Митрополит Антоний Сурожский: Ответы на вопросы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 В чем особенность семейных отношений? Апостол Павел говорит, что семья — это малая Церковь, то есть что в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви. Есть древняя евангельская рукопись, которая находится в Кембридже, в Англии, где есть несколько отрывков, не вошедших в обычный евангельский текст. И один из этих отрывков гласит, что спросили Христа: “Когда придет Царствие Божие?” — И Он ответил: “Царствие Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно”. И это, конечно, начинается в семье, потому что такого единства, такой любви, которая бывает в семье при всех трудностях, при нашей греховности, нигде не найти. И расширение этой тайны единства из семьи должно идти дальше по образу семьи, а не по какому-нибудь теоретическому образу, то есть по образу общества людей, которые, сговорившись между собой о единстве, не могут достичь той полноты единства, которое бывает в семье. Ни семья, ни это общество не достигают полноты, о которой мы мечтаем, это само собой разумеется. Между семьей и Церковью апостол Павел проводит некоторую параллель не только в словах о том, что семья есть малая церковь, но и в 6-й главе Послания к Ефесянам, которая читается на венчании, где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена — место Церкви по отношению ко Христу. И молодые люди, молодые мужья очень часто как бы упускают из вида, что — да, есть это соотношение некоторой зависимости жены по отношению к мужу, но что предпосылка к этому та, что муж призван занять по отношению к жене то положение жертвенной, всецело себя отдающей любви, которое занял Христос. Эта посылка, расширенная на Церковь, дает нам еще одну аналогию и вместе с этим, конечно, некоторую разницу, потому что то, как совершается это взаимоотношение мужа и жены, совершается по образу Церкви, а вместе с этим осуществление этой любви в Церкви осуществляется по образу семьи.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Игорь Гагарин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление В книге собраны беседы разных лет священника Игоря Гагарина о браке, семье, личных взаимоотношениях, любви к Богу и ближним, а так же о месте и значении человека в этой жизни. Предисловие Люди приходят в церковь со своими скорбями, с горем, с радостью. И я как священник должен сказать, что подавляющее большинство всех проблем связано именно с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми, тещами, свекровями и т. д. Эта сфера отношений занимает огромную часть в жизни человека. И если в семье что-то не в порядке, то вся жизнь, пожалуй, не в порядке. Поэтому тему семьи правомерно считать одной из важнейших, а сейчас очень большое место в жизни людей стала занимать работа, карьера. И очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда родители детей не видят сутками, потому что они зарабатывают деньги, и в результате встречаются с детьми раз в неделю. Возникают сомнения в правильности такого образа жизни. Прихожане часто задают вопрос, а должно ли для человека быть что-нибудь важнее семьи? Я думаю, что неправильно было бы сказать, что либо семью, либо общественную деятельность нужно поставить на первое место. На мой взгляд, правильной будет иная постановка проблемы. У человека действительно есть серьезнейшие обязанности перед обществом, перед тем служением, к которому он призван. Но я не стал бы противопоставлять семью и общественное служение, поскольку одно включает другое. Давайте попробуем изменить угол зрения. Для этого я приведу такой пример. Прежде чем стать священником я работал в школе учителем русского языка и литературы, довелось мне также заниматься вопросами семьи. В последний год моего преподавания директор предложил мне взять в выпускном классе факультативный курс психологии семейной жизни. Я с большим интересом взялся за него и, надо сказать, с большой самонадеянностью. Было такое обилие материала, прежде всего, художественная литература, какой-то жизненный опыт, масса публикаций, хороших статей на эту тему.

http://azbyka.ru/semya/razmyshlenija-o-b...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 7 – Домашнее Благочестие Дом – малая церковь Семью часто называют “домашней Церковью”. Церковь начинается для верующих людей в храме, когда они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом и, особенно, в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане. C домашними человек более открыт, чем среди малознакомых людей и даже среди друзей. По тому, какие у него выросли дети и какая обстановка в семье, часто можно лучше понять, каков человек на самом деле. Что стоит у него на первом месте – Бог или стремление к наживе, Церковь или желание модно и дорого одеваться, вера или страсть к развлечениям? Дом – это школа самостоятельного христианского благочестия. В храме – общий порядок и устав, а в доме человек сам себя заставляет подчиняться уставу и сам следит за собой. Дом – это поприще самовоспитания и самосознания. Дом, семья – это благодатное царство человеческой любви, в которой созревают лучшие человеческие свойства. Дом – это сложное духовное поле взаимоотношений с родными и с самим собой, школа воли и духа. Отношения в семье. В числе заповедей, данных Господом Моисею на Синайской горе, была и заповедь о почитании родителей. “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. ( Исх.20:12 ) Заповедь эта не только пресекает непочтение к родителям, но и сразу обещает награду за ее исполнение – благоденствие и долголетие. Те, кто хочет жить долго и счастливо, обязаны почитать родителей, должны бояться их чем-нибудь оскорбить или обидеть. Заповедь эта распространяется не только на мать и отца, но и на других старших по возрасту или положению: бабушек и дедушек, учителей, начальников, наставников, а также священников и духовных отцов. Почтение к ним – установление Божие. Оправдывать себя тем, что родители или начальники злые и нехорошие, и поэтому заповедь Господня на них как бы и не должна распространятся, нельзя. Наше дело исполнять то, что относится к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

13 ноября 2023 г. 16:00 Владимир Легойда: «Все мои хобби стали моими профессиями» В августе 2023 года отметил свой 50-летний юбилей Владимир Романович Легойда  — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , и. о. руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главный редактор журнала «Фома», телеведущий, профессор МГИМО. «Журналу Московской Патриархии» Владимир Романович рассказал о своем становлении и воцерковлении, деятельности Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, журналистской работе и о людях, которые окружают его в жизни. PDF-bepcuя. Родители - Прежде всего — о родителях, поскольку именно родители закладывают основы будущего становления. Ваш отец был милиционер, мама учительница, и эти должности в советском обществе обязывали людей быть образцами атеизма. Но крещены вы с детства. Знали ли в школе, что вы крещеный? - Меня крестили в семь месяцев. Родители, Роман Тимофеевич и Галина Максимовна, были родом из деревни, и крещение было частью культуры, в которой они выросли. Сознательными верующими они тогда не были. К тому же я долгожданный ребенок, поздний, как и сестра. До моего рождения родители прожили вместе 16 лет. Сестра на полтора года младше меня. Крестили меня не в городе Кустанае, где мы жили, а в деревне и под другой фамилией, потому что, если бы узнали, что папа, офицер МВД, крестил ребенка, у него были бы проблемы. У меня были верующая бабушка — мамина мама, которая с нами жила, и верующие бабушка и дедушка, к которым каждое лето многие годы мы ездили на Украину. Путь моего поколения в Церковь начался с празднования 1000-летия Крещения Руси. Потом были русская литература, русская религиозная философия. Обычная история тех, кому сегодня 40–50 лет. И наше поколение часто либо привело, либо вернуло родителей в Церковь. Нередко через споры, конфликты.  - Как это было в вашей семье? - Через споры. Родители сначала не понимали нас: сестра начала носить юбку в пол, платок. Я, правда, в косоворотке и сапогах не ходил, но сильно «ушел в религию». Тогда я учился в МГИМО. Но поскольку довоенное детство родителей проходило в религиозной среде, они впоследствии довольно органично к вере вернулись и в почтенном возрасте даже венчались. Мы недавно поздравляли их с 65-летием совместной жизни. Сказочная цифра по нынешним временам.

http://e-vestnik.ru/interviews/vladimir_...

Актуальные проблемы церковной жизни Интервью с протоиереем Артемием Владимировым Протоиерей Артемий Владимиров – Отец Артемий, каковы, на Ваш взгляд, самые актуальные проблемы церковной жизни сегодня? – Церковная жизнь – дело сокровенное. Даже тайны биологической жизни ученые не в состоянии до конца понять – что же говорить о жизни во Христе? Суть церковной жизни состоит в освящении и очищении сердца человеческого Божьей благодатью. Мать наша Церковь, исполненная живоносной силы, каждое свое чадо, питающееся от ее сосцов, врачует и возрождает, приобщая к жизни вечной. Церковь и сегодня исполнена этой божественной силы, однако мы меняемся, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Думаю, одна из главных проблем состоит в том, что многие христиане XX и XXI столетий (я отношу себя к их числу) не берут, по маловерию и греховной немощи, от Матери-Церкви того, что она готова им даровать. Не пользуются в полноте теми благодатными средствами, которые дарованы человеческому роду Искупителем Иисусом Христом и усваиваются через Церковь. Из-за нашей мелкотравчатости и духовной неосновательности все проблемы и возникают. Одна из них состоит в том, что зачастую человек с десяти-, двадцати-, тридцатилетним стажем церковной жизни не обретает той полноты, гармонии, счастья, а стало быть, духовной удовлетворенности, которую надеялся получить, вступая со страхом и трепетом в ограду Церкви много лет тому назад. Другая проблема в том, что мы приносим на райские церковные пажити многие наши недостатки, отрицательные качества, страсти, тянущиеся за нами, словно шлейф, из мирской жизни. Поэтому, по слову апостола Павла, и среди церковных людей обнаруживаются нестроения, зависть, ссоры, огорчения, которые говорят о преобладании плотского и душевного, но не духовного начала в нашей среде. Жизнь многообразна, а потому трудностей и проблем не перечесть! Отцы всегда будут тревожиться и печалиться о детях, которым сродниться с духом церковным обыкновенно бывает труднее, чем их родителям. Взаимоотношения пастырей и пасомых вызывают множество вопросов и недоумений, и как не всегда счастливо складываются взаимоотношения супругов, так и в приходской семье бывает много смущений и соблазнов, провоцируемых как священниками, так и их духовными чадами. Всех нас волнует завтрашний день Церкви (я разумею ее земное колено), какими мы, грешные, подойдем к испытаниям, возвещаемым святым Евангелием.

http://pravoslavie.ru/4681.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Самое сложное в вере - перейти от слова к делу». Авторская программа «Парсуна» 26.06.2019 754 Москва 25 июня. Гостем авторской программы «Парсуна» председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и главного редактора журнала «Фома» В.Р. Легойды стал председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин. По словам С.В. Степашина самое сложное в вере это не только верить, но и делать так, как ты считаешь правильным. «От слова к делу, от дела к поступку. Путь, казалось бы, короткий, но бывает очень длинным». Рассуждая на тему того, почему в 1917 году верующие сами громили храмы, С.В. Степашин отметил, что «самая большая беда, которая случилась в нашей Церкви, пошла от Петра Первого, когда он подчинил Церковь государству и заставил ее обслуживать это государство». «Ни в коей степени я не призываю, чтобы Церковь была антагонистом и оппозиционером власти. Но она должна быть над властью, она должна быть выше власти и власть это должна понимать», пояснил он. С.В. Степашин рассказал, что Императорское православное палестинское общество отправило в Сирию 18 гуманитарных грузов, открыло школу в Вифлееме, планируется строительство школы в Иордании. «Мы идем с русским языком, с нашей культурой, с нашими паломниками. Россия всегда была на Ближнем Востоке другом. Мы не приходили туда с мечом, почему, кстати, арабы вне зависимости от того, какой у нас строй, всегда относились к нам хорошо», заметил он. Говоря о гонениях на христиан на Ближнем Востоке, С.В. Степашин отметил, что «нам скоро придется защищать христиан в Европе — и не от ИГИЛ, а от того, что меняется вообще представление о семье, о любви, о браке, о жизни, о вере». В своей программе «Парсуна» ее ведущий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда беседует о жизни, вере и смыслах с известными людьми: представителями Церкви, деятелями культуры и искусства, учеными.

http://ruskline.ru/video/2019/iyun/26/sa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стерпится — слюбится? 21.04.2010 407 Время на чтение 5 минут «Бес прячется в мелочах», — говорят мудрые люди. И именно в мелочах проявляется сегодня повсеместное давление на семью, какого раньше в помине не было, — оккультное, мистическое, правовое, через СМИ… Как создать и сохранить семью в наше бездуховное и безстыдное время, рассуждает настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св. прмц.Евгении в горбольнице 46 о.Валериан ЖИРЯКОВ. «Половинка моя, я по тебе скучаю» Православные люди знают, как тяжело создать семью. Не так много у нас православных юношей и девушек, не так просто найти друг друга, просто негде познакомиться… Слава Богу, сейчас на приходах этому уделяется внимание, создаются молодёжные клубы. Но это капля в море. А проблема-то жизненно важная: мы выбираем себе спутника жизни, вторую половину. Впрочем, даже когда суженые находят друг друга, создание семьи не заканчивается венчанием. Именно после оного начинается самое главное — строительство малой церкви. Как правильно это делать? Когда-то к этому строительству был единый общественный подход. Полистайте дореволюционные приходские книги, которые сохранились при некоторых старых церквах. В них записано: кто, когда родился, на ком женился. Все записи однотипны: родился Иван, православный; родилась Мария, православная… Потом записи, что такой-то и такая-то сочетались браком через венчание. Далее — запись о рождении детей, православных. Быт и взаимоотношения в семье строились по православным законам Домостроя. Крайне редко встречается запись «второбрачный(ая)» или «инославный». Мальчиков и девочек целенаправленно готовили к жизни. В дворянских семьях мальчиков готовили к роли семьянина, воина, государственного мужа. В крестьянских семьях отцы сызмальства приучали сыновей хозяйствовать, быть главой семьи. Девочки на примере матерей усваивали, что жена играет в семье вторую скрипку, а за всё отвечает муж — мужчина, кормилец, хозяин.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Лекция протоиерея Александра Дягилева прошла в Казанском соборе марта 2016 Со вступительным словом к слушателям обратился руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин , который рассказал о ходе лекции и о профессиональном опыте руководителя епархиального православного центра " Супружеские встречи " протоиерея Александра Дягилева. Отец Александр начал свою лекцию с определения трех типов семьи: патриархальной (которая часто трансформируется в матриархальную), детоцентричной и супругоцентричной. Патриархальный тип семьи был свойственен русской, европейской и азиатской культурам на протяжении тысячелетий. Тем не менее, это не означает, что он будет работать в современности. Во главе патриархальной семьи стоит мужчина, который несет всю ответственность за семью и принимает решения. Если с ним что-то случается, то его место занимает следующий по старшинству мужчина в семье. Для данного типа семьи очень важны традиции уклада и быта, четкая иерархия и порядок взаимоотношений. Цель жизни такой семьи состоит в том, чтобы построить большой дом и вырастить много детей. Несколько поколений такой семьи часто проживают вместе, семьи женихов и невест живут в одной культуре, единый уклад жизни приводит к тому, что многое в таких семьях происходит по умолчанию. Невеста, уходя в дом мужа, уже заранее знает, что ее ждет и что ей делать в новом доме. И мужья, и жены, и дети, и старики четко знают свои права и обязанности, хотя они и не проговорены заранее. Муж в такой семье считает себя вправе наказывать жену и детей вплоть до применения мер физического воздействия, жена и дети полностью зависимы от мужа, который чаще всего является единственным добытчиком хлеба насущного для семьи, а жена, связанная многими детьми, не имеет возможности приобретать профессиональные навыки или получать образование. Муж при этом заинтересован в максимальной зависимости жены и детей от себя. В наши дни по патриархальной схеме часто живут семьи богатых мужчин, " новых русских " . Муж может даже сознательно идти на удовлетворение любых капризов жены, лишь бы она так и оставалась милой, глупенькой и зависящей от него красавицей: " Дорогая, вот тебе абонемент в фитнес-клуб, вот тебе поездка на Бали или Канары, вот тебе новая загородная вилла. Путешествуй, развлекайся, занимайся здоровьем... только не вздумай даже думать о том, чтобы начать работать, учиться и стать от меня независимой " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как жить сегодня «Как жить сегодня сегодня. Письма о духовной жизни» — сборник писем игумена Никона (Воробьева), составленного его духовным сыном профессором А. И. Осиповым. Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. Сборник тематически разбит следующим образом: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! БОЛЕЗНИ ВЕРА И НЕВЕРИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ВИДЕНИЕ ГРЕХОВ СВОИХ ВОЛЯ БОЖИЯ ГОРДОСТЬ ГРЕХ ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ… ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ ЗАВЕТ УМИРАЮЩЕГО ЗАПОВЕДИ БОЖИИ КАТОЛИЦИЗМ ЛЮТЕРАНСТВО МИЛОСТЬ БОЖИЯ МИР ДУШИ МОЛИТВА МОЛИТВА МЫТАРЯ МОНАШЕСТВО ОСУЖДЕНИЕ ПАДШИЕ ДУХИ ПАМЯТЬ О БОГЕ ПОКАЯНИЕ ПОМЫСЛЫ ПРЕЛЕСТЬ ПУТЬ К БОГУ ПЬЯНСТВО САМООПРАВДАНИЕ СКОРБИ СЛАВА БОГУ ЗА СМЕРТЬ СМИРЕНИЕ СМЫСЛ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ СНЫ И СНОВИДЕНИЯ СПАСЕНИЕ ДУШИ ВО ХРИСТЕ ТЕРПЕНИЕ УНЫНИЕ ЦЕРКОВЬ Общее письмо духовным чадам города Козельска Комментарии игумена Никона (Воробьева) к книге Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» Игумен Никон (Воробьев) КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ Письма о духовной жизни «Я искренне всегда стремился к Богу» Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Экспертный доклад протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, представленный на рабочей группе «Церковь, государство и общество» В своих взаимоотношениях с органами власти различных государств Русская Православная Церковь прежде всего стремится обеспечить для своих верующих «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2). Поддерживая диалог с органами власти разных ветвей и уровней, Церковь старается обеспечить для православных христиан нестесненное исповедание своей веры, возможность жить и поступать в согласии с нею, устроять церковную жизнь соответственно требованиям Священного Писания, Священного Предания, святых канонов и церковных традиций, развивать многообразные формы православного свидетельства и служения в современном мире. Помимо диалога по различным вопросам, требующим согласования позиций и интересов, Церковь развивает соработничество с государством в целом ряде областей, перечисленных в пункте III.8 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Это, в частности, миротворчество, забота о сохранении морали в обществе, духовое и нравственное воспитание, дела милосердия и благотворительности, охрана и развитие исторического и культурного наследия, попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, пастырская забота о лицах, лишенных свободы, наука, культура, экологическая деятельность. В рамках этих совместных трудов Церковь заботится о благе как православных христиан, так и вообще всех наших ближних, связанных с нами узами гражданства, совместной жизни, принадлежности к всечеловеческой семье. Перечисленные сферы взаимодействия Церкви и государства актуальны и для развития ее взаимоотношений с общественными объединениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/429982/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010