Собор был открыт для всех ежедневно, причем не только в часы богослужений, но и между литургией и вечерней; царившая тогда в соборе тишина прерывалась временами тихим пением молебнов, которые причт (дежурные пресвитер и дьякон) совершал по просьбам молящихся. Такие молебны служились чаще всего перед иконой Владимирской Божией Матери, у левого клироса, а в последние годы, после прославления святителя Гермогена, также у его гробницы в юго-западном углу собора. В эти часы, между литургией и вечерней, открывался доступ в Петропавловский придел, где можно было приложиться к мощам святителя Петра и к другим святыням. Во время перерыва между литургией и вечерней в соборе оставались зажженными лампады, горели свечи, которые ставились приходящими богомольцами; вся обстановка способствовала духовному сосредоточению, что и влекло многих в эти часы тишины и безмолвия в Успенский собор. Собор имел свой устав, в соответствии с которым строился распорядок его жизни. Основными ежедневными богослужениями являлись: утреня – в будние дни в четыре часа утра, литургия – в девять часов утра, вечерня в воскресные и праздничные дни – в три или в четыре часа (в зависимости от времени года). Под воскресные и праздничные дни вместо утрени служилась всенощная: в летний период (от Пасхи до Воздвижения) – в шесть или семь часов вечера, в осенне-зимний период (от Воздвижения до Пасхи) – в два часа ночи на праздничный день. В период Великого Поста было особое расписание. В 1906–1908 годах утреня служилась в семь часов утра. В соответствии с подобным порядком более чем полгода Успенский собор в вечернее время (после вечерни) закрывался и никаких богослужений в эти часы не совершалось; даже под Рождество Христово всенощная служилась не накануне вечером, а в час ночи. Исключением были две всенощные, которые служились не в ночь, а вечером в канун праздника: под день святителей московских, когда в собор торжественно приносилась икона св. Алексия из Чудова монастыря, где хранились его мощи, – чтобы прославить вкупе всех четырех святителей московских (5 октября по старому стилю); после 1912 года также в канун дня памяти св. Гермогена (17 февраля по старому стилю) 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

43. Неделя 5-я по Пасхе: тропари: воскресный (4-й глас), Преполовения. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак Преполовения. 44. Отдание Пасхи: тропарь воскресный (5-й глас), «Слава»: кондак Недели о слепом, «И ныне»: «Аще и во гроб…». 45. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора: тропари: воскресный (6-й глас), Вознесения, отцов. «Слава»: кондак отцов, «И ныне»: кондак Вознесения. 46. Неделя всех святых: тропари: воскресный (8-й глас), святых. «Слава, и ныне»: кондак святых. Примечание. Если в неделю периода Цветной Триоди или в Господский праздник (Преполовение, Вознесение, Пятидесятница) случится великий святой, то следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона (23 апреля, 8, 25 мая), а также 48–58-й храмовыми главами. §4.3. Песнопения, заменяющие Трисвятое на литургии Вместо Трисвятого на литургии возможны два песнопения: – «Елицы во Христа крестистеся…» поется 12 дней в году: на Рождество Христово (только в сам день праздника), Богоявление, в Лазареву субботу, Великую Субботу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы, на Пятидесятницу. Эта особенность свидетельствует о том, что в Древней Церкви накануне указанных дней происходило крещение оглашенных (в частности, большое количество паремий на вечерне накануне Богоявления и в Великую Субботу связано с тем, что как раз во время чтения этих паремий крестили оглашенных); – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» поется 2 раза в году: в день праздника Воздвижения Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную. §4.4. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен Важной изменяемой частью литургии является чтение Апостола и Евангелия и употребление связанных с ними песнопений (прокимена, аллилуария и причастна). Количество прокименов, Апостолов, аллилуариев, Евангелий и причастных обычно одинаково: Уставом назначается или один прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен, или по два прокимена и связанных с ними песнопений и чтений (исключения рассмотрены нами в части I, глава 5, параграф 2.7. «Связь между количеством прокименов, Апостолов, аллилуариев и причастных»). В связи с существованием подвижного и неподвижного кругов богослужения на литургии в большинство дней года употребляются чтения рядовые и неподвижным праздникам, а также поются прокимены, аллилуарии и причастны дневные и Минеи. Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свои прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен. Важно отметить, что всегда одинаково взаимное расположение песнопений и чтений. Например, если прокимен дня поется первым, а затем следует прокимен Минеи, то именно в таком же порядке поются аллилуарий и причастен и читаются Апостол и Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

См., напр., предпразднство Рождества Богородицы. Типик., л. 47 на обор., и попразднство Воздвижения креста Господня, Типик., л. 60 на обор. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, при этом будет еще какой-нибудь праздник (только не святого, а) напр. Обновления храма (предпраздн. Воздвиж. креста) – 13 сент. Типик., л. 55 Нерукотворен, образа (попраздн. Успения пр. Богородицы) – 16 авг. Типик., л. 287. Глава 7 Глава 8 Накануне после малой вечерни отправляется всенощное бдение. На всенощном бдении. По предначинательном псалме и великой ектении стихословится вся первая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах: Воскресны 3. При шестеричном и полиелейном святом Воскресны 3. Воскресны 3. Восточна 1. Восточна 1. Праздника 3. Предпразднства или попразднства Воскресны 3. Обновления 3. Образа 4. (праздничные того дня рядовые) 3. Праздника 3. Бреста (писанные на стиховне) 3 Слава – Образа. Святого из Минеи 3. Святого 4. Слава – Обновления. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Слава – святого. Слава – святого. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Если Славы святого нет, то Слава – предпразднства или попразднства. Примеч. В предпразднство Рождества пр. Богородицы при шестеричном святом указано так, как в предыдущей графе И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Прокимен дня. После прокимна при полиелейном святом чтения, т. е. паремии святого, с обыкновенными возглашениями. После прокимна чтения, т. е. паремии, Обновления 3, с обыкновенными возглашениями Паремии Образа. Ектения: Рцем вся... Сподоби. Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем и т. д. На литии: Напр., в предпразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Воздвижения креста Господня. Стихира храма. Рядовые вечерние стихиры на стиховне Праздника. Литийные стихиры святого, если он полиелейный. Слава – святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

ф) Снимок с тридцати сребреников, состоящий из оловянных монет, помещенных в книге из кипарисных досок, обитых бархатом. Служба в Воскресенском монастыре отправляется по чину иерусалимской Церкви и имеет некоторое отличие от обыкновенного служения: 1) Диакон во всякое время богослужения и даже в продолжение обедни, по «Отче наш», носит орарь особенным образом, положив его на левое плечо, потом через перси пропустив под правое плечо, затем через спину и снова на левое плечо, и таким образом действует концом ораря. 2) Диакон совершает все службы в камилавке, а на обедне только до малого выхода. 3) Священник, когда служит без диакона, читает ектенью в камилавке, за исключением литургии. 4) Во время малого входа на божественной литургии и на вечерне царские двери не отворяются до тех пор, пока священник и диакон станут уже пред амвоном, и тогда свещеносец, несущий свечу пред евангелием, приступив к царским дверям, отворяет из для входа. 5) Когда при окончании обедни священник читает последний отпуст, то царские двери за ним затворяются, и он стоит уже вне их пред амвоном, а потом входит в алтарь серверными дверями. 6) В будни вместо трезвона звонят только в один полиелейный колокол. Кроме того, в Воскресенском монастыре в разные времена введены и, по преданию, до настоящего времени соблюдаются некоторые особые благочестивые церковные установления: 1) В каждый воскресный, за исключением Четыредесятницы, день после литургии в часовне гроба Господня отправляется торжественно пасхальный канон; по 6-ой песни читается воскресное евангелие, а по отпусте предстоящие целуют св. крест и окропляются св. водой. По желанию богомольцев, этот обряд совершается и в другие дни недели. 2) Сентября 14-го, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, после литургии раздаются настоятелем народу заранее приготовленные металлические или кипарисные крестики, освященные на Голгофе. Обычай этот свято сохраняется со времен патриарха Никона . А накануне Воздвижения, во время всенощной, каждый богомолец получает цветок от подножия голгофского распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечером по возвращении домой мы служили вечерню накануне воскресенья, третьего по Воздвижении, в вышеупомянутой церкви. Начиная с Бруссы до Константинополя и далее в Валахии и Молдавии, включая и прилегающие страны, христиане не имеют обыкновения совершать всенощную (агрипния), как это водится у нас, но когда случится большой праздник, совершают её накануне пред полунощницей и не перестают кадить на „Господи воззвах” до самой „Славы”; между тем стекается со6рание. На ектеньях поминали первым нашего владыку патриарха, а потом их митрополитов. При входе присутствующие священники приняли благословение 22 (от патриарха) и, облачившись в ризы, по своему обычаю, шествовали на Входе с пением „Свете тихий“. Когда священник участвует на Входе, это значит, что на следующий день он будет совершать литургию. Знай, что первенствующий, или главный из иереев, обязан произнести молитву на захождение солнца „Свете тихий“ и „Ныне отпущаеши раба Твоего”; равно на утренней молитве он должен произносить утренние псалмы и затем „Слава Тебе, показавшему нам свет“ и проч. На утро вышеупомянутого воскресенья наш владыка патриарх в той же церкви совершал литургию. Во всей греческой стране начинают (утреню?) с канона, а по седьмой песне и чтении синаксария поют „Всякое дыхание“, читают евангелие и „Спаси Господи люди Твоя”, и служащий священник подносит евангелие к первенствующему для целования, после чего прикладываются все присутствующие; потом подносит евангелие и женщинам и, когда они приложатся, возвращается в престолу. Что касается часов, то они отправляются у греков весьма небрежно, исключая первого часа на рассвете дня, и тем заключают богослужение, но священник во время литургии прочитывает их про себя. Впрочем, в стране казаков и в Московии их читают громко, во всеуслышание, как у нас. Во время великого выхода со Св. Дарами, впереди идут дьяконы, а позади священники. Во всех этих странах, кроме Московии, все присутствующие в церкви входят в алтарь для принятия антидора из рук первенствующего или служащего священника; он выходит к женщинам и детям и их также оделяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После обедни братии раздавали «кусие просфирное» (частицы просфор) и все расходились. Через «час боевой» (когда часы пробьют следующий час) вновь собирались в храме к вечерне. После вечерни полагался ужин, к которому звонили праздничным звоном, на богослужение монахи надевали короткие мантии. Неподвижный круг (продолжение) Через неделю после праздника Святой Троицы наступает Петров пост, который завершается празднованием святым первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня). Накануне праздника в волоколамской обители совершалось всенощное бдение со свечами. К службе, которая начиналась в два часа ночи, звонили во все колокола, храм торжественно украшался, к иконам прикладывали вышитые пелены. После всенощного, когда совершалась служба первого часа, братию и богомольцев помазывали маслом. Обедню служил игумен со всем собором. 1 августа праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня начинается Успенский пост. Накануне праздника священник, облачившись в ризы и покадив крест, переносил его с жертвенника на престол, а Евангелие полагалось на Горнем месте. Перед престолом на всю ночь оставляли зажженную свечу. Вечерню служили, как и на Воздвижение. К заутрене звонили за три часа до рассвета. После великого славословия на последнем «Трисвятом» игумен, облачившись в ризы, торжественно выносил на главе крест. Впереди шли диаконы со свечами, а большой диакон – с кадилом. Игумен полагал крест на аналое перед отворенными Царскими вратами, а диакон в это время возглашал: «Премудрость», игумен отвечал: «Мир ти» и, взяв кадило у дикона, кадил святой крест под пение тропаря кресту: «Спаси, Господи, люди своя». Покадив крест, игумен снова возлагал его себе на главу и шел вместе с Крестным ходом на Иордан – реку или озеро. Впереди шли диаконы со свечами, а хор пел ирмос празднику. Придя на воду, диакон кадил Иордан, а канонарх возглашал стихиры кресту. Потом трижды пели тропарь, и после чтения Апостола игумен, говоря тропарь, трижды погружал крест в озеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь объясняет это в словах праздничного богослужения Чин выноса Креста, воздвижение его на четыре стороны света и поклонение ему — не единственная особенность праздничной службы накануне Крестовоздвижения. Вечернее богослужение наполнено песнопениями настолько возвышенными и глубокими, что вопросов, подобных вынесенному в название, после Всенощной наверняка не останется. Накануне праздника мы отобрали из них 10 самых поэтических — с параллельным переводом на русский и пояснениями. Молитва на поклонение Кресту — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим» — 3 лучших аудио: «Кресту Твоему…» Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Аудиоплеер Дивна Любоевич и хор «Мелодии» (Divna Ljubojevi). «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» Аудиоплеер Кондак Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.   Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и чтим Крест Твой святой, которым Ты спас нас от рабства врагу. «Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвленныя оживил есть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Его, и Того возвеличим крайнее снизхождение» ( Стихира на «Господи воззвах») . Возвышаемый Крест побуждает всё творение воспевать пречистое страдание Вознесенного на нём Христа . Ибо Христос , на нём нашего убийцу — диавола — оживил умерщвлённых грехом , и сделал их прекрасными, и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный, по преизбытку благости. Потому, радуясь, вознесем Его имя и возвеличим Его крайнее (самое большое, какое может быть) снисхождение.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-poklonyaem...

Заметим: мы говорим о таком воскресном дне, в который не прилучится ничего, кроме малого святого, но если, при малом святом, будет предпразднство идя попразднство или отдание господского или богородичного праздника, то на И ныне надобно петь праздника, т. е. предпразднства иди попразднства (ср. Типик. 15 гл., а также – о попразднстве Воздвижения креста и об отдании того же праздника в неделю). Без сомнения, на И ныне надобно петь праздничное песнопение и в обыкновенное воскресение в том случае, если храм Христов или Богородицы. 52 В ответ на слова священника: Мир всем, на клиросе поют: И духови твоему, хотя в Типиконе, Октоихе и Служебнике об этом умолчено. 53 О преклонении всех до земли и об обращении священника лицом к западу говорится в Типиконе и Октоихе, но в Служебнике упомянуто только о преклонении до земли. 55 Господь воцарися... на вечерни накануне воскресного дня поется еще, как прокимен, после которого сказываются те же самые стихи, которые здесь находятся, только там есть еще один лишний стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася» (см. выше). Припевы пред стихирами на стиховне напечатаны о Октоихе. 56 В Октоихе в последовании великой вечерни сказано: «Слава Минеи, аще имать: аще ли несть: Слава, и ныне. богородичен». Судя по тем указаниям, какие относительно стихир на стиховне имеются в 3, 4 и 5 главах Типикона и имея в виду то, у каких святых в последованиях Минеи на стиховне есть Слава святого, это замечание в полной силе мы должны относить к тем воскресным дням, в которые случится святой с бдением и полиелеем или же поемый на 6. Впрочем, и у малых святых в стихирах на стиховне иногда есть песнопение на Славу (напр., 25 сентября). И надобно знать, что когда поется песнопение на Славу, то на И ныне надобно петь воскресный богородичен по гласу Славы .(Типик., гл. 5), заимствуя оный из стиховных богородичнов (подробнее об этом чит. ниже, там, где излагается порядок всенощного бдения накануне воскресного дня при святом, имеющем бдение или полиелей, или же поемом на 6). 59 По установившейся в настоящее время богослужебной практике, после слов Благословение Господне..., священник входить в алтарь чрез отверзтыя царские двери, которые после этого затворяются; а чтец читает: Аминь. Слава в вышних Богу... 3. Господи устне мои... 2 и шестопсалмие. 60 В издании Киево-Печерской лавры, при изложении устава воскресной утрени, сказано, что эту ектению произносит диакон, исшед северною дверью (л. 5), а в самом Последовании утрени сказано, что произносит иерей или диакон (л. 30), в Последовании же всенощного бдения – диакон (л. 54 на об.); по Служебнику иерей или диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Празднование Воздвижению продолжается с 13-го сентября – препразднства по 21-е сентября до отдания его, и св. крест остается на аналогии до 21-го сентября: в сей день после отпуста литургии священник, после каждения Честного Креста, взимает его на главу, вносит царскими дверями в алтарь и полагает на престоле 83 . Суббота и неделя (Воскресенье) пред Воздвижением и после Воздвижения так и называются субботою и неделею пред Воздвижением и по Воздвижении; им положены особые зачала из Апостола и Евангелия и особые прокимны в честь св. Креста. 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр.). Праздник этот в Богослужении имеет все особенности великих праздников. Кроме того, на утрени в каноне поются ирмосы канона на Рождество Христово: Христос раждается... Эти ирмосы служагь катавасиею на утреннем каноне во все-воскресные и праздничные дни до самаго отдания праздника Рождества Христова, до 31-го декабря. 3) Рождество Христово (25-го декабря) Особенности при Богослужении видны еще накануне, в навечерие праздника, в сочельник 84 . Тогда отдельно от литургии совершаются царские часы 85 . На каждом часе (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) читаются – один псалом часа и два другие, собраные с событием праздника, и, кроме того, паримии, содержащие ветхозаветные пророчества о пришествии на землю Спасителя мира, и зачала из Апостола и Евангелия, указывающие на исполнение сих пророчеств. Литургия совершается после пополудни вместе с вечернею 86 . После литургии или вечерни в соборных храмах возглашается многолетие с произнесением полного царского титула и совершается славление рожденного Христа Спасителя; для сего посреди церкви ставится икона Рождества Христова; пред нею свещник, а священнослужители поют тропарь и кондак праздника. В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: «С нами Бог»! После 1-го трисвятого, вместо тропарей, положеиных в часослове, поется тропарь праздника; а после 2-го трисвятого – кондак праздника. Повечерие оканчивается чтением славословия «Слава в вышних Богу», а остальные молитвы повечерия, приличные на сон грядущие, опускаются; после «Слава в вышних» бывает лития, благословение хлебов и далее – праздничная утреня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010