Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца, чин которого установлен в первые века христианства. Начинается вечерня 103-м псалмом, называемым поэтому «предначинательным», прославляющим величие Творца; затем следует великая ектения (ряд прошений, произносимых диаконом либо священником), чтение очередной кафизмы Псалтири (150 псалмов которой разделены на двадцать кафизм, или групп), пение 140-го и 141-го псалмов («Господи, воззвах») с присовокуплением соответствующих стихир. Затем поется вечерняя песнь «Свете тихий», возглашается прокимен (стих из Псалтири, предшествующий чтению книги «Апостол» либо паримий – глав ветхозаветных книг, прообразующих либо непосредственно прорицающих то или иное событие новозаветной истории). Заканчивается вечерня сугубой ектенией (усиленной молитвой, прошением) и отпустом – отпустительной молитвой священника. От обычной вечерни отличается вечерня великая, которая, соединяясь с утреней в составе всенощного бдения, совершается накануне воскресных и праздничных дней. Вечерня малая – сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы – совершается только перед всенощным бдением. Всенощное бдение, или всенощная , – богослужение суточного круга, совершаемое в канун воскресных и праздничных дней. Название происходит от обычая древней Церкви совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Состоит из вечерни, утрени и 1-го часа (или из великого повечерия и утрени). На праздничном всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) – в воспоминание о трапезах первых христиан в промежутках между долгими богослужениями. Вход – прохождение священнослужителей при отверстых царских вратах в предшествии свещеносца вокруг престола или от жертвенника через северные двери алтаря и затем через царские врата к престолу. Есть два входа: малый и великий. Малый вход также имеет два вида: вход с кадилом и вход с Евангелием; первый, как правило, совершается во все великие вечерни, второй – на литургиях Василия Великого или Иоанна Златоуста , после третьего антифона перед пением Трисвятого. Великий вход бывает только на литургии, его содержание – перенесение преждеосвященных или приготовленных в настоящий день Святых Даров с жертвенника на престол во время пения «Херувимской» песни (название ее – от начальных слов песни: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…») либо заменяющих ее песнопений. Вход с Евангелием символизирует явление Иисуса Христа на проповедь, вход со Святыми Дарами – Его крестный путь, смерть и погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

6 января – великий праздник святого Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, на 30-м году Своей жизни, перед вступлением в дело служения человеческому роду, пришел на реку Иордан и потребовал от Иоанна, чтобы тот крестил Его. Предтеча Христов, узнав, по откровению Божию, Господа, считал себя недостойным крестить Его. Но, услышав от Господа, что Ему нужно исполнить всякую правду, крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился ( Лк. 3:21 ), отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него; и слышен был глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф. 3:13. 17 ; Мк. 1:9–11 : Лк. 3:21–23 ; Ин. 1:33–34 ). Праздник Крещения Господа называется Богоявлением, потому что при крещении Господа явилась божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне; Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца; Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Это св. Церковь выражает в песнопении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение», в древности в навечерие Богоявления были крещаемы оглашенные. И так как крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется праздником Просвещения (например: неделя по Просвещении). Праздник Богоявления Господня принадлежит к числу дванадесятых. Он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Праздник Богоявления Господня имеет четыре дня предпразднства (с 2 по 5 января) и восемь дней попразднства. Отдание совершается 14 января. Суббота и неделя перед праздником Крещения Господня называется субботою и неделею перед Просвещением. В них полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имевших отношение к празднику. Канун, навечерие праздника Богоявления, как и канун, навечерие Рождества Христова, есть сочельник. В навечерие, если оно будет в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, совершаются царские часы, затем, особо от часов, – вечерня с литургиею св. Василия Великого , и после нее бывает освящение воды. Если же сочельник случится в субботу или неделю (воскресение), то часы царские совершаются в пяток, и литургии в тот пяток не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  4 ноября 2016 года. Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве   20 ноября 2016 года. Торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла   5 декабря 2016 года. Патриарший визит в Корсунскую епархию. Посещение кладбища Сен-Женевьев-де-Буа   22 декабря 2016 года. Отпевание российского посла Андрея Карлова, убитого в Турции   31 декабря 2016 года Молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя в Москве   7 января 2017 года. Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Центральной клинической больницы святителя Алексия в Москве   7 января 2017 года Телемост с экипажем Международной космической станции в праздник Рождества Христова   17 февраля 2017 года VII детский турнир по русскому хоккею на призы Патриарха на Красной площади в Москве   23 февраля 2017 года. Отпевание и погребение архимандрита Кирилла (Павлова)   3 марта 2017 года. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве   4 апреля 2017 года. Лития по погибшим в результате теракта в Санкт-Петербургском метрополитене   8 апреля 2017 года. Патриаршее служение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя в Москве   13 апреля 2017 года. Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великий четверг. Божественная литургия, чин освящения мира и чин умовения ног   16 апреля 2017 года. Пасхальная великая вечерня в Храме Христа Спасителя в Москве   4 мая 2017 года. Освящение креста-памятника на месте гибели великого князя Сергея Александровича в Кремле   13 мая 2017 года. Патриаршее служение на Бутовском полигоне в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших   21 мая 2017 года. Патриаршее служение в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве. Принесение мощей святителя Николая Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/god-patriarha-sluzheni...

Собор был открыт для всех ежедневно, причем не только в часы богослужений, но и между литургией и вечерней; царившая тогда в соборе тишина прерывалась временами тихим пением молебнов, которые причт (дежурные пресвитер и дьякон) совершал по просьбам молящихся. Такие молебны служились чаще всего перед иконой Владимирской Божией Матери, у левого клироса, а в последние годы, после прославления святителя Гермогена, также у его гробницы в юго-западном углу собора. В эти часы, между литургией и вечерней, открывался доступ в Петропавловский придел, где можно было приложиться к мощам святителя Петра и к другим святыням. Во время перерыва между литургией и вечерней в соборе оставались зажженными лампады, горели свечи, которые ставились приходящими богомольцами; вся обстановка способствовала духовному сосредоточению, что и влекло многих в эти часы тишины и безмолвия в Успенский собор. Собор имел свой устав, в соответствии с которым строился распорядок его жизни. Основными ежедневными богослужениями являлись: утреня – в будние дни в четыре часа утра, литургия – в девять часов утра, вечерня в воскресные и праздничные дни – в три или в четыре часа (в зависимости от времени года). Под воскресные и праздничные дни вместо утрени служилась всенощная: в летний период (от Пасхи до Воздвижения) – в шесть или семь часов вечера, в осенне-зимний период (от Воздвижения до Пасхи) – в два часа ночи на праздничный день. В период Великого Поста было особое расписание. В 1906–1908 годах утреня служилась в семь часов утра. В соответствии с подобным порядком более чем полгода Успенский собор в вечернее время (после вечерни) закрывался и никаких богослужений в эти часы не совершалось; даже под Рождество Христово всенощная служилась не накануне вечером, а в час ночи. Исключением были две всенощные, которые служились не в ночь, а вечером в канун праздника: под день святителей московских, когда в собор торжественно приносилась икона св. Алексия из Чудова монастыря, где хранились его мощи, – чтобы прославить вкупе всех четырех святителей московских (5 октября по старому стилю); после 1912 года также в канун дня памяти св. Гермогена (17 февраля по старому стилю) 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее святой песнописец призывает нас отрясти от очей сон лености, бодрствовать в молитве, отражая искушения лукавого, быть воздержанными в слове, отречься плотских страстей и красных (то есть удовольствий) мира. Рассматривается это как необходимое условие нашего участия в поклонении родившемуся Христу.    Канон, поющийся на повечерии последнего дня предпразднства, 24 декабря, и составленный по образцу канона Великой субботы, носит более радостный и торжественный характер. Его основная тема – не самоистощание Божества, а Его плод на земле: соединение земного с небесным. Глава 3. БОГОСЛУЖЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДО ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Навечерие Рождества Христова    В отличие от большей части двунадесятых праздников у Рождества Христова, кроме предпразднства, есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику и называемый навечерием Рождества Христова, или «сочельником». Из других двунадесятых праздников навечерие имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднства, в канун праздника, 24 декабря, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.    Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».    Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Китайская/Новости HTML-koд для вставки на сайт или в блог: В Пекине православные христиане отпраздновали Рождество Христово Православные верующие китайцы, не имеющие пока в Пекине своего храма, с согласия властей собрались 7 января в католическом храме Архангела Михаила на улице Дунцзяоминсян в центре Пекина для совершения Великой Вечерни.В настоящее время в КНР нет православных священнослужителей-китайцев, в связи с чем богослужения совершаются мирским чином. По окончании богослужения православные верующие китайцы пригласили на праздничную трапезу своих единоверцев из России. В канун Рождества и в рождественскую ночь православные верующие г. Пекина собрались на торжественные богослужения, которые прошли в " Красной фанзе " - старейшей постройке Посольства Российской Федерации. В светлый праздник Христова Рождества пришли помолиться более восьмидесяти человек сотрудники Посольства Российской Федерации со своими семьями, проживающие в Пекине соотечественники, а также православные из Украины, Белоруссии, США, Франции, Греции, Сербии и Македонии. Около половины молящихся исповедовались и причащались. Было зачитано Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Богослужения в православной общине г.Пекина в честь Успения Пресвятой Богородицы совершил протоиерей Дионисий Поздняев. В праздничную ночь все верующие были приглашены разделить общую трапезу. Большую радость вызвали рождественские подарки, которые были вручены всем гостям фанзы во время трапезы. Православные верующие китайцы, не имеющие пока в Пекине своего храма, с согласия властей собрались 7 января в католическом храме Архангела Михаила на улице Дунцзяоминсян в центре Пекина для совершения Великой Вечерни. В настоящее время в КНР нет православных священнослужителей-китайцев, в связи с чем богослужения совершаются мирским чином. По окончании богослужения православные верующие китайцы пригласили на праздничную трапезу своих единоверцев из России. Рождественские богослужения также были совершены в Шанхае священником Алексием Киселевичем и в Гонконге иеромонахом Мелетием (Соколовым). В первый и второй дни по Рождестве Христовом богослужения совершались и в домовых храмах Шэньчжэня и Гуанчжоу для православных верующих, проживающих в провинции Гуандун.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВЕЧЕРИЕ [Греч. παραμον; слав.  ], канун великих правосл. праздников или богослужение в этот канун. В совр. Уставе термин «Н.» используется применительно лишь к кануну Рождества Христова , Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 169, 189 об., 287). Греч. слово παραμον (в слав. богослужебных книгах передается как  ) для обозначения богослужения накануне Господских праздников используют, напр., Анастасий Апокрисиарий († 666; в отношении праздника Крестовоздвижения - см.: PG. 90. Col. 168A) и прп. Феодор Студит († 826; упоминает Н. Крещения Господня и Н. Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим) - см.: PG. 99. Col. 1697A, 1717B). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., термин παραμον применяется для обозначения торжественного вечернего богослужения (с участием патриарха) (в отличие от обычной вечерней службы - λυχνικν) накануне наиболее значимых праздников: Новолетия (1 сент.), двунадесятых праздников , Обновления (т. е. освящения) Великой церкви (23 или 24 дек.), в день основания К-поля (11 мая), апостолов Петра и Павла (29 июня), св. отцов Халкидонского Собора (16 июля), в воскресенья перед Пятидесятницей и после нее (память св. отцов Вселенского I Собора и память всех святых соответственно), в годовщины освящения церквей. Состав службы Н. (παραμον) большинства указанных дней примерно следующий: Пс 85 и 140, прибытие патриарха и его вход в храм, ектения, прокимен, 3 малых антифона, ектеньи, чтение паремий, пение тропаря праздника (напр., см.: Mateos. Typicon. P. 1-4, 18, 26-28). Т. о., c Н. начинается богослужение праздника; за Н. в свое время следуют паннихис , затем утреня и Божественная литургия. Н. праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения имеют особенности: в эти праздники к Н. примыкает Божественная литургия и назначается больше чтений, псалмов и тропарей (см.: Ibid. P. 148-154, 174-182, 252-254; также см. в статьях Рождество Христово , Крещение Господне , Благовещение Пресвятой Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/2564574.html

Далее святой песнописец призывает нас отрясти от очей сон лености, бодрствовать в молитве, отражая искушения лукавого, быть воздержанными в слове, отречься плотских страстей и красных (то есть удовольствий) мира. Рассматривается это как необходимое условие нашего участия в поклонении родившемуся Христу. Канон, поющийся на повечерии последнего дня предпразднства, 24 декабря, и составленный по образцу канона Великой субботы, носит более радостный и торжественный характер. Его основная тема – не самоистощание Божества, а Его плод на земле: соединение земного с небесным. Глава 3. БОГОСЛУЖЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДО ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Навечерие Рождества Христова В отличие от большей части двунадесятых праздников у Рождества Христова, кроме предпразднства, есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику и называемый навечерием Рождества Христова, или «сочельником». Из других двунадесятых праздников навечерие имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднства, в канун праздника, 24 декабря, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений. Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник». Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и затем: даде святым своим учеником и апостолом рек: пийте от нея вси…, 3) вместо песни: Достойно есть яко воистинну... поется: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь... § 70. Богослужебные особенности праздника Рождества Христова . По нашему летосчислению Иисус Христос родился от Девы Марии в 5508 году от сотворения мира. Христианская Церковь ежегодно празднует это великое событие 25 декабря. К достойному его празднованию верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводятся в особо строгом посте. Этот День называется сочельником, так как в этот день, по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво или пшеницу с медом. В навечерие, если только оно не случится в субботу или воскресенье, совершаются утром царские часы и около полудня литургия Василия Великого с вечерней. В самый же праздник совершается литургия Иоанна Златоустог о. Часы, совершаемые в навечерие Рождества Христова, отличны тем, что на них читаются приличные празднику паремии, Апостол и Евангелия. Царскими они называются потому, что в Греции, при совершении их, обыкновенно присутствовали императоры, почему в конце службы и положено провозглашать Государю многолетие. После литургии поставляется посреди церкви икона праздника и клирики поют тропарь его: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирове свет разума: в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты востока; Господи, слава Тебе!» А потом кондак праздника: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Если навечерие бывает в субботу или воскресенье, то царские часы читаются в пятницу. В самый же канун бывает в свое время литургия святого Иоанна Златоуста , а после литургии вечерня. Славление Христа совершается уже после вечерни. Поста, говорится в Уставе, в этот день не бывает. Это значит, что после обедни до вечерни дозволяется покушать немного хлеба. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь Исаии: «С нами Бог , разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Частое повторение, в сей песни: «С нами Бог!» свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога Еммануила. Содержание прочих песней можно выразить начальной песней канона: «Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите (сретайте); Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля; с веселием воспойте людие, яко прославися». Торжество сего праздника усугубляется для русской церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двадцати языков в 1812 году. Почему Церковь после литургии и благодарственного молебна возглашает вечную память Благословенному Александру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Архив Пн В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя 6 января 2014 г. 12:12 Утром 6 января 2014 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата епископ Подольский Тихон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , духовенство Храма Христа Спасителя и г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Алексия Алексеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Воронцове, во пресвитера. После причащения духовенства священник Михаил Селявкин, клирик храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы, обратился к прихожанам с проповедью. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. В заключение Святейший Патриарх Кирилл поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником: «Ваши Преосвященства! Досточтимые дорогие отцы! Братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Рождественским сочельником. Согласно уставу Церкви этот день называется навечерием, то есть кануном, великого праздника Рождества Христова. По церковному календарю день начинается с вечера, а поскольку Литургия в канун Рождества Христова соединяется с вечерней, то это предполагает, что по завершении Литургии мы уже как бы входим в этот духоносный праздник. Хотя астрономически день Рождества Христова еще не наступил, но по церковному уставу мы уже совершаем рождественские песнопения, и день этот озаряется светом Рождества Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/3497612.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010