Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Глава 15 7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так. 8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. 9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. 10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. 11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. 12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. 13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. 14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. 15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. 16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. 17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. 18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. 19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных – гладкий. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.    В центре предлагаемого нам сегодня Церковью отрывка оказывается путь праведности ( 9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет ), а также описание тех отношений, которые связывают человека с Богом, включая их внешнее выражение: молитву и жертвоприношение ( 8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему ). Жертвы в Ветхом Завете    Жертва была самым распространенным в Ветхом Завете, да и вообще в древнем мире способом взаимодействия с Богом (или богами, если речь идет о язычестве). Каждое утро и вечер в Храме приносилась жертва всесожжения. (Именно эти жертвы упоминаются в псалме, который поется у нас на Вечерне: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние рук моих — жертва вечерняя») Также каждый человек мог принести жертву за грех и жертву благодарения (мирную жертву) и еще некоторое количество жертв. Смыслом жертв было благодарение Богу, общение с Богом через жертву, причастие Ему и ближним, искупление грехов и очищение.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Воскресни, Гди, спаси м, Бже мой. Гдне cnacehie и на людхъ Твоихъ блrocлobehie Тво. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Аллилуя. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Аллилуя. Служите Господу со страхом, и радуйтеся пред Ним с трепетом. Аллилуя. Блаженны все надеющиеся на него. Аллилуя. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой. Аллилуя. От Господа спасение, да будет над народом Твоим благословение Твое. Аллилуя. значит: хвалите Бога. Гди, воззвахъ 100 къ Теб, услыши м. Оуслыши м, Гди. Гди, воззвах к Теб, услыши м; вонм 101 глас моег, внегда 102 воззвати м къ Теб. Оуслыши м, Гди. Да исправитс молитва мо, к кадило предъ Тобою, воздние 103 рк моею 104 , жертва вечерн. Оуслыши м, Гди. Господи! я взываю к Тебе! услышь меня. Услышь меня, Господи! Господи, я взываю к Тебе, внемли гласу молитвы моей; когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое,– возношение рук моих, как вечернее приношение. Услышь меня, Господи. Что выражается пением этих псалмов? Недолго люди блаженствовали в раю, они согрешили и изгнаны были оттуда за то. Господь по милосердию своему обещал людям возвратить рай за веру, покаяние и добродетель. В начале вечерни воспоминается и это. Покаяние, молитва о спасении и надежда на спасение согрешивших людей и слышится в стихах псалмов: Блаженъ мжъ и Гди воззвахъ. Поясните слова: Да исправитс … жертва вечерн. Да исправитс … жертва вечерн. У евреев, по закону Моисееву, в ветхозаветное время вечером каждого дня приносилась жертва вечерняя, которая обыкновенно соединялась с поднятием рук кверху и каждением. Слова сии и указывают на это. Между тем самые ветхозаветные жертвы были образом новозаветной жертвы И. Христа на горе Голгофе за спасение людей. Так как известно, Господь обещал согрешившим людям Спасителя. Чтобы они не забывали сего обещания, для постоянного напоминания, повелел им приносить жертвы. Как жертвенное животное закалали, и проливалась кровь его; так и обещанный Спаситель имел быть умерщвлен на кресте и пролил кровь Свою, за спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Псалом 140 Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – заключает в себе одну мысль с предыдущим. Гонимый (т.е. Давид) Саулом умоляет Бога». Св. Златоуст говорит, что отцы установили читать этот псалом каждый вечер, как спасительное врачевство, и средство для очищения грехов. «Между тем, нельзя сказать, чтобы псалом этот был ясен». 1 . С Евр.: «Господи! к Тебе взываю; поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». 2 . Да исправится 679 молитва моя яко кадило 680 пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. С Евр.: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя». Другие вместо: исправится – перевели: «да поставится, да уготовится» 681 . Указывается на принесение в ветхозаветном храме фимиама и вечерней жертвы, которая состояла из сожжения однолетнего, без порока, агнца, с мучным даром и возлиянием вина. Это были приятные жертвы Господу ( Исх. 29:39–41 ). А как для фимиама требуется огонь, так и для нашей молитвы требуется в душе огонь святой ревности; фимиам должен быть чист, состоять из лучших благовоний, так и молитва должна быть чиста, благоухать добрыми делами и чувствами святыми. Как агнец должен быть без порока, так руки, при воздеянии, должны быть чисты от скверных дел. Под. обр. Злат. Тогда молитва наша действительно исправится – примет должное направление, устремится к небу, примется Господом. Псалмопевец упоминает не об утренней, а вечерней жертве, конечно, потому, «что вечерняя жертва, как замечает св. Злат., довершает собою священнодействие и, по совершении ее, дневное служение». 3 . Положи, Господи, хранение 682 устом моим, и дверь ограждения 683 о устнах моих. С Евр.: «Положи, Господи, охрану устам моим; и огради двери уст моих». Поскольку язык человека есть, по выражению св. Апостола Иакова, неудержимое зло, и языка никто из людей сам собою удержать не может ( Иак. 3:6 ); то св. певец молит Господа даровать стражу, т.е. просвещенный верою разум, который, как добрый дверник, мог бы с точностию и великою осмотрительностию открывать и закрывать уста, знать, что нужно говорить и чего не говорить, когда и как следует; просит даровать дверь ограждения, т.е., по Афан. – силу воздерживать язык; по Злат. – «мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь употребляющих уста безрассудно».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вечернее причащение: мысли по поводу Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» 9 марта, 2010 Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» Одна из отличительных  особенностей богослужения Великого поста  — литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики. Уже несколько  лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Это дает возможность посетить храм и причаститься гораздо большему количеству прихожан, чем если бы литургия совершалась в утреннее время. Впрочем, этот фактор, хотя и важный, но не главный. Более важно  то, что служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным  литургического «номинализма»: когда  мы произносим те или иные слова, совершенно не задумываясь об их смысле или о том, к чему они относятся. Так, когда во время богослужения мы поем «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» — песнопения православной вечерни, да и вообще совершаем эту службу, родившуюся из обычая молитвы при вечернем возжжении светильников, а за окном только-только отгорел рассвет, мы лжем перед Богом. Равно и когда вечером вскоре после захода солнца (а летом и до заката) читаем утренние молитвы во время «всенощного бдения», благодарим за прошедшую ночь и хвалим Бога, «показавшего нам свет». Казалось бы, что трудного: служить службы во время, соответствующее замыслу богослужения? Но на практике не так все просто.

http://pravmir.ru/vechernee-prichashheni...

     Не знаю, будут ли кому интересны эти записи, но выбросить их не поднимается рука. В них много пережитого, выстраданного, память о встречах, поездках, житейские истории, разговоры, замыслы – всё о нашей любимой России. Тут заметки начала 60-х и есть сделанные только что. Думал, как назвать? Это же не что-то цельное, это практически груда бумаг: листки блокнотов, почеркушки, клочки газет, салфетки, программки. Да и груда не очень капитальная, много утрачено в переездах, в пожарах (у меня рукописи горят). Всякие просились названия: «Куча мала», «Отрывки из обрывков», «Конспекты ненаписанного», «Записи на бегу». Называл и «Жертва вечерняя», и «Время плодов», то есть как бы делал отчёт, подбивал итоги. Хотя, перед кем и в чём? И кому это нужно? Детям? У них своя жизнь. Внукам? Тем более. Всё-таки печатаю и надеюсь, что найдётся родная душа, которой дорого то, что дорого и моей душе. Вообще, просилось название «Крупинки»: и маленькие и фамилия такая. А потом думал, да не всё ли равно, лишь бы прочли, и мне бы от того стало повеселее. Читать можно с любой страницы. У МЕНЯ БЫВАЛО: советовали редактора взяться за так называемую «проходную» тему, или просто переделать что-то уже написанное, «сгладить углы», «спрятать концы», для моей же пользы советовали: книга выйдет, всё какая копейка на молочишко. Нищета же одолевала. Я даже и пытался переделывать написанное. Но Бог спасал – не шло. «Не могу, не получается, – говорил я, – лучше не печатайте». То есть бывало во мне малодушие – известности хотелось, благополучия, но, повторяю, Господь хранил от угождения духу века сего. ТУНИС, ПОСОЛЬСТВО, пресс-конференция. Мы с Распутиным отвечаем на вопросы. Приходит записка: «Будьте осторожнее в высказываниях – в зале враждебные СМИ». Но что такого мы можем сказать? Какие секреты мы знаем? Скорее всего, чекисты посольства опасаются за своё место. Значит, есть что-то такое, что может повредить Советскому Союзу? Ничего непонятно. «Нас объединяет культура, она независима от политики, систем устройства государств, есть единое общемировое движение человеческой мысли». – Это один из нас. Другой: «Разделение в мире одно: за Христа или против Него».

http://pravoslavie.ru/105061.html

Август 2 августа Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне силу совершить литургию в мире души, по отъятии благодатию Твоею смущения моего и тесноты моей; благодарю за глас сердечный и звучный, с которым я служил литургию; благодарю Тя, яко все козни врага разрушил еси и ни во чтоже обратил еси я 106 , наипаче козни пред пресуществлением Святых Даров и во время причащения и после причащения. О, лютые козни! Господи! благодарю Тя, яко державою Твоею скоро избавил еси мя от стрел вражиих во время вечерней молитвы, когда я увлекся мечтами о долго живущих у меня гостях и возомнил о себе, якобы о обиженном. Сильно палил враг, но сердечною, учащенною, кроткою молитвою к Тебе о избавлении от сего огня адского Ты скоро спас меня явно и огнь в росу претворил. Слава Тебе! Да научусь не пещись о пище и питье. Подполковник артиллерии Валериан Феодорович Ожигов – умный, рассудительный, сдержанный, воздержный. Как он осторожно, не торопясь, мало кушает и пьет, без всякой жадности! У него поучись вести себя за столом. С каким уважением относился ты к нему, как к воину Христову, члену Христову, образу Божию, – так относись и к домашним, и ко всем. (Сначала по действию врага я дичился, мне было тесно, неловко, чего-то стыдно; потом усердно помолился Богу – и стало хорошо.) Григорию Ивановичу и Анне Константиновне служи, как Господу, а не человекам: с любовию, смирением, кротостию, терпением и долготерпением; брату Алексею тоже, да и всякому человеку. 4 августа 1870 г Господи! Научи меня, укрепи меня отринуть диавольское самолюбие, мучительное для меня и для окружающих меня, и желать и делать моим близким столько добра, сколько могу или сколько желал бы и делал бы себе. Вижу, ощущаю, Господи, что ветхий мой человек – ложь и непрестанно стремится к злобе, зависти, пресыщению, любостяжанию, блудному неистовству, унынию, лености, непокорству, своенравию, гордости, честолюбию, тщеславию. Научи меня, Господи, жить не для себя, но для Тебя, моего Владыки и Благодетеля, или для членов Твоих, то есть для ближних моих. Ибо мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 1–2 ], а не чреву своему, не плоти своей многострастной, которая прейдет скоро и которой не нужны будут ни пища, ни одежда, ни деньги, ничто. Даждь мне и будущему поколению, находящемуся на пути в мир сей в матерней утробе, послужить так, как я желал бы этого себе, всячески успокаивая имеющую родити его, удовлетворять ей во всем, ибо это великая жертва Богу – служение ближним безмездно; творяй добро для членов Христовых творит оное для Самого Господа: Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]. А Господь всегда силен воздать за доброе дело. Жизнь души – в самоотвержении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Беседа 50 на псалом 140 112 Пс.140:1–2 .  Псалом Давида. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, вонми гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих – да будет (как) жертва вечерняя. Упрек слушателям за непонимание смысла этого псалма; важное его значение, равно как и другого, – утреннего ( Пс.62 ). – Какое воззвание слышит Бог? Чему научает пророк, говоря о жертве вечер­ней? – Что внушается сравнением молитвы с фимиа­мом? – Первое прошение псалмопевца – о разумном упо­треблении дара слова; что следует и чего не следует говорить; примеры не благовременного молчания и спа­сительного употребления слова. – Какое разумеется «ограждение уст»? Гибельность праздных слов, ковар­ных лобзаний, слов ропота на Промысл Божий. Охра­нять нужно не только уста, но еще прежде – мысль. «Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах» ( Пс.140:4 ). – Общества порочных людей нужно избегать, а обличения праведных – принимать. – «Но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них. Пожраны были близ камня судии их» ( Пс.140:5–6 ). – Ожидание псалмопевцем луч­шего будущего, когда наставления праведников будут принимаемы и, не смотря на крайние бедствия, утвердится надежда на Бога. – Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых и надежда на то, что по­следние будут побеждены. – «Я один останусь, пока не перейду» ( Пс.140:10 ). 1. Слова этого псалма, можно сказать, все знают и во вся­ком возрасте постоянно поют, но смысла их не разумеют. Это не малого заслуживает осуждения – каждый день петь и устами произносить слова, а не стараться вникнуть в силу мы­слей, заключающихся в словах. Кто видит чистую и прозрач­ную воду, тот не может удержаться, чтобы не приблизиться, не взять и не испить ее, и кто часто ходит на луг, тот не может уходить оттуда, не собравши несколько цветов; а вы, с раннего возраста до глубокой старости продолжая повторять этот псалом, знаете только слова его, сидите у закрытого сокровища, носите с собою замкнутый кошелек, и даже из лю­бопытства никто из вас не старался узнать, что значат эти слова, никто не исследовал, не вникал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ветхозаветно-еврейское богослужение Чтобы правильно представлять возникновение христианского богослужения и его чина, нельзя забывать, что апостолы и наиболее значительные члены первенствующей церкви были евреи, и если вера и упование их были уже не ветхозаветные, а новые, то молитва и богослужение их не могли далеко выступать из тогдашних иудейских форм. Богослужение и обряд по существу своему консервативны; здесь святость измеряется древностью... Религиозное одушевление, охватившее апостолов и других учеников Христовых по воскресении Христовом, проявляется в том, что они целые дни проводят в храме («бяху выну в церкви») 3 , который Христос пришел упразднить, где, конечно, хвалить и благодарить («хваляще и благодаряще») Бога можно было в еврейских обрядовых формах. Если мы обратим внимание на эти формы, то для нас станет видно, какое влияние оказали они на последующее развитие христианского богослужения. Ветхозаветное храмовое богослужение Хотя сущность еврейского храмового богослужения составляли жертвы, но всегда в него привходил музыкально-певческий элемент настолько, что храмовое богослужение как бы все превращалось в музыку и пение 4 , а на последнее смотрели, как на особый вид обетной жертвы подле вещественных жертв 5 . Чин жертвенного псалмопения Установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв 6 , сопровождение их звуком труб 7 стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки 8 . У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника c трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма c аккомпанементом музыки, так что жертва горела под звуки этого пения и музыки. Пение псалма при ежедневной жертве начиналось собственно с излияния вина на жертву, потому что пение возможно только в радости сердца, а вино, говорили раввины, «веселит Бога и людей» 9 . Псалом при пении разделялся на три части довольно продолжительными паузами; на этих паузах замолкали пение и музыка и раздавался только звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты подымали тон 10 , и это было знаком для священников трубить. На этих торжественных перерывах псалма народ падал ниц, поклоняясь Господу. Т.е. звук священных труб слышан был три раза в обыкновенные дни при жертвоприношении. (В навечерие субботы трубили до этого еще два раза: первый раз, чтобы оставить работу; 2-ой раз для отделения будня от праздника). По исполнении псалма народ восклицал «Аминь. Аллилуиа» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасать молодежь!!! Уроженка Керчи Яна Сонина о керченской резне 18.10.2018 1860 Время на чтение 3 минуты Спать этой ночью у меня не получилось. После всего увиденного и услышанного в вечерних новостях такой комок встал в горле и в груди, что всё сжалось внутри, а сердце щемило и стучало… И не только потому, что я родом из Керчи, и боль керчан воспринимаю, как свою. А потому, что в такие моменты чувствуешь бессилие. До поздна ходила от одного спящего ребёнка к другому, смотрела на них и всё думала, как защитить их в таком страшном мире, как растить сына, чтобы он был хорошим, чтобы не попадал под влияние зла. Мы ждём угрозы террора извне, вешаем памятки, раздаём листовки, пишем отчёты, заседаем комиссиями, а «террор»-то тем временем подрастает в наших же школах, учится рядом с нашими детьми в колледжах… как оказалось… он тихий и неприметный, только друзей у него нет… Парню было 18 лет, то есть родился он в нулевых, двухтысячных. По телевизору его называют «подонком», «ублюдком» и т.д. Нет, он просто дитя своего времени. Посмотрите, что стало с нашей окружающей действительностью за эти 20 лет. И виноваты мы все, он такая же жертва нашего страшного времени. Только это, как нарыв, - он зреет медленно, но рано или поздно он прорывается и вся зараза, этот «гной» из него выходит наружу. И вот тогда мы бьём тревогу, начинаем что-то усиленно лечить… А лечить и бить тревогу надо уже вовсю всем нам, в каждом городе и уголке. Лечить и спасать нашу молодёжь!!! Как ни банальны эти слова, СПАСАТЬ!!! Мир вокруг жестокий, жестокость льётся на молодые неокрепшие умы и сердца лавинным потоком. Мир поражён информацией, она повсюду, от неё не укрыться, зло и жестокость кругом. Прислушайтесь, когда идёте по городу, о чем говорит молодёжь, подростки. Иногда у меня волосы на голове шевелятся от этих разговоров. А эти ужасные футболки с черепами… А эти социальные сети с жуткими картинками на страничках наших подростков и группами «Я люблю оружие», «Оружие мира», «Красота в смерти»… Фильмы ужасов в кинотеатре… Это всё есть, просто мы не всегда обращаем на это внимание, это стало обыденным. Мы привыкли, а молодёжь в этом во всём растёт и потихоньку впитывает. Отсюда и жестокость по отношению к сверстникам, сначала обзывательства, унижение, гнобление в соцсетях, потом издевательства и побои…

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/18/sp...

Закрыть «Одна за всех – из всех...» 2. Памяти Марины Цветаевой 26.10.2021 890 Время на чтение 42 минут «Германия – тиски для тел и Елисейские поля – для душ» Решившись говорить об отношении Марины Цветаевой к «национальному вопросу», к Родине, зарубежью никак нельзя не затронуть вопрос её восприятия Франции и Германии, родства и чуждости. В работе Живое о живом (1932) она напишет: «...у нас с Францией никогда не было родства. Мы – разные. У нас к Франции была и есть любовь, была, может быть, еще есть, а если сейчас нет, то, может быть, потом опять будет – влюбленность, наше взаимоотношение с Францией – очарование при непонимании, да, не только ее – нас, но и нашем ее, ибо понять другого – значит этим другим хотя бы на час стать. Мы же и на час не можем стать французами. Вся сила очарования, весь исток его – в чуждости». Признается: «Мы Франции обязаны многим», «какими-то боками истории мы совпадаем, больше скажу: какие-то бока французской истории мы ощущаем своими боками. И больше своими, чем свои. Возьмем только последние полтора столетия. Французская революция во всем ее охвате: от Террора и до Тампля (кто за Террор, кто за Тампль, но всякий русский во французской революции свою любовь найдет), вся Наполеониада, 48-й год, с русским Рудиным на баррикадах, вся вечерняя жертва Коммуны, даже катастрофа 70-го года». И далее: «...все это наша родная история, с молоком матери всосанная. Гюго, Дюма, Бальзак, Жорж Занд, и многие, и многие – наши родные писатели, не менее, чем им современные русские. Все это знаю, во всем этом расписываюсь, но – все это только до известной глубины, то есть все-таки на поверхности, только ниже которой и начинается наша суть, Франция чуждая. На поверхности кожи, ниже которой начинается кровь. Наше родство, наша родня – наш скромный и неказистый сосед Германия, в которую мы – если когда-то давно ее в лице лучших голов и сердец нашей страны и любили, – никогда не были влюблены. Как не бываешь влюблен в себя. Дело не в историческом моменте: " В XVIII веке мы любили Францию, а в первой половине XIX-ro Германию " , дело не в истории, а в до-истории, не в моментах, преходящих, а в нашей с Германией общей крови, одной прародине...»

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/26/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010