Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Спасение (от греч. «σωτηρα» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) — 1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном ( Пс.23:5 ); 2) деятельность Сына Божьего , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ( Лк.2:11 ); 3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни ( Тит.3:5-7 ); 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам. Ветхозаветный прообраз: спасение праведного Ноя при Всемирном потопе ( Быт.7:1-9:17 ) Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог . Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. « Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем » (св. Афанасий Великий ). Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через  Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин ). Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве. Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати , освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге. Насколько категорично изложил Бог условия спасения?

http://azbyka.ru/spasenie

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению) И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге. ( Лк.24:32 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Пасхальная радость переполняет в эти светлые, святые дни сердце каждого верующего. Может ли быть событие более важное и благословенное, чем Воскресение Господа нашего Иисуса Христа?! Радостью преисполнен мир земной, торжеством и ликованием — мир небесный! Какое счастье, какая благодать думать о том, знать и принимать сей факт верой, умом и сердцем! Воистину воскрес Христос! И мы, чада Божии, в свой час последуем святому примеру и воистину воскреснем для жизни вечной. Святой апостол Павел говорит: … если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Безусловно, вера наша стоит в самой тесной связи с этим выдающимся событием — Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Можно сказать, что вера христианская укрепляется самим фактом Воскресения. Если б Господь не воскрес, то кто бы верил преподанному Им на земле учению? Но Спаситель действительно воскрес из мертвых! Своею собственною силою воскрес, доказав тем самым, что Он — истинный Бог, ведь власть над жизнью и смертью Божественна, ибо ею обладает только Бог. Господь наш Иисус Христос в Святой Пасхе явил Себя подлинным Владыкой над жизнью и смертью. Вот величайшее свидетельство Его Божественной природы и истинности преподанного учения. И потому наша уверенность в свершившемся факте Воскресения так спасительна. Благая надежда для каждого христианина в радостнейшем уповании, что все горести, трудности, переживания и страдания временной земной жизни после телесной смерти в определенное Богом время завершатся для верующих во Христа воскресением из мертвых и вечной блаженной жизнью. А потому Светлое Христово Воскресение есть упоительный праздник победы над смертью.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скачать epub pdf 56. Седмица 7 по Пасхе. Троицкая Родительская суббота. О молитве за умерших Вечная память всем почившим. Со святыми упокой, Господи, всех усопших. Братия и сестры! Во вторник на Фоминой неделе святая Церковь совершала «Радоницу», т. е. пасхальную «родительскую субботу». Вместе со святой Церковью мы все возносили на Радонице моление о наших умерших, обо всех почивших в надежде воскресения и жизни вечной. Особый и так сказать специальный смысл этой пасхальной молитвы (и дома, и на могилке, и в храме) заключался в том, что мы поздравляли всех в Бозе почивших с праздником Воскресения Христова и теми же словами приветствовали их: «Христос воскрес!», что и живых людей. Христос и для них воскрес, и для них как бы вновь и вновь сходил в загробный мир, чтобы благовествовать о Своём воскресении. Радостью воскресения Христова и надеждой на грядущее всеобщее воскресение мы и делились со всеми умершими в поминальный день «Радоницы», молясь вместе с тем об упокоении их «в месте светле, злачне и покойне». Сегодня Троицкая родительская суббота. Завтра, в праздник Святой Троицы мы будем прославлять Пресвятую Троицу за наше спасение, за дарование Церкви и им благодатных, спасительных даров Святого Духа. О даровании этих даров почившим, о прощении их согрешений и упокоении с праведными мы молимся сегодня, в эту Троицкую субботу. На чём основано поминовение усопших в Православной Церкви? Оно основано на глубокой вере в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мёртвых, а все «живы суть». Всё Евангелие есть провозвестие грядущего воскресения для жизни вечной, нескончаемой. Своим воскресением Христос явил залог воскресения из мёртвых всех людей. Он – начаток воскресения, первенец из мёртвых ( Кол. 1:18 ). Он ответил саддукеям, не веровавшим в воскресение мёртвых: Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Ибо у Него все живы ( Лк. 20:27, 38 ). Поэтому верующие спокойно думают о смерти, и спокойно готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf I. Существует ли невидимая Церковь Западный протестантизм, разбившись на сотню сект и деноминаций, естественно должен был остановиться перед вопросом: где же среди всех вероисповедных разделений есть истинная Церковь ? И не нашел другого выхода, как прийти к учению о «невидимой Церкви», таинственно существующей среди всех разномыслий, и ошибок и грехов людских, – Церкви святой, ведомой в ее составе одному Богу, состоящей из одних тех, кто достоин быть в ней. Однако не напрасно наш Божественный Спаситель оставил нам притчи: о неводе, приносящем на берег не только добрую рыбу, но и негодную; о поле, где хозяин оставляет расти до жатвы и плевелы среди пшеницы. Апостолы создавали Церковь через видимое таинство крещения всех, заявляющих им о своей вере во Христа, и Церковь была, как и остается, неводом или полем для хотящих спастися и в разум истины приити, для ищущих вечной жизни, но пока еще живущих «в надежде», еще не вошедших в покой небесный. Апостолы создавали внешне «видимые» общины с определенным составом их членов, единые душой, хотя внешне разобщенные, и все эти общины были единой Церковию Христовой. Такою Церковь и остается навсегда. Ее назначение – призывать и приготовлять людей к вечной жизни во Христе. Поэтому Православная, апостольская Церковь , со своей стороны, отвечает: такой невидимой Церкви, которая бы, среди многих вероисповедных разделений или над ними, выделяла из них достойных людей и объединяла бы их всех, – такой Церкви нет. И тем не менее, это отнюдь еще не значит, что мы, православные христиане, не веруем в Невидимую Церковь . Мы не произносили бы ежедневно, и даже несколько раз в день, при богослужении и в домашней молитве, слово в « Символе веры » по отношению к Церкви «верую», так как вера, по определению Апостола, есть вещей обличение невидимых; к трем дальнейшим, заключительным предметам символа веры уже прилагаем слова «исповедую» и «чаю " … Значит, в учении о Церкви мы признаем и ее невидимую область. Где и какая она? Область эта – небесная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf Апрель Жатва вечной жизни 01 апреля. «Сеющий в дух, от Духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6:8 ) Семя, сеянное нами, семя раскаяния, семя смирения, семя наших воздыханий и мольбы о помощи пустит корни, возрастет и принесет плод, неведомо для нас самих, не тогда, когда мы этого ожидаем, а во время, назначенное Господом. Мы, быть может, изнемогаем на пути, унываем и падаем духом, ослабевшие очи наши ждут явления Господа «более, чем стражи утра»; но, как стражи утра, и мы дождемся этого света, который должен воссиять и рассеять мрак самой длинной ночи. Как несомненно то, что каждое утро загорается заря и восходит солнце, так и над нами взойдет солнце правды, побеждающее всякое зло, – и Господь избавит нас, взывающих к Нему об избавлении. «Долготерпите, и вы укрепите сердца ваши» ( Иак. 5:8 ), настанет жатва вечной жизни, и тогда найдется в целости всякое зерно, посеянное в Духе Христовом и для славы Его. Прежде всего является благодать 02 апреля. «Благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно, с верою и любовью во Христе Иисусе» ( 1Тим. 1:14 ) Заметим, как поучительна последовательность этих трех выражений: благодать, вера и любовь. Прежде всего является благодать как противоположность всякого личного нашего достоинства и как удовлетворение всех наших желаний и потребностей. Вся наша надежда заключается в одной благодати Божией, которая дается и нам, недостойным, по Божией любви и милосердию. Сам Христос есть живое воплощение и ясное выражение этой любви. Апостол Павел, вспоминая историю своего обращения, приписывает его единственно всесильной благодати Божией. Он говорит, что благодать эта открылась в нем обильно; хотя грех его был велик, но любовь Божия превзошла его и покрыла его преизбытком благодати Своей. Ап. Павел этого никогда не забывал. Сознание этого было основою его великого смирения. И вера вселилась в его сердце вместо неверия: не только общее, бессознательное чувство упования на Бога, но живая, твердая вера в живого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. И вместе с этой пламенной верой возгорелась любовь к живому Спасителю. Будем же и мы неотступно молить Господа об этих дарах, и открывшаяся в нас благодать да наполнит все наше существо. Она изменит для нас все, смягчит гнетущую нас скорбь и даст нам новые силы. Кто может нам помочь?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Скачать epub pdf Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого 252 Издавна Божественное писание глаголет о святых мужах, блаженных и юродивых 253 , достойных вечной памяти, ибо святые эти прожили на земле во плоти богоугодную и преподобную жизнь непорочную и честно подвиг свершили о Христе, и сего ради уподоблены были ангелам. И так как пребывали в посте, молитвах и подвиге духовном, просияли в жизни сей как звезды небесные и победу великую одержали над вражьей силой, красоту мира сего суетного от себя отринули и славу света сего прелестного ни во что не ставили, но всегда своими пречистыми душами жаждали нескончаемого века будущей жизни и услаждения с Господом Богом и со святыми его ангелами, с пророками и апостолами, и мучениками, что уготовано было им от сотворения мира. Ради этого, братия, благо нам и полезно тех святых мужей, блаженных Христа ради юродивых, чистое их житие и подвиги и бывающие от них преславные чудеса и слушать, и переписывать, ибо за то бывает нам от Господа Бога великое благо и немалое воздаяние. Слушателям же и сведущим толкователям известно, что лучше оседает и укореняется в сердцах наших то, чего боишься, и на добрые дела направляет и побуждает последовать житию этих святых. Если же не будут описаны благодеяния их, достойные запоминания, то из памяти нашей уйдут и обречены на забвение. В нынешнем же последнем роду нашем кто сможет святых блаженных, Христа ради юродивых мужей по достоинству восхвалить и о них поведать?! Их житию и терпению и сами ангелы Божий удивлялись и их восхваляли, ибо имена тех святых мужей и добродетели их записаны на небесах, как эти святые силою Пресвятого Духа взяли крест Христов на плечи свои и последовали Ему, а за это открыл им Господь двери райского блаженства, чтобы вкусили радость и насладились вечной жизнью. Об этих святых в Поучении своем Василий Великий , епископ Кесарии Каппадокийской пишет так: «Братия, будьте ревнителями праведно живущим на земле людям: осознанно обращайте внимание на знамения и имена, деяния и подвиги их и впишите в сердца свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц жен Память 10 февраля В царствование нечестивого царя римского Севера 1290 при распространении Церкви Господа нашего Иисуса Христа служение бесам стало упадать и самое идолопоклонство прекращаться. В это время в городе Магнезии 1291 жил святой епископ Харалампий. Он наставлял людей на путь спасения и поучал их слову Божию; он говорил: «Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез пророков и апостолов предал нам слова небесной жизни, – и этой проповедью враг наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак, должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять за дело, причиняющее вечную пагубу». После подобных слов святой епископ был схвачен неверными и представлен на истязание и суд к игемону Лукиану и к военачальнику Лукию. Когда священномученик Харалампий повторил пред ними то же самое, игемон сказал ему: – Ты от избытка сердца своего говоришь безрассудные слова, не отличая добра от зла. Но, честный старец, не думай, что ты не будешь замучен за эти слова. Посему, послушавшись нашего совета, веди себя, как подобает старцу, и, хорошо размыслив, приступи к богам с жертвой, дабы нам не причинить тебе таких мук, каких ты не можешь себе и представить. Святой Харалампий отвечал: – Я уже состарился и оканчиваю это временное житие, ни за что не презрю предстоящих мне небесных благ. Тогда судьи, придя в ярость, начали приготовлять все для лютых мук, причем говорили ему: – Принеси жертву богам, злой человек! Святой Харалампий отвечал: – Не принесу я жертвы бесам. Ведь вы видите, что бесы, которых вы почитаете, трепещут и содрогаются пред крестным знамением Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf (т. 2:187–196стр) Обновленцы как раскольники (Письмо к Другу) «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» ( Апок. 2:2 ). Когда человек совершит какое-либо преступление, он не столько спешит покаяться в нем, сколько оправдаться, подражая в этом отношении нашим прародителям ( Быт. 3:6–13 ). Ты знаешь, дорогой Друг, какой величайший грех совершили наши обновленческие раскольники, отпав чрез свой раскол от Единства Церкви Божией и увлекши за собою многих… И голод, и нищета, и бесправие, и даже тюрьмы и казни служителей Христовой Церкви не причинили столько страданий православным, как именно этот богопротивный обновленческий раскол, ибо все указанные бедствия убивают тело человека, а обновленческий раскол отторгает людей от Бога, от вечной блаженной жизни… «Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего больше сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геену: ей, говорю, того бойтесь» ( Лк. 12:4–5 ). И, однако, в большинстве своем обновленцы не идут каяться… Правда, некоторые из них осознали свой грех и после покаяния состоят в лоне Святой Церкви. Оставшиеся обновленческие раскольники ухитряются приводить в свое оправдание всякие доводы. Наиболее распространенных оправданий обновленческих можно указать три. ...Первый из них, наиболее наивный и не по существу дела, но чаще других встречающийся у обновленцев, довод такой: обновленцы многие откровенно заявляют: видите, я человек семейный, у меня дети, я не хочу быть в тюрьме или ссылке, как это все знают о православных епископах и священниках; ведь если меня оторвут от семьи, то кто о ней позаботится? Это оправдание не может быть принято. Он говорит о неверии в Бога, Который промышляет о траве и птице небесной ( Мф. 6:26–30 ), тем более о всяком человеке ( Мф. 6:30–34 ), и особенно об исповедниках Христовых, согласно прямым словам Спасителя: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» ( Лк. 18:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Скачать epub pdf Церковь и море житейское О выборе Что делать, когда стоит вопрос, спасать жизнь ребенка или матери, рожающей его, если нет другого выбора и кто-то должен умереть? Христианство – это жертвенность. Мать-христианка должна спасти жизнь ребенка, даже ценой своей жизни. За это мать получит вечную награду от Бога и прощение многих грехов на Страшном суде. А если умрет ребенок, то его душа, не искупленная и не освященная Таинством Крещения, не увидит Бога. Неужели, по-Вашему, женщина должна убивать себя, лишая, к примеру, своих детей матери, то бишь убивая себя ради чада? А как же отец, то есть муж? Убийство некрещеного ребенка лишает его вечной жизни; а жертва матери своей жизнью ради ребенка является мученичеством ради заповеди Христа, мученичеством, которое награждается в вечной жизни. Вы спрашиваете: «А как же отец, то есть муж?». Такой вопрос задавали христианкам-мученицам языческие судьи: «Если ты не жалеешь себя, то пожалей своих родных. Что будут твои дети делать без тебя?». После Крещения я продолжала вести «обычную» жизнь и, только уехав в другой город, стала воцерковляться. Теперь разрываюсь. Здесь я работаю в православной гимназии, в свечном киоске, храме. Проблемы только с жильем и с постоянно присутствующим желанием уехать, вернуться. А там, дома, у меня нормальное жилье, через дорогу храм, в котором крестилась и который, как мне кажется, больше нуждается в рабочих руках, чем гимназия. К тому же сильное давление оказывают сестра и некрещеные и невоцерковленные родители, буквально разрывая каждый в свою сторону. Я уже беседовала с отцом настоятелем, и он не советует уезжать. Пыталась снимать квартиру, но на это уходят все деньги, которые зарабатываю, а в результате не имею возможности даже помолиться. Читаю моли вы, но чувствую холодность в сердце и нежелание обретать здесь жилье,  потому что  «тянет»  обратно. Как быть? То оправдываю себя, что не место спасает человека, то убеждаю себя, что это место самое благодатное » если уеду, то стану нерадеть о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Слово в день св. апостолов Петра и Павла Величаем вас святии апостоли Христови Петре и Павле, и чтем болезни и труды ваша, имиже трудилися есте во благовестии Христове Чувство признательности налагает на нас священную обязанность почитать и прославлять своих благодетелей соразмерно величию того благодеяния, какое нами получено. Долг справедливости требует, чтобы наша признательность за полученное благодеяние выражалась тем искреннее и сердечнее, чем это благодеяние больших трудов и пожертвований стоит благодетелям нашим. Мы получили от святых апостолов в преподанной ими евангельской истине благодеяние высочайшее – несравненное, благодеяние такое, которое равносильно нашей вечной жизни. Труды, понесенные святыми апостолами при распространении евангельской проповеди, необычайные – изумительные, и пожертвование их при этом было полное – всецелое; ибо они всецело посвятили себя служению благовестия Христова и запечатлели его своей жизнью. Следовательно, святые апостолы Христовы вполне заслуживают того, чтобы мы воздавали им вечную славу и вседушевную благодарность за их труды и болезни, ими же трудились они во благовестии Христове. Чтобы расположить свой дух к живому и достойному прославлению святых апостолов Христовых за их труды и болезни в деле святого и спасительного для нас благовестия Христова, нам нужно уяснить себе то, в чем именно состояли эти их труды и болезни? Прежде всего нас изумляет и поражает обширность того поприща, какое святые апостолы должны были пройти с проповедью евангельской; этим поприщем была для них целая вселенная. Шедше в мир весь, заповедал им Господь, проповедите евангелие всей твари 220 . Немалый труд потребен со стороны человека, чтобы только совершить всесветное путешествие а если при этом нужно еще научить чему-либо всех живущих на земле, то такая обязанность превышает ограниченные человеческие силы. Между тем св. апостолы Христовы, укрепленные силами высшими, в точности исполнили эту обязанность; они обтекли своими красными ногами вселенную и возвестили людям пути жизни вечной, так что во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010