Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами 19 . На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Ariocъ пророкъ Бoжiй Uлiя. 20 “ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец. 21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина 22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая. 23 “ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В вышеприведенном рассказе книги Бытия об Енохе для читателя представлялась еще более загадочною последняя судьба допотопного патриарха. Таинственные слова: «и не стало его, потому что Бог взял его» очень рано были поняты в том смысле, что патриарх Енох был взят на небо (или в рай) живым во плоти 222 . Но это не могло вполне удовлетворить пытливой любознательности иудея; он хотел глубже проникнуть в таинственную судьбу допотопного патриарха; фантазия и здесь восполнила недостаточность исторических свидетельств и создала массу легенд. В этих легендах с изумительною подробностью описывается образ взятия и путешествия Еноха в горний мир, указывается день и месяц этого взятия и т. д. 223 ; мало того – самая жизнь патриарха на небе, его деятельность, его отношение к Богу и ангелам, – все это сделалось предметом многих апокрифических сказаний. И в конце концов личность Еноха настолько изукрасилась, что сказания о нем перешли даже в языческие народные легенды и сделались известными языческим писателям 224 . Взятие Еноха живым на небо немало способствовало возвышению и прославлению даже земной жизни этого патриарха. «Если Енох настолько угодил Богу, что удостоился чести сделаться небожителем, избежав смерти, то, следовательно, он и по земной жизни должен быть настолько выше всех других людей, насколько его последняя судьба превосходит судьбу прочих смертных»: так думал древний еврей и, выходя из этого умозаключения, постарался приписать патриарху всевозможные совершенства; он был и должен быть не только необыкновенным мудрецом, но и величайшим праведником и даже провозвестником покаяния 225 : он посредник между Богом и человеком, пророк в высшем и обширнейшем смысле этого слова, – propheta summus, как называет его Филон 226 . Но главным образом взятие Еноха живым на небо способствовало прославлению его небесного величия; личность патриарха стала представляться в сознании составителей легенд слишком возвышенной для того, чтобы ее можно было мыслить с человеческими свойствами; вследствие этого народная фантазия выделила Еноха из ряда простых смертных и приписала ему все совершенства, какими обладают ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Если же преодолевает тебя язык твой, то... ты никак не сможешь избавиться от омрачения. Если сердце у тебя нечисто, пусть чисты будут хотя бы уста» (I 85 (412)=B46 (334)). Монашеское восхождение к Богу Согласно И. С., монашество занимает особую позицию по отношению к миру как некое сообщество сынов и избранников Божиих. В то время как «мир веселится в наслаждениях», сыны Божии живут в скорбях, исполняя волю Божию: «Иноки плачут, а мир смеется; они воздыхают, а мир веселится; они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем, и ночью предаются подвигам в тесноте и трудах» (I 36 (156)=B60 (424-425)). У монашества особая роль и внутри Церкви, особая миссия по отношению к прочим христианам. Каждый монах, считает И. С., должен быть во всем безупречен, тем самым подавая пример мирянам: «Иноку (  ) во всем своем облике и во всех делах своих следует быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих, подобно лучам, и враги истины, глядя на него, даже и невольно, признавали, что у христиан есть твердая и непоколебимая надежда на спасение... Ибо монашеская жизнь - похвала Церкви Христовой» (I 63 (340)=B11 (119)). Монашеская жизнь является невидимым мученичеством ради получения венца святости (I 21 (91)=B35 (242)). Она есть «взятие креста» и потому несовместима с исканием покоя: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно» (I 35 (152)=B59 (418)). Взятие креста означает соучастие в деле Христовом: «Ты, подвижник и подражатель страданиям Христовым, подвизайся сам в себе, чтобы сподобиться тебе вкусить славу Христа. Ибо если со Христом страдаем, то с Ним и прославимся. Ум не прославится с Иисусом, если тело не страдает с Ним» (I 74 (371)=B35 (222)). Путь восхождения к Богу бывает различным для каждого монаха, однако отправная точка для всех одна: это аскетическое трудничество, включающее в себя молитву и воздержание (II 31. 1). И. С. придает большое значение посту и телесному воздержанию как одному из средств самодисциплины (I 21 (89-90)=B35 (238-240)). От телесного делания, согласно И. С., рождается душевное делание, которое в свою очередь порождает духовные дары: «Телесное делание предшествует душевному... Кто не приобрел телесного делания, тот не может иметь и душевного, потому что последнее рождается от первого, как колос от пшеничного зерна. А кто не имеет душевного делания, тот лишен и духовных дарований» (I 56 (276)=B4 (40-41)). Умерщвление тела способствует обновлению души: «Насколько тело иссушается и ослабевает... настолько же душа день ото дня обновляется и процветает» (II 24. 3). Однако в телесных трудах нет никакой пользы, если они не сопровождаются внутренним «мысленным служением» и если человек ограничивается только ими. Монах, к-рый в деле спасения полагается лишь на внешние подвиги, подобен фарисеям, осужденным Господом (II 24. 1-5).

http://pravenc.ru/text/674153.html

4Цар. 2:11 . И быстъ идущимъ имъ (Илие и Елисею), идяху и глаголаху: и се колесница огненная и кони и раздлиша между обма, и взятъ быстъ вихромъ яко на небо. Так же как история Еноха, история Илии вызвала много возражений и сомнений. Одни обращали внимание на мнимо мифологический характер события, лишенный будто бы исторической достоверности, другие перетолковывали все сказание по-своему. Мы обратим внимание на попытку последнего рода, так как она ближе касается нашего вопроса. Каген и Рейсе объясняли таким образом: писатель книги Царств говорит не о возношении Илии, а об удалении из Палестины. В подтверждение этого они указывали на 2Пар. 21:12 – письмо от Илии к Иораму, царю иудейскому, посланное будто после удаления Илии 68 . Но свидетельство книги Паралипоменон, по замечанию Кейля, нисколько еще не противоречит свидетельству книги Царств. В книге Паралипоменон употреблено слово (а не письмо, лично кому-нибудь адресованное – 2Цар. 11:14 ) – вообще письменный рукописный сверток с обличениями, который мог быть оставлен Илией и передан Елисею 69 . Берто, с другой стороны, обращает внимание на неизвестность времени взятия Илии. Очень вероятно, что Илия жил и при Иораме и знал направление его царствования, вызвавшее письменное обличение. Упоминаемое в 3-й главе 2 Пар. приглашение Елисея на совет союзников Иоасафа объясняется большей близостью Елисея, по месту жительства, к союзникам, а не удалением Илии на небо. Сославшись на представленные доводы, мы, со своей стороны, коснемся филологической стороны выражения книги Царств. Взятъ бысть яко на небо . По переводу LXX: κα νελφθη Ηλιου ς ες τν ορανν. Вульгата: et ascendit Elias in coelum. Ионафан: et ascendit Elias in summitatem coelum. Сирский и арабский 70 : ascenderetque Elias in coelum 71 . За исключением перевода LXX, все переводы разумеют взятие Илии на небо. значит «поднялся вверх». Это слово прилагается к возношению жертв ( 3Цар. 18:36 ; 1Цар. 1:3; 10:3 ), восхождению куда-нибудь ( 3Цар. 15:19 ; 2Цар. 11:20 ). – начиная с первого стиха 1-й главы кн. Бытия, это слово употребляется в Библии везде в собственном смысле для обозначения мира небесного в физическом смысле и места Божественного присутствия. В таком смысле употребляется это слово и в книгах Царств:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Рай есть ближайшая к земле небесная обитель, или первое небо, превыше которого находятся другие небеса, воспетые духоносным Давидом, называющим их «небесами небес» ( Пс. 148, 4 ). В этих горних обителях пребывают ныне души праведников, сообразно достоинству своему. К этим горним обителям будут восхищены праведники после соединения душ их с телами воскресением «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес. 4, 17 ). Над ними повторится искупленное и возвращенное Спасителем роду человеческому восхищение с земли и взятие в рай Адама. Святые тела их, а не только души, обновленные и воссозданные Богочеловеком, сделаются способными к такому восхищению и взятию на небо, как способно было к нему тело первозданного человека. Праотцы наши изринуты из рая на землю, земля проклята из-за них, и Херувим с пламенным, вращающимся оружием поставлен хранить путь Древа жизни (см. Быт. 3, 24 ). Но и другой херувим 273 стал на пути человека к раю, тот херувим, который не пощадил своего дивного величия, начальник и родитель зла и смерти, ниспавший в пропасть погибели, увлекший туда множество ангелов и весь род человеческий. Этот херувим, по справедливому попущению и распределению Божию, с сонмом ангелов падших, князь воздушный, князь мира и века сего, князь и глава добровольно покорившихся ему ангелов и человеков стал на пути от земли к раю и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата небесные заключились для людей навсегда. И праведники, и грешники нисходили в ад. Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятой Душой Своей и не разлучившимся с нею Божеством в ад, сокрушил его вереи 274 и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес и вступил на Престол Божества. Ужаснулись темные власти в ожесточении и ослеплении своем, видя шествие Богочеловека, уничтожающего всю силу их: в духовной радости, с величайшим торжеством чиноначалия святых Ангелов отверзли перед Ним горние врата. Потом снова объял ужас демонов, когда они увидели разбойника, за исповедание Христа восходящего за Христом в рай, тогда они с изумлением познали силу искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

3Цар. 8:27 – небо небесе не довлетъ Ти. 30 ст.: на мст Твоего, Господи, на небеси ( 2Цар. 18:9 ; 4Цар. 7:2 ). Итак, нет филологических оснований для предположения Кагена. Напротив, выражение Илии перед удалением на небо: увидишь, как я буду взят от тебя (10 ст. – употреблено то же слово , как в Быт. 5:24 – взятие Еноха), – указывает на сходство конца земной жизни обоих благочестивых мужей. Сказание об Енохе писатель книги Царств пополняет определением места, куда могут быть удаляемы праведники (небо). Есть мир, отличный от настоящего земного мира, есть жизнь иная, близ Бога, отличная от настоящей скорбной жизни. Этого мира и этой жизни удостаиваются великие праведники, не подлежащие законам смерти. Если из кн. Паралипоменон, по-видимому, не видно веры писателя в чудесное удаление Илии, то писатель 1 Мак. (2:58) и Сирах (48:10–12) указывают на свою веру 72 . 1Цар. 28:1–25 . При объяснении рассказа кн. Царств о пребывании Саула у Аэндорской волшебницы одни ученые отвергали достоверность сказания, другие спорили относительно понимания его, третьи обращали внимание на отношение писателя книги Царств к самому рассказу. Мы, главным образом, обратим внимание на последних. Тэниус, желая поддержать авторитет писателя кн. Царств и современный взгляд образованного класса, замечает, что писатель книги Царств смотрит на явление Самуила как на обман и шарлатанство волшебницы. Веря в запрещение закона слушаться вызывателей мертвых ( Втор. 13 и 14 глл.), писатель не признает за волшебницей власти над мертвыми и все дело сводит к обману отверженного Богом царя 73 . Напротив, содержание и характер всей главы доказывают, что здесь не был обман. Напр., 12 ст. – испуг волшебницы при виде Самуила и определение личности вызывателя. Каким образом волшебница могла узнать Саула? Отчего она испугалась? Оттого что, вопреки прежним обманам, она действительно увидела пророка. 15–20 стт.: речь Самуила, вполне согласная с духом и характером этого великого пророка, когда еще он был жив. 21 ст.: предсказание смерти Саула, которое буквально исполнилось. Все это невозможно и по ветхозаветному взгляду на обманщиков и лжепророков, и по нашему мнению о шарлатанах. Вообще, во всем описании этого происшествия нет намека на обман Саула. В таком смысле понимают это сказание писатель книги Паралипоменон ( 1Пар. 10:13 ): отвща Самуилъ пророкъ; Иисус сын Сирахов: Самуил и по своемъ, пророчествова цареви кончину его ( Сир. 46:23 ); Иосиф Флавий: τς Σαμουλου ψυχς πυθομνης. Тем более нет никакого сомнения в том, что Саул признал явление Самуила истинным и действительным. 8 ст.: поволхвуй ми чревоволшебствомъ 74 и возведи ми 75 , – говорит он волшебнице. Таким образом, Саул признает власть волшебницы над мертвыми и возможность возвращения из шеола.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Повествование 4 Царств говорит о том, что Елисей увидел взятие своего учителя на небо. «Явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» ( 4Цар. 2:11 ). Далее мы видим, что цель, которую поставил перед собой Елисей и просил у Илии, была сообщена ему. Он пошел на Иордан и та милоть, которую оставил Илия, погружается в воды Иордана и Иордан расступается, и Елисей проходит по суше. Этому были свидетели многие пророки и ученики пророческие. Библия говорит, что событие это быстро разнеслось по всему Израилю. Это являлось не просто сказанием или легендой, а реальным событием, которое произошло с пророком Божиим Илией. Илия был для Израиля как бы вторым Моисеем в решающий момент религиозной истории Израиля. В тот момент, когда угроза язычества выступала самым серьезным образом, он нанес по нему сокрушительный удар. Выступая, как защитник справедливости, он не считался с царской властью, ибо был служителем единого Бога. И его исполинская фигура стоит, как маяк на стыке двух эпох. Он был суровым воином, который поднял знамя Моисея и своей борьбой и началом своего служения расчистил путь еврейским пророкам, которые были после него. Но ни Илию, ни пророков, которые пришли к нему на смену через столетия, нельзя рассматривать, как некие отдельные явления. В то время человечество как бы просыпалось от духовного сна. С глаз спала пелена и люди начинали понимать, что то примитивное понимание религиозной жизни, которое было у них до этого, уже не может их устраивать и они занимались поисками духовных истин, которые и пришли в Израиль, в частности, через явления многих пророков. Илию пророка мы называем великим пророком и относим к великим, хотя в полной степени называем великими пророков-писателей. Однако, был ли Илия писателем? Есть ли примеры того, что он писал? Есть его жизнеописание, которое включено в книгу Царств, есть упоминание о нем во многим местах книг Ветхого и Нового Завета. Сам Илия тоже писал. Во 2 книге Паралипоменон 21 главе есть такие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Видно, что во время Еноха произошло уже смешение племени благочестивого с племенем отверженным; при этом начала разливаться в племенах плотская необузданность, вместе с ней люди, погрязая в чувственных удовольствиях, стали предаваться вольномыслию и терять веру в будущую жизнь, в имеющий быть суд и воздаяние за дела. Это во всей силе подтверждается свидетельством Апостола Иуды о том, что Енох, от Адама седьмый пророчествовал о будущем суде и воздаянии, что придет Господь с тьмами Ангелов своих на всемирный суд, что поставит на суд всех человеков, все беззаконные дела их и богохульства, какие изрыгали на Бога нечестивые люди ( Иуд.1:15 ). Это пророчество святого Патриарха, обращенное к современникам, ясно показывает, что развратившиеся его современники, не веря будущему суду и воздаянию, предавались всякому буйству вольномыслия. Потому-то Господь явил тогдашнему прелюбодейному роду чудо над самым обличавшим и вразумлявшим его праведником, взял его живым на небо, как в последующее время Илию ( 4Цар.2:5 ), и без сомнения взял открыто, в виду многих, достойных быть очевидцами такового чудесного преставления, и видимым, необыкновенным способом – на облаке огненном или светлом. Великое, чудесное врачевство Господь и употребляет при свирепстве жестокой, заразительной болезни. Удивительно ли, что и нечестивые современники Еноха, чудесное взятие его на небо сочли естественным исчезновением его, или внезапным, необыкновенным родом смерти 118 , и спокойно остались в своем нечестии, когда вольномыслие и неверие всегда, и прежде и после, различные чудесные действия Божии, совершаемые для вразумления и обращения к покаянию, подводили под естественные законы, низводили в область действий, не превышающих силы природы, и оставались в беспечности, не воздая славы Богу и, не принося плодов исправления. Да избавит нас Господь от таковой хулы на Духа святаго! ( Мф.12:28,31 ). Парем. 119 2-я на Веч. Четвер. 2-й Н. Прит. 6:3–20 «3. Вот что сделай, сын мой, чтобы тебе избавиться; поскольку ты попал в руки другого неотступно проси, понуждай друга твоего выполнить то, в чем ты поручился за него. 4. Не давай сна глазам твоим, и веждям твоим дремания. 5. Спасайся, как серна из руки, и как птица из руки птицелова. 6. Поди, ленивый, к муравью, посмотри, как он поступает, и вразумись. 7. Нет у него ни вождя, ни начальника, ни повелителя. 8. Но он летом заготовляет себе хлеб, во время жатвы собирает себе пищу. 9. Долго ли ты, ленивый, будешь спать? Когда пробудишься от этого сна твоего? 10. Не много уснешь, не много поспишь, не много, сложив руки, подремлешь. 11. И нападет на тебя бедность, как наездник, и скудость, как вооруженный супостат.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

6 . Аггелы же, говорит, не соблюдшыя своего начальства, т. е. того, которое они получили, соответственно своему преуспеянию,–но оставльшыя свое жилище (этим словом апостол обозначает, конечно, небо и звезды) и потому сделавшихся и названных отступниками, на суд великого дня узами вечными под мраком соблюде. О соседнем к землям месте, т. е. мрачном воздухе, говорит. Узами же называет потерю чести, в которой находились ангелы, и алчность к самим низким вещам: побежденные своей алчностью они не могут обратиться [к Богу]. 7 . Якоже Содома, говорит, и Гоморра, которым, по слову Господа, отраднее было и которые, будучи научены, покаялись бы 56 . 8 . Такожде убо, говорит, и сии сония видяще (т. е. те, которые грезят воображением своим, считая, что [истинное] благо есть пожелания и нечистые страсти, а не то, что есть благо и выше всякого блага), плоть убо сквернят, господства же отметаются славы же хуляще т. е. одного только Господа, Который подлинно есть Господь наш Иисус Христос и один только достойный хвалы. 9 . Михаил же Архангел, егда со диаволом рассуждая глаголаше о моисееве телеси. Здесь апостол подтверждает взятие на небо Моисея 57 . Михаилом же здесь называется тот (ангел), который чрез ближайшего к нам ангела спорил с диаволом. 10 . Сии же, говорит, елика убо не ведят, хулят: елика же по естеству яко бессловесна животна ведят, в сих сквернятся. (Апостол) указывает, что они едят и пьют и любовным делам предаются, и говорит, что они совершают и иное, что является у них общим с лишенными разума животными. 11 . Горе им, говорит, яко в путь каинов поидоша. Таким образом мы подпадаем даже греху Ады по сходству преступления. 12 . Облацы, говорит, безводни, т. е. те, которые не имеют в себе слова Божественного и плодоносного. Поэтому, говорит, ветрами и жестокими бурями носятся люди такого рода. Древеса есенна, бесплодна, т. е. неверные, которые не приносят никакого плода верности. Дважды, говорит, умерша: однажды, конечно, тогда, когда согрешили, оставив [свое жилище]: второй же раз, когда подвергнутся наказаниям сообразно предустановленным судам Божиим. Смерть должна быть исчисляема даже в том случае, когда кто-нибудь не тотчас получает наследство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

А между тем вопросы эти столько же интересны, сколько и важны. Мы уже видели отчасти, что патриарх Енох пользуется в среде мусульман особенным уважением; они считают его необычайным мудрецом, которому известны все тайны неба и земли: он пророк, боговидец, величайший праведник, проповедник покаяния, знаменитый ученый, изобретатель арифметики, астрономии, астрологии, письма, шитья и т. д. 340 . Откуда же перешли все эти легендарные сказания к мусульманам? Основываясь на свидетельстве аббата Людовика Марракчия, который в своем сочинении Refutatio Alcorani говорит, что «Коран в своих баснях почти всегда следует за Талмудом как собака за собакой» 341 , можно бы думать, что мусульманские сказания об Енохе также составлены на основании Талмуда. Но легендарные рассказы евреев о допотопном патриархе, записанные в Талмуде, главным образом рисуют нам небесную жизнь Еноха, жизнь его, как Метатрона, которому подвластны небо и земля, ангелы и люди, тогда как в арабских сказаниях об Идрисе очерчивается преимущественно его земная жизнь до переселения на небо и притом совершенно независимо от Талмуда. Легендарные рассказы апокрифической книги «Яшар» также не могли послужить основой для мусульманских рассказов об Идрисе. Правда, в книге Яшар есть сказание о наставлении Енохом современников в законе Божием 342 , что напоминает рассказ Рабгузы о произнесении Идрисом речей пред народом 343 , но это сходство слишком незначительно, чтобы можно было на основании его поставлять легенды магометан в зависимость от книги Яшар; притом сходство это единственное: самое взятие Еноха в рай описывается в книге Еноха совсем иначе, чем у мусульманских писателей, например у Рабгузы 344 . Более близко напоминает легенды магометан рассказ об Енохе книги Юбилеев 345 , но и здесь сходство не особенно значительно; можно думать, что автор книги Юбилеев и мусульманские писатели заимствовали свои сказания из одного первоисточника (отсюда сходство), но перерабатывали их независимо друг от друга (отсюда различие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010