Скачать epub pdf После Божественной Литургии в светлый благоуханный праздник Пресвятыя Троицы – торжественная умиленная Троицкая вечерня с тремя вдохновенными коленопреклонными молитвами. Первая молитва – Богу Отцу. Вторая – Господу Иисусу Христу о нас, грешных, на земле живущих. Третъя – Господу Иисусу Христу об усопших в вере наших братьях. Только в редкие, особые моменты богослужебного круга возносится в храме непосредственная, прямая молитва Богу Отцу. В круге дневных служб такова евхаристическая молитва пред престолом на божественной Литургии между пением «Верую» и «Отче наш», когда воспоминательно приносится безкровная жертва Сына Божия. Но в день Святой Троицы – живое сознание, что Спасителем нашим разрушены все преграды, исполняет верных священного дерзновения во Христе к Богу Отцу Единому, ибо Христос – Сын в дому Своем; Егоже дом мы есмы. «Пречисте, нескверце, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неисчетне, незлобиве Господи, Едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем»... Найдем ли более возвышенныя слова, чем эти начальныя слова первой Троицкой молитвы: Богу, Неописуемому в Своем Существе? Бог! Только слабыми намеками можно обозначить то, что мысль наша называет этим таинственным Именем. Вот образец таких обозначений в изложении преп. Иоанна Дамаскина : Бог – Существо «несозданное, безначальное, безсмертное, и безпредельное, и вечное, невещественное, благое, всетворящее, праведное, просвещающее, неизменное, безстрастное, неописуемое, необъемлемое, неограниченное, неопределяемое, невидимое, недоступное для ума, не нуждающееся ни в чем, самодержавное и независимое, вседержительное, жизнеподательное, всесильное, безконечно могущественное, освящающее и подающее, обнимающее и содержащее все вместе и обо всем промышляющее» (Преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Кн. I, гл. XIV. Свойства Божественной природы.). Непостижимый Бог явил Себя миру, чрез пришествие в мир и воплощение Сына Божия и чрез ниспослание Святого Духа в мир, в Церковь Христову. Бог в свете живет неприступнем. Но Бог и с нами в человеческом образе, в лице Господа Иисуса Христа. И Бог в нас в благодати Духа Святого. Как же близок к нам Бог в Пресвятой Троице! Божие Имя в христианстве – Троица – свидетельствует нам, что Бог есть над нами, что Бог есть с нами, что Бог есть в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Обязательно ли ходить на Всенощное бдение? Для чего приходить на всенощное бдение? Можно ли пропускать эту службу? Что делать тем, у кого нет времени? 22 августа, 2014 Для чего приходить на всенощное бдение? Можно ли пропускать эту службу? Что делать тем, у кого нет времени? Попасть в храм каждое воскресенье старается каждый христианин. И если у него не получается по каким-то причинам, он осознает, что это – не в порядке вещей. А как быть со всенощным бдением? Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии? Наша жертва Богу Протоиерей Игорь Фомин Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва): Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия. Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему. Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием. Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении. Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

http://pravmir.ru/vsenoshhnoe-bdenie-oby...

Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»      Чтение Евангелия и размышления о том, что сделал Христос ради любви к человеку, порождают в душе верующего ответное чувство: «Господи, а я что могу для Тебя сделать? Какой жертвой ответить на Твою любовь?» Что же мы, христиане, можем пожертвовать Христу? Если, например, дать рубль просящему милостыню около храма, будет ли это жертвой Богу? С одной стороны, это жертва, потому что мы отказываемся, пусть хотя бы от рубля. С другой стороны, это жертва незначительная. Евангельская вдовица вложила в храмовую сокровищницу всего две мелкие монеты, и Христос сказал, что она отдала Богу больше всех богачей (см. Мк. 12, 43). Но это было все, что она имела. Жертвенность предполагает отказ от того, что для человека значимо, если он терпит некий убыток ради заботы о другом. Отдав нищему рубль, мы вряд ли почувствуем его нехватку. Для исполнения заповеди о милосердии (см. Лк. 6, 36) этого недостаточно. В притче о неправедном управителе Господь призывает: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Имущество, денежные средства, все дарования, время, силы — все это «неправедное богатство», которое Бог дает человеку в его земной жизни. Христос называет его «неправедным», потому что оно преходящее, в отличие от плодов праведности — добродетелей, которые сохраняются в вечности. Желая действительно принести жертву Богу, надо поступиться чем-либо из этого богатства в ощутимой для нас мере. Например, можно жертвовать своим временем, чтобы оказывать помощь нуждающимся в ней людям. Это не составит денежных затрат, но принесет душе значительную пользу, если делать это с любовью. Препятствием в проявлении милости к окружающим людям может быть не отсутствие достаточного количества времени, денег и т.п., как думает современный сверхзанятой человек, а только лишь лень и эгоизм, нежелание отказываться от жизни в свое удовольствие. Но Господь заранее предупредил, что в таком случае человеку не на что будет рассчитывать на Последнем суде. Прожив в непрерывной «сверхзанятости», в бесконечных трудах ради собственного благополучия, человек услышит о себе грозное определение вместе с теми, кто не проявил милосердия и не позаботился о людях, которым он мог помочь (см. Мф. 25, 41–43).

http://pravoslavie.ru/122126.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы: богослужения, что поется в этот день в храме? Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 3 декабря, 2013 Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Введение во храм Пресвятой Богородицы: богослужения, что поется в этот день в храме? Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият. [Дважды.] Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший. Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его. Слава, и ныне: глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость. На стиховне стихиры, глас 2: Подобен: Доме Евфрафов: Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Как русские писатели распахивали «окна Овертона» 20.01.2021 23:18:14 Наталья Иртенина Когда Лермонтов в 1840 году написал «Героя нашего времени», это произведение было сочтено в обществе безнравственным. Спустя 28 лет писатель П. Боборыкин издал свой роман «Жертва вечерняя», где в подробностях живописал «афинские вечера» — сексуальные оргии петербургской аристократии. До Боборыкина сделать эти оргии достоянием широкой публики никто не догадался, знание о них принадлежало узкому великосветскому кругу. Но перо известного в те годы писателя обессмертило эти пикантные вечеринки. Образованная публика обеих столиц и провинции, не имевшая касательства к высшему свету и его разнузданным удовольствиям, с интересом ознакомилась с новейшими веяниями в сфере досуга и культуры. Всего четверть века с небольшим понадобилось русской литературе, чтобы пройти путь от полного табу на половые откровения до первых сочинений в духе маркиза де Сада. Еще через четыре десятилетия, в начале XX века, скандальный писатель М. Арцыбашев опубликовал философско-эротический роман «Санин», в котором нарисовал образ этакого «сверхчеловека» — якобы свободного от всех моральных ограничений «косного» общества, творца своей собственной, высшей морали, на самом же деле обыкновенного распущенного сладострастника. Это только один пример разрушительной работы, которую, вольно или невольно, проводили русские литераторы во второй половине XIX-ro и в первые десятилетия XX века. Эта деструктивная деятельность, коей тогда отдались, разумеется, не одни писатели, может быть описана «теорией Овертона», сформулированной уже в наше время, в конце XX столетия. Теория «окон Овертона» представляет собой информационную технологию постепенного внедрения в общество изначально неприемлемых для него концептуально-мировоззренческих вещей, моральных категорий, продвижения этих идей и концептов по шкале «окна Овертона» от точки «немыслимо» до конечного восприятия социумом как позитива и здоровой нормы. С эпохи великих реформ Александра II и вплоть до 1920-х годов русская литература в полном согласии с этой теорией, смещала акценты от совершенного неприятия до признания приемлемыми и даже необходимыми целого ряда общественно-политических, социально-культурных и нравственно-психологических явлений, идей, концепций, поведенческих модусов. В Российской империи последних десятилетий ее существования художественная литература в силу ее глубокого влияния на умы являлась одним из мощнейших инструментов такого внедрения — дискредитации традиционных норм и ценностей и замены их иными «ценностями». И далеко не только «бульварная», низкопробная или массовая продукция среднего качества, но в том числе литература, признаваемая ныне классикой.

http://radonezh.ru/2021/01/20/kak-russki...

Мы продолжаем наши беседы с Алексеем Кашкиным, заведующим кафедрой библеистики СПДС, кандидатом богословия, автором учебного пособия для духовных семинарий «Устав православного богослужения». Сегодня речь пойдет о подготовительной части Божественной литургии — о входных молитвах, облачении священников и проскомидии, символически изображающей Жертву Христову, Его страдания. —Алексей Сергеевич, не знаю, как в других храмах, а в нашем прихожане стараются прийти перед Литургией пораньше, чтобы застать этот момент: священник и диакон становятся лицом к Царским вратам и негромко читают входные молитвы. Мы вслушиваемся: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу». Затем оба — или один священник, если диакона нет,— низко кланяются прихожанам и говорят: «Простите нас, братья и сестры».— «Бог простит, и вы нас простите»,— негромко откликается народ, а кто-то непременно добавит: «И помолитесь там за нас!». А с чем связана эта традиция, каков ее богословский смысл? —Божественная литургия — особое богослужение, и именно поэтому перед нею положено совершать входные молитвы: перед вечерней, например, Устав входных молитв не предусматривает, священнослужитель просто входит в алтарь и начинает службу. Хорошо расслышать эти молитвы мы можем на архиерейском богослужении, потому что на нем они произносятся возгласно, т.е. громко. А традиция просить прощения у прихожан заставляет нас вспомнить слова Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Ведь Литургия — это жертвоприношение, Евхаристия — Бескровная жертва. Поэтому пастырь просит прощения у пасомых, прежде чем ее совершить. —И вот, напутствуемые паствой священники или священник и диакон вошли в алтарь…

http://pravoslavie.ru/75875.html

Патриаршее слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя 1 апреля 2010 г. 16:05 В Великий четверг Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры сердечно поздравляю с великим праздником — с Великим четвергом. В этот день совершились три важных события, проникновение в суть которых помогает нам многое понять в истории спасения рода человеческого. Первое событие — это предательство Иуды. Ближайший ученик Господа не выдержал упреков совести, когда увидел, как грешная женщина, отдав все свои деньги, все, что имела, купила благоуханное миро — драгоценную жидкость, которой помазывали царей на царство — и возлила это миро на главу Спасителя, как бы приуготовляя Его к погребению. Весь внутренний мир Иуды противился тому, что он видел. Он не понимал смысла этой жертвы. Он видел совершенно иное предназначение для денег. Он связывал с деньгами свое личное благополучие и не мог понять своим жестоким сердцем, что такое жертва, жертвенность, способность отдать себя или то, что мы имеем, бескорыстно другому человеку. Затем во время последней, Пасхальной вечери, которую Господь совершил со Своими учениками, Он умыл им ноги. По восточному обычаю люди, когда входили в комнату, где принимали пищу, снимали обувь, и рабы или слуги мыли им ноги. Господь Сам, будучи Главой этого собрания, Предстоятелем апостолов, взял воду и вымыл им ноги, сказав о том, что и они должны умывать друг другу ноги — конечно, не в прямом, а в переносном смысле, в том смысле, что важнейшим измерением человеческой жизни является способность и готовность послужить другому человеку. И как Сын Божий, безмерно превосходящий все творение, ибо Его Словом из небытия в бытие была приведена вселенная, Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги, давая всем нам пример не просто формального подражания, но пример жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1127932.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Четвертка после богослужения в Марфо-Мариинской обители в Москве 24 апреля 2019 г. 23:33 Вечером 24 апреля 2019 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . Ваше Высокопреподобие, матушка настоятельница! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Великим Четвергом. Это день удивительных по своей глубине и важности воспоминаний — мы вспоминаем Тайную Вечерю, омовение ног Спасителем учеников, предательство Иуды… И необходимо задать себе вопрос: что же было движущей силой этого предательства? Вообще, что является сутью греха? В каком пороке грех проявляется в полной мере? Ответ на этот вопрос может быть только один — во лжи. А почему? А потому что грех — от диавола, а диавол есть ложь и отец лжи (Ин. 8:44). Значит, ложь — не один из пороков, а самый главный порок, в котором отображается вся сущность греха. Конечно, не в одночасье Иуда решил предать Спасителя. Может быть, неким поводом стала великая жертва, которую принесла женщина, купившая драгоценное миро и помазавшая им ноги Спасителя. Но, конечно, причина была в другом. Поскольку Иуда был лжец и лицемер, умело скрывавший свою подлинную сущность от окружающих, то поступок этой женщины был для него нестерпим. Именно поэтому он принимает решение предать Спасителя, — потому что уже нестерпимым было для него пребывать рядом со Спасителем и Его учениками. Ложь действительно лежит в основании практически всех пороков. Иногда мы говорим неправду в качестве шутки, забавы, или введение собеседников в заблуждение не представляется нам чем-то опасным, а потому мы и не придаем значения этой, казалось бы, незначительной, лжи. Но из небольшой лжи вырастает ложь большая. Именно поэтому одна из самых важных заповедей для христианина — избегать всякой лжи. В реальной жизни следовать этой заповеди довольно трудно, потому что иногда мы оказываемся в ситуации, когда правда может убить человека, нанести непоправимый ущерб кому-то из наших ближних или нам самим. И возникает законный вопрос, как же поступать в таких обстоятельствах. Существует опасная поговорка «ложь во спасение», но никакой лжи во спасение быть не может, потому что диавол и Бог несовместимы. Еще ребенком я как-то спросил своего благочестивого родителя, как быть, когда уж никак нельзя сказать правду. И мой папа ответил словами, с которыми я живу всю свою жизнь: «Ложь — грех, но кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» И это действительно так. Можно, не говоря неправду, избегать ответов на вопросы, которые привели бы к отрицательным последствиям для нас и для наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/5419826.ht...

Таинство прощения Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. 1 марта, 2014 Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название — « Прощеное воскресенье ». О прощении в христианской жизни, богослужении и традиции — беседа с руководителем Молодежного отдела Липецкой епархии протоиереем Димитрием Струевым. — Почему сложилась традиция просить прощения накануне начала поста, а не в первый день Четыредесятницы? Казалось бы, сам Великий Покаянный канон, строгий пост — все это лучше подходит к примирению с ближними, чем день, когда мы спешно доедаем скоромные запасы. Но даже по Типикону «утешение братии» полагается после Вечерни с чином Прощения… Протоиерей Димитрий Струев. Фото: Ирина Кривонос — А почему Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)? По этой заповеди, нам прежде примирения даже свечку в храме поставить нельзя, не то что Великий канон читать. Дело даже не только в том, что мы можем рассматривать принесение покаяния как жертву Богу («жертва Богу дух сокрушен» в 50-м псалме все помним?), и тогда механически переносим на него принцип, данный в Евангелии, а еще и в том, что в первый день поста хорошо бы уйти в тишину, внутрь себя, имея «внешнюю часть» духовных проблем к тому времени уже решенными.

http://pravmir.ru/tainstvo-proshheniya/

Русский Дом 2001. Жертва вечерняя ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ Не могу смотреть в глаза нищим. Вина, жалость, стыд ли за невеликую лепту опускает мою голову? Разберись поди... И здесь не посмотрела. Звякнула моя монетка в замызганную кепку и почти одновременно с ней поплыл по Сергиеву Посаду звон. Звонили к всенощной. - Спасибо, дочка, спасибо... - нищий старик сидит на сыром от дождя асфальте и услужливо прогибается, почти касаясь его нечесаной головой. Вздрагиваю от знакомого, с легкой хрипотцой голоса. Смотрю нищему в глаза. На мокром асфальте, заросший, грязный и пьяный, сидел мой одноклассник. Не узнал. Скользнул мутным, равнодушным взглядом. Выматерился на приблудную собачонку, торкнувшуюся было в его кепку... Удивительно, но ошеломляющую эту новость (Сашка Кузнецов спился, побирается, совсем старик, не узнать) так и не донесла я до своих одноклассников, хотя и встречалась с ними иногда. Даже когда слушок прошел - Сашка сидит, в краже замешан, и тогда смолчала. Что-то " не в мою пользу " было в этой встрече у монастырских стен. Замочная скважина... Я его видела, а он меня - нет, подсмотрела нечто постыдное - надо молчать теперь, не признаваться. Несколько лет прошло с той встречи, и стала я уже ее забывать. Как вдруг в воротах Лавры стремительно подошел ко мне человек, улыбнулся радостно: - С праздником! Возьми, это тебе! - знакомый, с хрипотцой, голос у самого уха. И уже держу букетик и оборачиваюсь, чтобы поблагодарить. - Я узнал тебя. Вот так встреча! Сколько же лет мы не виделись? Со школы? Он. Кузнецов Саша. Светлые, простенькие брюки, потертая куртка, борода. - Со школы, конечно, со школы, - поспешно соглашаюсь и смотрю в грустные глаза немолодого человека, которого когда-то звала Сашкой, а еще примитивным, без фантазии и полета прозвищем Кузнец. Мы не успели поговорить. Началась служба. Саша стоял свечкой, чуть ли не по стойке смирно. Лишь изредка тяжело вздыхал и опускал голову. " Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя... " - пел хор. Прыгали, прыгали мои мысли. Пьяный нищий на заплеванном асфальте... Со школы не виделись. Сашку Кузнецова посадили... Он рисовал хорошо, вспомнила. Как-то пропустил физику, сказал важно: " Был на этюдах " . Мы плохо знали тогда, что значит быть на этюдах, смеялись. С тех пор прилепилось. Нет Кузнецова на уроке. А где у нас Кузнецов? Класс дружным гоготом - на этюдах! Он вроде поступил в художественное училище. Пушистая борода с легкой сединой. Там, на асфальте старик был без бороды. Может, и не он там был? Он. Голос с хрипотцой, под Высоцкого. А может, здесь не он, может, спутал меня с кем-то? Он!

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/18.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010