Великая жертва требуется от Аврама, но и великие обетования возвещаются ему за покорность воле Божией. – «И сотворю тя», – говорит Господь, – «в язык велик», т. е. произведу от тебя народ великий. От Аврама происходят многие народы: измаильтяне, идумеи, амаликитяне, из­раильтяне. Здесь идет речь об одном народе. Это народ израильский, происшедший от внука Аврамова Иакова. Он поистине велик и по многочисленности, – ибо неисчетен, как песок на берегу моря, как звезды на небе ( Быт 22, 17 ), – и по дивной судьбе своей, ибо это народ избранный, единственный до Рождества Христова хранитель истинно­го Богопочтения, и в среде этого народа родился Спаситель мира. – «И благословлю тя». Благословение, обещанное Богом Авраму, состоит в благопоспешении Авраму во всех его делах и предприятиях: на  всех  его делах и предприятиях будет лежать печать особенного благоволения к нему Божия. – «И возвеличу имя твое». Не один избранный народ, но и другие народы, имеющие произойти от него, будут вменять себе в честь называть себя потомками его, будут величать имя его, как имя своего родоначальника, и назы­вать его, как особенно близкого к Богу, другом Божиим ( Иак 2, 23 ), под каковым именем он доселе известен на Востоке. Для самих христиан имя Аврама священно, как имя отца всех верующих ( Рим 4, 11 ). Сам Бог будет назы­вать себя «Богом Аврама» ( Исх 3,6 ). – «И будеши благословен». С еврейского выразительнее: «будеши в благословении». Это значит: 1) то, что и Бог по особенному своему благо­волению к Авраму будет не только его благословлять, ущедрять своими милостями, но ради его будет милостив к его потомкам, подобно тому, как ради Давида, раба своего, Бог не отнимет милости у его недостойных потомков ( Пс 88, 32 – 34 ); 2) что и люди будут взирать на Аврама, как на источник и на образец благословений Божиих, и потому в молитвах к Богу будут называть Его Богом Аврамовым, а когда будут выражать свои благожелания кому-либо, то будут говорить: «да благословит тебя Господь, как Он благословил Аврама» ( Быт 28, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во всех этих трагических последствиях в советской историографии было принято винить императора Николая. Но мог ли он поступить по-другому, отстаивая свою (заметим: законную) власть и даже жизнь ? Возможно, отстаивая их, молодой император допустил ряд чрезмерно жестких действий, без которых бы можно было обойтись, но и это утверждение весьма сомнительно. Несмотря на уговоры окружения, Николай долго отказывался применять пушки, три раза предпринимал попытки уговорить восставших мирно сложить оружие, посылал к ним для уговоров сначала генерала М.А. Милорадовича, потом (уже зная, что Милорадович ранен!) своего брата великого князя Михаила Павловича, потом — митрополита Санкт-Петербургского Серафима. И лишь когда опускавшаяся вечерняя мгла создала опасность того, что восстание распространится на город, Николай согласился с необходимостью применения артиллерии. Что касается приговоров, то даже глубоко симпатизирующий декабристам М.О. Цетлин пишет: «Нельзя сказать, что царь проявил в мерах наказания своих врагов, оставшихся его кошмаром на всю жизнь (ему всюду мерещились ses amis de quatorze), очень большую жестокость. Законы требовали наказаний более строгих». Конечно, казнь пяти повешенных на кронверке Петропавловской крепости, шокировала отвыкшее от подобных сцен русское общество. Шокировала она и врача английского посольства, который с удивлением записал в своем дневнике, что по делу о заговоре такого масштаба в Англии было бы казнено не пять человек, а три тысячи. Если бы восставшим удалось победить, то крови в России пролилось не меньше, а больше, и можно только предполагать, к каким катастрофическим последствиям, к какой смуте привела бы их победа, недаром М.И. Муравьев-Апостол перед смертью признался, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря». Другой декабрист, А.П. Беляев, спустя годы после восстания, писал, как бы произнося приговор над делом своей молодости: «я и теперь сознаю в душе, что если б можно было одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертва была бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносят преимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своей судьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые им хотят навязать против их убеждений, верований и желаний... Я вполне убежден, что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы». «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», - говорили вернувшиеся из ссылки декабристы.

http://pravoslavie.ru/50653.html

Глубоко значение жертвенника в домостроительстве нашего спасения. Великой святыней почитался он уже в Ветхом Завете ( Исх. 30:10 ). Но ветхозаветный жертвенник был только тенью новозаветного. Потому и говорит апостол: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник Нового Завета – это Крест, на котором был заклан Агнец Божий. Перед этим жертвенником Христу сослужат ангелы. Крест – всемирный жертвенник. Под крестами покоится тленный прах усопших христиан. Под небесным жертвенником покоятся души святых (6,11). Так и в наших земных храмах устрояется жертвенник (престол), на котором Церковь каждодневно приносит Богу страшную евхаристическую жертву. Как под небесным жертвенником – души убиенных, так и евхаристия совершается ныне на мощах святых (в древности на гробах мучеников, теперь – на антиминсах со вшитыми частичками мощей). От небесного жертвенника молитвы святых возносятся, как благовонный фимиам к престолу Божию. Так встанем и мы с вами перед жертвенником в наших храмах и помолимся со святым Давидом: «Да направится молитва моя как фимиам пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Мы видим здесь ангела, предстоящего престолу Божию с молитвами всех святых. Ранее мы видели 24 старцев, как они предстоят также с молитвами всех святых (5,8). Потому Церковь на земле и призывает ангелов как усердных о нас ходатаев: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы» или: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». Так ангелы играют таинственную роль в вознесении нашей молитвы Богу. Потому и не безразлично ангелам, как мы предстоим перед Богом в молитве, и апостол Павел, увещевая нас к приличному виду во время молитвы, говорит: «жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11:10 ). Если какая жена без стыда приступает к молитве без покрытия головы, то хотя бы ради ангела, которому предстоит вознести ее молитву Богу, она покрыла бы голову! И опять мы видим, как по образу небесному строится наше богослужение земное. Жертвеннику и престолу предстоит ангел с золотой кадильницей, полной фимиама молитв святых, – как и в наших алтарях перед жертвенником и престолом предстоит священник, ангел Церкви (2,1), с кадильницей, воскуряет фимиам и возносит к Богу молитвы своих прихожан о их нуждах, нуждах их близких, о всех христианах. Так по образу служения небесного в Церкви есть образ служения земного. И не раз являемо было, как ангелам земным (священникам) при их служении у престола являлись и ангелы бесплотные. Так преподобный Ефимий Великий (†473), палестинский подвижник, часто видел ангела, совершающего вместе с ним литургию, также преподобному Сергию Радонежскому во время литургии сослужил ангел Господень, что однажды было открыто его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ещё в детстве на меня произвело впечатление пение наших певчих-слепых, Анны Михайловны Калашниковой и её подружки Елены Сергеевны Касьяновой. Я встретил их в первый раз на Радоницу в 1945-м году, когда у нас на кладбище собирали подписи под обращением об открытии церковной общины. До сих пор помню, как они пели. И так случилось, что после окончания школы в 1955-м году я в семинарию не смог поступить, потому что мне было 17 лет, а принимали с 18. Я поступил в 1956-м году в Ставропольскую семинарию. И вот отец настоятель Николай Антонюк меня назначил псаломщиком. Слава Богу, за год до семинарии я так изучил весь круг богослужебный, что мне легко потом было в самой семинарии. И по сей день я несу послушание на клиросе, преподаю литургику в академии и семинарии. Мне этот год при храме, дал теоретическую богослужебную основу. А настроение — это с детства. Н. А.: А что самое главное в клиросном послушании, отец Матфей? Архим. Матфей: Я не знаю, но думаю, каждый должен петь, будто он поёт последний раз в жизни. Ты пришёл на службу, встречаешься с Богом и поёшь, будто в последний раз. Тогда это будет трогательно, тогда это будет последняя «жертва вечерняя». Н. А.: Когда Вы учились в Ставропольской духовной семинарии, кто преподавал Вам, что это были за люди? Архим. Матфей: Среди преподавателей у нас было несколько человек, окончивших ещё дореволюционную духовную школу. Знаменитый Троепольский Николай Фёдорович читал нам Новый Завет. Необыкновенно глубокой религиозности человек, окончил Киевскую духовную академию. Отец Николай Лукьянов, из Полтавской семинарии. По его рассказам он принимал участие в тех церковных комиссиях, которые описывали события с обновлением икон в Полтавской епархии перед войной. Н. А.: Я ничего об этом не слышала... Архим. Матфей: Народ очень молился. И у кого были иконочки, много было случаев, когда они обновлялись. А что это были за люди — везде русский люд, Русью пахнет. Н. А.: А что это за дух Руси? Простите, я спрашиваю о том, что очень трудно описать!

http://pravoslavie.ru/37487.html

Знаете, миссионер - это такой поэт, здесь вдохновение должно быть. С каждым человеком нужно по-своему разговаривать. Самое эффективное - разговор по душам с каждым человеком. Нельзя проповедовать только в виде долга. Надо всегда говорить от сердца. Только тогда ты будешь услышан, только искреннего проповедника слушают. Слово человека получает силу от его жития, как кто-то из святых сказал. Так что ошибок, наверное, много. Главное, чтобы был толк. Если хотя бы один человек благодаря моей деятельности в Царствие Небесное попадет, пойдет путем спасения - уже значит все не напрасно. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что просто хорошим человеком для спасения быть мало. Просто хороший человек - это понятие растяжимое. Люди спасаются не потому, что они хорошие, порядочные, а спасаются приобщением к спасительной жертве Христовой. Если бы это было не так, то незачем было бы Ему распинаться. Господь послал Своего Единородного Сына на распятие ради нас, благодаря Его крестной жертве мы и спасаемся. Что такое крестная жертва Спасителя? Все мы грешники. Господь взял на себя ответственность пострадать за нас. Всех нужно было наказать, но Он принес себя в жертву вместо грешников, чтобы те, кто будут веровать в Него и следовать Его учению, были прощены и вошли в Небесное Царство. И нужно обязательно православную веру исповедовать, во всех остальных - католической и других - есть искажения христианства. - Если я иногда не молюсь по утрам и вечерам - плохо ли это? - Если иногда..., то я тоже иногда не молюсь по утрам и вечерам. Если действительно есть какая-то причина. Если ты, например, устал, то святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что не человек существует для правила, а правило для человека. В таких случаях можно сократить правило, но помолиться нужно. Когда утром человек молится, он испрашивает Божие благословение на весь день. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, с какими мыслями человек начал день, с такими, как правило, он и будет его продолжать. Когда человек молится вечером, он просит прощения за ошибки, сделанные за день. В суете, когда ты весь день бегаешь, прыгаешь, общаешься, можешь и не заметить своих ошибок. А когда ты один на один с Богом, со своей совестью, тебе открываются твои ошибочки, можешь прощения у Бога попросить и исправить их завтра, что-то и сегодня можешь - позвонить, если кого обидел, просьбу чью-то исполнить. Поэтому утренние и вечерние молитвы важны с точки зрения такого самонаблюдения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Как стать верующим, подскажите? Я хочу верить, но не получается. Где ее взять, эту самую веру?» — этот вопрос задавали и сейчас задают многие русские люди. И мы — те, кто уже в ограде церковной, — не должны прятаться от наших собратьев за этой оградой, мы должны помогать им, заботясь о том, чтобы самим не быть верующими только по названию. Обретение веры — это тайна, таинство веры совершается в душе человеческой незримо и с каждым по-своему. Но кое-что можно сказать и о внешних проявлениях обращения. Господь судил автору этих строк не раз быть свидетелем того, как человек из не верующего в Господа Иисуса Христа, из не приемлющего Церковь становился горячо верующим и церковным человеком. Поговорить же хочется о нашей зависимости от времени, в которое живем. Ложь советской идеологии вызывала в нас протест. В 1960–70е годы молодежь искала нечто, что можно ей противопоставить. Одни приходили к вере. Другие боролись хиппованием, диссидентством, начинали увлекаться наркотиками, алкоголем, а кто-то экзотическими религиями и философией. Нас, верующих церковно молодых людей, было тогда совсем немного. Даже в таком большом городе, как Питер, мы почти все знали друг друга, хотя бы в лицо. А те, кто ходил в один храм, непременно знакомились и становились друзьями. Сейчас с некоторой ностальгией вспоминаются те времена — тогда не было моды на Церковь (она пришла позднее, теперь, слава Богу, ушла). Молитвенники и Священное Писание мы доставали с трудом, а за их ксерокопирование люди попадали в лагеря и психушки. А тех, кого идеологические работники видели в храме, исключали из институтов, не давали диплом, вызывали в парткомы на месте работы для «пропесочивания». Все это давало нашей вере крепость: если нас преследуют, значит, мы выбрали правильный путь. Так что двадцать, тридцать и сорок лет назад верующими становиться было и труднее (с точки зрения внешней), и гораздо легче (с точки зрения психологии). Но одновременно происходили обращения людей к вере не в силу сопротивления лжи, а в силу «природы вещей», это было продолжением их праведной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Кто и в самых грехопадениях своих не упадает в бездну отчаяния и закоснения, а, держась крепко за спасительную вервь покаяния, не престает взывать и вопиять к Богу: Боже, милостив буди мне грешному; заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, тому не попустить погибнуть во грехах любовь Божия, того всемогущая благодать Христова извлечет из самой глубокой пропасти греховной. Сами духовные враги наши не осмелятся нападать на нас, если мы во всех случаях жизни нашей будем вопиять к Господу: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися: помощник мой и заступник мой еси Ты, Боже мой, не закосни! подобно как злоумышленные люди не отваживаются нападать на тех, которые кричат и вопиют о помощи. Итак, когда печали и заботы житейские обыдут и стеснят наше сердце, когда, измученные душою, придем в храм Божий на молитву вечернюю, воздохнем к Богу из глубины души нашей: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Когда совесть будет тяжко обличать нас в преступлении заповедей Божиих, когда грехи наши отяготеют на нас, и не будет мира в костех наших от лица грех наших, – от всего сердца нашего возопием ко Господу: из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой! Когда скорби и болезни обыдут и обымут нас и не будет помогающего, когда различные искушения попущением Божиим отяготеют на нас, – с воплем крепким возопием к Богу спасителю нашему: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе! Аминь. Беседа вторая Да исправимся молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. (Ст. 2-й). Когда пробуждается в нас чувство нашей бедности и беспомощности и побуждает нас вопиять к Богу о помощи; когда сознание греховности нашей и угрожающей погибели побуждает нас прибегать к Богу Спасителю и взывать к Нему гласом погибающего; то прежде всего, брат, надобно заботиться о том, чтобы самая молитва наша была благоприятна пред Богом, чтобы не было в ней чего-либо, что не преклоняет, а отвращает от нас любовь Божию, что делает молитву нашу недостойною слышания Божия. Посему-то пророк Божий молится, чтобы молитва его исправилась пред Богом, направилась бы прямо к небу, вознеслась бы к престолу Божию, была принята и услышана благостию Божиею благоприятно. Находясь в удалении от Скинии свидения, он не мог принести Богу ни фимиама, ни жертвы, посему и просит, чтобы молитва его была принята, как благовонное кадило, чтобы воздеяние рук его было вменено ему вместо жертвы вечерней. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою! Что нужно, чтобы кадило распространяло благовоние и возносило горе вложенный в него фимиам? Первее всего нужен огонь. Когда горит в нем огонь, то вложенный фимиам несется неудержимо вверх; как скоро погасает огонь, и кадило издает не благоухание, а смрад. Так и молитва наша тогда только возносится горе и направляется к престолу Божию, когда исходит из сердца, горящего огнем святых и богоприятных чувствований.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Люди эти жили добротой, правдой изначально — таково было их воспитание, таковы были и есть их души. Детство же и юность протекали в общем атеистическом безразличии. И когда их близкие друзья становились верующими христианами, начинали ходить в церковь — они долго не принимали этого. Им казалось, что и без веры, и без Церкви можно быть «порядочным человеком» — это была тогда высшая оценка добродетели. К тому же, как на грех, заходя в церковь, они натыкались на «шипящих старушек» — блюстительниц церковного порядка. И встречи эти возвращали их в мир высоких образов классической литературы, стихов, романтики, в котором они привыкли жить. Но Господь не оставляет людей, подобных сотнику Корнилию, Он незримо призывает их — через сновидения, чудеса, молитвы усопших праведных предков. Он не хочет, чтобы их доброта была бесплодной. Одна из не названных, но описанных выше девушек — ныне монахиня, другая стала матушкой, женой священника, третья — редактор православного издательства. Теперь они светят людям добротой Христовой, и их вера — живая, органичная, в ней нет никакой натужности, несоответствия слова и дела. За этих людей, за всех нас молились, звали нас в Церковь наши деды и прадеды. Но приходилось видеть и обратное — это происходило при обращении к вере людей еврейской крови. Накануне крещения (я дважды была свидетельницей этого) они в ужасе говорили: «Я чувствую, что сейчас предаю предков. Как я встречусь со своим дедушкой?» Одна из этих женщин, крестившаяся в возрасте 43х лет, ощутила великую силу первой благодати. Она с удивлением обнаруживала, что у нее сам собой стал меняться образ мыслей, отношение к людям. Но вскоре она уже была на грани отречения от принятого крещения. Умер ее отец — некрещеный еврей, бывший политработник. И в ней поднялась буря: «Я должна выбрать: с вами я, христианами, или с отцом. Я его предала». Борения эти не оставляют крестившихся евреев иногда на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Когда в Пюхтицах у опытного духовника я спросила: «Как к этому относиться?» — он ответил: «Это один из признаков последних времен — обращение евреев ко Христу.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Молитва Даниила была так угодна Богу (ср. Втор 30.1–4 ), что еще до окончания ее Он послал Ангела Своего для ответа на нее и для утешения пророка, томимого скорбью о своей разоренной родине и страждущем народе. Вестником воли Божией был известный Даниилу по видению 8 гл. Гавриил ( Дан.8:16 ), «коснувшийся» пророка, точнее с еврейского – «представший пред ним» около того времени, когда, при существовании храма, приносилась предписанная законом ежедневная вечерняя жертва ( Исх.29:39 ; Чис.28:4 ). Дан.9:22 . и вра­зу­млял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя ра­зу­ме­нию. Дан.9:23 . В начале моле­ния твоего вышло слово, и я при­шел воз­вестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и ура­зу­мей виде­ние. Молитва Даниила была поводом к откровению ему о судьбе народа; настоящею же причиною является премудрость Божия, нашедшая благовременным и полезным сообщить Даниилу откровение. Для восприятия его избирается именно он потому, что «он муж желаний» – человек достойный любви Божией. Сообщенное пророку Даниилу откровение о семидесяти седьминах давало тот самый ответ на его молитву, в каком он нуждался. Даниил просил о прекращении настоящего бедственного состояния евреев. Свою молитву он основывал на пророчества Иеремии. Этот же последний, подобно другим пророкам, не различал в своих речах времени избавления евреев из плена от времени пришествия Мессии, представляя эти события как бы одновременными ( Иер.30:8–10, 18–22 ; Иер.31 ). Поэтому требовал показать Даниилу, что не тотчас после освобождения евреев из плена начнется и царство Мессии, что до этого пройдет много лет. Это и сообщается Даниилу в откровении о седьминах. Даниил, как видно из его молитвы, ( Дан.9:15–17, 19 ), желал блага для своего народа потому, что он был носителем истинного богопочитания: «Тебе ради, Господи». Но Господь предвидел, что евреи отвергнут Мессию, за что по праведному суду Божию сами будут отвергнуты Богом и преданы врагам. И это сообщается пророку, чтобы показать ему, что Царство Божие не вечно будет связано с еврейским народом ( А. Рождественский . Откровение Даниилу о 70-и седьминах, ст. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Молитва эта называется церковною, общественною. Православ. христианин молится дома: утром и вечером, пред вкушением и по вкушении пищи, пред начатием и по окончании дела. Православный христианин молится утром, встав от сна для того, чтобы возблагодарить Господа за милость Его к нам, как-то: за сохранение нас в продолжении прошедшей ночи, и чтоб попросить Его благословения на наступающий день. Вечером молится, чтобы возблагодарить Господа за милости Его в продолжении прошедшего дня, и чтобы просить Его милости на наступающую ночь. О святых, напр., царе Давиде и пророке Данииле, известно, что они молились каждый день утром и вечером, и еще в полдень. Молится христианин пред вкушением пищи, чтобы Бог благословил пищу во здравие; а по вкушении, чтобы возблагодарить Господа за пищу. Сам И. Христос, при насыщении пятью хлебами народа в пустыне, благословляя хлебы, воззрел на небо к Богу Отцу с молитвою. В Евангелии повествуется, что И. Христос и апостолы, по совершении тайной вечери, воспев молитвы, пошли на гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Молиться пред начатием дела нужно для того, чтобы попросить помощи Божией на дело; а по окончании дела для того, чтобы возблагодарить Бога за помощь в деле. Однажды апостолы целую ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Явился им И. Христос и повелел закинуть сеть; и апостолы лишь закинули сеть с благословения Христова, то с трудом вытянули ее от множества пойманной рыбы. ( Лк.5:1–7 ). В храме православный христианин молится в известные, назначенные для общественной молитвы, времена за службами, и особенно в праздничные дни и посты. Главных постоянных служб известно три: 1) Вечерня, совершаемая вечером для благодарения Бога за милости прошедшего дня и для испрошения прощения грехов, сделанных нами в этот же день; 2) Утреня, совершаемая утром для благодарения Бога за прошедшую ночь и для испрошения у Него милостей на наступающий день; 3) Литургия или иначе Обедня, совершаемая после утрени, на которой приносится безкровная (из хлеба и вина) жертва тела и крови Христовой о здравии живых и о упокоении умерших правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010