В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды или вина. Впервые об этом говорят рукописи XII века. В практике Синайского монастыря в лампаду вливали воду святого Богоявления и вино. Венецианские Требники указывают на употребление вина вместо воды, оттеняя практику Константинопольской Церкви. Славянские рукописные Требники отдают предпочтение употреблению вина и елея. В рукописи Софийской библиотеки (XV в.) указано: «Поставляем бывает посреде столец, покрыт чист, на нем же блюдо с пшеницею, в нем же кандило с вином, аще несть вина, то вода». 271 В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение в христианской церкви, почему и вошла в чин Елеосвящения. Седмеричное число помазании святым елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, в частности, пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих. Над больными Таинство Елеосвящения может быть совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного. Эта «треба», понимаемая как «священное действие», «молитвенная жертва Богу», незамедлительно совершается священником, особенно в случае смертельной опасности для больного. Схема чинопоследования Елеосвящения «Последование Святаго елеа» условно делится на три части. I. Молебное пение «Благословен Бог наш…» Обычное начало: Трисвятое по «Отче наш…» Псалом 142 Малая ектения Аллилуиа, покаянные тропари Псалом 50 Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину…» Стихиры Трисвятое по «Отче наш…» Тропарь: «Скорый в заступлении…» II. Освящение елея: Мирная ектения Молитва на освящение елея Тропари Господу, Богоматери, святым III. Помазание болящего елеем: Прокимен, Апостол, Евангелие Сугубая ектения Молитва одного из семи священников 7раз

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Иный же хлеб, кроме самыя пшеницы, квасный, из всякаго жита семен, вещию Тела Христова быти не может: дерзнувый же иерей над каковым хлебом из иных семен служити, или и из пшеничныя муки и естественныя воды и квасный, но млеком или маслом или яицы помазанный, зацвелый же, сплеснелый, или изгорчал, или черств, или растлен, зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видел не совершится» (Учит. извест.). Таинство Евхаристии должно совершаться непременно на красном виноградном вине, чистом, не имеющем каких–либо примесей, не прокисшем. Категорически запрещено совершение Таинства на каком–либо другом напитке, хотя и выделанном из винограда. «Аще кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторый вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего–либо другаго напиток, или птицы, или некоторый животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священнаго чина. Да не будет же позволено приносити к алтарю что–либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святаго приношения» (Св. Апост., пр. 3). «Во святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго» (Карф. соб., пр. 46). «Следует наблюдать, чтобы красное вино было не подмешанное 255 или кислое» (Ук. Св. Син. 1797 г. 22 дек.). «Вещь тайне сей приличная – вино виноградное; из иных древ и ягодных соков вино, или во уксус претворшееся кислостию, никакоже да имут быти» (Учит. извест.). «Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешенное с каковым–либо иным питием, кроме еже из гроздия: в проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении Таин теплыя воды, якоже чин имать. Вином же не суть и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инки сим подобнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Запрещение употреблять евхаристический хлеб, помазанный молоком, маслом и яйцами, вытекает из 3-его апостольского и 57-ого правила VI вселенского собора, возбраняющих под страхом отлучения приносить в алтарь молоко и мед 206 , а требование избегать хлеба зацвелого, сплесневелого: «согласно с наставлениям Василия Великого : «блюди, да не сплесневеют или одымеют божественные тайны». 207 «Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного сиесть, из гроздов винные лозы источенное, несмещенное с каковым-либо иным питием, кроме еже из гроздия: в проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении тайн теплые воды, якоже чин имать». Обычай употреблять для евхаристии виноградное вино и соединять его с водой ведет свое начало от И. Христа, Который евхаристическую чашу вина (Мф. 26:29) растворил, по древнему преданию, водой, и узаконен 46-ым правилом Карфагенского собора и 32-ым каноном Трульского. «В святилище, говорит первое, да не приносится ничто, кроме тела и крови Господней, т. е. кроме хлеба и вина, водой растворенного». 208 Отцы Трульского собора, обличая армян, несмешиващих на евхаристии вино с водой, в подтверждение православной практики ссылаются на литургию ап. Иакова и Василия Великого «Иаков, по плоти брат Христа Бога нашего, говорят они, и Василий, архиепископ Кесарийский, письменно передавшее нам таинственное священнодействие, передали в божественной литургии составлять священную чашу из воды и вина». 209 Древнейшее свидетельство о вливании теплоты принадлежит Никифору Исповеднику. «Не подобает, замечает он, кроме укропа службу принести пресвитеру, разве аще по велицей напасти, и аще никако же обретается укроп». 210 О том же самом упоминает Вальсамон в толковании на 32-ое правило Трульского собора, разъясняя, что теплота вливается в потир для твердого удостоверения в том, что истекшия из ребра И. Христа кровь и вода были оживотворены, а не мертвы. 211 В текстах литургии рубрика о влиянии теплоты отсутствует в XI – XII вв. и появляется в XIII ст. Так, она неизвестна литургии Василия Великого по рукописи Синайской библиотеки XI – XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

" Мы все принимаем крещение, и это начало пути в Царство Божие. Оно начинается в Церкви. Мы должны стать прихожанами и членами Церкви, посещать храм Божий всегда в праздничные дни, жить достойной жизнью, и тогда благодать Божия будет постепенно вводить нас в Царствие Божие, оно будет в нас входить. Сегодня мы все почувствуем благодать, которая бывает только на праздник Крещения, когда Божественные энергии соединяются с водным веществом, и мы получаем живую воду. Она хранится долгое время, мы ею освещаемся, окропляем дома и вещи. Приносим ее домой и относимся к ней как к великой святыне, которую дарует Господь. Желаю вам радостно встретить праздник Богоявления и, впитав в себя благодать, приступить к добрым делам, а в течение года стяжать еще большую благодать Божию через подвиги, молитвы и дела милосердия " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Богослужение  транслировалось  в прямом эфире на канале собора в YouTube. До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням " от звезды и до воды " , означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово " навечерие " означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день готовить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Торжественный чин проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В составе этого обряда желающий может, пожалуй, найти все признаки таинства. Водоосвящение поставляется здесь в прямую связь с освящением Иорданской воды Самим Господом при Его крещении 483 , а в тайной молитве священника есть даже упоминание о „божественном обещании“ 484 , соединённом с водой. Видимая сторона состоит из вещества благословляемой воды и молитвенного призывания на неё благодати Святого Духа, особенно сильно выраженного в словах священника: „Сам убо человеколюбче царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию“, „Сам и ныне Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым“ 485 . Наконец, многократно упоминается в чинопоследовании о спасительных благодатных действиях освящаемой воды для всех употребляющих её 486 . Однако, при всей такой видимости, мы великое водоосвящение не считаем таинством, ибо православная церковь ясно говорит нам: „веруем, что в церкви есть евангельские таинства, числом седмь. Ни менее, ни более сего числа таинств в церкви не имеем“ 487 . „Они суть следующие: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, честный брак и елеосвящение“ 488 . Какие бы признаки таинства ни заключал в себе чин великого водоосвящения, но как скоро церковь говорит, что таинств седмь и ясно перечисляет их, а этого чина таинством не называет, мы имеем несомненную уверенность, что это не таинство, а лишь простой обряд. Кто же уверит нас в том, что и англиканский чин посвящения не есть только обряд, хотя и имеющий видимость таинства? Одни признаки внутренние, заключающиеся в самом составе чина посвящения, мы в настоящем случае не считаем возможным признать достаточными. Вопрос настолько важен, что его решение, по нашему мнению, нельзя исключительно основывать на результатах научного анализа чина посвящения. Необходимо такое ручательство, которое имело бы совершенно непререкаемый характер. По верованию православной церкви, „таинства суть орудия, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным“ 489 . В этом непременном действии Божественной благодати заключается великое преимущество таинств и их существенное отличие от обрядов, в которых, хотя бы молитвенно и призывалась благодать Божия, нет однако несомненного удостоверения в том, что она действительно сообщается 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Если крещение есть возрождение, то все ветхое мимоходит, а это ветхое есть не иное что, как грехи. Если крещаемый совлекается ветхого человека, то совлекается и греха. Если он облекается во Христа, то на самом деле становится безгрешным посредством крещения» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 16). Видимая сторона в таинстве крещения Внешнюю видимую сторону в таинстве крещения составляют: а) вещество таинства, б) действие при самом совершении таинства и в) слова, произносимые во время сего действия. а) Вещество для таинства крещения есть не какая-либо искусственная, но чистая, естественная, предварительно освященная вода ( Деян.8:36 ). Вода силой и действием Святаго Духа освящает и омывает душу и тело. В воде крестился Сам Иисус Христос, ее же употребляла и употребляет Святая Церковь от времен Апостольских доселе, отвергая другие способы крещения, у еретиков бывшие. Хотя в Священном Писании говорится о крещении огнем ( Мф.3:11 ) и кровью ( Мф.20:22–23 ; Мк.10:38 ); но крещение огнем есть не что иное, как пламенное желание принять таинство крещения, а крещение кровью есть мученичество за Христа. Ни то, ни другое не составляет таинства: оба называются крещением потому, что ради их, по особенной чрезвычайной благодати Божией, приемлют прощение во грехах и удостаиваются царства небесного те, которые никак не могли принять таинства крещения, как, например, мученики во времена гонений на Церковь за Христа. б) Крещение должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Сам Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи чрез погружение ( Мф.3:16 ; сл. Мк.1:5 ; Ин.3:23 ). Так крестили и Св. Апостолы ( Деян.8:37–38 ). В слове Божием крещение именуется банею водною ( Еф.5:26 ; Тит.3:5 ), спогребением Христу в смерть для новой жизни ( Рим.6:4 ; Кол.2:12 ). В древней Церкви крещение совершалось чрез погружение, как свидетельствуют многие отцы и учители Церкви. «Трижды вы, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – погружались в воду и снова возникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное погребение Христово» (Тайноводственные поучения. 2:4). Погружение крещаемого в воду должно быть не более и не менее трех раз. «Аще кто Епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет низвержен» (Апостольские правила. 49, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

один и Церковь ... одна» 714 .  А потому, заключает Киприан в другом послании: «людей, крещенных на стороне вне Церкви и оскверненных у еретиков и раскольников, нечестивою водою, когда они приходят к нам и к Церкви, которая одна, надлежит крестить, потому что одного возложения на них рук для принятия Духа св. было бы мало, если бы вместе с тем они не получили и крещения церковного. Только тогда они могут вполне освятиться и соделаться чадами Божиими, когда возродятся обоими таинствами (sacramento utroque)» 715 . В приведенных словах в высшей степени ясно говорится о необходимости «освящения» вещества как для крещения, так и для показания и о невозможности совершения освящения того и другого вещества еретиками и раскольниками, по отсутствию в них Духа св., необходимого для освящения воды, и по невозможности совершения ими евхаристии, необходимой для освящения елея. Св. отец выводит отсюда то следствие, что крещенных еретиками и раскольниками нужно возрождать обоими священнодействиями. Последняя мысль раскрывается и в послании Юбайяну 716 в котором св. Киприан доказывает, что несправедливо то мнение, будто обращающихся даже от такой ереси, как ересь Маркиона, не нужно крестить. Здесь он выходит из понятия веры и благодати. Единство благодати зависит, как от необходимого условия, от единства веры: «если и у еретиков вера одна, то и благодать может быть одна». Но у Маркиона и у прочих еретиков совсем другая вера, чем в истинной Церкви, а потому крещающийся у них не может, по своей ложной вере, получить: «отпущение грехов и благодать божественного прощения». Веруя в ложное, он и получает нечто лживое 717 . Крещение Маркиона не дает ничего, хотя и представляется дающим все; мало того оно устраняет принятие благодати в новом, истинном крещении и делает излишним и руковозложение. Крещение Маркиона есть вода «обманчивая и вероломная», та вода, «которая обманывает образом крещения и подделанным подобием веры, делает излишнею благодать (gratiam). Поскольку, если кто-либо по неправой вере мог креститься вне Церкви и получить отпущение грехов, то, по той же вере, мог получить и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   а) чела означает «освящение ума или мыслей»;    б) персей (груди) — «освящение сердца и желаний»;    в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»;    г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина».    «Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава».    Таинство миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви.    В римо-католической традиции около XIII в. произошло отделение миропомазания от крещения. С этого времени миропомазание (конфирмация) совершается у католиков над людьми, достигшими так называемого «возраста распознавания» (обычно между 7 и 12 годами), и при этом обязательно епископом. К тому же у католиков миром помазуется только чело. Следует отметить, что в католической традиции непосредственно после крещения совершается и некое предварительное помазание миром новокрещеных младенцев. Однако это действие не рассматривается как совершение таинства, но только как залог будущего миропомазания. Глава 3. Таинство Евхаристии 3.1. Евхаристия как таинство    Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере (см.: Мф.26:26-28; Лк.22:19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на произнесенные в капернаумской синагоге слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном (см.: Ин.6:51, 53-56).    Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Веществом таинства являются хлеб и вино. С древнейших времен в вино добавляется также некоторое количество воды.    Чинопоследование таинства Евхаристии — вся литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, т. е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары. Эпиклезу нельзя вырывать из всего чинопоследования, и она, с точки зрения православного учения о таинствах, не есть «установительные слова» (тайносовершительная формула) в их латинском понимании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4) Св. Иоанн. Имя его еврейское, и значит – благодатнаго, или Богу приятнаго, был иудеянин, из Галилеи; прежде был рыбарь; имел весьма горячее сердце, но благодатию Духа прекротким сделался. Христос, его и брата его Иакова назвал воанергесом, т. е. с сирского языка: дети грома ( Мк. 3:17 ). Он своими глазами, с Петром и братом своим Иаковом, видел преобразившегося Иисуса Христа. Христос самою нежною любовию любил его; почему и на персях Христовых возлежал он. Христос ему со креста поручил Матерь Свою: се Мати твоя, рек Он ( Ин. 19:27 ). Евангелие свое написал он в 101-е лето по вознесении Господа. Вопр. Что есть Евхаристия ? Отв. Евхаристия, ответствует свят. Тихон, есть тайна, в которой преподается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, и в которой истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос. Вопр. Какая материя или вещество требуется для Евхаристии? Отв. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное. Вопр. Какими словами окончательно совершается самое таинство? Отв. Сими: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым; и тогда существо хлеба претворяется в существо тела Христова, а существо вина – в существо крови Христовой, действием Святого Духа. Вопр. Что надлежит хранить в тайне сей? Отв. Четыре сии: 1) да будет иерей законно хиротописанный (т. е. посвященный): ибо никто не может совершать тайну сию, кроме архиерея и иерея. 2) Да будет подобающая тайне сей вещь (вещество), т. е. хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иною мукою; также и вино да будет естественное, не притворное (не поддельное) и не смешанное с чем, ниже во оцет (окись) претворившееся, ниже оплесненное, – но чистое в себе самом. В него на проскомидии да вливается мало воды, как научает в служебниках чин. 3) Да будет престол освящен самим архиереем, там, где имеет приноситися бескровная жертва; или вместо престола, да будет, по крайней мере, антиминс, освященный от архиерея. Никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея. 4) Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина пременитися в существо тела и крови Христовой действием Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

 Также в рассуждениях об изменениях водного естества святитель отмечает, что одно вещество ( πστασις) дерева действием одного Художника частично «обращается в кору, а частью в различные плоды» (в разных деревьях, обладающих сродным естеством, — разные плоды) . Святой также обращает внимание на то, как силой, вложенной Господом в человеческое естество, в утробе матери «из слабых, безобразных и одновидных веществ» ( μονοειδ ν πραγμτων ) образуется живой человек со сложным и гармоничным составом разных органов. Наконец, свт. Кирилл рассуждает об изменении пищи, принятой телом человека частично в кровь, частично в самое тело для поддержания его биологической жизни . Одновременно с рассуждениями о природных метаморфозах святитель постоянно ссылается на библейские чудеса, подчеркивая, что Бог есть «Творец естества», и противопоставляя закону природы неподчиняющуюся закону силу Божию . Чудеса «естественные» и «сверхъестественные» используются святителем чаще всего для подтверждения возможности осуществления церковной веры в чудесное, безмужное рождение Спасителя от Девы Марии, воскресение мертвых, а также для уверения в действительности Таинства Евхаристии, действительности изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Евхаристия, как главное Таинство Церкви, занимает особое внимание святителя Кирилла. Объясняя в своих поучениях народу непостижимое для человеческого ума изменение хлеба и вина, святитель многократно подчеркивает различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души. Так, например, в четвертом тайноводственном поучении свт. Кирилл назидает: «…не по вкусу рассуждай (суди) о вещи (κρ νς τ πργμα ), но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовых» . Изменение сущности веществ, предложенных в Таинстве, передается святителем через глагол μεταβλλω , которым передается как чудесное изменение воды в вино в Кане Галилейской, так и чудо Евхаристии, когда Дух Святой «вино в кровь претворяет» . Святитель по свойственной ему склонности к библеизму и в учении о Евхаристии прибегает в основном к библейским и евангельским глаголам «быть» и «становиться». Оба глагола — как ε ναι , так и γ γνομαι — с видетельствует о реальной, бытийной перемене в предложенных на Святой Трапезе Дарах. Инфинитив от глагола ε μ (быть, существовать) напоминает нам о прологе в Евангелии от Иоанна («В начале было Слово…» ), а также о свидетельстве Спасителя о Самом Себе: «Εγ ε μ » .

http://bogoslov.ru/article/2415754

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010