Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры Богородице; «Слава»: стихира святого (видимо, эта стихира берется со стиховни); «И ныне»: стихира Богородице. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь Богородице (трижды). §4.5.7. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и другие дни). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня); «Слава»: стихира святого (со стиховни); «И ныне»: стихира праздника. Если святой имеет стихиры литии, то они поются после стихир праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника (единожды). §4.5.8. Особенности воскресной великой вечерни в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и другие дни). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: – если шестеричный святой: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тропари и кондаки по входе: В храме Господском или Богородичном: тропарь храма; тропарь дня ( «Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – " Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дня («Яко начатки естества...»). Кондак храма не поется (см. 12-ю главу Типикона). В храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); " Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дневной («Яко начатки естества...»). Тропарь и кондак храма не поются (см. 12-ю главу Типикона). Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: – от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее – прежде святого, затем дневной; – от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых – сначала дневной, затем святого. Если же рядовому святому чтений не полагается, то поются только прокимен, аллилуарий и причастен дневные, и читаются рядовые Апостол и Евангелие. О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день Служба великому святому, память которого приходится в период пред- или попразднства, всегда соединяются со службой праздника (предпразднства). Устав такой службы можно найти в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также некоторые указания можно найти в 22-й храмовой главе Типикона и в месяцеслове (см. последования 11 января, 23 апреля, 30 апреля, 8 мая, 9 мая, 9 августа). В данный период, как и в период пения Октоиха, в честь бденного святого или храмового праздника совершается всенощное бдение, а если случится празднование памяти полиелейного святого, то совершается Великая вечерня и полиелейная утреня. Малая вечерня Совершается только в случае празднования памяти бденного святого. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника 347 (предпразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По окончании кафизм на часах чтец говорит аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу – тропарь святого, и ныне Богородичен часа. По «Отче наш» кондак святого. На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы» читается паримия, пред которой произносится тропарь пророчества и прокимен, и после паримии другой прокимен. Потом читается: Скоро да предварят ны. Трисвятое. По Отче наш» кондак святого, Господи помилуй 40. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие. По 9-м часе блаженны: «Во царствии Твоем» читаются скоро без пения. Лик небесный... Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... кондак празднуемого святого, Господи помилуй 40. Слава н ныне – Честнейшую херувим. и 3 поклона великие. После сего, «трисвятого» не глаголем, но по молитве: «Всесвятая Троице» Премудрость Достойно есть Отпуст малый и начинается литургия Преждеосвящениых Даров с вечернею, или, иногда, Литургия Златоустого тоже вечернею. Литургия Литургия Литургия преждеосвящеиная: на вечерни ее бывает рядовая кафизма, с ектеньями на каждом антифоне; стихир на Господи воззвах 10: триоди на 6 и святого празднуемого на 4, (а в понедельник 5 триоди и 5 из минеи), слава святому, и ныне Богородичен или крестобогородичен от меньшпх по гласу славы Вход с Евангелием. Свете тихий, Прокимен и паримии 2 – дня. Пение – Да исправится молитва моя, 3 поклона великие, а после них, малая ектенья, прокимен, Апостол и Евантелие святого. Прочее по чину преждеосвященной литургии. Причастен: Вкусите и видите, и святого. Если совершается литургия Прежде-освященных Даров, то она совершается так же, как и при святом с полиелеем. Если поется Литургия Златоустого, то она также предначииается вечернею, но без стихословия кафизмы: а после великой ектеньи поется прямо «Господи воззвах» во глас стихир триоди; стихир триоди 6, празднуемого святого 4. Вход. Свете тихий Прокимен и 2 паримии дня. После паримий ектенья малая, возглас: Яко свят еси Боже наш Трисвятое, прокимен, Апостол и Евангелие святого. Затем прочее все по чину Литурии Златоустого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Следующий момент богослужения – стихиры на стиховне, они есть на вечерне всегда, потом Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш, затем тропарь, – т.е. три момента службы, которые всегда есть в вечерне, независимо от литии. Потом наступает тот момент, который есть только тогда, когда есть лития. Это благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Кратко эта молитва называется «благословением хлебов». Благословение хлебов совершается только тогда, когда была лития, но как бы не в рамках самой литии (ели лития входит в состав полиелейного, а не бденного богослужения, то благословения хлебов не бывает. Это понятно: служба не продолжается всю ночь, и силы молящихся не нуждаются в дополнительном подкреплении). Затем при бденной службе поется 33-й псалом до середины, и иерей произносит благословение молящимся. Великая вечерня кончается. По Уставу, когда окончилась великая вечерня, всем надо сесть, и келарь должен раздробить благословенные хлебы, налить по чашечке вина и раздать всем молящимся, а чтец в это время читает назидательное чтение. Все это совершается труда ради бденного, так как трудно молиться всю ночь; в Типиконе много таких человеколюбивых указаний. Кажется, что Типикон – это нечто очень строгое, невыполнимое, выше сил человеческих, но мы имеем возможность заметить, что не редко Типикон сокращает богослужение из-за того, что люди устали. Часто говорится: «труда ради бденного» не будет этого, не будет того, часто по определенным причинам сокращаются поклоны и т.д. Типикон знает, знают, что телесные силы требуют подкрепления. Но Типикон, который составлялся в течение многих веков, содержит и такое довольно позднее замечание в этот момент службы (во 2-й главе Типикона): «Ныне сей чин весьма в церквах упразднися», т.е. теперь это почти нигде не совершается. Мы разобрали части праздничного богослужения, относящиеся к вечерне: особый вид вечерни – малая вечерня и праздничная часть вечерни – лития. Теперь переходим к утрени. Полиелей. Мы уже встречали это название в предыдущей главе, а теперь рассмотрим его подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен от меньших (см. Богородичны отпустительные седмичные). Богородичны по гласу святого, по гласу Минеи, во глас Минеи. Они обозначаются еще так: «Богородичны восьми гласов, поемые, егда есть «Слава» святому в Минее, «и ныне» по гласу сия», т.е. поются на тот глас, на который поется песнопение на «Слава». Эти Богородичны поются в те дни, в которые не бывает праздника с бдением, полиелеем или великим славословием. Поются на вечерне и утрени, в 1 гласе в неделю вечера Богородичен «Небесных чинов радование», в понедельник на утрени – «Святейшая святых всех сил», в понедельник вечера – «Дево всепетая». Богородичны печатаются, кроме Октоиха, в Минее, в конце каждой книги. Богородичен первый. Так называются в Октоихе, в службе воскресных дней, во-первых, Богородичны – догматик малой вечерни и догматик великой вечерни. Они находятся на каждой из этих служб первыми из Богородичное; посему и тот и другой в богослужебных книгах называются «Богородичным первым гласа», к догматику же малой вечерни иногда прибавляется указание, что он «малыя вечерни» (см. Богородичен догматик). Во-вторых, Богородичным первым называется и тот Богородичен воскресной службы (Октоиха), который печатается на вечерне после тропаря и поется на утрени первым, а именно по «Бог Господь», но там Богородичен уже не читается, а на него только указывается (см. Тип., гл. 3:5). Он называется также Богородичным отпустительным (Тип. гл. 53). Богородичен часов. На службе каждого часа – на первом, третьем, шестом и девятом – положен после тропаря особый Богородичен: на 1 часе – «Что Тя наречем, о Благодатная», на 3-м – «Богородице, Ты еси лоза», на 6-ом – «Яко не имамы дерзновения», на 9-ом: – «Иже нас ради рождейся от Девы». Эти Богородичны называются Богородичными часов. Великий канон. Великим каноном называется канон святого Андрея Критского и с ним вместе канон Марии Египетской, которые вычитываются по частям на повечериях понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста, и весь целиком – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста. Канон св. Андрея Критского назван великим, говорит Синаксарь, как по множеству мыслей и воспоминаний, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах бывает около тридцати тропарей, а в каноне св. Андрея около двухсот пятидесяти. Канон св. Андрея Критского имеет по 3-й песни два седальна, по 6-й песне – кондак, икос и за ними 14 тропарей на «Блаженны», в каждом тропаре на «Блаженны» содержится из истории поучительный урок для избежания порока и для делания добра, за что в стихах евангельских пред тропарями обещается блаженство. К великому канону принадлежат и 24 стихиры на «Господи воззвах», которые положено петь на вечерне в среду 5-й седмицы. Они называются стихирами Великого канона. Начало каждой стихиры следует букве греческого алфавита, и все они оканчиваются словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (см. Канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Например, когда на вечернем Богослужении опускается Псалтирь, библейские песни канона (очень прекрасные и назидательные, проводящие ум по Свящ. Писанию, которые не стоило бы опускать в течении всего года, а не только Великим постом) и др. части, и в то же время, например, в полиелей произвольно вставляется акафист. Или когда Литургия совершается второпях, и в то же время наполняется и окружается такими неуставными или необязательными элементами как заупокойная ектения в неположенные дни, молебен, лития или панихида после Литургии, нескончаемое чтение поминовений и т. д. До некоторых границ можно понять, когда уставное Богослужение, рассчитанное на монастырскую практику, на приходах сокращается. Здесь понятен мотив – немощь и занятость. Но как понять, когда, сокращая уставные части Богослужения под предлогом " немощи и занятости " , в то же время его искусственно увеличивают неуставными произвольными вставками ?! Здесь поистине отнимается всякий уважительный мотив, всякое оправдание. Ведь, если наполнение Богослужения неуставными вставками вызвано (как считают) " благоговением " , тогда спрашивается, почему то же благоговение не побуждает в первую очередь сохранить изначальные уставные элементы Богослужения?! И с другой стороны, если сокращение уставных элементов Богослужения вызвано " немощью и занятостью " , тогда спрашивается, куда девается ссылка на " немощь и занятость " , когда в Богослужение произвольно внедряют неуставные элементы, явно удлинняя его?! Т. о. уничтожаются оба мотива, т. к. противоположное отношение к Богослужению взаимно обличает друг друга . Сокращение уставных частей Богослужения лишает ценности мотив " благоговения " при произвольном наполнении его неуставными элементами, вернее, показывает, что подлинным мотивом здесь является не благоговение, а своеволие, собственное предпочтение . И с другой стороны, произвольное внедрение в Богослужение неуставных элементов лишает убедительности мотив " немощи и занятости " при сокращении уставного Богослужения. Как может быть убедительной для Бога ссылка на " немощь и занятость " в ущерб уставу Церкви, когда мы сами пренебрегаем этой самой " немощью и занятостью " в угоду своим произвольным предпочтениям ?! Это явное лицемерие.

http://bogoslov.ru/article/5771426

Богослужения в Глинской пустыни совершаются не спешно, продолжительно, с особенным благоговением. При каждой церковной службе пономари исполняют свои обязанности в мантиях и камилавках; каждение клиросных бывает двукратное; во время вечерни, утрени или бдения иноки в порядке старшинства попарно прикладываются к иконе храма или праздника и кланяются друг другу, а по окончании повечерия, при протяжном пении стихир кресту, по одиночке друг за другом подходят ко кресту. В простые дни по окончании утрени и вечерни, в притворе храма совершается лития по усопшим. Особенности праздничного богослужения придают священнодействиям много торжественности. Скажем о некоторых из них. В праздники служение совершается соборно. Каждение производится одновременно двумя иеродиаконами, кои на плечах носят пелену с кивотом или гробницею 75 , а иногда кадят кациями 76 . Пред святыми дарами, Евангелием и иконою износят два горящих светильника. Бдение всегда бывает с литиею и благословением хлебов. Стихиры канонаршат по клиросам два канонарха в рясках. На бдениях и полиелейных утренях, когда не положено икону выносить на середину храма, Евангелие читает иеромонах в Царских вратах лицом к молящимся. «Слава Тебе, показавшему нам свет», возглашает не иеромонах, а иеродиакон. На литургии «трисвятое» поется в алтаре и попеременно повторяется клиросами; в дни попразднества, вместо «Достойно есть яко воистину», поется первый припев девятой песни, праздничного канона и ирмос той же девятой песни. В нарочитые праздники, кроме Господних, после литургии освящается особо приготовленное коливо, украшенное плодами 77 . На бдении, в субботу, поются все антифоны рядового гласа с повторением каждого на другом клиросе. IV. Замечательные обряды Некоторые обряды, употребляющиеся в Глинской обители, оставляют неизгладимое впечатление в богомольцах. К ним надобно отнести обряд, бывающий в прощеное воскресение на Великий пост , когда братия у настоятеля и друг у друга испрашивают прощение. Это бывает в храме после повечерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В некоторых списках Псалтири встречаются еще надписания: у Пс.85 : κατ λυχνικν=на светильничном, у Пс.118 μωμος=непорочен и у Пс.134 и 135, – по одним спискам (у Holmes’a и в изд. гр. Псалтири в Венеции 1867 г.); πολυλεος (в церк. уставе=полиелей, многомилостивое), по другим (в Пс.134 по разночтениям Альдинской библии изд. Вехеля и у Holmes’a): τς διπλς= соугоубы (по Новгор. сп. Псалтири XIII–ΧΙV в. у Амфилохия). Первое указывает на употребление псалма при вечернем богослужении, на котором он в так называемом песенном последовании был первым антифонным псалмом (Сим. Солунск. о священнод. гл. 311), да и доселе употребляется на 9 часе, последование которого по уставу соединяется с вечернею. Второе надписание составилось из первых слов псалма: μακριοι ο μωμοι=блажени непорочнии. Последние же надписания указывают на употребление псалмов в неполные праздники, которые, вероятно от пения этих псалмов с частым повторением в них слов: «яко в век милость (λεος) Его» и назывались на востоке полиелеем, а в церквах западных обозначались наименованием διπλς, duplicis, т. е. дней с сугубым=усиленным молитвословием. Вероятно, эти богослужебные указания занесены в Псалтирь из церковного устава в период времени около V–VI в., когда уже выработался определённый порядок употребления псалмов при богослужении (см. κανν ντιφνων τν ψαλμν константиноп. патриарха Анфима около 535–536 г. в Monumenta juris graec. ecclesiast. ed. Pitra II. 109). Впрочем, наименование λυχνικς=светильничный встречается уже в «Постановлениях Апостольских» в применении к 140 Пс. (Кн. VIII, гл. 35), как там же Пс.62 , с первых времён христианства употреблявшийся при утреннем богослужении, называется псалмом утренним – ρθρινς (гл. 37). Сверх того, при многих прибавочных надписаниях гр.-слав. перевода в некоторых греч. списках (у Отцев церкви и в изданиях Альд. и Комплютенском) и в нашей славянской Псалтири встречаются еще слова: не надписанъ у еврей ( Пс.1 в слав. только по изданию учебной Псалт.; 32, 42, 70, 90, 94–96; у бл. Феодорита и в нек. др. списках еще в Пс.91–93 и 136). Происхождение таких замечаний относится ко времени уже после составления гекзапл Оригена , в которых подобных замечаний еще не встречается. 5) Писатели и время написания псалмов

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

    д) Сокращение Устава.    Самым ярким и наиболее чувствительным нарушением Устава в современной практике является его сокращение. Сокращение богослужебного устава, в своей основе вызванное, конечно, необходимостью, сделалось теперь явлением как бы даже законным, своего рода обычным правом. Такого рода сокращения не только не вызывают какого-либо соблазна, но едва ли для большинства даже самих совершителей богослужения и заметны.    Для некоторых же сокращений имеется к тому же некоторое основание в узаконенных высшею властью церковно-певческих сборниках или так называемых обиходах. О сокращениях этого рода мы подробно говорили в одном из предшествующих своих докладов, теперь же сделаем лишь некоторые общие упоминания. Таковы, например, пение вместо всего предначинательнаго псалма на бдении 4 или 6 стихов из него; пение из 6-ти стихов первого антифона первой кафизмы; чтение, а не пение, двух прочих антифонов той же кафизмы; пение двух первых стихов с припевом: Услыши мя Господи из так называемых возванных вечерних псалмов, вместо исполнения их в целом виде; постоянная замена 17-ой кафизмы на утрени полиелейными псалмами , в свою очередь, сведение этих псалмов к четырем стихам; замена библейских песен канона припевами и чтение, пение канонных тропарей, опущение 2-й литии в конце бдения. Все это такие сокращения, которые сделались как бы уже законными. Наоборот, приближение к Уставу в неречисленных случаях показалось бы чем-то необычным и могло бы теперь показаться каким-то противоуставным новшеством. Замена, например, на некоторых бдениях пения полиелейных псалмов уставным исполнением 17-й кафизмы. Такое деяние, в лучшем случае, вызовет недоумение, а со стороны некоторых пожалуй можно услышать даже и протест.    К подобного рода отступлениям от Устава следует отнести и изъятие из богослужения Святоотеческих чтений. При нашем современном объеме бдения и других служб введение таких чтений в полном их комплекте свело бы наши службы почти к сплошному и редко прерываемому пению молитв и слушанию этих поучений. Обходя указанного характера отступления от Устава, остановимся лишь на таких нарушениях его, которые собственно суть нарушения самой практики, нарушения своего рода богослужебного минимума освященного обычаем. Для удобства распределим этого рода сокращения Устава по двум рубрикам: а) сокращения, касающиеся неизменяемых частей богослужения и б) сокращения изменяющихся составных частей его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

Малые праздники также делятся на два разряда. Праздники со славословием (или святые со славословием) обозначены в Месяцеслове знаком красной скобки с тремя точками посередине . На утрени в эти дни поется Великое славословие, так же поются стихиры на " Хвалите», посвященные празднуемому событию. Но в праздники святых, имеющих славословие, поются каноны Октоиха, т.е. богослужение, в отличие от полиелейных праздников, совершается по двум книгам: Минее и Октоиху. Малые праздники второго вида обозначены черной скобкой с тремя точками , и святые, которые имеют этот знак, называются шестеричными или «святыми на 6». В эти дни совершается вседневная вечерня и утреня с теми лишь особенностями, что на «Господи воззвах» поются стихиры святому на 6 и на утрени поется (в современной практике читается) канон святому на 6 (в каждой песни канона 6 из 14 тропарей посвящены святому). Святые, не имеющие никакого знака в Месяцеслове называются малыми или непразднуемыми святыми. Этим святым положены только стихиры на " Господи воззвах» и канон на 4 (т.е. по 4 тропаря в каждой песни канона). О бденном святом, случившемся в неделю Воскресное богослужение, соединяемое со службой бденному святому, в своем чинопоследовании принципиально не отличается от «обычного» воскресного богослужения, но в то же время имеет некоторые характерные особенности в своей изменяемой части (стихиры, тропари, канон и т. п.). Причем эти особенности существенно зависят от того, в какой период случится богослужение: пения Октоиха или в период пред- и попразднства двунадесятого праздника. Поэтому необходимо рассмотреть оба возможных варианта. В период пения Октоиха Основные особенности богослужения (см. 3-ю главу Типикона) следующие: Малая вечерня На «Господи воззвах» : стихиры воскресные (Октоих) – на 4; «Слава» – стихира святому (Минея); «И ныне» – богородичен Октоиха (настоящего гласа). На стиховне: одна стихира воскресная (Октоих); 1-й припев из стиховни Великой вечерни Минеи (т.е. святому); 1-я стихира святому (Минея, Великая вечерня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010