Мораль в произведении искусства нельзя подменять морализаторством — В.Р. Легойда Москва, 23 мая 2016 г. «Вспомним слова Гилберта Честертона о том, что плохое литературное произведение содержит в себе мораль, а хорошее является моралью само по себе», — заявил в эфире программы « Светлый вечер » на радио «Вера» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя прошедший в Москве российско-немецкий круглый стол «Свобода творчества и религия: поиск путей для диалога», организованный Отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ совместно с фондом Конрада Аденауэра, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . «В хорошем произведении искусства художник, в широком смысле этого слова, воспитывает всем, начиная с пейзажа. Для этого нет необходимости прямо говорить: это — хорошо, а вот это — плохо», — отметил В.Р. Легойда. «И наоборот: нравственно безупречный текст может быть совершенно бездарным», — напомнил представитель Церкви. «Воспитательная функция в искусстве не тождественна школьному воспитанию в широком смысле слова. Мораль в произведении искусства — это не дидактическая мораль в храме или в семье. Искусство вообще не является дидактическим способом воздействия на общество». «Провокация — в каком-то смысле неотъемлемая часть творческого процесса и один из инструментов искусства. Но никогда масштабное, гениальное произведение искусства не сводилось только к провокации». «В нашей жизни много боли и страдания. И настоящее искусство пытается научить нас сопереживать им. Но не совсем понятно, почему некоторые художники выбирают для этого такой вид провокации как, например, калечить себя на сцене или совершать иные подобные манипуляции. Неужели нет других художественных способов, которые могут заставить человека сопереживать?» — заметил В.Р. Легойда. «У выдающегося итальянского театрального деятеля Джорджо Стрелера, создателя знаменитого театра «Пикколо» в Милане, есть на этот счет удивительные слова. Рассуждая в одном из своих писем о природе театрального искусства, он говорит буквально следующее: «Даже самую жалкую гусеницу нельзя раздавить ради самого бессмертного стиха!» И, что удивительно, Стрелер утверждает это не как только нравственный принцип, но и как чисто профессиональный подход к искусству», — подчеркнул председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «О том же самом, только другими словами, нам говорит и Евангелие. Существует ответственность человека за все сделанное, за каждое сказанное слово. И эта ответственность распространяется и на человека искусства», — заключил представитель Церкви. 23 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93545.html

В.Р. Легойда призвал поставить семейный вопрос в центр общественного дискурса 21 ноября 2017 г. 11:23 Приветствуя проведение в Общественной палате РФ конференции «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России», состоявшейся 20 ноября 2017 года, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда призвал уделять первостепенное внимание вопросам сохранения традиционной семьи.  Конференция, соорганизаторами которой выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и Комиссия Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, состоялась в понедельник на площадке ОП РФ. В конференции приняли участие представители традиционных религий России, общественных организаций, государственные деятели.  «О кризисе семейных ценностей не говорит только ленивый, однако до сих пор не удалось организовать эффективную дискуссию, по итогам которой были бы предложены рецепты разрешения данной проблемы. Надеюсь, состоявшаяся конференция станет шагом в этом направлении», — сказал В.Р. Легойда. «Безотлагательной поддержки требуют, прежде всего, многодетные семьи, матери и родители в которых посвящают без преувеличения всю свою жизнь воспитанию детей. Общество в долгу перед ними», — добавил представитель Церкви. «Присутствовавшие на конференции представители некоторых западных стран указали, что Россия остается одним из немногих, если не единственным европейским государством, которое может стать защитником традиционных семейных ценностей», — заявил В.Р. Легойда, подчеркнув, что многие страны Запада заменяют институт семьи такими формами отношений, которые у здорового человека не вызывают ничего, кроме сожаления. «Убежден, итогом общественной дискуссии должна стать разработка и внедрение комплекса мер, в том числе законодательных, направленных на возвращение роли семьи как основополагающего и центрального института общества», — заключил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5066970.ht...

СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА И НАРКОМАНИЯ Семья - это система, в которой все части (члены семьи) взаимодействуют по определенным правилам, усвоенным из предыдущих поколений. Наркоман - часть этой системы. Семьи наркоманов представляют собой дисфункциональные системы. Система сложилась задолго до того, как проявилась наркомания. Основные признаки дисфункциональной семейной системы следующие (приводятся по книге Джона Бредшоу " Семья " . Bradshaw J. " The Family/A Revolutionary Way of Self-discovery " . - Health Communications , Inc. Deerfied Beach, Florida/- 1988. - 242 p.) : Вакуум интимности. Конфликтные взаимоотношения. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами. Склонность к полярности чувств и суждений. Абсолютизирование воли, контроля. Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно. Родители держат эмоциональную дистанцию.   Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей - угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети). Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением правил семьи, посягательством на святость власти родителей. Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Наркомания может быть способом ухода от непереносимых чувств - интернализованного стыда, собственной малой ценности, ярости, чувства неадекватности (комплекс неполноценности). Эти чувства вместе с употреблением наркотиков приводят к утрате своего " я " и ощутимой духовной почвы. Вместо любви к себе нарастает ненависть, что ведет к дальнейшему саморазрушению. Разрушается духовность как наркомана, так и его семьи. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека. К наиболее значимым и ценным взаимоотношениям относятся взаимоотношения с самим собой, с семьей, с обществом и с Богом. Если у больного по мере развития заболевания эти взаимоотношения и связанные с ними ценности вытесняются отношениями с химическим веществом, то у созависимых они вытесняются патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи. Наркоман нуждается в любви, в признании его ценным, достойным человеком. В то же время необходимо позволить ему обнаружить свое собственное " я " и способность разрешать свои проблемы. Что могут делать близкие люди, члены семьи? Получать помощь и поддержку для себя. Быть мягкими с человеком, но твердыми в отношении недопустимого поведения. Это поможет наркоману обнаружить свое собственное " я " и начать выздоравливать. В.Д. Москаленко док. мед. наук, профессор НИИ наркологии МЗ РФ (Директор - чл.-корр. РАМН Н.Н. Иванец)

http://pravoslavie.ru/sobytia/narckonf/s...

Между прочим, головная боль у Светы прошла. Взаимоотношения с мамой стали теплее. Света как будто нашла свое потерянное место в родительской семье и обрела устойчивость, точку опоры. Она укоренилась в родительской семье, почувствовалась связь с корнями своего рода. Корни держат дерево в бурю, от корней зависит качество кроны. Когда человек достигает определенной степени независимости в своей родительской семье, это обязательно сказывается положительным образом на всех других важных взаимоотношениях. Таков закон психологии. Закон столь же точный, как и другие естественные законы. И правда, если мы погрязли во взаимоотношениях с матерью или с отцом, то как мы можем образовать новые эмоциональные привязанности? Получается, чтобы стать хорошей матерью, надо вначале завершить незавершенные дела своего детства в родительской семье, отделиться от родителей психологически, а не только географически. Чтобы отделиться, необходимо принять родителей спокойно и больше не возмущаться их ошибками. Тогда мы можем принимать и себя. Тогда мы можем становиться женами, матерями. То же самое относится к мужьям, отцам. История Светы – это история со счастливым концом, цель была достигнута – отношения с мамой улучшились. В следующем разделе посмотрим шире на взаимоотношения матерей и дочерей. Женская доля Бабушка – мама – дочь – внучка… Вертикальная цепочка в родословной. По цепочке передается что-то очень важное. Что же? Может быть наша женская сущность? Веками женская доля означала: Воздержание. Обязательность. Терпение. Стойкость в перенесении боли как физической, так и эмоциональной. Быть женщиной значило быть либо собственностью мужчины, либо его «половинкой». И сейчас еще говорят: «Для женщины это хороший заработок». Или: «Для женщины она пишет неплохие романы». Кто сказал, что женщина не может писать такие же хорошие романы, как и мужчина? Если мама впитала подобные идеи, то будьте уверены, она передаст их дочери. Мамы – отменные учителя. Главная классная комната дочерей – это кухня. Здесь происходит научение, что значит быть женщиной, женой, матерью. Все, что мама думает о себе, передается дочери на кухне. По-научному говорят: передается самоидентификация от матери к дочери. На кухне пишутся семейные сценарии. Сходство, которого мы так боимся

http://azbyka.ru/zdorovie/zavisimost-sem...

Желание рождения и воспитания детей. К сожалению, люди порой по-разному представляют, что такое семейное счастье. И разное отношение супругов к деторождению и воспитанию прямо влияет на крепость брака. Целомудрие до брака. Важно научить молодёжь правильному выстраиванию взаимоотношений до брака. Отношение к прерыванию беременности и сожительству до брака. Большинство, к сожалению, считает допустимым и приемлемым сожительство до брака. А это напрямую влияет на судьбу будущей семьи, будет ли она крепкой и счастливой. Дети из добрых и благополучных семей также могут столкнуться во взрослой жизни со сложностями построения семьи и выстраивания взаимоотношений. На крепость брака влияет взаимоотношения в семье, готовы ли супруги уступать и жертвовать? Нужно задумываться об этом в первую очередь. Незнание особенностей мужчин и женщин, непринятие и непризнание ролей также оказывают влияние на семью. Например, девушка возмущается: «Почему муж всю работу по дому на меня взваливает? А сам развлекается и ничего не делает?» Мужчина в свою очередь говорит: «А почему жена не хочет идти работать? А я ведь пашу от зари до зари»? Все несогласия и непонимания пагубно влияют на благополучие брака. Поэтому крайне важно правильно выстраивать отношения друг с другом. Что мешает супругам быть вместе? Что мешает идти навстречу друг другу? Что мешает постараться понять друг друга, преодолеть человеческий эгоизм, постараться принять человека таким, какой он есть? Важны традиционные роли в семье, чтобы люди не терялись, а было определенное представление об основах, на которых держится семья. В нашем молодёжном отделе есть просветительские программы, посвящённые разборам семейных ценностей, диалогам с молодёжью на семейную тематику. Мы проводим семинар для студентов «Взаимоотношения молодого парня и девушки. Семья в перспективе». Цель семинара - воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности. Участвуем в молодёжных форумах и съездах, в школьных конференциях.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/ch...

В Общественной палате РФ прошла конференция «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России» 21 ноября 2017 г. 14:12 20 ноября 2017 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась конференция «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России», соорганизаторами которой выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и комиссия Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства. Председатель комиссии по гармонизации межнациональных отношений И.Е. Дискин во вступительном слове отметил, что для нормального функционирования гражданского общества необходимо упрочение нравственно-этического фундамента. Именно в семье закладывается фундамент социализации и фундаментальной интеграции, подчеркнул он. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе отметил, что тема многодетности до сих пор не раскрыта в медийном пространстве. Заместитель председателя комиссии по гармонизации межнациональных отношений А.Р. Крганов отметил, что важно уделять внимание этой теме как в СМИ, так и в сферах образования и воспитания. Президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями М.А. Семенова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются многодетные семьи в разных регионах страны, обратила внимание на несовершенство законодательной базы и отсутствие понимания, что есть многодетная семья. Председатель Объединения многодетных семей города Москвы Н.Н. Карпович обратила внимание на важность решения экономических вопросов, необходимых для стимулирования рождаемости в стране. Руководитель международного общественного движения «Женщины за жизнь» Н.И. Москвитина подчеркнула, что фундамент традиционной семьи — целомудрие, и необходимо говорить о многодетности на самых разных площадках, что будет также профилактикой абортов. Протоиерей Феодор Лукьянов, сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению и защите жизни, в своем выступлении заявил, что само понимание нравственных норм должно появляться у человека с самых ранних лет. Несмотря на закрепленные в международном законодательстве права ребенка на отца и мать, на совместное проживание с родителями, возникают угрозы — такие, как понятие о «третьем родителе». Помимо этого, общество плохо проинформировано о негативных последствиях вспомогательно-репродуктивных технологий.

http://patriarchia.ru/db/text/5067069.ht...

В Общественной палате РФ состоялась конференция «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России» Ноя 20, 2017 Взаимоотношения с государственными структурами , Взаимоотношения с общественными организациями , Новости , Событие Москва, 20 ноября . В понедельник в Общественной палате Российской Федерации состоялась конференция «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России», соорганизаторами которой выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и Комиссия Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, состоялась в понедельник на площадке ОП РФ. Председатель Комиссии И.Е. Дискин во вступительном слове отметил, что для нормального функционирования гражданского общества необходимо упрочение нравственно-этического фундамента. Именно в семье закладывается фундамент социализации и фундаментальной интеграции, подчеркнул он. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе отметил, что тема многодетности до сих пор не раскрыта в медийном пространстве. Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений А.Р. Крганов отметил, что важно уделять внимание этой теме как в СМИ, так и в сферах образования и воспитания. Президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями М.А. Семенова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются многодетные семьи в разных регионах страны, обратила внимание на несовершенство законодательной базы и отсутствие общего понимания о том, что есть многодетная семья. Председатель Объединения многодетных семей города Москвы Н.Н. Карпович обратила внимание на важность решения экономических вопросов, необходимых для стимулирования рождаемости в стране, создавать условия для ведения семейного бизнеса. Руководитель международного общественного движения «Женщины за жизнь» Н.И. Москвитина подчеркнула, что фундамент традиционной семьи — целомудрие, и есть необходимость говорить о многодетности на самых разных площадках, что будет являться также и профилактикой абортов.

http://sinfo-mp.ru/v-obshhestvennoj-pala...

Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх. Младшие – «бейби», поэтому они более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям (так описывают Б. Шоу). Трудности в браке могут возникать, если вступают в брак двое с одинаковой внутрисемейной позицией. Комплементарная позиция лучше. Преуспевающие женщины часто не имеют братьев. Браки, заключенные до 20 и старше 30 лет, более склонны к распаду. Время между разводом и повторным браком – время реорганизации семьи. Родившиеся вокруг потери одного члена семьи более уязвимы, если служат предметом особого родительского внимания. Чем теснее взаимоотношения внутри семьи, тем труднее образуются эмоциональные связи вне семьи. Семейные системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Поэтому и признаки ее я привожу в первую очередь. Признаки дисфункциональной семьи (приводятся по книге Джона Бредшоу «Семья». Bradshaw J., 1988) 1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий. 2. Вакуум интимности. 3. Замороженные правила и роли. 4. Конфликтные взаимоотношения. 5. Недифферениированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). 6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами. 7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия. 8. Склонность к полярности чувств и суждений. 9. Закрытость системы. 10. Абсолютизирование воли, контроля. Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них. 1. Взрослые – хозяева ребенка. 2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно. 3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых. 4. Родители держат эмоциональную дистанцию.

http://azbyka.ru/zdorovie/zavisimost-sem...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 4 книги о детской психологии и взаимоотношениях в семье 3 мин., 02.06.2019 1 Само название книги «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» говорит о главной воспитательной задаче каждого родителя — дать опыт жизни в пространстве, наполненном любовью. Сотворить эту любовь, на собственном примере показать, что такое искренность и доверие, чтоб ребенок имел возможность перенести родительский опыт в свою жизнь. Помимо таких будничных, но важных вопросов - как выбрать крестного, как воспитать в ребенке трудолюбие и великодушие, как пережить переходный возраст, за что можно и нужно наказывать, автор книги – протоиерей Федор Бородин, отец восьмерых детей, стремится объяснить читателю ценность духовной, сердечной связи, необходимость постоянного контакта родителя и ребенка, но и напоминает при этом, что ребенок – это отдельная, цельная личность. «Мы получаем ребенка на время, чтобы приготовить его к жизни временной и вечной. Получаем абсолютно зависимым от нас, а должны выпустить во взрослую жизнь как друга, как того, чью инаковость мы приняли и полюбили»     2 Еще одна книга от известного и уважаемого автора, многодетной мамы, а также детского психолога и семейного терапевта, в которой подробно рассмотрены различные ситуации, с которыми так или иначе столкнутся родители, ожидающие второго и последующего ребенка. Что делать, если родственники относятся к многодетности негативно? Как подготовить старшего к появлению малыша и исключить поведенческие сбои? Как разделить жизненное пространство нескольких детей? Какова роль мужа и отца в семье? Плюсы и минусы возрастной разницы? Как решить конфликты между детьми? «Сложно и неполезно сравнивать семьи. Ведь то, что нормально и естественно для одной семьи, абсолютно неприемлемо для другой» - говорит Екатерина Бурмистрова, и подает читателю не прямое руководство к действию, а информацию к размышлению. Книга будет особенна интересна многодетным родителям.

http://foma.ru/4-knigi-o-detskoy-psiholo...

Часто задаваемые вопросы детскому психологу Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование – а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно. 19 сентября, 2009 Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование – а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно. Катя, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего? Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители — это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая «обертка» вопроса настоящего. Обычно в «начинке» такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный — он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям. Второй по частоте вопрос — проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.

http://pravmir.ru/chasto-zadavaemye-vopr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010