Слава – святого. И ныне богородичен воскресен по гласу тропаря святого 107 . Диакон вне алтаря пред образом Христа Спасителя: Премудрость. Лик: Благослови. Священник внутри алтаря: Сый благословлен Христос... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... Священник тихим гласом: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую херувим.. Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник, отверзши царские двери (Типик., гл. 7) и от святых дверей обратившись лицом на запад к народу (Служеб.; издание Киево-Печ. лавры: «Последование вечерни, полунощницы и утрени», 1884 г., л. 20 на об.), произносить великий отпуст по дню (чит. его в Служебн.). Диакон в это время стоит вне алтаря с правой стороны и держит орарь обычно. Поется многолетие. В издании Киево-Печерской лавры сказано:«По отпусте, диакон затворяет святыя врата, иерей же, в епитрахили исшед пред царския врата, начинает повечерие по обычаю». Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малого). Примечание. Ни после вечерни накануне воскресного дня, ни после повечерия не полагается лития о усопших (см. Типик., гл. 7). Дополнительные замечания о великой вечерни 108 Вечерню, отправляемую накануне воскресных дней, Типикон называет великою, и это название усвояет как той вечерни, которая накануне воскресенья на всенощном бдении соединяется в один состав с утренею (гл. 2), так и той, которая отправляется отдельно от утрени (гл. 7). То же самое название, т. е. великой, он усвояет вечерни всякий раз, когда говорит о соединении ее в один состав с утренею накануне господских (напр., 6 августа) и богородичных (напр., 21 ноября) праздников и святых, имущих бдение (напр., 29 июня), равно и святых, не имущих, но могущих иметь бдение (см. 8 ноября, 21 декабря, 17, 20 и 25 января, 5 и 20 июля), а иногда и в том случае, когда говорит о вечерни, отправляемой отдельно от утрени накануне дней полиелейных святых (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

– стихиры на стиховне (на вечерне и утрене) поются только по Триоди (как и на вседневной службе); стихиры великой вечерни святого опускаются (остается только «славник»); – седален Триоди читается по 1-й кафисме (без малой ектении), тогда как по 2-й кафисме произносится малая ектения и вычитываются оба седальна святому; – канон : а) в тех песнях, где нет трипеснца – Богородице на 6 и святого на 8, катавасия – рядовая по Уставу (т.е. здесь канон поется по стандартному чину); б) где есть трипеснец – святого на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди (2-я песнь во вторник, разумеется, совершается только по Триоди); – великое славословие не поется и утреня завершается по вседневному чину: славословие читается, сугубая ектения произносится в конце, отпуст бывает после 1-го часа. Пожалуй, это – самая заметная особенность в случае полиелея на сырной седмице; можно сказать, что именно в этом наиболее отчетливо ощущается близость надвигающегося Великого поста, в результате чего даже праздники уже совершаются менее торжественно, чем в иные периоды года. Получается, что различие между службами бденному святому и полиелейному на сырной седмице проявляется только в двух аспектах: 1) на вечерне накануне понедельника и вторника сугубая ектения в случае бденного святого произносится сразу после паремий, тогда как в случае полиелейного – перед отпустом (т.е. как на вседневной службе); 2) на литургии различие в пении тропарей и кондаков по входе сохраняется: в храме святого в случае бденного праздника тропарь и кондак храма опускаются, тогда как в случае полиелейного святого – поются. Наконец, еще одна интересная особенность проявляется только в один из рассматриваемых трех дней – если праздник случится в четверг сырной седмицы. В этом случае на вечерне читаются четыре паремии: одна паремия Триоди (разумеется, с сопровождающими ее прокименами) и три паремии святого (эта же особенность проявляется и при совпадении праздника с сырной субботой). Вечерня накануне четверга имеет особое последование (близкое к великопостной вечерне), так как в структурном отношении является заключительным богослужением среды сырной седмицы и совершается на практике утром. Ее особенности будут рассмотрены в следующем параграфе. § 2.3.3. Среда и пятница сырной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Если в службе святого нет праздничного седальна по полиелеи на «И ныне», то можно взять седален праздника из данного дня по любой из кафисм. Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, праздника на 4 и святого на 6. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние две стихиры поются с припевами со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только празднуемого святого. На часах На 1-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь праздника, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника. На 3-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. На 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь праздника, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого. На 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника. Литургия «Блаженны» на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4. По входе: – в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Особых глав о храмовом богослужении дванадесятых праздников, господских и богородичных, в Типиконе нет. Оно отправляется одинаково во всех храмах и именно так, как показано в 48 гл.; а если и бывает какая-нибудь особенность, то она указывается в той же 48 гл.; так, напр., в 11 мр. благовещ. главе, Тип., л. 209, сказано, что в праздник Благовещения, случившийся в неделю Ваий, «на литургии за Достойно ирмос Ваий: Бог Господь и явися нам...; аще же храм Благовещения, поем за Достойно ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту». Отдел IV дополнительный Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах Стихиры на Господи, воззвах назначаются иногда на 4, иногда на 6, иногда на 8, иногда на 10. На 4 они назначаются иа малой вечерни, на 6 на вседневной вечерни накануне дней святых малых, шестеричных и с славословием, на 8 на великой вечерни накануне дней святых, имеющих бдение или полиелей 331 , господских и богородичных праздников, на 10 на великой вечерни накануне воскресных дней и на вечерни, предшествующей литургии преждеосв. даров. Один раз в году, и именно в праздник Благовещения, когда он случится в постный день св. Четыредесятницы, на вечерни, предшествующей литургии Златоустого, на 11 (Типик., л. 264) 332 ; наконец, также один раз в году, и именно накануне четверга великого канона, на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров, на 624=30 (Тип., л. 328). Положенная цифра составляется из песнопений, поемых вместе с припевами; но в этот счет не входят песнопения, назначенные одно на Славу, другое на И ныне, а иногда на Славу и И ныне вместе. Случается, что иногда в богослужебных книгах песнопений по счету недостает до того числа, которое назначено. В таком случае наличные повторяются: повторяется именно первое, а по мере надобности и другие. Указание на повторение одной и той же стихиры находится, напр., в последовании Типикона на 5 неделю Великого поста, где сказано: «на Господи, воззвах поставим стихов 10, и поем Осмогласника стихиры 3 и восточны 3 и преподобныя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Так, черная дуга, поставленная против малых праздников, знаменует святого, поемого на 6, или шестеричный праздник, или шестерик 68 ; красная дуга – святого или праздник со славословием 69 . Средние праздники с знаком креста знаменуют святого с полиелеем 70 , а с знаком креста в полукруге – святого, которому бдение совершается 71 . Праздники с знаком креста в круге – это великие праздники, которым полагается всенощное бдение и поется вся служба праздника. Важнейшие из великих праздников называются двунадесятыми, т.-е. относятся к числу 12-ти великих праздников – Владычных и Богородичных 72 . Таким образом, для церковного устава необходимо знать пять степеней праздников: 1) праздники шестеричные, или святой, поемый на 6, 2) праздники, или святый с великим славословием, 3) (средние) праздники, или святый с полиелеем, 4) (средние) праздники, им же бдение совершается, и 5) великие праздники. § 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть Богослужение шестеричных праздников почти то же, что простодневное. Отличается оно от простодневнаго только увеличением числа стихир на вечерни, и на утрени – числа тропарей в каноне. На вечерни полагается стихир на Господи воззвах на 6-ть из одной минеи святому (вместо 3 из минеи и 3 из октоиха в простые дни), а стихиры из октоиха оставляются. На утрени вычитывается два канона из октоиха и один святому из минеи; но из минеи тропарей канона святому берется 6-ть, а из первого канона октоиха только 4, – тогда как в простодневном Богослужении бывает наоборот: из октоиха 6-ть, а из минеи 4. § 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается Служба святому с великим славословием в некоторых частях Богослужения изменяет будничную службу в праздничную; в ней замечается большее употребление молитвословий из минеи, чем из октоиха. Так а) на вечерни, кроме увеличения числа стихир на «Господи воззвах» (на 6) 73 , и стихиры стиховны поются не из октоиха, а из минеи 74 ; Богородичен после «Ныне отпущаеши» и тропаря поется воскресный по гласу тропаря, б) на утрени по кафизмам полагаются ектеньи, и после ектеньи седальны читаются из минеи, а не из октоиха; катавасия в каноне поется после каждой песни, а не только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й (как в простые дни); по 9-й песни – светилен святого, а не октоиха (как в шестерике); вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Для того, чтобы понять нижеизложенные указания, выделим 3 варианта освещения храма в зависимости от количества горящих свечей (эти варианты различаются в Типиконе, хотя названий не имеют): На вседневном богослужении на вечерне от начала до «Господи, воззвах…» — минимальное освещение, от «Господи, воззвах…» до «Ныне отпущаеши…» — средний вариант, от Трисвятого до конца вечерни – минимальный вариант. На утрене сначала минимальный вариант, от «Бог Господь…» до «Благо есть…» — средний вариант. От последнего Трисвятого до конца утрени – минимальный вариант освещения. Как видно, на вседневном богослужении на вечерне и на утрене максимальный вариант освещения не используется. На часах, а также на повечерии и полунощнице, если эти службы совершаются, освещение полагается по минимальному варианту (по одной свече только на амвоне) На всенощном бдении свечи возжигают в следующем порядке: Перед началом великой вечерни – средний вариант, от пения «Господи, воззвах» до окончания пения «Ныне отпущаеши» — максимальный, от Трисвятого до конца великой вечерни – средний. В начале утрени, когда читается Шестопсалмие – минимальный вариант, от пения «Бог Господь» до полиелея – средний вариант, от полиелея до 3й песни канона включительно – максимальное количество свечей. От 3й до 8й песни канона – средний вариант, от 8й песни канона до конца пения славословия – вновь максимальное количество, от Трисвятого до конца – средний вариант. Представим правила возжжения свеч на всенощном бдении в виде схемы (высота прямоугольника соответствует степени освещения в указанный момент службы): На литургии (в любой день). Перед проскомидией – только свеча на жертвеннике. Когда в храме начинается чтение Часов, возжигают свечи по среднему варианту. Перед чтением Евангелия – максимальное количество свечей, которые горят до заамвонной молитвы, от заамвонной молитвы до конца – средний вариант (на практике все свечи гасят только после окончания литургии). Можно заметить, что в наше время различение между средним и максимальным вариантами можно осуществить при помощи паникадила: когда по Уставу полагает максимальный вариант освещения, включать паникадило; в остальных же случаях ограничиваться только свечами, горящими в храме. Цитаты о церковной свече

http://azbyka.ru/svecha-cerkovnaya

Так же Так же На вечерни кафизма рядовая. После каждого антифона которой ектенья малая; На Господи воззвах стихирь 10; триоди 5, храма или святого бденного 5, слава святого, и ныне Богородичен догмат по гласу славы. Прочее по чину литургии преждеосвященной, как в полиелее. Так же. На Господи воззвах стихирь триоди 3 и святого 5. Слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Прочее вечерни, как при полиелее. Стиховны триоди; слава святого и ныне Богородичен воскресен по гласу славы или крестобогородичен; «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Отче наш», тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен. Ектенья «Помилуй нас, Боже» – и 3 поклона великие и (без трисвятого) «Всесвятая Троице». «Буди имя Господне» и псалом «Благословлю Господа» «Достойно есть» и отпуст. Утром Полунощиица обычная с кафизмою и тропарями обычными; по Честнейшую 3 поклона великие. Утреня тоже обычная. На Бог Господь тропарь святого 2-жды, слава и ныне Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; но ектенья малая бывает только после 3-й кафизмы По 1-й и 2-й кафизмах седальны триоди, а после 3-й оба седальна святого с Богородичными и ектенья; Полиелей, величание святому, седален святого. Степенна – антифон 4-го гласа: От юности моея. Прокимен, евангелие святого, стихира святого. Молитва Спаси Боже люди Твоя – и каноны. Каноны святого с ирмосом на 6-ть, ирмосы по 2-жды, катавасия Отверзу уста моя. Если в какой песни канона святого встретится песнь канона триодн, то песнь канона святого поется на 6, а трипеснца на 8, катавасия триоди. По 3-й песни, седалеи святого; по 6-й песни кондак и икос святого. Но 8-й – Честнейшая. По 9-й – светнлен святого, слава и ныне Богородичен. На хвалите стихиры святого на 4, слава святого, и ныне Богородичен его, а после сего чтец тотчас читает: Слава Тебе показавшему нам свет, слава в вышних Богу; ектенья – исполним утреннюю молитву. Стиховны триоди дня самогласен 2-жды, и мученичен, слава и ныне Богородичен. После сего, Благо есть – 1-жды, трисвятое, Отче наш, тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен Ектенья Помилуй нас Боже .. 3 поклона веикие. Отпуста не бывает, а тотчас читается: 1-й час с кафизмою (кроме понед. И пятка); на нем тропарь и кондак святого. По Честнейшую 3 поклона великие Трисвятое не читается. А прямо – Христе свете истинный – и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

506 В Часослове сказано, что глаголет учиненный брат, а в Типиконе указано произносить настоятелю (Тип., гл. 9). Подобное указывается и в книге, изданной в Киево-Печерской лавре: «Аще стихир хвалитных не будет, то по окончании псалмов иерей возглашает: Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому духу, ныне, и присно, и во веки. Чтец: Аминь. Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет». (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. Киево-Печерской лавры, 1861 г., л. 10 на обороте). Но может произносить и чтец (Тип., послед. 24 февр., в понед. 1 нед.). 507 В книге: «Последование молебных пений» сказано, что великое славословие поется среди церкви: «поется великое славословие посреди церкви, якоже и на утрени» (См. Благодарение о получении прошения (снес. Сим. Сол., разгов. о священнодейств. и таинств., § 278-й). При пении славословия открываются Царские врата (См. выше стр. 21). На Славе (стихир на «Хвалитех») диакон отверзает врата, а иерей в фелони стоит пред престолом, к нему встает и диакон от десные страны, и по окончании последней стихиры возглашает велегласно: «Слава, Тебе, показавшему нам свет» (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., последование всенощного бдения, лист 9 на обороте). В дни великой Четыредесятницы, когда на утрени поется полиелей, но затем не поется великое славословие, «диакон, после полиелея, на каноне разоблачается, а иерей один оканчивает утреню постовую, якоже обычно. Аще же случится полиелей в дни постные, или в субботу, и поется славословие великое, тогда диакон не разоблачается до конца утрени, но стоит пред престолом на славословии и глаголет последние ектении по обычаю» (Там же, л. 13-й на обороте). 508 Так, в Часослове читаем: «Аще же есть Четыредесятница, или ин день, не имеяй славословие великое, по хвалитех «Слава и ныне» глаголет учиненный монах сице», и т. д. О святом, в день памяти коего положено петь великое славословие, говорится: «Святый имать славословие» (Тип., гл. б о часах, и гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

132 Накануне Благовещения, как видно из предыдущего, поется иногда вседневная, но не великая вечерня. В этом случае не полагается никакой кафизмы (Типик., л. 202). 133 Когда накануне Трех святителей, накануне храмового святого, накануне 24 февр. и 9 марта отправляется вседневная, а не великая вечерня, то кафизма полагается также рядовая, но не всегда: если память полиелейного святого (24 февр. или 9 марта) празднуется в Сыропустный понедельник, в понедельник 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста и в Сыропустную субботу, то на вседневной вечерни, предшествующей сим дням, полагается 1 антифон 1 кафизмы. 134 На том же основании, т. е., что накануне было бдение, отменяется кафизма на вседневной вечерни, бывающей накануне понедельника (Типик.. гл. 17) и всякого другого седмичного дня, пред которым был праздник с бдением, как и сказано в последовании 8 сентября: «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного. Сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдевие». – Но это положение не простирается на великую вечерню, предшествующую воскресному дню: на ней, как выше сказано, всегда стихословится вся кафизма, хотя бы накануне субботы было бдение; так, на день Нерукотворенного образа 16 августа, если этот праздник случится в воскресенье, в субботу вечером положена кафизма, хотя накануне субботы ради праздника Успения Божией Матери совершается биение. 135 Исхождение иерея из алтаря после закрытия завесы царских дверей непосредственно пред началом повечерия бывает только на великой вечерни; на вседневной же иерей выходит из алтаря еще до окончания вечерни, где и остается до начала повечерия. 137 Песнопение: Достойно есть.., следует ли заменять задостойником, когда он полагается? Типикон дает основание для замены: на повечерии накануне понедельника св. Духа он указывает ирмос 9 песни канона (л. 379); но в последовании недели Антипасхи л. 380, и Самаряныни, л. 370 на об., указывает только на «Достойно», а о замене песнопением: «Светися, светися», ничего не говорит. 139 За сим по Часослову следует отпуст с предшествующими ему молитвословиями; но по указанию издания Киево-Печерской лавры: «Последование вечерни, полуношн. и утрени», л. 21, в этом месте следует произносить ектению: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о еже сохранится... и возглас: Услыши ны, Боже... Ектению и возглас мы поместили в последовании вседневной полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

ж) Отпустильные – (πολυτικν). Это тропари, кондаки и богородичны, помещаемые в Октоихе, следованной псалтири и уставе. Они получили свое название от того, что поются при конце вечернего и утреннего Богослужения, после «ныне отпущаеши» и «благо есть исповедатися». Е) К шестой категории песнопений можно отнести те песни, который соединяются с местами, взятыми из Священного писания и вместе с ними поются: а) Благословенны – (ελογητριον). Это тропари, соединяемые со стихом 12-м 118 псалма: «благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». б) Непорочны – (μωμον). Так названы в великую Субботу песни, поемые со стихами 17-й кафизмы в соединении с надгробными тропарями, а иногда, и без тропарей. в) Блаженны – (μακαρισμο). Так называются песнопения, взятые из 3-й и 6-й песни канона и вместе со стихами из блаженств, помещаемыми в 5-й гл. Евангелия Матфея 444 и поемые на Литургии пред малым входом. г) Сюда же отнести можно и Полиелей, что значит пение псалмов 134 и 135. Частое употребление при пении слова: «милость» – λεος дало название и всему пению: «полиелей». Во время пения полиелея возжигаются все лампады; и это действие дает нам право предполагать, что от обильного возжжения елея (λαα) получило название и самое пение. О древних песнопениях Богослужения 1-х веков Христианства а) Самою древнею и употребительною песнью в Христианской церкви первых веков было, так называемое, малое славословие. Древняя формула малого славословия читается так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков». Такова именно и была она, по свидетельству 445 св. Афанасия († 373), в церквах восточных; в западных же церквах к этой формуле прибавляли слова, с незначительными только видоизменениями: sicut erat in principio. Что действительно такое славословие было современно Апостолам в своем слововыражении в разных церквах, это видно из следующего: 1) в Литургии Апостольских постановлений 446 мы читаем такую формулу: «всякая слава, благодарение, честь и поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно и в бесконечные веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010