Первый лик поет прокимен. Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, а лик поет вторую. Диакон возглашает: Повелите. Священник, взяв обеими руками кадильницу и свещник со свечею, стоит пред престолом, обратясь к востоку лицом, и, назнаменуя крест, глаголет: Премудрость, прости (см. Тип., гл. 49; Служебн., стр. 273 и вышеуказ. москов. изд., стр. 75 на обор.). Затем, обратясь на запад к народу, глаголет: Свет Христов просвещает всех. Царские врата затворяются. Чтец: Притчей чтение. Диакон: Вонмем. Чтец читает паремию 689 . По исполнении паремии иерей: Мир ти. Засим диакон: Премудрость (Типик., гл. 40 и Служебн., стр. 274). Чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Певцы правого и левого лика и весь народ во время этого пения стоят на коленах. Потом правый лик встает и поет: Да исправится..., т. е. то же самое, что пел чтец. Чтец и народ, стоящий с левой стороны стоят в это время на коленах. Чтец встает и поет: Господи, воззвах к тебе, услыши мя... После него левый лик встает и поет: Да исправится... В это время чтец, правый лик и народ с правой стороны стоят на коленах. Чтец встает и поет: Положи, Господи, хранение... Правый лик встает и поет: Да исправится молитва моя... В это время чтец, левый лик и народ с левой стороны стоят на коленах. Чтец встает и поет: Не уклони сердце мое... Левый лик встает и поет: Да исправится... В это время чтец, правый лик и народ с правой стороны стоят на коленах. Чтец встает и поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою. В это время оба лика и весь народ стоят на коленах. Потом все встают и на клиросе допевают: Воздеяние руку моею жертва вечерняя 690 . Затем следуют три великие поклона 691 . После пения: «Да исправится»... и трех великих поклонов, диакон произносит ектению: Рцем вси..., но иногда после «Да исправится»... и поклонов, пред ектениею: Рцем вси..., читаются апостол и евангелие, а иногда одно евангелие. Апостол и евангелие читаются во дни полиелейных святых: 24февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., в день предпразднства служба происходит с теми же особенностями, что отмечены и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вечером в среду праздничная вечерня со входом и паремиями, на паннихис повторяется канон предпразднства. На утрене поется «Бог Господь» с тропарем праздника, стихословятся 2 кафизмы Псалтири, полиелей, степенна 4-го гласа (1-й антифон), прокимен из Пс 46, Евангелие Мк 16. 9-20, после Евангелия сразу указан Пс 50. На каноне отменяется стихословие библейских песен; в конце утрени поется великое славословие . Служба на литургии такая же, как предписывается в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. На вечерне в день праздника поется только последование В. Г. (если нет памяти великого святого), отменяется стихословие Псалтири, бывает вход, поется прокимен из Пс 113; на утрене в пятницу 6-й седмицы по Пасхе также отменяется стихословие Псалтири, поется канон праздника и святого с библейскими песнями. На литургии пятницы повторяются праздничные антифоны и чтения В. Г. В др. будние дни попразднства соединяются последования праздника, дневного святого и Октоиха; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь из трипеснца дня, кроме субботы 6-й седмицы, когда поется 9-я песнь канона В. Г. 4-го гласа), прокимен, аллилуиарий и причастен - В. Г. (в среду и четверг 7-й седмицы поются прокимен и аллилуиарий дня, только причастен - праздника). В пятницу 7-й седмицы по Пасхе, день отдания В. Г., поется только последование праздника без входа на вечерне и полиелея и великого славословия на утрене; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь трипеснца дня), прокимен и аллилуиарий - В. Г., чтения - дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 584-592). В афоно-италийских редакциях Студийского устава богослужение праздничного цикла В. Г. описывается сходно с Евергетидским уставом. На утрене праздника рядовое стихословие Псалтири заменяется особыми праздничными антифонами из стихов Пс 46, 56, 22 и 23 (такие антифоны составляют особенность афоно-италийских редакций устава). Для праздничной литургии могут указываться как изобразительные, так и праздничные антифоны.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Во время некоторых божественных служб иереи бывают не только в епитрахили и фелони, но в полном облачении. В полном облачении бывают все иереи, сколько бы их ни служило: 1) При совершении литургии – всегда (Служебн.). 2) При служении утрени в св. Пасху 154 . Один Настоятель облачается во все одежды: 1) При служении вечерни в день Пасхи 155 . 2) При выносе на главе креста в день Воздвижения (Тип., 14 сент.), в неделю крестопоклонную и 1-е августа. 3) В Страстной пяток вечером, при выносе Плащаницы, подобно тому, как в Великую субботу на утрени 156 . 4) При великом водоосвящении в день навечерия Богоявлени, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Тип., послед. 6 янв.), или после вечерни (в субботу и Неделю). Архиерей облачается в полное облачение кроме литургии также для молебного пения, для панихиды, для отпевания умершего. На всенощном же бдении он на литию выходит в мантии, а к полиелею в полном облачении. Собственно архиерейские одежды суть следующие: Саккос (σkκος). – Саккос (слово еврейское) означает вретище, рубище, и есть одежда печали, смирения, покаяния ( Иер.48:37 . Лк.10:13 ). Саккос формою своею похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь 157 . и при облачении Архиерея в саккос диакон произносит слова молитвы, читаемой иереем при облачении в фелонь, только обращенной к чину архиерея: «Архиерее Твои Господи облекутся в правду, и преподобнии Твои радостью возрадуются, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Звонцы у саккоса означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (ω=μοφριοn). – Омофор (от μος – плечо и φρω – несу) есть одежда, носимая па плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади (Сим. Сол. Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 17 158 . Омофор носит название «трехскладный», потому что, как объясняет св. Софроний, служит Св. Троице (Христ. Чт., 1855, т. I, стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После молитвы «Отче наш», в которой, взывая к Отцу небесному, просим: «да святится имя Твое, да будет воля Твоя, остави нам долги нашя, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», как бы в свидетельство или доказательство того, что просящий от Господа от всего сердца – приемлет, в утверждение нашей надежды поются или читаются краткия песнопения – тропари Богородичны в славу и честь воспоминаемого в тот день святого или праздника. Эти тропари называются отпустительными (Тип., гл. 52, 53, 55). В редких случаях, поются три или четыре тропаря, это бывает при стечении нескольких празднований в один день 380 . Иногда же один тропарь поется трижды: А. Если в седмичные дни от недели Всех Святых до вторника сырной седмицы и в вечер среды ее не случаются празднования со всенощным бдением, с полиелеем, с великим славословием, то по «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поется тропарь празднуемому в тот день святому из Месячной Минеи. А если празднуется двум святым, и для обоих есть тропари в Минее Месячной, то сперва поется тропарь 1-му святому, потом на «Слава» – тропарь 2-му святому. Если же дневному святому нет тропаря в Минее Месячной, то поется тропарь по чину, или лику святого из Обшей Минеи. После тропаря поется на «Слава и ныне», или, или есть два тропаря, то на «И ныне» поется Богородичен, называемый в Типиконе, по своей краткости, Богородичен от меньших (Тип., гл. 52), или Крестобогородичен. Богородичны поются на вечерне: на понедельник, вторник и четверток, а Крестобогородичны – на среду и пяток. Эти Богородичны и Крестобогородичны печатаются в конце (каждой книги) Месячной и Общей Минеи и в Псалтири с последованием, под заглавием: «Богородичны отпустительные, по тропарех святых, поемые во все лето на вечерне и на утрени на «Бог Господь», и в конце утрени». Эти Богородичны и Крестобогородичны находятся всех 8-ми гласов и поются на тот глас, на который поется тропарь; если же поются два тропаря, то Богородичен поется по гласу 2-го тропаря. На субботы поются не эти Богородичны, а Богородичны тропарей воскресных (Октоиха), и поются не на глас тропаря святому, а на глас настоящий, т. е. на глас Октоиха, петый в прешедшую Неделю (воскресение) (Тип., гл. 52) 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Основными причинами возникновения О. стали, по-видимому, изменение мелодической редакции песнопений в сторону увеличения распевности и усложнения мелоса, а также тенденция к последовательной записи всего корпуса песнопений (в т. ч. малораспевных). В то же время О. явился своеобразным маркером процесса перехода в богослужении Русской Церкви со Студийского устава на Иерусалимский устав . Как особый тип певч. книги О. сложился к сер. XVI в. История Историю его бытования условно можно разделить на 3 этапа. «Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. 665/922) «Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. 665/922) На 1-м этапе (посл. четв. XV - сер. XVI в.) намечается тенденция, определившая репертуар О.: фиксация всех песнопений, не вошедших в иные певч. книги (Октоихи, Стихирари месячные и постные, Ирмологии). Вначале песнопения, составившие позднее О., включали в качестве дополнений в различные книги, в разделы неустойчивого состава. Это отдельные песнопения - предначинательный псалом , «Блажен муж» , тропари великого водоосвящения , непорочны , «Владычице, приими», «Духовная моя братия» и др., а также циклы - величания , самогласны , подобны , «Бог Господь» , «Аллилуия» , «Свят Господь Бог наш» . Песнопения годового подвижного круга были сгруппированы вместе и образовали единую структуру ранее других. Предварительным этапом формирования О. следует считать запись ряда песнопений без нотации: напр., в рукописи РНБ. Q.I.94 (сер. XV в.) содержатся «Ныне силы небесныя», «О Тебе радуется» и «Да молчит всяка плоть». Началом формирования О. как новой певч. книги явилось объединение песнопений и подборок по их местоположению внутри рукописи и в определенном порядке. Напр., в списке 2-й пол. XVI в. РНБ. Соф. 481 на л. 116 начинается раздел, озаглавленный «Стихеры самогласны и Господи возвах и Бог Господь и прокимны въскресны на восмь гласов»; данная подборка объединяет такие гласовые песнопения, к-рые по структуре и стилистике отличаются от песнопений Октоиха и Ирмология и служат моделями для распевания текстов соответствующих жанров. Затем помещена др. подборка - «Препелы по полиелеосе на праздники господские» (Л. 119),- к-рая включает величания и припевы по 9-й песни канона , расположенные в календарной последовательности. С л. 125 начинаются песнопения годового подвижного круга - от подготовительных недель Великого поста до Пасхи. Далее в рукописи выписан ряд песнопений под заглавием «На всенощном бдении» (в богослужебной последовательности). В отдельную подборку сгруппированы еще неск. песнопений из различных чинопоследований: стихира на проклятие еретиков «Иже образу Твоему», мученичен 7-го гласа «Единодышуще», Пс 136 «На реце Вавилонстей», «Плакася Адам», «Господи на муку волную» (см.: Захарьина. 2007. С. 71-75). Т. о., в этом раннем списке уже представлены песнопения как столпового знаменного распева, так и внегласовые.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Вынос и воздвижение креста Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием. Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол 682 . После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) – тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)» 683 . Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы. Обряд изнесения креста состоит в том, что после предварительного каждения креста на престоле, архиерей или священник, одетый, как для литургии, во всю священную одежду, по окончании славословия выносит крест с блюдом на голове в предшествии светильников через северные двери алтаря перед царские двери, возглашая там «Премудрость, прости» и, при троекратном пении тропаря праздника, несет крест на середину храма, полагает на аналое и кадит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

333 В одном месте, относящемся, впрочем, не к периоду времени пения Октоиха, но – Триоди Постной, сделано даже замечание: «от сего понедельника 2 седмицы поста поются в повечериях каноны Минеи... святых... с каноны богородичными» (Типик., д. 321 на об.). 334 Воскресные кондаки, напечатанные, как мы знаем из предыдущего, в Октоихе и последованиях утрени после 6 песни, перепечатаны и в другие книги. Они находится в 53 гл. Типикона, имеющей заглавие: «Отпустительния тропари воскреснии осми гласов с богородичны их, ипакои и кондаки»; в 23 гл. Следованн. Псалтири, имеющей заглавие: «Отпустительныя воскресны осми гласов, с богородичны и ипакои их и кондаки»; и в Часослове в отделе: «Тропари воскресны осми гласов с богородичны и кондаки их». 336 При этом как в этот период, так и во все последующие, на вечерни пятка всегда читается 18 кафизма, на субботней 1, а на недельной не полагается никакой. 337 За исключением пятка, на утрени которого читается две, а не три кафизмы. В субботу как этого периода, так и всех других, никогда не полагается более двух кафизм. 338 Если случится полиелейный праздник, то на утрени читаются только 2 рядовые кафизмы, а 3-я переносится на вечерню, на которой и читается вместо 18 кафизмы, так как на вечерни более одной кафизмы никогда не полагается. 342 В предшествующую этой седмице неделю (воскресенье) Ваий, как и во всякую другую, читаются 2 и 3 кафизмы и, сверх того, поется полиелей. 348 Эта глава не занумерована, потому что, в видах большей полноты настоящего изследования, она составлена тогда, когда значительная часть книги была уже напечатана. 349 Общие величания ликам святых есть и в Ирмологионе, равно как и Следов. Псалтири; но здесь их немного. 351 Изменения в количестве песнопений канона и еще бывают, так что иногда некоторые песни канона поются, напр., на 10 и даже на 4 и т.д.; но об этом скажем ниже. 354 В Типик., л. 156 на об., сказано, что в отдание св. Богоявлений «бывает служба вся непременно Просвещения вечер и утро, кроме входа и паремий, и полиелеа и на литургии антифонов». Тем не менее, по аналогии праздника Богоявления с другими, в отдание этого праздника каноны надобно петь на 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Что же происходит? Сначала мы служим вечерню, затем Утреню, а потом Божественную литургию (я опускаю так называемые малые службы). Тем самым мы с вами как бы духовно проделываем путь всего человечества, восходящего от мрака неведения к просвещению Светом Христовым и исполнению Божественной благодати. Именно поэтому мы и начинаем служить с вечера, приближаемся к утру и, наконец, дню. На мой взгляд, это объяснение наиболее убедительно. Поскольку мы заговорили о историческом понимании богослужения, то на примере вечерни и утрени особенно удобно проследить исторический аспект службы. Конечно, православное богослужение многопланово и его нельзя понимать только как некоторое символическое изображение истории, но тем не менее историческое понимание богослужения тоже должно быть нами воспринято. Особенно ясно это понимание проступает в чинопоследовании уставного всенощного бдения, которое и представляет собой особое соединение великой вечерни и полиелиосной утрени. В начале всенощного бдения совершается каждение. По Иерусалимскому уставу оно совершается в полном молчании, и это вполне понятно: мы как бы возносимся умом к тем временам, когда «Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды». Понятно, почему только лязг кадильницы нарушает благоговейную тишину храма: не было еще твари словесной, не было еще человека, который бы воспевал Господа. Затем, по возгласе священническом, поется 103 Псалом (на будничной службе он читается). Не случайно именно этот Псалом выбран Церковью для предначинания суточного круга. Псалом этот имеет надписание: «О мирстем бытии», то есть «О сотворении мира» (слово «бытие» в славянском языке имеет значение русского слова «происхождение»; название книги «Бытие» в греческом тексте обозначено «Генесис», т.е. буквально – «Происхождение». Русское же слово «бытие» имеет несколько иной оттенок). И действительно, 103 Псалом лучше, чем какой бы то ни было другой, подходит на роль предначинательного. Здесь воспевается величие Творца. Содержание Псалма можно резюмировать припевами: «Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...». Хор: стихиры на стиховне по Уставу. Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу. Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»). Хор: «Господи, помилуй» (трижды на каждое прошение). Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...» . Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» . Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (малый отпуст). Хор: «Великаго господина...». §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» Устав такой службы излагается в 1-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 воскресные стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого Особенности такой службы представлены в 3-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как в нашем случае для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сокращение всенощного бдения достигалось также за счет уменьшения количества положенных для пения псалмов, стихир, канонов и других песнопений, указываемых Типиконом. Из упомянутых выше крупнейших русских обителей и кафедральных соборов положенные на «Господи воззвах» псалмы 140, 141, 129-й полностью пели в Соловецком, Валаамском, Ново-Афонском мон-рях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях. В важнейших храмах Петербурга и Москвы пели из трех псалмов лишь два стиха: «Господи воззвах» и «Да исправится». Положенные на воскресной утрене непорочны из вышеуказанных богослужебных центров России сохранялись лишь в двух – в Глинской пустыни и Киево-Печерской лавре. В других обителях и соборах в течение всего года пелся полиелей, причем полностью оба псалма – 134-й и 135-й – пели только в Валаамском и Ново-Афонском мон-рях, в Почаевской лавре пели восемь стихов, а в других крупнейших храмах и мон-рях – всего четыре стиха, по два стиха из каждого псалма. То же можно сказать о хвалитных псалмах (148, 149, 150-й), которые полностью пелись в Соловецком, Валаамском, Ново-Афонском мон-рях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях, в Петербурге и Москве пели всего два первых стиха. Значительно сократила чин бдения замена пения кафизм и канонов чтением. Предельно сокращенный чин всенощного бдения с 1-й пол. XIX столетия в городских храмах стали совершать накануне воскресных и праздничных дней с вечера, а в сельских – даже утром. В обоих случаях название чина становилось условным, песнопения и молитвы, входящие в его состав, оказались не соответствующими действительному времени суток. Русские мон-ри, вернувшиеся к студийской практике отдельного совершения вечерни и утрени в положенное для этих служб время, остались более верными смыслу церковного устава. Чинопоследования вечерни и утрени сокращались так же, как и вечерня и утреня в составе бдения. В силу утраты понимания Типикона и интереса к нему за уставностью службы нередко следил только псаломщик, который в небольших храмах выполнял обязанности и чтеца, и единственного певца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010