На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С трудом исторглись мы от свиты тамаритов, которых шейхи нас окружили, не довольствуясь никакою платою, и поспешили в обратный путь мимо замка Иродова, прильнувшего к высочайшей горе, или сопке сего вулканического хребта. Говорят, что обширный вид открывается с её вершины на всю южную Палестину, и я весьма сожалею, что не отклонился от дороги для посещения сего так называемого Кастель-Франка; но мы спешили в Вифлеем к вечерне, чтобы застать богослужение латинское, потому что это был канун их праздника Рождества Христова, предшествующего нашему 12 днями. Однако, мы спустились из деревни пастырей в уединённую долину, где совершали они некогда ночную стражу стад своих, и где услышали небесные гимны: «Слава в вышних Богу!» несколько маслин в обширной ограде, подземная церковь с мозаическим помостом, и над нею развалины бывшего собора, – вот все, что осталось от древнего святилища, где соединились небо и земля для прославления Божественного Младенца. Прейдем до Вифлеема, сказали и мы, подобно пастырям, и поспешили к тем же яслям, хотя и не обрели в них Повитого. Я люблю и в храме св. Гроба литии латинские, когда, с свечами в руках, обходят они молитвенно все святые достопоклоняемости, и преклоняют колена при каждой из них, при пении усвоенных им гимнов. – Столь же трогательно странствие сие, и даже более, по святилищу Вифлеемскому, потому что оно совершается в подробности. Из вертепа Рождества, от престола яслей и волхвов, идёт сия братия латинская попарно в примыкающий подземный ход блаженного Иеронима , напоминающий киевские пещеры. Они останавливаются сперва пред алтарём Иосифа обрученника, далее у пещеры заключённой – избиенных младенцев, опускаются в самое жилище Иеронимово, мимо гроба ученика его Евсевия, и там покланяются гробнице сего великого учителя Церкви Западной, и последовавшим за ним из Рима внукам Сципионов – Павле и Евстохии – матери и дочери. Служба утренняя Рождества началась у римлян ночью, как бы у нас пасхальная, в собственной их церкви св. Екатерины, примыкающей к соборному храму, и продолжалась вместе с литургией 6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мясоед — период времени между постами, когда употребляется мясная пища. Мясопустная неделя — предпоследнее воскресенье перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. Неделя — древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. Обедня — простонародное название Литургии. Отдание праздника — последний день, как правило, многодневного попразднства великого праздника. Отпевание — богослужение, совершаемое священником или архиереем при похоронах верующего. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Панихида (греч. «всенощный») — богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих и в установленные дни всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо. Паримия (греч. «притча») — чтение на богослужениях текстов из Ветхого или Нового Завета (преимущественно из Ветхого). Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримий. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии. Повечерие — богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды — вечери. Бывает великое (совершается в дни Великого поста, праздников Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни). Полиелеи (греч. «многомилостивый») — торжественное песнопение, состоящее из стихов псалмов 134 и 135; часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона, наиболее торжественная часть всенощного бдения. Полунощница — общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

В день памяти первомученика Стефана Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил Литургию в Пантелеимоновом монастыре города Киева 9 января 2019 г. 19:48 8 января 2019 года, в канун дня памяти первомученика Стефана, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничную вечерню в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Успенской Киево-Печерской лавры . Вместе с Предстоятелем  Украинской Православной Церкви  за богослужением молились наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , архиепископ Городницкий Александр , архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Фастовский Дамиан , епископ Васильковский Николай , епископ Иванковский Кассиан , епископ Гостомельский Тихон , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр , епископ Макаровский Гедеон , епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий , братия обители, студенты Киевских духовных школ и многочисленная паства.  По окончании богослужения Блаженнейшему митрополиту Онуфрию было возглашено многолетие. Затем митрополит Антоний зачитал приветствие Его Блаженству от Синода, епископата и всех верных Украинской Православной Церкви по случаю Рождества. Блаженнейший владыка поблагодарил за поздравления и обратился к участникам богослужения со словом. Затем, во время исполнения хоровыми коллективами колядок и других рождественских песнопений, Предстоятель Украинской Православной Церкви принимал поздравления паствы. 9 января, в день памяти святого архидиакона и первомученика Стефана, Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил Божественную литургию в Пантелеимоновом женском монастыре г. Киева (Феофании). Также в этот день почитается память преподобного Вонифатия Киевского, подвижника Пантелеимонова монастыря, жившего в 1785-1871 годах. Он приложил много усилий для обустройства монастыря. Его отличали подвижническая жизнь и прозорливость. 20 февраля 2011 года торжества по случаю причисления к лику святых прп. Вонифатия Киевского возглавил приснопамятный  Блаженнейший митрополит Владимир .

http://patriarchia.ru/db/text/5340093.ht...

Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии : «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). Во время богослужения черные постные облачения под ликующие песнопения меняются на белые. По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета , от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Таким образом весь период предшествующего празднику поста с церковными службами напоминает собою тот дохристианский период, когда люди зрели грядущего Христа в образах, обетованиях, пророчествах, ожидали Его пришествия и готовились к достойному сретению Его. Чем ближе к празднику, тем более увеличиваются песнопения, относящиеся к нему. За пять дней до праздника начинается так называемое предпразднество его, – как бы преддверие наступающего торжества. Предпразднуим людие, Христово рождество, – поется в этот день, – и ум вознесше к Вифлеему, вознесемся мыслию и узрим в вертепе велие таинство: отверзеся бо Эдем, от Девы чистые Богу происходящу, совершен сый тойжде в божестве и человечестве (стихира на вечерне). Самый канун праздника называется в богослужебных книгах навечерием, на обычном языке сочельником, а правильнее сочевником, от слова сочиво, потому что в этот день предписывается особенно строгий пост и по церковному уставу полагается сочиво обварено, или кутия с медом. Это – кушанье из пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, что, размочив водою, едят с медом или без меду. Но усердные православные христиане в сочельник не вкушают ничего «до звезды», т. е. до наступления вечера, когда появятся звезды. В навечерие праздника, если только оно не случится в субботу или воскресенье (дни свободные от поста), отправляется особое богослужение – царские часы. Богослужение это совершается при открытых царских дверях, среди храма, пред евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что Спаситель уже сияет всем языкам. Пред евангелием воскуряется ладан, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами родившемуся Царю иудейскому. На часах этих обыкновенные псалмы и стихиры заменяются псалмами, тропарями и стихирами, приличными празднику. На них все важнейшие пророки, предвозвестившие явление Бога во плоти, соединены церковью в одно, и как бы приветствуют с хорами ангелов сошествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Здесь мы слышим вдохновенные слова пророка и Богоотца Давида, который сквозь сумрак веков отдаленных ясно созерцал величие своего Божественного Потомка ( Пс.44 ); он же воспевает предвечное рождение Христа: из чрева прежде денницы родих Тя ( Пс.109 ); видит, как иноземные цари приветствуют рожденного Царя царей, и народы спешат укрыться в Его благодатном царстве: царии Фарсийстии и острови дары принесут, царии Аравстии и Сава дары приведут; и поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему ( Пс.71 ); воспевает, наконец, мир и благоденствие Его славного царства: возсияет во днех Его правда и множество мира ( Пс.71 и Пс. 77 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Arhiva De ziua pomenirii Întâiului Mucenic tefan Preafericitul mitropolit Onufrii a condus Dumnezeiasca Liturghie la Mnstirea „Sfântul Pantelimon” din Kiev 9 ianuarie 2019 19:48 8 января 2019 года, в канун дня памяти первомученика Стефана, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничную вечерню в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Успенской Киево-Печерской лавры . Вместе с  Предстоятелем  Украинской Православной Церкви  за богослужением молились наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , архиепископ Городницкий Александр , архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Фастовский Дамиан , епископ Васильковский Николай , епископ Иванковский Кассиан , епископ Гостомельский Тихон , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр , епископ Макаровский Гедеон , епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий , братия обители, студенты Киевских духовных школ и многочисленная паства.  По окончании богослужения Блаженнейшему митрополиту Онуфрию было возглашено многолетие. Затем митрополит Антоний зачитал приветствие Его Блаженству от Синода, епископата и всех верных Украинской Православной Церкви по случаю Рождества. Блаженнейший владыка поблагодарил за поздравления и обратился к участникам богослужения со словом. Затем , во время исполнения хоровыми коллективами колядок и других рождественских песнопений,  Предстоятель Украинской Православной Церкви принимал поздравления паствы. 9 января, в день памяти святого архидиакона и первомученика Стефана, Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил Божественную литургию в Пантелеимоновом женском монастыре г. Киева (Феофании). Также в этот день почитается память преподобного Вонифатия Киевского, подвижника Пантелеимонова монастыря, жившего в 1785-1871 годах. Он приложил много усилий для обустройства монастыря. Его отличали подвижническая жизнь и прозорливость. 20 февраля 2011 года торжества по случаю причисления к лику святых прп. Вонифатия Киевского возглавил приснопамятный  Блаженнейший митрополит Владимир .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5340181...

Невысокий шкаф с выдвижными ящиками, в которых хранилось белье. Стол с настольными ящиками для хранения бумаг. Деревянный станок на подставке, на котором художник помещает холст, натянутый на раму — подрамник. Узкий книжный шкаф без двери и задней стенки. Пергамент — это особо обработанная кожа животных, в старину до изобретения бумаги использовалась для письма. Слово употребляется и в значении — древняя рукопись, написанная на пергаменте. Крепостными назывались крестьяне, находившиеся в полной зависимости от помещика — владельца земли и вынужденые ее обрабатывать. Не имея собственной земли, крестьяне были прикрепленными к помещичьей земле: отсюда и понятие — крепостное право. В 1861 году царь Александр II Освободитель отменил крепостное право, крестьяне получили волю. Толченая, не молотая мука, главным образом овсяная. Корнеплод, по вкусу напоминающий репу. Деревяная дуга, при помощи которой на плечах переносили ведра с водой. Горячий напиток из меда и пряностями — мятой, корицей и т. п. Всенощною, или всенощным бдением, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом и совершается при большем освещении храма, чем в другие дни. Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось. Литургию называют «обедней», т. к. ее положено совершать в полуденное (обеденное) время (у наших предков принято было вставать очень рано). Литургия — самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Канун праздника Рождества Христова называется сочельником, т. к. в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом. День перед праздником Крещения Господня так же является сочельником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4263...

31 ноября – праздник Введения во храм Богородицы. Литургия обязательно с архиерейским служением. Следующая большая служба была 6 декабря, в день святителя Николая. В конце месяца – Рождество Христово. Этому празднику предшествовал сочельник, когда служили вечерню с водосвятием и «царскими часами». На последних исполнялось «Господи, помилуй» Г. Ф. Львовского. Обычно этой службой управлял Н. С. Голованов, который выводил оба клироса за амвон и исполнял все песнопения сводным составом. Говорили, что так было еще во времена В. С. Орлова. 24 декабря, в канун Рождества, в два часа ночи, в соборе служилась утреня. Учеников укладывали спать в шесть часов вечера, а ночью с трудом поднимали. Шли в Кремль сонными, но по приходе на клирос заметно оживали, и вскоре хор пел с подъемом. Особенно оживляли ирмосы «Христос раждается» ... Для ребят «маячили» елка и рождественские каникулы. Наутро – торжественная обедня, а по ее окончании молебен. Во время утрени и литургии хором управлял Н. М. Данилин. Репертуар песнопений на рождественских богослужениях всегда был отменным. На утрени исполнялось «С нами Бог» Кастальского. Вообще предпочтение произведениям А. Д. Кастальского отдавалось всегда и, в частности, на Рождество пели его тропарь и кондак, «Хвалите», Херувимскую «на разорение Москвы» (этот день был связан с воспоминанием о войне 1812 года), «Милость мира» сербского роспева, «Верую» 1. На второй и третий дни праздника, если они не были воскресными, хор пел литургию только на один клирос. Воскресную литургию, как обычно, пели полным составом. Под Новый год в Успенском соборе в 12 часов ночи совершался новогодний молебен. Так же, как и под Рождество, учеников укладывали спать с шести часов вечера, так же трудно поднимали с постелей с окриками дядек и дежурных воспитателей, так же полусонными вели в Кремль. Одно утешение: короткая служба и опять песнопение «С нами Бог», которое сразу оживляло хор. Молебну предшествовало слово, произносимое в назидание верующим. Особенно мне запомнился молебен под 1916 год. Ровно в 12 часов ночи служившее духовенство во главе с митрополитом вышло из алтаря и выслушало проповедь протоиерея храма Василия Блаженного Иоанна Восторгова 567 . Он считался монархистом, и с его именем было связано возвышение Распутина, которого Восторгов рекомендовал к царскому двору. Будучи прекрасным проповедником, он произнес слово о неверии в народе, об отходе от православия и учащении случаев самоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010