Иез.37 ), также предполагает случайность и ненормальность смерти в человечестве 290 . Указываемые в Ветхом Завете два исключения из-под всеобщего закона смерти (Енох, Илия) подтверждают ту же самую мысль ( Быт.5:24 ; 4Цар.2 гл.). «Бог в лице их, – пишет Иоанн Златоуст , – хотя неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый против Адама» 291 . Взятие Еноха и Илии живыми на небо говорит о ненормальности постигающей всех людей смерти; то же, что их «взял Бог» ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ), т. е., что они переселены не вследствие заслуг, но по особенной благости Божией, чудесно, свидетельствует о том, что смерть всех людей есть наказание за такой грех, от которого они не могут освободиться собственными силами, т. е. за грех первородный 292 . Тот же взгляд на телесную смерть проводится и в неканонических книгах Свящ. Писания. «Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ). «Бог создал человека для неистления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола вошла в мир смерть» ( Прем.2:13–24 ). «От Жены – начало греха, и чрез неё все мы умираем» ( Сир.25:27 ). «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это – приговор Господа над всякою плотью» (41:5. ср., 14:18, 17:1, 40:1). «Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил её, – и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа» ( 3Ездр.3:7 .). Все эти места из неканонических книг имеют самое близкое отношение к повествованию кн. Бытия о грехопадении прародителей и ясно указывают на телесную смерть, как на наказание первородного греха. Понимание телесной смерти, как наказания за первородный грех, свойственно всему Ветхому Завету, как и Новому. В Евангелии указание на смерть, как на явление, введённое в мир человеческий грехопадением прародителей, можно видеть в словах Спасителя о дьяволе: «Он человекоубийца от искони, и во истине не стоит» – «οκ στηκεν» ( Ин.8:44 ), т. е. дьявол в самом начал истории человечества соблазном ко греху причинил смерть человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Караваджо. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду (1602) Однако недолго Иосифу пришлось быть незаслуженно униженным. Прямо из темницы он явился к фараону, который поставил его над всею землею Египетскою (Быт. 41:41). Этот эпизод — не что иное как прообраз Воскресения Христа из гроба. Иосиф, освобожденный из темницы, становится правой рукой фараона и получает от него неограниченную власть над всем Египтом, чтобы обеспечить выживание страны в голодные годы. Так и Иисус Христос по воскресении из мертвых вознесся на небо и воссел одесную (по правую руку. — прим. ред.) Бога (Мк. 16:19), Который дал Ему власть над всякою плотью (Ин. 17:2). Во всех скорбях и испытаниях Иосифа святые отцы видят прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — последующую духовную победу Спасителя. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов? История Иосифа — не только прообраз истории Иисуса Христа. В ней мы видим пример жизни человека, со смирением и достоинством принимающего жизнь в самых разных ее обстоятельствах — и в радости, и в скорби, сохраняя веру и упование на Бога. Невзирая на все тяготы, выпавшие на его долю, Иосиф продолжал полагаться на Господа и Его волю. За свою верность Богу и праведную жизнь Иосиф был вознагражден уже при жизни земными благами. И мы знаем немало примеров, когда наградой за праведность бывает вполне материальное благополучие. Я был молод и состарился, — и не видел видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25), — свидетельствует ветхозаветный царь и пророк Давид. О том же говорил и Иисус Христос в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но не только земное благополучие вознаграждает праведность, терпение и добродетели. Скорби и испытания, если принимать их со смирением и верой в промысл Промысл Божий, очищают душу человека, выводят его на новый духовный уровень, возвышают и приближают к Богу, подтверждением чему служит жизнь многих святых. «Если желаем достичь того, что возлюбила наша душа, то есть благодатных благ от Бога, и, будучи людьми, сделаться земными ангелами, нам надо возлюбить также скорбь и тесноту телесную, принимать на себя всякое страдание и с радостью переносить искушения в уверенности, что они принесут нам всякое благо», — пишет об этом святой Симеон Новый Богослов.

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

Мы не раз высказывали уже мысль, что пророчества о земных событиях и самые события суть часто образы других высших грядущих событий и Божественных тайн спасения человечества. В нашем опыте изучения Евангелия св. Иоанна Богослова 232 мы высказывали свои мысли о том, как в синоптических Евангелиях суд над Иерусалимом сливается с великим последним судом и как первое событие есть преобразование грядущего суда. Точно также взятие Иерусалима, разрушение храма, построенного Соломоном и плен Вавилонский, а потом освобождение от плена и восстановление храма суть образы пленения человечества грехом и искупления его и возрождения царствия Божия. Храм разрушен Вавилоном; для восстановления храма Соломонова нужна была сила „больше Соломона“ 233 ; сила того Властелина, который власть имел разрушить и самый Вавилон и „отпустить пленных на свободу“ 234 . Разве своею властию Кир совершил разрушение силы Вавилона, и разве Иерусалим разрушен Вавилоном? Иерусалим разрушен грехом. За Вавилоном скрывался сильнейший неприятель, прототип греха и злобы, Люцифер, имя которого 235 сливается в Ис. 14с именем Вавилона,-о котором говорится в XIII главе, но который в сущности есть сатана, возмутившийся ангел, как то ясно видно из самого пророчества. И Люцифер, и Вавилон всегда признавались представителями тьмы и страстей и гордости и самообожания и возмущения против Бога и правды Его. Потому то Исаия, произнося пророчество против земного Вавилона (Ис. 14и ср. Ис. 14:12–15 ) переходит в таинственную область и восклицает: „как упал ты с неба денница, сын зари.... говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней“. После этого мимолетного таинственного видения, Исаия опять пророчествует о земном Вавилоне. Таким образом Вавилон является в области нравственной представителем греха и отца лжи. И в пророчестве должен погибнуть не только реальный Вавилон, но должно погибнуть и царство тьмы и лжи; оно будет разрушено, а пленники греха и смерти должны быть освобождены. Это и рисует пророк, говоря в Ис. 24о собранных в ров и темницу; вслед за тем он восклицает в Ис. 25 „поглощена будет смерть навеки“. И далее в Ис. 26:19 : „Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела.... ибо роса Твоя роса растений и земля извергнет мертвецов“. Ибо, поясняет он уже во второй части, сказав об явлении Искупителя: „Убоятся имени Господа на западе и славы Его на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь“. ( Ис. 59:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О, плачевное событие! О, неутешное горе! Недоумевает ум, помышляя о несчастии: где и как это случилось, какую часть тела поразила убийственная рука, на каком месте упавши он испустил дух и скоро ли, от одного ли удара, сказав ли что-нибудь? О, какое зрелище! О, какой час! Отправили мы сокровище с доброю надеждою и получили неутешную скорбь. Но кто, горько оплакивая это бедствие, мог бы сказать что-нибудь достойное? Может быть, для тебя и солнце не радостно, и воздух печален, и море неприятно, и земля не вожделенна, и небо несносно, не заключая в себе твоей умственной звезды? Это и еще другое многое терзает твою душу, теснит сердце, исторгает горячие слезы, извлекает вопли и вызывает недоумение относительно самой жизни, вселяет отвращение к самой жизни. Но ободрись, госпожа, ободрись: время утешиться; отверзи слух свой и выслушай Божественные изречения: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветет ( Пс.102:15 ). Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? ( Пс.88:49 ). Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес.4:14 ). Итак, мы не совсем потеряли (736) сына, но спустя немного, когда затрубит последняя труба, он восстанет в сретение Господу на воздухе, и там мы увидим его ( 1Фес.4:17 ). Он здесь поражен смертным ударом, но там не испытает вечной скорби, как облекшийся во Христа в крещении (ср. Гал.3:27 ), содержавший православную веру и еще не насытившийся здешними приятностями, вкусив их как бы концом перста по юности своей. Поэтому мы веруем, что за такую преждевременную и несправедливую смерть он получит прощение сделанных им, как человеком, проступков и прегрешений. И сколько зол, госпожа, он перенес бы, оставаясь во плоти? Разве ты не думаешь, что здешняя жизнь есть испытание человеку? Взятие супруги, приобретение детей, изобилие рабов и прочего потребного для жизни, прибавил бы я, и приращение земной славы [предстояли ему]. Избавившись от всего этого, он будет иметь великую свободу души, соединившись с Богом и мало окропившись в душе горькими волнами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Притом Господь нигде не говорит о близости времени второго Своего пришествия, а, напротив, в Его речах есть указания на отдалённость его ( Мф. 25:5 ; Лк. 12 и др.). Нельзя также разуметь под новым пришествием Его к ученикам пришествия по воскресении его в ином образе, потому что до вознесения Его к Отцу Небесному Он не вошёл ещё вполне и по человечеству в славу Свою и не отошёл ещё совсем от них для приготовления им места. Кажется, пришествие Господа к ученикам и – взятие их к Нему нужно разделять по времени, а не представлять современными в том смысле, что Он придёт к ним и тотчас же возьмёт их к Себе. Пришествие Господа разумеется духовное, таинственное, в смысле ближайшего, чем прежде при телесном пребывании с ними Господа, духовного общения и единения их с Ним или Его с ними (ср. ст. 21–23). Это таинственное пришествие и единение началось, по вознесению Господа от них, излиянием на них даров Святого Духа (ст. 17–18). Под взятием же их Христом к Себе разумеется отшествие каждого из них, по совершении предназначенного им дела, от земли, или – смерть их, непосредственным следствием которой будет исполнение слов Его: чтобы и вы были там, где Я. Таким образом, всё изречение Господа значит: когда Я пойду от вас в Моем вознесении на небо и приготовлю вам место прославлением Меня и по человечеству такою же славою, какую Я имел всегда по божеству, Я снова приду к вам таинственным образом более тесного единения Моего в Святом Духе с вашим духом, и потом, когда вы совершите дело ваше и Моё на земле, возьму вас к Себе чрез смерть вашу, чтобы и вы по смерти были там же, где Я буду, – были в ещё более непосредственном и тесном единении со Мною, были участниками славы Моей (17:24). 4. Ин. 14:4 . А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Ин. 16:28, 11:16 . 5. Ин. 14:5 . Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? 6. Ин. 14:6 . Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин. 11:25, 6:51, 53 ; Деян. 3:15 ; Евр. 10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». После сих слов Господь Иисус возвел очи Свои на небо и произнес так называемую первосвященническую молитву. В ней Он, как посвятивший Себя Отцу за народ, молился Отцу Небесному об исполнении того, чему Он наставлял пред тем Своих учеников, – о совершении в них духовной божественной жизни, о духовном соединении их с Отцом через Него, Сына Божия. Он просил Отца, чтобы Он прославил Сына Своего духовною славою, даровал людям Его вечную жизнь, к которой они приготовлены Его учением, делами и смертью и своею верою в Его божественную жизнь. Он просил Отца о верующих в Него, которых оставлял в мире, уходя Сам из мира к Отцу, чтобы Отец святой любил их в единстве, т. е. в общении Своей вечной духовной жизни, как находится в общении с Отцом Сын, имеющий в Себе Его божественную жизнь. Пока Он Сам был в мире, Он сохранял их во имя Отца и сохранил, так что никто из них не погиб, кроме Сына погибели, но ныне, уходя из мира к Отцу, Он молит Отца об этом (в слух учеников), чтобы они имели в себе Его радость, которая даст им силы перенести страдания и гонения, – Он молит об этом Отца, потому что, оставаясь в мире, но будучи не от мира, как и Он, они будут терпеть ненависть мира, – Он молит не о том, чтобы Отец взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; Он молит не только об этом, но также о том, чтобы они, уже будучи не от мира, были освящены для мира, в действительности духовной жизни (ν τ ληθει Ин. 17:17 ср. Ин.4:23 ), соответствующей слову Отца, которое им уже передано (ν πνεματι κα ληθει Ин.17:14 ), – чтобы они были не только отдельны от мира, как не свои ему, а свои Богу, но чтобы для мира, в который они посланы своим Господом, как Сам Он послан в мир Отцом, были свидетелями Его божественной жизни. Для такого освящения их в действительности духовной жизни, Он Сам освящает (посвящает) Себя за них в смерти. Затем Он просил Отца не только о Своих учениках, которых Он оставлял в мире, но и о верующих в Него по слову их, чтобы все они были в единстве божественной духовной жизни и чтобы они были свидетелями миру о любви к ним Отца в Сыне. Для этой именно цели Он молит Отца, чтобы Он показал им (т. е. сообщил им) Его духовную славу, дарованную Ему Отцом по вечной любви к Сыну, дабы эта любовь Отца к Сыну и в них была, – чтобы Он показал им духовную славу Сына, как бы в справедливое (πατρ δκαιε ст. Ин.17:25 ) воздаяние за их познание Отца в Сыне. § 51. Гефсиманское борение и взятие Иисуса врагами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Таковы отношения, существовавшие между Иисусом и Иоанном, по словам св. Матфея. Иоанн узнал в Иисусе Мессию в момент крещения вследствие откровения Божия. Услышав о чудесах, творимых Иисусом, он послал к Нему спросить, Он ли это Тот Мессия, Которого он крестил? Повествование св. Марка более краткое, чем повествование св. Матфея, согласуется с ним вполне, как в сообщении фактов, так и в порядке, в каком они происходили: Крещение Иисуса; удаление в пустыню; взятие под стражу Иоанна вскоре после этого удаления, и возвращение Иисуса в Галилею ( Мк.1:1–14 ). Вот повествование св. Луки: «Когда же … Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). Св. Лука также, как и свв. Матфей и Марк, рассказывает об удалении Иисуса в пустыню после крещения, затем возвращение Его в Галилею; далее он упоминает о миссии двух учеников Иоанна, посланных им из темницы с целью узнать, был ли Иисус Тот Мессия, существование Которого было ему открыто ( Лк.7:19 и след.). Евангелист Иоанн передает это же, но одною подробностью больше, чем первые три евангелиста. Он рассказывает, что когда Иисус крестился, то Иоанн узнал Его потому, что Бог еще раньше ему сказал: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:33 ). Поэтому-то и узнал Его Иоанн. До удаления Иисуса, «Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Далее рассказывается о том, как он узнал Иисуса, благодаря бывшему ему откровению. В III главе своего Евангелия Иоанн дает еще другую подробность и передает, что после Своей миссии в Галилее, Иисус пришел в Иудею, где и проповедовал; что в это время Иоанн Креститель, еще не заключенный в тюрьму, вновь свидетельствовал Божество Иисуса, повторив еще раз то, что говорил раньше ( Ин.3:25 и след.). Таким образом, по словам всех четырех Евангелистов: 1) Иисус только один раз ходил к Иоанну, чтобы креститься у него; 2) в то время Он еще не проповедовал и не имел учеников; наконец, 3) никаких прямых отношений между ними не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве, создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Как Господь может допускать такое варварство? Но евреи не находились под законом современного международного права. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы, ясно говорит правило, известное под названием «Закон джунглей»: если ты не убьешь, то убьют тебя. В 6-й главе Книги Судей есть такие слова: «Когда посеет Израиль, приходят Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самый Газы, и не оставляют для пропитания Израиля ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча». ( Суд. 6:3–4 ) Подобным же образом Филистимляне покоряли Израиль, монополизировали производство железа и тем самым лишили евреев возможности изготавливать оружие и земледельческие орудия (книги Царств). Обращение с побежденными было в высшей степени жестоким. В некоторых случаях было полное и систематическое истребление побежденных без различия сословий, не исключая грудных младенцев. «Я осадил город Карафаим и взял его, и истребил весь народ, бывший в городе – зрелище для Камоша, бога моавитян», – говорит царь Моавитянский (9 век до Р.Х., стелла). Эта стелла хранится в Лувре, и в некоторых учебниках она помещается. Пророк Исаия такими же мрачными красками описывает взятие Вавилона: «Для сего трясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены обесчещены». ( Ис. 13:13–16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве, создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Как Господь может допускать такое варварство? Но евреи не находились под законом современного международного права. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы, ясно говорит правило, известное под названием «Закон джунглей»: если ты не убьешь, то убьют тебя. В 6-й главе Книги Судей есть такие слова: «Когда посеет Израиль, приходят Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самый Газы, и не оставляют для пропитания Израиля ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча». (Суд. 6, 3-4) Подобным же образом Филистимляне покоряли Израиль, монополизировали производство железа и тем самым лишили евреев возможности изготавливать оружие и земледельческие орудия (книги Царств). Обращение с побежденными было в высшей степени жестоким. В некоторых случаях было полное и систематическое истребление побежденных без различия сословий, не исключая грудных младенцев. «Я осадил город Карафаим и взял его, и истребил весь народ, бывший в городе — зрелище для Камоша, бога моавитян», — говорит царь Моавитянский (9 век до Р.Х., стелла). Эта стелла хранится в Лувре, и в некоторых учебниках она помещается. Пророк Исаия такими же мрачными красками описывает взятие Вавилона: «Для сего трясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены обесчещены». (Ис.13, 13-16)

http://sedmitza.ru/lib/text/432117/

Но радость грешных людей была непродолжительна и вскоре сменилась страхом и скорбию. После трех с половиною дней вошел в них (свидетелей) дух жизни от Бога (πνεμα ζως κ θεο εσλθεν ν (π’) ατος) 809 . Выражение «дух жизни» напоминает выражения Быт. 6:17; 2:7 ; а дальнейшее выражение «встали на ноги свои», напоминая 2Цар. 13:2 ; Иез. 37:10 810 и Лк. 8:55 811 , говорит, что как смерть, так и оживление свидетелей были не кажущимися, а действительными событиями для созерцавших их трупы. Равным образом на полное восстановление всей жизнедеятельности свидетелей, какою она была прежде, указывает также и предлог ν (а не ες) перед ατος 812 . Славянский и русский переводы вместе с вульгатою 813 читают в 12 ст. не κουσα – «я слышал», но κουσαν – «услышали» (кто?). Хотя по количеству 814 свидетельства в пользу того и другого чтения одинаковы, но так как 1) на стороне первого чтения стоят более авторитетные списки и переводы 815 и большинство толкователей 816 , и так как 2) оно более соответствует 11:1, 3, то лучше остановиться на нем, и под субъектом, слышавшим голос, разуметь самого тайнозрителя. Он рассказывает о себе, что он, сообразно с предшествовавшим пророческим откровением (3–10 ст.) действительно видел трупы свидетелей 817 , а потом и слышал голос, призывавший их на небо. Свидетели по небесному голосу ожили и живыми взошли на небо на облаке: и смотрели на них враги их. Их восстание из мертвых было доказательством всемогущества Божия, служителями Которого они были, как и воскресение Иисуса Христа, Которому они подражали в своих страданиях, было доказательством Божественности Его природы ( 1Кор. 15:20 ). Взятие же их на небо на облаке только лишь отчасти напоминает взятие прор. Илии на небо ( 2Цар. 2:1 ) 818 , т.е. лишь со стороны обнаружения Бож. всемогущества; но более полное подобие ему нужно видеть в вознесении Господа ( Деян. 1:9 ). Вознесение было прославлением свидетелей в глазах их врагов и явным доказательством черезвычайности беззакония, обнаружившегося в их умерщвлении. Поэтому и сказано, что их врагов поразил великий страх, так как они видели действительное Бож. чудо 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010