В Успенском соборе было три придела. Первый придел – Петропавловский, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – расположен в левом переднем углу собора, слева от главного алтаря. Вдоль его левой стены помещались киоты с частицами мощей многих святых, а также особо чтимые иконы. В правой стене придела, отделяющей его от главного алтаря, сделан проем для гробницы с мощами святителя Петра, основателя собора. К ней можно было подойти как из придела, так и со стороны главного алтаря. Молящиеся же могли подойти к гробнице лишь тогда, когда в соборе не было богослужения. Возле раки с мощами святителя Петра была расположена гробница с мощами митрополита Феогноста, его преемника. Престольный праздник придела – 29 июня старого стиля. Второй придел – Димитровский, во имя великомученика Димитрия Солунского – расположен в правом переднем углу собора, то есть справа от главного алтаря. Придел был доступен для богомольцев только раз в году, в день престольного праздника – 26 октября старого стиля. Третий придел – Похвалы Пресвятой Богородицы – расположен в юго-восточной (правой передней) части собора. Он тоже был доступен только раз в году, в престольный праздник – в субботу пятой недели Великого Поста. В каждом из приделов в дни их праздников служились литургия и молебен, а накануневечерня с чтением акафиста. К Успенскому собору был приписан Николо-Гостунский собор, располагавшийся в каменной пристройке к колокольне Ивана Великого. Вход в собор был или по наружной широкой каменной лестнице со стороны Успенского собора, или с улицы по внутренней лестнице. Там каждое воскресенье и в праздничные дни причтом Успенского собора совершалась литургия, а накануне дней св. Николая (6 декабря и 9 мая) также и всенощная с чтением акафиста. Своего причта в Гостунском соборе не было. Успенский собор не имел своего прихода; в нем не совершались такие обычные для приходских церквей службы, как крещение, венчание, отпевание. В соборе также не проводилась исповедь с причащением молящихся – ни среди года, ни в течение постов. Случаи причащения отдельных молящихся могли иметь место лишь при служении литургии в приделах собора в дни престольных праздников этих приделов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Славословие великое. По трисвятом – один воскресный тропарь 1 или 2-го гласа. Ектении... и пр. Отпуст великий: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог... Многолетие. После отпуста утрени и многолетия, по Типикону, полагаются пение: Слава, и ныне, и стихиры евангельской, а при пении ее выход в притвор, чтение здесь литийной молитвы: Владыко многомилостве... и совершение обряда помазания елеем, который должен быть взят, от праздничной лампады, произнесение Оглашения Студитова, пение тропаря Феодора: Православия наставииче..., наконец, чтение 1-го часа, оканчивающегося малым отпустом (Типик., 8 сент., л. 50; 21 нояб., л. 105; 2 февр., л. 172 на об. и 173 на об.; 15 августа, л. 285 на об. Ср. гл. 2, л. 7; гл. 3, л. 9 на об. и 26 окт. л. 86 на об.) 175 . На 1 час и на прочих часах Тропарь воскресный. Слава, тропарь праздника. И ныне, богородпчен часов. По Отче наш: – на 1 и 6 часах кондак воскресен, на 3 и 9 часах кондак праздника. На литургии Златоустого Блаженна воскресла гласа на 6 и праздника песнь 3 на 4. (Так именно, напр., 8 сент., и 21 нояб.). По входе – тропарь воскресен. Тропарь праздника. Слава, кондак воскресен. И ныне, кондак праздника. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен прежде дне (рядовые), потом праздника (21 ноября, 15 августа). Но в праздник Рождества Богородицы иначе: «Прокимен, Апостол, аллилуиа и Евангелие чтем прежде недели пред Воздвижением; таже ряд; посем Богородицы; а прокимен гласа оставляется; причастен: Хвалите Господа с небес.... и праздника: Чашу спасения прииму...» (8 сент., Типик., л. 50). Вместо Достойно 8 сент., 21 ноября и 15 августа назначен ирмос 9 песни канона, (см. послед. сих дней, но не марк. гл.); 2 февраля (см. Типик., л. 172) о задостойнике не упоминается; но в последовании 8 сент. дан такой общий устав: «Сице поем (т. е. 9 песнь канона) во вся праздники владычни и богородичны» (Типик., л. 49 на об.). Впрочем, к разряду этих праздников во всяком случае не относится Покров пр. Богородицы – великий, но не двунадесятый праздник. Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Особенность богослужения господских двунадесятых праздников заключается в том, что когда бы ни случились эти праздники, вся служба от начала до конца отправляется праздничная, седмичная же, субботняя и даже воскресная службы отменяются 176 . Тем не менее, как сейчас увидим, дни недели имеют некоторое влияние на состав богослужения господских праздников. Всенощное бдение накануне господских двунадесятых праздников. Накануне праздника, после малой вечерни, отправляется всенощное бдение. На всенощном бдении После предначинательного псалма и великой ектении: 1 . В субботу вечера, т. е. в том случае, если праздник будет в воскресенье, поется Блажен муж – вся 1-я кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Непереходящие праздники суть следующие (даты даны по старому и новому стилю): – 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы; – 14/27 сентября – Воздвижение Креста Господня; – 21 ноября/4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы; – 25 декабря/7 января – Рождество Христово; – 6/19 января – Крещение Господне (Богоявление); – 2/15 февраля – Сретение Господне; – 25 марта/7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы; – 6/19 августа – Преображение Господне; – 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. В число переходящих праздников, дата которых зависит от дня Пасхи, входят: – за неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим; – 40-й день после Пасхи – Вознесение Господне; – 50-й день после Пасхи – Пятидесятница. Кроме того, Церковь особо отметила в календаре следующие дни, назвав их великими праздниками: – 1/14 января – Обрезание Господне; – 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы; – 24 июня/7 июля – Рождество Иоанна Предтечи; – 29 июня/12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла; – 29 августа/11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Все другие праздники церковного года посвящены бесплотным небесным силам, тем или иным христианским святым, ветхозаветным пророкам, явлению чудотворных икон или обретению мощей угодников Божиих. Накануне воскресных дней и больших церковных праздников, как правило, совершается «всенощное бдение», представляющее собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Современная практика православного благочестия Духовным центром жизни каждого православного христианина является участие в Таинстве Евхаристии. Несмотря на то, что в современном Православии нет общепринятого мнения относительно того, как часто следует причащаться, регулярное участие христианина в Литургии является главной составляющей православного благочестия. Участие в Таинстве Евхаристии предполагает определенную предварительную подготовку: как правило, христианин, желающий причаститься, постится в течение нескольких дней, а накануне Литургии посещает вечернее богослужение в храме и совершает особое молитвенное правило, состоящее из четырех канонов (покаянного канона Господу Иисусу Христу, канонов Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и ко святому причащению). Перед принятием Святых Христовых Таин православному христианину надлежит очистить свою душу покаянием, исповедавшись у священника на вечернем богослужении или утром перед Литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В 2005 году территория церкви была обнесена узорчатым забором и произведено благоустройство. Вокруг церкви были заасфальтированы дорожки, посажены деревья, устроены газоны с цветами, посажены ели. За весь период строительства – с 2002 по 2006 год – имена всех меценатов, ктиторов, благочестивых и добрых людей, помогающих строительству храма, были записываемы в ктиторскую книгу, которая и сегодня прочитывается за каждым богослужением. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 15 января 2006 года, митрополит Мефодий совершил чин великого освящения храма. В 2007 году, за две недели до Светлого Христова Воскресения, началась роспись стен Свято-Серафимовской церкви, продолжавшаяся до 25 ноября. С середины 2006 года по декабрь 2009 года на территории велось строительство здания, в котором размещены жилые помещения для священнослужителей и церковно-приходская школа. Современное состояние [ править править код ] Имеется престол нижней церкви в честь царственных страстотерпцев . Деятельность прихода [ править править код ] Воскресная школа Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 010000, г. Астана, проспект Богенбай батыра, 8 Проезд: Храм находится по адре­су проспект Богенбай Батыра, 8 (по Астраханской трассе; проезд автобусами и маршрутными такси: 4, 8, 16, 109, 112, 120 до остановки «Сарыбулакская», рынок " Эталон " ).  Телефон: 7172) 28-95-88 (+7 7172) 28-95-88 , 7172) 28-95-89 (+7 7172) 28-95-89 Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно. Вечернее Богослужение на­чинается в 16.00. Начало Литургии: Начало исповеди за 15 минут до начала литургии. Таинство Крещения совершается ежедневно в 14:00 по предварительной записи. Огласительные беседы проводятся непосредственно перед таинством. Таинство венчания не совершается: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых, великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня - 14 (27) сентября, (в скобках даты по новому стилю). В остальные дни венчание совершается.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_во_имя_св...

Но и в присутствии Синодального хора значительное место на всенощной занимало пение самих соборян: ими исполнялась вся лития (стихиры и «Господи, помилуй»), а также антифоны перед Евангелием, «Воскресение Христово видевше» (в алтаре). После Великого славословия соборяне в алтаре пели «Воскрес из гроба» или «Днесь спасение». На всенощной под обычное воскресенье соборяне пели также антифоны перед Евангелием. Стоя посередине собора, без облачений, они делились на два лика, каждый во главе с сакелларием, и пели антифоны попеременно. Поскольку в осенне-зимний период всенощная под воскресные и праздничные дни служилась не накануне вечером, а в ночь (в 2 часа), Синодальный хор пел на всенощной в сокращенном составе – только мужскими голосами, басами и тенорами 588 . Исключением являлись молебен под Новый год, а также богослужения в ночь на Великую Субботу и Светлое Воскресение. Чин богослужения В будние дни все богослужения – утреню, литургию и вечерню – служили очередные пресвитер и диакон при пении соборян. Всенощную под рядовое воскресенье служили также очередные пресвитер и диакон. Всенощная служилась с литией и благословением хлебов, но без поли- елея. На литии соборянами пелась первая литийная стихира празднику Успения «Подобаше самовидцем слава». В то время как пресвитер и диакон в облачении выходили на середину собора через Царские врата, все остальные соборяне (кроме протопресвитера) без облачений выходили с пением упомянутой стихиры один за другим, начиная с сакеллариев, из алтаря через северную дверь и, пройдя через левый клирос на середину собора, становились по обе стороны служившего пресвитера, как бы подражая апостолам, «от конец земли совокупльшимся» для погребения Пречистой Матери Учителя и Господа. По окончании литии, когда хор начинал петь стихиры «на стиховне», соборяне в том же порядке возвращались в алтарь и на середине собора оставались только служившие всенощную пресвитер и диакон. Всенощная под праздничные дни служилась очередными пресвитером и диаконом, с литией, благословением хлебов и полиелеем. На литию и на величание через Царские врата выходил на середину собора весь причт во главе с протопресвитером – все в облачениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды); псалом 103, «Слава, и ныне»; «Аллилуиа» (трижды); «Господи, помилуй» (трижды); затем поется «Господи, воззвах», стихиры на 4, «Слава, и ныне», Богородичен или стихира празднику. Входа не бывает. Сразу же после Богородична «Свете тихий», прокимен дня, «Сподоби, Господи», стихиры на стиховне, «Слава, и ныне», Богородичен или стихира праздника, «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш», «Яко Твое есть Царство», тропарь, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря, ектения малая на солее «Помилуй нас, Боже», возглас «Яко милостив», «Слава Тебе, Христе Боже», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», отпуст малый и «Великаго Господина и Отца нашего». Так заканчивается обычно малая вечерня перед всенощным бдением. Однако на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящаго Креста Господня (1 августа), а также на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14 сентября) и в субботу пред 3-й Неделей Великого поста – Неделей Крестопоклонной – диакон после этого, стоя пред жертвенником, на котором во время 9-го часа полагается Честный Крест, произносит: «Благослови, владыко!» Священник возглашает: «Благословен Бог наш», хор в алтаре: «Аминь», Трисвятое, «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство», хор – тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне», кондак «Вознесыйся на Крест». Во время пения тропаря и кондака священник переносит на голове Крест с жертвенника на престол и полагает его на месте Евангелия, а Евангелие поставляет в восточной части престола. Устав о чинопоследовании малой вечерни находится в главе I Типикона, иногда в киевском издании Служебника и в Октоихе. Воскресное богослужение. Чинопоследования воскресных вечерни, полунощницы и утрени, если не служится всенощное бдение, бывают следующие. Накануне воскресенья отправляется 9-й час обычным порядком. По окончании его священник облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

престолу, целует край его и идёт из алтаря, обходя кругом престола и в северную дверь, говоря тихо молитву входа, становится и кадит прямо царских врат, местные иконы Спасителя и Божией Матери и храма, становится в царских вратах, благословляет вход и, по окончании стихиры, возглашает: «Премудрость, прости». И целовав царские врата, и преподав благословение свещеносцу, входит в алтарь, кадит прямо престола 3-ды. Отдав кадило, поклоняется престолу, целует край его и идёт к горнему месту, делает иконе на горнем месте поклон, становится за престолом – против юго-восточного угла его, зря к западу – для сказывания, или слушания прокимна. По окончании прокимна, опять делает поклон к горнему месту, затем затворяет царские врата, становится на своё место, слушает паремии, если есть, возглашая: «Премудрость, вонмем» (Ряз. Е.В. 1896, 15). 26) Когда на вечерне полагается вход, то, перед «Свете Тихий», возглашается: «Премудрость, прости» (см. 2 и 7 гл. Уст. и Служеб.). Но это возглашение в Уставе не указывается на малой и на совершаемой без входа вседневной вечерне; нет означенного возглашения на указанных вечернях и в «Последов. у.в.п.», изд. в 1902 г.; но в издании того же «Последов.» 1861 г. это возглашение имелось, почему некоторыми указывается произнесение его священником в алтаре и на означенных вечернях (см. Пособ. 207 стр.); в Киево-Печерской Лавре на этих вечернях означенного возглашения не бывает. – Иногда полагаются особые прокимны, «великие», именно: в праздники Богоявления, Воздвижения, Вознесения и Преображения («Бог наш на небеси»), Рождества Христова («Кто Бог велий»); обыкновенно, во все эти праздники великие прокимны полагаются на вечерне, совершаемой в самый день праздника; но если эти праздники, исключая Вознесения, случатся в субботы, то великий прокимен праздника поётся накануне, в пяток вечера, а в субботу – «Господь воцарися» (см. об этом, а равно и текст самых прокимнов в Уст. и в служ. этих праздников). В вечер недель: Сырной, 1, 2, 3, 4 и 5 Вел. поста тоже полагаются великие прокимны: «Не отврати лица Твоего», и: «Дал еси достояние»; эти два прокимна поются в данный период времени попеременно; исключение бывает только для вечера 3 и 4 недель Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Предпразднества и навечерия праздников. Считая для себя какой-либо день важным, мы обыкновенно всегда ожидаем его, предварительно за несколько времени говорим, и по прошествии его продолжаем воспоминать о нем. Так Прав. Церковь, благоговея пред высокосвященными событиями великих праздников, предварительно за несколько дней предначинает сии праздники, события их предвозвещая в своем богослужении песнопениями, например: с 14 (1) августа Церковь предначинает праздник Воздвижения Креста, поя с этого дня на утренних богослужениях:«Крест начертав Моисей»; с 4 декабря (21 ноября) — праздник Рождества Христова пением:«Христос рождается славите», и проч. предпразднествами, которыми Церковь вводит нас ближайшим образом в воспоминание ожидаемого праздника. Предварительные песнопения и предпразднества приняты Церковью, подобно ветхозаветной, которая, по установлению Божию, имела приготовления к своим праздникам (1 Мак. 10, 34; Ин. 11, 55), и подобно пророчествам и преобразованиям ветхозаветным, которые указывали на будущие события. Некоторые из великих праздников, напр. Пасха, Рождество Христово, Богоявление, предначинаются навечериями, т. е. богослужением предварительным накануне или в навечерие праздника. Бдение в праздники. Богослужение в праздники различается преимущественно составом вечерни и утрени. Во дни богослужения, не имеющие праздничных знаков, на вечерне пение:«Господи воззвах к Тебе» разделяется на 3 песнопения, а на утрене каждая песнь канона на 4 . В праздники же малые, средние и великие продолжительность и торжественность богослужения вечернего и утреннего постепенно увеличивается. В малые праздники второго вида вечернее пение»Господи воззвах к Тебе»умножается на 6 песнопений; а равно и каждая песнь канона на утрене на 6. В малые праздники первого вида сверх того поется на утрене великое славословие, т. е.«слава в вышних Богу». В средние праздники второго вида торжественность богослужения умножается на утрене полиелеем и каноном, в котором каждая песнь распространяется на 8 песнопений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Календарь Материалы 5 августа 2012 г. [Интернет-журнал/Семья] Татьяна Шишова Не нужно дожидаться, пока ребенок подрастет и можно будет отдать его в воскресную школу. Ему важно слышать о Боге и о Его заповедях, о Божией Матери и о святых Божиих людях с первых лет своей жизни в привычной домашней обстановке от самого близкого человека, которому он безгранично доверяет и старается подражать. Тогда религия органично войдет в его жизнь, а не будет чем-то отдельным и малопонятным. [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Игнатий (Шестаков) Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Память Почаевской иконы Божией Матери [Встреча с Православием/Богослужение] 22 июля/4 августа 2012 г. Суббота 7-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Матерь Божия повелела Пелагии известить одного из крестьян, что он избран для обнаружения Ее иконы, зарытой на его поле, и возведения посвященной Ей церкви. Ужаснувшись и сочтя себя недостойной такого откровения, Пелагия не повиновалась. Тогда Пресвятая вновь явилась ей неделю спустя. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Родился отец Досифей (в миру Константин Сергеевич Сороченков) накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 26 сентября 1928 г., в семье Сергея Григорьевича и Анны Яковлевны Сороченковых. Наталья Горенок Паломничать по Крыму летом очень трудно. Дело не только в климате и рельефе: понятно, что несладко бывает забираться в горы по солнцепеку. Сама природа — буйно-цветущая, роскошная — поддерживает тот дух расслабления, который обрушивается мощным потоком: почти постоянно ты находишься в толпе, в гуще людей, которые отдыхают «бессмысленно и беспощадно». Не всегда получается вырваться из суеты даже возле крымских святынь — многие из них входят в «обязательную программу» для скучающих туристов. English Edition [Orthodoxy Today] At a time when the press both within Russia and beyond is raking through the events surrounding a group of punk rock girls who gained a previously elusive notoriety by blaspheming on the solea of the Russia’s preeminent Christ the Savior Cathedral as if it were a stage, it seems appropriate to mention a group of punks in the U.S. who have found the answer to their angst in Orthodox Christianity. Српска bepзuja

http://pravoslavie.ru/archive/120805

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010