421 Мосгейм думает, что Сервет не имел средств дольше оставаться в Париже. (См. Versuch vollst. u. unparth. Ketzergesch s. 59, 60). Между тем некто Вир в своём сочинении под заглавием «De praestigiis daemonum» говорит между прочам: hic (т. е. в Орлеане) tum familiariter utebar multis non obscuri nominis viris, potissimum medicis, Gerardo Fabro Cadurcaro. Vitale Besumbreo. Joachimo quodam ex provincia oriundo. Michaele Villanovano, et reliquis См. Lib. V. cap. 26. Эти слова дают некоторый повод предполагать, что Сервет уже в то время приобрёл репутацию искусного врача, следовательно мог отправиться в Орлеан и с научною целью. 422 Город Лион, по свидетельству летописцев, представлял в то время множество выгод для обрадованного человека, желавшего практически воспользоваться своими знаниями и способностями. В Лионе жили тогда многие богатые итальянцы в флорентинцы, заботившиеся об образовании и просвещении, типографское дело развито было в Лионе так, как нигде в другом месте. См. Colonia Hist. litt. De Lion. t. II. p. 459. Между другими типографиями типография братьев Мельхиора и Каспара Трехзель по преимуществу отличалась чистотой и изяществом своих изданий и выпустила много прекрасных сочинений. Звание корректора в то время вовсе не было званием каким-либо унизительным, компрометирующим образованного человека: многие учёные в то время занимались работами в типографиях, неудивительно поэтому, что и Сервет нашёл типографское занятие более для себя подходящим и выгодным. 424 Заглавие нового издания било следующее: Clavdii Ptolomei Alexandrini Geographicae enarrationis Libri octo: Ex Bilibaldi Pirckheymheri translatione, sed ad Graeca et prisca Exeraplaria a Michaele Villanovano iam primum recogniti. Adiecta insuper ab eodem scholia, quibus exotela urbium nomina ad nostri soeculi morem exponuutur. Quinqunginta iliae quoque cum veterum, tum recentiurn tabulae adnectuntur, variique incolentium ritus et mores explicantur. Lugduni ex officina Melchioris et Casparis Trechselii fratram. MDXXXV.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Штат новоустановленного факультета состоит из директора, который вместе займет: Кафедру талмуда с жалованьем 4.500 фр. Профессора догматики 3.000 Профессора Св. истории 3.000 Профессора еврейского яз. и Св. Писания 3.000 Учителя пения 500 Всего 14.000 В сем году последовало давно ожидаемое и вожделенное решение о богословских факультетах. Вместо прежних шести постановлено сохранить только три; в Париже, Лионе и Тулузе на новых основаниях. Не только духовенство, но и лаики уразумели важность и необходимость высшего духовного образования, преподаваемого для всякого желающего. Правильное учреждение богословских факультетов разовьет охоту и соревнование в духовенстве, к чему весьма много способствуют учения степени. Посещение факультетов священниками и духовными воспитанниками вместе с студентами светскими дает возможность первым знакомиться с духом и направлением века, а последним внушить уважение и любовь к образованному духовенству, словом, уничтожить недоразумения, разделение и враждебные отношения народа к духовенству. В сих высших духовных учебных заведениях будет утверждаема и защищаема вера, поддерживаема древняя слава Французской Церкви, будут преподаваемы познания не только приспособительно к духовному сану, но и ко всем отраслям и службам государственным. Выходя из сих начал, Комитет обрядов постановил: 1. Высшее образование богословское должно быть установлено в главных городах Митрополий Парижской, Лионской и Тулузской для восполнения образования семинарского. 2. Сие учреждение должно совершиться с согласия Св. Седалища, чтобы степени, раздаваемые факультетом, носили характер канонический и было бы ручательство правоверия. 3. Курсы епархиальных семинарий должны оканчиваться экзаменом на кандидата (Bachelier) богословия, степень обязательная для всех воспитанников; испытание должно быть совершаемо в присутствии Епископа, или его поваренного, по программе, составленной богословским факультетом. 4. Кандидаты, по прошествии двух лет, допускаются к публичному испытанию в одном из богословских факультетов (в Париже, Тулузе и Лионе) для получения степени магистра, а испытание на степень доктора не может быть раньше, как по прошествии года после получения степени магистра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вычислению Блоса и других ученых, в конце XVIII века из каждых заработанных 100 франков, французский крестьянин должен был платить 53 франка государству в виде земельного, подушного и подоходного налога, 14 франков – землевладельцу и 11 – духовенству в виде десятины; из остальных же 19 франков надо было платить еще налог на соль и другие предметы потребления. «Таким образом, замечает один из лучших историков французской революции Блос (стр. 13), ко времени революции феодальные тяг ты достигли последних пределов возможности и вместе с страшными государственными тяготами превратили жизнь сельского населения в адскую муку, так что оно жадно ловило всякий слух об изменении существующего порядка вещей. Французскому крестьянину перед революцией приходилось вести такую жизнь, которая мало чем отличалась от жизни животного... Крестьяне жили в жалких глиняных лачугах, крытых соломой, из которых многие не имели окон. Они неизбежно должны были пребывать в грязи, среди грубости и невежества, так как господствующие слои нисколько не были заинтересованы тем, чтобы бросить в эту несчастную массу, погруженную в безысходный мрак, спасительный луч образования. Лишь очень немногие из крестьян умели читать или писать». Тягостною представляется также пред началом первой французской революции и жизнь французских промышленников и фабричных рабочих. В 1789 году, когда началась революция, в одном Париже было уже 44 цеха; в Лионе только на одних фабриках по выделке шелка числилось 50 тысяч человек рабочих, 800 мастеров и 8 тысяч подмастерьев. К сожалению, промышленность в это время находилась уже в большом упадке, потому что вследствие предшествовавших беспрерывных войн Франция была обременена неоплатными долгами. Уже в 1714 году, в царствование Людовика XIV на Франции числилось долга 3,5 млрд франков, – сумма для того времени чрезвычайно внушительная; в 1787 году государственный долг Франции простирался уже до 3 трлн франков, а после этого, только в два года, он возрос на 247 миллионов, так что с августа 1788 года Франция объявила себя обанкротившеюся, и её государственная казна перестала исполнять свои долговые обязательства. Вследствие этого, само собою понятно, заработная плата во Франции не могла быть высокою. В конце XVIII века, т. е., еще до начала первой французской революции в среднем размере она равнялась для мужчин 26-ти су в день т. е., нашим 25 копейкам золотом 2 , а для женщин –15 су, т. е., 13-ти или 14-ти копейкам золотом. Недовольные такою платою, рабочие устроили забастовку (первая забастовка была устроена во Франции еще в 1744 году); но дело кончилось тем, что в одном Лионе 40 тысяч шелкопрядов остались без работы, а, следовательно, и без куска хлеба. Страна переполнилась нищими, бродягами, ворами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В XX в. почитание И. получило распространение среди православных во Франции. В 1939 г. в Париже открылся правосл. приход зап. обряда во имя И. (см. статьи Галликанский обряд в православной Церкви , Западных обрядов православные общины ). Имя И. носят рус. католич. приходы визант. обряда в Париже и Лионе, а также правосл. приход в Марселе (К-польский Патриархат). Прихожане правосл. церквей Франции и Швейцарии совершают паломничества к ц. св. Иринея в Лионе. Во время визита в Лион 18 июля 2009 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил крипту храма и поклонился гробнице святого. Ист.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 335-349; Iun. T. 6. P. 264-271; MartHieron. Comment. P. 339, 341-342; MartRom. Comment. P. 259-260; Martyrologe de la sainte église de Lyon: Texte latin inédit du XIIIe siècle/Éd. J. Condamin, J.-B. Vanel. Lyon; P., 1902. P. 58, 154-155; Breviarium Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1888. Pars aestiva. P. Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 391-394; Breviarium sanctae Lugdunensis ecclesiae, primae Galliarum sedis. Lugduni, 1815. Pars aestiva. P. 446-455; Ordo divini officii juxta ritum sanctae Lugdunensis ecclesiae, primae Galliarum sedis. Lugduni, 1842. P. 43; Proprium Lugdunense a SS. D. N. Pio Papa IX approbatum. P.; Lugduni, 1868. P. XVII, Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon, des origines à la réunion du Lyonnais à la France. Lyon, 1905. Лит.: Colonia D., de. Antiquitez profanes et sacrés de la ville de Lyon. Lyon, 1701. P. 108-112; Gervaise F.-A. La vie de St. Irénée, second évêque de Lyon, docteur de l " Église et martyr. P., 1723. T. 2. P. 222-231; La Serve F. Église de Saint-Irénée//Lyon ancien et moderne/Éd. L. Boitel. Lyon, 1838. T. 2. P. 259-269; Prat J.-M. Histoire de Saint Irénée, second évêque de Lyon, docteur de l " Église et martyr. Lyon; P., 1843; Meynis D. Les grands souvenirs de l " église de Lyon. Lyon, 18672. P. 244-246; idem. La Montagne Sainte: Mémorial de la Confrérie des saints martyrs de Lyon.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

«Собрание Дионисия—Адриана». Нач. IX в. (Cod. Sang. 671. P. 2) С сер. VIII в. интенсивная деятельность Соборов в империи Каролингов и укрепление власти Папского престола способствовали росту внимания светских и церковных властей к вопросам права, предпринимались усилия для распространения знаний о К. п. среди духовенства. В капитулярии «Всеобщее увещание» (Admonitio generalis; 789) подчеркивалась необходимость изучать древние и авторитетные канонические нормы (MGH. Conc. Sect. 2: Capitularia Regum Francorum. T. 1. P. 53-54, 57), в капитулярии 802 г. с инструкциями для имп. посланников (missi) знание и соблюдение канонов было объявлено обязательным для духовенства (Ibid. P. 103; см.: Van Hove. 1945. P. 414-415). Однако наличие большого количества разных сводов затрудняло применение их на практике, необходимо было определить нормативный сборник; им стал сборник, принятый в Риме. В 774 г. папа Римский Адриан I отправил кор. Карлу Великому «Собрание Дионисия-Адриана». Этот сборник рассматривался как наиболее авторитетный, к нему чаще всего обращались каролингские канонисты (сохр. более 100 рукописей, относящихся гл. обр. к VIII-IX вв.). В 1-й пол. IX в. были выполнены глоссы к «Собранию Дионисия-Адриана» (см.: Maassen F. Glossen des canonischen Rechts aus dem karolingischen Zeitalter//SAWW. Phil.-Hist. Kl. 1877. Bd. 84. S. 235-298; Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 94-98; Erd ö . 2002. S. 72-73). В эпоху Каролингов использовались и другие сборники, прежде всего «Собрание Кенеля» и «Испанское собрание», а также одна из редакций последнего - «Испано-галльское собрание» (Collectio Hispana Gallica; K é ry. 1999. P. 67-68); из систематических сводов - «Старое галльское собрание» и «Ирландское собрание канонов» ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 100-107). Известно о 72 полных и фрагментарных рукописных копиях канонических сводов 2-й пол. VIII в., значительная часть их была создана в крупных центрах Каролингского возрождения - Лионе, Корби и Кёльне. Вероятно, в Лионе ок. 800 г. было составлено «Собрание д " Ашери» (Collectio Dacheriana) - систематический свод, основанный на «Собрании Дионисия-Адриана» и «Испанском собрании». Свод разделен на 3 книги, посвященные проблеме покаяния, процессуальному праву и церковным чинам. Он использовался вплоть до григорианской реформы и известен в более чем 40 рукописях (см.: Haenni G. Dacheriana Collectio//NCE. Vol. 4. P. 491-492; K é ry. 1999. P. 87-92; Erd ö . 2002. S. 73-74).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Ни раньше, ни потом вероучительные различия между Востоком и Западом не обсуждались так подробно, как в спорах, имевших своим средоточием Лионский Собор 1274-го года и особенно Флорентийский 1439-го года. Дискуссия кончилась ничем, единение не состоялось, но форма, которую вероучительные вопросы обрели за эти два века, и впредь определяла характер взаимоотношений между двумя Церквами. Роль Флорентийского Собора в реформаторском богословии 15-го века мы рассмотрим в 4-м томе, здесь же заметим, что как Флорентийская уния, совершившаяся менее чем за пятнадцать лет до падения Константинополя, так и ее отвержение должны рассматриваться как одно из свидетельств последнего расцвета византийского православия. Кроме того, в 16-м и 17-м веках все это помогло Востоку определить самобытные черты православного вероучения. Определение восточной самобытности Переговоры о воссоединении, пришедшиеся на поздний период существования Византийской империи и проходившие в Лионе и Флоренции, показали, насколько неясной остается позиция Востока по многим вопросам. Скажем еще раз, что только в ответ на критику Запада и его вероучительные формулы Восток впервые смог достичь некоторой концептуальной ясности в изложении своего вероучения. Например, чудесное изменение, совершающееся в евхаристии, греки именовали словом «metousiosis», что представляло собой буквальный перевод схоластического термина «транссубстанциация» пресуществление 2802 и что, вероятно, никогда не стало бы концепцией греческого богословия, если бы не пришло с Запада. Однако этот же пример дает основание считать, что сами по себе споры в Лионе и Флоренции были недостаточными для того, чтобы поднять вопрос об окончательном определении сути восточного вероучения, поскольку, несмотря на предысторию своего появления в греческом богословии, термин «metousiosis», не стал официально признанной частью восточного вероучения и оставался таковым до тех пор, пока на арену не вышел третий участник полемики между Востоком и Западом – богословие протестантизма. О роли Реформации в развитии вероучения мы подробно поговорим в 4-м томе, однако в силу ее влияния на греческое христианство этот вопрос касается и того, о чем мы говорим сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2016), а также письмам, к-рые Хеншен регулярно отправлял Болланду в Антверпен (ок. 140 писем - Joassart. Henschen et Papebroch en France. 2006; Idem. Henschen et Papebroch à Paris. 2006; Idem. 2009; Idem. 2010; Idem. 2012; Idem. 2017). В дневниках П. приводит подробные описания городов, мон-рей и церквей, к-рые они посетили, уделяет внимание их архитектуре, убранству, истории, а также реликвиям и др. святыням. 22 июля 1660 г. болландисты выехали из Антверпена; до Кёльна их сопровождал Болланд. Далее маршрут проходил через южнонем. земли и Тироль (с остановками на неск. дней в Майнце, Ашаффенбурге, Вюрцбурге, Аугсбурге и Мюнхене) в Тренто, куда они прибыли 14 окт. Затем они проехали через территорию Венецианской республики (останавливались в Вероне, Виченце, Падуе, Венеции) и Папской обл. (с остановками в Ферраре, Болонье, Равенне, Лорето, Сполето и др.). 23 дек. 1660 г. болландисты прибыли в Рим, где оставались до 3 окт. следующего года. Они собирали материал в б-ке ораториан при ц. Санта-Мария-ин-Валличелла, а также в Ватиканской библиотеке (несмотря на недоброжелательное отношение к ним нового хранителя б-ки кард. Льва Алляция ). Кроме того, они осмотрели книжные собрания ряда др. религ. учреждений и частные б-ки. Они отбирали рукописи с текстами агиографического содержания, наиболее ценные из них затем копировали нанятые писцы. В февр.-марте 1661 г. П. и Хеншен совершили поездку в Неаполь. Они присутствовали на генеральной конгрегации ордена иезуитов, состоявшейся весной 1661 г. ( Godding. 2010). На обратном пути болландисты останавливались во Флоренции и в близлежащих городах (с 14 окт. 1661 по 18 февр. 1662), а также в Милане (26 марта - 23 мая 1662). 1 нояб. 1661 г. П. принес во Флоренции торжественные (последние) обеты. Через Турин и Геную П. и Хеншен прибыли во Францию, где пробыли почти до конца года. Они проехали по южным и восточным провинциям, сделав наиболее продолжительные остановки в Лионе (24 июня - 6 июля) и Дижоне (24 июля - 1 авг.). В Лионе они отпечатали открытое письмо-памфлет с описанием целей своего путешествия и с просьбой о содействии в получении материалов, касавшихся житий святых и почитаемых реликвий ( Gasnault.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

1. Лионский союз или Общество для распространения веры. Цель его – молитвой и деньгами оказывать содействие католическим миссионерам, отправляющимся в далёкие страны для проповедания слова Божия. Имеет два журнала в Лионе и Кёльне. Денежные средства этого Общества – громадны: ежегодные поступления от его членов составляют сумму в 5–5 ½ миллионов марок (марка стоит около 46 наших копеек). 2. Конгрегация св. Духа; это общество на свои средства содержит миссии в Азии и в западной Африке. 3. Общество св. Сердца Иисуса содержит миссии в Новой Померании. 4. Общество св. Сердца Марии содержит миссии в Африке и Индии. 5. Общество Божественного Слова содержит миссии в Земле Импер. Вильгельма. 6. Бенедиктинское миссионерское Общество имеет на своём содержании миссии в Восточной Африке и Египте. 7. Общество св. Венедикта содержит миссии в Северной Америке, в Индии, в Эквадоре. 8. Общество св. Лазаря в Париже содержит свои миссии в Абиссинии, Персии, в Китае, Сирии, Болгарии, Турции и Америке. 9. Алжирское миссионерское Общество, основанное в 1868 г. содержит свои миссии в Алжире и в Сахаре. 10. Союз детей или Общество св. детства Иисуса, основанное в Париже в 1843 году, обладает громадными денежными средствами и даёт возможность католическим миссионерам содержать и воспитывать тысячи сирот в языческих странах. Членами этого Общества состоят только дети. Из их пожертвований составился капитал в 66 миллионов марок (более 30 миллионов рублей). Как члены Общества дети должны оканчивать свои ежедневные молитвы словами: «Пресвятая Дева Мария! молись за нас и за бедных язычников – детей». 12. Кёльнский союз для поддержания детей бедных язычников. Членами этого союза могут быть, как дети, так и взрослые. Союз этот обладает также большими денежными средствами. 13. Общество св. Марии, основанное в 1836 году в Лионе и Париже, содержит миссии в Новой Каледонии, в центральной Океании и др. местах. 14. Общество францисканцев имеет своих миссионеров в Палестине, Сирии и северном Египте. 15. Общество всесвятейшего Искупителя содержит миссию в Суринаме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 1-й сессии, открывшейся 16 окт. 1311 г., участники Собора по требованию папы Климента V избрали комиссию из наиболее уважаемых прелатов от неск. стран, к-рая, выслушав доклады о проведенном следствии по делу тамплиеров, назначила подкомиссию под председательством патриарха Аквилеи . Несмотря на то что это сулило конфликт с франц. королем, большинством участников В. С. было принято решение о публичном характере суда над орденом. Кор. Филипп IV Красивый, находившийся в тот момент в Лионе, начал тайные переговоры с папой Римским. Нередко высказывавшееся в историографии мнение о предварительном соглашении папы Римского с франц. королем об осуждении ордена скорее всего не соответствует действительности. Параллельно королем было созвано заседание Генеральных штатов в Лионе (30 дек. 1311), на к-ром депутаты одобрили решение короля добиваться осуждения ордена на Соборе. В результате переговоров с папой, к-рые длились всю зиму 1311/12 г., была выработана компромиссная формула соглашения: орден будет распущен, но не осужден. Придя к соглашению, 20 марта 1312 г. кор. Филипп Красивый в сопровождении свиты и вооруженного отряда прибыл на В. С. 22 марта на тайной консистории, на к-рую помимо кардиналов были приглашены члены созданной В. С. комиссии, орден тамплиеров был «просто и безоговорочно» упразднен без обвинения, а устав ордена отменен. Это решение было утверждено буллой «Vox in excelso», обнародованной при открытии 2-й сессии В. С. (3 апр. 1312). Спор прелатов о судьбе имущества тамплиеров затянул заседания Собора до мая - по настоянию папы Климента V все владения тамплиеров передавались ордену госпитальеров (см. Мальтийский орден ). На 3-й сессии, открывшейся 6 мая 1312 г., была провозглашена булла от 2 мая 1312 г. «Ad providam», к-рая касалась практических вопросов, связанных с ликвидацией тамплиеров: имущество ордена (кроме находившегося в землях Кастилии, Арагона, Португалии и Майорки) навечно передавалось госпитальерам для защиты Св. земли и борьбы с неверными. Надзор за имуществом тамплиеров во Франции, к-рое еще в начале процесса было конфисковано королевским фиском, был передан кор. Филиппу Красивому. Не допустив суда над орденом, В. С. свел дело к процессам над его отдельными членами. Булла «Considerantes dudum» (от 6 мая 1312) разграничила компетенцию в решении дел тамплиеров: руководителям ордена приговор должен был вынести папа, рядовым рыцарям - провинциальные Соборы. Передача дела главного магистра ордена Жака де Моле на рассмотрение папе Римскому специально оговаривалась буллой «Ad certitudinem» (от 6 мая 1312).

http://pravenc.ru/text/161137.html

В 177 году в Лионе приняли мученическую смерть сорок три человека. Вот имена лишь нескольких из них: епископ Пофин — седой старец, духовный лидер галльских христиан; вьеннский диакон Санкт (его подлинное имя осталось неизвестным); Александр; Мадур; раба Бландина… Французы особенно почитают Бландину, причем имя ее госпожи, тоже христианки, пострадавшей в те же дни, нигде не упоминается, а вот о рабыне известно многое. Братья по вере очень за нее переживали — Бландина была самой слабой физически и совсем недавно примкнула к христианской общине. Однако именно ей суждено было умереть в числе последних — ее мучили несколько дней, с утра до вечера, самыми изощренными способами, но не могли заставить ее порвать со своей верой. В письмах сказано, что даже у палачей не осталось сил истязать Бландину, но она по-прежнему была жива и повторяла: «Я — христианка, у нас нет ничего худого». Ее стойкость и сила духа в конце концов вызвали восхищение зрителей. Галлы скажут о ней, что никогда прежде ни одна женщина в их земле так не страдала… После казни тела мучеников еще шесть дней пролежали под открытым небом. Римская стража никого к ним не подпускала, и христиане не имели возможности их похоронить. Затем останки были сожжены, а пепел сброшен в Сону…   Наперекор Теперь на месте казни лионских мучеников — только развалины амфитеатра, обнесенные металлической сеткой. Ведутся работы по реконструкции — пройти поближе невозможно. Полуобрушившиеся ряды сидений из серого камня спускаются к небольшой арене, усыпанной розовым мелким гравием. Сюда приходят с обзорными экскурсиями по городу. Гид рассказывает о событиях 177 года, туристы понимающе кивают. Вид на город с холма Фурвьер Прожив в Лионе несколько лет, я поняла: французы хорошо знают историю лионских мучеников, но при этом она, как бы сказать, их эмоционально не трогает. Слишком давно и непонятно это было… Но ведь есть в этой истории, если говорить словами Германа Гессе, «какое-то “наперекор”, какое-то презрение к смерти, какая-то рыцарственность, какой-то отзвук сверхчеловеческого смеха, бессмертной веселости…». Без таких сюжетов человечеству ничто не напоминало бы о том, что любовь — это чувство не земного происхождения, а вера может быть больше жизни.

http://pravoslavie.ru/37252.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010