провинция, по-французски Прованс. За­воеванную его приемным отцом страну Август разделил на три провинции, которые оставил в прямом подчинении императора: Аквитанию, Лугдунскую Галлию и Белгику. Нарбоннская провинция, названная так по своей столице, располагалась на юге современной Франции, на территории Про­ванса, Лангедока и Дофине, примыкая с севера к восточным отро­гам Пиренейских гор. В состав Аквитании были включены земли кельтских племен, обитавших между Луарой и Гаронной, а также страна родственных иберам васконов и других палеоевропейских племен, занимавших территорию между Пиренейскими горами и Гаронной. Главным городом провинции была Бурдигала (Бордо). Белгику составила территория современной бельгийской Валлонии, а также французских Фландрии, Шампани, Лотарингии, Пи­кардии и часть германского Рейнланд-Пфальца. Столицей провин­ции стал главный город ремов Дурокорторум, современный Реймс. Остальная Франции – от верховьев Ронны до Бретани и Нор­мандии, включая Иль-де-Франс, а также франкофонная Швейцария вошли в состав Лугдунской провинции, главный город которой, расположенный на ее крайнем юге, у слиянии Сонны и Роны, Лугдун, современный Лион, в известном смысле выполнял роль сто­лицы «Трех Галлий», ибо там, у жертвенника богини Ромы и гения императора, совершались ежегодные празднества и жертвопри­ношения, на которые съезжались представители всех галльских племен, и им предоставлялось право обсуждать заодно дела, ка­савшиеся всех провинций. В Лугдуне чеканилась монета; это был единственный город Трех Галлий, в котором квартировал посто­янный гарнизон, впрочем, насчитывавший всего лишь 1200 вои­нов. От нападений германцев Галлию прикрывали зато 8 отборных легионов, размещенных в рейнских лагерях на тесном простран­стве Верхней и Нижней Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дата кончины Н. указана в эпитафии. Согласно Григорию Турскому, святой умер на 60-м году жизни и на 22-м году епископского служения ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 5; Idem. Hist. Franc. IV 36). Мн. исследователи полагали, что Григорий ошибся: если Н. стал епископом в 553 г., то его кончина произошла на 21-м году служения (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 1. P. 168; Pars 2. P. 245; T. 3. P. 519; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 167-168; Coville. 1928. P. 338). Во время погребальной процессии слепой мальчик услышал таинственный голос, повелевавший ему пройти под ложем, на котором несли тело епископа. Провожатый помог ему это сделать, и, когда мальчик призвал имя святого, к нему вернулось зрение. Он поступил служить в базилику, где был похоронен Н., и следил за порядком в храме. Влиятельные горожане (a quibusdam ciuitatis maioribus), плохо относившиеся к почитателям Н., стали притеснять его и лишили средств к существованию. Служитель вновь воззвал к Н., и святой в видении повелел ему обратиться за помощью к кор. Гунтрамну. Король предоставил служителю пищу, одежду, а также защиту от гонителей ( Greg. Turon. Glor. conf. 60; ср.: Idem. Vit. Patr. VIII 5). Неприязнь к Н. проявилась через неск. дней после кончины святого, когда на городском форуме вскрыли и прочитали его завещание. Пресвитер базилики, в к-рой был похоронен святой, был недоволен тем, что тот ничего не завещал в пользу храма. Во сне пресвитеру явился Н., который сказал, обращаясь к сопровождавшим его св. епископам Иусту и Евхерию : «Этот пресвитер набросился на меня с бранью… не понимая, что я оставил храму самое ценное, что у меня было, то есть прах моего тела». Святые согласились, что пресвитер должен быть наказан, и Н. ударил его кулаком в горло. Когда пресвитер проснулся, его горло распухло и он почти не мог глотать. Через 40 дней, измученный болью, пресвитер попросил святого простить его, и вскоре выздоровел ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 5). После кончины Н. жители Лугдуна (deuotio populi Lugdunensis) избрали его преемником некоего Этерия, который пользовался расположением святого (de eius conuersatione gauderet). Согласно Житию, Н. предсказал, что Этерий станет его 2-м преемником на епископской кафедре. Возможно, Этерий был пресвитером в Лугдуне и учеником Н. ( Coville. 1928. P. 335, 346-347). Однако в более позднем Житии св. Австрегизила о нем говорится как о сенаторе и ближайшем советнике кор. Гунтрамна (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 195). В анонимном Житии Н. Этерий назван «отцом отечества» (qui fuit actenus pater patriae, nunc esset ecclesie - Ibid. T. 3. P. 524). Т. о., он скорее всего был высокопоставленным мирянином, жившим при дворе короля ( Heinzelmann. 1976. S. 175-176). Тем не менее кор. Гунтрамн назначил на епископскую кафедру доместика Приска, к-рый, вероятно, принадлежал к лугдунской знати (Ibid. S. 176-177).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Неслучайно, летом 291 года в Августе Тревиров (Трире) Мамертин – автор панегирика, адресованного Максимиану и Диоклетиану, восхищался совместным переходом Диоклетиана и Максимиана вместе с войсками через Альпы в январе 291 года, два года спустя после завершения военной кампании против аламаннов в Реции (288 год). Мамертин противопоставлял этот счастливый переход через Альпы и вступление императоров в Медиолан грозному для римлян альпийскому походу Ганнибала во время Второй Пунической войны [Pan. Lat. III. 2. 3; III. 9. 3]. Диоклетиан возложил на Максимиана чрезвычайно сложную и ответственную задачу. Ситуация, сложившаяся в Галлии в начале диархии, была чрезвычайно напряженной из-за восстания багаудов. О характере этого восстания известно крайне немного. Мятеж галлов против римской власти начался еще в 283 году при Марке Аврелии Каре и охватил сельские районы преимущественно на территориях Лугдунской Галлии, Арморики и Белгики. В 286 году лидерами восстания стали некие Аманд и Элиан, провозглашенные императорами. Согласно средневековому источнику XI века, логово мятежников находилось в старинной крепости на реке Марна, чуть ниже слияния Марны с Сеной. Крепость эта была построена еще Цезарем и позволяла контролировать мост через Марну, была окружена рвом и высокой каменной стеной [Vita S. Baboleni, P. 569]. Очевидно, что большую роль в восстании помимо рабов, колонов и деклассированных элементов играли римские ветераны. Багауды, по-видимому, обладали хорошей конницей, которой традиционно славилась Галлия. Эта конница умело маневрировала, нападала на виллы и опорные пункты римлян, действовала на коммуникациях римских карательных отрядов. Возможно, лидеры восстания – упомянутые Аманд и Элиан имели опыт военной службы в армии «галльских» императоров Постума (260-269) и Викторина (269-271) и опирались на традиции «галльской» империи. Этим, вероятно, объясняются многочисленные успехи восставших и размах мятежа, который будет тлеть в Галлии много десятилетий спустя после гибели Аманда и Элиана (около 287 года) и разгорится с новой силой в начале V века.

http://bogoslov.ru/article/6175962

Р. 38) и мон. Елладию, впосл. ставшему еп. Арелатским ( Ioan. Cassian. Collat. 1. Praef., 11. Praef.). Ок. 426 г. И. К. Р. написал 2-ю часть, включавшую 7 собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского мон-ря (с кон. 426 еп. Арелатский), и монаху того же мон-ря Евхерию (впосл. еп. Лугдунский) (Ibid. 18. Praef.). Ок. 427 г. была написана 3-я часть, включавшая еще 7 собеседований и посвященная 4 монахам одного из монастырей, расположенных на Стихадских о-вах, недалеко от Массилии,- Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору (впосл. еп. г. Форум Юлия) (Ibidem; Уивер. 2006. С. 119). Т. о., общее число собеседований составляет 24, что для И. К. Р. имеет символическое значение и соотносится с числом старцев из Апокалипсиса (Откр 4. 4; Ioan. Cassian. Collat. 24. 1). Сочинение написано в форме бесед, к-рые И. К. Р. и его друг Герман вели со знаменитыми егип. отшельниками Моисеем, Пафнутием, Даниилом, Серапионом, Феодором, Сереном, Исааком, Херемоном, Нестероем, Иосифом, Пиаммоном, Иоанном, Пинуфием, Феоной и Авраамом, проживавшими в основном в пустыне Скит (см.: Collat. 1. Praef.). Обычай вести такие беседы основывался на убеждении, что отцы-пустынники обладают особой мудростью, к к-рой др. подвижники могут обращаться в поисках руководства. Хотя «Собеседования» И. К. Р. тесно связаны с его первым сочинением, в отличие от него они обращены преимущественно к отшельникам и посвящены внутренней жизни монахов (De inst. coenob. II 9; Collat. 1. Praef.). По содержанию «Собеседования» распределяются следующим образом: 1-е посвящено целям и задачам монашеской жизни; во 2-м говорится о рассудительности, т. е. о различении (discretio) помыслов и поступков; в 3-м - о 3 видах призывания Божия (vocatio), т. е. о 3 причинах обращения к Богу, и о 3 видах отречения (abrenuntiatio) от мира и всего земного; в 4-м - о борьбе плоти и духа; в 5-м - о 8 главных страстях, об их происхождении, характерных особенностях и о борьбе с ними; в 6-м - о природе добра и зла и о причинах того, что Бог попускает святым испытывать страдания; в 7-м - о непостоянстве души и о нападении на нее злых духов; в 8-м - о различиях в чинах ангельских, о падении диавола и его ангелов; в 9-м и 10-м - о молитве, ее видах и свойствах, а также о Молитве Господней ; в 11-м - о совершенстве любви ; в 12-м - о сохранении целомудрия и о борьбе с блудной страстью; в 13-м - о покровительстве Божием (protectio Dei), т.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Кассиан ...

Эти же мученики сообщили упомянутому Римскому епископу об Иринее, пресвитере лугдунском, сказав о нем много добрых слов, как это ясно из следующего:   (2) «Желаем тебе, отец Елевферий, радоваться в Боге сейчас и всегда. Мы попросили доставить тебе это письмо нашего брата и сообщника Иринея; просим тебя, будь к нему расположен: он ревностен к завету Христову. Если бы мы думали, что праведность доставляет человеку место, то мы поставили бы его, по его заслугам, первым среди пресвитеров церковных».   (3) Зачем приводить список мучеников из их послания? Одних обезглавили, других бросили на съедение зверям; некоторые успокоились в тюрьме. Незачем перечислять и выживших исповедников. Кто захочет, тот с исчерпывающей полнотой узнает об этом, взяв в руки эту запись, которую я, как говорил, вставил в свой «Сборник о мучениках». Такие события были при Антонине. 5 Рассказывают, что брат его, кесарь Марк Аврелий, перед сражением с германцами и сарматами оказался в безвыходном положении, так как войско его обессилело от жажды. Воины так называемого Мелитинского легиона с верой, которая с того времени и доныне поддерживала их в сражениях с неприятелем, опустились, по нашему молитвенному обыкновению, на колени и обратились с мольбой к Богу. (2) Зрелище для врагов было удивительное, но то, что, по рассказу, постигло их тут же, было еще удивительнее: страшная гроза обратила врагов в бегство и погубила их; ливень, хлынувший на воззвавших к Богу, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. (3) Рассказ об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же события; есть и у наших. Историки со стороны признают чудо, но, в нашей вере ничего не понимая, отрицают, что оно произошло по нашим молитвам. Наши, сроднившиеся с истиной, передают факты просто и бесхитростно. (4) Один из них, Аполлинарий, говорит, что легион, по молитве которого произошло чудо, получил от императора наименование, которое по-латыни означает «молниеносный». (5) Свидетельствует об этом и почтенный Тертуллиан, обратившийся к римскому сенату с Апологией нашей веры, уже упомянутой. Он передает этот рассказ, подтверждая его доказательствами более сильными и убедительными; (6) по его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного, в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало без воды и спаслось молитвами христиан. По его словам, император грозил смертью нашим обвинителям. (7) Заключает Тертуллиан такими словами: «Что это за законы, которые применяют против нас только безбожные, жестокие правители? Их не соблюдал Веспасиан, хоть и победитель иудеев; частично зачеркнул их Траян, запрещая разыскивать христиан; их не подтвердили ни Адриан, который вмешивался во все, ни император, прозванный «Благочестивым». Пусть думает об этом кто как хочет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Что гонение на христиан при императоре-философе производилось в весьма широких размерах, на это имеется много ясных и решительных доказательств. Цельс в своем “Истинном слове» прямо говорит, что христиане разыскивались для предания их казни, 14 – значит, совершалось прямое нарушение императорских рескриптов Траяна, Адриана и Антонина, запрещавших «разыскивать» их. О том же свидетельствуют и христианские писатели. Мелитоп, писавший около 170–171гг., ссылается на новые эдикты, в силу которых христиане подвергались гонению, и притом такому, которое он называет беспримерным. 15 По его свидетельству, даже доносчикам дано было особое поощрение – в виде обещания добычи из собственности гонимых, и это обещание, конечно, подняло на ноги всех тех бессовестных и алчных людей, которые только и ждали случая поживиться па чужой счет, и от них не было пощады никому, так что невиннейшие люди делались жертвой их злобных наветов, не имея гарантии за свою безопасность ни днем, ни ночью. Афинагор, писавший около 177–180гг., также свидетельствует о том, каким насилиям, грабежам и преследованиям подвергались христиане, и какие штрафы налагались на них (вероятно с целью вознаградить усердие доносчиков). По его свидетельству, гонение приняло такие беспощадные формы, что одного имени «христианин» было достаточно для доказательства виновности и произнесения смертного приговора, 16 – так что очевидно политика правительства по отношению к христианам возвратилась всецело к мрачному периоду жестокого царствования Домициана – в прямое нарушение прежних рескриптов. Феофил антиохийский , около 180г., также упоминает о том, что христиане были преследуемы и разыскиваемы в его время. 17 О том же свидетельствуют и “акты мучеников». Правитель Галлии Лугдунской разыскивал христиан в 177 году, и уже в начале царствования Марка Аврелия, в 163 году, Иустин Философ с его четырьмя сотоварищами были преданы суду префекта города Юния Рустика. В начале «Актов Иустина» говорится, что арест был произведен согласно с постановлениями, которыми предписывалось христианам совершать поклонение идолам. Тут ясно подразумевается, что обвиняемые были разыскиваемы особыми правительственными агентами в силу этих именно декретов, а не были, как это требовалось рескриптами, формально обвиняемы отдельными лицами. В случае если арестованные сознавались в принадлежности к христианству, им приказывали совершить жертвоприношение идолам, и приказание это повторялось под угрозой жестокого наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/goneni...

1987. P. 257). Неизвестно, на каком основании Евсевий датировал гибель Л. м. (иногда, обращаясь к сказаниям о мучениках, он приводил произвольные датировки; см. статьи Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ; Пионий ). Высказывалось мнение, что в использованных им источниках не было четких хронологических указаний; он знал только то, что Л. м. пострадали в годы правления Марка Аврелия (161-180), после избрания Римского еп. Елевферия (170/7-185/93) (см.: Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 518; Birley. 1987. P. 201, 261). П. Нотен полагал, что гонение в Лугдуне могло произойти ок. 175 г. ( Nautin. 1961. P. 62-65), а Барнс считал возможной более позднюю датировку ( Barnes T. D. Eusebius and the Date of the Martyrdoms//Les martyrs. 1978. P. 137-143). Т. о., Л. м., вероятнее всего, погибли между 175 и 180 гг., но исследователи обычно принимают традиц. дату - 177 г. (см.: Dehandschutter. 2005. Р. 7-8). Из Послания неясно, как долго продлилось гонение на христиан. В частности, нет сведений о том, сколько времени заняло получение легатом ответа от императора (это зависит от того, где находился Марк Аврелий; если он был в Риме, ответ мог быть получен в короткий срок). Окончательный суд над Л. м. состоялся незадолго до 1 авг., когда начинался лугдунский праздник в честь Рима и Августа, а последние мученики скорее всего погибли не позднее сер. авг. Критика Послание Лугдунской Церкви считается одним из важнейших источников по истории гонений на христиан во II в., однако некоторые исследователи высказывали сомнения в его достоверности. Так, Дж. У. Томпсон предположил, что Евсевий ошибочно датировал гибель Л. м.; в действительности эти события произошли при имп. Аврелиане (270-275) ( Thompson. 1912). Эта гипотеза подверглась критике (см.: Idem. 1913). И. Делеэ назвал сомнения в аутентичности Послания «совершенно неправдоподобными» ( Delehaye. Passions. P. 90-91). Однако Нотен высказал мнение, что в тексте присутствуют интерполяции и недостоверные сведения. В Послании говорится, что легат попросил у императора указаний относительно того, как следовало поступать с римскими гражданами; ответ «христиан казнить, отрекшихся отпустить на свободу» не соответствовал вопросу наместника.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Деян. 17:16-34. 831 Здесь имеется в виду город на побережье Киренаики. 832 См. прим. 742. 833 Далее в разных кодексах следуют следующие приписки: в Веронском: “Закончен диалог Сульпиция Севера, массилийского монаха, о жизни блаженного епископа и исповедника Мартина “, во Фризингенском: “Закончен второй диалог о жизни святого Мартина”. 834  О том, что это письмо действительно имело место, мы находим подтверждение в " Диалогах " I (II.9.5). 835 Первого, второго и первой части третьего письма нет в Брешианском кодексе (XIV в.) и в издании Бонония Момбриция. 836 Наверное, имеется в виду один из эпизодов " Жития Мартина " (XIV,12). 837 Мф.27:42. 838  Деян.28:4. 839 Этот эпизод Сульпиций Север трактует не совсем верно. Из текста Деяний видно, что язычники приняли Павла за одного из языческих богов. Ср.: Деян.14:9-11. 840 Мф.14:28-31; Мк.6:45-52; Ин.6:15-21. 841 Речь, безусловно, идет о пророке Ионе. 842 2 Кор.11:16-21. 843 Перед этим предложением в первых печатных изданиях стоят следующие слова: " Сульпиций Север Аврелию диакону [шлет] привет " . 844 Он упоминается в " Житии " (XXIII). 845 Это произошло 11 ноября 397 г. 846 Дан.3:8-97. 847 Имеется в виду апостол Павел. 848 В Веронском кодексе это письмо открывается следующими словами: " Начинается письмо Сульпиция Севера к Бассуле об успении блаженного Мартина, епископа и исповедника " , в Августанском, Фризенгенском и Кведлибургском кодексах: " Начинается письмо Сульпиция Севера к теще своей Бассуле (во Фризенгенском кодексе - Басуле. - А.Д.) о том, как святой Мартин ушел из этого мира " . 849 Ныне г. Тулуза во Франции. 850 Ныне г. Трир в Германии. 851 Город Кондате находился в провинции Лугдунская III, ныне г. Ренн (Франция). 852 В Брешианском кодексе это место звучит несколько иначе: " ...это благо мне, Господи, да будет воля Твоя... " . 853 В Веронском кодексе молитва Мартина начинается словами: " Не Тебе ли я теми весьма краткими словами ясно сказал, что... " и далее по тексту. 854 Так этот фрагмент представлен только в Веронском кодексе. В других кодексах и изданиях есть следующие интерполяции: " И вот с этими словами дух ревностный (так в Августанском, Фризенгенском и Кведлибургском кодексах, " уставший " - в издании Альда (1501 г.) - А.Д.) Божественным промыслом был возвращен на небо, и свидетельствуют нам те, кто присутствовал при этом, что уже бездыханному телу прославленного человека была явлена слава. Лицо его ярким светом засияло, в то время как прочие члены не омрачились ни единым пятнышком. И также в других непостыдных членах выглядел он в некотором смысле словно семилетний мальчик. Кто когда-либо поверит, что во власянице [был] покрытый [ныне] таким [одеянием], кто поверит, что обратился он во прах? Ибо прозрачнее стекла, белее молока, словно уже при будущем воскресении были явлены слава и преображенное естество тела " . 855

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Весь нижеследующий абзац отсутствует в Августанском, Фризингенском и других кодексах, но имеется в Веронском кодексе и в издания Момбриция, П.-И. де Прато и Гизелина. 792 В данном случае мы имеем дело с довольно древней и популярной легендой, согласно которой чудесным образом воскресший император Нерон, становится одним из предвестников Антихриста (иногда эти образы совмещались). См. подробнее: Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 86. 793 Этот параграф полностью отсутствует в издании Момбриция. 794 В тексте in annis puerilibus, что означает возраст до 16-17 лет. 795  В тексте aetate legitima, что означает возраст совершеннолетия (с 25 лет). 796 В Веронском кодексе окончание этого предложения, от двоеточия, выглядит немного иначе: “вы же представьте в какой опасности находятся те, у кого такое будущее”. 797 Далее в разных кодексах содержатся следующие приписки: в Августанском: “Окончена книга третья”; во Фризингенском - “Закончена книга третья о жизни святого Мартина, Диалог [же окончен] второй” (отсюда становится понятным, что в указанных кодексах “Диалоги” прибавлялись к “Житию Мартина”, отчего и возникала цифра “три”. - А.Д.); в Веронском - “Закончен первый трактат, начинается следующим днем о том же самом предмете”. 798 Почти дословно эту фразу (lucescit hoc jam) можно встретить у античных комедиографов (см.: Плавт. Амфитрион. 546; Теренций. Самоистязатель. 410). 799 Викарий - в эпоху поздней Римской империи - глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). 800 Консуляр - бывший консул. В эпоху поздней Империи обычно наместник провинции. 801 См. прим. 784. 802 Преторий - в данном случае имеется в виду резиденция наместника провинции. 803 Имеется в виду Мармутье. Подробнее см.: “Житие Мартина”, X. 3-8. 804 Этот оборот, похоже, позаимствован у Цицерона. См.: Об ораторе. III. 13. 50.   805 1 Кор. 6:2-3. 806 Сеноны - кельтское племя в Лугдунской Галлии, проживавшее по обоим берегам верхнего течения Секваны. Главный город - Агединк (ныне г. Санс). 807 Он упоминается в " Житии " (XXIII). 808

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Div. inst. III 8. 6; ср.: Idem. Epitom. 28. 3). Согласно Лактанцию, устремляясь к телесным наслаждениям и подчиняя этой цели даже добродетель, К. в правилах своей жизни подражают неразумным животным, поступающим точно так же по природному инстинкту, и тем самым низводят свой разум до животного уровня ( Idem. Div. inst. III 8. 6-10; SSReliq. IV A 193). Источник всех заблуждений К. Лактанций видел в присущем основателю школы Аристиппу сладострастии; приводя рассказ об Аристиппе и гетере Лаиде, Лактанций комментировал его самым неблагоприятным для философа образом: «Какая разница, с каким намерением философ посещал порочнейшую блудницу, если народ и его соперники видели в нем никуда не годного человека? Однако мало ему было так жить, он принялся еще учить этому сладострастию, и нравы свои из публичного дома перенес в школу, уча, что телесное наслаждение является высшим благом. Это достойное проклятия и позорное учение родилось не в сердце философа, а в лоне блудницы» ( Lact. Div. inst. III 15. 18-19; ср.: Idem. Epitom. 34. 7; SSReliq. IV A 191-195). Климент Александрийский, комментируя этот же рассказ, сравнил Аристиппа с нек-рыми приверженцами гностицизма и характеризовал свойственное К. представление о том, что можно погружаться в удовольствия, не подчиняясь им, как опасное для духовной жизни христиан заблуждение ( Clem. Alex. Strom. II 20. 117-118; SSReliq. IV A 96). Церковный писатель Евхерий (V в.), еп. Лугдунский, упоминая Аристиппа в связи с его рассуждениями о наслаждениях, применил к нему и к К. слова ап. Павла, порицающие людей, которые «мыслят о земном», а не о небесном: «Неужто кто-то увидит истину в учении школы Аристиппа, который по своему разуму ничем не отличается от свиней и скотов, поскольку заключает блаженство в телесном наслаждении; ведь его бог - чрево, и слава его - в сраме?» ( Eucher. Lugd. Ep. ad Valerian.//PL. 50. Col. 724; ср.: Флп 3. 19). Встречающиеся у христ. писателей обвинения К. в атеизме обычно относятся лично к киренаику Феодору, а не ко всем К.

http://pravenc.ru/text/Киренаики.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010