Если случится шестеричный святый, то поется стихир воскресных 6 и святому на 4. Если будешь святый с полиелем или два святых, то воскресных 4 и святому, или святым на 6. Если случится препразднество или попразднество, то воскресных 4, препразднеству и попразднеству 3 и святому 3. В отдание праздника 6-ть праздника. Если случится препр. или попразднество и еще полиелей, по воскресных 3, препр.и попр. 3 и святому 4. Вход с кадилом. Свете тихий.. Прокимен: Господь воцарися. (Если случится полиелей, 3 паримии святому). Ектенья рцем вси.. Сподоби Господи. Ектенья: исполним вечернюю молитву, возглас: Яко благ… «Мир всем» молитва главопреклоненная, возглас: Буди держава царствия Твоего. Если совершается лития, то порядок ее следующий: после ектеньи Исполним и возгласа иерея, Буди держава царствия, священнослужащие исходят из алтаря северною дверью в притвор храма, а лик поет стихиры литийные храму 1, и Амморийского в октоихе на «Господи воззвах», или праздничные если праздник. Из минеи. После стихир диакон произносит молитву. Спаси Боже люди Твоя…прерываемую многократным пением: Господи помилуй, именно: а) после слов молящихся Тебе и помилуй нас – 40 раз Господи помилуй, б) после молениря о Государе и царствующем Доме – 30-ть, в) после моления о Святейшем Синоде и о людях всякого чина 50-ть, г) о еже созранитися граду – 3-жды, д) о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных и помиловати нас грешных и помиловати нас 3-жды. После этих прошений и молитвы: Владыко многомилостиве Господи, певцы и священнослужащие входят в храм. Певцы поют стиховны воскресны. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Богородице Дево радуйся – 3-жды. (Если бывает лития, то совершается благословение хлебом с молитвою: господи иисусе Христе). Если случится в воскресенье святый с бдением или полиелейем, то поется тропарь – Богородице Дево 2-жды и тропарь святому однажды. То же бывает и в те воскресные дни. В которые случается особое празднство, напр., 1-ю и 3-ю неделю поста, в неделю всех святых и в неделю святых отец и др..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Хор: «Тебе, Господи». Священник: тайно молитву: «Господи, Боже наш…» Священник: «Буди держава…» Хор: «Аминь». Если есть лития, то выход на литию северной дверью. При полиелейном святом литии нет. (В современной практике допускается выход на литию царскими вратами, которые и остаются открытыми до конца вечерни, и затворяются после вхождения в них священника, по произнесении им: «Благословение Господне на вас…») Без литии и благословения хлебов хор после возгласа священника: «Буди держава…», поет: «Аминь», и далее стихиры на стиховне. Лития Хор: поёт стихиру храма, литийные стихиры святого, «слава», литийных стихир святого, «и ныне», богородичен, указанный в литийных стихирах на глас «славы». В субботу на «и ныне» богородичен по гласу славы святого в Минее на ряду. В воскресенье святому с бдением: стихира храма, литийные стихиры святого, «слава», литийных стихир святого, «и ныне», богородичен воскресный от стиховных в глас литийных стихир. При полиелейном святом в воскресенье – так же. При святом «на 6» в воскресенье: стихира храма, стихиры святого стихирные (так как литийных у него нет), богородичен воскресный от стиховных гласа «славы» святого. (Или особый праздничный богородичен). Диакон во время пения литийных стихир кадит храм, начиная с алтаря, священник в это время выходит в притвор на литию. После каждения диакон подходит к священнику и начинает литийные прошения, стоя впереди священника, справа от него: Диакон: «Спаси Боже, люди Твоя…» Хор: «Господи, помилуй» (40). Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…» Хор: «Господи, помилуй» (50). Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…» Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о еже услышати…» Хор: «Господи, помилуй» (3). Затем тайное поминовение живых и умерших. Священник: «Услыши ны, Боже…» Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Священник: лицом к западу: «Владыко Многомилостиве…» Хор: «Аминь». Лития закончена. Выходим из притвора в храм к столу с хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: по окончании шестопсалмия: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже» (З). Диакон: (если нет, то священник пред Ц.В.) произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся...» Священник: «Яко подобает Тебе...» Хор: «Аминь». Диакон: «Бог Господь...» со стихами (если нет, то священник пред Ц.В.) (с.55) Хор: «Бог Господь...» (4) во глас тропаря святого (в субботу также), тропарь святого (2), «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу настоящего гласа. Хор: «Господи, помилуй» (3), «слава». Чтец: «и ныне» и читает первый отдел кафизмы (после тропарей положено чтение 2 кафизм, при полиелейном святом трех кафизм не положено, а если по уставу полагается три кафизмы, то третья кафизма переносится на вечерню. Если накануне было бдение, то кафизма вовсе оставляется. В субботу 16 и 17 кафизмы. Причем, когда на утрене есть полиелей, на 17 кафизме каждения не бывает), в конце которого: «Слава». Хор: «И ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава». Чтец: «И ныне». И читает второй отдел кафизмы, после которого «Слава». Хор: «И ныне. Аллилуиа (3), Господи, помилуй (3), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает третий и последний отдел кафизмы, после которого: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Твоя держава...» Хор: Седальны святого (2), «Слава, и ныне», богородичен этого седальна (в субботу так же). Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает первый отдел другой кафизмы, после которого то же стихословие, что и после первого отдела предыдущей кафизмы. За первым отделом кафизмы – второй отдел, и опять то же стихословие. Наконец, третий отдел кафизмы, оканчивающийся так же, как третий отдел предыдущей кафизмы, т. е.: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Благ и Человеколюбец...» Хор: Седальны святого (2), «Слава, и ныне», богородичен этого седальна (в субботу также). Полиелей

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Паремии святому: Если празднуется память апостола и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен по гласу стихиры «Славы»: – поется рядовой богородичен, если таковой есть в Минее на ряду; – если нет самого богородична на ряду, но указаны начальные слова, то поется соответствующий богородичен из второго (или из первого) приложения Минеи; – если нет начальных слов, то поется стиховный богородичен первого приложения Минеи. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святому; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи) 327 . Малое повечерие Канон: Богородице из Октоиха (по обычаю). По Трисвятом: кондак святого (затем «Господи, помилуй» 40 раз и окончание повечерия по обычаю). Это единственная особенность малого повечерия. Полунощница Совершается по обычаю без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святому – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи). Кафизмы: по Уставу; если полиелей совершается в период зимнего расписания, то третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня. Седальны по кафизмам: седален святого – 2 раза; «Слава, и ныне» – рядовой богородичен (если в Минее по одной кафизме положены два седальна, то седальны читаются следующим образом: 1-й седален (один раз); «Слава» – второй седален; «И ныне» – богородичен Минеи). Полиелей: совершается по образу утрени на всенощном бдении; поется величание и прокимен святого; читается Евангелие святому. Канон В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6; канон святого на 8. В храме святого (кроме субботы): канон Богородице на 6; канон святого на 8. Если канона Богородице нет на ряду, то поется молебный канон 8-го гласа «Воду прошед...» (как и в случае бденного святого). Катавасия – рядовая по Уставу; поется по каждой песни. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен. (Если в Минее два седальна, то прочитывается 1-й седален (один раз), «Слава» – 2-й седален, «И ныне» – богородичен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богородичны, поемые за молитвословиями Минеи (кроме дней предпразднства и попразднства), именно: 1) После, стихир: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Господи воззвах» в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение; Богородичны воскресные, поемые после стихир на стиховне в праздники святых, имущих полиелей, бдение, б) Богородичны осми гласов, поемые «егда есть «Слава» святому в Минее, «И ныне» по гласу сия». Они поются в те дни, в кои нет святого со славословием, полиелеем. бдением. 2) После тропарей: а) Отпустительные Богородичны воскресные осми гласов, поемые в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение, б) Богородичны отпустительные по тропарях святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени – в те дни, в кои нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением. Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах, большею частью, словами: «святого» «праздника», например: «стихиры святаго», «стихиры праздника», так что в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие для себя молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Песнопения праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в месяцеслове Типикона иными словами, напр., «дневными» (дне), «воскресными», «гласа», т. п. И при пении Цветной Триоди слово праздника указывает на Минею (см. далее о Цветной Триоди). Анфологион В книге, известной под названием: Анфологион, (Ανθολγων) от (’νθος – цвет, λγος, слово) Анфологий, Трефологион, (τρεφολγων от τρφω питаю и λγος), Трефологий, Цветослов, Цветная Минея, Праздничная Минея, содержатся выбранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых Православною Церковью , и главным образом те, кои отмечены в месяцеслове Типикона знаками, отличающими праздники великие, средние и малые. Но должно заметить, во-первых, что в Анфологионе находятся последования не всем вообще святым, имеющим знак в месяцеслове, а только некоторым из них, именно тем, в последованиях которых молитвословия, песнопения, их напев, или вообще все содержание имеют какие-либо особенности, коих нет в последованиях общих 237 . Во-вторых, между проследованиями Анфологиона находятся такие, которые принадлежат святым, не имеющим в месяцеслове праздничного знака, но тем святым, которым служба правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Печатается также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому и праведному Иову (6-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Священник: малый отпуст. Хор: «Аминь». Если же 9-й час совершается в храме, то отпуста нет, сразу начинается вечерня. В приходских храмах 9-й час всегда совершается без отпуста. §3. Последование великопостного часа Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. 3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника). 4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. 5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (или тремя) поклонами. 6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и 2-й прокимен. §3.1. Общее последование великопостного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава…». Чтец: «И ныне…» , читает кафисму. Каждая кафисма, как обычно, разделяется на 3 «славы», по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…» , «Аллилуиа…» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтение кафисмы не положено только в понедельник на 1-м часе и в пятницу на 1-м и 9-м часах. В этих случаях сразу после псалмов следует великопостный тропарь часа. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Священник поет тропарь часа , затем совершает поклон (вместе с народом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.7. Особенности воскресной утрени в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, праздника на 4 и святого на 6. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева – со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.8. Особенности воскресной утрени в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Излюбленными текстами песнопений всенощного бдения, так сказать, его хоровыми опорными пунктами, стали: 1) Предначинательный псалом; 2) «Блажен муж»; 3) «Свете тихий»; 4) «Ныне отпущаеши»; 5) Полиелей (ставший непременным на каждой воскресной утрени, хотя это и противоречит уставу, предписывающему полиелей в воскресные дни только в определенное время, а не всегда); 6) На праздничной утрени – антифон степенный 4-го гласа, «От юности моея» 7) «Величит душа моя Господа» (только в воскресные дни, тогда как в двунадесятые праздники «Честнейшая» не поется); 8) «Великое славославие» и 9) в конце 1-го часа – «Взбранной воеводе». Все остальные песнопения (как то: тропари воскресные по непорочных, «Воскресение Христово видевши») свойственны только воскресной утрени, а потому привлекали внимание композиторов в очень редких случаях. Между тем именно передвижной, постоянно меняющийся гимнографический материал (стихиры, тропари, седальны), наполняющий богослужебную схему, намеченную неизменяемыми песнопениями (см. разделы «Гимнология и гимнография» и «Виды и названия различных песнопений»), содержит главный дидактический элемент богослужения и дает не только «тон» празднику, но и направление ходу мыслей внимающих богослужению предстоящих и молящихся. Так как в принципе все участвующие в пении невольно вместе с напевом усваивают и слова песнопений, а с ними и выраженные этими словами идеи, то именно вечерня и утреня – всенощное бдение – имеют важнейшее образовательное и воспитательное значение. Чрезмерное увлечение хоровым церковным пением, отрыв хорового церковного пения от литургики и стремление его стать самодовлеющим элементом стали уменьшать воспитательное значение вечерни и утрени именно тем, что все больше и больше отодвигали на задний план певчески исполняемый гимнографический материал, и тем самым центр тяжести переносился на постоянный, неизменяемый, но концертно исполняемый материал – на гимнографическую схему богослужения. Передвижные же песнопения стали все больше и больше читаться, вместо того чтобы исполняться певчески и тем сильнее задерживаться в памяти предстоящих, ибо чтение не способно в такой степени привлекать внимание слушающих к словам, как пение – даже самое простое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Тропарь. Слава и ныне. Богородичен. Ектения малая: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Тропарь. Слава и ныне. Богородичен. Ектения: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Премудрость.Благослови.Сый благословен Христос, Бог наш.Утверди, Боже.Пресвятая Богородице, спаси нас.Честнейшую Херувим. Тропарь: Богородице Дево, радуйся.Слава: Крестителю Христову.И ныне: Молите о нас святии.Богородичен: Под твое благоутробие. (На 24 февр., 9 и 25 марта тропарь и Богор. праздника).Господи, помилуй, 40 раз.(На 24 февр., 9 и 25 марта – ект. Помилуй нас, Боже).Яко милостив.Слава и ныне.Честнейшую Херувим.Именем Господним благослови, отче. Сый благословен. Тропарь в воскресение: Богородице Дево, трижды или дважды, и Минеи однажды (если святой с бдением или полиелеем), в седмичные дни из Минеи, дважды, и Богородице Дево, однажды. Премудрость.Благослови. Сый благословен Христос, Бог наш.Утверди, Боже.Пресвятая Богородице, спаси нас.Честнейшую Херувим. Тропарь в воскресение: Богородице Дево, трижды или дважды, и Минеи однажды (если святой с бдением или полиелеем), в седмичные дни из Минеи, дважды, и Богородице Дево, однажды.Благословение хлебов с молитвою:Господи Иисусе Христе. АминьБуди имя Господне благословенно от ныне и до века, трижды. Псал. 33 : Благословлю Господа на всякое время, до «Не лишатся всякаго блага».Иерей: Благословение Господне на вас. Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне. Господи, помилуй, трижды. Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Благослови.Отпуст великий.Многолетие.(Служебник в конце вечерни). Небесный Царю. Господи, Владыко живота, – в неделю и на праздники с 3-мя поклонами, а в прочие дни – с 16-ю. В неделю: Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.Благослови. Отпуст.Многолетие.(Тип., сырн. нед. веч.).За сим: Кроме недель: Трисвятое. Отче наш .Яко Твое есть Царство.Господи, помилуй, 12 раз.Всесвятая Троице. Буди имя Господне, трижды.Слава и ныне.Пс.: Благословлю Господа.Премудрость.Достойно есть.Пресвятая Богородице.Честнейшую Херувим.Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.Благослови. Отпуст.Многолетие.(Часослов).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богородичны и Крестобогородичны отпустительные седмичные восьми гласов: «Чудо чудес Благодатная» и т.д. Богородичны и Крестобогородичны называются отпустительными потому, что поются на вечерне и на утрени в конце службы, близко к отпусту. Но вместе с тем они поются и в другое время служб, например, на утрени по «Бог Господь». Эти Богородичны и Крестобогородичны печатаются всех восьми гласов в Типиконе, также в Следованной Псалтири, в Октоихе, в Минее – в конце каждого месяца. Они имеют такое заглавие: «Богородичны и Крестобогородичны отпустительные 8-ми гласов, поемые во все лето – в вечерни, во время утрени на «Бог Господь» и «в конец утрени». Эти Богородичны и Крестобогородичны кратки, и их-то разумеет Типикон, когда говорит: «Богородичен от меньших». Они начинаются в неделю вечера в первом гласе Богородичным «Чудо чудес, Благодатная, к Тебе зрящи, тварь радуется». Богородичны и Крестобогородичны назначаются для пения после тропарей только для седмичных дней (т.е. не для воскресений) и притом только для тех дней, в которые не бывает ни предпразднства, ни попразднства, ни праздника с всенощным бдением, или полиелеем, или великим славословием, крестобогородичны поются в седмичные дни воспоминания страданий Христовых, т.е. в среду и пяток, а в прочие дни – Богородичны. Богородичны отпустительные воскресные восьми Гласов. В 1 гласе – Богородичен «Гавриилу вещавшу Тебе, Дево» и проч. Богородичны поются кроме воскресных дней и в другие, седмичные, в которые случится праздник с великим славословием, полиелеем или бдением. Богородичны отпустительные воскресные печатаются, кроме Октоиха, в Типиконе, в Следованной Псалтири, в Минее – в конце каждого месяца. Богородичны эти печатаются вместе с отпустительными воскресными тропарями 8-ми гласов, ипакоями и кондаками, также и прокимнами на утрени перед Евангелием и на литургии с аллилуиариями. С сим вместе находится Богородичен перед великим славословием: «преблагословенна еси Богородице Дево». Богородичен от алфавит (см. По алфавиту стихиры).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010