После пятикратного воздвижения креста при пении кондака празднику «Вознесыйся на крест волею» он полагался на дискосе, лежавшем на аналое. Игумен и священники целовали крест и просили прощения с земным поклоном у клиросов и уходили через Царские врата в алтарь. Далее к целованию креста подходили братия по двое: поцеловав крест, иноки также просили прощения у клиросов. А братский хор до конца целования все время пел тропарь Кресту. В самый день праздника игумен служил литургию в жемчужных ризах. Крест на аналое лежал до отдания праздника – до 21 сентября, в этот день после обедни священник с диаконом уносили крест в алтарь (РНБ. Кир.-Бел. 60/1137. Л. 48 об. – 50 об.). Великим праздником, как уже говорилось выше, в Кирилло–Белозерском монастыре был день преставления преподобного Сергия Радонежского – 25 сентября. Чин богослужения в этот день совершался так же, как и в великий праздник: служили всенощное бдение с елеопомазанием, к службе звонили во все колокола. Утром совершали «монастырский молебен» (более торжественный, чем рядовой), а литургию служил игумен со всем «собором». Братии на праздник преподобного Сергия полагался большой корм, как в двунадесятые праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) всегда был большим и любимым праздником на Руси. Греческая Церковь его не знала. Накануне вечерни в Кирилло–Белозерском монастыре звонили во все колокола, утреню служили с полиелеем. В день праздника совершался монастырский молебен, но литургию совершал не «собор» с игуменом, а «прибылой священник» – из тех, кого монастырь иногда нанимал для совершения богослужений. Накануне предпразднества Введения Пресвятой Богородицы, которое совершалось 20 ноября, вечером звонили только в два колокола, братия в этот день до вечерни ничего не вкушали, кроме одной просфоры, и квас перед мефимоном не пили («на погреб келарь не зовет»). На следующий день, накануне самого праздника, служили вечерню. Все иноки на службу одевали «долгие» (длинные) мантии. В девятом часу ночи, то есть около четырех утра, после будила звонили во все колокола к полунощнице, потом служили утреню и обедню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г. Следует ли отверзать царские врата при пении «С нами Бог» на великом повечерии Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, а в великую субботу — при пении стихов: «Славно бо прославися»… и «Господа пойте»..?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2267...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чин Воздвижения: зачем каждый год 26 сентября выносят крест на середину храма? 1 мин., 26.09.2020 Содержание По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит прямо на вечернем богослужении накануне праздника (26 сентября).  1 Что случилось в IV веке? Правителем Римской империи становится Константин I. Он прекращает гонение на христиан и сам принимает их веру. Его мать, святая Елена, отправляется в Иерусалим на поиски орудия казни Иисуса Христа — Честнаго Животворящего Креста и находит его. О том, как Крест Спасителя определили среди других крестов, мы писали в отдельном материале .  2 Что значит слово «воздвижение»? Буквально слово «воздвижение» означает «поднятие». Найденный Крест епископ Макарий поднял на обозрение всем верующим — именно этот момент обычно изображают на иконе праздника. Традиция вспоминать событие в Церкви установилась практически сразу — первые письменные упоминания о ежегодном поднятии креста есть уже в V веке.  3 Как это выглядит сейчас? 26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, во время вечернего богослужения священник или епископ выносит крест на амвон (возвышение перед иконостасом) и пять раз осеняет крестом стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). Крест при этом обычно украшают лентами и цветами. После крест выносят на середину храма для поклонения верующим. Чин воздвижения Креста — обязательная часть праздничного богослужения.  4 Чин Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста. Открыть последование чина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chin-vozdvizhenija-kresta...

Праздник Воздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. В Константинополе праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме ; с другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня , начавшееся еще при св. равноап. императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста императором Ираклием из персидского плена, сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления. По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX – XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник В. 14 сентября, напротив, представляет из себя 5-дневный праздничный цикл, включающий 4-дневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения. Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября– женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сентября, на утрене на Псалом 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т.е. 6-го, гласа. В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сентября: 1 Кор 2. 6–9, Мф 10. 37–11. 1; 11 сентября: 1 Кор 1. 10–18, Ин 3. 16–21; 12 и 13 сентября: Еф 2. 14–22, Ин 12. 25–36a), а также тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22–26; Притч 3. 11–18; Ис 60. 11–16; каждую из паремий предваряют прокимны – из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни –тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия . Антифоны литургии отменялись – сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18–2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс 113.

http://drevo-info.ru/articles/815.html

Великая ектения отличается большим количеством прошений, в которых звучит призыв к пребыванию в мирном расположении духа (отсюда второе название этой ектении Мирная), примиряясь со всеми ближними и врагами. В Мирной ектении Церковь также молится о спасении всех людей, властях, воинстве, всех страждующих и нуждающихся в защите Всевышняго. Первая кафисма «Блажен муж». Кафисмой (с греч. Дословно – «сижу», «седальное») называется один из двадцати отделов Псалтыри, которые вычитываются в течение одной седмицы. Особенность Великой вечерни в том, что на ней независимо от дня седмицы всегда распевается Первая кафисма, накануне Недели целиком, а в прочие праздники – только первый антифон, включающий в себя три псалма. Смысл стихов этих псалмов «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» – назидательный. В нем воспевается жизнь ветхозаветных праведников, искавших духовного общения с Богом, нарушенного в результате грехопадения, и примирения с ним, а также указание праведного пути, на который должен встать человек, исповедующий Божии заповеди. На Вечерне праздников Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, совершающейся в будние дни с понедельника по пятницу кафисма отменяется. После первой кафисмы возглашается малая ектения, которая со стоит из трех прошений. Пением воззвашных 140, 141, 129, 116 псалмов во время которых происходит каждение храма, вспоминаются события установления ветхозаветного богослужения при пророке Моисее. «Господи воззвах к Тебе. Услыши мя» – это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Согласно древнерусской традиции на Великой вечерне исполняются псалмы по принципу стихословия, псалмы читаются полностью, избранные стихи поются антифонно на два лика (хора) со специальными припевами, но в отличие от предшествующих 103 псалма и псалмов первой кафисмы – на особые гласовые напевы по гласу Недели (если служба совершается накануне Воскресения) или стихир праздника. Воскресные стихиры или стихиры Праздника поются после стихословия названных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изв. (Николаевский В. Руководство к изучению цер. Устава. 1890 г. 29 стр.). 75 Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самых праздников: в первый и во все остальные дни Пасхи, в неделю ап. Фомы, в двунадесятые Господские праздники: Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения Господня и Пятидесятницы (о празднике Входа Господня сн. 294 I отд.). Кроме того, указанную вечерню положено совершать в Вел. пяток, накануне Препол., на 1 и 13 сент. (сн. 318, 410, 162, 172 I отд.). 76 Кроме указываемых в Уставе 68 бдений (по числу воскресных и праздничных дней), «суть и ина бдения», которые в Уставе указываются особо, «на ряду своем, где кое писано есть, ихже аще предстоятель производит аще зрит своя церковники бодростне о спасении своих тщащихся; есть же и ино бдение к сим святого храма, во обители, еже должно есть бывати, и никакоже оставлятися в память его» (Уст., 6 гл). Кроме того, всенощные бдения должны быть совершаемы на Высокоторжественные дни с Пасхи до 15 сентября (П.С.З., 20416; сн. ниже, о Высокоторжественных днях). – По уважительным причинам (ради чтимой, напр., иконы) настоятель может заменить полиелейную службу всенощным бдением (Ц.Вед. 1896, 6). – Совершать всенощное бдение накануне св. Пасхи противно церковным правилам и несогласно с идеей праздника (Ц.Вед. 1895, 1; сн. 354 I отд.-до 359). – Уставом предписывается (см. 2 гл.) обычное всенощное бдение (т.е., великую вечерню в соединении с утренею) совершать с вечера; а потому несогласным с Уставом и неестественным является обычай совершать это бдение в 7–8 часов утра (см. Лит. Е.В. 1895, 6). 77 Указания 6-й и 9-й гл. Устава (а равно и 51 пр. Лаод. соб.) настолько определённы, что устраняют всякое предположение о возможности совершения всенощных бдений в седмичные дни св. Четыредесятницы. Правда, в 6-й гл. Устава есть оговорка, что кроме всенощных бдений в воскресные дни и в Господские и другие великие праздники, «суть и ина бдения, яже укажутся по именом в Уставе на ряду своем, где кое писано есть», но и эта оговорка не может вызывать какого-либо недоумения о возможности или невозможности совершения всенощных бдений в седмичные дни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Понятно, что все эти комбинации не должны касаться великопостного времени, когда порядок Псалтыри особенный (по уставу прочитывается по дважды в седмицу). Здесь подошла бы следующая комбинация: На вечерни 18 кафизма, на полунощнице – 17, в субботу 9. На всенощной воскресной полностью 1, 2 и 4. На утрени по целой кафизме – по три славы. На часах по одной славе, кроме 1 часа понедельника и 9-го пятка. На преждеосвященной по целой кафизме. Вот схема: Воскресение Понед. Вторн. Четвер. Суббот. Полунощница 17, 118 обычно по частям как указано… 9, 2, 3 слава… Утрен. 2 и 3 Часы: первый » третий » шестой » девятый Вечерн. нет При этом можно допустить пропуски повторных псалмов, которых считая с псалмами великого повечерия, окажется 37+5=42. Останется 108 читать. Если в будние дни мы выгадываем время из богослужения для работы мирянам и для прочей пастырской деятельности клирикам, то в воскресные и обязательные праздничные дни мы напротив, желали бы, чтоб богослужение происходило по возможности дольше. Устав восточной Церкви признает две комбинации: Великая вечерня накануне и утреня в самый день. Или малая вечерня и: всенощная накануне. Первая указана на зимнее время, от Воздвижения до антипасхи. Вторая летом, так как солнце восходит рано, а утреня должна оканчиваться к рассвету. Этот устав редко где соблюдается даже в монастырях. Только монастыри и Успенский патриарший собор, как будто ему следуют: они с вечера поют малую вечерню и вместо утрени совершают полную всенощную. Но городские приходы должны сообразоваться с уже установившимся по всей Росси обычаем всенощных бдений. Рано встают в воскресный день одни сельчане и для них вполне уместна утреня в зимнее время. В городах в воскресный день люди утомлены от трудов, отдыхают и встают позднее. Для них должна совершаться накануне, в субботу, в 6 часов всенощная. Всенощная совершается так: Предначинательный псалом поется, во время его – каждение. После великой ектении, стихословие псалтыря. Так как во время чтения кафизм всем разрешается садиться, то должны быть устроены для желающих сидения, в виде скамей, вдоль стен и на хорах. Могут быть и стулья, простые, соломенные, который каждый при входе может взять. Пользование стульями может быть бесплатно или же очень дешево – копейка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В году четыре многодневных поста – пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября). Успенский пост – пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа. Петров пост – пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня. Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели 3 , – в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа. Ектении Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи!» Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!» В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: «Господи, помилуй!» в просительной поют: «подай, Господи!» Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. Всенощное бдение Главных церковных служб три: вечерняя, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение в котором соединяются вечерня и утреня. В первой части воскреснаго всенощного бдения – вечерня, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа…Блажен муж, иже не иде на совесть нечестивых…и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… и песнь: Свети тихий… Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице Диво, радуйся…и благословением священника. – Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя. Вторая часть всенощного бдения – утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человечных благоволений, и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: Воскресение Христово видевше… и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. – На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой, или событие, воспоминаемые в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Среди этих отличительных особенностей можно выделить одну существенную и несколько (шесть) второстепенных. Существенной особенностью является возможность/невозможность соединения службы праздника с воскресным богослужением Октоиха. Если Господский праздник полностью отменяет все воскресные песнопения, то Богородичный праздник такой силы не имеет и его служба соединяется с воскресными песнопениями (образец – Маркова глава 8 сентября). Именно по этой причине праздник Сретения Господня относят к категории Богородичных двунадесятых праздников. Теперь представим эту, а также другие особенности в виде таблицы. Господские праздники Богородичные Соединение с воскресной службой Октоиха Отменяет воскресную службу Октоиха Соединяется с воскресной службой Октоиха Кафисма на великой вечерне – если праздник со вторника по субботу, то кафисмы на вечерне нет;– в неделю поется вся 1-я кафисма;– в понедельник поется 1-й антифон 1-й кафисмы Всегда есть кафисма, причем в седмичные дни – 1-й антифон 1-й кафисмы,в неделю – вся 1-я кафисма. Антифоны на литургии Праздничные антифоны Изобразительные антифоны (1) Входный стих Особый Обычный «Приидите, поклонимся и припадем…»(исключение – праздник Сретения Господня, имеющий особый входный стих (2) Вводная фраза на отпусте Есть(кроме Воздвижения Креста Господня) Нет(кроме Сретения Господня) Прокимен на вечерне следующего дня (накануне 1-го дня попразднства) Великий прокимен, один из двух: «Кто Бог велий яко Бог наш…» или «Бог наш на небеси и на земли…» (кроме Недели ваий) Нет великого прокимена, поется прокимен дня Чтение Апостола и Евангелия в отдание праздника Чтения праздникане читаются (только рядовые чтения) Апостол и Евангелие праздника читается (после чтений дня) Примечания к таблице: (1) Нужно учесть, что такая особенность характерна только для нашего Типикона, тогда как в современном греческом Уставе даются антифоны и на все Богородичные двунадесятые праздники. (2) Еще одно исключение встречается в службе праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но только в одной Марковой главе: если праздник совпадает с Неделей ваий, то произносится входный стих Благовещения «Благовестите день от дне спасение Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В ранних перечислениях праздников упоминание дня Страстей Христовых указывало на Великую пятницу, в более поздних, видимо, подразумевали распространившийся праздник Воздвижения Креста (при перечислении по порядку событий в жизни Спасителя это наименование ставилось на место Великой пятницы). В современном богослужении православной Церкви Воскресение Христово стоит над всеми проч. праздниками, являясь главным торжеством годового круга. К числу двунадесятых праздников относятся 8 Г. п.: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Иисуса Христа, Пятидесятница, Преображение Господне. Согласно совр. Типикону, принятому в РПЦ, в дни двунадесятых Г. п. поются только песнопения праздника и устав службы в целом такой же, как и в др. дни, когда совершается всенощное бдение . На вечерне не поется 1-я «Слава» 1-й кафизмы «Блажен муж» в отличие от обычного устава всенощного бдения, но сразу - «Господи, воззвах» ; только накануне воскресенья поется вся 1-я кафизма «Блажен муж», накануне понедельника - ее 1-я «Слава». На «Господи, воззвах» поются стихиры на 8, а в дни подвижных Г. п. (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Пятидесятница) - на 10 стихир. Перед 9-й песнью канона отменяется песнь Пресв. Богородицы с припевом «Честнейшую Херувим», перед каждым ирмосом и тропарем 9-й песни поются особые праздничные припевы (см. ст. Величание ; этих припевов нет в последовании праздников Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, что характерно и для нек-рых др. праздников, напр. для Обрезания Господня с памятью свт. Василия Великого 1 янв.). Чтения на вечерне, утрене и литургии обычно свои для каждого праздника, т. к. мн. Г. п. установлены в честь событий, описанных в Евангелии, упоминаемых в Апостоле и имеющих прообразы в ВЗ. На литургии поются праздничные антифоны, «Достойно есть» заменяется задостойником - ирмосом 9-й песни праздничного канона с праздничным припевом. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Мастер С.Ф. Вердников. 1840 г. (СОКМ)

http://pravenc.ru/text/166339.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010