После этого, условно говоря, прокимна поются тропари. С тропарями придется разобраться подробнее. Мы изучаем богослужение при одном малом святом. Следовательно, поется тропарь святого Минеи на тот глас, который в Минее указан. Так вот, сами стихи «Бог Господь» поются на тот же глас, что и первый тропарь, причем тропарь святого в Минее поется дважды. Мы уже говорили о том, что утреня есть служба сугубая в отношении вечерни, она неким сугубым двойным образом подготавливает нас к Божественной литургии. Если в конце вечерни после «Отче наш» тропарь пелся однократно, то здесь он поется дважды. «Слава, и ныне», Богородичен (какой – пока вопрос открытый). Любопытная деталь: этот Богородичен – всегда тот же самый, который пелся в конце вечерни того же богослужебного (или прежнего астрономического) дня. Это – при одном малом святом. Но если святой шестеричный, то то же самое: тропарь святого Минеи дважды, «Слава, и ныне», Богородичен (тот, который был в конце вечерни). Если два малых святых, то тропарь святого первого – дважды. Обратите внимание: первый тропарь практически всегда на «Бог Господь» поется дважды, за редким исключением. «Слава», тропарь второго святого, «И ныне», Богородичен (пока не конкретизируем, что за Богородичен). Вот, пожалуй, те три случая, которые мы разбираем: один малый святой, один шестеричный святой, два малых святых. По окончании пения Богородична – «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава» (хор). Чтец: «И ныне, и пошла кафизма. Наверное, нет нужды тратить время на то, чтобы рассказывать, как читается за богослужением кафизма, что поется, что читается. Более интересен вопрос: иногда после каждой кафизмы возглашается малая ектения «Паки и паки», а иногда ее нет. У вас в билетах есть такой вопрос: «Малые ектении по кафизмам». Особое внимание на это обращаю отцов диаконов. Когда же ектения есть, а когда ее нет? Малая ектения по каждой кафизме бывает во все воскресные дни, во все субботние дни, во все пред- и попразднства и во все дни, помеченные в Типиконе красным знаком. А что значит красный знак в Типиконе? Славословие и выше (т.е. славословие, полиелей, бдение). В остальные дни (будничные, не попадающие на пред- и попразднства и не имеющие красного знака) ектений по кафизмам нет. Если ектения не положена, вместо нее «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне»: вместо диаконских прошений – «Господи, помилуй» троекратно, а вместо священнического возгласа – «Слава, и ныне». Кстати, точно так же отправляется служба, если по какой-то причине отсутствует священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестой час Приидите поклонимся 3. Псалмы: Боже, во имя твое спаси мя... Внуши, Боже, молитву мою... Живый в помощи вышняго... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, тропарь 153 . И ныне, богородичен: Яко не имамы дерзновения... Скоро да предварят ны... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Кондак 154 . Господи, помилуй 40. Иже на всякое время... Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним... Священник: Молитвами святых отец... 155 Чтец: Аминь. Молитва: Боже Господи сил... Литургия Не излагая здесь порядка литургии, находим нужным подробно говорить о некоторых составных ее частях, а именно: 1) об изобразительных псалмах, антифонах и блаженных, 2) о тропарях и кондаках, глаголемых по входе, 3) о чтении апостола и евангелия и 4) о прокимнах пред апостолом, аллилуиариях после него и причастных. Но, во избежание повторений, исследование обо всех этих предметах мы предпочли поместить в особых главах: част. 1, отд. 4, глав. 41, 42, 44 и 45. Главы 2, 3 и 4 о богослужении воскресных дней, если случится праздник святого, имущего или бдение, или полиелей, или поемый на 6. С торжеством воскресного дня иногда соединяется другое какое-нибудь торжество. Если это будет торжество господского двунадесятого праздника, то воскресная служба совершенно отменяется и поется служба только праздничная (чит. в Типик, о разных господских праздниках). Но в других случаях воскресная служба не отменяется, а совмещается. Как именно совмещается, это объясняется в 3, 4 и 5 главах Типикона и еще в так называемых марковых главах, помещенных под разными числами в 48 гл. Типикона. Из них 3-я глава показывает способ совмещения воскресной службы со службою святого, имущего бдение, т. е. такого святого, которому и в седмичный день полагается бдение, 4-я – способ совмещения воскресной службы со службою святого, бдения не имеющего, но имеющего полиелей, 5-я – способ совмещения воскресной службы со службою святого, поемого на 6, – марковы главы – способ совмещения воскресной службы со службами некоторых других праздников, главным же образом богородичных. Первоначально мы сделаем обозрение 3, 4 π 5 гл. Типикона, ссылаясь, где найдем необходимым, и на другие. Так как при настоящих условиях порядок всенощного бдения остается тот же, какой изображен выше, то здесь мы отметим только некоторые его части, причем подробно скажем о тех из них, которые принадлежат к разряду изменяемых. Особенностей малой вечерни, которая должна предварять всенощное бдение, совсем не излагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Если литии не было, стихиры стиховны поются после просительной ектении, по возгласе «Буди держава Царствия Твоего...»    Если двунадесятый Богородичный праздник или предпразднство и отдание какого-либо двунадесятого праздника совпадают с воскресеньем, то поются на стиховне стихиры воскресные (из Октоиха), а на «Слава, и ныне» – празднику (из Минеи).    Если за воскресным богослужением совершается память святого с бдением, полиелеем или святому по Уставу, положено петь стихиры на 6, то исполняются сначала стихиры воскресные на «Слава» – святому и на «И ныне» – празднику (попразднству, отданию).    В седмичные дни на все двунадесятые праздники, их предпразднства, попразднства и отдания, а также на праздники святых с бдением, полиелеем и великим славословием на стиховне поются стихиры только праздничные (т. е. предпразднству, празднику или святому).    Если в седмичные дни или в Неделю нет праздничного знака, поются стихиры на стиховне из Октоиха (Триоди), причем на «Слава» поется стихира из Минеи рядовому святому и на «И ныне» в среду или пятницу – Богородичен или Крестобогородичен.     Чтец: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, ежи еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.    Боговдохновенная молитвенная песнь Симеона Богоприимца, сподобившегося на закате жизни своей узреть Спасителя, Свет языков и Славу Израиля, отмечается Апостольскими постановлениями (VII, 48) в числе вечерних молитв.    Пение «Ныне отпущаеши» в конце вечерни напоминает молящимся о последних днях нашей жизни. Подобно старцу Симеону, верующие надеются отойти ко Господу с миром, уповая на милосердие Божие, явленное через Избавителя и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.     Чтец: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты. Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы. Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чт. 1890, 11–12). 41) Относительно тропарей, кондаков и богородичнов, положенных на рядовых службах, кроме указаний, находящихся в 48–56 гл. Устава, на ряду, подробно говорится в 52 гл. Устава, как это можно видеть и из самого надписания этой главы: «О отпустительных тропарях и кондаках, како глаголати» их «на вечернях, и повечериях, и на утрени на Бог Господь, и по Благо есть, и на часех, и на литургии по входе». Песнопения эти называются «отпустительными», так как они поются в конце вечерни и утрени, близко к отпусту, хотя, впрочем, они поются и в другое время служб. Отпустительные тропари и кондаки «дневнии» напечатаны в Следов. Псалтири и в 55 гл. Устава. «Богородичны и крестобогородичны отпустительнии, на 8 гласов, поемии во все лето, в вечерни же, и на Бог Господь на утрени и в конец утрени», находятся в Октоихе, в Общей и в конце каждой Месяч. Минеи, в Следов. Псалтири и в 57 гл. Устава. Для каждого гласа эти богородичны положены на каждый седмичный день. Обозначение: «богородичен от менших», указывает именно на эти богородичны (в виду их краткости), а обозначения: богородичен «по гласу тропаря», «по гласу святого», «по гласу Минеи», «во глас святого Минеи», «глас славы», – указывают, что богородичен поётся того гласа, на который поётся тропарь; если же положено два тропаря, то богородичен поётся по гласу второго тропаря. – Сн. 279 и 497 стр. печатного оригинала. 42) По указанию 1, 3 и 4 гл. Устава, на малой вечерне, в период времени пения Октоиха, накануне воскресных дней всегда (кроме случившихся в эти дни двунадесятых Господских праздников) поётся сначала воскресный тропарь рядового гласа; но затем, если не случится праздника с бдением или полиелеем, поётся на «Слава» и «И ныне» богородичен по гласу воскресного тропаря, называемый иногда (см. 3 гл. Уст.) «первым» (сн. 22 прим.); если же празднуется святой с бдением или полиелеем, то поётся на «Слава» тропарь святого, на «И ныне» – богородичен по гласу этого последнего тропаря; иногда же поётся и 4 тропаря (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приложение 2-е используется только в седмичные дни на вседневной службе в случае шестеричного святого или без знака в Уставе. В этом приложении выбор Богородична определяется не только гласом, но и днем седмицы. На каждом гласе здесь находятся восемь Богородичных, по два для каждого из четырех дней седмицы (понедельник, вторник, четверг, суббота), тогда как в среду и пяток поются Крестобогородичны, которые полагаются в службах Минеи на ряду, а не в приложении. Первый из двух Богородичных любого седмичного дня, обозначенный «в неделю вечера», «в понедельник вечера» и так далее, поется на вечерне на «Господи, воззвах…» и на стиховне. Другой Богородичен, обозначенный «в понедельник утра», «в четверг утра» и так далее, поется только на утрене на «Хвалите…» (если есть хвалитные стихиры) и на стиховне. Таким образом, во 2-м приложении найти необходимый Богородичен можно в три этапа: сначала определяем глас Богородична (он соответствует гласу стихиры «Славы») и находим его в приложении, затем находим день седмицы и далее выбираем Богородичен в зависимости от того, какая совершается служба (вечерня или утреня). Обратимся к конкретным примерам. Допустим, мы поем стихиры на «Господи, воззвах…» 3 сентября в понедельник. На «Слава» здесь поется стихира 6-го гласа, потому Богородичен также будет 6-го гласа. Открываем 2-е приложение, 6-й глас, находим первый Богородичен, обозначенный «в неделю вечера» (так как стихиры на «Господи, воззвах…» поются на вечерне, совершаемой накануне понедельника). Это будет Богородичен «Архангельски воспоим, вернии…», который и является искомым. Возьмем другой случай. Пусть мы поем стихиры на стиховне на утрене 5 сентября в четверг. На «Слава» здесь поется стихира 8-го гласа, потому Богородичен также будет 8-го гласа. Открываем 2-е приложение, 8-й глас, находим Богородичен, обозначенный «в четверг утра». Это будет Богородичен «Исхити мя, Владычице…», который и является искомым. Приложение 3-е используется во все воскресные дни, а также в праздники святых со бдением, полиелеем и великим славословием. Здесь на каждом гласе находится только по одному Богородичну, который поется после тропарей в воскресные дни на утрене по «Бог Господь…», а в седмичные дни еще на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по славословии. Здесь все просто: какого гласа тропарь (если поются два тропаря, то последний тропарь), такого следует петь и Богородичен (за исключением субботы, когда во всех случаях поется Богородичен уходящего гласа). Например, на полиелейный праздник святого апостола Филиппа (14 ноября), тропарь которого поется на 3-й глас, в любой день седмицы (кроме субботы) на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по «Бог Господь…» и по славословии следует петь Богородичен 3-го гласа «Тя, ходатайствовавшую спасение рода нашего…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями). В современном православном богослужении Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии. Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма , на утрене - после шестопсалмия , на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30). Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов . Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия ). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры. Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Это день, принадлежащий не времени, а вечности, так же как и Евхаристия. Мы спешим к службе к 7 или к 10 часам утра, зная, что она будет продолжаться где-то 2,5 или 3,5 часа, но это как бы внешнее знание. Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии. В нашем Типиконе и в той его редакции, которой мы сейчас пытаемся пользоваться, это учение отражено в полной мере, но оно не излагается в каких-нибудь красивых словах или законченных формулировках, а заключается в целом собрании правил, которые по внешности являются формальными предписаниями, а по сути своей – именно тем хранилищем, тем сосудом, в котором мы черпаем учение о воскресном дне. Это учение существует не само по себе, оно существует только для нас, только для того, чтобы войти в наш разум, в наше сердце, в распорядок нашей жизни и стать частью нашего существования, очень важной частью. Итак, в первой главе Типикона описывается малая вечерня, во второй главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). Третья глава – это воскресное бдение в соединении со службой бденному святому; четвертая глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, пятая – в соединении со службой шестеричному святому и святому со славословием, шестая говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. Седьмая глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскресная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православное богослужение - Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум. 12.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию. И часто за суетой и толкучкой совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора. А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени 03.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 4. О шестопсалмии и чтении Евангелия Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. 29.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. 22.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах В первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощная появляются только около XI века, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение. Впрочем, одна особенность ночной молитвы объединяет все христианские бдения всех времен и народов. Это – пение псалмов. 15.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!» Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великой вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). 08.12.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

Но иногда в последовании святого, имеющего полиелей, подобно тому как в последовании святого, имеющего бдение, указывается особый праздничный богородичен, напр., 26 октября Вострубим трубою. Решение вопроса об особом праздничном песнопении в литийных стихирах полиелейного святого на И ныне по отношению к воскресным дням, полагаем, должно быть такое же, какое высказано в параллельном сему примечании. Но иногда у святых, имеющих полиелей, литийных стихир нет (напр., 28 сентября). В таком случае все-таки надобно петь стихиры этого святого; заимствовать же их в данном случае придется из вечерних стихир на стиховне. Основание для этого заключается в том, что каждый полиелейный святой есть с тем вместе святой, имеющий славословие, а о таком святом в 5 гл. Типикона сказано: «Аще имать святый славословие, поек стиховну его в литию» (л. 11). Но на Славу не следует петь то песнопение вечерних стихир на стиховне, пред которым напечатано слово «Слава», потому что, по ясному указанию 4 гл. Типикона, его надобно петь в вечерних стихирах на стиховне пред богородичным; след., если его петь в литийных стихирах, то на той части всенощного бдения, которая составляет вечерню, одно и то же песнопение повторится два раза, богородичен также повторится, потому что в тех и других стихирах надобно брать его из воскресных Стиховных по гласу Славы. Но подобного рода повторения, хотя иногда и допускаются Типиконом (так, напр., 1 января в стихирах на Господи, воззвах на И ныне поется: Сходяй Спас...; в литийных стихирах на И ныне то же самое); однако, редко: в Типиконе очень ясно обнаруживается намерение устранять такого рода повторения. В доказательство этого из множества примеров представлен один: 7 сентября, если это число случится в неделю, на литию назначены, между прочим, вечерние стихиры предпразднства, но после них на «Славу, и ныне» не то песнопение, которое указывается в вечерних стихирах на стиховне, но то, которое помешено в утренних стихирах на стиховне (Типик., хр. гл., л. 47 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010