выше, стр. 208 и д.). В связи с этим стоит и большее количество стихир и тропарей по Иерусалимскому уставу: последний допускает на Господи воззвах 10 стихир и на каноне обычно 14 и иногда 16 стихов, ирмосов и тропарей, тогда как в Студийских уставах maxinum первых 9, а вторых 14, обычно 12. То же нужно сказать и относительно бдений: под влиянием именно подвижнической практики с обычными там всенощными молитвами Иерусалимский устав вместо принятой в древности лишь предрассветной утрени для воскресных дней и праздников ввел бдения для тех и других. Не вне связи с тем же духом подвижничества стояло в Иерусалимском уставе песненное упрощение богослужения: здесь отпадают требования Студийского устава, составлявшие в нем наследие песненного последования, об особенном, мелодическом исполнении кафисм, ипакои и т.п. — Другие особенности Иерусалимского устава зависели от места происхождения его св. земли. С этой точки зрения в нем получают объяснение литии, которые этот устав требует, как то было в Иерусалимской практике еще в IV-V в. (см. выше стр. 152 и д.), для каждой вечерни и утрени. Родина этого устава, заставлявшая сильнее переживать празднуемые события, сказалась и в том, что Иерусалимский устав кладет между богослужение будничным и праздничным гораздо более резкое различие, чем Студийский. Различие это достигается, не (с. 418) говоря о бдениях с одной стороны добавкой к праздничной службу полиелея, тогда как Студийский устав только заменял в этом случае одни, песненные же, кафисмы другими; – с другой стороны так называемым «великим славословием», которое составляет специальный термин для обозначения совершенно другого окончания утрени для праздников по сравнению с буднями: оно означает перестановку молитвы «Сподоби Господи» в связь с великим славословием и слияние стиховных стихир с хвалитными для праздников. Вечерня и утреня смешанного типа    Все это хотя характерные, но не очень значительные особенности в строе суточной службы, частнее в чине вечерни и утрени. Вообще же эти две службы в обоих уставах имеют один и тот же чин и строй, с одинаковою почти резкостью расходящийся с так.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1) созывать к Богослужению или, по церковному выражению, «знаменать», то есть давать знать верующим о начале церковной службы, 2) выражать торжество, радость и ликование Церкви в её Богослужении и 3) возвещать тем, кто не можёт присутствовать в храме, об особенно важных моментах Богослужения и тем побудить их, находящихся вне храма, присоединить свои молитвы к молитвам тех, кто находится в храме. При церквах обыкновенно бывает несколько колоколов, причём они должны различаться между собою величиной и силою звука. Чаще всего различаются следующие колокола: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) полиелейный, 4) простодневный, или будничный и 5) или малый колокол. Кроме того, могут быть ещё и совсем маленькие (так наз. «зазвонные») колокола разной величины. Различается два вида звона: 1) благовест и 2) собственно звон. Благовестом называется звон, при котором ударяют только в один колокол, или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно. В этом последнем случае благовест называется «перезвоном» или «перебором». Собственно звоном называется тот звон, при котором ударяют сразу в два или более колоколов вместе. Когда такой звон делается в три приема (с перерывами), он называется « тре-зво-ном». Благовест производится к началу каждого из трёх главных общественных Богослужений: 1) Перед началом 9-го часа и вечерни, 2) Перед полунощницей и утреней и 3) Перед часами 3-м и 6-м, совершаемым перед литургией. Перед более торжественными службами за благовестом следует ТРЕЗВОН в несколько колоколов. Так звонят при начале праздничной вечерни, или всенощного бдения, при начале праздничной утрени (обыкновенно перед началом пения полиелея) и перед самым началом Божественной литургии, после прочтения часов 3-го и 6-го. Благовест в один колокол производится на каждой утрени при пении Честнейшую Херувим» и каждой Божественной литургии при начале «Евхаристического канона» – так называемый «звон к Достойно». Трезвон производится и при окончании каждого праздничного Богослужения – всенощного бдения или Божественной литургии в знак торжества Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб (другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание»). Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»: 1) на 1м часе; 2) в конце одной из служб дневной группы (на практике совершаемых в первой половине дня): а) на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается; б) на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией; 3) на великом повечерии (в 3й части) или на малом повечерии в Неделю вечером. Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1м часе, на изобразительных или вечерне (только на одном из этих богослужений), и на повечерии. Кроме этого, Устав предусматривает чтение «конечного Трисвятого» в том случае, если в конце 6го часа творится отпуст и затем бывает пауза в богослужении, так что 9й час с вечерней совершаются в другое время (после полудня). Правда, в приходской практике подобный вариант не встречается. Важно помнить, что «конечное Трисвятое» не читается во всех тех случаях, когда количество поклонов сокращается до трех (на Благовещение или в полиелейные праздники) или поклоны отменяются вовсе (на повечерии в пятницу вечером). Что можно вкратце сказать об особенностях великого повечерия? Великое повечерие состоит из 3х частей, каждая часть начинается «Приидите, поклонимся…». В 1й части примечательные следующие песнопения: Материалы по теме Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikiy-post

– Высоч. утвержд. 31 июля 1904 г. форма возношения при богослужениях Высочайших Имён Августейшей фамилии. – «О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: о Наследнике Его, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексии Николаевиче, и о всем Царствующем Доме» (См. Ц.Вед. 1904, 31, прилож. к офиц. ч.). 12) Если «стихология не бывает» (см. следующ. примеч.), то после этого возгласа и «Аминь» прямо следует пение: «Господи воззвах». 13) Словом: «стихословие» или «стихология», Устав обозначает иногда чтение, иногда пение псалмов (а также и других церковных песней) по стихам. – Порядок, в каком следуют кафизмы в течение года, – см. на 699 стр. печатного оригинала; исключения из этого порядка см. в 17, 48, 49 и 40 гл. Уст.; см. также и следующие ниже примечания. – На вечерне, если стихословится кафизма, то только одна, и никогда более. – По указанию Устава, на воскресенье всегда, какой бы праздник ни случился (исключая Пасхи), поётся вся 1-я кафизма: 1-й антифон на 8 гл., 2-й и 3-й на глас «Господи воззвах», т.е., на глас дне (Уст., 2 гл.; 16 авг., аще в неделю). – В праздники с полиелеем или бдением святым и Богородице поётся 1-й антифон 1-й кафизмы (см. выше, 825 стр. печатного оригинала). Если такие праздники совпадают с пением Постной Триоди, то полагается рядовая кафизма, но иногда назначается 1-й антифон 1-й кафизмы, хотя бы совершалась и вседневная вечерня (см. в Уст. Мр. гл. 36 янв., 24 февр., 9 март.). На 13 сент. и на Преполовение, хотя совершается и великая вечерня, полагаются обычные кафизмы (см. 361 и 658 стр. печатного оригинала). – В воскресенье вечером (на понедельник) вовсе не полагается стихословия кафизмы (Уст., 5 и 17 гл., и см. выше, 549 стр. печатного оригинала); равным образом и на вечерне в те дни,. когда было бдение, не полагается кафизмы «труда ради бденного» (Уст., 8 и 14 снт.); но когда прилучится празднество, тогда поётся 1-й антифон 1-й кафизмы (Уст., 17 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви. Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни Октоих состоит из 2х частей: 1я содержит 1–4 гласы, 2я содержит 5–8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе. В 1й части перед субботней службой 1го гласа и 2й части 5го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды. В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке: 1. Утреня Начинается с седальнов; по 1м стихословии, по 2м стихословии, по 3м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм. Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона. Дни Каноны Припевы к тропарям канона Понедельник 1й умилительный 2й бесплотным «Помилуй мя Боже, помилуй мя» “Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас”.

http://azbyka.ru/oktoix-ego-postroenie-p...

Какой-то поэзией первых времен христианства веет от этой картины 41 . Беседы по праздничным и воскресным дням в храме, наоборот, устраиваются при торжественной обстановке. Особый звон в праздничный (полиелейный) колокол извещает прихожан о предстоящей беседе в храме. На средину храма выносится аналогий и, прежде чем начнется беседа читается акафист (Иисусу Сладчайшему, Богоматери, святым), сопровождаемый молебным пением особого хора, или же всего присутствующего народа. По окончании беседы снова бывает пение с присоединением молитвы за Царя и благословения священника; в некоторых местах раздаются брошюры и листки (Троицкие и др.). Эта торжественность новоустановленного церковного обычая в глазах народа является, как бы продолжением Богослужения 42 . Время, в воскресные и праздничные дни, для бесед в церкви назначалось не везде одинаковое. В больших городах и населенных местностях самым удобным временем считается время после вечернего богослужения или перед оным. Мы выше упоминали о тех «торжественных вечернях», которые заканчивают во многих местах России праздничный или воскресный день. Но из отчетов видно, что и в этом случае священники сообразуются с местными потребностями своей паствы. В тех приходах, в состав которых входят деревни, иногда довольно отдаленные от храма, беседы происходили между утреней и литургией, это время наиболее удобно и для священника и для деревенских прихожан (к литургии стараются приходить из отдаленных деревень); наконец, в некоторых местах эти беседы, по желанию народа, велись после обедни с тою целью, как высказывались прихожане, чтобы дать возможность явиться на беседы и крестьянам очень отдаленных деревень и хозяйкам. Иные ревностные священники ведут беседы дважды: после утрени и после вечерни. Есть места, где признано всего лучше вести беседы накануне праздников и воскресных дней 43 . Содержание бесед крайне разнообразно; все они проникнуты религиозным духом. В большинстве случаев священники посвящают беседы: объяснению молитв, заповедей, церковного Богослужения, истории праздников, устройству храма и принадлежностей его, объяснению таинств, житию святых русской Церкви. Больше всего обращается внимания на объяснение дневного Евангелия 44 . При огромном количестве экземпляров Евангелия, обращающихся в народе, крайне необходимо руководство Церкви – в лице священника – чтением и пониманием этой священной книги полуграмотными людьми из народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

во дни праздников с великим славословием, полиелеем и всенощным бдением. Эта катавасия бывает после каждой песни канона (а не только после 3, 6, 8 и 9, как то положено в дни непраздничные). Катавасия, которая поется после каждой песни и назначена церковным Уставом в определенные дни, называется в богослужебных книгах «катавасиею рядовою», «катавасиею по уставу», «катавасиею якоже имать Устав». Сама катавасия, т.е. ирмосы, печатается в богослужебной книге Ирмологион, равно есть в Триодях, Октоихе и Минее. Указание же на пение ее находится в Типиконе, в 19 главе, и в нотном Ирмологионе. Кафизмы. Кафизмами называются отделения Псалтири, сделанные для удобного чтения этой книги при богослужении. Слово кафизма (κθισμα) значит «сидение», так как при богослужении во время чтения кафизмы и после ее поучения сидят. Иногда же положено не читать кафизмы, а петь. Отсюда части кафизм, которых по три в каждой и стихи которых указано петь на обоих клиросах попеременно, называются антифонами (см. Антифоны кафизм). Псалтирь разделяется на 20 кафизм. Порядок чтения их при богослужении, т.е. рядовое чтение кафизм на вечерне, утрени, в Великом посту и на часах, изложен в Типиконе и других богослужебных книгах. Киноник. Киноник (от греческого κονωνικς – «причастен») есть стих, который поется на литургии во время причащения священнослужителей и называется также причастном. По своему содержанию причастен имеет отношение или к дневной службе, или к службе святого или праздника и называется: «причастен дне», «причастен святаго», «причастен праздника». Кирие елеисон (Κριε λησον) есть пение на греческом языке, по-русски означает: «Господи, помилуй». Поется у нас при архиерейском служении. Кондак. Кондак 66 есть краткое (κοντς – «краткий») песнопение в честь святого или праздника. Кондак, находящийся в последовании или службе святому и празднику, заключает в себе ту общую мысль (тему), которая развита в самом последовании. За кондаком во многих последованиях следует икос, который есть также раскрытие, объяснение мысли кондака. Икос поется на один глас с кондаком и оканчивается одними и теми же словами с ним (см. Икос). Кондаки отпустительные (см. Тропари отпустительные). Краегранесие, краестрочие. Краестрочие, краегранесие, иначе акростих (от κρος – «край», и στχος – «стих») есть начальные буквы в песнопениях, из которых составлено одно или многие речения. Так, канон мясопустной недели имеет на греческом языке в начальных буквах троичных и Богородичных тропарей следующее краестрочие (акростих): (το ναξου Θεοδρον) «Недостойнаго Феодора». Находятся и в славянских канонах краестрочия, например, в каноне св. Димитрию Царевичу краестрочие: «Хвалю славу царевича Димитрия».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитва, посредством которой благословляется фимиам, и образ каждения на западе не имеет единообразия. По римскому чину священник сам влагает троекратно фимиам в кадильницу, читая молитву над ним и благословляя его правою рукою. Далее, держа в левой руке верхнюю часть кадильницы, а в правой нижнюю, кадит безмолвно сперва правую сторону престола, а потом левую, между тем как диакон в это время поддерживает сзади концы его фелони, в воспоминание первобытной ея длинноты. Окадив престол, священник потом лобызает его, и отдает кадильницу диакону, который кадит сперва священнодействующего, а потом предстоящих в хоре. Лица, которых кадят, обыкновенно стоять прямо, сложив при персях обе руки ладонью к ладони. После сего кадильницу берет у диакона кадилоносец и, покадил сперва диакона, кадит потом предстоящих в храме с левой и правой стороны. Как прежде, так и после каждения он делает народу низкий поклон. Так совершается каждение в начале обедни. После дароприношения священник кадит сперва Дары, а потом престол, произнося при сем положенные молитвенные стихи. Если на престоле бывают выставлены св. Тайны, то священнослужащий кадит их три раза, стоя на коленах у подножия престола, и делая остановку после всякого раза. Если св. Евхаристия остается в кивоте (tabernaculum), то священнослужащий кадит лишь крест, стоящий на престоле. На хвалитных (Laudes), во время песни 3ахариевой и на вечерни, во время песни Богоматери, священнослужащий становится на колени пред престолом, влагает фимиам в кадильницу с обычною молитвою и благословением, кадит три раза напрестольный крест, лобызает престол, кадит хор и наконец его самого кадит кадилоносец. В Православной Церкви благословляет кадило священник; кадится сперва престол вокруг, потом жертвенник и весь алтарь, далее иконостас, священно-и-церковнослужители и народ сперва с правой, а потом с левой стороны. Свящ. предметы кадятся по три раза, а запасной Агнец на преждеосвященной Литургии три раза вокруг престола. Притом иногда кадится весь храм, иногда только алтарь, иконостас и народ, иногда бывает каждение только вокруг престола или налоя. Каждение положено на вечерни во время стихир на Господи воззвах, в начале всенощного бдения, при пении непорочных или полиелея, пред девятою песнию канона, на царских часах, в конце проскомидии, на Литургии пред чтением Евангелия, во время Херувимской песни, по освященнии Даров и при перенесении их с престола на жертвенник, при разных благословениях и освящениях церковных, на панихидах и при погребальных отпеваниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Священник Сергии Абасов Бывает, так и поясняют: – А то у нас такая служба напряженная, никак не выбраться в храм, а тут вот Сам Господь сподобил прямо при храме послужить! Батюшка, как же мне хочется наконец-то исповедоваться, причастится! А другие, как правило, глядя на товарища, и сами начинают прислушиваться к словам богослужений, смотрят на прихожан, которые, бывает, как все люди, могут и хмурые идти в храм, отягченные какие-то сложностями, неурядицами жизни, а выходят после службы умиротворенные и просто счастливые! Так, ребята полицейские смотрят, слушают, потом что-то нет-нет да и спросят у меня, как иду на службу или со службы. Я им и книжки церковные раздавал. Иногда мы и вместе их читали, разбирали, сидя в трапезной за чаем. Потом, смотришь, они опять остановят тебя, что-то спросят уже на основе прочитанного. Так, и убиенный Владимир Горсков, я видел, уже заходил в храм. Во время богослужений они, как правило, дежурство несли на прихрамовой территории, но в храме, когда он был свободен от несения дежурств, я его уже видел... А двое его сослуживцев как раз вот креститься решили. Уже и крестики себе приобрели. Спрашивали: – В какое лучше время? – Давайте, – говорю, – в субботу после вечерней службы. Закроем ворота, чтобы вам уже не надо было патрулировать территорию, и совершим таинство Крещения. Они были рады, с трепетом ждали этого события. И вот идет служба, начался полиелей... И раздались выстрелы. Двое из сотрудников полиции были этими выстрелами сразу убиты. – Я все понимаю, – сказал мне уже после случившегося один из их выживших сослуживцев, – только не понимаю: почему же, неся служение в этом богохранимом месте, на территории храма, наши ребята погибли?! – Господь их призвал к Себе в святом месте. Во время исполнения служебных обязанностей: защищая других людей, он положили, по заповеди, души за други своя (Ин. 15, 13). Нет больше той любви... А враг – он и воюет там, где ему оказывают сопротивление: физически нападает там, где его духовно поражают и лишают силы умерщвлять души людей.

http://pravoslavie.ru/113074.html

25. Настоятель наблюдает: а) чтобы каждый вновь поступивший член причта занимал при богослужении место соответственно старшинству по рукоположению, если епархиальным начальством не будет предоставлено ему особых прав в этом отношении; б) чтобы очередные члены причта не отлучались из прихода без его ведома и притом не иначе, как поручив кому-либо из свободных исполнение своих обязанностей по взаимному соглашению; в) чтобы низшие члены причта являлись к богослужению непременно ранее священника и приготовляли все необходимое для богослужения каждый по своей части; г) чтобы диакон (где один штатный диакон) при ежедневном богослужении являлся к служению литургий, а также всенощных бдений, великих вечерен и полиелейных утрень, в воскресные же и праздничные дни служил литургию непременно с приготовлением; д) чтобы диаконы (где два и более штатных диаконов) по очереди являлись к служению всех ежедневных церковных служб; е) чтобы диаконы, состоящие на псаломщических вакансиях, не уклонялись от исполнения ни одной из соединенных с званием псаломщика обязанностей и по возможности отправляли и служение собственно диаконское, заменяя в потребных случаях штатных диаконов. Настоятель наблюдает, а) чтобы псаломщики в многочисленном клире в простые дни являлись по двое (чередной и подочередной) к вечерни и утрени, а к литургиям, равно как ко всем службам в полиелейные и праздничные дни и во все дни Великого поста, непременно все приходили к началу службы и выходили по окончании оной; б) чтобы помогали священнику и диакону при проскомидии читать синодики и помянники; в) чтобы очередной псаломщик не только за всеми службами в праздники, но и в простые дни за литургией надевал стихарь, если в таковой посвящен, и г) чтобы отлучались из дома и на короткое время не иначе, как с ведома того священника, с которым они состоят в очереди. Настоятель наблюдает также, чтобы просфирня приготовляла просфоры надлежащей доброты, меры, вида и вкуса, в достаточном количестве и отпускала оные для прихожан по установленным ценам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010