3) Если же придет и не укоснит; то что нам стужати си в скорбех (Еф. 3, 13), а не паче готовыми быть умирать за Господа всякий день? – Ибо написано: аще с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не можете (2 Тим. 2, 11–13). Какую радость будут иметь святые, когда узрят Господа грядущего с небес со Ангелами силы Своея, призывающего их к радости неизглаголанной, венчающего и с ними соводворяющегося на все веки? И какое напротив терзание будут испытывать тогда не уверовавшие Евангелию и преступившие заповеди Его, кои, как написано, муку приимут, погибель вечную от лица Его, и от славы крепости Его: егда приидет прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших (2 Фес. 1, 9, 10). 4) Сие созерцая умом и о сем помышляя, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7, 1), к лучшему стремясь, на совершеннейшее возводясь (Евр. 11, 16; 6, 1), ненавидяще злое, прилепляющеся же к благому: братолюбием друг другу любезни: честию друг друга больша творяще: тщанием нелениви, духом горяще, Господевиработающе: упованиемрадующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 9-12); чтобы в такой непорочности искренно пребывая, и наступающую Пасху отпраздновать нам достойным образом, и удостоиться вечно вкушать небесные блага. 282. 1) Предивно, что Господь – таковой, – так страждет? – 2) Вся тварь содрогнулась; мы ли останемся безучастны? – 3) За толикую к нам любовь воздадим любовию и готовностию все переносить и в порядках нашей жизни, и в гонении. 73] 1) И всегда воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа приводит душу в сокрушение и умиление, особенно же в настоящие дни (Страстная неделя – Пяток), в которые каждое из них и совершалось. Какие же это страдания? – Убийственный против Господа совет, взятие Его иудеями, ведение на смерть, предстание судищу Пилатову, суждение, расспросы, заушения, оплевания, поношения, осмеяния, на Крест подъятие, рук и ног пригвождение, желчи вкушение, ребра прободание и другое прочее, бывшее между сим, чего ни мир не может вместить, ни достойно изобразить не силен не только человеческий язык, но и все ангельские языки. Ибо вообразим себе, коль великое и неизъяснимое это есть таинство! – Открыто видящий советы сердечные, Господь, и ведущий всякое помышление человеческое, – Сей Самый ведется в совет, где присуждают Его к смерти; носящий всяческая глаголом силы своея (Евр. 1, 3), Сей Самый предается в руки человеков грешников; связующий воду в облаках и благовременно орошающий ею землю, Сей Самый ведется связанным; измеривший небо пядею, и всю землю горстию и поставивший горы в мериле (Ис. 40, 12), – Сей Самый ударяется рукою раба; украсивший землю разнообразными цветами, Сей Самый венцом из терния венчается в посрамление; насадивший древо жизни посреде рая, – Сей Самый пригвождается на древе в поругание. О, коль страшны и преестественны сии видения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

8.12.1978     «Созерцательная» жизнь. Она самой действенной и была, потому что не когда-то иногда, а всегда идет борьба с увлекающим потоком. Воображают себе каких-то мечтательных древних зрителей окружающего театра, т. е. рабство у безвредного тихого порока. Все было совсем по–другому! Они вставали рано, выстаивали все очереди, боролись со всеми потоками, даже теми, которые были явно сильнее. Зачем надо было тогда бороться? Да затем, чтобы не быть простой щепкой, а именно созерцателем, значит не частицей движущейся природы. Христос перед стадом свиней, когда они еще были в бесноватом, — вот что такое созерцатель. Ноябрь 1978     У Платона почти не видно — или по крайней мере меньше чем у Аристотеля, у которого и бытие–тем-что–было, и эн–телехия, и субстантивация местоимений и наречий — словесных подчеркиваний, новых смыслов, оседания на слове. Разве что идея, да и то, не родной ли это род. У него упругая мысль, игривая, делающая скачки, перевертывающаяся через голову, ходящая на руках без всякого труда. Над всем этим ощущается синее высокое небо, далекая полнота, и пляска мысли только радостно подражает подаренной от полноты безграничной свободе. Речь не упускает эту полноту и умело прослеживает нити, дающие угадать целое. Некоторые зачины неуклюжи и смешны как сам Сократ, но это смех тайного ликования, деревенская усмешка провожатого, который ведет опасливого путника по кривой сомнительной тропке, и вдруг через всего несколько шагов великолепный простор, открылось широкое море и бухта с кораблями у причала. [≈ конец 1978]     Странное и страшное. Иран. Механизм западного человека внезапно разгадан. Он спит ночью, чтобы действовать днем. Он выбирает и направленно добивается своего. Его цивилизация прошла. Когда он будет просыпаться, его увидят и определят. Он не успеет выйти на улицу. Конечно, если бы успел, ничего бы не случилось. Его погубило то, что он должен был все-таки когда-то лечь спать. Он за это время не мог быть в безопасности. Февраль 1979. Сдвинулись миры. Можно, даже отвернувшись глазами, видеть как с Ираном у нас, русских, ушла почва из-под ног. Бахтияр–Керенский, взятие Зимнего дворца еще игрушки по сравнению с потерей той частички азиатчины, на которой стояло русское устройство. Новый вечный и неукоснительный голос китайской государственности, который мы некогда узурпировали и теперь должны были — или будем, что одно и то же — отдать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

В августе 975 г., рассказывает историк в VI гл. X книги своей истории, на небе появилась, «необыкновенная и превышающая человеческое понятие комета», наводившая на всех чрезвычайный ужас. Она предсказывала, по словам Льва диакона, величайшие бедствия для Византии «и почти совершенную гибель Римской империи», поставленной в безвыходное положение возмущением Склира, несчастным болгарским походом и бунтом Варды Фоки. Рассказав об этих печальным событиях, предуказанных кометой, Лев диакон продолжает: «и другие тяжкие бедствия предвещал восход появившейся тогда звезды 109 , а также показавшиеся в глухую ночь, и опять на северной части неба, огненные столбы, наводящие страх на тех, кто их видел – они предсказывали последовавшее за тем взятие Херсона тавроскифами и захват Веррии мисянами (болгарами)» 110 . В приведенных словах византийского историка, составляющих всю суть его свидетельства, не обозначено время завоевания Херсонеса тавроскифами, т. е. русскими. Событие это было предсказано отчасти необычайной кометой 975 г.; но явление её никак не может служить точным признаком падения Корсуни, по своей отдаленности. Ближайшим предвестником завоевания Херсонеса были огненные столбы, но, к сожалению, Лев диакон не указал времени их появления. Впрочем, он упоминает об этом небесном явлении и о предсказанном им несчастии уже после бунта Варды Фоки и тем дает некоторый повод относить и первое и второе – и предвестников (огненные столбы) и предсказанное к 989 г., в начале которого (в апреле) было подавлено восстание. Действительно, так и нужно понимать известие византийского историка, если мы сопоставим его со свидетельствами арабских писателей. Последние не говорят о завоевании Херсонеса, но точно указывают время небесных знамений. Яхъя, современник крещению Руси, и Ал-Макин передают, что в 378 г. (гиджры) в 27 день м. Дульгиджа, т. е. 7 апреля 989 г., с субботы на воскресенье, около полуночи «вышел с неба огненный столб», от которого «и земля и небо сильно покраснели» 111 . Это то самое явление, о котором говорит и Лев диакон, как о предвестнике завоевания Херсонеса тавроскифами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Соф. 1197. Л. 141; Редин. 1916. С. 327), взятие Иерихона (РНБ. Соф. 1197. Л. 141 об.; Редин. 1916. С. 333. Рис. 390). Миниатюры, на к-рых представлено устройство небесного мира в символических образах: небо и твердь всего мира - «Царство Небесное» в виде синего «куба»-ларца с огненными колесами на «крышке» и медальоном с образом Ветхого денми (РНБ. Соф. 1197. Л. 98 об.; Редин. 1916. С. 150. Рис. 133; Гордиенко. 2001. Табл. XIII),- поражают сочетанием приемов, характерных для вариантов изображения Божества. Огненные крылатые кольца напоминают о композиции «Спас на престоле», насыщенный синий цвет мирового «куба» и сияющие светлые одежды Божественного старца - извод Христа Ветхого денми. Ярусное, обозримое, доступное постижению «Царство Небесное и земное» имеет 4-частное строение - от высших сфер Царства Спасителя и Его небесного воинства к земному миру и миру мертвых, где и ангелы, и живые люди, и даже спеленатые мертвецы и скелеты изображены обращенными к центру, объединенными в прославлении Спасителя, восседающего на престоле (РНБ. Соф. 1197. Л. 278 об.; РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 275; Гордиенко. 2001. С. 176). К числу наиболее выдающихся рукописей по исполнению и убранству следует отнести Годуновскую Псалтирь (1594 г., РНБ. КБ 7/12) из К. Б. м. Эта рукопись - одна из числа созданных в Москве повелением боярина Б. Ф. Годунова и вложенных боярином Д. И. Годуновым «на помин души» в разные храмы и монастыри страны. Она привлекла внимание ученых уже в сер.- 2-й пол. XIX в. ( Шевырев. 1850. Ч. 2. С. 48-51; Геронтий (Кургановский). 1897. С. 92). С. П. Шевырёв опубликовал вкладную надпись, краткую характеристику рукописи и литографированный рисунок к Пс 126. Филиграни рукописи были изучены Н. П. Лихачёвым и используются исследователями русской средневековой книжности ( Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. С. 183-186. 1957-1959; см. также: Олмстед Х. Кодикологические заметки о рукописных сборниках Максима Грека 399//ТОДРЛ. 1992. Т. 45.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

33 ст. Настроение Его духа и тон речи изменяет взгляд на то, что предстоит ученикам испытать в их душах вследствие видимого удаления от них И. Христа. Он с тихой скорбью в дышащих любовью словах предсказывает им предстоявшую разлуку с Собой: дети! еще с вами мало есмь. 34–35 ст. Как отец при последней разлуке с детьми, Он дает им последнее завещание: да любите друг друга. Заповедь о любви Иисус Христос называет новою не потому, чтобы она была неизвестна в ветхом завете, во потому, что в мире дохристианском любовь не могла проявляться в людях со степенью любви, простирающейся до самопожертвования; такую любовь первый явил в Себе Сын Божий, предавшийся на смерть за грехи мира. Глава 14-я. 1 ст. Ученики исполнились предчувствием чего-то страшного и для своего Учителя, и для себя, хотя ясно и не понимали смысла предсказаний Спасителя. Тогда Господь успокаивает их: да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в мя веруйте. Якорем спасения их в предстоящих испытаниях полагается твердая вера в Бога Отца, обещавшего послать Спасителя миру, и в И. Христа, как обетованного Мессию, 2–3 ст. На небе, в царстве вечного блаженства, куда Я иду теперь, достанет места и для вас, и для бесчисленного множества других верных последователей, сохраняйте только веру в Меня. А если бы не так не сказал ли бы Я вам? Я для того и иду к Отцу с прославленным во Мне человеческим естеством, чтобы отворить для людей двери обителей небесных. И когда пойду и приготовлю вам место, прииду опять и возьму вас. к Себе. Все время от вознесения Господа мыслится как один момент; вообще по вознесении Господа последует взятие учеников на небо, для чего Господь придет к ним. Из дальнейших речей Господа открывается, что здесь говорится о духовном пришествии Господа к ученикам, вместе с ниспосланием на них Духа Святого. 4–7 ст. Ученики и теперь все еще продолжают оставаться в своих прежних представлениях о Мессии и Его царстве, и вот один из них, Фома, говорит, что апостолы не знают Его путь, разумея при этом какое-нибудь место на земле, куда Иисус хочет идти. Иисус Христос отвечает на это так, что Своим ответом устраняет всякое чувственное понимание Его слов. Он указывает на себя, как на единственного и всеобщего посредника и путеводителя к Отцу: Аз есмь путь , и истина, и живот.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

    2:13. В ночное время люди часто предавались кутежам; обвинение в участии в дневных пирушках считалось более тяжким, чем обвинение в язычестве. (Широко распространено мнение о том, что Петр здесь использовал лексику из раннего еврейского источника «Взятие на небо Моисея». Но есть и противоположная точка зрения о том, что, наоборот, данное сочинение опирается на 2 Пет; окончательный вывод зависит от того, когда был написан каждый из этих двух документов. Возможно, что оба они имеют в своей основе некий общий источник или что выявляемая вербальная параллель представляется чисто случайной.)     2:14. Некоторые еврейские авторы также писали о вожделении в глазах; см. коммент. к Мф. 5:27,28. В то время как философы говорили о нравственной «тренировке» и о необходимости избегать алчности, эти лжеучителя приучались «к любостяжанию». Выражение «сыны проклятия» — это либо семитский оборот речи для обозначения проклятых, либо для лишенных наследства сыновей, которые, вместо благословения,получили от родителей проклятие.     2:15. Согласно иудейским преданиям и наи более вероятному толкованию Ветхого Завета, Валаам был нечестивым человеком. Из корысти Валаам привел израильтян к связи с мадианитянами, призвав на них суд Божий, что в итоге и его самого привело к гибели (Чис. 31:8; Нав. 13:22). В еврейской литературе он рассматривался в качестве последнего пророка (иногда философа) язычников, но это не уменьшает его греха в совращении Израиля на путь распутства. Его попытка ввести в грех Израиля считалась гораздо более серьезным грехом, чем любое военное нападение на израильский народ, поскольку он подвел его под суд Бога. Противопоставление двух путей — Валаама и правильного пути — лежит в основе древ него образа двух путей, один из которых ведет к праведной, или мудрой, жизни, а другой — к глупой погибели.     2:16. Пророков, впадающих в исступление, экстаз, часто называли «безумными» или «одержимыми» (на Ближнем Востоке и в Израиле в древности, а также в греко-римской империи в античные времена; ср.: 4 Цар. 9:11; Иер. 29:26). Но безумие Валаама еще более очевидно: несмотря на чудо предостережения бессловесного жи вотного, которое оказалось умнее его (ср.: 2 Пет. 2:12), он продолжал совершать глупости (Чис. 22:20—35). Филон использовал Валаама как аллегорию, изображающую неразумных людей; раввины говорили, что людей, которые следовали за Валаамом, ожидает ад. В иудейских преданиях ослица говорит более пространно, раскрывая глупость Валаама.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кто признает, что промысл Божий управляет мipoм, тот никогда не может усомниться и в возможности чудес. Божественное всемогущество, установившее законы вселенной и сохраняющее их, не нарушая и не отменяя их общего течения, может производить исключения из них во всех тех случаях, когда они оказываются не в состоянии выразить особых целей Божественного промысла. Отрицать возможность таких действий Божиих, необъяснимых естественными законами, значит или не признавать, что Бог управляет мipoм, или же ставить всемогущую силу Божию в зависимость от предметов и законов Им же созданного видимого мipa. Думать, что чудеса нарушают законы природы, нет никакого основания. В чуде проявляется только ограничение или прекращение действия известного естественного закона к известному предмету, как в чуде нетления св. мощей прекращение тления, или разложения тела известного человека. Действие закона тления на тело известного человека прекращается по тому, что оно не соответствует планам Божественного промысла. Законы видимого мipa, как и самый этот мip, поставлены на службу человеку применительно к греховному состоянию человека на земле. Но когда господство греха на человеке прекращается, когда дух человеческий в своем стремлении приближается к Богу, значительно усиливается над стремлениями плоти к земле, тогда законы видимого мipa мало-помалу теряют свою власть над человеком и могут, наконец, совсем прекратить свое действие на него, если на то последует воля Божия. А чудо нетления тела именно и зависит прежде всего от нравственной чистоты святых душ, обитавших в них и потом от особого действия всемогущества Божия, которому одному принадлежит власть управлять законами видимого мipa. Если отвергать чудо нетления св. мощей, то можно отвергать и другие чудеса, о которых пишется даже в Библии. Мнимо-духовные христиане говорят, что нетление св. мощей несогласно с законами природы, определенными Богом, составляет отступление от законов природы. Но и каждое чудо разве не отступление от законов природы, данных Богом? Остановка солнца и луны при Гаваоне Иисусом Навином ( Нав.10:13–14 ) разве не была изменением установленного Самим Богом закона ( Быт.1:16 ) движения этих светил? Чудо воскрешения Лазара ( Ин.11:44 ) и другие подобные случаи разве не представляют отступление от прямой заповеди, изреченной Богом всему человеческому роду в мipe ( Быт.2:17 )? Взятие праведных Эноха ( Быт.5:24 ) и Илии ( 4Цар.2:11 ) живыми с телами на небо разве не есть изъятие человеческих тел не только от тления, но и смерти? А праведные Энох и Илия жили еще тогда, когда Христос не принес Себя в жертву на кресте для искупления человека от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 12.30 TSF до нас донес глухой и отдаленный голос Поля Рейно 1 , объявивший о том, что враг у ворот Парижа и что взятие города – вопрос нескольких часов, и что лишь неожиданная помощь может спасти Францию. Нельзя терять ни минуты… В 14 часов я вышел из метро у Орлеанских ворот. Меня сопровождал молодой человек 18 лет, сын моих соседей. Как и я, он «отступал в провинцию», чтобы присоединиться к Армии.Моя амуниция – с каждой стороны по вещмешку, рюкзак на спине, одеяло через плечо – была тяжелой, но хорошо сбалансированной. Нужно было взять много провизии, не обольщаясь по поводу возможностей подкрепления в дороге. У Орлеанских ворот была плотная толпа. Не без трудностей мы нашли караульных, осажденных мобилизованными, протягивавшими свои бумаги. Никогда не забуду глубокой меланхолии в голосе когда-то бравого гвардейца: «Надо уезжать, ребята. Идите прямо в Бретини, представитесь на месте. Но следуйте быстрее: в эту минуту здесь могли бы быть фрицы». Небо затянуло. Упали несколько капель дождя. Теперь идти было легче. Перед нами открывалась дорога на Орлеан, старинная римская дорога, видевшая столько армий в течение стольких веков, столько паломников, шедших к Сен-Жак-де-Компостель или дальше, столько монахов и клерков, рыцарей и жонглеров; дорога, проходящая через роскошные аббатства и замки-крепости, дорога, слышавшая гимны крестоносцев и распевные сказания, дорога, протоптанная бесконечными поколениями, образовавшими Францию, дорога королей и святых. Сегодня она была заполнена странным скопищем – печальным и решительным, диким и глубоко человечным. Друг другу помогали просто, без слов, чувствуя себя сближенными общей судьбой. Перегруженные машины каждые десять метров останавливались, перегораживая дорогу. Велосипедисты шли пешком, чтобы иметь возможность протиснуться среди движущихся масс. Солдаты расчищали проходы прямо посреди толпы; жандармы, почтальоны, железнодорожники уходили вместе с нами, забыв о своих полномочиях, ныне бесполезных, оказавшись внезапно, несмотря на свою униформу, такими же несчастными, как и те, что двигались впереди. Женщина толкала машину с двумя спящими детьми, открытыми как для палящего солнца, так и для дождя; две дороги разъединились в десяти километрах от Парижа и муж, нагруженный чемоданом, который он нес на плече, теперь впрягся, чтобы толкать машину дальше, не останавливаясь. Старая дама едва шла, сопровождаемая двумя мопсами. Инстинктивно чеканили шаг, поскольку все были одержимы одной мыслью: только бы не слишком поздно… Со страхом ожидали увидеть встречный поток на дороге. Доходили слухи, что немцы уже в Версале, в Фонтенбло, повсюду; что моторизованные колонны окружили Париж, что мы в мышеловке. Но оставалось лишь одно: идти, по-прежнему идти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Четками сопровождалось молитвенное размышление о 15 тайнах из жизни Иисуса Христа и Богоматери, также называемое «розарием Девы Марии». При этом на каждую тайну приходились читаемые 1 раз «Pater noster» (большое зерно) и 10 раз «Ave Maria» (10 меньших зерен), так что в целом прочитывалось 15 раз «Отче» и 150 раз «Радуйся». Весь чин размышления делился для удобства на 3 части (по 5 тайн в каждой) – радостную: благовещение Деве Марии, посещение ею Елисаветы, рождение Иисуса Христа, сретение, обретение 12-летнего отрока Иисуса во храме; скорбную: молитва Христа в Гефсиманском саду, бичевание, венчание тернием, крестный путь, распятие; и славную: Воскресение Спасителя, его Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов, взятие Богородицы на небо после ее Успения, увенчание Девы Марии небесной славой. 181 В 15 веке доминиканец и мистик-визионер Ален де ла Рош (Аланус де Рупе) еще более развил символику четок. По его представлению, «15 молитв «Отче наш» суть 15 отдельных событий Страстей Христовых, 150 «Аве» суть 150 псалмов», кроме того, «каждое слово «Аве» обозначает одно из пятнадцати совершенств Девы Марии». 182 Таким образом, посредством сакрального ритуала с четками, благочестивой магии слова и действия осуществлялся контакт, мистическое единение молящегося с Богом, его сопричастность евангельским событиям, спасительной миссии Христа. Отсюда значение числа 15, играющего в четках конструктивную роль, возрастало до уровня теологического символа, в семантике которого была, возможно, сокрыта идея гармонической нераздельности превечного и временного, божественного и человеческого (кстати, 15=8 + 7, где 8 – число вечности, а 7 – число человека). Это при том, что сами четки, будучи рукотворной вещью, духовно являли образ непрестанной молитвы, поскольку их кругообразная нить символически означала вечность. Пример с католическими четками знаменателен. Их устройство и предназначение опиралось на длительную историю развития ассоциативно-символической семантики числа 15, наделенного тем теологическим смыслом, который усматривали в нем средневековые ученые книжники. Есть все основания думать, что почва для его сакрализации находилась в области средневековых богословских представлений о спасительной миссии Христа, осуществленной и осуществляемой через благое посредничество Девы Марии, молитвенницы и заступницы за род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был закон, чтобы царство наследовали дети царей, а если нет детей – старший брат или ближайший родственник. Царством Давидовым до плена управляли преемственно сын после отца. А когда Иехония до рождения детей отведен был пленником, царством овладел Матфаний, или Седекия, дядя Иехониин по отцу. Вопрос 6. Кого Божественное Писание называет сынами пророческими (4Цар.2:3)? Самих пророков, по свойству еврейского и сирийского языков. Так, обыкновенно человек называется сыном человеческим. Сказано: «сынове человечестии, доколе тяжкосердии?» ( Пс.4:3 ), и: «по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия» ( Пс.11:9 ), т.е. человеков. Дает же видеть место сие, что пророков было много. Живущие в Иерихоне и Вефиле пророки предузнали и предсказали взятие на небо великого Илии. Знал также о сем и первенствующий между всеми пророками славный Елисей; посему тем и другим сказал: «и аз уразумех, молчите» ( 4Цар.2:5 ). Число же пророков было так велико, что пятьдесят следовало за Илиею и Елисеем издали, а по взятии великого Илии пророки, собравшись, убедили преемника благодати послать некоторых из них искать общего учителя и послали пятьдесят вооруженных, потому что писатель назвал посланных сынами силы ( 4Цар.2:16–17 ), т.е. сильными. По числу посланных должно заключить о числе пославших. Вопрос 7. Почему, когда Елисей просил сугубой духовной благодати, великий Илия сказал: «ожесточил еси просити» (4Цар.2:10)? Сказал сие не по скупости сообщить благодать ученику, но радея обо всем человеческом роде. Поскольку сам злочестивых людей наказал голодом, продолжавшимся три года и шесть месяцев, то преемнику сугубой благодати необходимо было совершить сугубые чудеса. Одно же из них было наказание голодом. Посему, щадя людей, сказал: «ожесточил еси просити». А сие узнаем и из истории, потому что при Елисее наложено было на людей семилетнее наказание. Вопрос 8. Как должно разуметь сказанное: «отче, отче, колесница Израилева и конник Его» (4 Цар. 2:12)? Цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. Посему Елисей назвал великого Илию колесницею Израилевою и конником, потому что его одного достаточно было для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам. Вопрос 9. Как должно разуметь сказанное: «где Бог Илиин аффо» (4Цар.2:14)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010