Хвалит того вся земля, почитают вси концы, величает весь мир, призывает в молитвах вся вселенная, поют его страны и отечества, ублажают гради и пустыни и острови морстии, но никтоже весть, где живет и како пребывает, что ясть и что пиет и чим одевается и како толикия тысящи лет жив хранится. Виде того Петр со Ияковом и Иоанном на горе Фаворстей Христу предстояща и славное его преображение, егда божественный свет паче солнца во сия из плоти Владычни, егда апостоли ниц падоша на земли, Илия же с Моисеом крепко стояше и доброту ону чюдную немизающимися 1939 смотряше Но ни Петр ведяше, откуду прииде Илия и камо паки отиде, ни Ияков уразуме, како без крил прелете, како без коней своих огненных приеха, како внезапу обретеся на горе с ними и како скоро абие невидим бысть. Ниже Иоанн, возлюбленный ученик, позна, в коих вселяется обителех, коим питается хлебом, кую воду пиет, кое солнце зрит, киим воздухом дышет, кия сожители имеет, коею радостию радуется и коею добротою сияет. Разве ныне по отрешении их от плотскаго соуза и по внитии во оная божественная селения негли видят явственно жизнь его чюдную и обитель нерукотворенную и светлость сладчайшую и славу превысокую и неизреченную. Речем ли, яко на небесех есть, но Писание не глаголет его взята быти на небо, но «яко на И Господь во Евангелии явственно глаголет: «Никтоже взыде на Речем ли, яко в рай восхищен есть, но паки Писанию и о сем молчащу. Кто смеет глаголати недостоверная некая, во свидетельство представляти писания? Глаголющу святому Златоусту: «Рцы ми, како Илия взыде на огненней колеснице? Огнь палити обыче, а не возводити. Како толикое живет время, на коем есть месте, почто сие Темже аще Златоуст не ведяше, на коем есть месте Илия, и таковыми вопросы многоиспытующих смиряше, мы откуду вемы, где есть: на небеси, или в рай, или на воздусе; единому точию ведущу приложившему его Владыце. А яко жив есть, свидетельствует златословесный он учитель оными словесы, како толикое живет время. И паки инде глаголет его пророков главу и Богу друга, даже до днесь не А яко второму пришествию Христову предтеча будет Илия, утвержает той же златословец, толкуя апостольская словеса: «Тогда явится – и глаголет не иносказательно некако, но явственно и чисто, яко при антихристе Илия приидет, верных утверждая, и самого Христа приводит, глаголюща: «Илия приидет и устроит И приносит уподобление изрядное, глаголя: «Якоже Иоанн Предтеча бе перваго пришествия, тако и Илия будет предтеча втораго и славнаго его пришествия и на сие храним Мы же, возлюбленнии, величающе великаго Илию и слышаще преславное взятие его «яко на небо», не испытуем, где живет Илия, но точию чюдимся, како на земли ангельски поживе, како со земными небесный человек явися, како о благочестии ревноваше, како добродетелию сияше, како плотню своею сильно обладаше и отрастем не порабощашеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Яко Господь люди от земли египетския спасе, последи неверовавшыя погуби с тою, конечно, целью, чтобы наказанием научить их. В настоящее же время они наказаны и будут погибать ради тех, которые спасутся, пока не обратятся ко Господу 47 . 6. Аггелы же, говорит, не соблюдшыя своего начальства, т. е. того, которое они получили, соответственно своему преуспеянию, – но оставльшыя свое жилище (этим словом апостол обозначает, конечно, небо и звезды) и потому сделавшихся и названных отступниками, на суд великаго дня узами вечными под мраком соблюде. О соседнем к землям месте, т. е. мрачном воздухе, говорит. Узами же называет потерю чести, в которой находились ангелы, и алчность к самим низким вещам: побежденные своей алчностью они не могут обратиться [к Богу]. 7. Якоже Содома, говорит, и Гоморра, которым, по слову Господа, отраднее было и которыя, будучи научены, покаялись бы (ср. Mamф. X, 15; XI, 24; XI, 21 ). 8. Такожде убо, говорит, и сии сония видяще (т. е. те, которые грезят воображением своим, считая, что [истинное] благо есть пожелания и нечистыя страсти, а не то, что есть благо и выше всякаго блага), плоть убо сквернят, господства же отметаются славы же хуляще, т. е. одного только Господа, Который подлинно есть Господь наш Иисус Христос и один только достойный хвалы. 9. Михаил же Архангел, егда со диаволом разсуждая глаголаше о Моисееве телеси. Здесь апостол подтверждает взятие на небо Моисея 48 . Михаилом же здесь называется тот (ангел), который чрез ближайшаго к нам ангела спорил с диаволом. 10. Сии же, говорит, елика убо не ведят, хулят: елика же по естеству яко безсловесна животна ведят, в сих сквернятся. (Апостол) указывает, что они едят и пьют и любовным делам предаются, и говорит, что они совершают и иное, что является у них общим с лишенными разума животными. 11. Горе им, говорит, яко в путь Каинов поидоша. Таким образом мы подпадаем даже греху Ады по сходству преступления. 12. Облацы, говорит, безводни, т. е. те, которые не имеют в себе слова Божественнаго и плодоноснаго. Поэтому, говорит, ветрами и жестокими бурями носятся люди такого рода. Древеса есенна, безплодна, т. е. неверные, которые не приносят никакого плода верности. Дважды, говорит, умерша: однажды, конечно, тогда, когда согрешили, оставив [свое жилище]: второй же раз, когда подвергнутся наказаниям сообразно предустановленным судам Божиим. Смерть должна быть исчисляема даже в том случае, когда кто-нибудь не тотчас получает наследство.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

- Аполлоний, - сказал он, - можете подать знак доблестным духам, что мы собрались для их встречи. Аполлоний подошел к статуе Человекобога и после нескольких заклинаний зажег вокруг нее груды фимиамов. Густой дым, как облако, окутал статую. Как бы в ответ на сигнал, в воздухе зазвучал новый неведомый марш, и вот на горизонте небосклона показались фигуры всадников в черных и красных плащах и золотых шлемах, с невиданным на земле оружием в руках. За плечами их размахивались огромные крылья. Легионы двигались вдоль горизонта, охватили наконец весь круг неба и тогда начали спирально подыматься выше. Воинства были бесчисленны. За второй линией спирали последовала третья и, наконец, легионы, как кольцами змеи, покрыли все небо. Они мчались с головокружительной быстротой и, достигнув зенита, бешено ринулись вверх, как бы пробивая центр небесного свода. Вся спиральная змея их рядов постепенно втягивалась в эту брешь, наконец втянулась вся и исчезла. Небо очистилось. Для зрителей было ясно, что маневр изображал атаку небес и взятие их легионами Люцифера. Когда необычайное видение окончилось, и последние эскадроны исчезли в центре небес, потрясающие громы сотен тысяч голосов наполнили воздух торжествующими криками граждан человечества: " Слава Люциферу, слава победоносным войскам его! " . Долго не смолкали крики восторга. Впечатление грозной атаки адских сил было так потрясающе, что невольно защемило на сердце Валентина и его компании. Лидия провела рукой по волосам, как бы стряхивая чары, охватывающие ее голову. - Хвалитесь, темные силы! Не трудны маневренные победы, но не первый раз бросаетесь вы на небеса, не первый раз и низвергают вас оттуда, - произнесла она. - Аминь, - ответили остальные, крестясь. Между тем толпы народа на площади буквально бесновались в восхищении от воображаемой победы. Антиох с довольным видом смотрел сверху на свой верный народ. Впечатление, произведенное маневрами, видимо, удовлетворило его, наконец он поднял руку и постепенно площадь затихла. - Граждане, - сказал он, - вы видели грозные силы наших союзников и их неудержимый натиск. Ваши радостные крики показывают, что вы не сомневаетесь в победе их. Но мы должны быть достойны их, а для этого должны помнить, что их сила зависит от безусловной сплоченности около своего Вождя. От такого же условия зависит и сила человечества, и я призываю вас к той же сплоченности вокруг меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тот, кто употребил жизнь на снискание богатства... взял ли его в Вечность? ( 108, 88 ). Земное имущество не есть наша собственность... Оно переходит из рук в руки и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на пользование. Все, что мы имеем, принадлежит Богу ( 108, 91 ). Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы самое сокровище человека, находясь на Небе, влекло его к Небу ( 110, 172 ). Писание... называет состоятельных людей распорядителями имущества, которое принадлежит Богу и поручается распорядителям на время, чтобы они распоряжались им по Его воле ( 111, 231 ). Чтобы получить истинное, свойственное всем, неотъемлемое достояние, сохраните верность Богу при распоряжении тем, что вверено на срок. Не обманите себя, не сочтите земного имущества собственностью ( 111, 235 ). Перенося милостынею тленное имущество свое на Небо, христианин неприметным образом перенесет на Небо свое сердце... ( 111, 266 ). Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 279 ). БОГАТСТВО «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23) Земное богатство не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет, но у тебя потребуют строгого отчета за это ( 7, 78 ). Желаю тебе, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир всегда считал прахом ( 7, 361 ). Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не примет того, кто не сложил с себя бремя богатства. Святитель Василий Великий ( 7, 104 ). Богатые! послушайте: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» ( Пс. 61, 11 ), знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надо облегчать корабль, чтобы было легче плыть ( 13, 211 ). Богатство – самый скорый приспешник в дурном, потому что при могуществе всего удобнее делать зло. Святитель Григорий Богослов ( 14, 367 ). Если погонишься за роскошью и за тем, чтобы иметь больше других, то труда будет много, путь станет ненадежен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна ( 25, 67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мы же глаголем, яко святая Дева роди совершенна Бога и совершенна человека со умом и душею, умною же и словесною. Зане в перваго Адама вси прегре- шишя. И подобаше сим всем соединитися и смеситися со вторым Адамом и Богом, да исцелятся. Наипаче же ум, иже первый пострада, ибо оно, еже не смесися с божеством, есть не исцельное. И оно, еже глаголет: «вторый человек – Господь с небесе, и никто же взыде на небо», и ино, аще что есть сицевое, глаголется о соединении, имже соединися божество с человечеством. И бысть человек едино лице, един во двою естеству: божества, глаголю, и человечества. Яко соединившееся совершенно божество с плотию, едино и другое естество приемлет оная, ихже не имать едино естество от другаго, яко же имать глагол, иже глаголет, яко: " быша вся Христом». И Христос вселяется в сердца наша не позримому, но по-мысленому, яко же смесистася два естества. Такова суть и именования, между собой именована со словом смешения естеству, Бог и человек. Соединение же по ипостаси есть стечение дву естеству, яже имата разнство, яко же есть душя и тело два естества во едином лице. Во ипостаси убо Бога-Слова плоть имяше свое лице, яже плоть обожися со восприятием. Три вещи быша вкупе абие: восприятие, существо, обожение плоти от слова. Восприятие глаголется оно взятие, им же взят Слово Божие плоть и носи ю. Существо есть извещение, еже быти, якоже пребываста два естества неразлучна и неразрушима во едино лице Сына. Обожение – яко обожи плоть, понеже божество соединися и смесися с нею, и бысть едино лице. Несть убо «Богородица», токмо яко Бога роди, но за обожение человеческаго естества. Ею же смешение бысть вкупе и существо абие, во едином мгновении. Сущую Богородицу. Несторий безумный многа убо и иная безместная помышляше, ибо глаголаше, яко Богородица роди нага человека, той же последи от добродетели своея соединися и смесися с Сыном Божиим, отнеле же крестися, или наипаче – отнеле же воскресе. И инако, яко Бог действова в Сыне Мариине, яко же во едином пророце. Сего ради не хотяше именовати ю Богородицу, но Христородицу, – мнением убо, яко Христа роди, си есть Бога и человека: истинною же – по намерению Его яко пророка роди, помазана Святым Духом, или и царя, ибо и царие «христи» нарицахуся.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Августина. Важнее недостатки, касающиеся содержания. Сюда относится: а) незаконченность сочинения. Автор не сделал не только никаких выводов, но и простого обобщения из сказанного им в сочинении. Объясняется ли это недостатком времени или нежеланием автора иметь шаблонное „заключение“ к своему труду? б) несоответствие темы сочинения с изложением, взятым в целом виде. Непонятно, почему автор, давая в своей работе целую психологию детской души, назвал её „Основы умственного и религиозно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте“, когда умственное и религиозно-нравственное воспитание трактуется лишь как частный момент всего излагаемого здесь дела воспитания детской души вообще? Несмотря, однако, на указанные несовершенства, работа г. Левкоева читается с удовольствием и интересом. Искомой степени автор заслуживает, без всякого сомнения». —312— 28) О сочинении студента Лисняка Дионисия на тему «Данные Библии для решения вопроса о человеческих жертвах у древних израильтян (разбор рационалистических гипотез Моммерта и др.)». а) Экстраординарного профессора Д.И. Введенского : «Сочинение студента Дионисия Лисняка представляет из себя один трактат, в котором нет деления по главам. Но по содержанию оно распадается на несколько частных вопросов. После общего введения автор разбирает различные гипотезы, в которых израильтяне по своим религиозным верованиям и по своему культу приравниваются к другим народам древнего мира, в культе которых человеческие жертвоприношения занимали не последнее место. С целью уяснения сущности духовной религии Израиля автор рассматривает все те библейские данные, в которых рационалистическая критика хочет видеть указание на существование у древних израильтян человеческих жертвоприношений не как исключения, а как нормального явления, вытекавшего, будто бы, из требований самого культа. Для обоснования своего отрицательного отношения к мнениям рационалистов автор устанавливает правильный взгляд на значение у израильтян обрезания, херема, закона первородства, рассматривает известный из книги Судей „обет Иеффая“, а также случаи проведения чрез огонь детей израильских и пророческие обличения, в которых изрекалась угроза на приносивших израильских детей во всесожжение Баалу, на проливавших кровь невинных в долине Енномовой, как „в долине убиения“ ( Иер.19:3–6; 32:35 ; Иез.16:20–21 и др.); наконец, он останавливает внимание на таких фактах, как, например, взятие Эноха живым на небо, смерть Моисея – в чём некоторые видят намёки на принесение в жертву этих великих ветхозаветных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лиутпранд Кремонский (920972) – дипломат, писатель, приближенный лангобардского короля Беренгария (лангобарды германское племя, вторгшееся в Северную Италию в 568 г. и образовавшее там своё королевство). Блестяще образованный человек, он владел латинским и греческим языком и дважды возглавлял посольства в Константинополь: в 949 г. и в 968 г. Официальные отчеты о дипломатической миссии Лиутпраунда легли в основу его мемуаров. Цель первого посольства неизвестна. Из Павии, столицы лангобардского королевства, Лиутпранд отправился в Венецию, где 25 августа встретился с византийским послом, евнухом Соломоном, и с послом германского императора Оттона I Лиутфридом. Лангобардское посольство прибыло в Константинополь 17 сентября. Лиутпранд подробно описал пышную аудиенцию у императора Константина VII Багрянородного в Магнаврском дворце, поразившем его механическими автоматами (золотыми птицами, порхающими на бронзовых деревьях, грифонами, рычащими львами по обеим сторонам трона, который в самый неожиданный момент поднимался с сидящим на нем императором до потолка, и др.). Константин щедро наградил посла и его свиту, пригласив их на пир в залу Декаеннсаакувита (19 пиршественных лож), где гости, по старинному обычаю возлежа за столом, смотрели представление мальчиков-акробатов и жонглеров. После возвращения Лиутпранд вынужден был эмигрировать в Германию к королю Оттону I, который назначил его епископом Кремоны, а в 968 г. отправил в Константинополь с предложением брака между Оттоном I и одной из дочерей императора Никифора II Фоки. С едким сарказмом и негодованием описывает Лиутпранд жестокость и коварство византийского двора. Прибыв в столицу, он простоял несколько часов под дождем у запертых Золотых ворот. Посла и его спутников поселили в душном помещении вдали от императорского дворца и держали под домашним арестом. Он вручил верительные грамоты не императору, как положено по этикету, а его брату и логофету. На прощальном пиру разразился скандал: Никифор II издевался над германцами и бранил римлян. В ответ Лиутпранд начал оскорблять ромеев, за что был удален из зала. В отчете о своей дипломатической миссии, завершившейся полным провалом, дипломат дал уничижительную характеристику императору: «Дерзкий на язык, с повадками лисы, по вероломству и лжи он – Улисс». На Троицу Никифор II появился в одежде своего предшественника, его сановники были облачены в заношенные одеяния. В честь выхода василевса, принявшего участие в торжественной церковной процессии, улицы украшены дешевыми щитами. Не менее язвительно описано совершение проскинезы падание ниц к императорским стопам. Единственно, что поразило Лиутпранда в Константинополе, это мистерия «Взятие пророка Ильи на небо», представленная «легкомысленными греками» в храме св. Софии. Мемуары Лиутпранда являются ценным источником, раскрывающим методы и приемы византийской дипломатии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CXLVIII:8). В этих горних обителях пребывают ныне души праведников, сообразно достоинству своему; к этим горним обителям будут восхищены праведники, по соединении душ их с телами воскресением «на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1Сол. 4:17). Над ними повторится искупленное и возвращенное роду человеческому Спасителем восхищение с земли и взятие в рай Адама. Святые тела их, не только души, обновленные и воссозданные Богочеловеком, соделаются способными к такому восхищению и взятию на небо, как способно было к нему тело первозданного человека. Видение святого Андрея, так как и все подобные видения других угодников Божиих, служит доказательством и объяснением вышеприведенного мнения святого Макария Великого, что ангелы и души имеют свой вид и образ, и что этот образ есть образ внешнего человека. Столько сходны образ и тела и образ души, что святый Андрей не понимал ясно, восхищен ли он был в теле, или вне тела. Приведем собственные слова его, Как они передаются иереем Никифором в пространном жизнеописании. «Я видел себя, — говорит святый Андрей, — как бы без плоти, потому что я не чувствовал плоти». Далее Святый поведает об одежде, которая была на нем, причем исчисляет телесные члены. Возвращаясь к объяснению своего состояния, Святый сказал: «По-видимому я был в теле, но не чувствовал тягости телесной; не чувствовал никакой телесной потребности в течение всех двух недель, в которые продолжалось восхищение. Это приводит меня к мысли, что я был без тела. Не знаю, как сказать достоверно: достоверно ведает это сердцеведец Бог». Святый видел Ангелов в образе светлых мужей и юношей. Он беседовал с ними. Руководивший его Ангел несколько раз подавал ему руку; Ангелы, предстоявшие завесе, имели образ юношей высокого роста, грозного вида, с пламенным оружием в руках. Поведая об Ангелах, исчисляя члены их: лице, глаза, руки, ноги, как бы усиливаясь объяснить самую природу их, Святый сказал, что они — тела бесплотные, или, по пониманию нашего времени, газообразные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Здание окружено невысоким чуть выступающим цоколем. Его нижний ярус завершен трехчастным антаблементом и невысоким аттиком, раскрепованным над пилястрами, делящими фасады приделов и паперти на три прясла: в среднем находится прямоугольный входной проем, обрамленный порталом с массивным разорванным фронтоном, в остальных – по прямоугольному окну в аналогичном наличнике. Такие же окна на апсидах освещают пространство алтаря. На боковых стенах приделов и паперти – по ложному окну. Четверик храма также разделен на прясла двухуступчатыми лопатками, на углах огибающими, которые крепуют трехчастный антаблемент. Крупные килевидные кокошники, по три на фасад в нижнем ярусе и по два в верхнем, имеют профилированные обводы и украшены круглыми филенками в плоских обрамлениях. Цилиндрический барабан главы, прорезанный арочными окошками, украшен аркатурой, опирающейся на пилястры и трехчастным антаблементом в завершении. Внутри восьмигранное, с более узкими гранями пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с барабаном световой главы в шелыге. Широкие арки соединяют основное пространство храма с алтарем, приделами и папертью. Алтарь перекрыт коробовым сводом, замкнутым на востоке тремя конхами, вытянутые с востока на запад приделы – поперечным коробовым сводом, с распалубками от подпружных арок, отделяющих скругленные торцовые части, перекрытые конхами, а паперть – крестовым сводом в центре и полулотковыми в торцовых частях, отделенных подпружными арками. Настенная масляная живопись в храме выполнена в позднеакадемических традициях на рубеже 19 – 20 вв. Восьмилотковый свод храма расчерчен вдоль ребер орнаментированными полосами. В угловых треугольных клеймах написаны образа Евангелистов с их крылатыми символами, в трех осевых клеймах размещены богородичные сюжеты, представляющие ее небесный образ. Это тезоименный храму «Покров», а также «Взятие Богородицы на небо» и «Богоматерь – Царица небесная». Тема продолжена на прилегающих к главной апсиде гранях восьмерика, где написаны «Благовещение» и «Введение во храм».

http://sobory.ru/article/?object=10782

Автор: «Съемка в доме престарелых и инвалидов на 9 мая. А ведь эти люди — чьи-то дети, которые век назад беззаботно смеялись на руках у своих отцов. Какая доля им досталась в жизни… Война и такая старость. На одном этаже спрашиваю: «Есть ветераны?» — «Вон в той палате бабушка умирает»… И персонал — люди вроде не злые, обычные, а есть и явно хорошие. И не сказать, что безразличные, все в порядке. Но не должен порядок быть таким… Хотя посмотрите в их глаза: надежда, кокетливость, озорство, мечтательность, часто сквозь слезы, и главное — желание, чтобы помнили и любили». Фото: Максим Коротыгин. «Последнее 9 Мая». Михаил Александрович Лещев, 98 лет. Родился в селе Силкино Красноярского края. Во время Великой Отечественной войны осколком был ранен в руку, контужен. Награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и др. Фото: Андрей Белозеров. «Взгляд сквозь время». На фотографии — бабушка из высокогорного аула Учкулан Карачаево-Черкесской республики. Она прошла всю Великую Отечественную войну и пережила депортацию. Фото: Ренат Урусов. Советы от героини портрета: Всегда выбирайте свою семью. Никогда не теряйте связь с близкими. Оставайтесь людьми несмотря ни на что. Решение жить — основное из всех остальных. Будущее поколение — это наш выбор. «Пять минут тишины». На фотографии — супруги Токаревы. На момент съемки ветерану Великой Отечественной войны Михаилу Павловичу Токареву было 102 года, Валентине Петровне — 95. Вместе они прожили более 70 лет. Фото: Андрей Смольников. «Я встретил Максимыча, играющего на аккордеоне, у Севкабеля. Одну за другой он душевно и живо выдавал различные песни. Энергичность, открытость сразу привлекла внимание. Мы разговорились, я сделал несколько фотографий. Он, щедрая душа, с ходу подарил мне кофту (на следующий день у меня был день рождения). Максимыч — вдовец. Он играет на аккордеоне, чтобы собрать денег на обелиск для себя и своей покойной жены. Это его заветное желание. Шутка в том, что цель постоянно отдаляется от него: сын кидает на деньги, его грабят, он теряет кошелек с крупной суммой денег. Судьба не считает, что ему пора на покой. А он не теряет оптимизма». Фото: Даниил Конторович.

http://pravmir.ru/stariki-2/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010