Иоанна Предтечи, в погружении Христа в воды Иордана, в Его последнем наставлении «идите и крестите...» 28 . Творение, грехопадение и искупление, жизнь земная и смерть, воскресение и жизнь вечная: все основные измерения, все содержание христианской веры объединяются, таким образом, и скрепляются в своей внутренней взаимозависимости и единстве одним этим символом. Первоначальный и неотъемлемый смысл, а также сила этого символа состоит в том, что он скрепляет, соединяет (σμβολον от греческого συμβλλω – соединять) то, что было разрушено, рассеяно, искажено 29 . Но при таком понимании освящение воды перед крещением перестает быть тем, чем оно столь часто бывает, – чем-то вроде предварительной и необязательной процедуры, цель которой получить «вещество таинства». Оно снова является тем, чем оно было с самого начала – эпифанией, откровением истинного смысла крещения как космического, экклезиологического и эсхатологического акта: космического, ибо оно есть таинство Нового Творения, экклезиологического, ибо оно есть таинство Церкви, эсхатологического, ибо оно есть таинство Царства. Только вникнув в таинство воды, мы начинаем понимать, почему для того, чтобы спасти человека, мы должны сначала погрузить его в воду. 2 . Освящение воды 30 Освящение воды начинается с торжественного возгласа: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». В настоящее время из всех церковных служб только три – крещение, венчание и евхаристия – начинаются с этого возгласа. Все другие службы начинаются словами «Благословен Бог наш». Это славословие есть нечто большее, чем просто краткая формула. Оно напоминает нам о том, что в прошлом таинства крещения и брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но что евхаристия была их естественным «концом» и завершением. Об этой органической связи мы скажем ниже. Но уже сейчас мы должны подчеркнуть, что эти слова провозглашают Царство Божие как тему, содержание и конечную цель крещения. Мы должны подчеркнуть это, потому что в течение слишком долгого времени связь между самим понятием таинства и центральной темой, основным содержанием христианской веры – Царством Божиим – была затемнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью. Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено. Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения. В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» — по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия. Зачем это нужно? Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».

http://pravmir.ru/svyataya-voda-v-pravos...

Последующее восстание Гога и Магога ( Откр.20 ), хотя и количественно обширное, но духовно бессильное, есть последний всплеск трагической волны мировой истории, которая завершается и свершается вторым, славным Пришествием Христовым. И вся христианская история есть приготовление к встрече Христа Грядущего, и сила и смысл этого приготовления, как и его пределы, раскрываются для нас и в самом историческом процессе, их осознание есть «общее дело» человечества. 242 Человечество Христово неделимо разделилось на Кресте в излиянии Крови и воды, которые остались на земле как святыня всечеловеческого Грааля. Но оно имеет воссоединиться в полноту времен, во Втором Пришествии Христовом, когда упразднится разделение Неба и земли, когда земля станет Небом, а Небо землей, ибо Христос будет жить на ней в человечестве Своем. И тогда, по слову пророчества, приводимому именно здесь Евангелистом, «воззрят нань, его же прободоша» ( Ин.19:37 ; Зах.12:10 ). Воззрят – и в Нем узнают себя, а в себе узнают Его, в своей жизни, в своем делании, в сокровенном ведении святого Грааля и служении ему. И поклонятся Ему, который неразделенно будет с ними. «И Дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:17–20 ). 09–10.1930. 217 Ср. А critical and exegetical commentary on the Gospel according to St.John by J.H.Bernard Edinburgh, 1928. V. IL P.646. 221 Также не присутствовал, конечно, и «пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ), как и слюна Его, из которой Он сотворил брение при исцелении слепорожденного, вообще все те составные элементы Его тела, которые принимались Им из мира и возвращались в мир, по общему закону обмена веществ. Однако есть существенное различие между этим обменом веществ в акте жизни и присмертном излиянии крови и воды. 224 Распространенное как в церковной, так и в критической литературе толкование видит в воде и крови символику двух Таинств – Крещения и Причащения. Но это толкование, более аллегорическое, во всяком случае не является исчерпывающим и не уловляет всего контекста. 225 Этому не противоречит то, что у Иоанна же вода в другом контексте, безотносительно, означает новую духовную силу и новое духовное рождение ( Ин.3:5, 4:14, 7:38 , ср. Откр.2:1, 2:17 ). В отношении крови вода есть элемент «земли», первоматерия, в отношении к духу и в соединении с ним вода есть духоносное, одуховленное вещество, причем здесь подчеркивается уже не ее космическая природа, но духоносящая сила: освящение воды есть и освящение водной стихии мира, т.е. уже и самого мира (и замечательно, что из всех четырех элементов: воздуха, огня, земли и воды, освящается именно эта последняя, как имеющая в известном смысле репрезентативное значение для всего мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Начнем с того, что вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году — именно в этот день. Этот чин так и называется — великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения — именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек (кстати, это еще один намек на связь праздника и Таинства). По традиции Русской Церкви, Богоявленская вода освящается утром и вечером. Среди прихожан распространен взгляд, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику», но такие заявления глубоко чужды церковному вероучению. Традиция двукратного освящения — чисто историческая: со временем прихожан в храмах стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Но никакой разницы не существует между той водой, которая была освящена на малой вечерни Сочельника, и той, которую освятили после Литургии в сам праздник. Вода эта — действительно особенная. Издревле ее называют Великой Агиасмой (в переводе с греческого — «великой святыней»). Церковь верит, что во время освящения воде сообщается благодать Божия, которая очищает и освящает само водное естество. Отсюда — и такое благоговейное отношение к этой великой святыне. В древности крещенскую воду даже рекомендовали принимать людям, отлученным от Причастия. Конечно, речь здесь идет исключительно о духовном утешении и приобщении через вкушение воды благодати Божиеий, а не о замене Таинства Тела и Крови Спасителя, в котором человек духовно и телесно соединяется со Христом. Крещенскую воду принимают внутрь, ей также можно окроплять лицо и жилище. Пьется она, по традиции, натощак  (хотя церковный устав не воспрещает принимать крещенскую воду по мере надобности) и обязательно — с молитвой и верой. Как и у всякой другой святыни, цель употребления крещенской воды — внести в обыденную жизнь сакральный элемент и на вещественном уровне приобщить человека божественной реальности. Ведь человек состоит не только из души, но и из тела, и материальная природа тоже участвует в процессе богообщения. 10. Чем Агиасма отличается от воды, освящаемой в другие дни года?

http://foma.ru/12-voprosov-o-prazdnike-b...

Таким образом, Ареопагит устанавливает прямую связь между освящением мира и Таинством миропомазания. В обряде крестообразного вливания мира в крещальную купель (сохранившемся в современной практике в виде крестообразного помазания крещальной воды освященным елеем) Ареопагит видит указание на сошествие Христа в воды Иордана. Чины мироварения и освящения мира, принятые в Православной Церкви, сохраняют основные черты священнодействия, описанного Дионисием Ареопагитом . Однако в современной практике право изготовления мира принадлежит не всякому епископу, а только главам Поместных Православных Церквей. Правящие архиереи епархий, входящих в состав Поместной Церкви, получают миро от ее предстоятеля, а приходские священники – от своего епархиального архиерея. Таким образом, благословение предстоятеля Церкви через архиереев и священников преподается каждому верующему. Миро представляет собой благовонный состав из множества ароматических веществ – растительных масел, душистых трав и благовонных смол. При изготовлении мира могут употребляться только элементы естественного происхождения. В Русской Православной Церкви миро приготовляется из оливкового масла, белого виноградного вина и различных благовонных веществ, таких как ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло. Перечень элементов и их количество никогда не были точно установленными. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира использовались 53 элемента, в 1691 году – 55, в 1894 году – 50. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Чины изготовления и освящения мира совершаются раз в год или в несколько лет, в зависимости от необходимости. Элементы для изготовления мира приносятся в храм на 3-й седмице Великого поста (крестопоклонной). В среду все приготовленные элементы окропляются святой водой, после чего часть елея смешивается с вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду 6-й седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Единственным систематическим научным исследованием учения святых отцов о материи на русском языке является на настоящее время неопубликованная диссертация прот. Константина Ружицкого «Учение свв. Отцов и церковных писателей о материи» 3 . Здесь рассмотрена терминология и учение о материи и материальном мире церковных писателей и святых отцов первых 4-х веков от Р. Х. (за исключением свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского ). До настоящего дня положение дел в этой области русскоязычного богословия практически не изменилось 4 . В западном богословском мире дело обстоит несомненно лучше. Начиная с середины ХХ века, здесь появляется ряд исследований по анализу трудов отдельных отцов Церкви и церковных писателей в аспекте их учения о материи. Однако «богословие материи» в том виде как оно представлено у свт. Кирилла Иерусалимского не было проанализировано и западными богословами. В классическом издании Патрологии Квастена в списке исследований проведенных к 1960 году в сфере богословского наследия свт. Кирилла Иерусалимского нет ни одного посвященного выбранной нами теме 5 . Такое исследование не было проведено и до сих пор. Прот. Г. Флоровский , наряду с другими исследователями, отмечал «строгий библеизм» 6 Святителя в учении о трех Лицах Святой Троицы. Нашей задачей при анализе творений свт. Кирилла было подтвердить интуицию такого же последовательного библеизма в его учении о материальном мире, исследовать терминологию и общие черты умозрения свт. Кирилла в этом аспекте его богословия. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что рассуждениям о веществе и различных предметах тварного мира свт. Кирилл посвящает достаточно много внимания. Святитель подчеркивает важную роль материи в деле спасения рода человеческого уже практически в самом начале своих «Огласительных Поучений». Так, рассуждая о таинстве Крещения, свт. Кирилл объясняет употребление в нем воды через обращение к библейскому повествованию о сотворении мира 7 . Указывая на тот факт, что как небо, предназначенное в «жилище ангелам», так и земля, как «обиталище людей», сотворены Богом из воды, Святитель подчеркивает мысль о непременной необходимости действия в таинстве как Святого Духа Божия, так и вещественной составляющей – воды. Свт. Кирилл настаивает, что даже верующий и получивший, «по возрождении души верой», начатки благодати человек, «посредством воды» должен принять благодать и в тело свое 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Веществом для Крови Христовой является вино из виноградных плодов, то есть источенное из виноградных гроздьев. Оно должно иметь свойственный для вина вкус и запах, быть годным к питию и чистым, а также не смешанным с чем-либо другим; только на проскомидии полагается влить немного воды в вино, а также после освящения Тайн вливается теплая вода, как указано по чину службы. Вином не являются и не могут быть соки, изготовленные из различных овощей и ягод, то есть – яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и другие им подобные. Если же кто дерзнет служить на ином вине, кроме как виноградном, или соках, или на прокисшем вине, или смешанным с чем-либо другим, то тяжко и смертно согрешит и подпадет извержению из сана, так как Таинство на таком вине не совершится. Если, совершая проскомидию, иерей, произнося слова: Абие изыде кровь и вода – не вольет в вино немного воды, а также, если после освящения Святых Тайн (когда влагает часть Святого Агнца в потир), не вольет в чашу теплой воды, или вольет вместо теплой воды холодную, то смертно, как преступивший церковное предание, согрешит. Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит. О случаях, могущих приключиться во время служения Литургии С веществом Тела Христова, то есть хлебом, могут произойти следующие случаи: Если иерей, служа, перед освящением обнаружит, что хлеб, предложенный для освящения, подгнивший, или испечен не из пшеничной муки, или немного зацветший, или пресный, то тотчас его отложит и возьмет другой – пшеничный, свежий и чистый. И, проговорив: В воспоминание Господа и Бога… и все прочее, положенное на проскомидии, вынет новый агнец и, положив его на дискос, «пожрет» и «прободит». И таким образом, от того места, на котором остановился, продолжит и совершит службу. Если же это произойдет перед произнесением самих Божественных слов, то начнет от молитвы: С сими и мы блаженными силами… и, повторяя ее, все по порядку совершит.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

О крещении (190) 224. Сила воды в Крещении: она и вначале была седалищем Духа Святого, и первая из стихий произвела жизнь III. «Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт. 1:2 ). Вот почему надобно иметь почтение к сущности воды из уважения к древности употребления ее, и почему затем надлежит благоговеть к ее достоинству. Она была седалищем Духа Божия, Который предпочел ее всем прочим стихиям. Все было не иное что, как ужасный хаос; звезды не издавали еще света; все было не устроено, море пасмурно, земля невидима, небо не украшено. Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом для Духа Божия... Когда мир устроен был во всех своих частях посредством распределения различных стихий для удобного их населения: то Бог преимущественно пред прочими стихиями повелел: «да изведут воды гады душ живых» ( Быт. 1:20 ). И так, вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную; ибо натура воды, освящаемая Духом Святым, получила силу освящать человека и в таинстве Крещения. С. 6 225. Древность помазания в Крещении VI. По исшествии из спасительной купели, мы приемлем святое помазание по древнему чину, состоявшему в том, что обыкновенно приносим был елей в сосуде для помазания посвящаемых на богослужение. Сим образом Аарон посвящен был от брата своего Моисея. С. 11, 12 226. Крещение огнем к осуждению X. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» ( Лк. 3:16 ), то есть, подобно как истинно верующие очищаются чрез крещение водою к своему освящению чрез Духа Святого, так лицемеры и неверующие получат крещение огнем к своему осуждению. С. 16 Статья VII. О молитве Господней (190) 227. Молитва стоя в Пасху XVII. Мы, подражая обычаям наших предшественников, молимся стоя в день Пасхи, или в Светлое Христово Воскресение, как в торжественный радостный праздник, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби. В следующие затем 50 дней мы исполняем религиозные наши обязанности также в веселии. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

I. Веществом для крещения служит естественная, простая и чистая, освященная особым священнодействием, вода, как ближайший символ благодати Духа Святаго, очищающей нечистоты греховные. Так должно быть по ясной заповеди Спасителя: аще кто не родится водою и Духом. В воде крестился Он Сам. В воде совершали крещение апостолы. В последующее время церковь свято следовала заповеди Спасителя и примеру апостолов, совершая крещение в воде. Вода есть самый наилучший символ для преподания благодати возрождающей, – такой, с которым все человечество издревле привыкло соединять понятие о животворной, возрождающей силе и который в самой природе своей имеет свойство очищать и оживлять. II. При всеобщем признании церковью, что крещение должно совершаться водою, не везде был и доныне остается одинаковый способ употребления воды при крещении. Были и ныне существуют два способа крещения водою: способ погружения в воду всего тела и способ обливания или окропления водою. Православная церковь учит, что крещение должно быть совершаемо через троекратное погружение крещаемого в воду. Такой образ совершения крещения имеет для себя твердые основания и в Писании и в Предании. Пример крещения подал верующим Сам Установитель таинства. Евангелисты, повествуя о крещении И. Христа, говорят: крестившись Иисус тотчас вышел из воды ( Мф.3:16 ), и когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса ( Мк.1:10 ). Это восхождение само собой предполагает и снисхождение И. Христа в воду, а это последнее, очевидно, требовалось для погружения в ней, а никак не для обливания ею. Иоанн крестил, по замечанию евангелиста, в Эноне близ Салима, яко в о ды многи бяху ту ( Ин.3:23 ). Нет сомнения, что Иоанн избрал это многоводное место для крещения иудеев потому, что здесь удобнее было крестить через погружение. Так принял крещение от Иоанна, конечно, и И. Христос. Апостолы совершали крещение, должно думать, также через погружение. В книге Деяний ап. о крещении евнуха Филиппом говорится: и снидоста оба на воду, Филипп же и к а женик; и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе (сошел) на к а женика (8; 38–39). Выражения: снидоста в воду и изыдоста из воды, очевидно, указывают на крещение не через обливание или окропление, но через погружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.    После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».    После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».    Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.    Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».    Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи...», при великом — «Во Иордане...».    Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.   § 3. Употребление освященной воды    Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010