Так, например, освящение воды, делающее ее «святой водой», может иметь два совершенно разных значения. Оно может, с одной стороны, означать преобразование чего-то профанного и потому, с точки зрения религии, лишенного силы или нейтрального во что-то священное, и в таком случае основной религиозный смысл «святой воды» в том и состоит, что это уже не «просто» вода и что она даже противоположна ей, как священное профанному. Здесь сам акт освящения не открывает ничего нового в воде, а значит – в веществе или мире, но, наоборот, делает их иррелевантными по отношению к новой функции воды. Священное расценивает профанное именно как профанное, то есть с точки зрения религии, бессмысленное. С другой стороны, тот же акт освящения может означать раскрытие истинной природы и назначения воды и, следовательно, мира – он может стать проявлением и исполнением их сакраментальности. Будучи возвращена через освящение к своему подлинному назначению, святая вода являет себя как истинная, полноценная, настоящая вода, и вещество опять становится средством причастия Богу и Его познания. Сейчас каждый, кто знаком с содержанием и текстом молитвы великого освящения воды, совершаемого при крещении и в праздник Богоявления, конечно, знает, что они принадлежат ко второму из двух упомянутых выше значений, что их объектом является не дихотомия священного и профанного, но сакраментальные потенциальные возможности творения в целом, так же как и каждого из его элементов. В то же время каждому, кто знаком с нашим литургическим благочестием – в нашем случае с пониманием большинством верующих смысла святой воды, хорошо известно, что тут преобладает первое значение, целиком вытесняя второе. Такой же анализ можно было бы проделать, и результаты были бы те же, по отношению практически к каждому аспекту богослужения: к таинствам, литургии времени, эортологии (богословию праздников – прим. пер.) и т. д. Сакраментальность везде подменена сакральностью, а откровение (epiphany) – почти магическим вмешательством «сверхъестественного» во время и вещество («естественное»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«Сочетаешися ли (соединяешься ли) со Христом?» – вопрошает священник, обратив, повернув крещаемого к Востоку. «Сочетаюсь», – трижды отвечает оглашенный или его воспреемник. За этим торжественным «сочетанием» следует чтение оглашенным Символа веры , то есть исповедание этой веры как истины и, следовательно, как главного оружия в борьбе с «князем мира сего». И эта подготовительная часть завершается призывом священника поклониться Христу, принести ему присягу на верность... 2 Сам чин крещения начинается с освящения и благословения воды. Вода в религиозном опыте, в Библии, в Церкви есть всегда образ мира, его, так сказать, prima materia, первичное вещество. Без воды прежде всего нет жизни, и, следовательно, будучи «принципом жизни», она есть тем самым жизнь... Но в падшем мире, будучи жизнью, она есть также образ и смерти, есть та страшная стихия разрушения, над которой человек не имеет власти. И, наконец, вода есть и средство, а потому и образ, и символ очищения и возрождения, ибо она очищает, возрождает и обновляет. В Книге Бытия сотворение мира и жизни представлено как освобождение суши от воды, как победа Духа Божьего «над водами», над хаосом небытия. Именно в этом восприятии воды как жизни, как смерти и как нового рождения смысл ее в крещальном таинстве. Стоя вокруг крещальной купели, участвуя в ее благословении и освящении воды, мы – свидетели приуготовления для новой жизни, нового творения, ибо благодарение и благословение воды есть осознание нами «материи» мира, данной нам в жизнь, а в жизни – общения с Богом и причастия Божественной жизни. Освящение крещальной воды начинается с прославления Бога: Велий, ecu, Господи, и дивны дела Твои и ни едино же слово довольно (достаточно) будет к пению чудес Твоих... Ты бо хотением от не сущих во ежи быти приведый всяческая. Твоею державой содержиши тварь И Твоим промыслом строиши мир... Мы опять в начале. Мы опять – свидетели творения мира любовью, мудростью, силой Божией, свидетели «добро и зело» мироздания. И мы опять свидетели спасения и воссоздания мира Христом в Его спасительном в мир пришествии: Ты бо Бог сый неописанный, Безначальный же и неизглаголенный, Пришел ecu на землю Зрак (образ) раба приим, В подобии человечестем быв, Не бо терпел ecu, Владыко, Милосердия милости Твоея Зрети от диавола мучима человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Что-же означает освящение воды, сей якобы бездушной и мертвой стихии? Но не такова она перед Господом, ибо нет ничего мертвого для Господа, Бог смерти не сотворил, и тварь омертвела лишь для человека, повинувшего ее своему собственному греху. Разве не взывает псалмопевец и к неодушевленой твари с призывом хвалить Господа ( Псал. 148 )? разве не призывает пророк (Даниил) всю тварь петь и превозносить Господа? Разве не свидетельствует днесь св. Церковь : «Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы»? И по сему водная стихия приемля действие Святого Духа, становится духоносным веществом, и вкушение ея именуется некиим причащением. – Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение (Требник). Освящение вод есть таинственное предварение жизни будущего века, когда Бог будет всяческая во всех. Это вода будущего века, источник воды живой ( Откр. 21, 6 ), от реки воды жизни, светлой как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца. Это виденное тайновидцем стеклянное море, смешанное с огнем ( Откр. 15, 2 ). Это – духовная стихия нового неба и новой земли, царство будущего века. Нет границы для всепроницающего действия Духа Святого, как нет и границы, отделяющей человека от мировых стихий, ибо сам он есть их живое сосредоточие, а все они его как бы внешнее, расширенное тело. Освящением воды освящается человек, ибо для человеческого спасения воплотился и непреложно вочеловечился Сын Божий, крестившийся в Иордане, и ради человека совершается водное освящение. Оно творится, да вси почерпающие и ричащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну. Оно есть духовное врачевство, подаваемое человеку для сохранения его душевных и телесных сил, для ограждения и оздоровления всей жизни его. Да не усумнится маловерный, говорящий себе: нужно ли Духу Святому вселяться в воду сию, когда Ему доступны души наши? Но не безумие ли отрицаться человеку двойственного состава своего? Разве имеет он душу без тела? Разве не воплотился Сын Божий? И разве в святейшем Таинстве Причащения не сообщается Он нам под видом хлеба и вина, и, соединяясь с нами духовно, соединяется и телесно, подавая вкушать Тело и Кровь Свою? Посему человек нуждается и в причащении воды святой ко причащению Духа Святого, ко приятию благословения Иорданского. В сем сила обожения, единение божеского и тварного естества, богоснисхождение и человеческое богоприятие. И не только сам человек ея причащается, но и освящает ею все свое житие, жилище и одежды и всякие вещи свои, ко отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином. Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в малом Донском соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Москве. В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по Его благословению – митрополит) в Сослужении клириков полагает начало мироварению. Схема чина мироварения «Благословен Бог наш…» «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…» «Господи, помилуй» (12 раз) «Придите поклонимся…» (трижды) Псалом 142-й «Бог Господь…» Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш…» (дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси…» Псалом 50-й Малое освящение воды После освящения воды молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения Отпуст Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды. Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина. Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Святого Евангелия. Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней. В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества. В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Заповедь Спасителя в этом случае. Свидетельства апостольских писаний и отцов церкви. Отступление некоторых еретиков в данном случае от практики церкви. Заметка касательно вещества крещения в отношении к практике русской церкви. Освящение воды для крещения. Указания на совершение этого акта во II веке. История его совершения в III, IV и V вв. Акт освящения воды, и предшествующая ему великая ектиниия в VIII-X веках. Историческое обозрение состава великой ектинии и совершения освящения воды в практике греческой церкви с XIII века. Освящение воды в практике русской церкви XII в. и историческое обозрение этого освящения в ее практике. Изложив историю приготовительной части крещального акта, мы перейдем теперь к историческому обозрению самой главной его части, – части совершительной, иначе говоря, перейдем к изложению истории крещального чинопоследования в тесном смысле слова. Хотя эта часть крещального чина и представляет из себя один цельный акт, но в то же время еще из глубокой древности и она распадается на несколько цельных составых актов; поэтому-то и при ее историческом обозрении мы считаем более удобным следовать тому же самому порядку, которому следовали и прежде, т. е. будем, излагать историю каждого из составных актов крещального чина (в собственпом смысле) в их отдельности. Согласно этому, очевидно, в данном случае первым предметом нащей речи должна быть история освящения воды для крещения, так как этот акт в чине крещения по времени его совершения занимает первое место. Но прежде, чем говорит об освящении вещества для крещения, кажется, необходимо сказать несколько слов об этом самом веществе. Веществом, или материею для таинства крещения, как говорится в Православном Исповедании, должна быть вода чистая, естественная 739 . Так должно быть и по ясной заповеди Спасителя: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» 740 ; так, действительно, всегда учила и церковь . Нам нет нужды приводить в подтверждение этого подробные свидетельства; такое отношение к делу повело бы нас к напрасной трате труда и времени; достаточно здесь обратить внимание на главные эпохи, и то лишь в общих чертах, представляя только самые важные свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОДООСВЯЩЕНИЕ [греч. γιασμς (τν δτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение . Совершение В. свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Древнейшей общецерковной практикой является В. в чине таинства Крещения , где вода предстает как вещество таинства , необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященными елеем и св. миром , служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального В. на Востоке в V-VI вв. сформировались чины В. на праздник Богоявления ; как символика, так и благодатное действие богоявленского В. таковы, что оно уподобляется В. при Крещении и называется великим В. Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для сообщения ей целебных свойств; сохранился ряд молитв В. такого рода. К молитвам В. для врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения , а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов - ср.: со следующим выражением из молитвы великого В.: «    [воду.- Ред.]...              »). Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать В. через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого В. (водосвятного молебна) и схожих чинов. На лат. Западе помимо крещального В. распространение получил чин благословения воды через чтение над ней экзорцизма и вложение в нее освященной соли ; благословенная вода широко использовалась для окроплений (в первую очередь церковных зданий и жилых помещений), а также как целебное и апотропеическое средство. Особый чин богоявленского В. на Западе не сформировался, хотя в XX в. распространилась практика в подражание вост. Церквам благословлять воду на этот праздник, но не по крещальному чину, а по обычному лат. чину благословения воды. В. для таинства Крещения

http://pravenc.ru/text/155063.html

Спрашивается однако, почему же для принятия верующих в Церковь , избрана и узаконена форма омовения водою, а не иная? – Вопрос этот едва ли может быть обойден молчанием, так как им не мало занимались древние отцы и учители Церкви, рассуждавшие о крещении. При крещении этого вопроса прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Для преподания благодати возрождающей избран самый естественный символ – такой, с которым все человечество издревле привыкло соединять 73 понятие о животворной, возрождающей силе и который в самой природе своей имеет свойство очищать и оживлять. Отцы Церкви на эти естественные свойства воды обращали особенное внимание и ими объясняли, почему вода в истории божественного домостроительства вообще играла столь значительную роль, как видно из Писания, и почему в частности она служит символом благодати возрождающей. Так наприм., Тертуллиан , опровергая еретиков, говорит: «Ничто не кажется им (еретикам) столь странным и невероятным, как то, что Бог , с одной сторопы, пользуется самым простым веществом для произведения своего божественного дела, а с другой – придает ему величественное действие. Таково наше крещение. Все в нем кажется просто: нет никакого блеска, ни пышности, ни великолепия.... Видя что тут погружается человек просто в воду и омывается водою, при чем над ним произносятся нисколько слов, люди тем менее убеждаются в возможности ниспослания ему чрез то жизни вечной, что он не выходит из этой купели ни более чистым, ни более опрятным». Сказавши это, он, как положительное опроворжение еретиков, развивает свое воззрение на воду. Вода, по воззрению Тертуллиана , «древнейшая стихия благодатная по своему происхождению». При сотворении мира «она была седалищем Святого Духа, который предпочел ее всем прочим стихиям. Все было не ииое что как ужасный хаос... Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом для Духа Святого. Посредством же воды Он творил различные части вселенной; ей преимущественно пред другими стихиями Бог повелел: да извергнут воды гад, душ живых. Итак, вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную. При образовавнии даже человека Бог употребил воду для совершения сего превосходного создания. Хотя собственно земля составляла то вещество, из которого человек сотворен, но она не, могла быть к тому годна иначе, как в влажном и смоченном виде. Довольно уже и того, что мы привели, дабы открыть прообраз (крещения) с самого начала, Дух Божий, носившийся вверху воды, Сам указал нам, что Он крещающимся доставить духовное возрождение... Натура воды, освященная Духом Божиим, получила силу освящать человека в таинстве крещения» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Та или иная ложная идея легко находит своих сторонников в православном народе, если дает материальное доказательство в подтверждение истинности веры — например, с помощью измерений каких-либо физических величин якобы подтверждает действенность молитвы, колокольного звона. Существует мнение, что такие «открытия» играют важную миссионерскую роль. Но благая цель не оправдывает некорректно поставленных экспериментов. Нелепо пытаться уловить приборами что-то духовное. Можно ли взвесить красоту? Проградуировать благодать? Тем не менее, в свое время нашумели труды академика А-В. И. Вейника, бравшегося измерять степень намоленности икон и праведности святых. Академик до своей смерти покаялся в своих заблуждениях, но у него до сих пор легион продолжателей. Например, авторы чрезвычайно популярного псевдодокументального фильма, несколько раз показанного ТВ под названиями «Великая тайна воды» и «Вода». В этой эффектной картине некоторое количество достоверных сведений о воде искусно подверстано ко множеству безграмотных утверждений и нелепых идей. Так, утверждается, что вода реагирует на магнитное поле, на слово, на молитву созданием долговременной молекулярной структуры, сохраняющей информацию о воздействии. Что если воду обрабатывать определенным образом — подобранными магнитными полями, а, может быть, и просто хорошими словами, — получается «структурированная» вода, обладающая целебными свойствами. Но опыты серьезных ученых опровергают это «открытие». «Конечно, вода реагирует на внешние воздействия. К примеру, если на воду наложить электрическое поле, ее молекулы упорядочиваются, — говорит академик Кругляков в интервью газете “Наука в Сибири”. — Но у воды очень короткая “память”. Уберите это поле, и через миллиардные доли секунды вода окажется в исходном состоянии». Отрицает академик и способность воды под воздействием магнитного поля приобретать лечебные свойства: «Вода магнитное поле не чувствует». «Я во время просмотра делал пометки в тетради и насчитал 58 сомнительных моментов. Например, заявляется: “Вода — единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном”. Да почти все вещества могут находиться в трех состояниях!» — поддерживает критику фильма священник Вячеслав Куликов, клирик московского храма Святителя Николая в Заяицком, к. ф.-м. н. Не подтверждаются и богословские «откровения» картины — вроде того, что молитвы меняют структуру освященной воды, и поэтому она оказывает очищающее действие на человека. «В таинствах Церкви под видом неких действий и материальных субстанций — например, воды — человеку невидимо дается благодать Божия. Но сама вода никаких грехов не очищает», — объясняет о. Вячеслав Куликов.

http://pravmir.ru/parad-lzhenauk/

Все это должны знать восприемники от купели Крещения, дабы ясно понимали они свою задачу – смогли воспринятых ими духовных детей воспитать в вере православной, в духе и силе благочестия. Об этих обязанностях наглядно говорит им возжженная свеча, которую держит каждый восприемник. Освящение воды Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви. «Христос крестился для того – пишет святой Игнатий, Богоносец, – чтобы очистить воду,». 72 сделать ее способной духовно возрождать крещающихся. Уже самый первый момент, – говорит святой Симеон Солунский , – каждение купели и участников Таинства – указывает взору людей «благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к свету, ибо «он становится сыном Света». 73 А начальный возглас: «Благословенно Царство…» свидетельствует о реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещаемый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви является Евхаристия – Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Принятие истинных пищи и пития ( Ин. 6:55 ) – естественное содержание жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Крещения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провозглашающий наступление Царства Святой Троицы. 74 Жизнь этого Царства дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней. Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем свидетельствует, что вещество Таинства – вода – должно войти в соприкосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как некогда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их, так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещающийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Христом в Боге. Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинства проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших ожиданием того, что «все покорится Богу» ( 1Кор. 15, 25–28 ) и Царству Его любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года – в подогретой. Вода должна быть чистая – колодезная, водопроводная или родниковая, без примеси других веществ и запаха. Никакая другая жидкость не может заменить воду. Для Крещения используется купель; в случае ее отсутствия можно использовать и другой сосуд, но при условии, что впоследствии он уже не будет употребляться для хозяйственных целей. По совершении Таинства вода из купели выливается в чистое место, непопираемое ногами – под дерево, под храм, в реку или в специальное углубление в земле, но не в водопроводные и канализационные стоки и канавы. Хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней недопустимо. При Крещении нескольких младенцев, если среди них есть больной, то его следует крестить в первую очередь, а затем налить в купель новой воды и освятить ее заново. Если родители или восприемники крещаемого желают, чтобы их младенец был крещен отдельно, то священник не должен отказывать им в этом, чтобы не смущать мнительных. Приготовительная молитва священника    Эта молитва входит в состав чина освящения воды, но прочесть ее можно и до начала Крещения, пока идет приготовление к нему. Ее слова напоминают священнику о той суровой ответственности, которую возлагает на него его сан. Из учения Церкви о том, что благодать, подаваемая в Таинстве Крещения, ни в коем случае не зависит от моральных качеств совершающего его священника, не следует делать вывода, что личное духовное состояние священника не имеет здесь значения. Священник должен являть собой образ Христа «по словам, по поступкам, по учению» (1 Тим. 4:12). Молитва напоминает священнику о том, что Крещение – это начало процесса, в котором решающее значение должны иметь и семья, и крестные родители, и, в особенности, пастырь. Это процесс воссоздания образа Христова в новокрещенном, назидания его «на основании апостол и пророк», чтобы не был он «низложен», но преуспевал во благочестии, как член Святой Соборной и Апостольской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010