20. Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную (Говорено в Кафедральном Чудове Монастыре, февраля 12 дня; напечатано в собр. 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им. Иоан. Х, 27–28 . 1822 В сих словах Иисус Христос, истинный Пастырь и Посетитель душ, и Образ всех духовных пастырей, изображая Себя и Своих овец, дает наставление всем нам, каков должен быть Пастырь для своих овец, и в каком союзе должны быть овцы со своим Пастырем. «Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им». Как радостно видеть теперь, – и Пастыря по сему образу, и овец в сем союзе с Пастырем! Христоподобный Пастырь, Святитель Алексий, конечно, знал и знает овец сего словеснаго стада, и его духовную потребность, и верность его послушания, когда предоставил и предоставляет ему доныне сей безценный залог, – свои священные останки; конечно желал и желает нам жизни вечной, когда в самом гробе своем открыл и не престает открывать источник благодатных исцелений и надежду вечной жизни. Се, и новыя овцы древняго стада его, сколь ни давно уже он безмолвствует, еще слушают гласа его; хотя он здесь – покоится на ложе своем, а там – далеко шествует в небесах, еще приходят лобызать следы его. О, если бы все овцы сего великаго стада таковы были к Пастырю своему, каковы предстоящия теперь в сей священной ограде! О, если бы предстоящие здесь, каковы в сей торжественный час, таковы были во всю жизнь свою, во-первых к Пастыреначальнику Иисусу Христу, а по Нем и ко всякому от Него поставленному Пастырю! Может быть на сие скажут: «врачу, исцелися сам» ( Лyk. IV, 23 )! Приемлю совет; признаю немощь; желаю уврачевания; ищу врачевства во врачебном хранилище слова Христова, и, как известно, что и поставленные врачевать других не могут врачевать сами себя, избираю врачем Богоноснаго Алексия, дабы его рукою, то есть, посредством его предстательства и его примера, почерпнуть из слова Христова дух и силу Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

     В Священном Писании есть много мест, в которых говорится о посмертной вечной участи человека. Например, в книге пророка Даниила мы читаем такие слова: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Земная жизнь человека коротка, даже если он проживет девяносто лет, а у кого-то она длится 30-40 лет, у кого-то – и того меньше. Разве справедливо за согрешения, совершенные в столь краткий жизненный срок, получить столь безмерное наказание: «вечное поругание и посрамление»? Когда мы говорим о том, какова будет вечная участь человека, нельзя рассуждать в земных юридических категориях справедливости, преступления и наказания. Здесь речь идет о том, что нам дается возможность соединиться с Богом, через развитие в себе свойств подобия Ему, и через это единение мы призваны быть с Ним в вечности. Если кто-то знает, что ему предстоит переплыть бурную реку, он будет к этому готовиться: учиться плавать, задерживать дыхание, как использовать вспомогательные средства и прочее, – иначе он утонет в реке. Так же и здесь: если я точно знаю, что меня неотвратимо ждет встреча с Богом, надо к ней готовиться, узнавать, что нужно делать, каким нужно быть, чтобы встретившись с Христом, получить от этого радость, а не мучение. Если же человек игнорирует это, живет, как хочется, потакает своим страстям, тогда эта встреча будет для него провалом, огромной проблемой. Дело не в том, «что я должен сделать и что могу за это получить – наказание или поощрение», а в том, каким я должен быть на тот знаменательный момент, когда произойдет моя встреча с Господом. Либо человек об этом помнит и готовится к вечности, стремится жить по заповедям Господним, чтобы быть способным воспринять состояние рая. Либо остается беспечным о своем состоянии, и у него развиваются качества, которые делают его несовместимым с Богом. В таком случае он просто объективно не сможет существовать в одной реальности с Христом. Апостол Иоанн Богослов пишет, что Суд «состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3, 19-20). Суд – это встреча с Богом, встреча с этим Светом. Человек либо пойдет к Богу, либо скроется от Него (Быт. 3,8), в зависимости от того, какое его будет состояние, и какие свойства он в себе развил в течение жизни. Христианство говорит нам о том, каким человек должен быть, чтобы в вечности пребывать с Богом, и дает все средства к тому, чтобы этого достичь. Вне Христа этого достичь нельзя, иначе бы Он не приходил на землю.

http://pravoslavie.ru/114403.html

  разделы   рассылка  распечатать Ксения Кириллова Свет вечной жизни Источник:  Православие и мир Христианам не должно верить в знаки, но некоторые совпадения столь символичны, что не обратить на них внимание вовсе невозможно. Благочестивая православная традиция гласит, что до сорокового дня душа усопшего к нам особенно близка, а в сороковой день устремляется к Богу на частный суд. Когда год назад был убит священник Даниил Сысоев, многие обратили внимание на то, что сороковины выпадают на канун его именин – дня памяти святого пророка Даниила. Отметить это совпадение вряд ли будет суеверием. Господь еще раз свидетельствует о том, что у Него все живы. В Ветхом завете есть замечательная формулировка, поэтично описывающая смерть: " приложился к народу своему " . У христиан ничего не поменялось – христианской смертью человек прилагается к народу Божьему, святым. О погибшем миссионере в его день Ангела вспоминают друзья и сотрудники. Александр Люлька, руководитель Миссионерского центра во имя пророка Даниила в Москве: – Ещё до нашего знакомства я читал некоторые статьи отца Даниила, и они мне понравились. Поэтому, когда Юра Максимов, будущий диакон Георгий, предложил мне вместе с ним зайти к нему в гости, я согласился. При первой же встрече этот человек меня просто очаровал. – Чем именно? – Я воочию увидел в тот момент то, что всегда меня поражало в этом человеке – для него существовала абсолютная ценность вероучения. Это то, что очень дорого для меня самого. К сожалению, нам приходится часто наблюдать, что вероучение, его красота и логичность, да и оно само, не является главной ценностью. Главным считают благочестие, обращают внимание на то, как правильно ходить или служить, а вера становится вторичной. Я же пошёл учиться в Свято-Тихоновский институт, потому что меня интересовала именно вера. Для него же догматика всегда была очень интересна и логична. В этом мы с ним абсолютно совпали. Я знаю, что тогда он писал диссертацию по церковным Соборам. К сожалению, не знаю её судьбы. Наша беда в том, что догматику часто мы изучаем исторически, например, в таком-то веке существовала такая-то ересь, и на неё был дан такой-то ответ, из которого и следует догмат. Складывается впечатление, что так и образуется вероучение, словно оно создаётся людьми по принципу: кто кого переспорил. На самом деле это впечатление совершенно ложное. Отец Даниил доказывал, что учение было дано всё и сразу. У него была глубочайшая убеждённость в православной вере, и каждое его убеждение выходило из души.

http://religare.ru/2_82181.html

Беседа 28. Торжество на Небесах. Отказ от греха – государственное преступление. Сколько рук было у Иоанна Крестителя? Жених и Невеста. Кое-что о птичках. Вечное тело для вечной муки. Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и мы будем изучать 19 главу с 1 стиха и ниже. В первых десяти стихах здесь изображается ликование на Небесах в среде сонма святых по поводу разрушения антихристова царства и наступления Царства Христова. Царство Христово изображается как брак Агнца и участие праведников на этом мессианском брачном пиру. Мы читаем 1 стих: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» ( Откр.19:1 ). Святой Андрей Кесарийский так поясняет эти слова: «Это воспевается ангельскими силами вместе со святыми людьми три раза триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отмстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех». Итак, мы видим, что на Небе громкий голос как бы многочисленного народа. В этих словах мы видим указание на единство во множестве. Голос как бы один, но это голоса многих людей. То есть, хотя мы разные люди по характеру, по темпераменту, но в вопросах религиозных мы должны говорить одинаково, как один. Согласие в духовной жизни для нас совершенно необходимо. Поэтому если вы опасаетесь частных богословских мнений и не знаете, как ответить на тот или иной вопрос, лучше сказать: – Я не знаю. Этого не надо бояться, этого не надо стыдиться. Сказать: «Я не знаю», – намного лучше, нежели выдумать что-то свое, субъективное. Мы должны всегда дорожить целомудрием веры и стараться совершенно не говорить своего. Это не значит, что мы лишены возможности сотворить, у нас есть возможность использовать некое духовное творчество в своей жизни. Мы этого не лишены, но, прежде всего, мы должны иметь основание для своей веры, твердо стоять в вере святых. Тогда мы сможем позволить себе беседовать на разные духовные темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 47. Евангелие от Матфея, глава 13, 44. «Притча о сокрытом сокровище» (разбор религиозных и догматических заблуждений сторонников «Альфа-Курса») Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим текст 13-й главы, 44-й стих. С Божьей помощью будет рассмотрена «Притча о сокрытом сокровище». В контексте данной темы мы продолжим разговор об опасности харизматических экспериментов в жизни верующих православных людей. Итак, «Притча о сокрытом сокровище». И мы читаем Евангелие от Матфея, 13-ю главу 44-й стих: Мф.13:44 . «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то». Господь Иисус Христос в притчах поведал сокровенное о Царстве Божьем, но от очень многих оно осталось сокрытым, ибо они так и не осознали и не осознают, насколько бесценно сообщенное Им: те, кто знает цену Царствию Божию, а точнее его бесценность, отдадут за него всё. Апостол Павел осознавал бесценность того, что мы получаем во Христе даром и по благодати. Сказано: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:7–8 ). Действительно! Осознаём ли мы значение того бесценного дара, который получаем во Христе и с Христом, ценою Его драгоценной Крови, литургически переживая Тайну Голгофских страданий? Все богатства и сокровища этого мира – ничто по сравнению с тем вечным благом, которое мы получаем в струях Крови Сына Божия. Святой Антоний Великий пишет: «Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше – ничто пред жизнью вечной, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости и всякий выменивает равное на равное, – обетование жизни вечной покупается за  малость некую. Ибо написано: ″Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…″ ( Пс.89:10 ). Итак, если и все восемьдесят или даже сто лет пребудем мы в подвиге, то не равное ста годам время будем царствовать, но вместо ста лет будем царствовать во веки веков; притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на небесах имеем мы обетование; и еще – сложив тело тленным, мы воспримем его нетленным. Не будем же унывать и не будем думать, будто долго пребыли мы (в подвиге) или сделали что великое: ″Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас″ ( Рим.8:18 )» 23

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава I Надписание и приветствие (1–4). Заботы Тита о постановлении на священные должности вполне достойных лиц, особенно ввиду появления на Крите лжеучителей (5–9). Как Тит должен относиться к Критянам (10–16). Тит.1:1 .  Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, Приветствие Титу имеет более обширный объем, чем приветствия, имеющиеся в других посланиях апостола Павла (исключая послание к Римлянам). «По вере избранных Божиих». Это выражение зависит от слова апостол и указывает на цель апостольского служения. Апостол призван с тою целью, чтобы привести избранных к вере (предлог по – κατ приближается к предлогу в – εις и может быть заменен словами «для того чтобы». Ср. Рим. 1:5 ). «Познанию истины, относящейся к благочестию». Это выражение также зависит от слова апостол. Целью апостола Павла было возбудить в избранных Божиих, т. е. в тех людях, которые охотно принимают Евангелие, не только веру, но и дать им познание спасительной истины, потому что только при таком познании человек становится на путь истинного благочестия. «Причина, почему содержание Евангельского учения называется истиной, заключается, во первых, в том, что в Евангелии действительно заключается высшая истина, а затем отчасти и в том, что апостол имел в виду еретиков, которые вместо истинного Евангельского учения проповедовали иудейские басни и генеалогии» (Троицкий с. 120 и 121). Тит.1:2 .  в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, «В надежде вечной жизни». Эти слова составляют приложение к выражению апостол Иисуса Христа. Павел выступает апостолом Христа потому, что имеет надежду на вечную жизнь, т. е. на вечное будущее блаженство (ср. 1Кор 15:14, 30 и сл.). «Прежде вековых времен». Здесь имеется в виду Первоевангелие о Спасителе, как потомке жены (см. Быт 3:15 ). Тит.1:3 .  а в свое время явил Свое слово в проповеди , вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, – «В свое время» – т. е. в предназначенное Богом (ср. 1Тим 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще один светлый юбилей. (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО ). «Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души нашя»  (Тропарь св. Иоасафу, гл. 3-ий). Едва отпраздновали мы столетие со дня прославления великого Российского Святителя Тихона Задонского , как вот приспел уже другой светлый юбилей – радость и торжество нашей святой веры и Церкви: в воскресение 417 сентября с. г. исполняется пятидесятилетие со дня прославления современного ему другого великого Российского святителя Иоасафа, Епископа Белгородского. И Святитель Иоасаф, как и Святитель Тихон, жил и подвизался все в том же, столь злокозненном для нашей Родины XVIII столетии, но был уроженцем не севера, а юго-запада России. Свое духовное воспитание он получил под благотворным воздействием великих исторических святынь русского народа – в самом сердце «матери городов русских», в Киево-Братском монастыре, где он прошел курс богословских наук в открытой при нем академии. Непродолжительна была его земная жизнь – он скончался всего лишь 49-ти лет от роду, – но о нем поистине можно сказать словами Премудрого:  «Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия»   (Премудрости Солом. 4, 13–14). Чем был велик и славен Святитель Иоасаф, чем он угодил Богу и чему мы можем и должны поучиться у него? У нас, современных христиан, вера, по большей части, расходится с жизнью: мы не живем в полном согласии с учением, с требованиями нашей веры. Вера наша так ясно, так определенно учит нас, отрешаясь от всего тленного, земного, всеми мыслями и чувствами своими устремляться к ожидающей нас нетленной вечной жизни.  Теоретически  мы, может быть, и принимаем это (хотя появилось у нас в последнее время особое течение «нео-христианства», которое даже теоретически не хочет этого принять, а измыслило совсем новое, неизвестное прежде мнимо-христианское мировоззрение, стремящееся крепче приковать человека к земле, будто бы уже преображенной и освященной пришествием Христовым в мир), признаем и кончину века, и Второе Пришествие Христово, и Страшный Суд, и будущую жизнь, но  практически  поступаем и живем так, как будто бы ничего этого не предвидится, и нам нужно только здесь на земле устроиться получше, обеспечив себя всеми благами и удобствами: мы не желаем по-настоящему думать о неизбежно ожидающей каждого из нас смерти и не. готовимся, как бы следовало, к предстоящей нам будущей вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Хула на Святого Духа Автор: ТКАЧЕНКО Александр Правда ли, что Бог не прощает этого греха? В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12 :31–32). Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия. Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы? Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем. И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

http://zavet.ru/a/rss_1303373768.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Быть сынами Отечества земного и Небесного 14.11.2016 857 Время на чтение 39 минут Беседа главного редактора журнала Самарской епархии «ДУХОВНЫЙ СОБЕСЕДНИК», действительного члена РАЕН, профессора, доктора педагогических наук, игумена Ззаволжского мужского монастыря Честнаго Животворящего Креста Господня ( Самара) архимандрита Георгия (Шестуна) с доктором философских наук, профессором кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мариной Владимировной Захарченко ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - Грядет 2017 год. Патриарх объявил тему XXV Международных Рождественских чтений: «1917 - 2017: итоги столетия». Предлагаю сделать темой нашей беседы вопросы отечественного образования в контексте проблемы, заявленной на чтениях. -Да, согласна, это очень интересная тема. Исход XX столетия - это наше время, в нем протекала наша жизнь, и в его итогах есть и наш вклад. В этом контексте хочу вспомнить о вашей книге «Православная педагогика». Она, помнится, вышла впервые в 1998 году. Я заочно познакомилась с вами в том же году по этой книге, а зимой уже целенаправленно пошла на ту секцию Рождественских чтений, где вы выступали, после чего и состоялось наше личное знакомство. В вашей книге «Православная педагогика» красной нитью проходит мысль о том, что в основе педагогики лежит образ человека. Каков образ - такова и педагогика. Сущность православной педагогики в том, что она видит в человеке того, кто призван к вечной жизни. Светская педагогика готовит человека к земной, временной жизни, а православная педагогика - к вечной. И, как я помню, - мысль мне понравилась, но только теперь понимаю, что весь ее масштаб я оценить тогда не могла. Тогда казалось - человек и есть человек; да, люди разные, отличаются внешним обликом, крепостью, характером, способностями, приветливостью, кто-то добрее, кто-то злее, но в целом все стремятся к хорошему и отвращаются от плохого. То есть человек иногда попадает в тяжелые обстоятельства и становится злым.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/15/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010