– «без знака» (см. 10, 27 сентября и др.). Служба святому, которому положено только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене на 4. §3.2.2. Основная часть Типикона В основной части Типикона содержатся последования и особенности совершения основных служб суточного круга. Приведем перечень всех 60 глав данной части, при этом наиболее значимые и часто используемые главы будем выделять курсивом (учащимся духовных школ и всем священнослужителям необходимо знать содержание выделенных глав). Глава 1 – последование малой вечерни. Глава 2 – последование воскресного всенощного бдения. Эта глава содержит полное и подробное последование всенощного бдения с многочисленными замечаниями, которые необычайно важны. По сути, именно эта глава является источником для совершения любого, не только воскресного всенощного бдения. Вместе с тем в данной главе приводятся особенности воскресной службы в случае святого без знака. Глава 3 – особенности воскресной службы в случае бденного святого. Глава 4 – особенности воскресной службы в случае полиелейного святого. Глава 5 – особенности воскресной службы в случае святого со славословием и святого «на 6». Глава 6 – о том, когда бывают всенощные бдения в течение года. Глава 7 – последование воскресной великой вечерни, полунощницы и утрени, которые совершаются отдельно друг от друга, то есть в тех случаях, когда накануне воскресенья по какой-то причине не совершается бдение. По сути, здесь изложены последования любой великой вечерни и праздничной утрени, совершаемых как в воскресные, так и в седмичные дни в случае полиелейных святых. Глава 8 – о времени начала литургии в различные дни года. Глава 9 – последование вседневной вечерни, полунощницы, утрени и заупокойной литии. Очень важная глава, так как здесь представлено полное последование вседневной службы, которая совершается в седмичные дни в случае святых «на 6» и без знака. Глава 10 – о чтении на утрене толкового Евангелия и других поучений. Глава 11 – о пении канона на утрене в седмичные дни. Здесь говорится о том, как каноны Октоиха соединяются с канонами Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прокимен дне. Иногда особый прокимен великий. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. ВонмемЧтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Сподоби, Господи Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего.Стихиры литии, храма и святому, выход из храма в притвор. Спаси, Боже, люди Твоя.Возглас: Услыши ны, Боже.Мир всем.И духови твоему.Главы наша Господеви приклоним.Иерей: «Владыко многомилостиве». Стихиры на стиховне на воскресение из Октоиха, на седмичные дни из Минеи.Слава и ныне.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне Октоиха. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне. Слава и ныне.Стихира Триоди. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен, если полиелей или бдение святому, то Богородичен воскресен по гласу Славы, или стихира праздника. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи и вход в храм. Слава и ныне.Богородичен или стихира. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

23) По открытии царских врат, вход совершается (во время богородична) из северных дверей в алтарь чрез царские двери. 24) Вход бывает на каждой великой вечерне (о том, когда она совершается, – см. 763 стр. печатного оригинала). – При чтении на вечерне Евангелия, и вход бывает с Евангелием (см. 20, 519–520, 591, 607, 641 стр. печатного оригинала и ниже, прим. к табл. литургий). 25) На вседневной вечерне Уставом полагается вход: а) на четверток (т.е., в среду) Сырной седмицы, если в этот день (т.е., в четверток) случится праздник 30 янв.; б) на понед., вторн., четв. и субботу Сырной седмицы, если в эти дни случится праздник 24 февр.; в) накануне предпразднства (1 февр.) Сретения, если это предпразднство случится в Сырную субботу; г) на понедельник (т.е., в воскресенье) 1, 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста (см. 549 и 587 стр. печатного оригинала); д) на вторн., среду и пяток 2–6 седмиц Вел. поста, если в эти дни случатся: праздник Благовещения (см. 128 стр. печатного оригинала), полиелейные праздники Обретения главы Предтечи и 40 мучеников (о том, в пределах каких седмиц и в какие дни могут быть эти праздники, – см. выше, в Месяцеслове) и праздники храмовые, а также на четв. и субботу тех же седмиц, при совпадении с этими днями означенных праздников, когда на указанные дни (т.е., в среду и пяток) отправляется вседневная вечерня, вместо вечерни (совершаемой всегда со входом) в соединении с Преждеосвященной литургией, каковой литургии почему-либо не бывает (см. в Уст. Мр. гл. 24 февр., 9 и 25 мар., 35, 39 и 40 хр. гл.; см. также 26 мар., 2-е «зри»). – Относительно храмового праздника, случившегося в субботу 2–6 седмиц Вел. поста в 35-й хр. гл. Уст. сказано, что если накануне, в пяток, почему-либо не совершается Преждеосвященная литургия, то отправляемая в этот пяток вседневная вечерня совершается со входом на ней (сн. Уст., пят. 1-й седм. 40-цы, 1-е «зри», 24 мар., 2-е «зри»); отсюда можно заключать, что и отправляемая при тех же условиях накануне храмового праздника в пяток 1-й седмицы Вел. поста вседневная вечерня тоже совершается со входом на ней (но, если в пяток 1-й седмицы Вел. поста при указанном условии отправляется вседневная вечерня по случаю совпадения с означенной субботой праздника 24 февр. и 9 мар., то на этой вечерне входа не бывает, как об этом вполне определённо и сказано в Мр. гл. Уст. 24 февр. и 9 мар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В принципе, особенности богослужения в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства, за исключением литургии. Потому мы в данной главе и далее в тех случаях, когда особенности богослужения в пред- и попразднство совпадают, будем обозначать соответствующие песнопения как «праздника» (тропарь праздника, стихира праздника, канон праздника и так далее). В тех же случаях, когда устав богослужения на предпразднство отличается от устава в попразднство, мы будем различать песнопения предпразднства и праздника. Устав службы бденному святому в период пред- или попразднства представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). Хотя в Типиконе почти нет памятей бденных святых в период пред- или попразднства, все же такой вариант возможен, если случится престольный праздник (этот вариант рассматривается в 22-й храмовой главе) или по изволению настоятеля совершается бдение в честь святого полиелейного. Также подобный устав имеют бденные праздники, случившиеся в период пения Цветной Триоди (см. 23 апреля и 8 мая). Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника 354 . На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника 355 – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне» поется воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа 356 . Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма 357 , стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Собственно бдение состоит из трех богослужений: великой вечерни (в редких случаях великого повечерия), утрени и первого часа. Оно всегда предшествует Божественной литургии и символически представляет собой встречу Ветхого и Нового Заветов: вечерня говорит о трепетной надежде ожидания пришествия в мир Спасителя, а утреня становится выражением радостного торжества долгожданной встречи. Вечерня — первая служба суточного круга. Она становится началом нашего дневного пути, поэтому, обращаясь к ветхозаветным текстам, она отсылает нас к началу пути всего человечества, к началу истории нашего спасения. Самые первые минуты этого богослужения относят нас к творению всего мироздания, ведь в каждении всего храма мы видим образ веяния Святого Духа ( Быт.1:2 ), а текст 103-го псалма осмысляется нами как гимн сотворенной Богом вселенной. Дальнейший ход вечерни: кафизма «Блажен муж» и пение «Господи воззвах», — настраивает нас на покаянный лад и делает соучастниками многовекового ожидания Мессии. И подобно тому, как это ожидание прорывали пророческие озарения о том, каким же будет приход долгожданного Спасителя, вечерня вспыхивает гимном «Свете Тихий», посвященном Иисусу Христу. Мелодия и текст раскрывают перед молящимися образ пришествия Бога в мир. В них мы можем провидеть скромность яслей и тишину Рождественской ночи. Наконец, все это ожидание разрешается в благодарственной молитве Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» ( Лк.2:29-32 ). Этот текст — пик вечерни — встреча Нового и Ветхого Заветов. Вместе с праведным Симеоном мы понимаем, как в скором времени станем свидетелями того, что желали видеть многие ветхозаветные праведники, но так и не увидели ( Мф.13:17 ) — пришествие Живого Бога в мир, Его жизнь среди нас и совершение дела спасения человеческого рода. Таким образом, завершается наша вечерняя молитва, охватившая историю от сотворения мира до конца времени Ветхого Завета. Настало время утрени. Профессор М. Скабалланович выделяет четыре части утрени: шестопсалмие с великой ектенией и «Бог Господь»; кафизмы с Непорочными или полиелеем и Евангелием; канон; хвалитны со славословием и ектениями . Последование утрени возбуждает в нашем сердце трепетную радость от сознания того, что теперь среди нас, людей, воплотился Сам Бог. Даже ветхозаветные тексты шестопсалмия, которым начинается утреня, не только сообщают нам покаянный настрой, но показывают восхождение человеческой души в ее доверии Богу. Это уже душа не ветхозаветного человека, но христианина. И это восхождение завершается возгласом утверждения факта Боговоплощения: «Бог — Господь — и явися нам…»

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Сокращение количества кафизм на полиелейной утрене связано с тем, что полиелей увеличивает продолжительность богослужения. Перенесение третьей кафизмы на следующую вечерню не нарушает порядка последовательного чтения псалмов, поскольку в те периоды, когда на утрени читается три кафизмы, на вечерне читается одна и та же кафизма. Расписание чтения кафизм Расписание чтения кафизм имеется как в Следованной Псалтири, так и в 17 главе Типикона. В соответствии с этим расписанием, год делится на восемь периодов: Три кафизмы на утрене прочитывается, согласно этому расписанию, во второй и в четвертый периоды, а также в период Великого поста. Время, когда на утрене читается три кафизмы, часто называют зимним периодом. Во второй и в четвертый периоды, когда на утрене бывает три кафизмы, Псалтирь все равно прочитывается полностью на одну неделю. Происходит так от того, что на вечерне в эти периоды кафизма не меняется. В период Великого поста Псалтирь прочитывается дважды потому, что кафизмы читаются на часах. На страстной седмице Псалтирь прочитывается только один раз, поскольку не читается с четверга до воскресенья. От Великого Четверга (страстной седмицы) до Фоминой недели Псалтирь не читается. Хотя расписание чтения Псалтири включает восемь периодов, вариантов чтения кафизм меньше – всего пять. Первый вариант включает 1, 3, 5 периоды, второй – 2, 4, третий – 6, четвертый – 7, пятый – 8. Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник Состав Часослова Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике. Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого храма. Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и храма на 8. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос воскресные, седален храма (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос храма. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен храма; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры храма на 4, причем последние два припева – не воскресные, а со стиховни великой вечерни храмового святого; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только святого храма. По отпусте «Слава, и ныне»: евангельская стихира. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак храма. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона храма на 4. По входе: тропарь воскресный, тропарь храма, кондак воскресный; «Слава»: кондак храма, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и храма. Апостол и Евангелие – рядовые и храма. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только храмового святого. §4. Полиелейные праздники §4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) Устав такой службы изложен в 4-й главе Типикона, которая почти полностью дублирует 3-ю главу. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого (если в службе святого в Минее нет отдельных стихир для малой вечерни, то можно петь стихиры великой вечерни); «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на стиховне святого из Минеи с его припевами. Слава – святого. И ныне, богородичен во глас Славы святого 261 . 11 января так: Стихиры праздника с их припевами. Слава – святого. И ныне – праздника. 21 декабря: стихиры предпразднства. Слава – святого, и ныне – предпразднства. После Ныне отпущаеши... и трисвятого тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Типик., гл. 52, л. 386: «ведомо же буди и о сем». 11 января: тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря полиелейному святому (Петру митрополиту) назначается всенощное бдение и на нем положены два разные тропаря святого и предпразднства 1-жды. Типик., гл. 58, л. 387 на об. «аще ли случится предпразднство или попразднство». Диакон: Премудрость. Лик: Благослови. И т.д., как показано выше в послед. великой вечерни накануне воскресного дня. После вечерни – малое повечерие. Утром полунощница и утреня. Так же. Об отпустах во дни попразднств чит. ниже (ч. 1, гл. 47). На утрени. После Бог Господь, поемого во глас тропаря. 11 января: тропарь праздника 2. Слава – святого. И ныне – праздника. Типик., гл. 52, л. 387 на об. Тропарь святого 2. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. 6 окт. Типик., гл. 52, л. 386: «ведомо же буди и о сем». 21 декабря: тропарь предпразднства и святого. Слава, другой тропарь святого. И ныне – предпразднства. Но по Минее 21 декабря: тропарь предпразднства 2– жды. Слава– святого. И ныне–предпразднства. Типик., гл. 48, л. 127 на об. Стихословятся две рядовые кафизмы по указанию 17 гл. Типикона 262 . После каждой рядовой кафизмы малая ектения. Так же. Седальны святого с их богородичными. 11 января: седальны праздника. 21 декабря: седальны святого. Слава, и ныне – предпразднства. Чтение. Полиелейные псалмы: Хвалите имя Господне... Исповедайтеся Господеви... Величание и избранные стихи из псалмов Давидовых попеременно на оба лика. Малая ектения. Изд. Киево-Печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», л. 54 на об. Так же. Седален святого 2-жды с его богородичным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010