О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39).    Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1:21-22).    Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям).    Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян.8:14-17; 19, 2—6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.    Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.    Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св. миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).    При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».    Некоторые называют таинство миропомазания — «пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина». ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ    Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.    Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Начинается одна из самых важных частей чина Крещения – освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Символика воды . Толкователи выделяют три основных ее аспекта. 1 . Космический. В самых первых главах Священного Писания находим описание Творения, когда… Дух Божий носился над водою ( Быт. 1; 2 ) – первичной субстанцией, без которой невозможна жизнь. 2 . Символ разрушения и смерти. Таинственная глубина воды, которая убивает и уничтожает, является образом иррационального, неуправляемого, изначального в окружающем мире. 3 . И, наконец, вода – это символ очищения, чистоты, и это ее символическое свойство имеет реальную силу возрождать и обновлять тварь и творение. Религиозная символика воды, основанная на очевидных и естественных ее свойствах, пронизывает всю Библию , особенно все библейское повествование о творении, грехопадении и спасении. Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры , молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» 10 может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года – в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия – в чистое, непопираемое ногами место – под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе. Последование святого Крещения Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника — воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия. Вещество Таинства и освящение воды Начинается одна из самых важных частей чина Крещения — освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства — вода — является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года — в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия — в чистое, непопираемое ногами место — под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

  § 9. Список вещей, необходимых при освящении храма священником     Вещества и вещи, необходимые для освящения храма.    Ко дню освящения храма настоятель с причтом должен иметь следующие предметы и вещества:   медную маленькую кастрюлю для воскомастиха, ручку которой необходимо обвить ленточкой, чтобы не обжечь руку;   400 гр. желтого воска и по 40 гр.: мастики, простого и росного ладана и аптечного алоэ (толченых). Если нет мастики — достаточно белый ладан; если нет алоэ — вместо него белая сера (смола) или чистая канифоль;   4 чистых камня; 5 или больше полотенцев; 2 бутылки красного вина: одну к освящению престола, другую для совершения литургии;   нож столовый чистый; две антидорные тарелки, чтобы подавать нужные при освящении предметы; 15—20 свечей, которые нужны будут для возжигания на всенощном бдении, при освящении воды и храма;   водосвятную чашу с кропилом; бутылку розовой воды, если она имеется, и несколько пузырьков духов; 4 грецких губки для вытирания престола.   Все указанные предметы должны быть помещены на столе возле горнего места.     Облачения и богослужебные книги.    Необходимо приготовить священнических и диаконских облачений по числу служащих. Священников при освящении может быть от трех до семи, диаконов до четырех. Совершать литургию можно втроем и впятером.    Кроме облачений, нужны запоны (фартуки) для священников по числу служащих при освящении храма.    Нужно приготовить необходимое число экземпляров Служебников для священников, а также весь круг богослужебных книг, кадила (два), фонарь для крестного хода, диаконские свечи (две).    Кроме стола и сосуда для благословения хлебов, нужно приготовить два стола, обшитых белым полотном: один (большой) — на середине церкви, другой (небольшой) — у местной иконы Спасителя, а также два аналоя, которые поставляются на середине храма.     Предметы и принадлежности храма и алтаря.    На указанном большом столе (обшитом полотном), поставленном среди храма, размещаются следующие принадлежности жертвенника и престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Начинается смертельный бой, о котором мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но в котором победить призван и каждый из нас. „Сочетаешися ли (соединяешься ли) со Христом? " - вопрощает священник, обратив, повернув крещаемого к Востоку? „Сочетаюсь» — трижды отвечает оглашенный или его воспреемник. За этим торжественным „сочетанием» следует чтение оглашенным символа веры, т.е. исповедание этой веры как истины и, следовательно, как главного оружия в борьбе с „князем мира сего». И эта подготовительная часть завершается призывом священника поклониться Христу, принести ему присягу на верность... § 2 Сам чин крещения начинается с освящения и благословения воды. Вода в религиозном опыте, в Библии, в Церкви есть всегда образ мира, его, так сказать, «prima materia », первичное вещество. Без воды, прежде всего, нет жизни и, следовательно, будучи „принципом жизни, она есть тем самым жизнь... Но, в падшем мире, будучи жизнью, она есть также образ и смерти, есть та страшная стихия разрушения, над которой человек не имеет Власти. И, наконец, вода есть и средство, а потому и образ и символ очищения и возрождения, ибо она очищает, возрождает и обновляет. В Книге Бытия сотворение мира и жизни представлено как освобождение суши от воды — как победа Духа Божьего „над водами», над хаосом небытия. Именно в этом восприятии воды как жизни, как смерти и как нового рождения — смысл ее в крещальном таинстве. Стоя вокруг крещальной купели, участвуя в ее благословении и освящении воды, мы — свидетели приуготовления для новой жизни, нового творения, ибо благодарение и благословение воды есть осознание нами „материи» мира, данной нам в жизнь, а в жизни — общения с Богом и причастия Божественной жизни. Освящение крещальной воды начинается с прославления Бога: „Велий, еси, Господи, и дивны дела Твои и ни едино же слово довольно (достаточно) будет к пению чудес Твоих... Ты бо хотением от не сущих во ежи быти приведый всяческая, Твоею державой содержиши тварь И Твоим промыслом строиши мир...» Мы опять в начале.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2632...

Вещества и вещи, необходимые для освящения храма. Ко дню освящения храма настоятель с причтом должен иметь следующие предметы и вещества: медную маленькую кастрюлю для воскомастиха, ручку которой необходимо обвить ленточкой, чтобы не обжечь руку; 400 гр. желтого воска и по 40 гр.: мастики, простого и росного ладана и аптечного алоэ (толченых). Если нет мастики – достаточно белый ладан; если нет алоэ – вместо него белая сера (смола) или чистая канифоль; 4 чистых камня; 5 или больше полотенцев; 2 бутылки красного вина: одну к освящению престола, другую для совершения литургии; нож столовый чистый; две антидорные тарелки, чтобы подавать нужные при освящении предметы; 15–20 свечей, которые нужны будут для возжигания на всенощном бдении, при освящении воды и храма; водосвятную чашу с кропилом; бутылку розовой воды, если она имеется, и несколько пузырьков духов; 4 грецких губки для вытирания престола. Все указанные предметы должны быть помещены на столе возле горнего места. Облачения и богослужебные книги. Необходимо приготовить священнических и диаконских облачений по числу служащих. Священников при освящении может быть от трех до семи, диаконов до четырех. Совершать литургию можно втроем и впятером. Кроме облачений, нужны запоны (фартуки) для священников по числу служащих при освящении храма. Нужно приготовить необходимое число экземпляров Служебников для священников, а также весь круг богослужебных книг, кадила (два), фонарь для крестного хода, диаконские свечи (две). Кроме стола и сосуда для благословения хлебов, нужно приготовить два стола, обшитых белым полотном: один (большой) – на середине церкви, другой (небольшой) – у местной иконы Спасителя, а также два аналоя, которые поставляются на середине храма. Предметы и принадлежности храма и алтаря. На указанном большом столе (обшитом полотном), поставленном среди храма, размещаются следующие принадлежности жертвенника и престола. На левой стороне стола укладываются поперек: покрывало на жертвенник, на него верхнее и нижнее одеяния престола, шелковый или хлопчатобумажный шнур (17–25 метров, смотря по величине престола), сверху всего – воздухи и илитон;

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

§ 60. Вещество крови Христовой есть вино виноградное т. е. извлеченное из кистей виноградной лозы ( Мк. 14: 25 , Мф. 26: 29). Надобно также, чтобы это вино имело свойственный вину вкус и запах, и вообще было удобно для пития, также чистое, не смешанное с другим каким-либо питьем (водкой, ликерами и т. п.). Если кто дерзнет, за исключением виноградного вина, служить на иных видах и соках, или когда вино от окисления превратится в оцеть или будет с чем-либо смешано (кроме воды по уставу), то не только не совершит таинства, по и согрешит тяжко и должен подлежать строжайшему суду по закон церковному. (Учит. извест. сравн. ниже статья 4, § 83). Только некоторые еретики, под предлогом воздержания от вина, совершали евхаристию на одной воде, как последователи Евнона и Тациана, или на молоке и меде и даже на сыре, как другие еретики (Из изл. лит. Нечаева Изд. 2, стр. 15). Но сие в церкви всегда осуждаемо было самым строжайшим образом. § 61. При совершении литургии в вино обыкновенно вливается немного воды один раз на проскомидии и другой по освящении св. даров (в качестве теплоты)пред причащением. Если священник на проскомидии, произнося слова: абие изыде кровь и вода, не вольет (вместе с вином в чашу) немного воды, или же когда не вольет теплоты пред причащением, когда влагает в потир часть св. агнца, или когда вместо теплой воды в последнем случае вольет холодную воду, то, как преступник церковного правила, согрешит смертно и повинен будет осуждению за нерадение (0 том, что делать, когда священник вспомнит, что забыл влить воду в чашу, см. ниже Отд. IV, статья 3) § 62. Вместе с сим, вливая воду в вино на проскомидии, а также и теплоту во время причащения, священник должен строго наблюдать, дабы при этом не влить столько воды, чтобы от этого вино переменило свойственный ему вкус в водный. Ибо на таком вине, которое приняло водный вкус, не совершится таинство, и служащий на нем согрешит смертно (Учит. Извест.) Потому, чтобы избежать этого, более опытные священники поступают в этом случае таким образом: на проскомидии обыкновенно приливают к вину воды очень немного, иногда несколько капель, если священник особенно служит один и нет причастников, и потому и самого вина вливают в чашу немного. Затем уже теплоты вливают более, но отнюдь не более освященного вина, чтобы только св. кровь сделать теплой, по уставу. Отделение IV

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Правда Божия во искупление падшего рода человеческого и возрождение его в жизнь вечную заключалась в том, что чуждый греха Сын Божий должен был пройти человеческий путь со всеми его тяготами и скорбями, быть предан на поругание и позорную Крестную казнь, дабы «смертию смерть попрать» в ознаменование беспредельной любви Творца к людям. Иисус Христос живым Своим примером указывал путь «всякой правды» для всех, кто, желая спастись, последовал бы по Его стопам. Сошествием в воды Иордана очистил Господь «естество вод» всего мира, изгоняя из них гнездившегося там древнего змия-диавола. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «по словам Иова, в водах был дракон, могший поглотить Иордан. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов. Это был не малый зверь, но зверь страшный». Итак, через освящение вод Иордана Господь уничтожил власть диавола над водами мира, которую тот восхитил себе после грехопадения Адама. Сошествием в воды Иордана освящал Господь естество вод, претворяя вещественную влагу в таинственную святыню, «великую агиасму». Вода, прежде способная лишь очищать тела человеческие от внешней нечистоты, приобретает способность омывать души от скверны греха. Сбылось реченное пророком: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших ( Иез.36:25 ). Это освящение Иорданской воды становится началом освящения воды для церковного Таинства Крещения и для ежегодно повторяемого освящения воды на ныне совершаемый праздник. Как писал тот же святитель Кирилл Иерусалимский: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать Крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо, как по примеру детей, имеющих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, чтобы мы, сделавшись участниками с Ним в воплощенном Его явлении, вместе с этим стали участниками и в Божественной Его благодати, так и крестился Иисус для того, чтобы мы через это, опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Как это может быть, говорил он, что в таком великом таинстве дух лукавый может быть в воде. Это, с его точки зрения, остаток какого-то язычества. Здесь, по его мнению, не преодолено такое языческое отношение к природе, когда везде мерещились всякие темные духи и казалось, что все одержимо какой-то силой. Все это он предлагал исключить из этой молитвы, оставить только евангельские прошения, которые содержатся в конце этой молитвы. Там в конце говорится: «Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся и чисти будете, отымите лукавство от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому, во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго его, да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет, и сохранив дар Святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе». Конечно, этот евангельский по духу конец молитвы особенно прекрасен и опять говорит нам о смысле Таинства крещения. Но никак нельзя согласиться, что начало молитвы есть просто архаизм. В чем смысл этого изгнания нечистых сил из воды? В чем смысл прошения, чтобы в ней не утаился «демон темный...»? Мы знаем, что вода есть вещество, пронизывающее весь космос, весь мир, и поэтому освящение воды совершается для того, чтобы освятить этот мир. Через освящение воды совершается благодатное освящение этого мира. Мы знаем, что этот мир лежит во зле, что этот мир падший, что этот мир изменился. Это уже не то творение Божие, которое было задумано святым и безгрешным, это есть мир, ставший обиталищем демонов. Не зря мы говорим: «Ныне освящается вод естество». Есть необходимость освятить естество водное, естество телесное этого мира. И сам Господь Иисус Христос не пренебрегает этим освящением. Он совершает его в Своем Богоявлении. Прежде, чем совершить дело спасения нашего, Он освящает естество этого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Вода и теперь, как прежде, считалась безусловно необходимым и единственно и исключительно пригодным веществом для таинства крещения. Только некоторые гностические и манихейские секты отвергали её как элемент слишком обыкновенный на их взгляд, несоответствующий важности и достоинству таинства. Тертуллиан пишет целый трактат об этом предмете, в котором доказывает необходимость этого элемента в таинстве крещения и защищает исторически его достоинство, «Мы, как рыбы, – говорит он, – предводимые Иисусом Христом, главою нашим, рождаемся в воде и не можем иначе сохранять жизни своей, как пребывая в той же воде» 475 . «Ничто не кажется им столь странным и невероятным, говорит он о еретиках, как то, что Бог с одной стороны пользуется самым простым веществом для произведения своего божественного дела, а с другой придаёт ему величественное действе. Таково наше крещение. Все при нём кажется просто: нет никакого блеска, ни пышности, ни великолепия. Видя, что тут человек только погружается просто в воду и омывается водою, причём над ним произносится насколько слов, люди темь менее убеждаются в возможности ниспослания ему чрез то жизни вечной, что он не выходит из этой купели ни более чистым, ни более опрятным» 476 . Вода, по воззрению Тертуллиана , древнейшая стихия «благодатная по своему происхождению». При сотворении мира «она была седалищем Духа Божия, который предпочёл ее всем прочим стихиям. Все было не иное что, как ужасный хаос... Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое служила престолом для Духа Божия. Посредством же воды Он творил различные части вселенной; ей преимущественно пред другими стихиями Бог повелел: «да изведут воды гад душ живых. И так вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную. При образовании даже человека Бог употребил воду для совершения сего превосходного создания. Хотя собственно земля составляла то вещество, из которого человек сотворён, но она не могла быть к тому годна иначе, как в влажном и смоченного виде.... Довольно уже и того, что мы привели, дабы открыть прообраз (крещения) с самого начала мира. Дух Божий, носившийся верху воды, Сам указал нам, что Он укрощающимся доставит духовное возрождение Натура воды, освященная Духом Божиим, получила силу освящать человека в таинстве крещения» 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010