Дух Святый в творении мира Никео-Цареградский символ веры исповедует »Духа Святаго, Господа, животворящего«. Животворящее действие Духа Святого при творении мира, выражено словами: И Дух Божий носился над водою . О значении этих слов выше уже сказано довольно. Следует еще раз обратить внимание на слова псалмопевца: " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Слово, Логос – в основе миротворения, в данном случае, мира небесного. А Духом Божиим творятся духи, духовные существа. «Духом» Господа творится ангельское воинство небес, как и потом «дыханием» Божиим будет сотворена душа человека ( Быт. 2:7 ). Дыхание исходит через уста. Не будет ли благочестивой мысль, что Уста Божии, которыми Дух Животворящий исходит от Отца, есть Его Предвечное Слово, Божественный Логос? Ведь Дух исходит чрез Сына и Сыном посылается в мир. Таинственное указание на Святую Троицу: Господь, Уста (Слово) и Дух в творении мира. 1.6. Четыре стихии праматерии В начальном повествовании о творении мира усматривается учение древних о четырех стихиях мира. Это учение перешло и в верование Церкви. Так, в молитве при освящении воды святого крещения, священник произносит: «Ты, от четырех стихий тварь сочинивый...» Имеет это учение и глубинное метафизическое и физическое значение. Древние греки (Анаксимандр, Эмпедокл и др.) говорили, что мир состоит из земли, воды, воздуха и огня. Это соответствует, в некоторой степени, современному представлению о четырех агрегатных состояниях вещества: твердом, жидком, газообразном и плазменном. В Библии о земле сказано: В начале сотворил Бог небо и землю. И далее следует описание земли. Земля – опорная стихия мира. О воде сказано, что дух Божий носился над водою. Водная стихия – лоно жизни, утроба, рождающая жизнь. Указание на воздух усматривается в словах и Дух Божий носился над водами. Многие толкователи понимали эти слова не только в отношении, собственно, Духа Божия, но и как движение воздушных масс. Земля была покрыта водой, над которой веял воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

§ 12. Есть правило в «Номоканоне» что при большом Требнике, которое полагает, что «родшая в великую седмицу яст масло и вино пиет по осьмому правилу святаго Тимофея» (Номокан. пр. 65). В подлиннике самое это правило св. Тимофея читается так: «Больному, по причине изнеможения его, может быть разрешено употребление пищи и пития, смотря по тому, что он может понести, даже в великую четыредесятницу, пред наступлением Пасхи. Также разрешается и женам, находящимся в это время в болезнях рождения». По изъяснению канонистов, оба эти правила означают, что «женщине родившей, после родов, разрешается употреблять не только масло и вино, но и все, что она может или пожелает» (Сравн. «Номоканон при большом Требнике», А. Павлова . Одесса, 1872 г. стр. 83; также «Опыт курса церк. законоведения», арх. Иоанна, т. II, стр. 117). Следуя этим правилам, некоторые из священников безусловно разрешают пост родильницам по первому востребованию. Такого рода разрешение показывает явное непонимание церковных правил в разрешающих. По 8-му правилу св. Тимофея разрешается родильницам масло и вино в великую седмицу не в смысле совершенного разрешения от поста, а только в смысле разрешения от сухоядения, полагаемого в эту седмицу по уставу, тем более что под маслом здесь надобно разуметь не скоромное масло, а обыкновенный елей (ελαιον). Потому если священники и могут иногда, в крайних случаях, разрешать родильницам употреблять скоромную пищу в постное время, то должны делать это с строжайшей осмотрительностью, и при том именно только в крайних случаях, предоставляя в других случаях такое или другое употребление пищи собственной совести родильницы, чтобы потом они могли принести раскаяние пред Богом в своем грех , по обычаю. Отделение II. Лица крещаемые, вещество таинства, место и время крещения Какие именно лица должны быть безусловно крещаемы у нас православными священниками? Имеет ли право священник крестить кого-либо насильно? Какую воду надобно употреблять для крещения, и можно ли крестить когда без воды? Можно ли для крещения употреблять Богоявленскую воду? Можно ли в одной и той же освященной воде крестить по несколько человек вместе? Что делать с водой, остающейся после крещения? Какой именно елей надобно употреблять для крещения? И нужно ли елей, освященный однажды, освящать всякий раз для каждого нового крещения? О месте крещения и о крещальнях. Когда всего приличнее совершать крещение?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Если Святые Дары нечаянно пролиты и священнику нечем причащаться, он должен снова налить в потир вина с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: «И абие изыде кровь и вода», и совершить над вином обычное освящение, начав со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя» и прочее, и поступать далее, как сказано выше. Во всех случаях остановки совершения литургии, во избежание паузы, хор исполняет приличные случаю церковные песнопения. Продолжается Божественная литургия с того же места, на котором была остановлена священником для совершения священнодействий над веществом таинства. Если священник, совершающий таинство Евхаристии, забыл, произнес он или нет над хлебом и вином слова Господни или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», или совершительные слова «И сотвори убо... преложив Духом Твоим Святым», и будет в недоумении, освящены Святые Дары или нет, не смущаясь этим, он должен тихо произнести положенное, начиная со слов «В нощь, в нюже предаяшеся» с верою, что Святые Дары освящаются, если не освящены. Если священник перед освящением Даров заболеет и будет не в состоянии окончить службу или скоропостижно умрет, служба остается неоконченной. Если это случится после освященния Даров и в храме найдется другой священник, готовый к причащению Святых Таин, он должен окончить Божественную литургию, начав с того места, на котором она была прервана, и потребить Святые Дары. Если священника нет, то диакон или кто-нибудь из благоговейных мужей должен накрыть Дары покровом, не прикасаясь к ним руками. По прибытии священника совершается новая полная Божественная литургия, с потреблением прежних и вновь освященных даров. Если Дары не были освящены, священник потребляет их по потреблении освященных, и не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино. Если после скоропостижной смерти священника освященные или неосвященные Дары на долгое время останутся непотребленными, закиснут и потребить их будет невозможно, священник должен вылить их в проточную воду или сжечь в храме, а пепел высыпать в непопираемое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этого следует несколько вещей. С одной стороны, это предполагает общее богословие материи, которое, как мне кажется, слишком часто забывают. С другой стороны, это объясняет, почему в первой главе своей книги о духовной жизни епископ Феофан Затворник говорит о роли таинств . Таинства — действия Божии, но это действия Божии, в которых используется материальное вещество этого мира: вода, хлеб, вино, масло и т. д., и которые достигают нас через наше тело. Погружением тела в благословенные, освященные воды совершается Крещение. Принятием освященных Хлеба и Вина физическим образом мы становимся причастниками того,  что они доносят до нас. Чрезвычайно важно думать о нашем теле и сознавать не только, какова его роль, но и нашу ответственность перед нашим телом и  что тело может совершить (или не совершить) в нашей жизни. Поэтому я хочу отметить некоторые моменты относительно того материального мира, в котором мы живем. Бог, как нам сказано, сотворил все сущее из небытия. Если можно говорить о времени, то в какой-то момент ничего не существовало, был Один Бог. И затем Он вызвал одну за другой Свои твари из радикального небытия. Он вызвал их в акте любви. Он все  возлюбил в бытие. И каждая тварь, возникая в бытие из небытия (и здесь ясно, насколько выражение «возникая из небытия» не соответствует тому, что было, потому что нет такого небытия, из которого что-то может возникнуть), оказывалась лицом к лицу с Богом и Его Любовью. Божественная Любовь вызвала тварь к бытию, но не в застывшее бытие, не просто в существование, не на время, а для того, чтобы она, все возрастая и углубляясь, сама участвовала в Божественной жизни. Бог предлагал Самого Себя каждой твари, которую Он вызывал к бытию. Каждая возникающая тварь видела Его как превосходящую все красоту и совершенную любовь, любовь, которая отдает не только то, что имеет, но и самое себя. Этот Бог, оставаясь в Самом Себе непостижимым, таинственным, изливает Себя в Свое творение, делает его причастником — в той мере, в какой оно способно, пока не настал конец времен, — Своей жизни и самой Своей природы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

3) Приготовление елея к освящению. После ектении, в «Последовании» сделано примечание: «ведомо буди, яко в Велицей Церкви (Константинопольской), вместо воды, вино в кандило молитвомаслия влагают». Этим примечанием указывается, что теперь, после ектении, должно окончательно приготовить елей для освящения. До сей минуты кандило стояло праздным , порожним, без елея. Елей и вино стояли на столе отдельно в особых чашах. Теперь, после ектении, перед чтением первой освятительной молитвы, пресвитеры должны из чаши влить в кандило елей, с прибавлением, по обычаю Великой Церкви, вина. Так именно и делалось прежде. По «Иерусалимскому уставу» XIV века, пресвитеры, совершив предварительные длинные служения, перед самым только освящением елея, никак не раньше, вливали его в сосуд для освящения, и была в то время такая особенность, что не один пресвитер вливал все потребное количество его, а каждый из семи – понемногу 610 . В это же время вливался елей в лампаду и по чину блаж. Симеона XV в. 611 . В это же время, по «Иерусалимскому» чину пресвитеры возжигали свои светильники 612 , а по чину блаж. Симеона XV в., в это же время зажигались светильники над елеем 613 . Елей и вино должен вливать в кандило сам пресвитер, а не диакон, или чтец, и эти два вещества должны быть к помазанию смешаны между собою лжицею. 4) Затем, по возгласе: Господу помолимся , опять первый священник произносит первую молитву елея уже над кандилом. Молитва сия обращена к Господу Богу, во св. Троице славимому, с прошением, чтобы Господь освятил елей в кандиле для исцеления помазующихся от него, и в пременение (во удаление от них) всякия страсти, также – скверны плоти и духа, и всякаго, вообще, зла, дабы и чрез сие прославилось пресвятое имя Божие Отца и Сына и Св. Духа. В то же время, по примечанию «Последования», и другие священники тихо читают, вместе с первым, сию молитву. В греческом чине примечания о сем нет. По чину блаж. Симеона XV века, по прочтении молитвы, как первый из священников, так и все прочие совершали над елеем «божественное знамение креста 614 », т. е., благословляли елей, содержащийся в кандиле. В нашем же «Последовании» благословение не положено. Прочтение сей молитвы составляет продолжение акта освящения елея, но еще не заканчивает его. Ибо здесь испрошено на св. елей одно обетование таинства: исцеление от болеэни, но нет моления о другом – оставлении грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Священник Евгений Горячев: Я еще хотел бы затронуть вопрос о злоупотреблениях в связи с темой прощения забытых грехов. Я убежден, что это богословская спекуляция. Получается, что человек участвует в Соборовании для того, чтобы простились забытые грехи. Следующий тезис вообще кощунственный и не имеет ничего общего с Евангелием. Грехи, которые стыдно высказать, оказывается, прощаются. Многие идут на Соборование с тем, чтобы именно в этих грехах получить прощение. На мой взгляд, это ошибка, потому что действительно грехи бывают вольные и невольные, от юности, от зрелости, и так далее. Перечень грехов огромный. В конце концов, вся жизнь человека грех. Дьявол не привязывается к тому, чего у человека нет, а привязывается всегда к естественным потребностям нашим. И здесь первородный грех с его последствиями, грехи как проступки все объединяются в один клубок, который вяжет человека по рукам и ногам. Но если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Священник Александр Степанов: Последний вопрос практический. Что делать с освящённым маслом, которое осталось от Соборования? Чинопоследованием никак не предусмотрено дальнейшее использование этих так сказать вещественных материалов. Священник Даниил Ранне: Есть несколько традиций, которые мне известны. Одна традиция идет из 3–4 века. Отдавать это масло, чтобы люди мазали сами себя, когда они заболевают. И вторая традиция – класть масло в гроб человека. Скорее всего, это западная традиция, потому что она связана с последним помазанием.   Священник Евгений Горячев: Масло после Соборования – это освященная материя, которая качественно отличается от всякой другой. От другого масла, другой воды, другого риса, Материя, с которой Дух Святой соединился через молитву собравшихся, не только духовенства, но и всех, кто участвовал в этом Таинстве.

http://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zach...

17. Итак, послушай, как слово Христово имеет обыкновение прелагать (mutare) всякое творение и изменяет (mutet), когда хочет, естественные законы (instituta naturae). Ты спрашиваешь, каким образом? Слушай. Прежде всего приведем в пример Его рождение. Закон (consuetudo) природы таков, что человек рождается от мужа и жены через брачное соединение. Однако Господь восхотел, избрав такое таинство, чтобы от Духа Святого и Девы был рожден Христос, то есть Посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос (см. 1 Тим 2:5). Итак, ты видишь, что вопреки законам и уставам естества (contra instituta et ordinem ) Человек родился от Девы. 18. Послушай другое. Народ иудейский был стиснут между египтянами и морем. По Божественному повелению Моисей прикоснулся жезлом к воде, и море расступилось, но не по закону естества, а по благодати небесного повеления (Исх 14:21). Послушай еще. Народ жаждал. Он пришел к источнику. Но источник был горьким. Святой Моисей бросил дерево в источник, и источник, бывший прежде горьким, стал сладким, то есть он изменил свое природное свойство, восприняв сладость благодати (Исх 15:23–25). Послушай и четвертый пример. Топор упал в воду и, поскольку он был железным, утонул по своему природному свойству. Елисей бросил топорище в воду, и железо тотчас поднялось на поверхность воды (4 Цар 6:5–6), несомненно, вопреки свойству железа, которое является более тяжелым веществом (materies), чем водный элемент. 19. Неужели из всего сказанного ты не понимаешь, сколь дейст­венно Божественное слово (sermo caelestis)? Если Божественное слово было действенно в земной купели, если оно было действенно в других случаях, то неужели оно не действенно в небесных таинствах? Итак, ты теперь знаешь, что хлеб становится Телом Христовым, а вино в чаше с добавленной водой становится кровью, не иначе как Божественным освящением (consecratione caelesti). 20. Но ты, может быть, скажешь: “Я не вижу крови”. Но это ее подобие (similitudo). Ибо как ты воспринял подобие смерти, так же и подобие честной крови ты пьешь, дабы не было ужаса при виде настоящей крови и цена искупления не стала бы напрасной. Итак, теперь ты знаешь, что то, что ты принимаешь, есть Тело Христово.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

Так, в § 2. 2. 7 упоминается об освящении воды «священными призываниями» (τας ερας πικλσεσι καθαγισας) 2519 и «совершении» (τελεισας от греч. – τελειω, τελω) ее «тремя крестовидными возлияниями всеосвященного мира». Несомненна принадлежность терминов «πικλσις» и «τελειω» одновременно к христианской и языческой традициям таинств и мистерий, соответственно 2520 . Сам Дионисий прямо учит о «действующих в них», т. е. в призываниях Св. Духа, «посылаемых от Бога силах» (νεργουμνας κ Θεο δυνμεις) 2521 . При описании таинства миропомазания автор замечает, что «усовершающее помазание усовершенного миром делает его благоуханным» (εδη ποιε τν τετελεσμνον) 2522 , отождествляя снисхождение мысленного благоухания Святого Духа с благоуханием вещественного мира на теле крещаемого. «Священное усовершение богорождения», под которым здесь нужно, по-видимому, понимать полноту благодати, поданной посредством чувственных составляющих в таинствах крещения и миропомазания, «единит усовершаемое с богоначальным Духом» (νο τ τελεσθντα τ θεαρχικ Πνεματι) 2523 . Безусловно, источником божественных благоуханий признается Сам Богочеловек Иисус (πηγαον ντα τν θεων εωδν) 2524 , а радость и наслаждение, подаваемые Им, направлены, прежде всего, на умы и умные чувства христиан 2525 . Тем не менее, идея соответствия и «симметрии» освящения духовного и телесного явно прослеживается и в других рассуждениях о таинствах, связанных с освящением миром божественного жертвенника, а также самого мира. Так, взаимное соответствие друг другу (ν συμμετρ κατλληλον) 2526 благоухания мира и чувства обоняния, уподобляется соответствию неповрежденного духовного чувства и «богоначального благоухания» (τς θεαρχικς εωδας) 2527 . Само возведение освящения мира не к одной только божественной природе, но именно к «богоначальнейшему Иисусу», который сошел «в свойственное нам… чтобы быть освященным», конечно же, по человечеству 2528 , указывает на соединение в освящении природ умного и чувственного (материального и нематериального).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Это значение поцелуя мира в литургии оправдывалось тем, что участвовать при совершении евхаристии могли одни только верные, тесный кружок лиц, который, выражаясь словами Иустина, поверили и убедились, что все проповедуемое нами истинно, возрождены в жизнь духовную и живут согласно с Христовым учением. Следовательно, в этом участии было отказано тем, которые, хотя и были крещены, но держались ложных учений и жили не по-христиански. За этими символическим действием следовало приношение и приготовление даров, над которыми должна была совершаться евхаристия, то есть хлеба и вина. Иустин не говорит прямо, откуда, из каких источников получались названные вещества; он замечает только, что в определенное время, вслед за целованием мира, к предстоятелю братий приносились хлеб и чаша воды и вина (ρτος κα ποτριον δατος κα κρματος). Но из 67 главы апологии несомненно, что это были добровольные приношения членов общины, часть которых, оказавшаяся излишнею для евхаристии, употреблялась на удовлетворение нужд неимущих братий, пропитание сирот, вспоможение странникам, вообще на дело христианской благотворительности, и находилась в распоряжении епископа. По этому происхождению своему из добровольных приношений дары евхаристии называются у Иустина (προσφορ), каковое название удержалось и доныне в литургической терминологии. Но надобно заметить, что кроме этого первоначального значения, (προσφορ) и (προσφρειν) употреблялись ещё в значении самого приношения даров, их освящения, как у Климента Римского . У Иустина Мученика мы находим также историческое указание на древность церковного обычая соединять вино евхаристии с водою. Христианский апологет не объясняет происхождения и значения этого обычая, но представляет его, как существующий факт, отличая впрочем его от подобного же обряда, имевшего место в языческих мистериях, именно в культе Мифры. О соединении вина с водою упоминает также Климент Александрийский , а самая эта практика была известна и в тогдашнем житейском быту. После того, как принесенные дары были приготовлены для совершения таинства, начиналось их освящение, или самый евхаристический акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Так, в § 2. 2. 7 упоминается об освящении воды «священными призываниями» (τας ερας πικλσεσι καθαγισας) 2526 и «совершении» (τελεισας от греч. τελειω, τελω) ее «тремя крестовидными возлияниями всеосвященного мира». Несомненна принадлежность терминов «πικλσις» и «τελειω» одновременно к христианской и языческой традициям, соответственно, таинств и мистерий 2527 . Сам св. Дионисий прямо учит о «действующих в них», т. е. в призываниях Святого Духа, «посылаемых от Бога силах» (νεργουμνας κ Θεο δυνμεις) 2528 . При описании таинства Миропомазания автор замечает, что «усовершающее помазание усовершенного миром делает его благоуханным» (εδη ποιε τν τετελεσμνον) 2529 , отождествляя снисхождение мысленного благоухания Святого Духа с благоуханием вещественного мира на теле крещаемого. «Священное усовершение богорождения», под которым здесь нужно, по-видимому, понимать полноту благодати, поданной посредством чувственных составляющих в таинствах Крещения и Миропомазания, «единит усовершаемое с богоначальным Духом» (νο τ τελεσθντα τ θεαρχικ Πνεματι) 2530 . Безусловно, источником божественных благоуханий признается Сам Богочеловек Иисус (πηγαον ντα τν θεων εωδν) 2531 , а радость и наслаждение, подаваемые Им, направлены, прежде всего, на умы и умные чувства христиан 2532 . Тем не менее, идея соответствия и «симметрии» освящения духовного и телесного явно прослеживается и в других рассуждениях о таинствах, связанных с освящением миром божественного жертвенника, а также самого мира. Так, взаимное соответствие друг другу (ν συμμετρ κατλληλον) 2533 благоухания мира и чувства обоняния уподобляется соответствию неповрежденного духовного чувства и «богоначального благоухания» (τς θεαρχικς εωδας) 2534 . Само возведение освящения мира не к одной только Божественной природе, но именно к «богоначальнейшему Иисусу», Который сошел «в свойственное нам… чтобы быть освященным» (конечно же, по человечеству 2535 ), указывает на соединение в освящении природы умного и чувственного (материального и нематериального) миров.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010