Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство» 35 . Праздник в православном богослужении Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе иерусалимского Лекционария главным праздником остается Обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс.64 ; 1Тим.3:14–16 ; аллилуиарий со стихом из Пс.147 ; Ин.10:22–42 ), что и накануне. Грузинская версия Лекционария (V-VII вв.) содержит такие сведения: праздник Обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В третьем часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин Воздвижения Святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная Литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс.27 ; чтения ( Притч.3:18–23 ; Ис.65:22–24 ; Прем.14:1–7 ; Иез.9:2–6 ; 1Кор. 1:18–25 ; аллилуиарий со стихом из Пс.45 ; Ин.19:16–37 ), которые заимствованы из службы Великой Пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение Даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс.97 ). Примечательно, что праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по Обновлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Если праздник случится в другие дни, то накануне поется прокимен дня, а великий прокимен поется в самый день праздника на вечерне. После малого входа читаются три паремии. 1 . 15-я глава книги Исход, стихи с 22-го по 27-й и глава 16-я, стих 1-й. В этой паремии говорится о горькой воде, которая была после долгих странствий обнаружена в пустыне и о ропоте людей из-за ее горечи. 2 . 3-я глава книги Притчей, стихи с 11-го по 18-й. В этой паремии говорится о Божием наказании, которое является признаком милости Божией к заблуждающемуся человеку. 3 . 60-я глава книги пророка Исаии, стихи с 11-го по 16-й. Паремия о будущем величии Иерусалима, если его народ будет верно служить Богу. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника: 1) на благословении хлебов на литии; 2) по пении «Бог Господь»; 3) в конце утрени. Особенности утрени На утрене полиелей совершается в алтаре, а помазание освященным маслом – не как обычно – по полиелее, а в конце утрени по великом славословии. После полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия». Евангелие на утрене читается в алтаре и на середину церкви не выносится. Читается канон Кресту святого Космы Маиумского . Ирмосы канона читаются дважды. По 3-й песни – седален, «Слава, и ныне» – седален повторяется. По 6-й песни – кондак и икос Кресту. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни. Припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень». Ирмос 9-й песни: «Тайн еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне Кресту возносиму, покланяющеся ему, Тя величаем». Указанный припев поет хор на 9-й песни к каждому тропарю. На девятой же песни появляется еще один канон, к нему поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение». Вынос креста. Во время великого славословия священник в полном облачении и диакон трижды совершают каждение Престола, на котором лежит святой крест. Затем они троекратно кланяются кресту и во время пения «Святый Боже…» священник кладет крест на свою главу. Затем через горнее место северными дверями он выходит из алтаря. Священнику с крестом на голове предшествует диакон с кадилом. Обойдя весь храм по его периметру, священник подходит к Царским вратам и произносит возглас – «Премудрость, прости», а хор трижды поет: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Затем крест кладется в центре храма на приготовленном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого трижды поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Во время этого пения (и при дальнейшем пении стихир праздника) совершается троекратное поклонение кресту всеми молящимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

За великие праздники почитаем только дни величайших событий, бывших во славу Божию и ради нашего спасения. Таковы: 1) День рождения Пресвятой Богородицы (8 сентября). 2) Введение Её во храм (22 ноября). 3) Благовещения Пресвятой Деве Марии (25 марта). 4) Рождество Христово (25 декабря). 5) Крещение Господне или Богоявление (6 января). 6) Сретение Господне (2 февраля). 7) Преображение Господне (6 августа). 8) Вход Господень в Иерусалим за неделю до Пасхи). 9) Пасха, главнейший христианский праздник в память воскресения Христова 34 (в первый воскресный день после весеннего полнолуния). 10) Вознесение Господне (в 40-й день после дня воскресения Христова). 11) Пятидесятница, в память Сошествия Святого Духа на Апостолов или Троицын день (в 50-й день после воскресения Христова). 12) Воздвижение Креста Господня (14 сентября). 13) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). За великие праздники почитаем ещё дни высокоторжественные, царские, именно дни рождения, тезоименитства и восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора, день священного коронования Их Императорских Величеств, дни рождения и тезоименитства Её Императорского Величества Государыни Императрицы и Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. В некоторые праздники богослужение отличается особенным торжеством. Так Ради праздников Рождества Христова и Крещения Его накануне их бывают царские часы с чтением Апостола и Евангелия во славу Христа, Царя небесного, (так и в Великий пяток). На самый праздник Рождества славят Христа – сначала в церкви, потом в домах христиан. На праздник Крещения Господня совершается Великое освящение воды – прежде в церкви (после вечерни), потом (после обедни) на реке или источнике, куда бывает крестный ход как бы на реку Иордан на память крещения Господня. Этой святой водой окропляются все христиане и дома их. Все дни от Рождества Христова до праздника Крещения называются святками (святыми днями). На праздник Преображения Господня в церкви освящаются виноград и древесные плоды, которые к этому времени созревают.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Я уверен, что меня поймут люди церковные, не утратившие способности – не столько умом, сколько сердцем – распознавать свое родное православное от чужого инославного. Слава Богу, таких еще немало на Руси. Но я боюсь, что и среди них есть уже такие, которые под влиянием веяний духа времени, веяний, постоянно отравляемых масонскими идеями, безмолвно, без протеста, уступают этим веяниям, стараясь умиротворить свою православ­ную совесть соображением, что это – мелочь, несущественна, что ценою таких уступок, в сущности якобы ничтожных, покупается мир во взаимных отношениях с людьми нестрого церковных воззрений. И бывает так: сначала терпят, затем привыкают, а наконец – в следу­ющем поколении – дети уже считают нормою то, что только терпели отцы. Так и отпадает от жизни предание. А между тем в этом забытом предании сколько было глубокого смысла и воспитывающей поэзии! Приведу пример. В 60-х годах минувшего столетия, в те дни, когда на свещнице Всероссийской Церкви (не говорю – Московской – понятно почему) ярко горел св. великий святитель Божий Филарет, во всех церквах первопрестольной накануне воскресных и праздничных дней зимою всенощное совершалось с редким звоном, по осо­бому разрешению, а красный звон, уставной, полагался только для вечерни и утрени. И в этом соблюдении устава, не дозволяющего после праздника Воздвижения Креста Господня “бдений”, была своего рода поэзия. Кто немощен, стар и мал могли идти ко всенощной, но священнослужители в силу необходимости, а прочие верующие должны были, понуждаемы совестью, идти к утрени. В этом был некоторого рода подвиг, а в подвиге – духовное осве­жение и утешение. Теперь эти утрени остались, кажется, только в некоторых обителях. Не хочу осуждать этой замены утрени всенощною службою – хочу только отметить, как отошли в область предания эти праздничные утрени с поэзией раннего вставания, хождения во тьме ночной в храм Божий при звоне колокола, который как-то особенно торжественно и властно звучал в этой тишине зимней морозной ночи. Да и в храме-то Божием в часы глубокого утра легче изливалась из сердца молитва молящихся. Теперь – почти всюду всенощное с красным звоном, и эта поэзия утреннего Богослужения отошла для нас, ее переживавших, в область отрадных воспоминаний, а для следующего поколения станет уже отдаленным забытым преданием, отмеченных разве в книгах, а не записанных личным переживанием на скрижалях детского сердца, как у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2. Спасский Собор, теплый, во имя Спаса Нерукотворного Образа (16 Августа), с приделами: 1) Святителя Алексия, Митрополита Московского (при Настоятельских кельях), 2) Свв. Мучеников Фотия и Анниты, 3) Св. Прав. Анны. 3. Воздвиженский Собор в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (праздник 14 Сентября, при наиболее многолюдном стечении народа). 4. Церковь Всех Святых, бывшие покои Архимандрита Фотия. 5. Церковь Похвалы Богородицы под Спасским Собором с гробницами возобновителей Обители, Архимандрида Фотия и графини Анны. 6. Церковь Св. Архистратига Михаила, в летних бывших Митрополичьих покоях. 7. Церковь Неопалимой Купины при больнице монастырской. 8. Церковь Св. Великомученика Пантелеймона за стенами Монастыря (праздн. 27-го июля). 9. Скит Перынский с древней церковью Рождества Богородицы, в 1 версте от монастыря, на берегу Озера Ильменя (большое стечение народа 8-го Сентября). Архимандриты – Настоятели монастыря (со времени его возобновления при Арх. Фотии) 1. Фотий (1822–1838 г). 2. Мануил (1838–1857 г.). 3. Варлаам II (1857–1860 г.). 4. Геронтий (1860–1865 г.). 5. Герман (1866 г.). 6. Иоаким 1866–1878 г.). 7. Исаия (1878–1896 г.). 8. Владимир (1896–1905 г.). 9. Иоаникий (1905–1907 г.). 10. Иосиф (с ноября 1907 г.). Часы Богослужений Утреня в 3 ч. утра. 1 ранняя обедня (в Церкви Похвалы Богородпцы) в 5 ч. утра. 2 ранняя (в Церкви Всех Святых, по субботам) в 6 ч. утра. Поздняя обедня в 9 ч. утра. Вечерня зимой в 4 ч., летом в 5 ч. вечера. Всенощная накануне воскресных и праздничых дней вт. 6 ч. вечера. Акафист Св. Великомученику Георгию по Воскресным дням после вечерни. Юрьев монастырь (по описанию А. Муравьева) После многих лет обитель Юрьевская приняла меня опять под гостеприимную сень свою. Это было в осенний вечер в час воскресной всенощной, она совершалась в подземной церкви Похвалы Богоматери, там где погребен обновитель Юрьева, который некогда с любовью принимал меня в мирных стенах. Такое воспоминание располагало к молитве. Благообразна была и пещерная церковь , устроенная по подобию древних катакомб, но великолепно украшенная! Мрамором устлан помост её, по мраморным сводам рассыпаны золотые звезды; бронзовый иконостас исполнен весь славой Божией Матери ибо Она изображена повсюду в многознаменательных символах: то в виде неопалимой купины, какая некогда явилась Моисею в пустыне, но обнесенная звездообразным венцом ангельских сил; то с олицетворенной похвалой неба и земли вокруг Неё, с ликами земных ангелов и небесных человеков; то радостью всех скорбящих или одигитрией – путеводительницей странных; то неизреченной на языке человеческом, по благодати Её исполняющей, или живоносным источником исцелений, каким явила Себя в Царьграде, или как на Афонской горе в необъятном пламени Своей славы, или венчаемой от всея Троицы, как приятелище нестерпимого Божества. Все гласит о Ней внутри сего священного подземелья, где никогда не умолкает в честь Её чтение акафиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

д) Так, например, последний день Рождественского поста , который обыкновенно называется сочевником или сочельником – от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в настоящий день. Буквально сочиво означает кушанье из сушеных зерен пшеницы, которые едят, размочив в воде, или с медом, или просто без всего. В этот сочельник у православных христиан сохраняется благочестивое обыкновение не есть ничего до вечерней звезды, которая напоминает собой ту звезду, которая явилась на востоке и возвестила о рождении Христа Спасителя. Есть еще посты однодневные, как то: е) В день Воздвижения Креста Господня , который установлен из благодарного воспоминания крестной смерти Христа Спасителя, которой Он совершил наше спасение. ж) День усекновения главы святого Иоанна Предтечи также почитается однодневным постом . Сей пост установлен из благоговения к этому великому постнику и из участия к его страданиям и смерти. И поистине, братие, как мы можем иначе почтить честное усекновение Иоанна Крестителя, как не постом и молитвой? Ужели мы станем в сей день – в день усекновения его честной главы есть мясо или пить вино? Итак, братие, почтим сей день молитвой и постом. з) Пост в навечерие Богоявления Господня, то есть накануне Крещения Господня . Этот пост попросту называется крещенским сочельником, который установлен для достойного приготовления к этому празднику. В крещенский сочельник, в который должно говеть до святой воды, предписывается так, как и в Рождественский, трапеза единожды, после Божественной Литургии. Сыра же и рыб никакоже дерзнем ясти. и) Пост в среду и пятницу , кроме, впрочем, недель мытаря и фарисея, сырной, светлой, троицкой и двух недель святок, так как в эти дни поста не полагается. В среду положено поститься в воспоминание предания Спасителя на страдание и смерть, а в пятницу – в воспоминание самых страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. III. Все эти посты древние христиане строго соблюдали. Так же строго должны соблюдать их и мы. И как нам не соблюдать этих постов? Пост есть самое благоприятное время и для спасения души, и для здравия тела. Как нельзя человеку ходить без ног, птице летать без крыльев, так душе невозможно спастись без поста: пост умерщвляет страсти, удерживает язык от празднословия, отгоняет греховные помыслы, располагает душу к молитве и открывает путь к спасению и примирению с Богом. Вот сколько добра доставляет нам пост 2 ! Приложение к беседе 3. Историческая справка о постах Св. Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сент. для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сент.- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сент., на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа «Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα» (        ). В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сент.: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сент.: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сент.: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропари Σσον Κριε τν λαν σου (        ) и Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного (τελευταον) и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни - тропарь Σσον Κριε τν λαν σου. Ради праздника пели паннихис. Утреня совершалась по-праздничному («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей (2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ); «тяжелого», т. е. 7-го, гласа Η κκλησα βο σοι, Χριστ Θες (          ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Μνον πγη τ ξλον το Σταυρο σου (          ); 4-го гласа Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        )); после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα, заменявший Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день В. пели прокимен из Пс 113.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской 1 мин., 18.04.2024 Четверг пятой седмицы (недели) Великого Поста, 18 апреля 2024 года, посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской . Накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершалась особая служба, которая в народе получила название «Мариино стояние». Это долгое вечернее богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают целиком ее житие и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, фактически на пятой седмице преподобная Мария Египетская вспоминается трижды – в среду вечером, в четверг и в воскресенье (в пятую Неделю Великого поста). Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула семью и ушла в Александрию, где стала блудницей. Но однажды она полностью изменила свою жизнь. В праздник Воздвижения Креста Господня Мария прибилась к группе паломников, которые шли в Иерусалим. Там она попыталась войти в храм, но невидимая сила препятствовала ей. Блудница начала молиться перед иконой Божией Матери, находившейся в притворе храма. После молитвы Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту. Когда Мария вышла из храма, ей был голос Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». После этого Мария полностью изменила свою жизнь – в посте и молитве она провела 47 лет в пустыне и достигла святости. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/segodnja-18-aprelja-cerko...

С большим трудом могли мы вырваться от докучливой толпы, но принуждены были еще посетить больного моллу и принять его угощение. Весь аул собрался провожать нас на конях; начались ристалище н стрельба по широкому полю; один у другого срывал на скаку шапку и бросал на воздух: наездники стремились догонять и стреляли в шапку, так что она клочьями падала на землю. Тут не было различия возраста или звания, отроки срывали ее со стариков, и та же потеха повторялась, иногда по несколько раз над тем же лицом; уважали только лицо начальника. Я старался быть ближе к нему и все время заботливо наблюдал за его бывшим нукером, чтобы не воспользовался он суетой скачки для нанесения удара. Не совсем приятно было ехать рядом с известными разбойниками, которые хотя и не опасны были тут, однако при первом случае не удержались бы долгом своего гостеприимства: несмотря на то, занимательна была картина сей черкесской скачки на широком поле, при вечерних лучах солнца, которое садилось за Пятигорьем и багровыми окраинами обозначало очерк каждой горы. Всадники провожали нас до самых ворот нашего дома; но тем не кончилось дело: молодой нукер не хотел возвратиться в аул и требовал объяснения с начальником. «Брат мой, – говорил он, – сосватал себе девку в ауле, и они дали друг другу слово; а я знаю, что нынешнюю ночь отец ее хочет ее отдать за другого; удержи его, потому что это будет бесчестие для нашего семейства». Напрасно уверял его что он не может распоряжаться в деле семейном, особенно когда оно уже решено, и обвинял самого нукера, зачем не предупредил его в ауле, где бы еще мог переговорить с отцом невесты. Новый Амалат, как мы его прозвали, настоятельно просил записки к русскому приставу аула, который был в то время болен, уверяя, что его послушает старик, и приятель мой должен был исполнить его желание. Это случилось накануне праздника Воздвижения Честного Креста. Ночью в сопровождении казака поехал я через обширный городской пустырь, в собор Георгиевский, обнесенный валом. Еще не рассвело, когда я возвратился от всенощной; сердце дрогнуло при входе в комнату: я увидел спутника моего спокойно спящего, а над ним вооруженного нукера.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010