XVII век открывает новую эру в патрологии: возникает историческая критика, методы которой вносятся и в исследования наследия свв. отцов. В 1613 г. иезуит Роберт Беллармин (1542–1621), в 1931 г. причисленный к лику учителей Католической церкви, издал сочинение De scriptoribus ecclesiasticis liber unus. B 1633 r. появилось издание Пьера Галлуа Illustrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt. Бенедиктинец из конгрегации св. Мавра Николай Нурри (1647–1724) в 1703–1715 гг. издал в Лионе ряд диссертаций об отцах четырех первых веков и их учении (Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum). Знаменитый патролог, профессор богословия в College de France Луи Эллиéс Дюпен опубликовал в Париже в 1657–1719 гг. 47 томов Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l’histoire de leur vie, le catalogue, la critique, et la Chronologie de leurs ouvrages (переизд.: Paris, 1724–1763) 628 , куда он включил не только материалы, доступные для исследования, но и определенные гипотезы касательно утраченных источников. Систематическое изложение патрологического материала дал бенедиктинец Реми Селье в Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques (Париж, 1729– 1763; переизд. в 1860–1865 гг. с исправлениями и дополнениями, внесенными корпорацией католических богословов). Методологически к этому сочинению примыкают 16 томов Ленéна Себастъéна de Тиймна [Tillemont] (1637–1698) Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles, justifiés par les citations des auteurs originaux (Париж, 1693–1712). Β XVIII в. в патрологических исследованиях период накопления материала сменяется временем монографических трудов. Немецкие католические исследователи Д. Шрам и бенедиктинец Готфрид Люмпер (1747–1800/1801) публикуют (оба – на латыни) обширные работы «Анализ творений свв. отцов и церковных писателей» (Analysis Operum SS. Patrum et Scriptorum eccl. в 18 т. Вена, 1780–1796) и «Богословско-критическая история жизни, творений и учения свв. отцов и прочих церковных писателей» (Historia theologico-critica de vita, scriptis atque doctrina SS. Patrum aliorumque scriptorum eccl. trium priorum sceculorum в 13 т. Аугсбург, 1783–1799). И. Буссе в 1828–1829 гг. издал в Мюнстере «Очерк христианской литературы» (Grundriß der christlichen Literatur), доведенный до XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 177 г. при императоре Марке Аврелии был умучен девяностолетний епископ Пофин Лионский. В 178 г. священномуч. Ириней, после возвращения из Рима, был избран на Лионскую кафедру. Около двадцати лет епископствовал священномуч. Ириней в Лионе. Ему подчинялась вся Галлия. Он неутомимо проповедовал истинную веру язычникам, посылал миссионеров в разные галльские области, поражал гностиков и других еретиков устными и письменными обличениями, преследуя их и за пределами своей епархии, например, валентиниан в Риме. Когда римский папа Виктор собирался отлучить восточных христиан, не соглашавшихся с западными в вопросе о времени празднования Пасхи, то священномуч. Ириней обличил его за нетерпимость и диктаторство, после чего папа отказался от своих прещений, и мир в Церкви был восстановлен. Интересно отметить, что в те времена Лионский епископ мог наставлять римского папу и папа прислушивался к его мнению. По преданию, священномуч. Ириней скончался мученически в 202 году, в гонение Септимия Севера. Память священномученика Иринея празднуется 23 августа/5 сентября. § 2. Сочинения Священномуч. Ириней был автором многих сочинений, но до нас дошло в целости только одно, самое обширное его сочинение: «Обличение и опровержение лжеименного знания (гнозиса – и. В.Ф.)», которое по примеру еп. Евсевия и блаж. Иеронима называется обыкновенно: «Против ересей» («Adversus haereses»). Это сочинение написано между 172 и 190 годами на греческом языке, но от подлинника сохранились лишь отрывки, до нас же оно дошло в латинском переводе. В подлинности этого творения никогда не было сомнений. Написано оно по просьбе друга священномуч. Иринея, желавшего ознакомиться с учением еретика-гностика Валентина и его опровержением. Сочинение состоит из пяти книг. В I книге священномуч. Ириней излагает систему Валентина и возникшие на ее основе разные гностические школы. Далее разнообразным, взаимно противоречащим мнениям еретиков, противопоставляется единая, истинная вера Церкви. Во II книге священномуч. Ириней обличает гностиков диалектически-философским способом, раскрывая внутренние противоречия их учения. Он критически разбирает гностическое учение о Боге, об эонах, о переселении душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

С. 23… у нас смертной казни нет. — Смертная казнь в России была отменена при Елизавете Петровне (в 1753–1754 гг.), но при Екатерине II была вновь введена как высшая кара за государственные, воинские и некоторые другие преступления. 17 апреля 1863 г. были отменены лишь наказания плетьми и шпицрутенами, фактически являвшиеся разновидностью смертной казни. В 60-х годах в связи с подъемом освободительного движения смертная казнь применялась особенно часто. Незадолго до отъезда Достоевского за границу, 3 сентября 1866 г. в Петербурге на Смоленском поле был повешен Д. В. Каракозов. Таким образом, утверждение, что в России «смертной казни нет», и ссылка на то, что князь видел ее лишь за границей, введены Достоевским, который сам в 1849 г. был приговорен по делу петрашевцев к расстрелу, очевидно, с целью предохранить от вмешательства цензуры рассказ князя о смертной казни. 17 С. 23. А там казнят? — Да. Я во Франции видел, в Лионе — во Франции всё головы рубят. — Во Франции уголовных преступников до конца XIX b. казнили публично (казнь за политические преступления была в 1848 г. отменена). Картину публичной казни (гильотинированием) описывает Тургенев в очерке «Казнь Тропмана» (1870). Очерк заканчивается словами: «Я буду доволен если рассказ мой доставит хотя несколько аргументов защитникам отмены смертной казни или по крайней мере — отмены ее публичности» ( Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Соч. M., Л., 1967. Т. 14. С. 171). 18 С. 23. Сказано: «Не убий»… — Имеется в виду одна из заповедей Моисея (Исход, гл. 20, ст. 13), которая неоднократно приводится и в Евангелиях. 19 С. 23–24. Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? — Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? — Ссылаясь на то, что «многие говорили» о нестерпимых муках осужденных на казнь, Достоевский прежде всего имеет в виду повесть В. Гюго «Последний день приговоренного к смерти» (1829). Об этом произведении, оказавшем на него глубокое впечатление (по всей вероятности, еще в юности), Достоевский позднее писал как об одном из самых «реальнейших» и «правдивейших» в творчестве писателя («Кроткая»). Между описанием душевного состояния приговоренного к гильотинированию у Гюго и аналогичным рассказом Мышкина, и, в частности, его мыслью о том, что «самая сильная боль, может, не в ранах», устанавливается явная параллель. Разделяя гуманный пафос повести Гюго, Достоевский перекликается с ней и на последующих страницах романа (см.: с. 62, 66–68 и др.). 20

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

237 Confiteor patrem, filium et spiritum sanctum esse unum Deum, id est, tres personas distinctas in una essentia Pater non est filius, nec filius est spiritus sanctus sed unaquaeque illarum personarum est integra illa essentia. etc. Ibid. p. 414. 238 Приговор суда находится в издании «Согр reform.» р. 416. В «Prolegomena» к Trasm. mheol читаем: Senatus habima poenimenmiae ramione, de qua apud eum Gentilis protestatus erat, huic poenae eum adiudicavit ut exulus usqae ad camisiam, nudis pedibus et capite discooperto, factum accensam manu tenens genibus in terram flesis veniam deprecatus, scriptisque suis propria manu combustis, ad clangorem tubae per omnia urbis compita duceretur, interposito iureiurando sese portas eiusdem non excessurum. 240 Лучше всех понимал Гентилия Кальвин. Хотя, писал он, мы видим, что муж, который коль скоро будет на свободе, снова обратится к своим заблуждениям и вообще ничего нельзя ожидать хорошего от человека нечестного и ветренного, тем не менее не хотим противодействовать снисхождению судей. См. Leben u. ausgew. Schriften der Väter u. Begründer d. ref. Kirche. 1863. IV Theil. p. 342. 241 Ibid, p 313. Мох tamen fide aufugit, ad Gribaldum dominum pagi Fargiarum in praefectura Gaiensi, quo eum aliquanto post sequuti sunt Alciamus et Blandrata. Corp. reformat. t. 37. Prolegomena. Cap. XI. 243 Хотя Гентилий читал творения и других учителей Церкви, но, подобно всем антитринитариям XVI века, отдавал предпочтение жившим до никейского периода. 245 Содержание «Antidota» передано Бернским богословом Бенедиктом Арецием в его небольшом сочинении под заглавием: Val. Gen tilis justo capitis supplicio Bernae affecti brevis historia, et contra ejusdem blasphemias orthodoxa defensio articuli de S. Trinitate. Genevae, 1567. 4.). Мы не имели возможности приобрести этой брошюры и знакомились с её содержанием, насколько, конечно, это возможно, по сочинению – Cozini u. Antitrinitarier seiner Zeit. p 332. 333. 246 Симон Вюртенбергский был в то время областным начальником; он арестовал Гентилия и им же потребовано было от Гентилия исповедание веры. Обработанное в Лионе это исповедание носит следующее заглавие:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Процесс начался разбором найденных у Гентилия сочинений и бумаг, среди которых оказались его „Antidota» латинские стихотворения, направленные против учения о Троице, рукописное сочинение о воплощении и изданное им в Лионе исповедание 262 . Ко всему этому присоединены были и акты процесса Гентилия в Женеве, обязательно доставленные Безой 263 . Вследствие этого Гентилий обвинялся в искажении учения о Троице, в поношении реформатской церкви, которую считал еретическою, в нарушении клятвы и частых обманах, допускаемых им для избегания опасностей. На предварительном допросе Гентилий упорно отказывался отвечать на обвинительные пункты, отговариваясь своею болезнью и невозможностью припомнить давно прошедшее. Затем он вдруг потребовал, чтобы его выслушали не как обвиняемого, а как обвинителя, жаловался на то, что он заключён несправедливо, ибо явился в бернскую область добровольно для зашиты истины против софистов, утверждал, что он не знает за собою никакого преступления и знает, кто собственно на него донёс гражданской власти. На это Гентилию отвечали, что если он взят под стражу, то само собою не без основания и уже не может быть обвинителем, что если он явился в бернскую область добровольно, то в этом виден лишь божественный промысл, указующий путь преступнику, дабы он получил достойное наказание, что женевские богословы, многие немецкие церкви и университеты открыто осуждают его учение как арианское, что следовательно он, как еретик, является обвиняемым и должен отвечать на обвинительные пункты. Эти обвинительные пункты заключались в том, что Гентилий считал учение о Троице бессодержательным, противоречащим Священному Писанию , католические же символы – измышлением человеческого ума, что он утверждал, будто только Отец называется в Писании единым и истинным Богом, Сын же подчинён Отцу как своему Виновнику, что он разделял Отца, Сына и Духа по существу и таким образом учил о трёх вечных Духах, из которых каждый хотя Бог сам в себе, но отличен от других по порядку, степени и собственному существу 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Таковы [издания] Комбефи (F. Combefis), Грабе (Grabe), Раут 129 (M.J. Routh). Когда издания умножились, то начали их переиздавать в сборниках. Первый опыт был сделан де-ля-Бинем (de la Bigne), сорбоннским профессором († 1589). Он издал в Париже в 1575–1579 гг. в 8 томах Bibliotheca veterum patrum [«Библиотеку древних отцов»], в которой помещены были произведения более 200 авторов древних и средневековых; причём греческие писатели даны были в переводе на латинском языке. Издание было встречено с сочувствием. В 1618–22 г. оно вышло снова в Кёльне в 15 томах с дополнением под названием Magna Bibliotheca, а в 1677 г. переиздано в расширенном виде в Лионе, в 27 томах под названием Maxima Bibliotheca. Через 100 лет на смену этому изданию явилось издание ораторианца Андрея Галланди (A. Gallandi, † 1779) Bibliotheca veterum patrum в Венеции (c 1765 г.) в XIV в.; оно выгодно отличается от Maxima Bibliotheca тем, что здесь даются оригинальные греческие тексты (с переводом) и некоторые неизданные сочинения, но доведено оно только до XII века (1200 г.), тогда как Maxima Bibliotheca доходит до XVI в. Полнейшее собрание творений святых отцов сделано французским аббатом Минем (J.P. Migne) († 1875), в его Patrologiae cursus completus собрание разделяется на две серии – греческую и латинскую. Греческая серия (series graeca) состоит из 161 тома (до Флорентийского собора 1439 г.) – Латинская (series latina) – из 221 томов (до папы Иннокентия III – 1216 г., то есть до начала XIII в.) Латинская серия (1844–1865 гг.) была издана раньше греческой (1857–1866 гг.). Издание Миня представляет большей частью перепечатку с прежних изданий, впрочем, лучших бенедиктинских, но, к сожалению, и оно не свободно от опечаток. В новое время издано также много авторов, предпринимавших подобные издания вновь. К таковым авторам относится префект Ватиканской библиотеки кардинал Анджело Маи 130 (A. Mai) († 1854). Его коллекция обнимает 40 томов. Издания эти в основном перепечатаны Минем. Для нас большее значение имеют издания (ок. 16 томов) другого кардинала – Питры 131 (J.-B. Pitra, 11889), возобновителя конгрегации св. Мавра (в Солемском монастыре, 1887). В этих томах содержатся многие до сих пор неизданные сочинения. Особенно важны первые 4 тома Analecta sacra.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Руководящим значением в западной Церкви пользуется римский чин богослужения, одобренный для всеобщего употребления Тридентским собором. Но кроме него в некоторых храмах и монастырях, в силу давности, употребляются и свои местные чины, – как, например: бенедиктинский (в бенедиктинских монастырях), амвросианский (в Милане), галликанский (в Лионе), мозарабский (в Испании) и друг. Все эти чины находятся в самом близком родстве с древнеиноческими правилами псалмопения 261 . По римскому чину, на 1-м часе сначала тайно читаются молитвословия: «Отче наш», Ave Maria (Богородице, Дево, радуйся) и Credo (апостольский символ); затем произносится стих «Боже, в помощь», Слава и ныне, Аллилуиа. После этого обычного начала полагается стихотворный гимн часа, всегда один и тот же (Jam lucis orto sidere), и следуют псалмы с одним антифоном; по воскресеньям к ним присоединяется также символ св. Афанасия. Далее – краткое чтение из Ветхого или Нового Завета (capitulum, lectio brevis), краткий респонсорий, стих (versus), молитвословия – preces (не всегда), исповедание, или прощение (confessio), молитва часа (collecta) и, наконец, чтение Мартиролога. – Остальные часы – 3-й, 6-й и 9-й – несколько короче. На каждом из них, после обычного начала, в котором опускается только символ, полагается гимн часа; затем по порядку следуют псалмы с антифонами, библейское чтение, респонсорий, стих, preces и заключительная молитва (collecta). В частности, гимн только на часах предшествует псалмам, следуя непосредственно за обычным началом, на остальных же службах он помещается после псалмов, подобно нашему часовому тропарю. По содержанию своему каждый гимн соответствует времени совершения службы, и имеет двоякое окончание: или – Deo Patri sit gloria – – amen (на 1-м часе и на laudes), или же – Praesta, Pater püssime – – amen (на остальных службах). В отношении псалмов 3-й, 6-й и 9-й часы придерживаются трипсалмия, а 1-й час заключает в себе скрытое многопсалмие (чтó с полной наглядностью обнаруживается в поместных чинах). В субботу и в праздники на 1-м часе исполняются три псалма (по латинскому счету): псалом 53-й и два первых отдела 118-го псалма (ст. 1–16 и 17–32), который для богослужебного употребления делится на 11 частей, по два восьмистишия (octonaria) в каждой; в прочие же дни присоединяется еще и четвертый псалом: в воскресенье – 92 или 117, в понедельник – 23, во вторник – 24, в среду – 25, в четверг – 22, в пятницу – 21. На 3-м, 6-м и 9-м часах продолжается исполнение псалма 118-го, при чем на каждом часе положено по три отдела этого псалма, применительно к трипсалмному строю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Водворившись в родовом поместье отца своего, где достиг глубокой старости, еще с большей горестью излил Григорий разочарованную душу свою в красноречивой поэме, изобразив все изменившие ему мечты блестящей молодости и весь тяжкий опыт многострадального странствия посреди смятений суетного земного поприща. Глава 28. ПОДВИГИ ВЕЛИКОГО АМВРОСИЯ Когда угасли на Востоке эти два великих светильника и еще медлил явиться третий, сопричтенный к их лику на Западе, в полном блеске воссияла слава Великого Амвросия, который был дан ему не только наставником, строителем дел церковных, но и гражданских и умиротворителем кесарей, прибегавших к его защите. От его духовной мудрости просил назиданий юный император Гратиан против лести арианской, называя его отцом своим, и благой пастырь написал для царственного сына пять книг о истинной вере в Господа Иисуса Христа; потом, по просьбе сестры своей инокини Римской Маркеллины и других благочестивых дев, посвятивших себя Богу, собрал для них свои проповеди о девстве и вдовстве по заповедям Господним и написал книгу о должностях христианина, соответствующую каждому званию в мире. Скоро оплакал он раннюю кончину благородного Гратиана, убиенного в Лионе возмутившимся против него военачальником Максимом, и державная забота пала на рамена великого мужа Церкви: охранение отрока Валентиниана, которого руководила мать Иустина, закоснелая в арианстве, а Максим покушался низвергнуть с престола. Амвросию предстояла тягостная цель пути в Галлию, умирение тирана, и ревностный не убоялся, ибо почитал себя истинным отцом сирого царевича. В Тревире предстал он Максиму, провел с ним целую зиму, но не сообщался в церкви при совершении Св. Тайн, как с убийцею законного своего Государя; однако, несмотря на такую строгость, склонил его к миру с Валентинианом. Максим, хотя и преступник, изъявлял много ревности к Православию, но вопреки церковным правилам, подобно как и воцарился вопреки законам; он осудил на смерть Присцилиана, зараженного ересью манихейскою и заразившего ею многих в Испании и южных пределах Галлии. Некоторые епископы Испанские, обвинившие еретика пред кесарем, сами испугались столь кровавого решения, дотоле неслыханного в Церкви, и Мартин, пастырь Туронский, ученик св. Илария, прославленный чудесами во всей Галлии, тщетно старался удержать Максима от жестокого приговора, который возбудил общее негодование и укрепил ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

16) Общество (Пикпусское) св. Сердца содержит миссии на Маркезских и Сандвичевых островах и на о. Таити. 17) Конгрегация Паллотинской миссии (Pia societas missionum) избрала для содержания миссионерские страны в Западной Африке. 18) Конгрегация маристов (т.е. «общество Марии» ), – основанная в 1836 году в Лионе и Париже, содержит миссии в Новой Каледонии, на островах Вити, в центральной Океании, в Велингтоне, Христхирхе и в Архипелаге Пловцов. 19) Общество миноритов («меньших братьев» , т. е. францисканцев) имеет своих миссионеров в Палестине, Сирии, Северном Египте. 20) Общество миноритов из Обсервации содержит миссии францисканцев в северном Шантунге, Шанси, северном Шанси, Онане, Гупе (в Китае), в Марокко, Триполисе, Египте, северной Сирии, на Филиппинах, в северной Африке и в Америке. 21) Конгрегация всесвятейшего Искупителя или Общество редемитористов («лигоурианцев»), учрежденная 25 февраля 1749г., содержит миссию в Суринаме. 22) Капуцинское миссионерское общество содержит на свои средства миссионеров-капуцин в Индии. 23) Общество францисканских конвентуалов имеет своих миссионеров в Боснии, в Молдавии, в Константинополе и Андрианополе. 24) Кармелитское миссионерское общество или Общество св. Августина содержит свои миссии в Китае и на Филиппинах. 25) Общество школьных учителей содержит на свои средства апостольскую (т. е., миссионерскую) префектуру в северном Ассаме. 26) Общество траппистов имеет даже свои миссионерские монастыри в Англии, Канаде, Соединенных Штатах Северной Америки, в Боснии, в Баньялуке, в Мариангиглле и в Южной Африке (Наталь). 27) Миссионерское общество св. Доминика содержит миссии в Китае, Тонкине и Вест-Индии. 28) Леопольдов Союз, основанный в Вене в 1829 году, содержит католические миссии в Северной Америке. 29) Бельгийская Конгрегация непорочного сердца св. Девы Марии Шеутфельдской содержит на свои средства миссии в Конго. 30) Общество пассионистов (основано 1741 г.) имеет миссии в Бухаресте, Японии и Корее. 31) Иезуитская Конгрегация из членов своего ордена во всех пяти частях света в настоящее время (1908 г.) содержит 1728 священников, 786 схоластиков и 1140 братьев-миссионеров, не имеющих священного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Лучше других история католической миссии у Кальнара – датчанина D. kathol. Missions-Historie, Kopengagen, 1862), у француза Маршаля и у немецкого историка Гана (Geschichte der katholischen Missionen, Köln, 1857–1865, в пяти томах). Но и к этим писателям нужно относиться с осмотрительностью и осторожностью. Введенные в заблуждение сами сведениями, доставленными миссионерами с мест, они этим путем легко могут ввести в заблуждение и читателя. При изучении современного состояния католической миссии наилучшими источниками и пособиями являются во всяком случае отчеты миссионеров и миссионерских обществ, а равно и административных миссионерских учреждений. Для опубликования такого рода сведений Конгрегация пропаганды (о ней мы будем говорить в свое время) имеет в Риме особый, специальный орган – Missiones catholicae, cura S. Congregationis de Propaganda Fide descriptae, периодическое издание, ежегодно и без перерыва выходящее в свет с 1886 года. В нем помещаются официальные статистические данные, по которым, естественно, только и можно судить о современном состоянии миссии католической и о деятельности католических миссионеров. Насколько эти данные заслуживают доверия, – это, конечно, иной вопрос; разрешение его есть дело критики. В Париже, еще раньше указанного официального издания Конгрегации Пропаганды, именно с 1848 года регулярно выходят в свет Lettres edifianmes et curieuses, escrites des Missions emrangères, почти всегда переводимые на испанский, итальянский и др. языки. В этом издании самое видное место занимают сведения именно о состоянии католической миссии в различных частях света. С целью распространения таких сведений с 1822 года в Лионе выходят (по шести тетрадей в год) Annales de la propagation de Ia foi; в последнее время, как уверяют католики, издание это расходится будто бы в 300,000 экземпляров и одновременно издается в переводах на языки – английский, голландский, фламандский, испанский, португальский, польский и др. В Зальцбурге оно выходит на немецком языке для Австро-Венгрии, в Берлине, Лейпциге и Кельне – для Германии; по-немецки его название таково: «Jahrbücher zur Verbreitung des Glaubens» Не менее популярным должен быть признан и французский католический миссионерский журнал: Les Missions catboliques.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010