35 . Агиос Ставрос Иерус. 40 (X в.) 371 . Дни Паннухис по Типикону Святой Софии (после чтения, которое следовало после Вечерни) накануне: 1 . 1 сентября (новый год); 2 . 8 сентября (Рождество Богородицы); 3 . 14 сентября (Воздвижение Креста); 4 . 18 декабря (храмовой праздник Богородицы в Халкопратии); 5 . 23 декабря (храмовой праздник Святой Софии). 6 . 25 декабря (Рождество Христово); 7 . 6 января (Богоявление); 8 . 25 марта (Благовещение); 9 . 11 мая (юбилей основания города); 10 . 29 июня (святые Петр и Павел); 11 . 16 июля (отцы Халкидонского Собора); 12 . 6 августа (Преображение Господне). 13 . 15 августа (Успение Богородицы); 14 . 16 августа (избавление осажденного города от 15.VII1–717 г. до 15.VIII-718 г.); 15 . Четверг Вознесения Господня; 16 . Воскресенье перед Пятидесятницей; 17 . Воскресенье Пятидесятницы. Кроме того: I.  Вся первая неделя Великого Поста (обычные «панихидные стояния» для отпущения грехов); II. Суббота 5-ой недели Великого Поста; III. Вербное Воскресенье; IV. Все дни Страстной Седмицы (панихидные стояния); V.  Канун Великой Пятницы: особая Паннухис с двенадцатью Евангелиями Страстей; VI. По этому кодексу и по Патмос 226, не представляется, чтобы имела место Паннухис в ночь Пасхи между Вечерней с Литургией и Утреней, но по Дрезден 104 (Дмитриевский, Древнейшие. 144) была Паннухис с кондаком и в пасхальную ночь. По Св. Крест 40 Паннухис совершалась в Константинополе только 27 или 28 раз в год, и не всегда в Св. Софии. 36 . Аг. Ставрос 43 (1122 г.): Триодь-Типикон Св. Гроба Господня («Анастасис ») для Страстной Седмицы и Пасхи; содержит в целом поэтические тексты, указания чтений и псалмодии, а также обряды и некоторые случайные молитвы; богослужения развиваются главным образом по схеме палестинского Часослова с некоторыми службами Песненного последования; она, вероятно, отражает практику X века перед разрушением 1009 года 372 : Паннухис Великого Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С VI века Воздвижение постепенно становится более значимым событием и вытесняет праздник Обновления. Богослужебные особенности Накануне праздника на вечернем богослужении совершается торжественное изнесение Креста из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения. До великого славословия («Слава в вышних Богу»; один из древнейших христианских гимнов) все богослужебные действия на утрене совершаются в алтаре, в том числе пение величания и чтение Евангелия. Даже если праздник случится в будний день, после евангельского чтения поется песнопение «Воскресение Христово видевше». Обретение Креста. Настенный минологий в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия) Во время пения «Слава в вышних Богу» священник в алтаре трижды кадит престол и лежащий на нем Крест с четырех сторон. При пении Трисвятого он выносит Крест из алтаря на середину храма. Совершается троекратное поклонение Кресту и его целование. По обычаю, в это же время предстоятель под пение особых молитв помазывает верующих освященным маслом. Примечательно, что в Константинополе в IX–XII вв. поклонение Кресту начиналось за несколько дней до самого праздника. Мужчины приходили 10 и 11 сентября, а женщины — 12 и 13 сентября. Одной из главных особенностей праздника является чин воздвижения Креста. Он появляется уже в V в. Эту богослужебную особенность в Русской Церкви можно наблюдать только в соборах, как правило, при архиерейском служении. А в монастырях и на приходах совершение чина возможно только с благословения правящего архиерея. Чин, используемый в современной церковной практике, состоит из пятикратного осенения Крестом восточной стороны, западной, южной, северной и снова восточной. Перед каждым осенением диакон произносит особые прошения, после которых хор 100 раз поет «Господи, помилуй». На литургии мы не услышим привычное песнопение «Святый Боже». Вместо него будет петься молитва на поклонение Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Праздник Крестовоздвижения является постным днем. Об этой общепринятой церковной практике есть упоминания в самых ранних уставах. Иконография праздника

http://blog.predanie.ru/article/krestovo...

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ. 60 Знак красного креста в красном круге. 12 ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ ГОСПОДСКИХ И БОГОРОДИЧНЫХ, НАЗЫВАЕМЫХ ДВУНАДЕСЯТЫМИ: Праздник Предпразднество Попразднество 1. Рождество Богородицы – 8 сентября; 2. Введение во храм – 21 ноября; 4. Рождество Христово – 25 декабря; 6. Крещение (Богоявление) – 6 января; 7. Преображение – 6 августа; 8. Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий) – за недели до Пасхи; 9. Вознесение – в 40 день по Пасхе; 10. Пятидесятница (Троицын день) – в 50 день по Пасхе; 11. Успение Божией Матери – 15 августа; 12. Воздвижение Животворящего Креста Господня – 14 сентября; 1. Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня; 2. Св. ап. Петра и Павла – 29 июня; 3. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа; 4. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября; 5. Обрезание Господне вместе память Св. Василия Великого – 1 января; СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ, ДВУХ ВИДОВ: а) Знак красного креста в красном полукруге. б) Знак красного креста без круга. Имеют, как и великие – бдение. Этих праздников немного (26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 23 апреля и 8 мая), но к ним присоединяются храмовые праздники и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородицы на утрене. Бдения не совершается, накануне – великая вечерня, на утрене – полиелей и Евангелие. Но если настоятель желает, то можно совершать бдение. На «Господи, воззвах...» на 6 или 8, канон на 8. МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ ДВУХ ВИДОВ: а) Знак красной скобки с тремя красными точками в середине. б) Знак черной скобки с тремя черными точками в середине. Святые со славословием. На «Господи, воззвах...» на 6, канон на 6. Шестеричные святые. На «Господи, воззвах...» на 6, канон на 6. Святые, не имеющие знака, к праздникам не причисляются, На «Господи, воззвах...» на 3, канон на 4. Богослужение седмичных дней, если случится великий праздник, отмеченный знаком креста в круге, в честь святых, а также в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме этого, в своих правилах митрополит Фотий показывает праздники, в которые должно совершать литургию св. Златоуста или св. Василия Великого , а также службы и чтения, положенные в великие пяток и субботу. В сретение Господне и обретение главы Иоанна Предтечи, пишет он, если праздники эти случатся в среду или пяток сырной недели, равно как и в Благовещение, если оно случится в понедельник, вторник, среду и воскресенье недели цветной и в великий пяток, нужно совершать литургию Златоуста. Если же Благовещение случится в Великий четверток или субботу, то совершается литургия Василия Великого . В Великие четверток, пяток и субботу архипастырь повелевал вечерни читать по кельям и говорил, что мефимоны в это время в церкви не полагаются. В ночь с великой субботы на воскресенье он предлагает читать «Деяния св. апостолов» и другие приличные писания 121 . К богослужению же надобно отнести ещё два правила, из которых в первом митрополит запрещает отпевать и хоронить около церкви поединщиков и самоубийц всякого рода, а в другом определяет образ воздвижения креста. Воздвигать крест, пишет он, надобно сначала на восток, а потом и на прочие стороны по порядку и при каждом поднятии креста нужно произносить «Господи помилуй» сто раз 122 . Обличая нарушение установленных Церковью постов, митрополит Фотий, на основании примеров Иисуса Христа, Моисея, Илии и апостолов, заповедует христианам соблюдать все посты: великий, петровский, успенский и рождественский. Затем он прибавляет, что мясоястие воспрещается и соблюдается пост и в следующие дни: в день преполовения, воздвижение креста, усекновения главы Иоанна Предтечи, введения во храм пресвятой богородицы, накануне Богоявления, а так же во все среды и пятки, кроме недели по Рождестве и Воскресении Христовом и сошествия Святого Духа. В заключение Фотий говорит. Что употребление рыбы разрешается во все субботы и воскресные дни великого поста, так же в цветоносную неделю и в праздник Благовещения, а употребление мяса дозволяется от рождества Христова до навечерия Богоявления 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Сие вечернее подобие крещения Иоаннова, предуготовительно совершаемое к назиданию верных, в каждой церкви накануне праздника, обращается в самый день его, после торжественной литургии, в ликующее воспоминание благодатного крещения Спасителева. Уже не одни Пресвитеры, в малом кругу своих прихожан, но все градское духовен­ство, пред лицом Архипастыря, шествует с кре­стами и хоругвями, при пении радостных гимнов, к берегу реки на устроенный Иордан, и, с теми же молитвами и обрядами, освящает водные стихии. Нам же, благоговейно предстоящим, мыслен­но изображается Спаситель, который облекаясь све­том как ризою, одевается для нас в струи Иорданские и, восходя от воды, совозводит с собою очищенный им мир, отверзает заключенные Ада­му небеса, и приемлет служителями своего таин­ства: от Ангелов Гавриила, от человеков Деву и Предтечу, от небес звезду и от вод Иордан. Письмо III В течении сих писем, я уже говорил тебе, любезный друг, о некоторых праздниках, воспоминающих евангельские события, из земной жизни Господа и Его Пречистой Матери. Ты уже видел его убогое рождение в вертепе, и таинственное крещение в Иордане, и торжественный вход в Иерусалим пред началом страданий. Светлое воскресение Богочеловека, как празднество из празднеств, своею необъятностью, выходит из ряда их, но к ним причислены славное его вознесение и уте­шительное послание Духа Святого на Апостолов в день пятидесятницы. Тебе остается еще созерцать славу Его преображения на Фаворе, и сретить Его младенцем, вместе с Симеоном в храме, и внять благовестию Ангела Пречистой Деве, о Его рожде­нии. С благоговейною мыслью обратишься ты и к Ее рождеству, и таинственному введению в храм Соломонов, в знак предобручения Божеству, и земному ее успению для пробуждения на небесах. Наконец всемирное воздвижение креста Господня за­ключит тебе сей ряд возвышенных торжеств, дабы и ты, по словам Апостола Павла, хвалился только крестом Господа Иисуса. Таковы сии двенадцать великих праздников; есть еще и другие дни менее торжественные, но столь же священные, в которые совершается: память рождения Предтечи, величайшего из всех рожденных женами, по словам Христовым, и усекновения главы его за проповедание истины; память верховных Апостолов Петра и Павла, и Иоанна друга Христова, и Андрея просветителя России, и других Апостолов, Великомучеников, Иерархов, каковы три Святителя: Василий, Богослов и Златоуст, и наши отечественные святые угодники.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения. Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался  чин Воздвижения Креста . По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций  XII–XIII  вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой. Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

http://patriarchia.ru/db/text/145539.htm...

Менее значительные по объему, но легче осуществимые изменения предлагал священник Петр Кремлевский: дополнить пропущенные в нашем лекционарии начала перикоп, составляющие вводные слова к притчам о мытаре и фарисее ( Лк.18:9 ), о неразумном богаче ( Лк.12:15 ), о блудном сыне ( Лк.15:10 или даже 15:1–10). Предложены были и некоторые разумные меры по перераспределению чтений с учетом посещаемости храмов на различных службах предпразднства и праздника Рождества Христова 976 . Б.А. Тураев в докладе богослужебному отделу Поместного Собора предлагал вычитывать евангельские чтения предстоящей седмицы на молебнах, совершаемых после воскресной вечерни, чтобы и в храмах, где не совершается ежедневная служба, выполнялся годовой круг чтения Евангелия 977 . В общих выражениях за увеличение новозаветных чтений в составе богослужения на Соборе выступали протоиерей Иоанн Завитаев, священник Николай Карташев, А.А. Востоков 978 . Накануне Собора такое предложение выдвинули депутаты Новгородского и Псковского епархиальных съездов, а также Н.Э. Глокке и В.И. Экземплярский 979 . Подобные мнения и ранее высказывались в церковной периодике 980 . Обсуждался в богослужебном отделе и вопрос о соблюдении долгое время пренебрегавшегося в Русской Церкви уставного правила о «Воздвиженской отступке», требующего начинать чтение Евангелия от Луки вслед за неделей по Воздвижении. Соответствующее предложение было внесено в доклад «Об упорядочении богослужения» 981 . Ектений и молитвы после Евангелия Для сугубой ектении Е.С. Швидченко предлагал некоторое сокращение: Зачем нам столько отдельных прошений? (...) Многие прошения можно было бы соединить в одно, а некоторые и совершенно опустить. Например, все прошения о государе и царской фамилии, а также о воинстве их, могут составить одно прошение; следующие – о Св. Синоде, о епископе и о братии их – дадут второе прошение; а прошение о монашествующих и братии можно было бы совершенно опустить вне монастырей 982 . Чтение поминаний на сугубой ектении и особенно на ектении заупокойной, тем более в воскресные и праздничные дни, вызывало много нареканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Минский Павел возглавил престольные торжества в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 7 июня 2014 г. 17:15 5 июня 2014 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий совершили Божественную литургию (раннюю) в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря г. Полоцка. В день памяти угодницы Божией в Полоцкой обители Литургии также совершались в Спасо-Преображенском храме (средняя) и поздняя — в Свято-Евфросиниевском храме. Накануне в Кресто-Воздвиженском соборе обители была отслужена малая вечерня с акафистом преподобной Евфросинии, а позднее в том же храме состоялось праздничное всенощное бдение, которое совершили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и духовенство Полоцкой епархии . За Литургией архипастырям сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви архимандрит Антоний (Доронин) и духовенство Полоцкой епархии. Затем был совершен крестный ход вокруг монастыря, по окончании которого митрополит Павел встретил крестный ход из Софийского собора города Полоцка во главе с епископом Туровским и Мозырским Леонидом . По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с проповедью, поздравив с днем памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. После проповеди Предстоятеля Белорусской Православной Церкви с приветственным словом ко всем пришедшим почтить память преподобной Евфросинии обратились заместитель председателя Витебского облисполкома В.В. Терентьев, председатель Полоцкого райисполкома Н. Н. Шевчук и архиепископ Феодосий. После богослужения был дан торжественный обед в честь праздника святой покровительницы города Полоцка, на котором присутствовали духовенство Полоцкой епархии, представители государственной власти, интеллигенции и общественности.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Праздники Господни, т. е. праздники, установленные в честь и славу Господа нашего Иисуса и в воспоминание важнейших событий Его жизни. Таковы: 2) Рождество Христово (25 декабря). Об этом событии: Мф. 1:18 и далее, Лк. 11:1–20 . 3) Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или иначе называемое Богоявление Господне (6 января). Богоявлением оно называется потому, что при крещении нашего Спасителя было полное и совершенное Богоявление, т. е. все три лица явили себя: Сын Божий крестился в водах Иордана, глас Бога-Отца был слышан с неба, Бог Дух Святой сошел на крестившегося. Богослужение в эти праздники представляет следующие особенности. Накануне, если это будет не в субботу и не в воскресенье, часы с чтением Евангелий на каждом часе, потом вечерня с литургией, затем великое повечерие, за которым непосредственно следует бдение. О крещении Господнем: Мф. 3:13–17 ; Мк. 1:9 –11 . 4) День Сретения Господня (2 февраля). Праздник в воспоминание того, что Иисус Христос, в сороковой день по рождении принесенный во храм, был встречен праведным и благочестивым старцем Симеоном. Об этом событии: Лк. 2:22–39 . 5) Преображение Господне (6 августа). В воспоминание чудного события, которое было со Спасителем на горе Фаворской. Именно, однажды он молился на этой горе, и весь вид его преобразился, т. е. изменился: лицо сделалось светло как солнце, одежда сделалась бела как снег. Подробно об этом: Мф. 17:1–9 ; 2Петр. 1:10–19 . 6) Вход Господень в Иерусалим. Торжественное воспоминание царственной встречи, которую сделали Господу Иисусу евреи, когда он, на другой день по воскресении Лазаря, шел в Иерусалим. Этот праздник у нас называется Вербное воскресение, потому что в воспоминание встречи его с пальмовыми ветвями, положено за утренним служением стоять с вербой в руках. Об этом Мф. 20:1–11, 15–17 . Ин. 12:1–18 . 7) Вознесение Господне. О нем: Мк. 16:16 ; Лк. 24:36 –53 . К Господним же праздникам принадлежит 8) Воздвижение Креста Господня. По снятии Господа Иисуса с креста евреи зарыли крест в земле и завалили всякими нечистотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная».    В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Великого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.    Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).    Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.    Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства — под 26 марта. СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ (см. Типикон под 25 марта)    Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.    Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010