Пост в день Воздвижения Креста (14-го сентября) установлен в память страданий и смерти Господа. Он начался с 7-го века, когда Честный Крест был возвращен в Иерусалим из Персидского плена. Пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи установлен в честь св. Иоанна, строгого подвижника, в изображение скорби о его кончине и в наставление, что объедение и пьянство, как показал пример Ирода, ведут к гнусным порокам. Д. Дни поминовения усопших По учению православному, души людей, впавших в смертные грехи, но при смерти не отчаявшихся, а еще до разлучения с телом покаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния, освобождаются от мучений ада по силе молитв и благотворений, совершаемых, ради них, на земле и особенно по силе бескровной жертвы, приносимой Церковью за всех живых и умерших с верою. Согласно с этим учением существует в Церкви с древних времен обычай поминать усопших, молиться за них с принесением Бескровной жертвы и совершать благотворения во спасение души их. Кроме обычая поминать каждого усопшего в 3-й, 9-й, 20-й и 40 день и чрез год после его кончины, в Церкви установлены определенные дни, когда поминаются вместе все усопшие. Эти дни назначаются большею частью в субботу, как день общего покоя, и у верующих называются днями родительскими, от поминовения родителей. Дни поминовения усопших, существующие в православной Церкви, суть следующие: Суббота мясопустная (1 родительская) бывает на мясопустной неделе. Накануне дня, посвященного воспоминанию Страшного Суда Божия, Церковь воспоминает всех усопших, особенно же молится за тех, которые, скончавшись скоропостижно, от несчастных случаев, не сподобились, пред смертью, христианского напутствия. Поминаются в это время усопшие как потому, что на другой день вспоминается страшный Суд, так и потому, что в наступающие дни поста и сердечного сокрушения, души верующих будут отвлечены от мысли об усопших. Суббота Троицкая (2 родительская) установлена пред Троицыным днем потому, как объясняет Церковь , что нам, после победного торжества с воскресшим Спасителем, прилично помолиться за тех, которые, борясь со грехом, под знаменем И. Христа, преставились от здешнего мира. Из молитв Троицкой вечерни, где много говорится об усопших, видно, что еще во времена Василия Великого , составившего эти молитвы, поминались усопшие около Троицына дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А я вам скажу еще более о них. Каждая из этих священных одежд содержит в себе поучение, так что если бы вы знали, что значит каждая из них, то уж довольно было бы взглянуть на священника в полном облачении, чтобы получить наставление. II. Всех одежд священнических пять. Верхняя называется попросту ризой, под ней епитрахиль, которая опоясывается поясом, на руках нарукавницы, или поручи, а нижняя одежда называется подризником. Посмотрим же, что значит каждая из них. а) Начнем с подризника, так как его прежде всех одежд надевает на себя священник, когда готовится служить обедню. Подризник он надевает на обедню, а при других службах он весьма редко употребляется, всего семь раз в году: пять раз на заутрени, именно: три раза, когда крест выносим – на Воздвижение, в третью неделю Великого поста и в первый день Успенского поста, – потом, в четвертый раз, в Великую Субботу, когда Плащаницу выносим, и в заутреню на Светлое Христово Воскресение; а еще два раза на вечерненакануне Богоявления при освящении воды и в первый день Пасхи. Вы видите, как эта одежда сделана: – она длинная с рукавами; это почти та же одежда, какую вы видите на диаконе и которая называется стихарем. Там только она уже и с рукавами широкими, а на священнике она шире и с узкими рукавами. Стихарь напоминает, что должно приступать к службе церковной в простоте и чистоте сердца, а подризник, кроме этого, напоминает еще тот хитон, или ту одежду, в который ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в которой Он совершил наше спасение. Поэтому-то Отцы Церкви с давних времен и называли подризник одеждой Спасения, одеждой веселия. Вот почему и священник, когда надевает подризник, то произносит слова: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждой веселия одея мя». б) После подризника священник, а равно и диакон, надевает поручи. Это – небольшие нарукавники, которыми стягиваются широкие рукава стихаря для удобнейшего действования при священнослужении. В духовном смысле поручи означают узы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Фотий в своем окружном послании ко всему русскому духовенству, убеждая пастырей, чтобы они учили народ свято проводить все четыре поста, установленные апостолами: пост Великий, Петровский, Успенский и Рождественский, – счел нужным напомнить, что во все дни Великого поста надобно соблюдать сухоядение и только в субботы и воскресные дни, также в Цветную неделю и на Благовещение разрешается рыба и что сухоядение должно быть соблюдаемо в продолжение всего года в среду и пяток, а иногда и в понедельник, кроме Великих недель – по Воскресении Христовом, по Рождестве Христовом, по Сошествии Святого Духа и недели пред мясопустом, в которые не положено поститься, а разрешается во все дни есть мясо. “Я слышу, – присовокуплял митрополит, – что некоторые из вас едят мясо на Преполовение в среду и на Введение Пречистой Богородицы: ино то не положено от св. Церкви, итого бы вперед не было... Также на Воздвижение Честного Креста и на Усекновение главы Иоанна Предтечи мяс не есть, но сухоядение”. В 1416 г. тот же митрополит в послании к пастырям псковской Церкви объяснял, что от Рождества Христова до Крещения следует есть мясо не двенадцать дней сряду, как они писали, а только одиннадцать, в двенадцатый же день, накануне Богоявления, не положено есть ни мяса, ни рыбы, кроме сухоядения. “А что пишите вы, дети, – продолжал митрополит, – что у вас едят мясо и молоко на Преполовение и на Усекновение главы Иоанна Предтечи: ино того бы не было у вас отселе; в те дни правила св. отцов повелевают хранить пост” 2446 . III Для совершения богослужения и священнодействий у нас существовал тогда уже полный круг богослужебных книг. Летописец волынский, перечисляя разные пожертвования на храмы Божии галицкого князя Владимира Васильковича, жившего еще в XIII в. ( 1288), между прочим, говорит, что он пожертвовал в любомльскую Георгиевскую церковь : два Евангелия апракос. Апостол апракос, Прологи за все двенадцать месяцев, Минеи также за двенадцать месяцев. Триоди, Октоих, Ирмологий, Служебник, Молитвенник и еще особо молитвы вечерние и утренние 2447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

До нас не дошло никаких сведений о Крестовоздвиженском монастыре за первое время его существования; мы не знаем ни того, каков был монастырь в своей внутренней жизни, ни того, какие были, кроме Воздвиженской, и были ли другие церкви, ни тех средств, на какие содержался монастырь. Жизнь обители остается почти без всякого освещения за весь XVI век. Только немногие краткие указания письменных памятников того времени свидетельствуют, что жизнь обители не прекращалась, монастырь возрастал, и в XVII столетии был хотя не многолюдным, но благоустроенным, и приобрел такое значение, что сделался одним из любимых мест молитвенных собраний тогдашнего высшего общества, и усыпальницей знатных фамилий. Сам патриарх и даже государь приходили в монастырь на богомолье, преимущественно в день храмового праздника, 14 сентября, а также 17 апреля, в день тезоименитства великого кн. Симеона Алексеевича. В эти дни патриарх совершал торжественное богослужение в соборном храме, или в приделе Св. Симеона Персидского, приходя в монастырь и накануне для служения праздничной вечерни 5 . В документах начала XVII века в монастыре упоминается только одна церковь Воздвиженская: во второй половине века в ней был придел во имя св. Симеона, иже в Персиде, устроенный, как сказано в Ружной книге за 1699–1700 годы, в 1665 году 6 . В 1681 году монастырь обнесен каменною оградой, поставленной на средства вкладчицы княгини Прасковьи Архиповны Ромодановской 7 . Приблизительно около этого времени, или несколько позже, в монастыре, у стены, отдаляющей монастырскую землю от Крестовоздвиженского переулка, позади соборного храма, была выстроена небольшая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Кем построена эта церковь – неизвестно, но так как она содержалась на средства вкладчиков Наумовых, которые в ней и погребены, то можно полагать, что и основана она кем-либо из этой фамилии. До некоторой степени приблизительное понятие о древнем Крестовоздвиженском монастыре, с его храмами, дает прилагаемый рисунок, воспроизведенный нами по чертежу, сохранявшемуся в собрании рисунков Д.А. Ровинского, и по некоторым письменным памятникам того времени 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов. В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст , установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней. Книги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала , подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Книга Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал. Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне 38 . Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не знаем, изменился ли у Греков после Максима устав о канунах или же долгое время после него он оставался у них ещё твёрдо не определённым, только митрополит Фотий, вопреки ему, писал в одном из своих посланий в Псков: „аще случится навечерие Рожества Христова или Богоявления в суботу или в неделю, пост не бывает и тропаря не поем” 1055 . Как бы то ни было, но у нас в России был принят со времени Максима и твёрдо соблюдаем его устав: когда архиепископ Ростовский (последующий митрополит) Феодосий нарушил в 1455г. пост в канун Богоявления, случившийся в воскресение, то сочтено было это за тяжкое преступление, и в прощальной грамоте ему утверждается, что „в святых уставех, Иерусалимьском же и в Святые Горы и в Студитове и в прочих иных уставех, писано и речено, яко аще прилучится навечерие Рожества Христова или Богоявления Господня в суботу или в неделю, то не повеленно вам инокомь разрешити на сыр и рыбу и мирьским на мясо, но повеленно, по отпущении литургия, нечто мало причаститися скудно от пища, по вечернем же отпущении ясти совершенно, но постное ядение, а не сыр, ни рыбу, ни мирьстьи человеци – мясо” 1056 . Обращавшийся к митрополиту Киприану со своими вопросами игумен Афанасий, давая знать, что пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи (29 Августа) ещё только вводился у нас в его время и не всеми ещё был признан 1057 , спрашивал митрополита: должно или не должно в этот день соблюдать пост. Киприан отвечал: „на усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя мяса не ясти ни млека ни рыбы, аще в который день не прилучится” 1058 . Митрополит Фотий в своём окружном поучении священническому и иноческому чину подтверждает предписание митрополита Киприана о соблюдении поста в день Усекновения („мяса не ясти, но сухоядение”) 1059 . Во времена митрополита Фотия в Псковской области постились не только в самый день Воздвижения креста, но и накануне. На вопрос об этом Псковских священников митрополит отвечал, что „по уставу, в канон того дни мяса ясти, а в самое Воздвижение не ясти” 1060 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разрешение поста в праздники великих святых внесено было даже в уставы св. Саввы, Иерусалимский и Св. Горы. Но чтобы прекратить всякие разногласия, Церковь определила разрешать пост среды и пятка только для великих Господских праздников. Патриарх Николай Грамматик, в письме своем к афонским инокам, говорит, что «апостолы в дни памяти святых не разрешали поста, хотя, впрочем, в эти времена пост значительно ослабляется». Наконец, Св. Церковь соединяет посты с праздниками Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи, в какой бы день они ни случились, а также с навечерием Богоявления. С празднованием Честному и Животворящему Кресту Господню Церковь всегда соединяла воспоминание (14 сентября) о страданиях и крестной смерти Спасителя, почему она и установила, подобно тому как в среду и пяток каждой седмицы, проводить этот день в посте. Это установление еще более распространилось в христианском мире после того, когда древо креста Господня было возвращено из персидского плена (в 631 г.), вместе с патриархом Захарием, и когда император Ираклий, виновник этого торжества, отложивши царское величие, взял древо креста на рамена и со знаками смирения вознес его на Голгофу. Пост на 29 августа установлен Св. Церковью в воспоминание той пустынно-постнической жизни, какой жил св. Иоанн Предтеча. Пример такой строгой жизни, в лице величайшего из рожденных женами, невольно побуждает каждого благочестивого христианина почтить его память подвигами поста. Пост этот и установлен Церковью на 29 августа – день Усекновения главы Иоанна Предтечи, когда Церковь воспоминает столь скорбное событие – страдальческую кончину его во время нечестивого торжества Ирода. В этот же день совершается у нас панихида по воинах, убиенных на брани (Бородинской в 1812 г.) за веру и отечество, и долг православного христианина – провести этот день в посте и молитве вместе с Церковью. О древности установления этого праздника и поста свидетельствуют церковные уставы, составленные на предании св. отцов. Богоявленский пост, т.е. накануне праздника Крещения Господня, принадлежит тоже к числу самых древних постов. Известно, что в этот день были крещаемы оглашенные. Они готовились к принятию Св. Причащения и потому должны были соблюдать в этот день самый строгий пост. Так как, по преданию 8 , крещение Господне совершилось ночью, то в этот день, вечером, издревле освящалась вода великим освящением Св. Богоявления. Приготовляя себя к причащению освящаемой в этот день воды и достойной встрече праздника, древние христиане проводили время этого дня в посте и молитве. В этот день совершалась литургия Василия Великого , вместе с вечерней, после чего, приобщившись освященной воды, христиане вкушали пищу. Если же навечерие Богоявления случилось в субботу или воскресенье, то совершалась в обычное время литургия св. Златоустого, а водоосвящение совершалось непосредственно после вечерни в обычное время, и строгость поста в эти дни ослаблялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В асилевс (греч. βασιλες – царь) – император. Великая неделя – именование в чинопоследовании церковного богослужения Страстной седмицы, недели перед Пасхой, когда произошли события Страстей и Распятия Спасителя. Каждый из дней этой недели называется великим. Великая среда – среда Страстной седмицы, в которую вспоминается пребывание Спасителя в доме Симона, предательство Его Иудой. Вечером этого дня обязателен чин вечерней исповеди накануне четверга, поэтому именуемого ещё чистым. Великая суббота – церковное наименование дня и богослужения, происходящего в субботу Страстной недели перед Пасхой. Темы песнопений Великой субботы связаны с погребением умершего Спасителя. Великая Четыредесятница (или Великий пост ) – предваряет в годовом христианском календаре событии Страстной недели и Пасхи. Пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, времени подготовки Спасителя к Его жертвенному служению. Каждое воскресенье Великого поста (исключая Вход в Иерусалим или Вербное воскресенье) посвящено особому воспоминанию, как правило, связанному общей темой возвращения человечества к своему Отцу и Создателю. Особенностью богослужении Великого поста является отсутствие литургии по понедельникам, вторникам и четвергам, совершение в среду и пятницу каждой недели особой литургии – литургии преждеосвященных Св. Даров. Великий вход на этих богослужениях приобретает мистическую торжественность, ибо это шествие с уже пресуществившимся телом Господа. Начинает богослужение Великой Четыредесятницы чтение Великого (Покаянного) канона Андрея Критского , содержащего воспоминание всей истории человечества. В состав молитвословий каждого дня входит знаменитая молитва Ефрема Сириянина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...», сопровождаемая сорока земными поклонами. Середина Великого Поста – Крестопоклонная неделя, богослужение которой завершается воздвижением в центре храмового пространства Распятия Господа и чина поклонения Кресту Господню. Четыредесятницами именуют также православные иконы, в сюжет которых включены события, связанные с Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

Песнопения воскресенья и седмичных дней Крестопоклонной Недели связаны с подвигом несения поста и преодолением его половины. Церковь говорит, что Крест и Воскресение нельзя воспринимать отдельно друг от друга. Нет Креста без Воскресения, но вначале всегда Крест. Эта мысль выражена, например, в светильне (песнопении, которое звучит после 9-й, заключительной, песни канона на Утрени) Кресту: Церковнославянский текст: Крест Христов честный днесь предложенный видевше поклонимся, и верно возвеселимся, облобызающе любовию, на сем волею распеншагося просяще Господа, сподобити всех нас, и Кресту честному поклонитися, и достигнути Воскресение неосужденно. Русский текст: Крест Христов драгоценный узрев в сей день пред нами возлежащим, поклонимся и с верою возвеселимся, с любовию его лобзая, и на нем добровольно распятого Господа прося удостоить всех нас и Кресту священному поклониться, и Воскресения всем достигнуть неосужденно. Богослужебные особенности Накануне воскресного дня на вечернем богослужении совершается торжественное изнесение Креста из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения. Вынос Креста идентичен тому чину, который совершается в другие дни его особого почитания: в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1/14 августа). Во время пения великого славословия («Слава в вышних Богу»; один из древнейших христианских гимнов) священник в алтаре трижды кадит престол и лежащий на нем Крест со всех сторон. При пении Трисвятого он выносит Крест из алтаря на середину храма. Совершается троекратное поклонение Кресту и его целование. По обычаю в это же время совершается помазание верующих освященным маслом под пение особых молитв. На воскресной литургии мы не услышим привычное песнопение «Святый Боже». Вместо него будет петься молитва на поклонение Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Со среды Крестопоклонной седмицы на Литургиях Преждеосвященных Даров вплоть до среды Страстной седмицы произносится особая ектения. Она содержит прошения об оглашаемых – тех, кто готовится принять таинство Крещения. Молящиеся просят Бога, чтобы Он укрепил, просветил и причислил к «святому Своему и избранному стаду» будущих христиан.

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010