ОТВЕТ : То, что пожертвовано в храм, пожертвовано в дар Богу, а потому не может не рассматриваться, как нечто весьма предосудительное, всякое требование возвратить это обратно. 61. ВОПРОС: Какой установлен порядок возжигания светильников (люстр) во время Богослужения на всенощном бдении и Божественной литургии? В какие моменты Богослужения люстры возжигаются и в какие тушатся? ОТВЕТ : О возжигании светильников говорят целых две главы в Типиконе (Церковном Уставе; – 24-ая и 25-ая. Типикон, конечно, не предвидит электрического освещения, а говорит только «о вжигании свещ». Тем не менее имеются ясные указания на то, в какие моменты Богослужения должно быть менее света а в какие должно быть яркое освещение. Яркое освещение уместно только в начале всенощного бдения при пении предначинательнаго псалма 103-го, когда вспоминаются творческие слова Божии: «Да будет свет», во время вечернего входа, знаменующего пришествие в мир Христа-Спасителя, Который был Светом миру, и во время пения тропаря праздника – одним словом в те моменты, когда царские врата отверзаются, или наиболее торжественные моменты, кои естественно отмечать и ярким освещением. На утрени положено яркое освещение во время полиелея, величания Евангелия (по уставу «до скончания 3-ей песни канона»), а затем от 8-ой песни, когда поются песнопения, величающие Божию Матерь или прославляющие двунадесятый праздник особыми припевами к 9-ой песни. Это яркое освещение остаётся, по уставу, до конца Великого Славословия. На литургии полное освещение полагается по уставу от начала чтения Евангелия до заамвонной молитвы. Важно знать, что во время чтения шестопсалмия должно быть самое минимальное количество светильников (храм должен быть погружен во мрак) и совсем неуместно поэтому никакое яркое освещение, тем более электрическое. 62. ВОПРОС: Почему при пении «Честнейшую Херувим» на утрени перед 9-ой песнью канона некоторые кладут поклоны, а другие, даже священнослужители, стоят как вкопанные. Что говорит об этом Устав? ОТВЕТ : Во 2-ой главе Типикона («Чин великой вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресной») ясно сказано: «Покадив св. трапезу, возглашает диакон: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. И мы стихословим 9-ю ПЕСНЬ, поюще велегласно: Величит душа Моя Господа: и Честнейшую Херувим. Творим же и поклоны малые». Здесь подчёркнуто: «малые», потому что это воскресная утреня, на которой, как и вообще в воскресные дни, по церковным правилам, земные поклоны отменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В основе современного способа совершения богослужения лежит тот же ветхозаветный принцип: «Сотворивый та человек жив будет в них», – для спасения необходимо выполнить всё предписанное уставом: «Проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге» ( Гал.3:10 ) устава. Отсюда – афонская практика разлагать на всю братию правила, не вычитанные братом, когда нетление тела его доказывает, что он находится под проклятием за не вычитанное монашеское правило. Отсюда – наше церковное чтение, в котором мысли слушающих невозможно поспевать за словами чтеца. Отсюда – все разнообразные компромиссы в выполнении богослужебного устава, когда мы стараемся сделать вид, по крайней мере, будто бы мы выполняем устав. Следует признаться в непосильности для нас (не физической, а моральной) богослужения в том виде, в каком оно изображено в уставе, и относительно стихословия Псалтири сделать общим правилом то, что уже сделалось правилом при пении первого антифона первой кафизмы на вечерне и полиелейных псалмов на утрени, т. е. петь столько стихов из псалмов, сколько это под силу молящимся, по разнообразным условиям места и времени. Но при этом твёрдо должно быть выдерживаемо начало, что песни должны быть песнями, а не чтением. Пение тропарей канона могло бы быть исполняемо голосом одного певца, что делало бы несколько понятнее смысл их; а пение ирмосов и катавасии, как более известных по содержанию, могло бы быть исполняемо всей церковью или, по крайней мере, хором. Возвращение молитве об оглашенных действительного её значения Ектений об оглашенных и о готовящихся к просвещению желательно было бы (по примеру Церкви греческой настоящего времени) исключить из ежедневного совершения литургии, оставив их в богослужебном употреблении только там и тогда, где и когда оглашенные и готовящиеся к просвещению налицо в собрании верующих и, после ектении, преклонённые перед священнослужителем могут выслушать читаемую вслух всей церкви молитву о них и тогда удалиться. Через это молитва об оглашенных опять получила бы настоящее своё значение, теперь совершенно ею утраченное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы видим, таким образом, что в Иерусалиме по окончании вечерни в собственном смысле затем совершалось нечто, напоминающее нашу литию, от одной из таких литий и происходят наши стиховные стихиры. В более поздних памятниках, например в описании иерусалимского богослужения IX века, у стиховен утренних, по крайней мере, стоит замечание, что здесь совершаются литии на такое-то святое место, коих, кстати сказать, в нынешнем храме Воскресения немало. Чин утрени Чин утрени представляет собой более сложную и запутанную вещь, чем чин вечерни. Как было уже отмечено, он составился из двух чинов – древней полунощницы и древней утрени в собственном смысле, совершавшейся в самом начале дня. Древний порядок первой службы восстановить очень трудно, потому что она теперь слишком осложнена многими вставками и дополнениями, например кафизмами, полиелеем и т.п. Древнюю основу ее составляли 118-й псалом «Блажени непорочнии в пути» и псалом 50. Последний составлял заключение этой службы. Что касается первого, то в Иерусалиме же он употреблялся только на воскресных утренях, на обыкновенных же службах его переносили в новую полунощницу, создавшуюся после объединения древних полунощницы и утрени в одну службу. Что касается иерусалимской утрени в собственном смысле, то она представляет собой, как было сказано, точную копию вечерни: в ней тоже есть три специальных утренних псалма – 148, 149, 150. Затем идет утренний гимн, есть и его добавление «Сподоби, Господи» (что у нас теперь читается только на будничной службе), есть стиховные стихиры, есть даже и заключение наподобие вечернего «Ныне отпущаеши» – «Благо есть исповедатися Господеви». С объединением этих двух служб в одну между ними вставлены были девять библейских песней, образовавших основу того, что впоследствии стало называться каноном. Полунощное богослужение Полунощное богослужение описывается Аквитанкой таким образом: «Ежедневно до пения петухов открываются все двери Воскресения и сходят все монашествующие и parthenae (девственницы), как зовут их здесь. И не только они, но, кроме них, и миряне, мужи и жены, имеющие желание пободрствовать ранее. И с этого часа вплоть до рассвета поются песни и стихословятся псалмы, также и антифоны, и после каждой песни читаются молитвы. Ибо по два или по три пресвитера, также и диакона, ежедневно чередуются с монашествующими и после каждой песни и антифона читают молитвы». Паломница излагает чин полунощного богослужения в общих чертах, умалчивая о начале и конце его и не указывая названий молитвословий, как это обычно бывает в церковных уставах. По ее описанию, поются гимны и псалмы с припевами ипофонически, равно как и антифоны; при каждом гимне читается молитва . Но здесь не упоминается, какие именно поются гимны и псалмы и с какими припевами, а также нет названий и читаемых молитв. Как видно из описания паломницы, строй полунощного богослужения носит характер простоты и чужд был характера стройного, раздельного чинопоследования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

И, наконец, последнее, самое важное изменение в службе, которому и посвящена большая часть данной главы. В праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целыеслужбы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Части праздничного богослужения необходимо хорошо знать. Их четыре: малая вечерня, лития, полиелей и праздничное окончание. Это целые службы или части служб, которые как бы вставлены в будничную основу. Малая вечерня. Как известно, каждая служба дневного круга существует в нескольких вариантах. Какой вариант службы совершать, определяется в основном службой годового круга, то есть тем, какой это день: будничный или праздничный. Например, вечерни существуют малая, будничная и великая. Великая вечерня совершается при полиелейной и бденной службе, то есть при великих и средних праздниках. Будничная вечерня совершается при малых праздниках месяцеслова. А малая вечерня совершается только в те дни, когда служится бдение, будь то великий праздник или средний. Изучая праздничное богослужение, мы в основном говорим о месяцеслове, о неподвижных праздниках годового круга. Конечно, праздничное богослужение существует и в системе Октоиха (например, день воскресный), и в системе Триоди. Но проще всего разбирать его на примере неподвижных праздников; так мы и поступим. Итак, малая вечерня совершается в тот день, когда Типиконом назначено служить бдение (Впрочем, в некоторых случаях бдение начинается не великой вечерней, а великим повечерием – например, под Рождество и Богоявление. В этом случае малой вечерни не бывает). Очень интересно, что при бдении совершаются две вечерни. Если взглянуть на состав служб при тех или иных знаках праздников месяцеслова, то мы увидим, что при бдении совершаются и малая и великая вечерни. Малая вечерня является службой достаточно поздней, она могла возникнуть тогда, когда ритуал праздничного богослужения был уже подробно разработан. Обычно считается, что малая вечерня появилась в XII-XIII вв., а к XIV веку приобрела тот вид, который нам знаком, то есть это служба достаточно поздняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Службы второго разряда, наоборот, обычно совершаются в храме; хотя часы и повечерие нередко служатся и в притворе, а в исключительных случаях – даже в келиях. Вечерня и утреня, как службы торжественные и строго-церковные, совершаются всегда внутри храма. Вторичными признаками, свидетельствующими об их церковно-общественном назначении, являются такие действия, как каждение, отверзение завесы и св. врат, «вжигание свещ». Уставные замечания о завесе и вратах служат прямым указанием на храмовую обстановку известных служб (вечерни, утрени, литургии и изобразительных); «вжигание свещ», прежде всего, конечно, говорит о ночном времени совершения тех или других церковных последований (и, главным образом, утрени – «полиелея»), но, кроме того, свидетельствует также и об их общественном характере; на такой же общественный характер богослужения указывает и каждение, совершаемое, по нынешнему уставу, во время вечерни и утрени. Служба дневных часов, занимая среднее положение между келейными и церковными последованиями, может, как мы видели, переходить, согласно уставу, из одного разряда последований в другой. Иногда она совершается келейно и, подобно всем келейным молениям, бывает проникнута покаянно-умилительным характером; в другое время, наоборот, переменив состав молитвословий она превращается в торжественное богослужение и совершается в торжественной храмовой обстановке. Такая именно торжественность свойственна царским и пасхальным часам, посвященным воспоминанию важнейших событий из жизни Спасителя. 266 См. Син. 863 (VIII – IX в.), л. 1. – Сокращения: Син., Ватопед., Типограф., Синод.. Соф., Афин. и т. п. объяснены выше, на стр. 26-й, в подстрочном примечании. 274 Содержание Син. 863 см. выше, стр. 94 – 96 и др., и в статье проф. А. А. Дмитриевского «Что такое κανν τς αλμφδας», помещенной в «Руков. для сельских пастырей» 1889 г., 38, стр. 69–73. 276 Заслуживает, между прочим, внимания выражение καννες φαλμν, равнозначущее выражению κανν τς φαλμας, в свою очередь вызывающему на сопоставление с употребительным ныне в перковно-богослужебном языке наименованием «канон».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Что же касается конкретных предложений архипастырей по сокращению или изменению тех или иных частей служб, то их крайне мало, в основном иерархи ограничивались постановкой вопроса о необходимости пересмотра Устава. Среди них наиболее полно (затрагивают эту тему всего три архипастыря, но с довольно подробным изложением) представлено предложение по перестановке частей служб в соответствии с временем суток, в которое полагается совершать ту или иную часть богослужения по Уставу. Наиболее интересное и взвешенное решение предлагает архиепископ Ярославский Иаков: «Нужно положительно воспретить совершение всенощных с 5-ти или 6-ти часов вечера. А так как народ привык уже под воскресные и праздничные дни в городах вечером бывать за праздничным богослужением, то в удовлетворение религиозной потребности набожных лиц можно дозволить совершать под эти дни великую вечерню и малое повечерие, на котором по славословии, а лучше перед славословием петь воскресный и праздничный канон, предваряя его, пожалуй, и полиелеем и завершая великим славословием. Резкого нарушения церковного устава при этом не произойдёт, служба же составится подобная нынешней всенощной, только без утренних молитвословий. А утреню священники, конечно, должны совершать утром в положенное время» 543 . Более радикальное решение предлагает епископ Холмский Евлогий: «Ввиду несоответствия некоторых молитв и священнодействий всенощного бдения времени, в которое оно обычно совершается, т. е. вечеру или утру, а также большой сложности и продолжительности этой службы, если её совершать истово, лучше было бы разделить это богослужение на две части – вечерню и утреню и совершать оные в положенное для них время, как это делается в восточных Церквах, оставив совершение всенощного бдения принадлежностью только немногих великих праздников, и тогда совершать оное поздно, так чтобы утренние моления падали уже на утреннее время, после полуночи» 544 . Такое решение, конечно, исключительно правильное с точки зрения устава Типикона, но насколько оно исполнимо на практике? Ночные службы, разумеется, популярны в народе, но скорее потому, что они совершаются редко, всего два раза в году, и на них совершается Литургия, на которой многие причащаются, здесь же совершение Литургии подразумевается либо в утреннее обычное время, что будет тяжело для прихожан: сначала посвятить большую часть ночи богослужению, а потом ещё и вставать утром на Литургию, не считая того, что многие великие праздники выпадают на будние дни, в которые большинство прихожан должны ходить на работу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особо обращаю ваше внимание на 9ю молитву, которая в некоторых Служебниках прямо называется “молитвой Евангелия”. За это говорят и ее слова: “Воссияй в сердцах наших… и мысленные наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение”. У вас при ознакомлении с этой молитвой не возникло вопроса: Что за необходимость читать ее во время Шестопсалмия? Не сообразней ли читать ее непосредственно перед чтением Евангелия в том месте, где до сих пор присутствует остающийся без исполнения призыв «Господу помолимся» (вспомните Полиелей)? Итак, явно ОШИБОЧНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАНИЕ ЧИТАТЬ ЭТИ МОЛИТВЫ ВО ВРЕМЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ С ИГНОРИРОВАНИЕМ ПОСЛЕДНЕГО И ЧИТАТЬ ИХ ПРО СЕБЯ И ДЛЯ СЕБЯ… Теперь другой вопрос: Как данная ошибка оказалась в Уставе? Она там оказалась вследствие появления в XIII-XIV веках, так называемого «Устава священнослужения», приписываемого Константинопольскому патриарху Филофею. Устав этот указывал порядок службы и содержал молитвы, которые были помещены и сгруппированы в конце него, перед чином Утрени (и Вечерни, ибо с ее молитвами та же история). Первоначально эти молитвы имели надписи, указывающие на то, когда они читались во время совершения Утрени или Вечерни, но со временем все эти надписания переписчики начали мало-помалу опускать. И в конечном итоге, забыв об их местоположении в чине богослужения и не зная, куда разместить их, вследствие утраченных над ними надписей, за исключением молитвы на главопреклонение, кто-то (никто до сих пор не знает, кто это был) УКАЗАЛ ВРЕМЯ ИХ ЧТЕНИЯ НА ШЕСТОПСАЛМИИ, как время когда, по его соображению, священник был более или менее свободен. Именно ЭТО УКАЗАНИЕ и ПРИНЯЛ НА СВОИ СТРАНИЦЫ возникший к тому времени ИЕРУСАЛИМСКИЙ ТИПИКОН! Правда, в старой его версии (в отличие от современной) было сделано курсивом примечание, достаточно красноречиво говорящее о НЕНОРМАЛЬНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ УТРЕННИХ МОЛИТВ В ДАННОМ МЕСТЕ. А именно, там оговаривалось, что псалтий должен тянуть последние три псалма Шестопсалмия так, чтобы священник успел прочитать все 12 молитв.

http://azbyka.ru/video/96-tajnoe-utrenne...

«Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 6 и святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: – в Господском или Богородичном храме поется другая стихира храма; – в храме святого – стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если святой со славословием, то после стихиры храма поются стиховные стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.3. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого Устав этой службы изложен в 4-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 4 и святого на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава»: стихира святого (со стиховни); «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой имеет литийные стихиры (в некоторые полиелейные праздники апостолов в Минее даются стихиры литии), то эти стихиры поются после храмовой стихиры. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.4. Особенности воскресной великой вечерни в случае бденного святого Устав такой службы приводится в 3-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 4 и святого на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По содержанию Д. близок, но не аналогичен Обиходу знаменной традиции пения. В сравнении с последним он представляет ограниченную выборку песнопений в основном из служб суточного круга богослужения и Божественной литургии. Полные чинопоследования служб в нем отсутствуют, нет также и обособленной части, содержание к-рой в знаменных Обиходах составляли неизменяемые песнопения, поющиеся в подготовительные недели к Великому посту и в св. Четыредесятницу. В последование служб суточного круга введено небольшое количество триодных песнопений. Так, на вечерне после седмичных прокимнов даны прокимны Светлой седмицы, по их окончании выписан великопостный прокимен «Не отврати лица Твоего». На утрене после полиелея следует Пс 136, поемый по полиелее в недели, предшествующие Великому посту. В описываемых случаях введение триодных песнопений вполне оправданно, т. к. они заменяют соответствующие им по функции песнопения служб суточного круга. Этого нельзя сказать о небольшой подборке песнопений пасхальной заутрени (см. пункт 3 в описании состава Д.), к-рые включаются в последование песнопений великой вечерни и нарушают его. В составе поздних Д. можно выделить 2 больших раздела, в 1-м - небольшие подборки неизменяемых песнопений великой вечерни, утрени и Божественной литургии, во 2-м - последование изменяемых песнопений: циклы воскресных блаженн, прокимнов; циклы песнопений на Господские и Богородичные праздники и памяти святых (задостойники, блаженны, прокимны, стихиры по 50-м псалме); здесь же можно встретить отдельные песнопения молебных чинов. За исключением стихир по 50-м псалме, поющихся на утрене, все остальные песнопения 2-го разд. относятся к чину литургии, к-рый, т. о., представлен в Д. наиболее полно. За ним по количеству распетых текстов следует чин утрени. На последнем месте находится служба великой вечерни, представленная 3-4 песнопениями. Неравномерность использования демественного распева в названных чинопоследованиях объясняется, вероятно, неосмогласной природой мелодического содержания песнопений. В вечерне и утрене большое значение имеют гласовые песнопения, к-рые не могли быть распеты демеством. Из этих служб в состав Д. вошло ограниченное число неизменяемых внегласовых песнопений; последние, как правило, представляют собой наиболее важные тексты. Преимущественное распевание демеством текстов литургии связано со значением этой службы как основополагающей, а также с тем, что количество гласовых песнопений в ней минимально.

http://pravenc.ru/text/171654.html

Так как пение антифона «Блажен муж» есть торжественное, то оно не полагается в дни непраздничные, когда нет праздника с полиелеем, или когда праздники с полиелеем случатся в дни сокрушения о грехах, в дни поста. В дни строгого поста, к какому принадлежат некоторые дни сырной седмицы, равно и седмичные дни Великого поста, не стихословится «Блажен муж», хотя бы и случились праздники святых с полиелеем или бдением; так: а) на вторник или четверток сырные, если в эти дни случатся праздники с полиелеем или бдением, на вечерне читается кафизма рядовая 336 ; б) на вторник, среду, четверток, пяток Великой Четыредесятницы всегда стихословится рядовая кафизма, хотя бы вечерня соединялась с Литургиею Преждеосвященных даров, но 1-й антифон 1-й кафизмы не поется (Тип., послед. 30 янв., 24 февр. 337 . Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к великому посту, или в пост. Так: 1) В мясопустную неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января), ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырный, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9-го марта), но не храмовой праздник. Есть дни в году, когда на вечерне вовсе не полагается стихословия Псалтири, именно: 1) На Господние двунадесятые праздники, случающиеся во вторник, среду, четверток, пяток, субботу 338 , исключая того случая, когда в эти праздники (например, в Вознесение) случится великий святой с бдением (см. Тип., 8-го мая в Вознесение и храм. гл. 51-я и 55-я); тогда поется 1-й антифон 1-й кафизмы. 2) На вечерне не полагается кафизмы в те дни, на которые было бдение, ради бывшего труда бденного 339 . Без сомнения, потому же и в неделю вечера во весь год никогда же глаголется Псалтирь. Аще прилунится празднство, тогда поем: «Блажен муж», 1-й антифон (Тип., гл. 17 и сн. Тип., гл. 5 и Тип., послед. 14-го сентября). Так на вечерне в день Пятидесятницы не положено стихословия, но иногда поется «Блажен муж», именно в том случае, если случится храмовой святой (храм. гл. 55-я) или святой с бдением (Тип., 8-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010