На следующее утро Илия взошел на гору, и вдруг поднялась страшная буря, разрывавшая горы и сокрушавшая скалы. За бурею последовало сильное землетрясение, потом пронесся огонь. После каждого из сих знамений пророк ожидал явления Господа, но Господь не являлся. Наконец повеял тихий, прохладный ветерок и вслед за сим послышался голос Божий: «зачем ты здесь, Илия?» Пророк отвечал: «я сильно возревновал по Господе Боге Вседержителе, когда увидел, что сыны израилевы оставили завет Твой, разрушили алтари Твои и пророков Твоих побили мечем. Я один остался, но уже и моей души ищут, чтобы отнять ее». Тогда Господь повелел ему помазать Азаила царем сирийским, Ииуя – в цари израильские, а сына Сафатова Елисея – вместо себя – пророком, и объявил, что в Израиле есть еще семь тысяч мужей, которые не преклоняли колен пред Ваалом. Илия возвратился в землю израильскую. В Иссахаровом колене он встретил Елисея. Елисей в это время пахал землю. Илия приблизился к нему и накинул на него свою милоть (верхнюю одежду), в знак посвящения его в пророческую должность. Елисей простился с своими родственниками и последовал за Илиею. § 87. Взятие Илии на небо По смерти Ахава Илия почувствовал, что наступает час и его отшествия из сего мира. Желая уединиться, он сказал в Галгалах ученику своему Елисею: «ты останься здесь, а меня Господь посылает в Вефиль». Но Елисей поклялся, что не оставит его, и оба пришли в Вефиль. Здесь встретили их сыны пророческие и спросили Елисея: «разумеет ли он, что Господь хочет взять от него учителя?» Елисей отвечал: «знаю, молчите». Продолжая путь, св. Илия пытался оставить ученика своего в Иерихоне, но Елисей не переставал следовать за ним. Подошедши к Иордану, Илия снял с себя милоть и ударил ею по воде; вода расступилась на обе стороны, и он прошел с учеником своим по сухому дну Иордана. После сего чудесного перехода Илия сказал Елисею: «проси у меня, чего ты хочешь, прежде чем я взят буду от тебя». Елисей отвечал: «я желал бы иметь дух, вдвое сильнейший против того, который ты имеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Быт.5:18 . Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Имя этого патриарха, известное нам уже из генеалогии каинитов, указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом – на нечто новое и, в качестве начаток, посвященное Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурного господства их (выразив в постройке соименного ему первого города), Енох-сифитянин, наоборот, явился типичным представителем первобытной веры, надежды и благочестия, словом – всего того, что объединено в понятии ветхозаветной «праведности». Быт.5:21 . Енох жил шестьдесят пять [] лет родил Мафусала. В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: «муж стрелы, человек оружия». Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т. е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала – праведный Енох, по словам Апостола Иуды ( Иуд 1:14–15 ), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствующее имя и своему сыну. Быт.5:22 . И ходил Енох пред Богом Подобное выражение встречается в Библии неоднократно ( Быт. 6:9 ; Мих. 6:8 ; Мал. 2:6 и пр.) и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникаться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже еще несколько шире – именно, заключает в себе намек и на следствия такого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передается на славянском тексте: «и угоди... Енох Богу», также и Апостолы Павел ( Евр. 11:5 ) и Иуда ( Иуд. 1:14 ). Благочестие Еноха и взятие его живым на небо Быт.5:24 . И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

изображается чувство смирения перед Богом, возбужденное в душе человека таким грозным и величественным явлением природы, как гроза. Оба эти стихотворения совершенно справедливо помещаются в разных учебниках, как образцы духовной поэзии на ряду с «Утренним и Вечерним размышлением о Божием величестве» Ломоносова и одою «Бог» Державина. Они написаны, несомненно, под влиянием этих образцов, хотя в «Размышлении по случаю грома» некоторые находят подражание стихотворению Гёте: «Границы человечества». Особенное достоинство этих стихотворений заключается в краткости и простоте сравнительно с многословными и витиеватыми гимнами других поэтов, писавших в религиозном стиле. Патриотические стихотворения . К патриотическим стихотворениям относятся: Ермак, Освобождение Москвы от Поляков в 1612 г., к Волге, Смерть князя Потемкина, Глас патриота на взятие Варшавы, Стихи на высокомонаршую милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова. Но патриотическое чувство выражается в них в разных преувеличениях и довольно холодно, по крайней мере без истинного одушевления, исходящего из сердца и возбуждающего сердце читателя. Вот напр. какими стихами оканчивается описание подвига Ермака в первой пиесе: Великий! Где б ты ни родился, Хотя бы в варварских веках, Твой подвиг жизни совершился; Хотя б исчез твой самый прах, Хотя б сыны твои, потомки, Забыв деянья предка громки, Считались в дебрях и лесах, И жили с алчными волками; Но ты, великий человек, Пойдешь в ряду с полубогами Из рода в род, из века в век ; И славы луч твоей затмятся, Когда померкнет солнца свет, Со треском небо развалится И время на косу падет. В таком же роде было описание поединка Ермака с Мегмет-Кулом, которое прежде приводили в хрестоматиях, как образец художественных описаний, но которое ныне может служить образцом преувеличенных изображений Дмитриева. В пиесе «Освобождение Москвы» интересно описание Москвы, которое так же прежде приводилось в хрестоматиях, как образцовое. В каком ты блеске ныне зрима, Княжений, царств великих мать! Москва, России дочь любима! Где равную тебе сыскать? Венец твой перлами украшен; Алмазный скиптр в твоих руках; Верхи твоих огромных башен Сияют в злате, как в лучах; От Норда, Юга и Востока, Отвсюду быстротой потока К тебе сокровища текут; Сыны твои, любимцы славы, Красивы, храбры, величавы, А девы – розами цветут! 44 Стихи на милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова, написаны в классическом стиле самого Ломоносова и совершенно напоминают его оды имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

282. 1) Предивно, что Господь – таковой, так страждет? – 2) Вся тварь содрогнулась; мы ли останемся безучастны? – 3) За толикую к нам любовь воздадим любовью и готовностью все переносить и в порядках нашей жизни, и в гонении. 73] 5. И всегда воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа приводит душу в сокрушение и умиление, особенно же в настоящие дни (страстная неделя – пяток), в которые каждое из них и совершалось. Какие же это страдания? – Убийственный против Господа совет, взятие Его Иудеями, ведение на смерть, предстание судищу Пилатову, суждение, расспросы, заушения, оплевания, поношения, осмеяния, на крест подъятие, рук и ног пригвождение, желчи вкушение, ребра прободание и другое прочее, бывшее между сим, чего ни мip не может вместить, ни достойно изобразить не силен не только человеческий язык, но и все Ангельские языки. Ибо вообразим себе, коль великое и неизъяснимое это есть таинство! – Открыто видящий советы сердечные, Господь, и ведущий всякое помышление человеческое, – Сей самый ведется в совет, где присуждают Его к смерти; носящий «всяческая глаголом силы своей» ( Евр. 1, 3 ), Сей самый предается в руки людей грешников; связующий воду в облаках и благовременно орошающий ею землю, Сей самый ведется связанным; «измеривший небо пядью, и всю землю горстью и поставивший горы в мериле» ( Ис. 40, 12 ), – Сей самый ударяется рукой раба; украсивший землю разнообразными цветами, Сей самый венцом из терния венчается в посрамление; насадивший древо жизни посреди рая, – Сей самый пригвождается на древе в поругание. О, коль страшны и преестественны сии видения. 6. Увидело сие солнце, и померкло; увидела луна, – и затмилась; почувствовала земля, – и потряслась; почувствовали камни, – и распались; вся тварь содрогнулась при виде поношений Господа. – Так стихии бездушные и бесчувственные, как бы одушевленные и чувствующие, от страха Божия и от видения видений сих, из чина своего вышли и изменились: мы ли разумом почтенные, за которых умер Христос, не сокрушимся и не восплачемся во дни сии? И не будем ли мы, после сего, бессловесных бессловеснейши и камней бесчувственнейши? Да не будет же так с нами, да не будет; но паче в изумление пришедши боголепное, и добрым изменением изменившись, прольем слезы, предадим закланию страсти, за поношения Господни воздадим перенесением поношения, за раны Его раны претерпим, – иное в деле послушания, а иное в предстоящем исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Чудо воскрешения пророком сына вдовы из финикийской Сарепты используется свят. Кириллом Иерусалимский (315–386 гг.) как аргумент против иудеев, которые отрицают воскресение Иисуса Христа (Огласительные поучения, 14, 15). Свят. Ириней Лионский , полемизируя с теми, кто полагал, что воскресение из мертвых не будет телесным, ссылается на пример Илии, который еще при жизни, т. е. в теле, был взят на небо. При этом Ириней отвергает толкование, согласно которому тело пророка сгорело в огненной колеснице, а на небо была перенесена только его душа (Против ересей, V, 5, 1–2). Свят. Кирилл указывает на то, что св. прор. Илия, перед тем как вознестись на небо, прошел через Иордан, заставив его расступиться. Этот переход свят. Кирилл рассматривал как прообраз Крещения, которое становится для человека началом новой жизни (Огласительные поучения, 3. 2). Святитель сравнивает вознесение Илии на небо в огненной колеснице с вознесением Иисуса Христа после воскресения. При этом свят. Кирилл указывает и на различия между двумя событиями, подчеркивая, что взятие Илии на небо служит именно прообразом вознесения Христа. Основное отличие святитель видит в том, что Илия, как и другие ветхозаветные праведники, был взят на небо Богом и не мог совершить этого сам, тогда как Иисус, будучи Богом, вознесся Сам. Другим отличием служит то, что Илия передал своему ученику Елисею пребывавший на нем дух, увеличив его только вдвойне, тогда как Иисус Своим ученикам дал Дух в изобилии (Огласительные поучения, 14. 25). Свят. Кирилл сравнивает вознесение на небо Илии и тот опыт, который описывал ап. Павел в 2Кор.12:2-4 , и размышляет над тем, в чем отличие этих событий: Илия, по его мнению, достиг только 1го неба, тогда как апостол взошел на 3е; Илия был взят только на небо, ап. Павел же был удостоен видеть рай. Свят. Кирилл сравнивает Илию и с ап. Петром, которому, согласно Мф.16:19 , даны «ключи Царства Небесного». Следовательно, апостолы имеют более высокое достоинство, чем даже такой великий ветхозаветный пророк, как Илия.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Отдельные события из жизни пророка, как правило совершенные им чудеса, получают у отцов Церкви аллегорическое и типологическое толкование. Свт. Кирилл Иерусалимский указывает на то, что И., перед тем как вознестись на небо, прошел через Иордан, заставив его расступиться. Этот переход свт. Кирилл рассматривал как символ Крещения, которое становится для человека началом спасения ( Cyr. Hieros. Catech. 3. 2). То же сравнение приводит в проповеди свт. Григорий Нисский ( Greg. Nyss. In bapt. Christ.//PG. 46. Col. 592-593). Чудо воскрешения пророком сына вдовы из финик. Сарепты используется свт. Кириллом как аргумент против иудеев, к-рые отрицают воскресение Иисуса Христа ( Cyr. Hieros. Catech. 14. 15). Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что как И., вознесшись на небо, оставил ученику только свою накидку, к-рая стала для Елисея дороже золота, так и Иисус Христос после вознесения оставил ученикам Свое Тело (т. е. Евхаристию) ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 2. 26). Вознесение пророка на небеса наиболее часто становится предметом внимания христ. авторов. Ириней Лионский, полемизируя с теми, кто полагали, что воскресение из мертвых не будет телесным, ссылается на пример И., к-рый еще при жизни, т. е. в теле, был взят на небо. При этом Ириней отвергает толкование, согласно к-рому тело пророка сгорело в огненной колеснице, а на небо была перенесена только его душа ( Iren. Adv. haer. V 5. 1-2). Свт. Кирилл Иерусалимский сравнивает вознесение И. на небо в огненной колеснице с вознесением Иисуса Христа после воскресения. При этом свт. Кирилл указывает и на различия между 2 событиями, подчеркивая, что взятие И. на небо служит именно «прообразом» вознесения Христа. Основное отличие святитель видит в том, что И., как и др. ветхозаветные праведники, был взят на небо Богом и не мог совершить этого сам, тогда как Иисус, будучи Богом, вознесся Сам. Др. отличием служит то, что И. передал своему ученику Елисею пребывавший на нем дух, увеличив его только вдвойне, тогда как Иисус Своим ученикам дал Дух в изобилии ( Cyr. Hieros. Catech. 14. 25).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Как продолжатель дела Илии, Елисей необходимо должен был владеть пророческим дарованием в большей мере, чем прочие пророки, и потому просьба его не представляет чего-либо нескромного. Взятие Илии на небо стоит в неоспоримейшей связи с особым призванием Илии, состоявшим в том, что он словом и делом был вестником и орудием божественного суда над отпадшими от истинной религии. Вся его жизнь и деятельность имела главным образом судейский характер, т.е. с одной стороны – разрушающий и пожирающий нечестие, а с другой – восстановляющий и преобразующий характер. Но как наказующая деятельность Божия в Ветхом Завете имеет формой своего явления огонь, так и слова орудия этой деятельности (каков Илия) были огненными словами и дела его огненными делами. Так и изображается все служение Илии у священного дееписателя и у премудрого Сираха. Взятие Илии на небо в вихре и на огненной колеснице было запечатлением преобладающего характера его служения, – печатью Божией для значения Илии, как огня, разрушающего и восстановляющего. Потому-то образ взятия Илии на небо не был случайным и произвольным, а носил вполне отпечаток его земного служения и соответствовал его особенному положению в ветхозаветной теократии. – Как великое служение Илии, так и кончина его земной деятельности представляет много черт сходства с призванием и кончиной двух других величайших представителей ветхозаветной истории – Еноха и Моисея. Все три отмечают собою главные эпохи ветхозаветной истории; все они – пророки в высшем смысле слова. Енох обращался с Богом, был в теснейшем внутреннем общении с Ним; Моисей стоял в столь близком отношении к Богу, что беседовал с Ним лицом к лицу, «как человек с другом своим» ( Исх.33:11 ); вся жизнь Илии протекла в огненной ревности за дело Господа. Все три свидетели и провозвестники божественных судов для своего времени и всех будущих времен не должны были подвергнуться суду смерти и тления, и если Моисей умер за свое прегрешение в пустыне Син ( Втор.32:51 ), то все же не по образу прочих людей 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

И сердцу христианина нет оснований лишать себя великого утешения, что в смертный час дух его воспринят будет Самим Господом. Не это-ли сладостное видение даёт, на самом деле, силы и каждому праведнику без трепета испускать последний вздох, повторяя молитву Стефана?.. И такое исполнение обетования Господня: поиму вы к Себе, – стоит, действительно, в теснейшей связи с исполнением первого Его обетования: паки прииду.., – вопреки упомянутому мнению учёных, в данном толковании усматривающих нарушение этой неразрывной связи. Чтобы понять эту связь, необходимо обратить внимание на то значение, какое имели для Учеников явления Учителя по воскресении Его. Господь по воскресении явился им, как победитель греха и смерти, вещая о победе Своей. Эта победа открыла верующим двери небесного дома Отца, место для последователей Сына Его отныне было уже уготовано в обителях многих, и, согласно пророчеству Своему, как только достигнута была эта цель отшествия Его, Господь приходит вновь в Своим: в соответствие и исполнение разбираемым словам Его, эти Его явления в прославленном, преображённом теле были знаменем, символом совершившегося уготовления для Учеников места на небе. Отсюда, обращаясь от знаменующего к тому, что оно собою знаменует, должно выяснить связь не столько между обетованиями: прииду (ρχομαι) и пойму (παραλψομαι), сколько между знаменуемым первым из них: паки прииду (πλιν ρχομαι) делом победы Господа над грехом и смертию и – взятием в дом Отца Учеников (поиму – παραλψομαι). Но нужно-ли выяснять эту последнюю связь? Она вполне ясна и сама по себе: как без Господа, победителя ада и смерти, никогда не было-бы возможно переселение, «взятие» человека на небо, в обители рая, так и после спасительных страстей и славного воскресения Его никто и ничто не может отнять у человека права на это. «Аще Христос не воста, тща и суетна вера наша ( 1Кор. 15:14–17 ), ныне-же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (ст. 20), – писал Апостол. Но, победив грех и смерть, Господь не устранил их ещё до времени окончательно, – посему и за пришествием Его к Ученикам по воскресении не тотчас последовало взятие их на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Среди живописного ряда алтарной преграды храма Александра Невского значительный художественный интерес представляли иконы местного чина: " Преображение " , " Взятие ангелами Божией Матери на небо " , образ " Марии Магдалины " и изображение Александра Невского, написанные известным красноярским иконописцем и позолотчиком Мартыном Михайловичем Хозяиновым в 1816-1817 годах. Этот мастер, происходивший из крестьян Абаканского острога, благодаря незаурядному дару живописца, унаследованному им от отца, снискал себе широкую известность далеко за пределами Красноярска. В период работы над иконостасом М.М. Хозяинов посылал свои картины в петербургскую Академию художеств, которая по свидетельству П.А.Словцова, " отзывом своим поощрила его к продолжению благородного занятия " . По свидетельству С.И. Дараган, " написанные в классической итальянской манере картины и иконы Хозяинова, на расстоянии дают красочное впечатление. " Преображение " и " Взятие на небо " соответствуют по компановке работам Тициана и Рафаэля " . Действительно, сравнение картин-икон местного чина иконостаса Александра Невского, видимых на сохранившемся снимке 1920 года, с произведениями великих итальянцев обнаруживает, например, полное сходство композиции картины-иконы " Преображение " с картиной Рафаэля одноименного названия, хранящейся в Ватикане. В соответствии с канонами классицизма, правила которого не требовали изображения конкретного события в его реальной обстановке, была подобрана сюжетика ряда живописных изображений алтарной преграды. Сюжеты икон, расположенных на клиросах, были связаны с событиями из жизни библейских героев: царей Соломона и Давида, один из которых прославился своей мудростью, а другой своими военными подвигами. Северную дверь иконостаса занимало изображение царя Соломона, над которым располагалась сцена помазания его на царство. Таким образом, авторы идейно-содержательной части иконостаса придела Александра Невского в аллегорической форме намекали на связь российского самодержца Александра I с величайшим мудрецом всех времен, воспевая ему хвалебный гимн: " Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет...

http://sobory.ru/article/?object=00951

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010