Ненависть обращается на тех, кто чем-то отличается от нас; но ее порождают не различия сами по себе – ее порождает греховная человеческая природа. Религиозные различия иногда используются как повод для вражды, но они никогда не являются действительной причиной вражды. Мы не устраним вражду, устранив различия. 2 . Относительно исключительности. Христиане настаивают не на своей исключительности, но на исключительности Иисуса Христа. Мы это делаем только потому, что Сам Иисус на ней настаивал: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ). Именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф. 25:31–33 ). Наше вечное спасение или вечная гибель определяются тем, как мы отнесемся к Нему, Иисусу Христу: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин. 6:47 ). Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин. 8:24 ). Иисус Христос ставит нас перед выбором – поверить Ему или не поверить. А верить Ему – значит верить и Его словам о том, что Он – единственный Спаситель. Могут ли нехристианские религии (такие, например, как буддизм или индуизм) привести человека к спасению? Тут надо разобраться, что, собственно, мы называем спасением. Спасение в разных религиозных традициях понимается по-разному, так что христианин, например, в ужасе убежит от того спасения, которое предлагает буддизм. Это первое, что надо отметить, – буддистское или индуистское спасение нельзя назвать спасением в христианском смысле. В христианстве спасение мыслится в рамках личных взаимоотношений с личностным Богом; люди были созданы для этих отношений, созданы быть любимыми детьми в Божьей семье, но утратили эти отношения через грех . Все, от чего люди ищут спасения, все зло мира – от семейных ссор до Освенцима и Хиросимы – имеет одну причину: через свои грехи люди утратили отношения с Богом. Спасение это, прежде всего, восстановление личных отношений, как говорит Библия, «примирение с Богом». Это примирение предполагает два аспекта – Бог обратился к людям с предложением вернуться, сделал то, что было для этого необходимо, люди отозвались и пришли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

« Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего ». ( Быт. 30:15 ). То есть Рахиль ничего не говорит, она уступает Лие: если ты хочешь, чтобы Иаков был с тобой, пусть в эту ночь он ляжет к тебе. А она готова ждать. И вот это ее незлобие, без сомнения, обернется для нее благословением. Ведь она будет не только матерью антихриста, но она станет и матерью Иосифа Прекрасного. « Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь » ( Быт. 30:16 ). Здесь Иаков старается, похоже, не вникать в их взаимоотношения, кто кого как купил, как его перекупили. Не надо удивляться, что такие отношения были в этой семье, потому что тогда еще не было запрета на многоженство, и даже в Книге Второзаконие говорится: «у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая» ( Втор. 21:15 ), и так далее. Мы знаем, что у царя Давида было много жен ( 2Цар. 5:13 ), у Соломона было много жен – и это не всегда было хорошо ( 3Цар. 11:3 ). В Новом Завете многоженство, безусловно, запрещается ( Мк. 10:8; 10:11 ; 1Тим. 3:2, 12 ). « И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына » ( Быт. 30:17 ). Без сомнения, и Рахиль, и Лия были наделены пророческим даром. Потому что те имена, которые они давали детям – а в те времена, чаще именно матери давали имена – давались в пророческом озарении. И каждое такое имя являлось характеристикой не только для отдельно взятого человека, но и для всего колена, которое происходило от него. «И услышал Бог Лию» – здесь опять мы видим имя «Бог». Это имя означает «судья». «Элохим» – то есть можно перевести так: «Он услышал молитвы и рассудил». «И услышал Бог Лию, и она зачала, и родила Иакову пятого сына» ( Быт. 30:17 ). Вот здесь опять мы видим преимущество религии перед магизмом. Если Рахиль хочет завлечь к себе Иакова какими-то внешними эффектами – ну сейчас, наверное, женщина не развешивала бы жасмин по квартире, а купила бы французские духи, надушилась вся и вышла бы к нему навстречу – но привязанность, связанная с какими-то внешними эффектами, не будет долгой!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви». «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные...» «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее».   НИКОМУ, КРОМЕ БОГА Хочу сказать несколько слов о том, что представляется мне очень-очень важным правилом семейной жизни. Нарушение этого правила всегда наносит семье огромный ущерб, а порой и ведет к ее крушению. После совершения венчания я обычно прошу молодых супругов ни в коем случае не делиться проблемами, неизбежно возникающими во взаимоотношениях, ни с кем — ни с какими, даже самыми близкими, людьми. Все трудности, которые возникли между вами, пусть и останутся только между вами. Никто — ни мать, ни отец, ни самый лучший друг — не должен о них знать. Конечно, это так трудно — носить боль в себе и не иметь возможности ни с кем ею поделиться. Если самый близкий человек тебя не слышит и не понимает, так хочется, чтобы хоть кто-то услышал и понял! Неужели, спросят, совсем никому нельзя излить боль? Боль свою можно и нужно излить только одному Богу, и формой этого «излияния» должна стать молитва. Он — Единственный, Кто по-настоящему поймет, поддержит, утешит и поможет. Люди же в таких случаях чаще всего только вредят, даже если исходят из самых лучших и искренних побуждений. Сколько семей распалось по вине неумных тещь, свекровей, подружек и друзей. А лучше сказать — по вине неумных супругов, которые позволили посторонним вмешаться в их жизнь. Спросят, что же, по-вашему, мать становится для человека «посторонним»? А как же Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12)? Действительно, так сказано в Библии. Но там же есть и такие слова: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24), и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

поиск:   разделы   рассылка Ирина Покоева Казнить или нет? Источник:  Газета " Пятница " На этой неделе смертную казнь обсуждали, пожалуй, в каждой семье. Очередная волна интереса к данной теме всколыхнулась близостью окончания моратория – 1 января 2010 года Россия должна будет принять решение, быть или не быть высшей мере в нашей стране. Большинство россиян, как показывают опросы, за введение этой меры. " Не убивай " На эту тему мы поговорили с заведующим Миссионерским отделом Иркутской епархии протоиереем Вячеславом Пушкаревым. – Отец Вячеслав, всю неделю по всем каналам, во всех печатных СМИ обсуждается тема смертной казни. Очень многие выступают за ее возрождение. А у вас какое мнение на этот счет? – Я против смертной казни. Моя отрицательная позиция зиждется на прямом трактовании заповеди, раскрытой в Евангелии от Матфея: " Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду " . Этот евангельский запрет распространяется именно на все формы убийства, которые не связаны с самообороной и обороной ближних. В случае с обороной вопрос раскрывается по-иному, но речь не об этом сейчас. Кроме того, Евангельское предание считает человеческую жизнь бесценной. – В святых писаниях говорится " не убивай " , но в то же время " око за око, зуб за зуб " ... Иисуса ведь тоже казнили... – В Ветхом Завете Моисей положил между людьми непреложный закон, который отчетливо прописан во Второзаконии – " Не убивай " . Но, увы, ветхие люди придумали массу исключений и стали практиковать смертную казнь очень широко, как нечто нормальное. Мы же – христиане, выведены Спасителем из Ветхого Завета и уже две тысячи лет живем в Новом Завете, где отменены все (!) крайние формы взаимоотношений между людьми. Так, в повествовании от Матфея не разрешаются даже простой гнев и оскорбления: " А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: " рака " (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: " безумный " , подлежит геенне огненной " . То, что Ветхозаветный Синедрион приказал казнить Спасителя позорной казнью на кресте, давно заклеймено человечеством как очевидное беззаконие. Даже с точки зрения Ветхозаветных юридических норм эта казнь является вопиющим преступлением – использованием руководящего ресурса в религиозно-политических целях и не может служить для объяснения рассматриваемого нами вопроса, но зато отлично показывает нам через века, как может пострадать невиновный, когда смертная казнь применяется направо и налево.

http://religare.ru/2_70687.html

Причем, в любом случае, вне зависимости от того, будем ли мы историю воспринимать в узком смысле или как историю всего человечества, она в сущности является общей деятельностью Бога и человека во времени. Для христианина история никогда не является процессом только по сю сторону, ибо ее подлинный источник, откуда она берет свое начало, не здесь. Пролог истории в небесах. Драма Иова в Ветхом Завете совершенно определенно указывает на это. Иов был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов,1, 1). Он добросовестно заботился о своей семье, «вставая рано утром, возносил всесожжения по числу их всех» (1, 5). И все же однажды пришел сатана, этот вековечный «клеветник братий наших» (Откр., 12, 10), встал перед ликом Яхве и обвинил Иова в рабском угодничестве: «разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов, 1, 9 -11). Результат этого обвинения всем известен. Господь Бог позволил сатане уничтожить сначала его имущество, его сыновей и дочерей, а затем сатана коснулся «кости и плоти его» (2, 5). Итак, пролог в небесах выявляется как сущностная составная часть судьбы человека на земле. Он свидетельствует о том, что здесь мы никогда не бываем сами по себе; что наша экзистенция в своем существе открыта и потому доступна. Она есть совместная деятельность человека и Бога, человека и сатаны. Человеческая экзистенция всегда находится во взаимоотношении с кем-то. Человек, обращенный ко всему, -- наблюдатель; более того — он делатель и исполнитель вместе (с кем-то). Прежде всего — не в смысле времени, но логики (natura prius) — человек взаимодействует с окружающим его миром природы. Он это делает не стремясь к власти, не по своей «Wille zur Macht», («воля к власти» - Ницше), но следуя ясному предназначению Творца: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.,1, 28).

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Рождественское песнопение «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» – это не просто молитва , это программа жизни каждого человека. Недостаточно только веровать в Бога, Его надо славить. Его безбоязненно надо исповедовать перед людьми. Кто Ты, Господи? И услышать ответ: Я есмь Сущий ( Исх. 3:14 ). Это должен помнить каждый из нас. Он есть Сущий, Бог всех и Создатель, Он превыше всего, Он – Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 22:13 ). Рождественское песнопение еще раз напоминает нам о том, что мир на земле и благоволение между людьми возможны только в том случае, если мы будем славить нашего Создателя. Как вожделенно для современного человека слово «мир»! В Библии мы читаем, что Господь творит мир на высотах Своих! ( Иов 25:2 ). Да, только Бог – творец мира и миродержец. Он устроитель гармонии как вокруг нас, так и в нас самих. Как много мы говорим о мире – и как не хватает его нам! Нарушен мир с Богом – и потому нет мира внутри нас, нет мира в семье, нет мира в окружающем нас мире. А произошло все потому, что человек потерял веру, оскудел храм любви. Грех является причиной отсутствия мира и человечности. Прямое следствие греха – потеря нравственного порядка в человеческом бытии. Когда мы говорим о мире, то подразумеваем прежде всего наш внутренний мир, духовное умиротворение, устранение того нравственного разлада, когда плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся ( Гал.5:17 ). Апостол Павел говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал.5:25 ). А плоды духа известны: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). «В человеках благоволение»... Как оно трудно достижимо! Пока существует человечество, перед каждым из нас будет стоять вопрос: А кто мой ближний? ( Лк.10:29 ). Кто мой друг и кто мой враг, и какими должны быть наши взаимоотношения? Мой ближний – это тот, кто нуждается в моей помощи, материальной или духовной. Мой ближний и тот, кто оказывает мне помощь. Вокруг нас так много людей – и так мало друзей! Счастлив человек, который имеет истинного друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семья, через которую человек входит в жизнь, — это первая школа любви Подобно и блаженный Августин пишет: «Человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей» . То есть семья, через которую человек входит в жизнь, — это первая школа любви. Человек, живя на земле, проходит три основных школы любви, и первая — это его дом, семья. Если в семье человек научится доброму отношению к людям, то, возмужав и выйдя за семейный порог, он сможет это доброе отношение к людям передать и далее. Вторая школа любви — это народ, к которому принадлежит человек. Тот, кто любит свой собственный народ, всегда может с пониманием отнестись и к любой другой национальности и народности. Но тот, который не почтил свой народ, подобен тому, кто, разрушив свой собственный дом, стремится созидать другой. Вряд ли у него что-то получится… Третья школа любви — это Церковь, где нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Но Церковь существует не для того, чтобы в космополитическом угаре уничтожать межнациональные особенности, или в угаре феминизма стирать законную грань между мужчиной и женщиной, или, увлекшись межклассовым антагонизмом, в марксистском угаре решать проблемы «раба» и «свободного». Назначение Церкви — в свете Евангелия освятить межнациональные, семейные и межклассовые взаимоотношения, так как мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5). Слова: «а порознь один для другого члены» означают, что, несмотря на единство Тела Церкви, «один для другого» — отец и сын, муж и жена, начальник и подчиненный, духовный отец и духовный сын. И об этом нельзя забывать! Сказано: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор. 7, 24); и еще: Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7); и еще: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

http://pravoslavie.ru/99763.html

Хочется привести ещё один образ, помогающий раскрыть христианский взгляд на взаимоотношения супругов. У человека есть ум и есть сердце. И как под умом подразумевается не мозг, а способность мыслить, решать, так и под сердцем разумеется не орган, который качает кровь, но способность чувствовать, переживать, оживотворять всё тело. Данный образ хорошо говорит об особенностях мужской и женской природах. Мужчина действительно больше живёт головой. «Рацио» является у него, как правило, первичным в жизни. Напротив, женщина руководствуется больше сердцем, чувством. Но как ум и сердце гармонично и неразрывно связаны между собой и оба необходимы человеку для жизни, так и в семье для её полноценного и здорового существования совершенно необходимо, чтобы муж и жена не противостояли, а взаимно дополняли друг друга, являясь, по существу, умом и сердцем единого тела. Оба «органа» равно необходимы для всего «организма» семьи и должны соотноситься между собой по принципу не подчинения, а взаимодополнения. В противном случае никакой нормальной семьи не будет. Как этот образ можно применить к реальной жизни семьи? Вот, например, супруги спорят, покупать или нет какие-то вещи. Она: «Я хочу, чтобы они были!» Он: «Мы не можем сейчас позволить себе этого. Обойдёмся без них!» И начинается накал страстей. Что дальше? Разделение между умом и сердцем? Может, взять да разодрать живое тело на две части и бросить их по разным сторонам? Христос говорит, что мужчина и женщина в браке уже не двое, но одна плоть ( Мф. 19, 6 ). Апостол Павел очень наглядно объясняет, что означает это единство и целостность плоти: Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12, 15.16.21.26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Это беда, если муж не созидает себя по образу Божию, а жена себя – по образу предстоятеля малой Церкви – мужа. «Потому что [муж] есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11, 7). Не про нас ли эти страшные слова? Что такое созидать себя по образу Божию? Вернемся к словам апостола Павла: «Тайна сия велика»… В чем здесь тайна? Цель для тебя – дом построить, ребенка родить, дерево посадить? – ну что ж, я не буду тебя огорчать, пожалуйста, живи так, как ты считаешь нужным. Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна Если человек не знает и не желает узнать Христа, для него всё написанное в Евангелии точно тайна. Про таких в ветхозаветной традиции, внутри которой еще говорил апостол Павел, бытовало жесткое определение: «Пусть погибнет множество напрасно рожденных» (ср. 3 Ездр. 9, 22). У этого же пророка есть еще более ужасающие слова: «Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния... те познают Меня по смерти в мучении» (ср. 3 Ездр. 9, 10; 12). Эти муки – отвержение от Бога. Когда Бог прикасается к сердцу Так что же это за тайна такая? Тайна эта не раскроется внутри семьи, пока между мужем и женой не будет отношений таких, какие имеет Христос с Церковью. Точно так же, как это будет оставаться для тебя тайной, покуда не будут явлены твои личные отношения с Господом. Что это за личные отношения? Отец Павел Флоренский напоминает нам о нашей ответственности перед Создателем: когда происходит Его прикосновение к нашему сердцу, которое есть духовный лик человека, тогда наступает ноуменальный страх. С Богом-то я общаться не умею, если я не научился главному – любить. Власть имеющий Архиепископ Алексий (Фролов) А как научиться любить? О, если бы у нас была культура иерархических взаимоотношений. Она у нас отсутствует. Если бы ты, мужчина, был господином и хозяином, абсолютным домостроителем, как бы ты по-другому всё в своей жизни чувствовал и понимал. А у нас этого нет. Народ развращали в течение нескольких столетий. Первый удар мы и получили по семье – по иерархическим отношениям.

http://pravoslavie.ru/129700.html

Отсюда можно черпать надежду. Если зависимость – семейная болезнь и зависимый человек не лечится по какой-то причине, то можно лечить семью. Зависимый человек как часть семейной системы обязательно испытает благотворность перемен в семье, если это здоровые перемены. Итак, какие же основные признаки системы? Структура. Система состоит из частей. В семье такими частями являются члены семьи. В ядерной, нуклеарной, семье – это родители и дети. В расширенной семье – это индивиды ряда поколений, связанные между собой кровным родством или брачными узами. В ядерной семье, если все структурные части имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем называется неполной по структуре. Каждый член семьи – это часть системы. Главный компонент. В семье главным компонентом является супружеская пара, мать и отец, их взаимоотношения. В свою очередь качество их отношений зависит от степени зрелости и целостности их личностей. Если мама хорошо относится к себе самой и если папа хорошо относится к самому себе, то будет больше шансов ожидать, что и относиться друг к другу они будут хорошо. Дети греются под солнышком родительской взаимной любви. Дети чувствуют себя лучше, когда мама и папа целуются и смеются, чем тогда, когда мама привязана только к ребенку и отвергает папу. Взаимоотношения родителей доминируют над всей системой. Целостность. Принцип целостности любой системы означает, что целое больше, чем сумма частей. Если мы соберем случайные элементы, допустим, несколько человек вместе, то они не образуют систему. Это случайная группа, но не семья. Чтобы получилась семья, эти элементы (части) должны начать взаимодействовать между собой определенным образом. Без взаимодействия нет системы. Именно взаимодействием Берталанфи обозначил целостность. Роли. Взаимодействие членов семьи происходит в соответствии с распределенными, точнее избранными, ролями. Это роли матери, отца, супруги(а), детей, учителей, учеников и другие. В дисфункциональных системах это могут быть роли: обидчик, жертва, бунтовщик, козел отпущения семьи (матери), (отца), герои, маленький родитель (родитель родителя), семейный консультант, победитель, гений, неуспевающий ученик, обреченный больной, зависимый от химических веществ, суррогатный супруг, заботливый человек, маленькая принцесса, потерянный ребенок, «воплощение совершенства», святая, клоун, солнышко, миротворец, носитель проблем и другие.

http://azbyka.ru/zdorovie/zavisimost-sem...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010