И.Ц. Миронович Лекция 10. Всеобщая история человечества. Происхождение я хочу вам сказать, что лучше церковного пения народного и изучения Библейской Истории нет ничего на белом свете. И вы, наверное, с этим согласитесь. Почему? Потому что человек, как существо эмоциональное, – а мы созданы такими – он выражает свои внутренние религиозные чувства вовне. Может быть, это прекратится, когда мы будем с вами жить в совершенно иных условиях, в Царстве Божием, и вот отпадёт, может быть, необходимость в этих выражениях вовне, потому что, увидев Господа, человек забудет всё. Он будет только наслаждаться созерцанием этого божественного Лика, Его совершенством, благостию и любовью, и всё это будет изливаться без всякого посредства на нас, и отпадёт необходимость и в словах, и в делах, и в движениях, может быть, и в пении. Всё это будет совершаться внутри человека на уровне какого-то совершенно иного общения. Ну, а пока мы с вами находимся здесь, на земле, мы выражаем свои религиозные чувства в молитвах словесно, в умной молитве, в сердечной молитве, затем совершаем поклонение, воздеяние руку моею жертва вечерняя < Пс. 140:2 , Литургия Преждеосвященных Даров> . Мытарь бил себя в грудь (см. Лк. 18:13 ), люди воздевали руки, падали на колена (см. Езд. 9:5 ), посыпали себя пеплом (см. Есф. 4:1 ) и иные выражения – и всё это коренится в конечном итоге в Священном Писании. Потому что оно даёт нам и материал для размышления, и указывает, откуда мы с вами, и какой Промысл Божий относительно нас, и что мы представляем собой на сей день, как нам нужно исправиться, как жить бы должно. Поскольку, читая, мы видим, как уклоняемся мы от Евангельского идеала, насколько мы живём в компромиссах безконечных; и вот разделить свет и тень, добро и зло – ой, они переплелись настолько, что не знаешь, где кончается одно и начинается другое. А ведь через это мы страдаем. Вот через это мы страдаем. Это как какой-то мусор, который, знаете, накапливается и повреждает все наши чувства: и зрительные, и слуховые и всякие другие, а уж о духовных – которыми мы воспринимаем Бога – и говорить не приходится. Поэтому перед Богом надо очищаться. Вот все Псалмы Давидовы призывают нас к этому: Очисти беззаконие мое (см. Пс. 50 ), прости прегрешения моя, от тайных моих очисти мя (см. Пс. 18:13 ) – вообще, кто может усмотреть свои грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, Понтий Пилат соглашается исполнить преступное решение иудейского народа. Поставленный быть блюстителем неприкосновенности закона, он сам совершает беззаконие. Варавву, злодея, который должен быть наказан, он отпускает на свободу, а безгрешного Сына Человеческого, – Того, кто никогда не отступал от истины и не делал ничего, кроме добра, – осуждает на крестную смерть. И это вопиющее нарушение правды Понтий Пилат совершил не по неведению, не по ошибке, свойственной человеку, а вполне сознательно, с очевидной и определённой целью. В уничиженном Узнике, в безмолвии предстоящем судилищу, он не находит никакой вины. Он прямо заявляет народу: «аз ни единыя вины обретаю в Нем» ( Ин 18:38 ). Из неистовых воплей толпы, подстрекаемой первосвященниками, из того усердия, с каким изобретается явная клевета на безмолвного Узника, Пилат убеждается, что этот Узник есть жертва зависти архиереев и книжников. «Ведяше бо», говорит евангелист, «яко зависти ради предаша Его» ( Мк. 15:10 ). И голос совести, и законы отеческие, и законы той страны, которой управлял Пилат, повелевали ему отпустить невинного. И Пилат, действительно, не решается по первому требованию толпы осудить Иисуса Христа. «Искаше Пилат пустити Его» ( Ин. 19:12 ). Но вот в толпе раздается имя кесаря. Истощившиеся в изобретении клеветы, видя, что клевета не достигает своей цели, первосвященники думают устрашить Пилата именем кесаря и тем побудить его к осуждению невинного. «Аще Сего пустиши», кричит по их наущению толпа, «неси друг кесарев» ( Ин. 19:12 )! Если ты пустишь Его, мы сделаем все, чтобы поколебать твою дружбу с кесарем! И коварный расчет оказывается верным. Не дав себе даже времени хорошенько поразмыслить о том, что выйдет из угрожающих криков толпы, каким образом, отпустив невинного и сохранив закон, можно потерять дружбу кесареву, Пилат старается скорее оградить эту дружбу. Он спешит скорее заслужить одобрение тех, которые угрожают ее поколебать и для этого соглашается исполнить преступное решение беззаконного соборища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Псалом 140 Пс.140:1 . Псалом Давиду. Господи, воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом одного содержания с предыдущим. Святый Златоуст замечает, что он по уставу отцев обыкновенно читан был на вечерни, так как псалом 62 обыкновенно читается на утрени. Итак оба содержат теплую молитву к Богу: но оный утренний прогоняет тьму нощную, и озаряет нас солнечными лучами, а сей вечерний очищает скверну грехов, содеянных днем, дабы могли мы спокойным сном наслаждаться ночью. Из сего начала явствует, что Давид немаловажному искушению подвержен был, когда так молился: ибо одни и те же слова многократно повторяя, сильно настоит, требуя помощи. И хотя не можно утвердительно сказать, в какое время сложил он сей псалом, но можно догадываться, что написал его во время тяжких гонений, претерпенных от Саула. Впрочем, примером своим научает нас прямо прибегать с молитвою к Богу и не искать посторонних помощей, как делают мирские люди, оставляя долг молитвы. Давид взывает к Богу, а мирские люди, прежде нежели возопиют к Нему, призывают небо, землю, людей, счастие и все свои мечты: а хотя иногда и возносят гласы свои к Богу, но негодуют и ропщут, так что более воют, нежели молятся. Пс.140:2 . Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Здесь объясняет, чего у Бога просит, и в чем услышан быть желает. Во-первых, по порядку просит, дабы Бог помог ему в молитве. Ибо как Апостол говорит: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас, и способствует нам в немощех наших ( Рим. 8:26 ); тако и Давид того же просит, дабы Господь содействием благодати Своея помог ему богоугодно молиться. Качества богоугодныя молитвы объясняет подобием фимиама, приносимаго во храме по повелению Божию по утру и в вечеру ( Исх. 30 ). Воздеяние рук ( Пс. 133:2 ) означает ту же молитву, ибо Иудеи обыкновенно молилися, воздевая руки к небу, как и мы также молимся ( 1Тим. 2:8 ). Под именем – жертвы вечерния – разумеется приношение фимиама, которое бывало в вечеру, как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 140 Псалом Давиду. (1) (1) Слова Феодорита: И этот псалом Давид сочинил во время гонении на него от Саула; он в нем просит помощи Божией; другие говорят, что сей псалом произносится от лица вавилонских пленников. Слова Златословесного: Слова сего псалма знают, так сказать, все и во всяком возрасте поют; но мысли не понимают; они носят при себе кошелек запечатанный, что не мало предосудительно для нас – ежедневно петь, и никогда не постараться узнать мысль того, что поют, но сидеть при сокровище покрытом тенью. Я думаю, что Отцы не напрасно установили, чтобы сей псалом читать каждый вечер, и не по причине одного содержащегося в нем слова: воздеяние рук моих жертва вечерняя; но уставом положено читать сей псалом, как некое спасительное и очистительное от грехов врачевство, дабы все грехи, какие производишь в продолжение дня, где бы мы ни находились, достигнув вечера, мы свергнули с себя чрез сие духовное песнопение. Пс.140:1 .  Господи, воззвах к Тебе, услыши мя Я, начинает, воззвал к Тебе, Господи, голосом и воплем сердца, воспламененного и проникнутого скорбью; посему услышь меня. Ибо таковым умственным голосом сердца взывая Моисей был услышан Богом, хотя устами и молчал. Таковый голос вознесла от сердца и целомудренная Анна, жена Елканы, хотя и не слышно было голоса ее устного; почему и при неплодстве своем родила Самуила. Таким же, говорит, умственным голосом сердца воззвал я к Тебе, Господи, голосом слышным Твоим ушам, а не одним чувственным голосом уст, которым молились и умножали моление свое Иудеи и не были слышимы: потому что взывающий устами чувственно напрягает все тело свое ко внешнему, истощая всю силу свою; так и вопиющий сердцем мысленно сосредоточивает весь ум и всю душу свою во внутреннем и собирает всю силу свою; почему и достоин быть услышанным от Бога. (1) (1) Златословесный: Итак, что Он говорит: я воззвал? Воззванием здесь он называет не телесное, но внутреннее, произведенное разженным сердцем: ибо такового вопля требует Бог, сосредоточивающего мысли, не позволяющего рассеянности, и не только такого, но и моления к Нему. Ибо многие стоят на молитве, но не взывают к Богу; но уста их взывают к Богу и произносят имя Божие часто, а ум не понимает ни одного слова молитвы полезной. Также: Не все слова молитвы полезны, но только воссылаемые от великой расположенности. Ибо и фарисей, по видимому, молился много, но самому себе, поелику, пребывал в грехе гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.4 из  5) Петр Дмитриевич Боборыкин Жертва вечерняя Роман в четырех книгах (1867) Дождливым ноябрьским вечером г. в Петербурге Марья Михайловна — двадцатитрехлетняя богатая вдова гвардейского адъютанта — начинает вести интимный дневник, чтобы разобраться в причинах своего постоянно дурного настроения. Выясняется, что мужа она никогда не любила, что с сыном, трехлетним «кислым» Во-лодькой, ей скучно, а столичный свет не предоставляет никаких развлечений, кроме выездов в Михайловский театр на спектакли с канканами. Хандры не развеивает ни письмо, полученное Марьей Михайловной из Парижа от двоюродного брата Степы Лабазина, ставшего за время их разлуки «философом» и «физикусом», ни ее визит к замужней светской приятельнице Софи. Застав Софи с любовником, рассказчица делает ей строгий выговор, хотя и догадывается сама, что скорее завидует чужому, пусть прошлому, но все-таки счастью. Определенную новизну в жизнь Марьи Михайловны вносит, правда, знакомство с «умничающей» Плавиковой, в чьем салоне по четвергам собираются разные «сочинители», и в их числе сорокалетний (т. е. сильно немолодой уже) романист Домбрович. Поддавшись праздному любопытству, рассказчица тоже начинает читать европейские журналы, пытается поддерживать разговоры о философии Б. Спинозы и вообще об «умном», но жгучий интерес у нее вызывает только образ жизни содержанок-француженок, к которым, напрочь забывая о светских дамах, так тянутся мужчины. Для того чтобы познакомиться с Clemence, самой блистательной из этих куртизанок, она ездит по рождественским маскарадам, всюду встречая Домбровича. Даже Clemence, когда их знакомство наконец состоялось, говорит по преимуществу о Домбровиче, подчеркивая, что он намного выше всех светских франтов. Домбрович, с которым рассказчица видится все чаще, действительно не обманывает ожиданий: он обаятелен, тактичен, остроумен, способен часами увлекательно рассуждать и о писателях, и о людях света, и о самом себе. «Поговоривши с ним, как-то успокаиваешься и миришься с жизнью», — заносит рассказчица в дневник, замечая, что о многом она начинает судить так же, как ее новый знакомый. Дневник заполняют размышления о женщинах — «синих чулках» и «нигилистках», рассказы о спиритических сеансах, светские сплетни, но с каждой новой записью центральным героем все более и более становится Домбрович. Он вспоминает о своих встречах с Лермонтовым, сурово оценивает Тургенева и других современных беллетристов, доказывает, сколь вредны умным женщинам узы брака, и исподволь учит Марью Михайловну искусству «срывать цветы удовольствия» так, чтобы «овцы были целы и волки сыты».

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Часть первая. «К вере призваны мы все, братия...» Благодарение На пороге собственной старости понимаешь, как много Господь дал тебе встреч с теми, кто прожил отпущенное им время жизни на земле достойно. Образы их все настойчивее оживают в памяти. И, пожалуй, настало время рассказать о том, что было дано. К тому же слишком много людей, не сговариваясь, в последнее время говорят: «Ты встретила в своей жизни столько замечательных людей, что просто обязана рассказать о них». Об их опыте «совершенной радости», об их умении оставаться людьми в любых обстоятельствах. Заранее предупреждаю читателей, что беллетристом я не являюсь и сочинять не умею, так как по основной своей профессии я — литературовед, пространные описания — не мой конек, привычнее анализировать и обобщать. Потому в книжке почти нет рассказов с диалогами, а есть портреты людей на фоне эпохи и попытка понять, что мы потеряли, а что удалось сохранить из того, что нам дали наши дорогие бабушки, учителя и родители. Пусть эта книжка будет данью благодарности всем тем, кому она посвящена — моей «жертвой вечерней». Доченька, сынок, внученька, сестренка Наше детство пришлось на середину 50х — начало 60х годов прошлого века. Время самое советское. И хорошего, и плохого, как и во все времена, было в нашей жизни столько, сколько Господь предопределил каждому пережить. Но одно доброе чувство, которое нам привили в то время, является несомненной драгоценностью. Нас учили уважать старших и сопереживать стареньким. В нашей школе на Васильевском острове были созданы «тимуровские команды». И мы — их члены — должны были найти себе кого-то одинокого, больного и беспомощного и помогать ему. В нашем переулке, самом узком из всех существующих в городе на Неве, носящем имя И. Е. Репина (а мы его называли «собачий переулок», потому что там гуляли с собаками), неизменно на одном месте, в одно и то же время, у круглого мусорного бачка стояла бабушка. Такая, каких теперь и не увидишь — в старом потертом пальтишке, замотанная в клетчатый платок, в валенках с галошами, и так — в любое время года. Вот ее-то я и выбрала. По своему небольшому детскому церковному опыту я знала, что если человек все время стоит на одном месте, то, значит, ему надо подать милостыньку. И вот, стесняясь, неуклюже положила я свою монетку на мусорный бачок, у которого стояла бабушка. И услышала то обращение, что потом не раз слышала от незнакомых людей,  и что так оживотворяло душу: «Внученька! (потом было: «Доченька!») А мне ничего не нужно, у меня все есть!» Бабушка рассказала мне, что у нее есть семья и она не брошена, а стоит она тут, потому что ноги не дают ей далеко ходить, и так она «дышит воздухом» в одно и то же время, ненадолго покидая свою квартиру.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление «Жертва Богу – дух сокрушенный» О покаянии Сегодня главным образом поговорим о совершенно особенном событии в жизни Давида. О событии этом известно всем, ведь мы постоянно читаем псалом, написанный под влиянием этого события. Речь пойдет о грехе, совершенном царем Давидом. Позволю себе напомнить хрестоматийные факты. Перед тем как Давид пленился красотой Вирсавии, чужой жены, у него уже было 10 жен, от которых были дети, имелись и наложницы – конечно, это был не такой гарем, как у его сына Соломона, но все-таки с избытком. Как потом ему скажет пророк Нафан: «Не любую ли женщину в Израиле мог ты сделать своей женой? Все, что пожелал бы, все было твое». Итак, он прельстился красотой Вирсавии. В это время его армия и муж Вирсавии были на войне с аммонитянами. Увидев, как она совершает вечернее омовение, он повелел привести ее и совершил грех прелюбодейства, взяв чужую жену. Через какое-то время он отпустил ее. И когда ее муж Урия вернулся с войны, Давид стал к нему присматриваться: знает или не знает Урия, что произошло. Пригласил его во дворец, угощал, а наутро узнал, что Урия, дойдя до своего дома, ночевать в доме отказался. Не зашел даже в дом увидеться со своей молодой, красивой женой. Это смутило Давида; он понял, что, скорее всего, Урии все известно. И снова он приглашает Урию к себе. На этот раз, как говорится в Библии, ему удалось Урию напоить, только после этого он отпустил его домой. И даже в таком состоянии Урия не пошел домой. Давид понял, что Урия все знает, и решил просто от него избавиться – повелел своему полководцу Иоаву поставить Урию в такое место битвы, чтобы тот был заведомо обречен на смерть. Так оно и получилось – Урия был убит (как потом скажет пророк Нафан: «Ты убил Урию руками аммонитян» – то есть кто-то из аммонитян вонзил в него копье, но за этим стояла рука Давидова, он так повелел). Фактически Давид совершил два греха: прелюбодеяние и убийство невинного. Не просто невинного, а того, кто был его доверенным лицом, его защищал, человека, кому он был обязан жизнью, ведь Урия был одним из самых приближенных, верных царю воинов.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/25

Святаго мученика Агафоника и иже с ним. В сий же день поется служба и святаго Луппа НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры мученика Агафоника, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Первую благость/и паче ума красоту ища, Агафониче,/радуяся, пошел еси/к предлежащим доблественне подвигом,/и, сплется со врагом,/мужески о землю разразил еси,/и победы светел исплел еси венец,/моля Человеколюбца о воспевающих тя. Мудростию украшен,/слово животочно источил еси,/обращая несмысленныя,/обличая мучителя,/многобожия бурю утишая,/утвердил еси верныя/пребывати в Божией благодати./Темже лютая претерпев опаления,/к Вышнему Царству венценосец востекл еси. Кровию каплей/терпеливаго твоего страдания/Владыце предстал еси жертва благовонна,/чисто заколение,/благоприятен дар, священно приношение/и священие совершенно непорочно./Темже молитвами твоими/церковное исполнение в мире соблюди,/страдальче Агафониче. Ины стихиры святаго Луппа, глас и подобен тойже: Лупп Блаженный/безбожия растопи лед тяжкий/теплотою Божественнаго Духа,/и, усечен быв мечем,/исцелений струи источает,/и души истаявшия орошает благодатию./Того восхвалим, яко молитвенника нашего изрядна/и тепла заступника/благочестно, мучениколюбцы. Еллинская чтилища глубине вод предал еси/и безбожных удивил еси, зрящих чудеса,/твоею, всеблаженне, творима верою./Посреди их стоя,/баню Божественную свыше прият,/Богу тя величающу,/яко присномученика и добля адаманта,/страстотерпче многострадальне. Искушающе посещи тя врази,/друг друга посецаху/и, стрелы пущающе, друг друга уязвляху,/страстоносче Луппе,/и, претерти мняще, древу приложиша язву,/омрачени, блаженне, суще:/соблюдашие бо тя Господь,/Егоже ради пострадати изволил еси,/молитвенниче о душах наших,/Ангелов собеседниче. Слава, глас 1. Анатолиево: Тезоименне назвался еси,/благия победы тезоименит,/Агафониче многострадальне:/Божественным бо желанием уязвився,/идольския лести и мучительския отвергся,/к жизни некончаемей преславно прешел еси./Темже в славней твоей памяти,/дерзновение имый к Богу,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 23.09 Служба мц. Татиане Гримблит Текст службы утвержден решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал 82). Месяца сентября в 10-й день Святыя новомученицы Татианы Гримблит На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 2. Подобен: Е гда от Древа: Восхвалим, вернии, песньми духовными,/мученицу добропобедную Татиану,/яже, страха мучений не убоявшися,/к страданием мужественне устремися/и душу свою, яко жертву непорочную,/в руце Подвигоположника Христа предаде./Ныне же с лики святых жен Ему предстоит/и молится прилежно/мир душам нашим даровати и велию милость. Христу Жениху рачением твоего сердца/от младенства поработати возжелела еси,/во дни же гонений лютых,/любовию к Нему распалаема,/страдания и муки небоязненно претерпела еси,/невесто благославная Татиано./Ныне же, в нетленнем чертозе пребывающи,/прилежно молися Спасу и Владыце всех,/мир душам нашим даровати и велию милость. Яко жены мироносицы древле,/добродетельми многими преукрашена/и делами милосердия исполнена,/прехвальная страдалице Татиано,/Христа всем сердцем возлюбила еси/и вместо мира благовоннаго/душу твою в жертву Ему принесла еси./Ныне же, Богу предстоящи,/испроси душам нашим мир и велию милость. Слава, глас 6: Инии языцы мудростию хвалятся,/инии богатством и силою,/мы же славными новомученики и исповедники,/подвиги своими процветшими,/кровию землю нашу обагрившими/и верныя прославляти научившими/Отца и Сына и Святаго Духа,/Троицу Единосущную и Нераздельную. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне. И чтения 3 мученическая. На литии стихиры, глас 1: Яко некогда восточнии царие/Богомладенцу Христу дары принесоша,/такожде и ты, Татиано богомудрая,/принесла еси от сокровища сердца твоего/вместо злата – веру чистую,/вместо фимиама – молитву теплую,/вместо смирны – страстей умерщвление,/и явилася еси воистинну жертва благоприятная. Яко агница нескверная,/посреде мучителей предстала еси/и, сих зверонравие кротостию победивши,/дерзость же тех терпением посрамивши,/Горняго Иерусалима достигла еси,/мученице Татиано добропобедная,/идеже, Христу предстоящи,/молишися о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Богослужебная часть 3 Глава 4. О пении первого часа и о молитвах После утреннего славословия вам следует всем вместе совершать первый час, по обычаю, и после его окончания добавлять молитву: «Иже на всякое время», и остальное. После этой молитвы должны быть коленопреклонения: те, кто может, преклоняются низко, до земли, а немощные делают малые поклоны. Три коленопреклонения необходимо совершать медленно, потом нужно произносить про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», – при этом распростирая руки. Когда преклоняем колена и главу до земли, надо говорить: «Согреших Ти, Господи, прости мя», – три раза; тогда остальные 12 поклонов нужно делать быстрее, так, чтобы каждый раз, преклоняя колена и вставая, мы произносили упомянутые слова молитвы. При этом поклоны надо совершать всем вместе, а не так, чтобы один спешил, а другой отставал, но все пусть как на вожатого смотрят на экклесиарха или на дневного служащего иерея, стоящего у святых врат и указывающего порядок. Это соблюдаем, когда на утрени не поем «Бог Господь». Если же поем «Бог Господь», то нужно делать три земных поклона и говорить про себя вышесказанные молитвы. После этих поклонов все должны, как положено, с воздетыми руками возгласить молитву: «Боже Вечный и Царю всякого создания». Сразу после молитвы должно следовать и малое оглашение, т.е. поучение из отеческих слов, читаемое игуменом, как приняли мы от предшествующих наставников, которое никогда не нужно оставлять, кроме случаев, когда не запрещает синаксарий. При этом после чтения бывает и положенное «Трисвятое», к нему надо добавить и молитву «Посылали свет Свой и посещали....» Так бывает, если читается оглашение; а если не читается, то «Трисвятое» надо оставлять и к первой молитве добавлять вторую молитву. Все молитвы надо произносить с воздетыми руками, согласно словам: «Воздежите руки ваша во святая и благословите Господа» ( Пс.133:2 ); и еще: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). А также: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы..., воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010