Архив Пн Обращение участников IV пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета 27 февраля 2014 г. 09:39 По итогам заседания IV пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета, которое прошло в Санкт-Петербурге 26 февраля 2014 года, было принято обращение. Мы, представители христианских церквей из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии, собрались в Санкт-Петербурге для участия в IV пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященного теме «Кризис семьи и проблемы сиротства». В наши дни секулярное общество теряет христианское понимание брака как внутреннего единства жизни и духа любящих друг друга мужчины и женщины, осознающих значение святости брака и рождения детей. Уходит понимание особой роли отцовства и материнства, рушатся семейные традиции, выражающиеся в преемственности веры и культуры. Из человеческих взаимоотношений исчезает подлинная любовь. А без любви к Богу, Который Сам есть Любовь (1 Ин. 4:8), и человека к человеку, без чувства ответственности перед Богом и людьми распадаются семьи, и место любви и ответственности занимают равнодушие и эгоизм. Забываются неразделимые понятия жертвенности и чадолюбия, что приводит к появлению страшного порока общества — тысяч сирот при живых родителях, тысяч одиноких и страдающих детей-инвалидов. Мы обращаемся ко всем христианам в мире с призывом неустанно свидетельствовать в проповеди и пастырской работе о богоустановленной ценности брака, ибо Священное Писание заповедало человечеству: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:27-28). Важно постоянно напоминать верующим о взаимной ответственности родителей и детей, основанной на Слове Божием: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Необходимо прививать своим пасомым чувства сострадания и милосердия, основывающиеся на любви, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует… не завидует … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Мы убеждены, что дети — благословение Божие и призываем родителей иметь больше одного ребенка в семье.

http://patriarchia.ru/db/text/3583194.ht...

Брак, как форма отношений между мужчиной и женщиной, является богоустановленным институтом. Это подтверждает Господь Иисус Христос: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5-6 ). Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза, указывая, что только из-за несовершенства человеческих отношений после грехопадения, было дозволено давать разводные письма: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). Таким образом, начальный замысел Божий о мужчине и женщине есть их нерасторжимый моногамный брак, плодом которого является деторождение. Ветхозаветное представление о браке видело его смыслом лишь деторождение. Поэтому рождение детей считалось Божьим благословением семье, а бездетность – наоборот, являлось отсутствием такового. Христианство дало браку особое духовное осмысление, которого не было у древних иудеев – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Это понимание соответствует Божественному замыслу, в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Ап. Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:22-25 ). Таким образом, воля Божия в отношении мужчины и женщины, как сказано в чинопоследовании венчания, есть законное супружество и из него чадорождение. Подобное понимание взаимоотношений между мужчиной и женщиной вряд ли возможно в сожительстве, где каждый партнер считает себя независимой единицей, просто живущей под одной крышей с другим партнером. В «гражданских браках», в большинстве случаев, нет желания строить семью раз и навсегда, рожать детей. 2. Блуд – не просто грех

http://azbyka.ru/semya/12-argumentov-pro...

В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития. Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге — мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С. Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи. В физиологическом плане перед молодыми людьми встает задача освоения пространства своего тела и тела другого человека. Супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого из супругов. Об этой стороне человеческих взаимоотношений много говорят и пишут врачи и психологи, предлагая зачастую диаметрально противоположные точки зрения. Для христианских супругов определяющими являются слова апостола Павла: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1 Кор. 7:3–5 ). О значительности и важности интимных отношений мужа и жены в христианском браке повествуется в книге протоиерея Глеба Каледы «Домашняя Церковь» в главе «Брак честен, ложе нескверно» (24, 180). К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Он развил в своем характере уверенность, жизнь у него в руках. Он знает, чего он может достичь, и работает целенаправленно во имя этой цели. Он считает, что все трудности, в том числе и человеческие проблемы, можно решить логически–организаторским путем. Это фаза жизни, в которую человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего является материалистом» (13, 69). Отношение к себе и собственному окружению в этот период таково: мир существует для того, чтобы взяться за него и изменить либо завоевать, опекать или бояться. Подводя итог характеристике молодости, Б. Ливехуд отмечает: «Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым» (13, 71).

http://azbyka.ru/deti/vozrastnaja-pedago...

Вообще отношения могут продолжаться, если они основаны на двух компонентах из трех. При этом будет та или иная доля дискомфорта, и при дружеской любви дискомфорт может быть минимальным. А вот продолжительная совершенная любовь встречается, мягко говоря, не очень часто. Но главная сложность состоит в том, что ни одна из этих форм любви не является постоянной, люди могут переходить от одного состояния к другому. Поэтому, если паре удается достичь совершенной любви, это не означает, что они могут прекратить усилия по налаживанию благополучных взаимоотношений. По мнению Стерберга, поддерживать совершенную любовь сложнее, чем достичь ее. Безусловно, семья – это не то, что создали раз и навсегда, она не остается неизменной. Любая благополучная семья – это плод ежедневных стараний супругов. Что такое совершенная любовь в семье, христианам хорошо известно издревле. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной является богоустановленным институтом. Первую семейную пару Бог благословил и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:27-28 ). О муже и жене в Библии сказано: «И будут два одна плоть» ( Быт.2:24 ). Это подтверждает Господь Иисус Христос: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5-6 ). Согласно Божественному замыслу, то, что соединено в брачном союзе, не должно разрушаться эгоизмом, раздражительностью, ленью и другими человеческими пороками. Христианство дало браку особое духовное осмысление – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. В залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Ап. Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:22-25 ). Таким образом, воля Божия в отношении мужчины и женщины есть законное супружество, построенное на взаимной любви, и из него чадорождение. Этой короткой формулой можно описать православное учение о браке.

http://azbyka.ru/semya/vmeste-ili-vroz-d...

Для Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: «Ведомы Богу от вечности все дела » ( Деян.15:18 ). Смотрите, что пишет Иаков, брат Господень: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ). Итак, Бог никого не искушал, Бог даже никого не испытывает. Тогда зачем Он посылает нам трудности? С одной целью – усовершенствовать нас. Помните, как в Писании говорится, что «золото, огнем очищенное» ( Откр.3:18 ), представляет собой большую ценность. Бог посылает болезни, социальные трудности, сложные взаимоотношения в семье с одной целью: Он хочет усовершенствовать нас. Поэтому наша задача – из всего делать правильные выводы. Там, где ты мог бы начать раздражаться, злиться, ты должен сделать правильные выводы, понять урок, который тебе дает Бог , и усовершенствоваться. Святитель Василий Великий пишет: «Почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага» 13 . Задумайтесь над этими словами. Святитель Григорий Богослов пишет: «Чем сильнее меня угнетают, тем более приближаюсь к Богу; страдания теснее соединяют меня с Богом; это для меня – преследующее воинство врагов, которое заставляет укрыться в стены» 14 . Церковь с древних времен учит, что если бы не было соблазнов, то никто не смог бы спастись. Итак, делаем первый и очень важный вывод: Бог нам посылает трудности с одной целью – усовершенствовать нас. Сказано: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет.1:6–7 ). Искушение посему, как мера вразумляющая может носить и временный характер: «Авва Иоанн, пресвитер монастыря евнухов, передал нам слышанное им от отшельника аввы Сизиния. Он рассказывал: «Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мной. Я, однако, не смутился, но продолжал совершать правило со спокойствием и страхом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евангелия сохранили многие поучения Спасителя. Среди них особое место занимает Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). В ней излагается тот нравственный закон, по которому Христос призывает жить Своих последователей. Нагорную проповедь можно назвать автопортретом Иисуса, поскольку в ней Он сформулировал те принципы, которые воплощал в Своей собственной жизни, те качества, которыми обладал Сам. Проповедь открывается серией Блаженств, содержащих в себе квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа: 1 . Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 10 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:3–12 ). Нагорная проповедь. Фреска. Фра Анжелико. 1437–1445 гг. Этот текст, прежде всего, ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье. Люди полагают, что счастье зависит от материального благосостояния, от успеха в профессиональной деятельности, от благополучия в семье, от отсутствия проблем, трудностей, испытаний и скорбей. Иисус учит, что подлинное счастье (блаженство) вообще не зависит от внешних факторов: оно является внутренним достоянием человека, приобретаемым благодаря его собственным качествам. Первым в списке этих качеств стоит нищета духовная, под которой принято понимать смирение – особое внутреннее духовное состояние, происходящее от памяти о Боге и чувства Его присутствия. Смирение – отнюдь не синоним пассивности или униженности. Христианин призван к активной жизненной позиции и добрым делам, однако эти добрые дела он не должен ставить себе в заслугу, помня, что всем, чем он обладает в духовном и материальном плане, он обязан Богу. Смирение противоположно гордыне (самоуверенности и превозношению над окружающими), ставящей преграду между человеком и Богом и вносящей диссонанс во взаимоотношения человека с другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если от главы семьи не исходят примеры порочной жизни, то религиозные убеждения не могут быть оправданием даже частичного разрушения взаимоотношений отцов и детей. Заповедь “почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой” свята, как и любая другая. Об этом, обращаясь к фарисеям, говорил и Господь Иисус Христос: “Зачем и вы преступаете Заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца и мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили Заповедь Божию преданием вашим”. Я это понимаю так: даже почитание храма не может быть оправданием неуважения и своеволия в отношении родителей. Но разве всем нам не приходилось слышать в храме или читать в современной духовной литературе такие вот советы: — Да, заповедь говорит “Почитай отца и мать”, но если у нас в Церкви пост, то ты, чадо, поступай по-нашему, а не так, как настаивает твой родной отец. Такое сейчас может быть сказано если не ребенку, то матери-христианке, имеющей детей. Немногие решаются говорить столь прямо. Большинство снисходительно отмахивается: “Ну, ради мира в семье…” И человек отходит от священника нетвердыми шагами: “Прав я или не прав? Какой-то я не такой, как нужно Церкви. Ко мне как бы снизошли. Я слабенький. Ну, побреду украдкой далее…” А ты не украдкой иди. Твоя дорога царская! Ты что, заповедь не знаешь? Вот она: “Чти отца и мать”. Ты ей следуешь ли? Если да, то смело иди вперед. Слушаешься отца — молодец! Об этом же, имея в виду детей, говорил и Апостол Павел: “…они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу”. Знаю, что в Церкви есть можно встретить и тех, кто хотел бы подсмотреть за моей свободой: как я выпускаю из рук церковные уставы, стремясь исполнить Заповедь Божию. Я делаю это не потому, что слаба, не воцерковлена или плохо выучена закону храма. Нет! Вот мой критерий: если, подобно апофатической кошке, я не проскочила между отцом и детьми, значит иду правильной дорогой. И ты, сынок, иди по этому же пути. Твои ножки умыты. Как и мои. Послушай, что говорит тебе папа: будь честным, хорошо учись, почитай семью, дорожи ею. Поступай так, как он тебя учит. Не пускает в церковь? Что ж. Сиди дома. Я побреду туда покамест одна. Я принесу тебе из храма крошечку благовестия: “Вот наша пища духовная. Посмотри, как много всего в горстях моих!” Вот этим-то мы пока и будем жить. И насытимся. И не умрем. Глава 8. Закваска

http://azbyka.ru/fiction/dve-moix-svechi...

Если от главы семьи не исходят примеры порочной жизни, то религиозные убеждения не могут быть оправданием даже частичного разрушения взаимоотношений отцов и детей. Заповедь " почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой " свята, как и любая другая. Об этом, обращаясь к фарисеям, говорил и Господь Иисус Христос: " Зачем и вы преступаете Заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца и мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили Заповедь Божию преданием вашим " . Я это понимаю так: даже почитание храма не может быть оправданием неуважения и своеволия в отношении родителей. Но разве всем нам не приходилось слышать в храме или читать в современной духовной литературе такие вот советы: — Да, заповедь говорит " Почитай отца и мать " , но если у нас в Церкви пост, то ты, чадо, поступай по-нашему, а не так, как настаивает твой родной отец. Такое сейчас может быть сказано если не ребенку, то матери-христианке, имеющей детей. Немногие решаются говорить столь прямо. Большинство снисходительно отмахивается: " Ну, ради мира в семье... " И человек отходит от священника нетвердыми шагами: " Прав я или не прав? Какой-то я не такой, как нужно Церкви. Ко мне как бы снизошли. Я слабенький. Ну, побреду украдкой далее... " А ты не украдкой иди. Твоя дорога царская! Ты что, заповедь не знаешь? Вот она: " Чти отца и мать " . Ты ей следуешь ли? Если да, то смело иди вперед. Слушаешься отца — молодец! Об этом же, имея в виду детей, говорил и Апостол Павел: " ...они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу " . Знаю, что в Церкви есть можно встретить и тех, кто хотел бы подсмотреть за моей свободой: как я выпускаю из рук церковные уставы, стремясь исполнить Заповедь Божию. Я делаю это не потому, что слаба, не воцерковлена или плохо выучена закону храма. Нет! Вот мой критерий: если, подобно апофатической кошке, я не проскочила между отцом и детьми, значит иду правильной дорогой. И ты, сынок, иди по этому же пути. Твои ножки умыты. Как и мои. Послушай, что говорит тебе папа: будь честным, хорошо учись, почитай семью, дорожи ею. Поступай так, как он тебя учит. Не пускает в церковь? Что ж. Сиди дома. Я побреду туда покамест одна. Я принесу тебе из храма крошечку благовестия: " Вот наша пища духовная. Посмотри, как много всего в горстях моих! " Вот этим-то мы пока и будем жить. И насытимся. И не умрем.

http://zavet.ru/book/sokolova11.htm

Как вообще, в действительности человеческих отношений, так и по преимуществу в супружеской жизни, на деле можно видеть лишь искаженные формы идеальных отношений любви. Порою в семье видна лишь пустая шелуха форм, которая еле держится из каких-либо корыстных соображений; порою – чувственная душевно-плотская привязанность, нередко чрезвычайно энергичная, так что лишение ее, в результате супружеской измены или смерти одного из супругов переживается очень драматически; порою – нечто вроде формы неписаного договора, при котором каждая из договаривающихся сторон за некоторую плату получает некоторую выгоду и т.д. Подлинная супружеская любовь, как и всякая подлинная любовь, имеет, прежде всего, небесный характер и содержание. Она укоренена в Боге и небом питается. Она по своим напряжениям стремится быть вечной, но поскольку не воображаемая вечность – это вечность Божественного зова, она сознательно или несознательно принимает пронизанность лучами Божественной любви, и в этом ее главное мистическое и одновременно нравственное содержание. Любящие люди, направляемые внутренним «сердцем» этой любви, раскрывают лучшие личностные особенности друг в друге и друг для друга (а также и для других), а личность проявляется в наиболее светлых, а то и святых своих возможностях. Такие редкие супружеские пары, как и святые личности – бриллианты в нравственной человеческой жизни. При всем равенстве мужского и женского пола «во Христе Иисусе» христианское нравственное сознание отмечает и некоторые необходимые различия во взаимоотношениях мужа и жены. Эти отношения в окончательном виде формулирует апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь , и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить Себе ее славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» ( Еф.5.22–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Наталия.В духовной жизни всё взаимосвязано.Здесь скорее не две разных аскетики,а две стороны одной.Например,чтобы не раздражаться,не гневаться нужно побороть гордость и приобрести смирение.Для этого в отношениях с другими надо не отвечать на обиды(,,смутихся и не глаголах " ),прощать,уступать и т.д.,а также самоосуждать,самоукорять себя,сокрушаться о грехах и о своей никчёмности.Но и воздерживаться от просмотра фильмов где превозносятся гордые люди,не слушать такую музыку(особенно рэп),т.е. воздерживаться от внешних гордых впечатлений.Получается даже три стороны аскетики.И если на одну из них не обращать внимания,то будем одной рукой собирать,а другой расточать. Иоанна_ 5 августа 2020, 06:26 /Но стараться подтягивать его к своему уровню (примером, разъяснением, молитвой за него)//Нет, не надо " стараться подтягивать " ! Это его дело, его СВОБОДНОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ. Разъяснения - только если спросят, молитва - да, конечно, а вот думать, что я своим примером или своими уговорами могу кого-то " подтягивать " - самонадеянность и гордыня. Не сделать бы хуже - уже слава Богу! Надо больше надеяться на Бога, чем на себя - это и будет смирение. А " подвиги " стараться творить незаметно. Алла 5 августа 2020, 00:41 игорь ковалев: " Например,употребление мяса не в пост разрешено.Но для духовного состояния оно вредно " А вот, что говорит нам Слово Божье: " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. " (1Тим.4) Что Бог назвал хорошим, то вредным не может быть по определению! Наталия 4 августа 2020, 21:58 Аскетика, о которой пишет и. Павел, помогает создавать, сохранять и укреплять взаимоотношения в семье, а аскетика, о которой пишет Игорь Ковалев, способствует тому, чтобы сохранять и укреплять личную веру во время различных находящих житейских искушений. Здесь два разных вопроса. Что же касается духовного уровня мужа и жены, кажется правильным такое положение дел, когда более продвинутый супруг считается с возможностями второго, а менее продвинутый желает духовно стремиться за первым.

http://pravoslavie.ru/132982.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010