Но если речь идет об откровении Бога как Троицы и о воплощении Сына Божия для спасения людей, то при чем же тут вода? Ведь не просто так водная стихия - а точнее, река Иордан - здесь главное место действия. В Церкви Христовой вода является веществом Таинства Крещения, в котором человек возрождается для новой жизни с Богом, рождается для Церкви и Царства Божия. Сходя в иорданские потоки, Христос благословляет и освящает водное естество и тем самым обновляет творение, очищает его от последствий греха. Не случайно на богослужении в Крещенский сочельник читается самое начало книги Бытия, повествующее о творении мира, в котором вода играла довольно важную роль. Когда-то в древности праздник Крещения Господня и Крещенский сочельник были днями крещения уверовавших людей, желавших стать христианами. Конечно же, ради этого совершалось освящение воды. От этого и берет начало традиция раздачи освященной воды верующим. В своем окончательном варианте чин великого освящения воды был установлен на Руси в 1681 году. В наши дни за крещенской водой в храмы приходит столько людей, что со стороны можно было бы подумать: именно раздача воды, а не Таинство Причащения является основой литургической жизни Церкви. Не могу сказать, что очереди за водой - это плохо. Ведь среди тех, кто ходит в храм сейчас, немало людей начинало с таких «походов» с бутылками и канистрами. Только не стоит возмущаться тем, что «так поздно начинают раздавать крещенскую воду»: это ведь не потому, что лень освятить ее раньше,- просто чин освящения совершается после Литургии, поэтому и раздача воды начинается после службы, а не в начале или во время ее. Что нужно сделать в этот день? Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа. Затем (необязательно сразу после - в течение всего дня) можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/18/k...

Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания. § 2. Освящение Мира Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом. В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании. Предварительное приготовление всех благовонных веществ и прочих составляющих – начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. Открытое и торжественное мироварение бывает на Страстной седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам возжигает под котлами огонь, который и поддерживается потом во время мироварения священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное миро кладут ароматы. Затем миро разливается в 12 сосудов. В Великий Четверг, пред чтением часов, священнослужители переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных местах около жертвенника. На жертвеннике же поставляется сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Во время великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным) и поставляют их вокруг престола. Алавастр с преждеосвященным Миром поставляется на престоле. После освящения Святых Даров, после слов: «И да будут милости...», – патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд, читая особую молитву, в которой испрашивает у Господа наития Святого Духа на Миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Следовательно, первоначальное «не-я», «мертвое» вещество, уже включается в духовную жизнь человека, возводится к духу, становится «чувственностью». Чувственность совсем не чужда духу. Напротив, она ему принадлежит как образ его же жизни, хотя и не исчерпывающий ее. Лишить дух чувственности – значило бы его развоплотить, т.е. упразднить самое естество человека. Можно различать разные образы чувственности в человеке – греховную или святую, но нельзя ее от духа отделять. Дух не противоположен душевной и телесной жизни человека, но он живет в них, их определяя и сам ими определяясь. Материя как бы растаивает, теряя свою косность и непроницаемость, становится прозрачной для духа и духоносной, из бессознательной сознательною, т.е. сопринадлежащей сознанию, вводится в жизнь духа, «овладевающего» природой. Итак, в материи дремлет и таится жизнь духа, которая должна быть в ней пробуждена. 396 Этим характером вещества и объясняется его способность становиться «материей таинства», быть проводником даров Духа для духа воплощенного, сращенного с веществом, т.е. для человека. Одуховленное, освященное вещество, которое сделалось в таинстве субстратом для жизни Божественной, для Духа Св., будучи воспринимаемо человеком, входит во всю полноту его существа, в духовное и телесное его бытие. Вещество таинства есть одуховленное вещество будущего века, как и воды Иордана суть уже «воды жизни», исходящие от престола Бога и Агнца в Новом Иерусалиме ( Откр. 22, 1 ). Вещество мира уже претерпело изменение, когда стало плотью Христа. Плоть Христова, будучи подлинно человеческой и в таковом качестве принадлежа этому миру, вначале отличалась от общечеловеческого вещества безгреховностью и потому первозданной прозрачностью и проницаемостью для духа, хотя и имела в себе нечто от непослушности ему, вследствие общей ее ослабленности от первородного греха («дух бодр, плоть же немощна», Мф. 26, 41 ). Сошествие Св. Духа на Иисуса в Крещении, конечно, укрепило Его человеческое естество и через то содействовало возведение его к состоянию высшей духовности, которое имело быть закрепленным собственным подвигом Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее». Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи...», при великом – «Во Иордане...». Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии. § 3. Употребление освященной воды Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных. Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы – воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении. Глава XIII. Чин освящения храма 94

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

14 Распространенное как в церковной, так и в критической литературе толкование видит в воде и крови символику двух таинств – крещения и причащения. Но это толкование, более аллегорическое, во всяком случае не является исчерпывающим и не уловляет всего контекста 15 Этому не противоречит то, что у Иоанна же вода в другом контексте, безотносительно, означает новую духовную силу и новое духовное рождение ( Ин. 3, 5; 4, 14; 7, 38 , ср. Откр. 22, 1; 22, 17 ). В отношении крови вода есть элемент «земли», первоматерия, в отношении к духу и в соединении с ним вода есть духоносное, одуховленное вещество, причем здесь подчеркивается уже не ее космическая природа, но духоносящая сила: освящение воды есть и освящение водной стихии мира, т. е. уже и самого мира. (И замечательно, что из всех четырех элементов: воздуха, огня, земли и водыосвящается именно эта последняя как имеющая в известном смысле репрезентативное значение для всего мира.) 16 Кельтские по происхождению сюжеты средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола переплетаются около XI в. с темой поисков Грааля как абсолютного спасительного начала. 18 Парсифаль (Персеваль, Парцифаль) – один из рыцарей Круглого стола, искатель спасительной святыни, герой сочинения Кретьена де Труа (XII в.) «Персеваль, или Повесть о Граале», а также рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (конец XII в.). 19 Антиминс – четырехугольный плат со вшитой частицей мощей и с изображением положения Христа во гроб; он кладется в алтаре на престол, и на нем совершается освящение Св. Даров. 20 См.: H. Туницкий. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца-Христа в Евхаристии. – «Богословский вестник», 1907, 5. С. 201–229 21 Проскомидия – первая часть христианской литургии, за которой священнослужители приготовляют вещество для евхаристии. 23 Таинственная, т. е. мистериальная – обретаемая при совершении таинства евхаристии (приложения евхаристического вина в кровь Христову). 27 Архиепископ Константинопольский Несторий (V в.), признанный ересиархом, разделял Бога-Слова и человека Иисуса, родившегося от Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это – восстановление нашей адамовой природы, воссозданной и воссоединенной во Христе через Его подвиг спасения. Смерть-погребение и жизнь-воскресение Христа символически выражаются в крещении 799 . Термин βαπτ ζω означает “погружать, окунать”, и древний обычай настаивает на единственном истинном способе крещения – через погружение 800 , и Ерм говорит о “сошествии в воду” 801 . Очень глубокая связь с сошествием в ад 802 полностью исчезает при обычае крещения через обливание или через окропление. Так таинство воспроизводит всю образную кривую спасения: троекратное погружение заставляет пройти через тридневное (triduum) пребывание во гробе и сошествие в ад 803 , выход же из воды есть возвращение в незакатный день. Крещальная вода приобретает сакраментальное значение очистительной крови Христовой, и, таким образом, на пороге новой жизни воздвигается Крест. Вещество таинства Возрождение совершается ex aqua (от воды) и ex Spiritu Sanctu (от Духа Святого) ( Ин.1:5–7 ). В литургическом смысле праздник Богоявления совершает великое таинственное освящение всей материи 804 . Будучи олицетворенным освящающим началом, Святой Дух в Своем сакраментальном пришествии сообщает Свои энергии крещальной воде, воде живой, δωρ ζ ω ν, делает ее проводником благодати и водой-родительницей, μ τρα δατος (утроба воды) 805 . Великие библейские прообразы – потоп и Ноев ковчег – дают Ерму основание сказать, что “ Церковь воздвигнута на водах”, а святому Кириллу Иерусалимскому : “Дух Божий носился над водой... Начало мира – это вода, и начало Евангелия – это Иордан” 806 . Через эпиклезу-призывание вода очищается от всякого злого влияния и получает освящающую силу. Вода не просто возвышается Святым Духом до уровня проводника Его действий, или инструментальной причины, но Святой Дух нисходит в саму воду. По словам святого Кирилла Иерусалимского , вода отныне соединена со Святым Духом, действие которого осуществляется в ней и через нее 807 . Так же как и миро, μ ρον, χρ ι σμα, которое используется в миропомазании, через эпиклезу становится “даром Христа, действенным через присутствие Божества Святого Духа” 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Поэтому совершение таинств имеет значение не только для нас, людей, которые приобщаются им, но имеет вселенское, космическое значение. Когда Христос стал человеком, этот видимый нами мир принял в себя Божество, соединился с Ним и вырос в совершенно небывалую меру. В Вознесении же Господнем мы видим, что то же самое тело Христово, пусть воскресшее, но все равно человеческое тело, то есть вещество этого видимого мира, возносится, и Христос восседает одесную Бога и Отца, и наша вещественность, видимый состав этого мира входит в самые глубины Троичной тайны. И каждый раз, как совершается таинство, вещество нашего мира переживает перемену. Что случается на самом деле с этим веществом в таинстве? Своей верой, тем, что он – Божий, человек изымает из контекста падшего, греховного, тленного мира какую-то, пусть самую малую, частицу: небольшое количество воды, которая станет крещальными водами или водами Богоявления, или частицу хлеба и немного вина, или масла, или то сложное вещество, которое мы называем миром. Оно изымается из контекста греха, падения, обезбоженности и человеческой верой приносится в дар Богу. И Бог дар принимает, и эти воды, этот хлеб и вино, и масло, и миро вырываются из тленного мира и возвращаются в нетленный. Они возвращаются в свободу, они делаются такими, какими их задумал и создал Господь. Больше того: при сотворении они создавались со всеми возможностями преображения, а теперь сошествием и действием Святого Духа они уже принадлежат тайне будущего века и делаются такими, какими будут явлены в будущем веке. Но они потому делаются способными принять благодать, что они исполнены силой Святого Духа. Они делаются способными и нас омыть от тления, и нас приобщить к миру нетленности, к миру, который за пределом смерти, к миру вечной жизни. Таким образом, Бог соединен с веществом в таинствах, но ясно, что Он соединяется с веществом разно. Воды Крещения остаются водами, они освящены, они очищены, они преображены, они исполнены благодатной силы. Но хлеб и вино, которые освящаются в таинствах, не только изъяты и преображены, они приобщены лично к тайне воплощенности Слова Божия, они являются Телом и Кровью Христа. И еще иначе соединяется благодать Святого Духа с миром. Мы верим, что когда человек помазуется святым миром после Крещения, он получает печать дара Святого Духа, и что в этой печати, в этом запечатлении он получает Самого Святого Духа, в него вселяется Господь Бог Святой Дух. Каким образом по молитве Церкви, через освящение этого вещества Святой Дух соединен с ним – нам непостижимо, потому что это миро не есть Святой Дух, и однако, оно дает нам Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Временем его совершения может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно. О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства Веществом Таинства является елей (масло), который для древних был особой субстанцией, имеющей в их жизни исключительное значение. О елее уже говорилось прежде, в главе «Освящение елея» в Таинстве Крещения. Здесь можно добавить лишь то, что его уникальные природные свойства, такие, как текучесть, горючесть, смягчающие и консервирующие качества, несмешиваемость с водой, определили его широчайшее использование в различных областях жизнедеятельности древнего человека – от кулинарии до медицины. Как видно из сочинений Галена и Цельса, древние греки и римляне придавали большое значение натираниям различными маслами для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла использовались как одно из средств очищения прокаженных (См.: Лев. 14; 15–18 ). Кроме елея, в Таинстве Елеосвящения употребляется еще несколько компонентов, о которых стоит упомянуть особо. Это вино, вода и пшеница. Впервые об употреблении воды и вина в Таинстве Святого елея говорят рукописи XII века. Согласно им, при совершении Молитвомаслия в Синайском монастыре в лампаду вливали крещенскую воду и вино. В славянских рукописных Требниках вместе с елеем отмечается употребление вина. В источнике XV века, принадлежащем Софийской библиотеке, читаем о совершении Таинства: «Поставляем бывает посреде столец, покрыт чист, на нем же блюдо с пшеницей, в нем же кандило с вином, аще несть вина, то вода». Таким образом, и вино, и вода имели, по представлению составителей чина Таинства, одинаковые целительные свойства. Сейчас вода в Таинстве Елеосвящения практически не употребляется. Происходит это лишь в тех местах Вселенской Православной Церкви, где вино является редкостью или где традиция употребления воды сохранилась с древних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сегодня праздник не только людей, которые при крещении получают одежду нетления, но и праздник всей природы, ибо и природа «да облечется в одежду свою первую», ибо и она живёт и заражается от нас нашим грехом. Если каждый из нас, имея сознание может, и должен каяться, и каясь, как верит Святая Церковь , облекается в одежду нетления, то для природы также должно быть очищение от того греха, который мы в неё вносим, и это очищение даётся ей через великий праздник Крещения Господня, когда вся тварь через водное естество обновляется. Одинаково и к горам, и к холмам, и к светилам небесным, и к мразу, и к инею, и к ангелам, и к «человеков множеству» обращается Святая Церковь , призывая их «петь и превозносить Господа» (вечерня Великой Субботы). Но высшую ступень в этом творении занимает человек, в особенности же те, кто прославлен – преподобные и праведные и смиренные сердцем. Сегодня мы совершаем великое освящение воды, совершаем не только как люди, которые собрались в этом храме для того, чтобы здесь помолиться и вспомнить когда-то происходившее, вспомнить, что когда-то Господь пришёл креститься от Иоанна. Церковь снова раскрывает нашу связь со всей природой. Вот этой связи мира видимого и невидимого, между человеком и стихиями, между человеком и миром мы, грешные, скверные, не чувствуем – и оттого-то мы так одиноки, оттого-то мы не понимаем богослужения, которое совершаем. Разве можно говорить, что есть человек и мёртвая материя, когда водою совершаем мы Таинство крещения, – через эту воду, через материю как через вещество совершается рождение вновь, духовное рождение. Эта самая обыкновенная вода получает духовные дары благодати, она освящается, и через неё мы освящаемся. Другое великое Таинство – миропомазание – совершается через миро. Миро – простое благоуханное вещество, но оно, освятившись, приобретает те свойства, которые дают нам, миропомазанным, дары Святаго Духа. Вот хлеб и вино, освящённые и предложенные, они являются как Тело и Кровь Господа, и они нас делают Телом Христовым, когда мы ими приобщаемся, как говорит Иоанн Златоуст 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Очи же твои паки, Всесвятого Духа видевшие, яко в виде голубике сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива к нам соделай, и прииди стани с нами, запечатлей пение и предначинаяй торжество» (Стих. гл. 5, часы 6(5) янв.). Именно сегодня, когда праздник не только людей, которые при крещении получают одежду нетления, но и праздник всей природы, ибо и природа «да облечется в одежду свою первую», ибо и она живет и заражается от нас нашим грехом. Если каждый из нас, имея сознание, может и должен каяться и, каясь, как верит св.Церковь, облекается в одежду нетления, то для природы также должно быть очищение от того греха, который мы в нее вносим, и это очищение дается ей через великий праздник Крещения Господня, когда вся тварь через водное естество обновляется. Помните, я говорил вам, что одинаково и к горам, и к холмам, и светилам небесным, и к мраку, и инею, и к Ангелам и к «человеков множеству» обращается св.Церковь, призывая их «петь и превозносить Господа» (Вел. Субб.). Но высшую ступень в этом творении занимает человек, в особенности же те, кто прославлен — преподобные и праведные и смиренные сердцем. Сегодня мы совершаем великое освящение воды, совершаем не только как люди, которые собрались в этом храме для того, чтобы здесь помолиться и вспомнить когда-то происходившее, вспомнить, что когда-то Господь пришел креститься от Иоанна. Церковь снова раскрывает нашу связь со всей природой. Вот этой связи мира видимого и невидимого, между человеком и стихиями, между человеком и миром — мы, грешные, скверные, не чувствуем — и оттого-то мы так одиноки, оттого-то мы не понимаем того богослужения, которое совершаем. Разве можно говорить, что есть человек и мертвая материя, когда водою совершаем мы таинство крещения — через эту воду, через материю, как через вещество, совершается рождение вновь, духовное рождение. Эта самая обыкновенная вода получает духовные дары благодати, она освящается и через нее мы освящаемся. Другое великое таинство — миропомазание — совершается через миро. Миро — простое благоуханное вещество, но оно, освятившись, приобретает те свойства, которые дают нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Вот хлеб и вино — освященные и предложенные, они являются как Тело и Кровь Господа, и они нас делают Телом Христовым, когда мы ими приобщаемся, как говорит Иоанн Златоуст. Стало быть, эта связь наша с видимой природой так тесна, потому что все, что живет, живет как создание Божие, живет своим Творцом — Истинною Жизнью. Нам надо в этот праздник освящения водного естества помнить, что человек стоит на грани двух миров — мира невидимого, с которым он связан своей бессмертной душой, духом — этот мир возводит нас к Ангелам и бесплотным духам — и мира видимого, через тело свое, которое является проводником благодати Духа Святого в душу и которое становится таким же бессмертным, как и душа, если мы живем во Христе. Мы — малый мир — носим в себе соединение двух великих миров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010