Прежде всего, христианские авторы говорят о значении воды как религиозного символа. Вода – «одна из тех стихий, которые в неоформленном виде покоились у Бога прежде всякого благоустроения мира» . По словам Писания, В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и неустроена и тьма была над бездной, и Дух Господень носился над водами ( Быт. 1:1–2 ). Эти слова, говорит Тертуллиан, указывают на чистоту воды как стихии, более приятной Богу, чем прочие существовавшие тогда стихии: «Ведь и тьма тогда была еще полной и безобразной, без украшения звезд, и бездна печальной, и земля неухоженной, и небо неприглядным. Одна только влага – вещество всегда совершенное, приятное, простое, само по себе чистое – была достойна носить Бога» . Вода есть стихия жизни: именно она «первой произвела живое, дабы при Крещении не казалось удивительным, что воды могут оживлять» . Благодаря присутствию Святого Духа «природа вод, освященная святым, и сама получила способность освящать» . Эту способность вода вновь приобретает всякий раз, когда над ней совершается призывание Духа Святого: Любая вода благодаря преимуществам своего происхождения получает Таинство освящения, как только призывается Бог. Ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения . В Ветхом Завете вода рассматривается не только как стихия жизни, но и как орудие смерти, свидетельством чего является библейский рассказ о потопе. Этот рассказ с апостольских времен воспринимается как один из прообразов Крещения ( 1 Пет. 3:20–21 ). По словам Григория Богослова, «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» . Другой ветхозаветный прообраз Крещения – переход Моисея через Чермное море: «Израиль крестился в Моисея в облаке и в море ( 1 Кор. 10:2 ), тебе давая прообразы и показывая ту истину, которая открылась в последние времена» . Но повествование о потопе воспринимается так же, как прообраз Пасхи: не случайно оно читается накануне Пасхи в числе пятнадцати ветхозаветных чтений. Двойное значение символизма потопа в христианской традиции в значительной мере объясняется тем, что празднование Пасхи было одновременно днем Крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются обыкновенно принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и проч., а по четырем углам стола поставляются зажженные свечи. В алтаре же, ближе к горнему месту, ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей. В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды, после которого священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются, и миряне не могут быть в алтаре, для избежания тесноты. Чин освящения храма заключает в себе: устройство престола (святой трапезы); омовение и помазание его; облачение престола и жертвенника; освящение стен храма; перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей; заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста. После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Если же будет одна только вода, народ начинает быть без Христа. Когда же то и другое смешивается и, слитое, взаимно связывается друг с другом, тогда совершается духовное и небесное таинство» 32 . Если бы св. Киприан сделал здесь оговорку или дал какое-нибудь указание или же намек, что вода и вино становятся после освящения одною кровью Христовой, никаких сомнений относительно смысла приведенной цитаты, конечно, не возникало бы, но о преложении здесь не сказано ни слова. Вода и вино одинаково рассматриваются как существенно необходимые для таинства равноправные элементы 33 . Только их соединение делает возможным таинство (tunc sacramentum spiritale et celeste perticitur). О значении воды говорится точно так же, как о значении вина, т. е. наличность крови Христовой в чаше сопоставляется со знаменованием воды без всяких оговорок. Приведенное место из св. Киприана можно, конечно, изъяснить в совершенно православном смысле, именно, допуская, что автор здесь строго сосредоточен на одной символике вещества таинства и не касается существа таинства, тем не менее доля недоумения не исчезает у современного исследователя, даже не имеющего в виду отнестись к тексту Киприана с излишним педантизмом. Batiffol замечает, что мысль Киприана здесь движется в области символизма – et son subtil genie s’y complait jusqua’à s’y compromettre (о. с., 5-me éd., р. 243). Другой католический исследователь – Adam, главным образом, отсюда выводит, что в Киприане нельзя видеть представителя метаволизма, и что понимание им таинства было, скорее всего, динамическим (о. с., S. 33). Мы нарочно подробно остановились на рассмотрении данного места о значении соединения воды с вином в евхаристии, потому что это именно место привлекало внимание участников первого евхаристического спора. Пасхазий, использовавший его, справился – нужно сказать – вполне со своей задачей, изъяснивши его в совершенно православном смысле и внеся в мысль Киприана некоторые поправки. Но для Ратрамна оно, как увидим, послужило камнем преткновения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Многочисленные примеры врачевания освященною водою мы имеем в жизни св. (по р. к.) Бригитты девы (6 в.) 194 , св. (по р. к.) еп. Малания (6в.) 195 , в жизни св. еп. Лампе. Парфения (4 в.) 196 . В силу своего врачебного свойства освященная вода вошла в состав и западных последований таинства елеопомазания. Но способ употребления ее там был иной. Именно, священник, входя в дом больного для совершения таинства елеопомазания, кропил благословенною водою и больного и его дом 197 . Наоборот, в восточных чинах елеосвящения благословенная вода примешивалась к самому елею для помазания, как показывает рукопись Синайской библиотеки 1153г. 198 В таком же виде осталось ее употребление и в последующее время. Современное замечание требника о влиянии елея вместо воды в кандило молитвомаслия, впервые встречающееся в чинах елеосвящения 16 века, дает видеть, что в тех местах, где употреблялась вода, то она вливалась в лампаду и вместе с елеем служила для помазания болящего. Остается сделать еще несколько замечаний о пшенице и соли, входивших в состав чина елеосвящения. В современном чине елеосвящения пшеница всыпается в блюдо и уже в нее поставляется лампада с елеем. Употребление пшеницы заключалось в распространенности этого хлебного растения на востоке. И в ветхом и новом завете упоминание о пшенице самое обычное 199 . Как общераспространенное на Востоке хлебное зерно пшеница в последующее время вошла в состав веществ, освящавшихся у восточных христиан в праздники за утреней 200 . Возможно, что первоначально всыпалась в блюдо именно освященная пшеница в качестве подставки для лампады с елеем. Из известных нам греческих рукописных чинов елеосвящения впервые определенное указание на пшеницу встречаем в рукописи Синайской библиотеки 965, 14 в. Из славянских рукописей о пшенице упоминает рукопись Софийской библиотеки 1054 с Иерусалимским уставом чина елеосвящения. Кроме пшеницы, по указанию рукописи Софийской библиотеки 1054 с Иерусалимским уставом чина св. елея, всыпалась в соль. Как единственное это указание Иерусалимского устава позволяет полагать, что здесь мы имеем дело с местной особенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Милосердый Отче, утешь и успокой тех оставшихся, которые чрез потерю дорогого для них ближнего впали в глубокое смущение. Озаботься ими, ибо Ты – Покровитель вдов, Отец сирот, Утешитель находящихся в смятении и Помощник бедных. Но и мы все будем помнить и собственную нашу тленность и просить благодати от Бога, жить так, чтобы в утешении иметь возможность последовать в смерти нашему собрату. Господи, подай душе сего умершего вечный покой. Присутств. И вечный свет да сияет ей. Свящ. Да покоится она, Господи, в мире. Присутств. Аминь. Далее христиано-католический молитвенник имеет два чина погребения: «Погребение детей» и: «Погребение взрослых». Оба эти чина по существу своему не отличаются от такихже чинопоследований старокатоликов германских, они только несколько сокращённее германских. Но сокращения эти несущественны, и потому мы не будем излагать их в полном виде. 5) Чин благословения пасхального огня, вещества для благовонных курений пасхальной свечи, воды для крещения и др. предметов Освящению некоторых предметов, употребляемых христиано-католиками при общественном богослужении и совершении таинств, «книга молитв» отводит весьма незначительное место. Мы находим только (в составе пасхального богослужения – в великую субботу вечером) освящение пасхального огня, благовонных веществ для курения пасхальной свечи и крещальной воды 183 . Освящение огня происходит следующим образом: Свящ. Помощь наша во имя Господа. Общ. Сотворившего небо и землю. Свящ. Помолимся! Ты, о Боже, призвал свет из тьмы. Благодарим Тебя, что и для нас, сидевших во тьме и тени смерти, Ты повелел взойти великому свету в Сыне Твоём, Иисусе Христе. В воспоминание о сём да будет освящён и этот свет, который мы зажгли. Отче света! Подай нам, чтобы, – подобно тому, как этот свет будет сиять в этом нашем храме (Gotteshause – доме Божием), – и свет и благодати Сына Твоего продолжал светить всем, которые собираются в сём храме; и побуждай их ходить не во тьме, но облечься в оружие света, и последовать Тому, Который есть истинный свет, чтобы просвещать каждого человека, – Иисусу Христу, Господу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Прочитавши молитву на вылитие воды, священник не творит над нею крестного знамения, но только опускает в нее свои руки, омывает сосуд в ней и затем выливает. При этом все священники, участвовавшие как в крещении, так и в миропомазании, в этой же воде омывают свои руки и лицо. Воду выливают в какое-нибудь чистое место, которое было бы свободно от всякого попрания. Если нужно крестить другого младенца, то вода эта уже не годится, но употребляют свежую. Без освящения воды не совершают крещения, разве только в случае омертвения какого-нибудь члена в младенце, имеющем креститься. Крещение у несториан совершается над детьми и над взрослыми людьми. Не дозволяют они совершать крещения никому, кроме священника, – ни дьякону, ни мирянину 103 . У несториан все младенцы подлежат крещению, и обыкновенно крестят их в 8-й день рождения 104 . Таков образ совершения таинства крещения у несториан, и таковы канонические постановления касательно этого таинства! Что же касается таинства миропомазания по отношению к его совершению, то на это должно сказать, что несториане, имея общее с православной церковью во времени совершения (именно, тотчас после крещения) и в словах, употребляемых при миропомазании («залог Святаго Духа»), имеют в то же время несколько ложных мнений, на основании которых они допускают в практике отступления от православной греческой церкви: a) Миро у них освящает не епископ, но простой священник, и притом в то самое время, когда нужно кого-нибудь крестить 105 ; тогда как освящать миро должны только епископы 106 . б) Миро у них приготовляется из одного только чистого оливкового масла; правила их не дозволяют употреблять никакого другого вещества для приготовления святого мира, и вот по каким причинам, говорят несториане 107 : «Апостолы заповедали нам, чтобы рог помазания исполнен был оливкового масла. Они заповедали употребление этого масла по следующим четырем причинам: затем 1. «чтобы Ветхий и Новый Завет были согласны между собою в этом, потому что, когда Моисею приказано было приготовить миро для помазания назначенных к тому, тогда же он получил повеление приготовить его именно из оливкового масла, которым священники и цари должны были помазываться. Подобным образом и апостолы будто бы повелели, чтобы в роге помазания находилось оливковое масло, и чтобы им-то цари и помазывались».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Первая заключается в том, что евангельский самарянин возлил на раны избитого разбойниками елей и вино. Блаж. Симеон Фессалоникийский, в изъяснении чина св. Елея, говорит о сем следующее: «иерей читает молитву (освящения елея): Господи Боже наш, милостию и щедротами Твоими исцеляяй язвы наши : потому что (это таинство) напоминает нам исцеление того избитого человека, которого Иисус, родившийся от Девы Марии, исцелил вином и  елеем – кровию Своею и щедротами. Поэтому, некоторые в сосуд, прежде елея, наливают вина  и читается (означенная) молитва» 386 . Вторая причина выражается в словах Симеона: кровию Своею , которая, в целой речи его, соответствует слову: вино , а речение: щедротами – слову: елей. Не случайно, не без цели и даже не по своему только размышлению, Блаж. Симеон внес эти слова: кровию Своею. Они имеются и во второй части второй молитвы на освящение елея, где читается следующее: «сотвори, Господи, (нас пресвитеров) быти служителей Новаго Твоего Завета над елеем сим, егоже усвоил ecu честною кровию Христа Твоего » 387 . Этим дается мысль, что вино прибавлялось к елею, кроме подражания самарянину, возлившему елей и вино, вследствие еще мысли, что таинство св. Елея усвоено св. Церкви и имеет благодатную силу по силе страданий Спасителя, Его пречистой крови, пролитой на Кресте. Эта идея символически в сем таинстве изображается прибавкой к елею красного вина, пресуществляемого в Евхаристии в кровь Христову. В нашем «Требнике» перед первой молитвой на освящение елея сделано следующее примечание: «ведомо буди, яко в Велицей Церкви (Константинопольской), вместо воды, вино в кандило молитвомаслия влагают» 388 . Из сего видно, что вино не должно почитать необходимым веществом для таинства и что прибавление его к елею не поставляется в непременное правило 389 . В заметке сказано еще: «вино, вместо воды Это дает такую мысль, что, ранее установления прибавки вина, прибавлялась к елею вода. Из некоторых чинов  XV–XVI вв. 390 видно, что вода, действительно, прибавлялась иногда к елею, в знак чистоты приступающего к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Те же правила священник должен наблюдать и в том случае, когда окажется, что в потире одна только вода и вовсе нет вина; также если последнее окажется окисшим, или нечистым 135 ; в таком случае он должен вылить эту воду или вино в какой-либо чистый сосуд и влить в потир вина в соединении с малым количеством воды при произнесении слов: И един от воин копием ребра Ему прободе; потом, начав от слов: Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси…, совершать всё тайно по порядку, не произнося только совершительных слов и не творя положенных действий над хлебом, если он уже освящен. Вода же, вылитая из потира, по совершении службы и по потреблении остатков Божественных Таин, должна быть снова влита в потир, вместо очищения, и потреблена. Если пред освящением св. чаши окажется, что забыто присоединение (в своё время) к вину воды, – тогда должно сделать это немедленно 136 , с произнесением слов: Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его . Если же это окажется уже по освящении вина, не вливается вода немедленно, а только в известное время вливается обычная теплота (Уч. Изв.). Если бы св. Дары были пролиты так, что священнику нечем было бы и приобщаться, то он должен снова налить в потир вина в соединении с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: И абие изыде кровь и вода , потом должен снова совершить над этим вином обычное освящение, начав со слов: Подобне и чашу по вечери, глаголя … и проч., и поступать далее, как сказано выше (Уч. Изв.). Во всех случаях остановки совершения литургии священнослужителями, на клиросе, для занятия народа, должны быть петы приличные священные песнопения; продолжение же литургии, после этого перерыва, всегда должно начинать с того места, на котором священник остановился для совершения священнодействий над веществом таинства (Уч. Изв.). Если бы священник, совершающий литургию, забыл, произнёс он, или нет, над хлебом и вином слова Господни или молитву: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа , или совершительные слова: И сотвори убо… преложив Духом Твоим Святым , и потому недоумевал бы, освящены или нет св. Дары, – в таком случае он не должен долго смущаться, но тихо должен произнести над Дарами слова Господни, начав со слов: В нощь, в нюже предан бываше, приим хлеб …, и прочие слова и молитвы, о которых недоумевает, держа и повторяя в уме своём мысль, что Дары эти освящаются, если не освящены (Уч. Изв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ответ на возражение 3. Тело Христа присутствует в этом таинстве не так, как тело присутствует в одном месте, сообразуясь своим размером с местом, но – особым, приличествующим этому таинству образом. Поэтому мы говорим, что тело Христа находится на многих алтарях не как в различных местах, а «таинственно», имея при этом в виду не то, что Христос находится там только как знак (хотя само таинство и является своего рода знаком), а то, что тело Христа находится там именно так, как это приличествует этому таинству, о чем уже было сказано. Ответ на возражение 4. Этот аргумент справедлив в отношении телесного присутствия Христа как присутствующего телесным образом, то есть видимо, но не как присутствующего духовным образом, то есть невидимо. В связи с этим Августин говорит: «Если ты принимаешь» слова Христа о Своей плоти духовно, «они для тебя дух и жизнь; если ты принимаешь их плотски, они не перестают быть духом и жизнью, но не для тебя» 135 . Раздел 2. СОХРАНЯЮТСЯ ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ СУБСТАНЦИИ ХЛЕБА И ВИНА? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что в этом таинстве после освящения субстанции хлеба и вина сохраняются. В самом деле, Дамаскин говорит: «Так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют [воду и] вино, Бог сочетал с этими веществами Свое Божество и сделал их Своими телом и кровью»; и несколько ниже: «Хлеб общения – не простой хлеб, но соединенный с Божеством» 136 . Но сочетаться свойственно тому, что актуально существует. Следовательно, в этом таинстве хлеб и вино существуют одновременно с телом и кровью Христа. Возражение 2. Далее, таинства должны сообразовываться друг с другом. Но в других таинствах субстанция материи сохраняется, например субстанция воды при крещении и субстанция миро при конфирмации. Следовательно, и в этом таинстве сохраняются субстанции хлеба и вина. Возражение 3. Далее, хлеб и вино используются в этом таинстве как обозначающие духовное единство, поскольку, как говорит Августин в [своей книге] «О Символе веры », «хлеб состоит из множества зерен и вино – из множества виноградин». Но это присуще субстанциям хлеба и вина. Следовательно, субстанции хлеба и вина в этом таинстве сохраняются.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, – чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения – воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии – хлеба и вина, для миропомазания – мира, для елеосвящения – елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства – архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010