Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпуст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.     Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.    Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).    Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

2) Принадлежность великой вечерни составляют еще следующие молитвословия, чтения и священнодействия, которые хотя бывают и на вседневной вечерне, но не всегда, a изредка: А. Первый антифон первой кафизмы. Он поется на великой вечерне тотчас после великой ектеньи. Б. Вход. В. Паримии. Г. Стихиры на 8-мь и на 10-ть. Вечерня Малая Вседневная Великая В дни года, кроме великой Четыредесятницы В дни великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утреней, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также на праздники сполиелеем (24 февр.)или бдением (30 января, в четверток Сырн.нед.), если они случатся в седмицу Сырную Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток великой Четыредесятницы, т. е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургией. Совершается: 1) накануне тех дней (от недели св. Ап. Фомы до недели Мясопустной), в которые на, утрени поется полиелей 36 ); 2) в день Пасхи и вовсе дни Пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. Ап. Фомы; 3) в самые господские двунадесятые праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня, Преображения Господня, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня; 4) в навечерия: Рождества Христова, Богоявления, в великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип.гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1-й главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом. Устав о вседневной вечерне находится в Типиконе, в 9-й главе, в проследованиях понедельника и среды 1-й седм. Великого поста; в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири. Устав о вечерне в дни великой Четыредесятницы находится в Типикон: в последовании вечера Сырной недели (воскресения) и в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Типиконе, в 7-й главе; также в Служебнике, Часослове и в Следованной Псалтири, в последованиях Триоди и Минеи в указанные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Перед началом малой вечерни или всенощного бдения, если не служится малая вечерня, священник износит Честной Крест из сосудохранительницы, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцом, и украшает его венком из цветов. После отпуста малой вечерни или всенощного бдения священник и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и совершая каждение Честного Креста, глаголет тихо: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословен Бог наш». Чтец читает: Трисвятое по «Отче наш». Свящненнослужители поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне»: кондак «Вознесыйся на Крест волею». Во время пения священник поднимает на главу блюдо с Крестом и в предшествии двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честной Крест на Престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет на горнее место Престола (как на Литургии), и возжигает свечу перед Престолом. Вся служба всенощного бдения находится в Минее. На великой вечерне после великой ектении «Блажен муж» поется в том случае, если праздник случится в воскресенье или в понедельник. Если же праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется. Это же относится и к другим Господским праздникам. После входа – прокимен дня. Подобно празднику Преображения Господня и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерне – великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли» бывает в том случае, когда праздник случится в субботу, а в субботу вечером – свой великий прокимен «Господь воцарися». Если праздник случится в другие дни, то великий прокимен поется на вечерне в самый праздник, т. е. накануне дня, следующего за праздником, и бывает вход с кадилом, а накануне самого праздника – прокимен дня. На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь (гл. 1) «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». На утрене полиелей совершается в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами». Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи. Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник. Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день. Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами. Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм. В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

http://azbyka.ru/nastavlenie-kak-vesti-s...

Пасхи; 3) в Петров пост, от недели Всех Святых до навечерия праздника апостолов Петра и Павла 29-го Июня, и 4) в Успенский пост, от навечерия 1-го Августа до навечерия праздника Успения Божией Матери 15-го Августа (Кормч. гл. L; сравн. ниже § 56). II. Во все те дни, когда, по уставу, совершается, так сказать, непрерывное празднование праздникам Рождества Христова и Пасхи, а именно: в Рождественские праздники – от 25-го Декабря до 6-го Января включительно, и в Светлое Воскресенье – от дня Пасхи до навечерия недели Фоминой (Кормч. L). Венчать в самую неделю Фомину дозволяется. III. В навечерие или накануне всякой среды и пятка, или точнее по вторникам и четвергам, и притом не только в эти последние дни после вечерни, но и во все продолжение их с утра и до ночи. – Сюда же должны быть отнесены также и субботы, как дни предшествующие воскресным дням (Кормч. L; VI Вселен. Собор. пр. 90). За сим во все воскресные дни, а также по понедельникам, средам и пятницам вне постов и других вышеозначенных дней (отд. II) венчать браки дозволяется. – Исключение из этого должны составлять только навечерия следующих великих праздников: Вознесения Господня, Рождества Пресвятые Богородицы и Воздвижения Честного Креста, в которые, т. е. навечерия, по издревле принятому обычаю в нашей Церкви, венчание браков не совершается. – Что же касается прочих, так называемых больших праздников, как напр. Покрова Божией Матери, Казанской Иконы Божией Матери, Усекновения Главы Иоанна Предтечи и др., то вообще запрещения венчать в оные, равно как и накануне их, нигде не полагается. Сюда же должны быть отнесены также храмовые праздники, дни крестных ходов, и т. д. Иное дело в этом отношении составляют распоряжения местных епархиальных властей, или установившиеся местные обычаи, от коих, само собою разумеется, священники не должны отступать без особенной надобности или надлежащего разрешения. Наконец на основании Высочайшего Указа от 25 Января 1839 года венчание браков не дозволяется накануне празднования: 1) Восшествия на престол Его Величества Государя Императора, и 2) Священного коронования Их Императорских Величеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 13/26 сентября 2013 г. Четверг 14-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:26:29 мин. Размер 105.5 Mb ) 26 сентября 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Милан 26 сентября 2016, 23:29 С праздником. Спаси Бог. Благодарност Православие. Ру за можност послушат служби Божие. из Сербие, спаси Бог Матушку На спасение. Ольга 8 октября 2013, 15:24 Одьга. Спаси Вас Боже, кто создал и работает на этом сайте. Я так Вам благодарна..... К сожалению,не всегда есть возможность попасть в Храм, чувствуешь себя в такой момент виноватой, а благодаря вашему сайту - утром до работы успеваешь послушать службу и после работы послушаешь, помолишься и жить радостнее, и на душе умиротворенно. Спасибо за то, что можно скачать службы, акафисты - ведь на сколько тоньше и глубже проникает молитва в душу, когда слушаешь и одновременно читаешь текст молитвы или акафиста, так все ясно и понятно. Спасибо Вам огромное и Храни вас Господь. Мария 27 сентября 2013, 12:20 была на Всенощной. Как же Божественно, торжественно, возвышенно.Пришла раньше, казалось простояла минут 20, а служба уже закончилась.Так я не заметила 3-ёх часов. Спаси Вас Господи Архимандрит Тихон, Игумен, Иеромонахи, и.диаконы, диаконы, монахи, семинаристы, послушники и конечно же великолепный хор. С праздником! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64424.html

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Распятие, стоящее в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери у южной стены. Сретенский монастырь      13/26 сентября 2016 г. Понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:40:20 мин. Размер 115.5 Mb ) 26 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97373.html

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской      13/26 сентября 2017 г. Вторник 17-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:33:01 мин. Размер 110.2 Mb ) 26 сентября 2017 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/106585.html

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 15-й по Пятидесятницы, дня празднования Рождества Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы 7/20 сентября 2014 г. Суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:24:50 мин. Размер 104.3 Mb ) 20 сентября 2014 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 25 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Светлана Пащенко 22 сентября 2014, 11:18 Спаси Вас Господи Надежда 21 сентября 2014, 10:23 В РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ Ты незаметною и скромною была, Во Славу Божью были все Твои дела. Вся жизнь Твоя земная – прославленье Бога, Ему служенье, в Его Царствие дорога. Написан был апостолом Лукой Ещё при жизни на земле лик Твой. Тебе, наша Небесная Царица, Могу я пред иконою молиться. Видеть Твои улыбку и глаза, Забыть которых никогда нельзя. Ты то печальная, то строгая такая, Но вот любовь Твоя не исчезает. Я припадаю, Богородица, к Тебе И в радости, и в грусти, и в беде. Как Мать, дитя своё, Ты понимаешь, Меня жалеешь, любишь, утешаешь. Небесная Царица, помоги, Жить так, чтоб в Царство Божие войти. Тебя увидеть, Господа, святых И всех ушедших: близких и родных. И если Бог сподобит, хоть на миг, Счастливой там, среди всех вас, побыть... Ты не была, Ты - есть, Ты - навсегда. Со Днём Рожденья, Богородица, Тебя. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73762.html

Все гимнографические произведения в честь праздника помещены в Минее. Службы святым, воспоминаемым в этот день месяца, согласно Богослужебному Уставу, отменяются или переносятся на другой день. Вечером, накануне празднования воздвижения Честного и Животворящего Креста, совершаются 9 час и малая вечерня. Затем следует всенощное бдение – соединение великой вечерни и утрени. В самый день праздника положена Литургия свт. Иоанна Златоуста . Далее звездочкой отмечены те песнопения или отделы службы, которые в приходской практике обычно сокращаются; а квадратными скобками [ ] – те, что опускаются вовсе. Великая вечерня Возглас: Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице: Приидите поклонимся: (трижды). Предначинательный (Благослови душе моя Господа: Пс.103 ). Ектения великая. Затем Псалмы (Господи воззвах, Да исправится молитва моя: Пс.140, 141, 129 и 116): к последним 8-ми стихам припеваются стихиры праздника, глас 6: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Крест воздвизаемь на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает 1 твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвленныя оживил есть и удобри, и на Небесех жити 2 сподоби, яко Милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Его и Того возвеличим крайнее снизхождение. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. [Снова та же стихира.] Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. [Снова та же стихира ] Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Моисей предобрази тя, руки простер на высоту, и побеждаше Амалика мучителя 3 , Кресте Честный – верных похвало, страдальцев утверждение, апостолов удобрение, праведных поборниче, всех преподобных спасителю. Тем тя воздвизаема зрящи, тварь веселится и торжествует, славящи Христа, тобою разстоящая собравшаго крайнею благостию. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010