Жить по «глаголам вечной жизни» Беседа с митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием С митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием корреспондент портала «Православие.ру» встретился накануне 14 марта – Дня православной книги. И потому владыка Феодосий говорил о православном просветительстве, книге и ее роли в жизни современного человека, о предстоящем юбилее святителя Феофана, Затворника Вышенского, – деятельнейшего духовного просветителя XIX века. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Фото Тамбовской епархии      – Владыка, каковы, на ваш взгляд, роль и значение книги в православной культуре? – Книга в любой культуре занимает особое место. Она является не только источником знаний, но отражает уровень и качество культуры, свидетельствует о системе ценностей, образе жизни и религиозных традициях людей, народных обычаях и обрядах. В древних летописях говорилось, что книги – это «реки, напояющие мир мудростью». Посредством книги веками распространялась вера Христова по бескрайним просторам нашего Отечества и за его пределами, вплоть до Аляски, Японии и Америки. Памятники русской книжности свидетельствуют, что на Руси всегда было трепетное отношение к книге и понимание ее воздействия на человека. Православная книга – это источник Премудрости Божией, свидетельство о Евангельском законе. Православная книга впитала в себя мудрость слов Спасителя, великих учителей древней Церкви, духовных писателей Русской Церкви. Она и в настоящее время несет читателям спасительные истины, которые явил миру Христос. Одной из отличительных особенностей русской классической литературы является поиск истины, осмысление вечных проблем. Этим русская словесность обязана, в первую очередь, православной вере и христианским традициям. – Евангелие называют кладезем духовной мудрости, но еще и практическим пособием для повседневной жизни. Почему? – Что есть Евангелие? Это главная книга жизни, через которую с человеком говорит Сам Господь. Православный христианин обращается к Евангелию ежедневно, поскольку испытывает в этом постоянную потребность.

http://pravoslavie.ru/69202.html

Одиннадцатый член Символа Веры Чаю воскресения мертвых. Поучение 75. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Так читаются последние два члена Символа Веры . В них раскрывается цель, к которой всегда мы должны стремиться нашими мыслями и желаниями. Это величайшее благо, которое Иисус Христос приобрел Своими страданиями и крестною смертью, и к которому Он приводит нас Своим Божественным учением и спасительными таинствами. Настоящая наша жизнь есть путь к будущей вечной жизни. В продолжение всей земной жизни более всего должны мы заботиться о том, чтобы наследовать блаженную жизнь в вечности. Скажем, по порядку Символа, сперва о воскресении мертвых, и потом о жизни будущего века. Когда говорим: чаю воскресения мертвых, или ожидаю воскресения мертвых, – с этими словами должны мы соединять несомненное убеждение в том, что в определенное Богом время тела всех умерших людей, действием Божеского всемогущества, опять соединятся со своими душами, и воскреснут из мертвых. Истина будущего воскресения мертвых известна была и в Ветхом Завете. Праведный Иов говорил: Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов. 19:25–27 ). Пророк Даниил предсказал о всеобщем воскресении мертвых и о последнем суде, говоря так: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, на всегда ( Дан. 12:2, 3 ). Как часто и как ясно возвещает нам о будущем воскресении мертвых слово Божие Нового Завета, это вы сами знаете, или сами слышите в чтениях из евангелистов и апостолов. Напомню вам только некоторые изречения. Иисус Христос говорит: истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. – Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин. 5:25, 28, 29 ). Еще Господь говорит: Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:39, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Патриарх Кирилл: Как воспринимать страдания, которые являются данностью человеческой жизни? 7 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Скорби, человеческое горе будут всегда, пока жив человек и пока существует род человеческий. 6 апреля 2014 года, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Ваше Высокопреподобие, отец Николай, настоятель сего святого храма! Досточтимые отцы, братия и сестры! Я с особым радостным чувством совершил сегодня Божественную литургию в этом храме Нерукотворного Спаса на Сетуни, одном из самых первых храмов в городе Москве, которые были возвращены Русской Православной Церкви после долгих лет гонений. Я помню этот храм год спустя после возвращения, в 1990 году, когда здесь только-только начались восстановительные работы. Помню, с каким энтузиазмом и с какой радостью люди восприняли то, что святыня возвращена Церкви. Хотя внешне храм нес на себе страшные раны, нанесенные разрушениями, человеческой ненавистью, человеческим беспамятством и преступлениями, святыня оставалась святыней. И сегодня, празднуя 25 лет с того дня, когда совершилось это историческое деяние, мы можем с радостью свидетельствовать, что храм Нерукотворного Спаса на Сетуни — один из самых благоустроенных храмов города Москвы. И здесь не только внешне замечательный храм, но и хорошо организованная приходская жизнь, включая хор, воскресную школу и многие приходские программы, с которыми я знакомился перед тем, как к вам ехать, и был рад узнать о том, что здесь совершается. Сегодня на Церковь Божию возлагается особая ответственность не только за спасение человеческих душ, хотя это самая главная ответственность Церкви, но и за устроение земной жизни людей, потому что земная жизнь есть некое преддверие жизни вечной. И если в земной жизни много беспорядка, несправедливости, человеческого горя, человеческого бесчувствия по отношению к горю и много другого, что отягощает жизнь людей, то это преддверие к вечной жизни становится очень и очень тяжелым, нередко побуждающим людей не к тому, чтобы совершенствоваться, но к тому, чтобы умаляться.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-kak-vo...

Скачать epub pdf Центром жизни христианина является богослужение, что именно в богослужении христианин встречается и имеет возможность сродниться с миром Божественным. Этому не противоречит то, что есть в истории христианства примеры, и примеры яркие, когда верующие люди спасались и без богослужений: разбойник на Кресте, преподобная Мария Египетская или Павел Фивейский в пустынях, легендарные, а может быть и реальные три старца на острове, свидетельство о которых, взятое из «Пролога», использовал в рассказе Лев Толстой, с их молитвой, обращенной к Пресвятой Троице: «Трое Вас, трое нас, помилуй нас!» Но все это, хотя и яркие примеры, но исключения, а для подавляющего большинства христиан богослужение было и остается средоточением их религиозной жизни, в котором оправдывается историческое значение слова «религия», на древне-латинском языке «religio», значившее «дело», «связь», то есть связь между миром Божественным и миром человеческим. В чем заключается райское блаженство? По свидетельству Святых Отцов Церкви, оно заключается в непрестанном созерцании Божественной красоты. Божественной правды. Божественной славы и силы. Но это пассивная сторона райского состояния. Активная же ее сторона заключается в непрестанном выражении блаженства, наслаждения созерцанием правды и славы Божией, в раскрытии таким образом себя в любви Божией, в благодарении Бога за все и в восхвалении Его. То есть, в том, что составляет основной, главнейший элемент Богослужения. Богослужебная жизнь есть здесь на земле отблеск и верный образ Божественной жизни в вечности, к которой бы будем призваны за порогом смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Кто любит богослужение, кому оно отрадно и родно, тот еще здесь на земле сростается с содержанием вечной жизни, и потому эта жизнь там (то есть, за порогом смерти, в блаженной вечности) не окажется ему чуждой: он с любовью узнает в ней все то, что любил и ценил он здесь в священные часы богослужения». Другими словами, богослужение приучает верующих к вечности, к вечной жизни в Царствии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу. Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы. Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает. По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54). Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути. Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

http://pravoslavie.ru/101843.html

Четвертый день. Поучение 2-е. День обретения мощей святителей казанских Гурия и Варсонофия. (Уроки из их жизни: а) от юности должно начинать служение Богу, б) терпеливо переносить скорби и в) быть усердным ко храму). I. Ныне прославляемые святители казанские Гурий и Варсонофий были для области казанской, по завоевании казанского царства Иоанном Грозным, первыми возвестителями пути спасительнаго, истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, учителями благочестия и наставниками православия, как величает их в одной из своих песней св. церковь (Троп. празд.). Не светом ли были они для всей страны этой, некогда омраченной магометанским и языческим нечестием, ныне же сияющей православною верою и благочестием, святыми храмами, всюду величественно воздвигнутыми, на месте богопротивного языческого идолослужения, в которых приносится угодная Богу словесная и безкровная жертва, и славословится всесвятое имя Божие? II. Св. жизнь святителей Христовых Гурия и Варсонофия есть прекрасный образец высокого духовного совершенства. Возьмем же для себя в сей день памяти их несколько уроков с тем, чтобы осуществить их в жизни, чтобы, таким образом, быть истинными чтителями священной памяти их, как Богом дарованных наставников и отцев наших, и ныне присутствующих духом с нами, как чадами их во Христе. а) Высоты духовного совершенства и благодатных даров достигли эти святители тем, что от юности своей они презрели все плотское мудрование, вперив же ум к желаемому Христу Богу, совершили течение в посте, молитвах и бдениях, победив до конца чувственные страсти и сияя чистотою и бесстрастием (Конд. св. Гурию). Имея непреложный помысл благочестия, они в продолжение всей жизни с веселием шествовали по стопам Господа Спасителя путем тесным, восходя от силы в силу, и достигли в тихое пристанище жизни вечной, где лики праведных сияют. Итак, первый урок, какой преподают нам святители казанские, есть отрешенность от всего земного, плотского, вещественнаго, и устремление духа и сердца к Богу и к благам вечной жизни, освящение себя Богу от юности, и всежизненный подвиг веры, в котором пребыли они, оберегая себя от всех скверн мира, от всякого и самомалейшего поползновения ко греху. К этому подвигу божественный апостол приглашает всех и каждаго. Итак, если мы еще одержимы дремотою лености и небрежения о нашем спасении и бурею страстей, то прибегнем к благодатной помощи святителей казанских, потому что Господь для того и прославляет Своих св. угодников, чтобы в их предстателъстве и заступлении открыть всегда верную помощь, а в их святой жизни высокий пример подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим». По словам святителя Афанасия Александрийского, «Слово воплотилось, чтобы мы обожились». Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке — в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса. Рождество Богомладенца стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало богатейшей христианской культуре. В Своем вочеловечении Сын Божий не восхотел божественным всемогуществом превосходить границ тварного естества. Он пришел в область бытия, отравленного грехом, где на всех человеческих судьбах лежала печать смерти и тления. Подчинившись законам человеческой жизни, Спаситель мира не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть. По слову святого Кирилла Иерусалимского, «притекла Жизнь, чтобы, наконец, прекратить действие смерти». Воплотившийся Господь явил в Себе самую глубокую и сокровенную сущность человеческого естества, оправдал путь человека на земле и стал Новым Адамом, Начальником обновленного и спасаемого Им человечества. Первый Адам, сотворенный из девственной земли, своим грехом обрек человеческий род на возвращение в прах земной. Новый Адам, воплотившийся от Пресвятой Девы Богородицы, возводит человеческий род от земли на Небо. Как в Адаме все становятся наследниками смерти и тления, так во Христе все становятся наследниками воскресения и вечной жизни. Вся земная история от Адама до Христа – это горестное безнадежное пребывание в мире, где царствует смерть, это трагический, бессильный порыв человеческого духа к обретению истинной, нетленной жизни. Великие мыслители древности мучительно стремились осмыслить и преодолеть трагизм жизни человека, найти утешение его скорбящей душе. Бытие мира воспринимались ими как несчастье, ошибка или непостижимая случайность. Только воплощением Сына Божия, Его крестной смертью, сошествием в глубины ада побеждаются силы зла и сокрушается всевластная держава смерти, становится возможным восхождение человечества к вечной жизни.

http://mospat.ru/archive/86569-doklad-sv...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Слово на день Крещения Христова Митрополит Сурожский Антоний. 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений... И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.

http://zavet.ru/a/rss_1326893952.html

«Пятнадцать веков протекло с того времени, как учили в Церкви последние из тех ее отцов, учение которых по вопросу о христианском отношении к собственности мы изложили. Мир жил эти века своей жизнью; и теперь, так же, как и в дни святоотеческого учительства, нет правды на земле в отношениях между христианами, и дивными кажутся нам слова Евангелия Христова о братстве людей, как детей одного Отца. И теперь, так же как и в первые дни христианства, миллионы обездоленных в мире идут к Церкви и через нее приносят в жертву Богу свои сокрушенные сердца, ожидая здесь утешения и просвещения. Наша русская православная Церковь есть часть великого вселенского целого и должна являться носительницей тех идей, какими жила древняя Церковь. К ней, русской православной Церкви, протянуты не только руки просящих, но устремлены сердца, любящие правду и тоскующие по ней. И наша Церковь должна быть вестницей правды Христовой, должна исповедовать Его истину, обличать мир в том, что нет правды в его жизни, и указывать миру единый путь жизни во Христе и Его слове вечной истины. И если наше богословие и проповедь в храме призваны быть слугами Церкви и содействовать ее возрастанию в мире, то они должны исповедовать и проповедовать истину Христову во всей ее чистоте и лучезарной красе, а не извращать ее в угоду началам, господствующим в нашей наличной жизни. Нами было кратко указано на ложь того пути, каким идут, в общем, современные нам богословие и проповедь в уяснении христианского взгляда на вопросы об отношении христианина к собственности и помощи нуждающимся. Коренная ложь эта в том, что за норму христианских отношений принимаются не те идеальные начала жизни, какие были возвещены миру Господом Иисусом Христом, но начала, фактически господствующие в нашей, языческой по духу, жизни. Поэтому и оказалось возможным дойти до такого ослепления, чтобы от имени Церкви Христовой советовать хранить и умножать свое богатство в то время, как братья умирают с голоду, и жить в роскоши тогда, когда великое множество людей не имеют и крова. Так учить, значит, поистине, подавать алчущим правды камень, вместо хлеба; и нужно ли удивляться, что когда такие учители говорят: “Церковь — мать наша”, — то, хотя они говорят истину, но в их устах уныло звучит она, и не ощущается в их речи всего тепла этого образа — материнства Церкви. И есть лишь один надежный путь для нашей русской богословской мысли сохранять верность Христу — это прислушиваться более к голосу предания Вселенской Церкви, чем к голосу предания человеческих обычаев; усваивать значение вечной правды слову Евангелия, а не меняющимся человеческим установлениям и мнениям. Русская богословская мысль, если она желает быть верной заветам древней Церкви, должна на пути своего исповедания и проповедования Христовой истины идти в мир со знаменем, на котором были бы начертаны великие слова псалмопевца, обращенные им к Богу: “правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина”».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Епископ Климент (Вечеря): О «соли» церковных СМИ Самое главное — чтобы информационные посылы церковных СМИ не теряли своего главного предназначения — благовествовать о вечной жизни теми способами, которые нам сегодня дает Господь. 19 ноября, 2014 Самое главное — чтобы информационные посылы церковных СМИ не теряли своего главного предназначения — благовествовать о вечной жизни теми способами, которые нам сегодня дает Господь. Интервью порталу «Православная жизнь» главы Синодального информационного отдела епископа Ирпенского Климента. Главной проблемой человечества всегда был грех — Владыка, первый вопрос: в чем сегодня состоит самая главная проблема Церкви? — Я бы не стал говорить о проблемах Церкви. Потому, что каждый православный христианин с детства знает, что Церковь есть Единая Святая и Апостольская. Но, очевидно, стоит говорить о проблемах людей, составляющих Церковь. Главной проблемой человечества всегда был грех. Мы привыкли разделять нашу среду обитания на Церковь и мир, и не всегда люди понимают, что значит – мир. Иногда кажется, что это какое-то географическое понятие, все, что находится за оградой Церкви. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что мир – это совокупность страстей. То есть, мир – это принципы жизни, которые противоречат Евангельскому закону. Главная задача людей в Церкви в том, чтобы научиться жить по законам Евангелия и не привносить мирских принципов в жизнь Церкви. Это касается самых разных сторон жизни Церкви – богослужения, отношений между священнослужителями, между мирянами, принципов церковного управления, и многого того, что определяет выполнение Церковью своей миссии. Главный закон, по которому живет Церковь и люди в Церкви, – Евангельский закон. Нужно бороться с искушением заменять его мирскими принципами, в основе которых – человеческие страсти и противоречия. Правда побеждает необычным путем — По закону жанра новостные материалы должны быть максимально объективными и беспристрастными, констатировать факты. Но на самом деле, в ленте новостей – все больше идеологической пропаганды, в которой подается необъективная информация. Как бороться в нынешних условиях за сохранение правды?

http://pravmir.ru/episkop-kliment-vecher...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010