Высочайший смысл временной жизни состоит для человека в приуготовлении себя к жизни вечной, достающейся в удел только добродетельным. Следовательно, последние должны употребить все силы на приобретение и развитие в себе добродетели и воспользоваться всеми наилучшими для этой цели средствами. К числу таких испытанных и наиболее целесообразных средств принадлежит и пост. Итак, пост необходим для человека, как орудие, с помощью которого он возращает в себе добродетель и через нее достигает вечной блаженной жизни. Пост не есть самоцель, а только средство к ее достижению. Поэтому, кто не хочет поститься по предубеждению против поста, тот сознательно обрекает себя на крайне затруднительное положение человека, хотящего прийти к той же, как и другие, цели, только без одного из могущественных средств ее достижения. А так как невозможно допустить, чтобы здравомыслящий человек сам хотел быть своим палачом, то правильнее думать, что источником всяких возражений против поста служит одно прискорбное недоразумение. Наше горе, что мы почти не знаем Библии и святоотеческих творений, ибо, в противном случае, не рассуждали бы о посте в немалой степени странно и, подчас, как невольники, обреченные на каторжный труд. Установляя посты, святая церковь не хотела возлагать на нас неудобоносимого бремени, а, наоборот, заботилась только о том, как бы помочь нам возможно успешнее выполнить свое святое назначение. Ведь мы не рабы закона, а сводобные сыны благодати! Обратимся к слову Божию и поищем в нем уроков о посте. «Таков ли пост, который Я избрал», читаем у пророка Исайи 1 , – «день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Содержащиеся в приведенных словах пророка мысли точно передает дивная церковная песнь, в среду первой седмицы вечера, словами: «постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды: расторгнем стропотная нуждных изменений 2 : всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Жизнеописание отца Иустина иеромонах Афанасий Божественный апостол заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:7–8 ). И воистину Господь Иисус Христос , вечное Слово Божие – Логос Божий, и вечная Премудрость Божия, – и вчера и сегодня и во веки Тот же, от вечности и до вечности Тот же, неизменный Единородный Сын Божий и Бог Спаситель наш. Как вечная Любовь Божия и вечный Человеколюбец Он в начале сотворил род человеческий, призвал его из небытия в бытие, а в последние времена Он, Тот же и неизменный, преизобилуя любовью и человеколюбием, воплотился от Святой Богородицы «нас ради человек и нашего ради спасения». Он, как глаголет премудрый Соломон, сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех ( Прем.6:7 ), и поэтому дал Он пророков и праведников в Ветхом Завете поучать и наставлять народ Божий; Он избрал и святых апостолов Своих и послал их в мир проповедовать слово Евангелия ради спасения всякого человека и всякой твари; Он и поныне непрестанно дает и поставляет учителей, и наставников, и отцов, и пастырей в Церкви Своей святой и ими руководствует нас и учит Божественному Своему слову, и они нам Духом Святым из рода в род свидетельствуют о Боге Живом и Истинном, о вечной Истине и Правде Божией, о вечном спасении и вечной жизни в Нем – Едином Боге и Спасителе нашем, и здесь, на земле, и в вечном Царстве Небесном. Об этом пророчествовал и говорил премудрый Соломон, глаголя: Премудрость Божия, Творец и Украситель всего, Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приуготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем.7:27–28 ). Христос Господь, Божия Сила и Божия Премудрость, Божия Любовь и Человеколюбие, дарует нам в мире, через Церковь Свою, пророков и апостолов, учителей и наставников, отцов и пастырей, которые нам Духом Святым свидетельствуют и проповедуют Слово Божие, свидетельствуют и утверждают православную Божию веру, предварительно сами ее переживая и осуществляя в своей жизни и делах, в своем богоугодном подвизании, в делах человеколюбия. Поэтому завещание и заповедь святого апостола Павла о постоянном поминании наших наставников и о постоянном воззрении на их жизнь и подражании их вере – для нас, православных христиан, есть заповедь Самого Христа, ибо Христос и через Павла говорил, как говорил и говорит и нам: через наставников и отцов наших, верных служителей, учеников и друзей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в вечной» Проповедь иерея Александра Шумского в День Святого Духа 04.06.2012 1672 Время на чтение 6 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этими великими и святыми словами, призывающими Пресвятую Троицу, начинается любая пастырская проповедь. Но сегодня предметом проповеди является непосредственно Пресвятая, Единосущная, Живоначальная и Нераздельная Троица, особенно ее Третье Лицо - Святой Дух. Святитель Григорий Богослов в своем «Слове на Святую Пятидесятницу» говорит: «Оканчиваются дела Христовы, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле, и начинаются дела Духа». Исполняется обещание Спасителя ученикам, что Он умолит Отца о ниспослании им иного Утешителя, Духа Святого. Вот как это событие описывается в «Деяниях святых апостолов»: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенье, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы ; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего называется Духовым днем . Поэтому и мы сегодня сделаем акцент на Третьем Лице Пресвятой Троицы - Духе Святом. От правильного понимания догмата о Пресвятой Троице зависит спасение души верующего человека. В этой связи следует особо подчеркнуть, что далеко не во всем христианском мире правильно почитают Духа Святого, а значит - и Триединого Бога. Только Православная Церковь правильно почитает Пресвятую Троицу и правильно учит о Духе Святом. Любая ошибка здесь неизбежно приводит к искажению всего духовно-нравственного строя жизни. Святитель Григорий Богослов говорит: «Кто Святого Духа низводит в ряд тварей, тот ругатель, злой раб и злейший из злых. Кто признает Его Богом, тот божествен и светел умом. Дух Святой всегда был, и есть, и будет: Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и счисляется».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/04/hu...

Март 1877 г. 1 марта. Благодарю Господа, даровавшего мне утром в церкви во время утрени слезы покаяния, умиления. Благодарю Господа за избавление от блудных и непотребных помыслов и чувств, коими запнул меня сатана по причине сладострастия моего. На панихиде по девице Александре враг запнул меня, напомнив мне о задержанной доле дохода дьячка Зрелова. Потом я всё отдал. 2 марта. Благодарю Господа, явившего во мне и ныне милость и силу Свою в избавлении от грехов моих и пристрастий мирских, лишь только я прибег к Нему в покаянии. Утро. Десять часов. Пристрастие к тленным вещам, к их красоте, сладости, к богатству или корысти отлучает души наши от Бога, источника жизни вечной, красоты и сладости нетленной, вечной, богатства нетленного, неоскудевающего, непреходящего, и подвергает нас скорби, тесноте, мраку, смерти духовной и телесной. Это непрестанно и ежедневно испытываем все мы, потомки Адама, который первый прельстился похотию плоти, похотию очей и гордостию, возмечтав быть богом. Итак, смотри не на красоту и сладость вещей, а на последствия пристрастия к ним, на тленность их, на вред их для души, на отлучение от Бога, от жизни, от Царствия Небесного. 2 марта. Четверг. Благодарю Господа, скоро услышавшего меня в здании попечительства в семь часов вечера, когда я, будучи в тесноте вражией, воззвал к Нему о милости, избавлении и помощи. Избавление немедленно последовало, и я с дерзновением и спокойствием и пространством в сердце смотрел в лицо генералу Соколову, с коим говорил. Святые Божии человеки усердно подвизались краткое время своей жизни на земле и теперь ублажаются славою истинною и вечно радуются, получив награду за труды свои. Не будем и мы неразумны, станем и мы усердно подвизаться, зная, что и мы призваны к тому же наследию нетленному, вечному, соблюдаемому на небесах для нас. С этою целью, между прочим, будем изучать и историю Церкви, историю Ветхого и Нового Завета, и в церковь ходить, и богослужение слушать. 2 марта. Четверг. Благодарю Господа, благостно и великощедро помиловавшего меня окаянного пред самым крещением младенца в доме Третьяковой, когда я воззвал к Нему в тесноте и скорби о спасении и избавлении меня от грехов моих (я рассердился сильно на нищего мальчика лет двенадцати и дал ему пятнадцать копеек с досадою и неволею). Я избавлен, стал мирен, свободен. В другой раз в тот же день я огорчился на нищего, просившего милостыни (двенадцатому человеку), и с досадою подал ему тридцать копеек, но от Бога [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наследство Вызвался богач и представляет резон, почему убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство». Правда, не должно детей оставлять. Требует того естественная к детям отеческая любовь. Ближе тебе дети твои, нежели другие. И плохо и бесчеловечно делает тот, который, оставив домашних без хлеба, питает других. Итак, не оставляй детей, но не оставляй и убогих, которые просят у тебя милости ради Христа, за всех и за тебя умершего. Люби детей, но Христа, Который у тебя через убогих просит, не только более детей, но и более себя люби. Но притом внимай следующему предложению: 1 . Если хочешь оставить наследство детям, неизвестно, детям ли оно достанется или врагам твоим. Ибо часто бывает, что имение чужим достается по смерти, а не тем, кому желаем при жизни нашей. 2 . «Неизвестно, – говорит свт. Василий Великий , – будет ли им полезно оставленное богатство твое» (В Слове к богатым), поскольку многие дети оставленным им отеческим имением развращаются и погибают временно и вечно. 3 . Душа твоя ближе тебе и дороже должна быть, нежели дети твои: должен ты более о ней заботиться, нежели о детях. Ибо с нею ты вовеки будешь – или в жизни вечной, или в муке вечной, а дети твои до тех пор твои, пока на свете этом с ними живешь, хотя и при жизни твоей они более Божии, нежели твои, как и сам ты. 4 . Дети, и без наследства оставшись, могут нажить имение, как и ты нажил. Ибо Бог, Который тебе дал, может и им дать. А душа, тобою оставленная, у кого найдет милость, когда и заповедь Божию презираешь, и милости к ближнему не показываешь? 5 . Дети твои имеют Промыслителя общего – Бога, Который обо всех промышляет. Его Промыслу, как себя, так и детей вверяй, а не на богатство погибающее надейся, отчего апостол отвращает, и детей тому же учи, чтобы уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6, 17 ). 6 . Нет лучшего наследства, чем чтобы дети твои наследовали твою добродетель и нравы добрые, чтобы от тебя, отца, научились милость творить ближнему; видя тебя, родителя своего милостивого, и сами бы милостивы были. Это наследство старайся им оставить. Постарайся воспитать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ), как апостол учит. А если без наставления этого оставишь их, то и богатство твое, им в наследство оставленное, также мечом будет, которым сами себя погубят, и сам ты перед судом Божиим повинным явишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О Боге Завершителе судеб мира Грядущие судьбы мира и человечества (Христианская эсхатология) Никео-Цареградский символ веры содержат православное учение о Втором пришествии Сына Божия на землю, всеобщем страшном суде и о будущей вечной жизни. 7 член: И паки (снова) грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же (Которого ) царствию не будет конца ... 11 член: Чаю (ожидаю) воскресение мертвых , 12 челн: и жизни будущего века. Аминь . В Божием домостроительстве начертаны планы будущего до конца веков. И в христианском учении его неотъемлемую часть составляет то, что слово Божие говорит нам о событиях последнего времени; втором пришествии Господа, воскресении мертвых и кончине мира, – и затем о начале царства Славы и вечной жизни. Последняя часть догматического богословия и говорит о завершении того великого процесса, начало коего изложено на первой странице книги Бытия. Посмертная участь человека Смерть есть общий удел людей. Но она есть для человека не уничтожение, а только отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.» В новозаветном Священном Писании смерть называется «исходом души» (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память – 2Петр. 1:15 ), освобождением души из темницы ( 2Кор. 5:1 ), отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою – 2Петр. 1:14 ), отрешением (имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше – Фил. 1:23 ), отшествием (время моего отшествия настало – 2Тим. 4:6 ), успением (Давид почил – Деян. 13:36 ). Состояние души по смерти, по ясному свидетельству слова Божия, не бессознательно, а сознательно (напр. в притче о богатом и Лазаре). По смерти человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда. «Удобно есть перед Богом, в день смерти воздать человеку по делам его,» говорит премудрый сын Сирахов (11:26). Ту же мысль выражает апостол Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ). Апостол представляет суд следующим непосредственно за кончиной человека, очевидно, разумея не всеобщий суд, а частный, как это истолковывали св. Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Самый главный вопрос 30.01.2021 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 34-я по Пятидесятнице Неделя 34-я по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о том, как богатый человек, который искал самое главное в жизни, отошел от Господа. Мы все хорошо знаем это Евангелие, из года в год звучит оно в наших храмах. Но все зависит от того, как мы воспринимаем это слово — слово, которое будет судить нас в последний день и которое сейчас является нашим судом или оправданием. Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царства Небесного. Немногие из начальствующих с нелицемерным почтением относились ко Христу, но этот был одним из немногих. Хороший вопрос задает он Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы, которыми он задается, имеют весьма относительное значение. «Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Всякий кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым. Мы — ученики Христовы, и, как говорят святые отцы, все определяется тем, особенно в наши, последние времена, насколько в нас есть это острое чувство ученичества. И когда мы приходим к Нему, мы должны до конца довериться Тому, Кто не только Божественная мудрость, но и Божественная любовь. Наш Учитель, Христос, открывает на новой глубине как будто известную всем тайну вечной жизни. Все знают заповеди Божии: не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй, чти отца и матерь твою. Кто хочет наследовать жизнь вечную, пусть управит себя по пути заповедей. Это наука из наук, и искусство из искусств, это важнее всякой мудрости, всех познаний, вместе взятых. Если мы этому не научились, мы ничему не научились в жизни. Кажется, сегодня не нужно никому объяснять, что последует с каждым человеком, с целым народом, со всем родом человеческим, если эти заповеди не знают, и знать не хотят. Присутствие вечной смерти становится явным уже здесь, на земле. И мы видим, как мало, все меньше, становится людей, которые идут прямым, единственно спасительным путем. Этот начальствующий, приступающий ко Христу — один из немногих, и мы ждем, что Христос похвалит его и скажет: «Если ты будешь поступать и в будущем так же, ты наследуешь вечную жизнь».

http://moral.ru/main_question/

(По проповедям митрополита Николая) «Смерти нет! Спасем же души свои для вечной жизни!» 1 Митрополит Николай Вопросы о бессмертии души и воскресении мертвых были предметом специального исследования Митрополита Николая «О бессмертии души», которое, к сожалению, погибло в Ленинграде во время последней мировой войны. Но в опубликованных в печати «Словах и речах» (тт. I и II) Митрополит Николай неоднократно касается этих животрепещущих вопросов, излагая их в форме церковных слов, доступных уже не только ученым специалистам, но и самому широкому кругу верующих людей. Слушатель, или читатель, получает разрешение возникающих в его уме религиозно-богословских проблем, касающихся таких кардинальных вопросов как бессмертие души, загробная жизнь и будущее воскресение мертвых, на основе Священного Писания и Предания, творений святых Отцов и Учителей Церкви. Все эти вопросы в слове Божием изложены с достаточной полнотой. Своей задачей Митрополит Николай ставит – довести своих слушателей и читателей до более отчетливого осознания этой, волнующей человечество, «загадки от века». «Вопрос о вечной жизни, расстилающейся перед каждым из нас после немногих десятилетий жизни земной, волнует верующего человека в любом его возрасте» – говорит Митрополит Николай 2 . Широта эрудиции и богатство духовной опытности, удивительная стройность композиции и логичность мысли, в сочетании с блестящим, художественным изложением богословско-философской системы Митрополита Николая, составляют выдающиеся качества его, как христианского учителя. Этим качеством обладают и его проповеди . Все они, несмотря на разнообразие их тем, раскрывают главнейшие догматы Православной Христианской Церкви и все основные положения христианской морали. Само собою понятно, что вопрос о бессмертии души занимает в них одно из видных мест. «Ведь эта бессмертная душа, – читаем мы у Высокопреосвященного автора, – которую дал Господь каждому из нас, носит в себе образ и подобие Божие ( Быт.1:2–27 ). Бог наш, в Которого мы веруем, вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И, хотя душа наша имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна... И какую цену имеет эта душа человека? О душе сказал Господь Иисус Христос . «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). «Все сокровища, вся красота мира – ничто, в сравнении с ценой души? Ведь она бессмертна: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин.3:36 ). Ведь ее вечное счастье в Небесном Царстве куплено бесценной ценой – ценой крови Господа Спасителя, пролитой Им на Голгофском Кресте» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

(по творениям святителя Тихона Задонского ) Спаситель мира, завершив Свое дело на земле и вознесшись на небо, не оставил человека без Своего промыслительного попечения. Еще отходя на небо, Он обещал Своим апостолам, а в их лице и всем последователям, пребывать с ними «во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ), а также обещал послать от Отца Утешителя, Который Своим Божественным дыханием оживотворит и поможет в деле спасения всем верующим в Сына Божия. Для окончательного завершения дела Христова, для благодатного вспомоществования в деле полного усвоения искупительных плодов Христовой Жертвы необходимо было прийти зиждущей, творческой Силе, Которой является Дух Святой – Третье Лицо Пресвятой Троицы. До совершения Сыном Божиим искупительного подвига Дух Святой не во всей полноте обитал в людях. И только после принесения Жертвы Христовой открылась возможность полного восприятия верующими Духа Святого, Который созидает в их душах новую благодатную жизнь и «от которого вся благая и благодеяния, как от приснотекущего источника ручьи проистекают» (4:342) 1 . Дух Святой совершает привитие людей к Сыну Божию, подобно ветви к доброму корню ( Ин. 15:2 ). Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется. Он подает ищущим спасения Свою благодатную помощь в их немощах, подвигах и в борьбе с диаволом (3:138). Невещественный свет Духа просвещает и укрепляет Христовых последователей и тем самым дает им возможность ощутить в своих сердцах Божественную силу, помогающую в их спасении (1:27, 2:279). Спасительное воздействие Духа Божия на сердца верующих бывает подобно огню, который, соприкасаясь с благовонным веществом, издает приятное благоухание. «Так точно бывает, когда сердца человеческого коснется благодать Святого Духа, тогда восстанет в таковом сердце воздыхание и молитва истинная, в высоту к небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость» (2:79). Через наитие Святого Духа в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме. И союз между Богом и человеком восстанавливается в полной своей гармонии и в идеальной реальности. «Благодать Божия просвещает сердце человеческое и зажигает в нем огнь любве Божия» (4:342). Она водворяет в его сердце радость не земную, но «духовную, небесную», что, по мысли Святителя, есть предвкушение вечной «блаженной жизни» в Боге (4:344). И если человек по своей беспечной жизни не имеет в своем сердце этой благодатной помощи свыше, то он своей душой бывает подобен слепому и глухому, не имеющему ни радости, ни покоя (2:118). Таким образом, благодать Святого Духа усвояет плоды спасительного дела Христова всем людям. При Божественном содействии Святого Духа человек видит перед собой тот путь, по которому ему следует идти, чтобы достичь жизни вечной (2:139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Предисловие С самых первых шагов русская литература связана с литературой сербской. Именно в сербской редакции приходили на Русь первые списки богослужебных и богословских текстов, памятники византийской литературы. В период турецкого порабощения литературная традиция Сербии замерла. Но в ХХ веке неоскудевающая Благодать Церкви Христовой возродила ее в лице святителя Николая (Велимировича) – выдающегося писателя и богослова, епископа, ученого, почетного доктора нескольких европейских университетов. Как признают соотечественники владыки, со времен святителя Саввы – духовного родоначальника Сербии – не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как святитель Николай. Промысел Божий ставил святителя Николая в эпицентр катастроф ХХ века: он близко видел обе великие войны, пережил фашистский концлагерь, изгнание с Родины. Встречаясь с людьми, находящимися в «предельных» ситуациях, владыка узнал душу современного человека, его насущные потребности, насытить которые он постарался своим творчеством. В этой небольшой книге собраны слова святителя Николая о путях человеческих в Царство Божие, о том, какими ключами открываются двери в него, и о том, что эти двери запирает. Простота вкупе с изысканной поэтичностью языка делает произведения святителя настоящими литературными шедеврами, а высота богословской мысли, укорененной в опыте евангельской жизни, – утешением и вдохновением плавающих в волнах житейского моря учеников Христа. Издатели Освети сердце верой, укрепи надеждой, согрей любовью, освяти молитвой, омой слезами, напитай причастием и держи его высоко поднятым к небу, как горящую лампаду. Только так ты сможешь достойно перейти из земного мира в небесный, без угрызений совести и терзаний, что мучат грешников. Святитель Николай Сербский О жизни вечной Христианство Главное внутреннее духовное строительство духовным материалом – верой, надеждой, правдой, милостью, братолюбием, добротой, единством духа и цели и усердия в стяжании Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010