Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных От Господа приимше обещания плод,/Иоаким и Анна Божию Матерь,/благоприятну жертву, в храм введоша днесь,/и Захария, великий архиерей, благословив, прият. (2) Иоаким и Анна, от Господа приняв/Плод обещания – Божию Матерь,/как благоприятную жертву во храм ввели Ее в сей день,/и Захария, великий первосвященник,/благословив, принял Ее. (2) Святых святая во святых обитати достойно введеся,/яко Богоприятна жертва./И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы,/впреди свещоносяще, приведоша Господу,/якоже сосуд священнейший. Святая из святых по достоинству была принесена,/как приятная Богу жертва,/чтобы во святилище обитать./И девы, добродетелями украшаемые,/пред Нею светильники неся,/приводили Ее Богу, как сосуд священнейший. Да отверзется дверь Богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол,/днесь со славою внутрь прием,/Иоаким возлагает, освятив Господу/от Него избранную в Матерь Его. Да откроется дверь принявшего Бога храма:/ибо, взяв Храм всех Царя и престол,/Иоаким Ее в сей день внутрь святилища со славою помещает,/посвятив Господу избранную Им в Матерь Свою. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая,/провидя освящение входа Твоего в храм,/в немже концы, днесь празднующе,/славословят Тя, Всепетая:/яже бо прежде Рождества Дева/и по Рождестве пребывши нетленна, Мати Слова Жизни./Днесь в храме Захария веселится, восприем Тя, Владычице,/и святая святых радуются,/подъемши Тя, источника жизни нашея./Темже и мы псаломски вопием Ти:/о нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашал о Тебе, Пречистая,/провидя священное торжество входа Твоего во храм,/которое концы земли сегодня празднуя,/славословят Тебя, Всепрославленная,/– подлинно прежде родов Деву,/и после родов пребывшую неповрежденной,/Матерь Слова Жизни, в сей день во храм входящую./Захария веселится, приняв Тебя, Владычица,/и Святое Святых радуется,/вместив Тебя, Питательницу Жизни нашей./Потому и мы в песнях взываем Тебе:/“О нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровать нам великую милость!” |
В палестинских, месопотамских и всех восточных монастырях во время богослужения, совершаемого в третьем, шестом и девятом часу, прочитывают только три псалма; и таким образом там и молитвы тщательно приносятся Богу в установленное время, и необходимые рукоделия не прекращаются. Совершается же богослужение именно в показанные часы потому, что в эти часы исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение; ибо известно, что Св. Дух, обещанный пророками, сошел на апостолов в третьем часу, как это значится в книге Деяний Апостольских (гл. 2). В шестом же часу Господь наш и Спаситель принес Себя Отцу в жертву и для спасения всего мира на крест взошел, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников через сходящий к нему с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла. А в шестом часу Господь сошел в ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, увел с Собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней, - через что первобытного жителя рая опять вселил в рай; в этом же часу сотнику Корнилию ангел открыл тайну призвания язычников (открытую Петру в шестом часу); еще в Деяниях Апостольских говорится, что апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм на молитву в девятом часу дня. Из этих свидетельств видно, что святые и апостольские мужи справедливо определили эти часы на богослужение, следовательно, и мы должны посвящать их на то же, а не проводить дня в праздности, забвении о молитве и в мирских занятиях. И вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих - как жертва вечерняя (Пс 140, 2). В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесен Отцу в жертву. Распростертость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознес на небо, согласно сказанному Им: и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 12, 32). А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу...; размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое (Пс 62, 2, 7; 118, 148). Обо всех этих часах богослужения упоминается в притче о хозяине, вышедшем рано поутру нанять работников в свой виноградник: там говорится, что он нанимал работников поутру, потом в три, шесть и девять часов и, наконец, в одиннадцать, когда уже зажигается огонь. Глава 4. Утреннее богослужение, которое у нас называется первым часом, установлено не по древнему преданию, а во времена преподобного Кассиана |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Житие старца Феодосия (Кашина). Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться Житие старца Феодосия (Кашина) Житие старца Феодосия (Кашина) - правдивый и достойный доверия исторический документ. Вы это увидите по стилю изложения и найдете в тексте безошибочный критерий: монашеская жизнь показана полной зависти и ненависти. Это так и есть. Автор пишет прямо: ...Братия монастыря очень притесняла Феодора, а после такого явного чуда просто восстали против него. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что на Афоне монахи подвергаются одному сильному искушению: «Все эти люди принесли жертву, имя которой: “мне мip распялся, и я мipy” (Гал. 6, 14). После этой жертвы, не достигая искомого, монах подвергается особому искушению - духовной зависти, подобно тому, как Каин, видя, что жертва брата принята Богом, а его отвергнута, от зависти дошел до братоубийства, и монахи если не убивают своего брата физически, то нередко создают для него чрезвычайно трудные духовно условия». Должно быть, инокам обители тоже трудно было видеть, как юный послушник быстро преуспевает в молитве и духовном делании, дважды хотели опорочить его и изгнать, но оба раза Царица Небесная и Архангел Михаил помогали Своему избраннику. Уточним, что это взрослые мужчины притесняли ребенка... Что же можно добавить к правде? Слава Богу, что церковные люди понемногу перестают морочить друг другу голову и приближаются к истине. Глядишь, и увидят подлинную Правду - Христа! - Святая Гора Афон Преподобноисповедник Схи-Иеромонах Феодосий (в мipy Кашин Федор Федорович) родился в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Многие источники временем его рождения называют 1800 год, а днем – 3/16 мая. Родители его, Федор и Екатерина, были люди добрые, исповедовали православную христианскую веру, и жили благочестиво. Несмотря на бедность и многодетность, тому же учили и своих детей. Всей семьей посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол без молитвы, без молитвы не выходили за порог, с молитвы начинали всякое дело, полагаясь во всем на волю Божию. |
Патриарх Кирилл: Остается ли в системе ценностей подвиг, который непременно сопровождается жертвой? 13 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Вся жизнь Спасителя — ведь это был подвиг. 13 апреля. ПРАВМИР. 12 апреля 2015 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении! Братья и сестры! Дорогая молодежь! Хотел бы сердечно поблагодарить всех за участие в этой совместной молитве в первый день Пасхи в кафедральном Храме Христа Спасителя. Мы прославляем Христа Воскресшего, прославляем Его победу — победу над злом, победу над диаволом; победу над злом, имевшую место не только в тот момент, когда Христос сталкивался с непониманием, с клеветой, а в конце жизни и с поруганием, биением и, наконец, с голгофскими страданиями. То была победа над злом в планетарном, космическом и вневременном масштабе. И когда мы говорим о том, что к этой победе сопричисляется каждый, кто верит в Христа, кто принимает Его слово, кто Его проповедует, кто пытается жить по этому слову, то мы утверждаем великую истину о том, что вместе со Христом мы побеждаем зло. Пасхе Божией спасительной предшествовали страдания. Да и вся жизнь Спасителя — ведь это был подвиг. А подвиг всегда требует жертвы. Не бывает подвига без жертвы, иногда жертвы ценой в жизнь, как то было в грозные годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы в этом году будем праздновать. А сколько было изувеченных людей, обожженных пламенем войны. Их подвиг сопровождался тяжелейшей жертвой. Но ведь без жертв и подвига не бывает победы. И не было бы победы в войне, не было бы других побед, которые одерживают люди и народы, если бы не подвиг. А подвиг — это жертва и самоотдача. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 20 голосов: 4.1 из 5) Оглавление Милостынька Предисловие Десять лет назад Господь даровал мне встречу с Тамарой Павловной Кракаянц — замечательной женщиной, «современной блаженной Ксенией», двенадцать лет прожившей в сарае на Немецком кладбище и на собранную милостыньку восстановившей множество заброшенных могил. Познакомились мы после того, как я написала рецензию на документальный фильм «Прощеное воскресенье», в котором рассказывалось о подвиге Тамары Павловны. Статья была напечатана в «Православной газете», матушка позвонила мне и пригласила приехать к ней в гости в Москву, в храм свв. апп. Петра и Павла на Сербском подворье. При встрече Тамара Павловна подробно рассказала мне о своей судьбе и вручила несколько магнитофонных кассет с записью духовных стихов, которые она сама поет. По горячим следам я написала статью, а потом еще и главку в книге воспоминаний о встречах с современными подвижниками — «Жертва вечерняя». Прошло немало лет, и появилась настойчивая потребность рассказать о той жизни, которая ушла невозвратно — о деревенском бытии до его полного развала, о советских трудовых буднях и о «весне духовной» конца 1980х — 1990х годов. Не случайно, видимо, «под руку» попались кассеты с записями песнопений Тамары Павловны. Когда я стала их в очередной раз слушать, то они вдохновили на написание этой книги. Поначалу она задумывалась как чисто документальная и биографическая — автор собирался ограничиться достоверным рассказом о судьбе «современной блаженной Ксении». Но потом, когда оказалось, что в рассказе Тамары Павловны отсутствуют подробности и детали, очевидным стало, что ограничиться фактами не придется. Так в канву документального повествования — о детдомовском бедовании во время войны, о скитаниях по стране, о жизни по найму в деревенских семьях, о работе в Москве и поездках в монастыри — вплелись вымышленные художественные подробности. В первой части это все, что касается деревенской жизни. Автору захотелось пропеть «гимн деревне», где на протяжении десяти лет проживались все летние месяцы. Во второй части это подробности восстановления возвращенных Церкви святынь. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 57 голосов: 4.2 из 5) Важность поминовения усопших Святая Православная Церковь, как благопопечительная мать, заботится о своих чадах, при жизни испрашивает им у Бога здоровья, во всем благопоспешества и оставления грехов, и по смерти возносит о них частые моления к Богу, например, на полунощнице, утрени, вечерни и повечерии она просит о прощении грехов и упокоении их со святыми. Но особенно на Божественной Литургии святая Церковь вопиет к Богу за умерших, твердо веруя, что Честною Кровию Божественного Искупителя нашего Господа Иисуса Христа отмываются грехи всех поминавшихся за Литургией. Это поминовение преимущественно важно в течение первых сорока дней по кончине, потому что в сороковой день изрекается определение Божие о душе, решающее участь ее до Страшного суда. Потому-то и советуется служить и заказывать о скончавшихся «сорокоусты». Польза, важность и сила этого поминовения засвидетельствована многими примерами не только в житиях святых, но и в устных и письменных сообщениях от начала христианства и до настоящего времени. Однажды великий подвижник св. Макарий Египетский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на дороге. «Когда я, – говорит он, – дотронулся до черепа пальмового палкою, то он что-то сказал мне. Я спросил его: – Кто ты? – Череп отозвался: – Я был начальником языческих жрецов. – Каково вам, язычникам, на том свете? – спросил Макарий. – Мы в огне, – отвечал череп, – пламя охватывает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть несколько один другого, и это доставляет нам отраду» («Христианское Чтение», ч. 2, 1821). Святой Григорий Двоеслов рассказывает такой случай. Один брат, бывший в его монастыре, за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была за него Безкровная Жертва с молитвою. В последний из этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе я жестоко страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете, ибо сегодня вступил в общение». Таким образом, через спасительную Безкровную Жертву усопший брат избежал наказания («Собеседования Григория Двоеслова », кн. 4, гл. 55). |
Разделы портала «Азбука веры» Олег Жуков " decoding="" title="" Во все времена существования Православной Церкви она содержалась на пожертвования своих прихожан. Господь заповедовал Своему народу заботиться о храме, святые учили людей не жалеть средств на украшение церквей. Церковь молится о «благотворителях, благоукрасителях и создателях храма сего». Читая вечерние молитвы, христиане также обращаются к Господу и просят помянуть «плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах». Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте сокровища на Небе. ( Мф. 6:19-20 ) Несколько месяцев назад в Свято-Троицком соборе появилась новая святыня – икона Божией Матери «Иверская» , точная копия с древнего чудотворного образа Божией Матери, хранящегося на Святой Горе Афон . Она была написана по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия специально для кафедрального собора. Прихожане сразу полюбили эту икону и благодарны за чудесный образ не только Владыке, но и прихожанину храма Олегу Ивановичу Жукову. С его помощью для храма было написано еще несколько икон, а год назад построен новый просторный баптистерий – помещение для совершения Таинства Крещения . Не секрет, что зачастую обеспеченные люди жертвуют на храм, потому что сегодня так принято, модно, это часть имиджа делового человека. Но Бога не обманешь, Он видит, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Олег Иванович не выделяется среди прихожан, не выставляет напоказ свою благотворительность и на интервью неохотно согласился, напомнив евангельский принцип: Когда творишь милостыню, не труби перед собою ( Мф. 6:2 ). Но отказать в беседе все же не смог – Владыка благословил! – Дело не в имидже, мне он не нужен. Я думаю, что христианин, который жертвует на нужды храма во славу Божию, сознает себя частью Церкви и старается посильно ей помогать. В книге Екклесиаста говорится: Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его ( Еккл. 11:1 ). Как вода совершает в природе свой круговорот, так и жертва, когда ты от души делишься тем, что у тебя есть, обязательно принесет свой плод. Каждый дает, сколько может, по мере своей. А у кого какие мотивы – мы знать не можем, да и судить не должны. |
Разделы портала «Азбука веры» Перевод В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии ) до его погребения и в память его погребения . Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в древности. Оно приносит великое утешение усопшим и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души» . Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой любви и усердии к поминаемым их ближним. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертвы за других, трудящихся в чтении. Читающему Псалтирь приличнее стоять, если состояние здоровья не заставляет его сесть. В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день 3й, 9й и 40й. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим 3 дня или 40 дней, включая день кончины. Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм , каждый из которых делится на три «Славы» . Перед чтением первой кафизмы произносятся молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Молитвы перед началом чтения Псалтири Примечание: Если чтение совершается после утреннего или вечернего правила, то можно начинать сразу с “Приидете поклонимся…”. Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. |
Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог сохраняет верующих во имя Его Поиск ответа, как жить После Сарепты Сидонской пророк Илия возвращается в Израильское царство и дерзновенно предстает пред царем и предлагает ему собрать на гору Кармил всех жрецов Ваала и устроить на глазах всего народа состязание. Царь соглашается. Жрецы Вааловы делают жертвенник, ставят идола, кадят, бегают, наносят себе удары, кричат… Цель? Доказать: если их бог есть, он должен послать огонь с неба и принять жертву. Прыгают, «скачут», как говорит Библия, жрецы Вааловы, но толку никакого. Посмеивается пророк Илия. Когда наступает время вечернего жертвоприношения в Иерусалимском храме, пророк Илия велит с избытком полить жертву водой – он соорудил правильный жертвенник из 12 камней, на него положил дрова, на дрова положил жертву; выкопали ров и поливали жертву водой до тех пор, пока ров не наполнился водой – и дрова, и вся земля пропитались влагой. Затем Илия обратился с молитвой к Богу, никаких священнодействий не совершая, и упал огонь с неба и испепелил все так, что даже вода вся испарилась и вся жертва попалена. И настолько воодушевило это знамение силы Божией, исповедание, которое изрек народ едиными устами, что Илия возгорелся совершенной ревностью и повелел убить всех жрецов Вааловых, числом 450. А после этого взошел на гору Кармил и, помолившись, увидел приближающуюся тучу, полился дождь. Он отправил царя Ахава в Израиль, а сам скакал перед ним, ликуя от дождя, как царь Давид скакал пред ковчегом Господнем. Это было ликование о явлении людям милости Божией, их молитвы были услышаны и исполнены. Это была не просто радость о дожде – он видел в этом дожде благодать Божию, которая, как капли, падает в иссохшие сердца человеческие, возрождает в них веру. Илия видел возрождение веры в народе и ликовал, что люди, забывшие Бога, снова возвратились к Нему, он радовался о Боге, ликовал о Нем и прыгал, как прыгал Давид перед Богом, с радостью, что Бог снова посетил Свой народ. Но ликование, в отличие от ликования царя Давида, закончилось тем, что они вошли в Израиль, царь Ахав рассказал, что произошло, своей жене Иезавели, и она дала клятву, что солнце не успеет зайти, как пророк Илия будет убит. Илия тут же убегает далеко в горы, идет на гору Хорив на Синайском полуострове. Идет через пустыню очень долго, испытывает страшные мучения, волнения и смущение. Он радовался, он ликовал, он видел, как Бог его услышал, и вдруг он бежит. Подумайте, что испытывает этот человек! |
Рождественские праздники прошли в благочиниях января 2020 Рождественский фестиваль Петродворцового благочиния состоялся 26 января в Доме культуры Ломоносова. В нем участвовали приходские и светские коллективы. " Как в вертепе воссиял миру свет Христова Рождества, так и в наших сердцах должна засиять вера " , - сказал в приветствии благочинный протоиерей Михаил Терюшов . Открыл программу ансамбль школы 413 с композицией " Ночь на Рождество " . Студии вокала " LiBERCANTO " , народных традиций " Берегиня " , " Крещендо " , хореографический ансамбль " Золушка " , вокальный ансамбль " Гармония " выходили на сцену и удивляли зрителей талантами, все создавали в зале праздничное настроение. Воспитанники воскресной школы собора святых апостолов Петра и Павла Петергофа показали кукольное представление под пение колядки " В ночном саду " . Роман Родионов исполнил песнопение " Жертва вечерняя " , воспитанницы прихода Святой Троицы Ломоносова Елизавета Румянцева и Дарья Гончарова исполнили первая - " Колыбельную " на флейте, вторая - народную песню " Пошла млада за водой " . Чтец Матвей Петров передал смысл и настроение стихотворения " В день зимней Пасхи. Пришло Христово Рождество " . Радостью поделились со зрителями учащаяся школы 413 Алина Ануфриева, Егор Великанов из вокальной студии " Созвездие " . Прихожанин Михайловского собора Ломоносова е Сергей Карпов исполнил оригинальную песню на финском языке " На берегах Иматры " . Анастасия Милюкова из ансамбля " Гармония " исполнила песню " Озера синие " с такой теплотой, искренностью, что заслужила овации. Завершил концертную часть фестиваля коллектив приходов святителя Игнатия Брянчанинова и преподобного Серафима Саровского исполнением песни " Тихая ночь " под аккомпанемент настоятеля протоиерея Антония Логинова . Протоиерей Михаил Терюшов и директор ЦДКиО протоиерей Георгий Лаврушин вручили дипломы лауреатам фестиваля, а также победителям детского творческого конкурса " Рождество Христово " . Благочинный поблагодарил всех участников и гостей и пожелал сохранять чувство праздника и мира в душе. |
| |